Одно из самых сложных изображений в учебном рисунке, является рука. Можно рисовать с натуры свою собственную руку, но при этом трудно держать её без движения. Захотелось создать универсальную руку, которая могла бы украсить любой интерьер и могла бы стать моделью для рисования, потому что этой руке можно придать любое движение и она не будет двигаться, в отличие от человеческой руки и в сравнении с деревянной моделью будет более эластичной. Чтобы эта рука была как арт-объект.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №94»
II ОТКРЫТАЯ ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ШАГ В НАУКУ»
Творческий проект
Пластилиновая рука как арт-объект.
Выполнила:
ученица 5Г класса
Арефина Даша
Научный рук. - Зверко В.В.
Казань-2014
Последовательность выполнения творческого проекта
Дай пять!
1.Обоснование возникшей проблемы, потребности и постановки задач
Одно из самых сложных изображений в учебном рисунке, является рука. Можно рисовать с натуры свою собственную руку, но при этом трудно держать её без движения. На занятиях в Школе искусств у нас было задание: используя «Азбуку жестов» надо было составить пословицу, таким образом мы тренировались рисовать руки, для того чтобы легче было понять положение рук в «Азбуке жестов», мы сначала своим рукам придавали такое положение, а потом проанализировав срисовывали с листа. В общем, процесс был трудоемким.
К нам на занятия Вероника Вадимовна, как-то приносила деревянную модель руки и мы делали зарисовки. Я вспомнила про неё и подумала, что можно было бы создать из скульптурного пластилина такую руку-модель для рисования.
Исследование рук, кроме изучения их анатомического строительства, состоит главным образом из рассмотрения размеров различных частей в сравнении. Пальцы имеют определенную длину относительно ладони; места соединения пальцев находятся в определенной пропорции по отношению к целому пальцу. Ладонь имеет ширину и длину. Расстояния между суставами на внешней стороне пальцев больше, чем они же между складками на внутренней стороне. Длина самого длинного пальца от его основания до третьего сустава в задней части – фактически половина длины тыльной стороны ладони от кончика пальца до запястья. Большой палец кончиком достает почти до второго сустава указательного пальца. Ну, в общем, очень хочется углубиться в эту тему и как раз, вылепливая руку в натуральную величину, я смогу внимательно изучить её.
2.Схема обдумывания
Прежде, чем приступить к работе над проектом, необходимо четко представлять себе все аспекты работы и расшифровать их.
3.Выявление основных параметров ограничений
- Пластилиновая рука должна быть красивой и соответствовать назначению
- Пластилиновая рука должны быть не дорогой, но качественно изготовленной.
4.Теоретические сведения
Лепка - любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Поделки из пластилина, как маленькие скульптурки и слепить из него можно всё, что угодно. Сделанные вручную вещи высоко ценятся в современном мире: ведь именно благодаря им, развивается творчество и воображение. Настенные украшения, забавные игрушки, детские игры, сувениры и сюрпризы - все это можно сделать из пластилина. Отличительной особенностью при работе с этим материалом является то, что в процессе работы не требуется никаких специальных инструментов и приспособлений. Лучше всего лепить руками и использовать стеки.
5.История и современность
Есть деревянная модель руки, которая продается в магазине. Представляет эта фигурка из себя деревянную кисть с соблюдением пропорций, и возможностью менять положение пальцев (сгибая и разгибая их в фалангах), но ладонь остается неподвижной, что, конечно же, мешает придавать руке естественное положение.
Почему скульптурный пластилин? Существует две версии появления пластилина в том виде, в котором он нам известен. Согласно первой пластилин изначально не предполагалось использовать в художественных целях. Его разработал некто Джозеф Маквикер, уроженец Цинциннати, работавший на химической фабрике. Пластилин Маквикера был запатентован как нетоксичное средство чистки обоев, и именно в таком виде продавалось достаточно долгое время. Затем через родственницу Маквикера, работавшую в детском саду, очиститель попал на занятия по лепке. Новый материал оказался не только более пластичным, чем глина, но и не пачкал рук во время работы. В скором времени глина исчезла из учебных заведений Цинциннати, полностью вытесненная изобретением Маквикера, а затем, в 1955 году пластилин вышел на большой рынок, начав продаваться в супермаркетах, и за короткий срок принес своем изобретателю миллионные прибыли. Согласно второй версии, пластилин разработал в 1897 году некий англичанин Вильям Харбутт преподаватель школы искусств и отец шестерых детей. Он намеревался создать материал, который не застывал бы подобно глине при контакте с воздухом, и добился своего. Пластилин стал идеальным материалом для скульптуры. Он практически не сох, не лип к рукам и позволял студентам Харбутта переделывать свои скульптуры столько раз, сколько это было необходимо для того, чтобы добиться желаемого результата. Понравился пластилин и детям изобретателя, и два года спустя Харбутт получил на свое изобретение патент, а еще через год четырехцветный пластилин Харбутта начал выпускаться на заводе «Bathampton» в Германии.
Особенности скульптурного пластилина:
Скульптурный пластилин обладает существенными преимуществами перед материалами, которые использовались в скульптуре традиционно. Ни гипс, ни глина не обладают той пластичностью, которой обладает пластилин. Они пачкают руки и, в отличие от пластилина, не пригодны для многократного использования и работы, предполагающей длительные перерывы. Кроме того пластилин сохраняет форму в процессе работы, что позволяет с успехом применять его там, где требуется тонкая проработка деталей. А разделение скульптурного пластилина на твердые и мягкие сорта еще больше расширяет спектр работ, которые могут выполняться с его использованием.
Все эти достоинства делают пластилин, пожалуй, идеальным материалом для использования в учебной практике, а также при любительских занятиях лепкой. Его используют для скульптурной миниатюры и изготовления эскизных работ. Однако для крупногабаритных изделий он все же оказывается малопригодным, и, как это ни странно, именно из-за своих выдающихся пластических свойств – слишком большие изделия из пластилина при долгом хранении даже при наличии внутри них каркаса будут деформироваться под собственной тяжестью – оплывать.
Скульптурный пластилин в отличие от детского, как правило, выпускается однотонным. Зачастую, телесного, серого, оливкового или черного цветов. Он мало подвержен изменениям под воздействия температур, не оставляет пятен и не липнет к стекам для работы с пластиком и рукам скульптора. Кроме того, что немаловажно, такой пластилин не имеет ограничений по срокам использования. Он может храниться и с успехом использоваться на протяжении многих лет. В производстве скульптурного пластилина мы используем экологически чистое сырье, минеральные пигменты и наполнители.
6.Банк идей
Скульптурный пластилин вовремя лепки становится мягким, а когда полежит без прикосновения, то твердеет, поэтому пластилиновой руке можно придавать различные движения, в неё можно что-то положить и на неё можно вешать браслеты, резинки для волос. Скульптурный пластилин бывает разных цветов и хотелось посмотреть, как будет выглядеть работа, если её выполнить, используя разного цвета скульптурный пластилин. Мне помогли мои одногруппники в реализации моей задумки.
Захотелось создать универсальную руку, которая могла бы украсить любой интерьер и могла бы стать моделью для рисования, потому что этой руке можно придать любое движение и она не будет двигаться, в отличие от человеческой руки и в сравнении с деревянной моделью будет более эластичной. Чтобы эта рука была как арт-объект.
7.Требования к изделию
Название изделия | пластилиновая рука |
Функциональное назначение | украшение интерьера, модель для рисования |
Единичное или массовое производство | единичное |
Размеры | в натуральную величину |
Требования к материалам | прочность, эластичность |
Метод изготовления | лепка |
Внешний вид | кисть руки с запястьем на деревянной подставке |
Требования с точки зрения безопасности использования | работать со стеками аккуратно, во избежание повреждений, пластилин не есть! |
Экологические требования | экологически чистое сырье, минеральные пигменты и наполнители |
8.Дизайн-спецификация
9. Конфекционная карта
10. Инструменты и оборудование
Для работы я использовала: стол с клеёнкой, небольшую тряпочку,
стеки, деревянную подставку.
11. Материалы
Скульптурный пластилин.
12.Правила безопасности во время работы
Со стеками:
- так как работу из скульптурного пластилина надо выполнять стеками, то ими нельзя баловаться, во избежание повреждений
С пластилином:
- пластилин нельзя есть
13. Санитарно-гигиенические требования
1. До начала работы необходимо вымыть руки.
2. Свет должен падать с левой стороны.
3.Сидеть на стуле прямо, опираясь на спинку стула.
4. На стол надо постелить клеенку.
5. На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Так как они могут мешать.
14. Экологическое обоснование
Скульптурный пластилин сделан из экологически чистого материала, соответствует ГОСТУ.
15. Экономическое обоснование
Затраты | Стоимость за единицу (руб.) | Количество | Общая сумма |
Стоимость материалов | |||
скульптурный пластилин оливковый | 100 руб. | 0.5 кг | 70 руб. |
Пластилин остается, где-то 1/3 часть от пачки. Стоимость электрического освещения не учитывается, так как работа выполнялась в дневное время, при естественном освещении. Дощечку, стеки и клеенку в стоимость изделия я не включаю, так как клеенка и стеки не специально покупались, а с ними мы постоянно работаем, и дощечку взяли из обрезков в столярной мастерской.
Себестоимость изделия:
Мое изделие стоит 70 рублей. В магазине деревянный прототип стоит от 200 рублей плюс деревянная модель руки менее гибкая и не совсем сохраняет пропорции человеческой руки, значит, экономичнее изготавливать изделия своими руками. Конечно, пластилиновая рука при сгибании деталей деформируется, но меня это не огорчает, потому что я сразу все восстанавливаю.
16. Технология изготовления изделия
17. Контроль качества
Готовая пластилиновая рука отвечает следующим требованиям:
- Аккуратно выполнена и соответствует назначению
- Возникшие дефекты устранены в процессе работы
- Пластилиновая рука не дорогая, но качественно изготовленная.
18. Реклама
Работа дизайнера by art Panda «Дай пять!»
Функциональный арт-объект, безвредный для экологии и воплощающий мечты миллионов! Во время рассвета массового производства утешительно знать, что все ещё есть мастера, предпочитающие ручной труд и создающие замечательные и уникальные изделия своими руками. Автор черпает вдохновение из природы и мира вокруг него.
Приобретайте «Дай пять!»
19. Самоанализ
Изготавливая пластилиновую руку, я научилась работать с таким материалом, как скульптурный пластилин. Сначала у меня не всё получалось. Трудности возникали при размягчении скульптурного пластилина, но интерес повысился во время вылепливания деталей руки.
Самое важное, что нужно было помнить о руке при лепке, что она вогнута с внутренней стороны и выгнута с внешней. Пальцы растут настолько плотно, что можно удержать в ладони даже жидкость. Дальнейшая обработка и оформление изделия давали всё более видимый результат, и поэтому у меня все получилось.
Выполненная работа принесла радость не только мне, но и моим близким. Пластилиновая рука очень всем нравится. Я думаю, что она вам тоже понравится. И мне кажется она может быть хорошим подарком для друзей.
20. Словарь терминов.
Лепка - вид пластики, создание скульптурных произведений из пластичных материалов.
Арт-объект — это объект искусства, рассчитанный на эмоциональную реакцию зрителя; неутилитарная вещь, созданная из различных материалов и предметов, передающая творческую идею создателя путем визуального взаимодействия с публикой. Арт-объекты берут за основу различные виды искусств - скульптуру, живописные произведения, предметы прикладного творчества и промышленного дизайна. Поэтому они находят применение не только в оформлении интерьеров, но и в городской среде, в архитектурных композициях.
Стеки (от итал. stecca — палочка) — основной инструмент скульптора при лепке из глины, пластилина или других подобных по консистенции материалов. Также инструмент используется при создании керамических изделий и для работы в технике металлопластики. Стека представляет собой небольшую палочку из дерева, металла, кости или пластика. Такие палочки могут быть с расширением на рабочем конце в виде прямой, закруглённой либо скошенной лопаточки, ланцета или других форм. У стека может быть один рабочий конец или два - с обоих концов инструмента. Бывают также проволочные стеки — кольца различной кривизны на деревянных ручках.
Слайд 1
II ОТКРЫТАЯ ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ « ШАГ В НАУКУ » Творческий проект Пластилиновая рука как арт-объект Выполнила: ученица 5Г класса Арефина Даша Научный рук. - Зверко В.В.Слайд 3
Азбука жестов Пословицы Деревянные модели рук Обоснование возникшей проблемы, потребности и постановки задач
Слайд 4
охрана труда затраты потребность арт-объект инструменты, приспособления историческая справка материалы форма и размер экономическое обоснование Схема обдумывания
Слайд 5
Название изделия пластилиновая рука Функциональное назначение украшение интерьера, модель для рисования Единичное или массовое производство единичное Размеры в натуральную величину Требования к материалам прочность, эластичность Метод изготовления лепка Внешний вид кисть руки с запястьем на деревянной подставке Требования с точки зрения безопасности использования работать со стеками аккуратно, во избежание повреждений, пластилин не есть! Экологические требования экологически чистое сырье, минеральные пигменты и наполнители Требования к изделию
Слайд 6
пластилиновая рука Сколько? 1 рука Для чего? Для интерьера Для кого? Для семьи Как? Ручной способ изготовления Чем? инструменты и приспособления Место применения? квартира Из чего? материалы клеенка стеки деревянная подставка любое помещение в квартире скульптурный пластилин Дизайн-спецификация
Слайд 7
Инструменты, материалы и оборудование
Слайд 8
Технология изготовления изделия нарезать пластилин на бруски размягчить один брусок и начать вылепливать центр ладони в натуральную величину постепенно вылепляя по одному пальцу, присоединять их к ладони сгладить швы присоединения вылепить запястье и присоединить его к руке проработать ногти и фаланги пальцев законченный вариант присоединить к деревянной подставке
Слайд 9
Затраты Стоимость за единицу (руб.) Количество Общая сумма Стоимость материалов скульптурный пластилин оливковый 100 руб. 0.5 кг 70 руб. Себестоимость изделия - 70 рублей. Экономическое обоснование
Слайд 10
Реклама Работа дизайнера by art Panda «Дай пять!» Функциональный арт-объект, безвредный для экологии и воплощающий мечты миллионов! Во время рассвета массового производства утешительно знать, что все ещё есть мастера, предпочитающие ручной труд и создающие замечательные и уникальные изделия своими руками. Автор черпает вдохновение из природы и мира вокруг него. Приобретайте «Дай пять!»
Слайд 15
Лепка - вид пластики, создание скульптурных произведений из пластичных материалов. Арт-объект — это объект искусства, рассчитанный на эмоциональную реакцию зрителя; неутилитарная вещь, созданная из различных материалов и предметов, передающая творческую идею создателя путем визуального взаимодействия с публикой. Стеки (от итал. stecca — палочка) — основной инструмент скульптора при лепке из глины, пластилина или других подобных по консистенции материалов. Словарь терминов
Подарок
Лепесток и цветок
Мать-и-мачеха
Эта весёлая планета
Шелковая горка