Учебно-исследовательская работа по изучению росписей родного края
Вложение | Размер |
---|---|
ilina_lida_narodnaya_zhivopis_severnogo_kraya.doc | 64.5 КБ |
ilina_lida.ppsx | 506.83 КБ |
Районная учебно-исследовательская конференция учащихся 6-8 классов
"Народная живопись Мошинского края"
Секция "Прикладное творчество"
Учащаяся коллектива "Северная роспись"
Муниципального образовательного учреждения
дополнительного образования детей
"Дом детского и юношеского творчества"
Ильина Лидия
Научный руководитель:
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД "Дом детского и юношеского творчества"
Назарова Любовь Григорьевна
г. Няндома
2009 г.
Содержание.
1. Народная живопись Мошинского края
1.2. Бытовое значение и роль прялки.
1.3. Виды расписных прялок, бытовавших на территории Няндомского района.
1.3.3. Особенности прялок мошинского края.
Введение.
Я являюсь учащейся Няндомского Дома детского и юношеского творчества, занимаюсь северной росписью по дереву. Как правило, на Севере расписывают предметы крестьянского быта. Их мы собираем и представляем на наших выставках декоративно-прикладного творчества. Среди этих предметов мое особое внимание привлекли старинные расписные прялки, бытовавшие на территории нашего района.
Мне захотелось узнать, какими росписями, и в какой манере они исполнялись и кем. Привозились ли прялки или изготовлялись прямо у нас? Эти вопросы стали основными в моей исследовательской работе.
Заниматься изучением данной проблемы наш коллектив начал более двух лет назад. За это время мы изучили специальную литературу и краеведческий материал, собранный учащимися коллектива «Северная роспись» во время летних экспедиций по Мошинскому краю. Кроме того, я ознакомилась с зарисовками, фотоснимками, сделанными по данным музеев г. Каргополя, Лядин, домов-музеев крестьянского быта Мошинского края, Няндомского района.
До наших дней в Няндоме и Няндомском районе сохранились прялки преимущественно с каргопольской и шенкурской росписями. Это обусловлено историческим развитием и местоположением няндомских земель, которые в конце 19 – начале 20 в. входили в Олонецкую губернию.
Почему именно Мошинский край стал первым «объектом» нашего исследования?
Как известно, наиболее древним поселением на территории нынешнего Няндомского района является Моша. Упоминание о Моше в летописи Святослава встречается на 10 лет раньше, чем о Москве.
В современной школе имеется хороший краеведческий музей, который создавал учитель истории и директор школы Бачинов Алфей Андреевич. Большое количество предметов крестьянского быта собрано учащимися Мошинской школы для своего музея. Важную часть школьной коллекции составляют прялки, преимущественно украшенные росписью. Роспись свободно-кистевая, выполнена на голубом, синем, красно-коричневом, иногда зеленом фоне. Роспись бессюжетная, с основным мотивом цветка. В исследовательской литературе среди крестьянских росписей русского Севера эта роспись получила название Каргопольской.
Одним из вопросов моего исследования является следующий: «Почему среди крестьянских предметов быта больше всего сохранились прялки?»
«Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно и любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь эти резные, инкрустированные, расписные, гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России».[1]
Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоемкими. Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный, монотонный труд.
Росписи предметов крестьянского быта, встречающиеся на территории Няндомского района относятся к свободно-кистевым.
Прялки были двух типов: с гребнем и с лопастью. Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями – на севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири и на Алтае.
В нашем районе чаще других встречаются прялки, украшенные каргопольской и шенкурской росписью.
Искусство каргопольских живописцев насыщено радостной звучностью светлых красок. Лопасти прялок расписывали крупными розетками или полурозетками с белыми или голубыми лепестками. Орнамент выполняли легкими удлиненными мазками. Его светлые тона лишь местами оттеняли небольшое количество черных кружочков и черных лепестков.
Образ распустившегося цветка розы, свежего и нежного, ассоциировался с образом девушки. На основании такого сходства в росписи прялок создавался образ-метафора, обращение к которому заставляло мастеров особенно выделять более крупным масштабом мотив одного из цветков, уподобляя его невесте в праздничном девичьем хороводе. В орнаменте, как и в резьбе на прялках, отражены раздумья о жизни и добрые пожелания девушке-невесте. Изготовление прялки, декорированной цветами, наилучшим образом соответствовало выражению этих пожеланий.
У шенкурской прялки есть несколько своих видовых особенностей. В редких случаях она вытесывается из одного куска дерева. Обычно состоит из двух частей: широкой лопасти на точеной ножке и приделанного на шипах донца. Верх допасти украшен главками в виде наконечника копья. В нижней части лопасти или на ножке почти обязательно ставится год изготовления, а иногда и инициалы хозяйки-заказчицы.
Для шенкурской росписи характерен оранжевый, красный фон. Встречается охристо-желтый, изумрудно-зеленый, темно-синий. Цветовая гамма росписи – насыщенная, преобладают красноватые, оливковые, охристые, коричневые, зеленые цвета, белый – для оживки, черный – для орнамента. В основе рисунка – три крупных цветка, нанесенных по центральной оси лопасти один над другим.
Данная роспись относится к виду свободно-кистевой, живописной. Заслуга изучения и открытия шенкурской росписи принадлежит писателю и исследователю Юрию Арбату.
Ю. Арбат сделал предположение о происхождении шенкурской росписи. Он сопоставляет расписную прялку с резьбой по дереву на досках, там точно такая же композиция (три розы – одна над другой, растущие из вазона), и делает вывод о том, что пришли эти розы из традиционной древнерусской северной резьбы.
Данная работа это только начало исследовательской деятельности по заявленной в докладе теме. Прялки, встречающиеся в Няндоме, написаны в стиле каргопольской и шенкурской росписях. Мы сделали предположение, что могли они попасть к жителям Няндомского района по торговому пути из Шенкурска в Каргополь. Разнообразие каргопольских прялок и других предметов быта объясняется тем, что они создавались мастерами профессионалами.
Но были и свои деревенские живописцы. В Лими Борыгина Марфа Яковлевна назвала местных мастеров - расписчиков Мартыновых. Возможно, это их расписные прялки были сфотографированы в Лими, Мехреньге, Няндоме. Большинство прялок, увиденных в Моше, расписаны в стиле каргопольской и шенкурской росписи. Особенно понравились «солнечные» прялки на «мягком» желтом фоне. Расписаны они в разные годы: 1907 г., 1929 г. В чем отличие этих прялок от истинно каргопольских?
На каргопольских - под широкой кистью живописцев расцветали крупные красные соцветия роз с нежными разбеленными лепестками на темно-зеленом, красно-коричневом, зелено-голубом, иногда светло-желтом или белом фоне. На мошинских прялках – цветущий куст в вазоне с множеством небольших красных и синих розочек и других некрупных цветов и листочков напоминает ситцы, самый демократичный материал, используемый в крестьянской среде конца XIX начала XX века.
Если поставить обе прялки рядом и посмотреть, то видно, что каргопольская с крупным, ярким, ковровым орнаментом, кажется монументальной, по сравнению с «солнечной» деревенской прялкой мошинского края, расписанной мелким орнаментом. Это еще раз дает возможность предположить, что расписаны эти прялки местными художниками.
В Мехреньге, в доме Русиной Таисии Матвеевны (1913 г.р.), хорошо сохранилась прялка (1927 г.). Прялка крупная, роспись выполнена на светло-оранжевом фоне в свободно-кистевой манере с графическим оживками. Есть в этой крупной прялке какая-то легкость и прозрачность. Такая же прялка была сфотографирована в Лими, в доме Шумиловой Марии (1919 г.р.). Хозяйка назвала эту роспись елгомской, привозной. Елгома – древнее поселение за Канакшой.
Авторов мошинских прялок на точеных ножках узнать не удалось, это также дает нам право предполагать, что они привозные.
Все собранные материалы показали нам, что деревня до сих пор является хранителем древних традиций, где умные руки хранят художественную память веков.
Этот материал: зарисовки, копии, фотографии используется для дальнейшего, более глубокого изучения народной росписи по дереву и приобщения к тайнам творчества. Возможно, дальнейшие экспедиции позволят нам более глубоко изучить местные образцы расписных предметов крестьянского быта и ответить на поставленные вопросы.
[1] Н.В. Тарановская. «Русские прялки». Аврора, 1970 г.
Слайд 1
" Народная живопись Мошинского края " Ильина Лидия, учащаяся коллектива "Северная роспись" Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского и юношеского творчества»Слайд 2
Цель работы: узнать, какими росписями, и в какой манере исполнялись расписные прялки, бытовавшие на территории Няндомского района; выяснить, кто расписывал эти прялки; узнать, привозились ли прялки или изготовлялись прямо у нас.
Слайд 3
Мошинский краеведческий музей
Слайд 4
«Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно и любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь эти резные, инкрустированные, расписные, гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России». [1] [1] Н.В. Тарановская. «Русские прялки». Аврора, 1970 г.
Слайд 5
Каргопольская роспись Шенкурская роспись
Слайд 6
Каргопольская роспись Искусство каргопольских живописцев насыщено радостной звучностью светлых красок. Лопасти прялок расписывали крупными розетками или полурозетками с белыми или голубыми лепестками. Орнамент выполняли легкими удлиненными мазками. Его светлые тона лишь местами оттеняли небольшое количество черных кружочков и черных лепестков.
Слайд 7
Шенкурская роспись Для шенкурской росписи характерен оранжевый, красный фон. Встречается охристо-желтый, изумрудно-зеленый, темно-синий. Цветовая гамма росписи – насыщенная, преобладают красноватые, оливковые, охристые, коричневые, зеленые цвета, белый – для оживки, черный – для орнамента. В основе рисунка – три крупных цветка, нанесенных по центральной оси лопасти один над другим. Прялка Шумиловой Марии Ивановны (д. Лимь)
Слайд 8
Особенности прялок Мошинского края д.Лимь д. Мехреньга д.Боровая
Слайд 9
Прялка Русиной Таисии Матвеевны Прялка Шумиловой Марии Ивановны
Слайд 10
Все собранные материалы показали нам, что деревня до сих пор является хранителем древних традиций, где умные руки хранят художественную память веков.
Голубая лягушка
Хитрый коврик
Рисуем крокусы акварелью
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Весенняя гроза