Щербакова Полина, ученица 6 класса, в своей работе анализирует конкурс как средство, которое организует человека на творческое преобразование себя, формирует духовный мир личности, его мировоззрение.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_shcherbakovoy.docx | 34.98 КБ |
Художественный конкурс как средство
становления и раскрытия творческих способностей личности
Введение
Сегодня проблема воспитания и формирования творческой личности приобретает исключительную актуальность. Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть в конечном счете — наиболее эффективно организовывать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.
В решении этой задачи особая роль принадлежит художественным конкурсам. Конкурс организует человека на творческое преобразование мира, формирует духовный мир личности, ее мировоззрение.
"В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире постановляю <...> провести в 2014 году в РФ Год культуры", - говорится в указе президента России Владимира Путина. Год культуры – это не только праздники и мероприятия. Это ещё и прямой диалог, и взаимодействие органов власти, общественных организаций, некоммерческих структур, бизнес-сообщества, а также привлечение внимания к вопросам, проблемам и содержанию культурных мероприятий.
Цель исследования: выявить влияние художественного конкурса на процесс становления личности.
Глава 1. Становление субъекта культуры в процессе конкурсной деятельности
1.1 Культура как способ деятельности человека, средство его развития и самовыражения
Само слово культура происходит от латинского слова «cultus»– возделывать. Культурное наследие – духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наравне с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Накапливание и сохранение культурных ценностей – основа развития цивилизации.
"В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире постановляю <...> провести в 2014 году в РФ Год культуры", - говорится в указе президента России Владимира Путина. Становление конкурса как формы культуры связано с освоением коллективного культурного опыта, формированием собственных норм и представлений и осознанием своей индивидуальности. Одним из ресурсов, обеспечивающих развитие и становление личности учреждения дополнительного образования детей, так как их деятельность направлена на интеллектуальное, духовное, творческое развитие личности, удовлетворение ее культурных и образовательных потребностей. Система дополнительного образования детей позволяет обеспечить комплексное воздействие на личность, формируя общую культуру деятельности, культуру мышления, культуру общения, этико-художественную культуру.
1.2. Конкурсная деятельность как форма презентации личности
Конкурсная деятельность — это сложное социокультурное взаимодействие, которое выполняет функции сохранения и обновления культурных традиций общества, это процесс системной передачи нормативно-ценностного и творческого опыта, способствующий активному культурному самоопределению, саморазвитию и самореализации личности. Конкурс как форма презентации личности на протяжении многих лет привлекает внимание исследователей самых разных областей гуманитарного знания - от этнографии до философии, поскольку конкурсная культура сопровождает человеческое общество с самых ранних стадий развития и является неотъемлемой составляющей культуры в целом. Конкурс одновременно и формирует социокультурную ситуацию и быт действует в соответствии с ней. Этот двусторонний процесс идет непрерывно и тем самым обеспечивает перманентную актуальность праздника для общества. Учитывая данную специфику праздника, его изучение с точки зрения эволюции форм позволяет составить представление о культуре социума конкретного исторического периода. Анализ же эмоциональной и психологической составляющей конкурса выявляет его личностные аспекты. Каждая эпоха имеет свой неповторимый культурный облик, свой набор ценностей и норм, что непосредственно репрезентируется в конкурсе.
Художественный конкурс, как форма культурной активности, предоставляет возможность проявить собственную уникальность. Конкурс позволяет выявить лидирующих участников в каком-либо виде творчества, предоставляет возможность проявить себя в процессе презентации собственного культурного опыта. Важным компонентом конкурсного взаимодействия является реализация принципа состязательности. Состязательность в условиях конкурса является мощным стимулом для развития креативности личности, инициирует появление нововведений и инноваций в художественной деятельности, а сравнение уровня результатов культурной деятельности (творческих коллективов, индивидуальных исполнителей и др.) дает представление о степени их культурного развития. В связи с этим возрастает значимость конкурсной деятельности, которая предполагает развитие инициативы и активности индивида, способствует его творческой самореализации. Художественный конкурс — это специально разработанная процедура включения участников в соревнование, условия организации и проведения которого определяются в положении о конкурсе. Одним из регулятивных механизмов конкурсов является состязательность. Это проявление творческих действий, которые обеспечивают ценностное единение его участников и формирует условия и средства самореализации.
Выводы по первой главе: конкурсы содействуют приобщению участников к различным видам художественного творчества, сохранению лучших традиций во всем многообразии жанров и форм.
Глава 2. Роль художественного конкурса в становлении и развитии творческих способностей
2.1. Социокультурная ценность художественных конкурсов
Конкурсная деятельность — это сложное социокультурное взаимодействие, которое выполняет функции сохранения и обновления культурных традиций общества, это процесс системной передачи нормативно-ценностного и творческого опыта, способствующий активному культурному самоопределению, саморазвитию и самореализации личности. Процесс становления и развития личности в конкурсной деятельности основан на творческом освоении художественной действительности в конкретном виде искусства, при этом каждый сам строит свою индивидуальную модель. Участники конкурсной деятельности включены в процесс присвоения ценностей художественной культуры, в постижение воплощенных в них художественных образов, это выводит их на качественно новый уровень культурного развития и является стимулом самореализации в культурном пространстве. Для успешного становления личности культуры необходимо создание насыщенной, культурно-познавательной среды, где индивидуальность каждого может проявиться в продуктивной деятельности. Разнообразные организованные формы по системной передаче культурного, ценностного опыта реализуются при подготовке к художественному конкурсу в учреждениях дополнительного образования детей. Конкурсы регионального уровня расширяют поле самореализации, способствуют самоопределению и становлению. Процесс становления и развития субъекта культуры в конкурсной деятельности управляемый, регулируется влияниями среды и основан на творческом освоении художественной действительности в конкретном виде искусства. При этом субъект избирательно относится к культуре и строит свою индивидуальную модель.
2.2. Ценностное содержание процесса подготовки и проведения художественных конкурсов
Художественный конкурс — это специально разработанная процедура включения участников в соревнование, условия организации и проведения которого определяются в положении о конкурсе. Одним из регулятивных механизмов конкурсов является состязательность. Это проявление творческих действий субъектов, которые обеспечивают ценностное единение его участников и формирует условия и средства самореализации индивидов.
Участники конкурсной деятельности включены в процесс присвоения ценностей художественной культуры, в постижение воплощенных в них художественных образов, это выводит их на качественно новый уровень культурного развития и является стимулом самореализации в культурном пространстве.
Для успешного становления личности необходимо создание насыщенной, культурно-познавательной среды, где индивидуальность каждого может проявиться в продуктивной деятельности. Разнообразные организованные формы по системной передаче культурного, ценностного опыта реализуются при подготовке к художественному конкурсу в учреждениях дополнительного образования детей. Конкурсы регионального уровня расширяют поле самореализации субъектов, способствуют самоопределению и становлению субъектов культуры, динамика которых определяется через создание условий и выбора новых смыслов деятельности. В процессе конкурсной деятельности происходит усвоение, как традиционных норм культуры, так и инновационных образцов художественно-творческой деятельности. Интеграция индивидуальной и групповой работы создает формы художественной деятельности, стимулирующие их развитие. Происходит индивидуальное становление личности в современном культурно-историческом пространстве, происходит культурное самоопределение и творческий поиск, активное накопление разнообразного культурного опыта.
На этапе становления культуры приоритет отдается индивидуализации и связанной с ней культурной идентификации, основанной на культурном интересе и творческой, продуктивной деятельности. В итоге культурного самоопределения во время подготовки к конкурсу личность присваивает общечеловеческие и культурные ценности определенной культуры.
В художественном конкурсе ценности служат ориентиром деятельности, так как с их помощью конкурсная деятельность становится мотивированной и целенаправленной. Самостоятельный мотивированный выбор деятельности значительно усиливает интерес и активность субъекта. В процессе подготовки к конкурсу субъект осмысливает, принимает культурно значимую для него лично информацию и выстраивает собственные ценности и нормы.
Несмотря на различие в протяженности, в формах и содержании художественных конкурсов, в них можно выделить четыре основных этапа: подготовительный, презентационный, аналитический и пост конкурсный.
Подведение итогов художественных конкурсов направленно на выявление уровня развития художественной деятельности, которое заключается в анализе способов достижения целей, значимых с точки зрения их культурной ценности, творческого самовыражения.
Прогноз тенденций развития художественного творчества позволяет влиять на ценностные ориентации его участников. В когнитивном аспекте позволяет систематизировать их знания о национальных духовных ценностях современного общества, в эмоциональном аспекте отражать степень личностного переживания художественных образов и определяет их художественную ценность, в деятельностном аспекте позволяет корректировать проявившиеся негативные тенденции художественной деятельности и рекомендовать план действий по их устранению. Конкурсная деятельность участников художественных конкурсов - это сложное социокультурное взаимодействие ее субъектов, которое выполняет функции сохранения и обновления культурных традиций общества, это процесс системной передачи нормативно-ценностного и творческого опыта и форма деятельности, способствующая культурному самоопределению, саморазвитию и самореализации субъекта.
Оптимизация конкурсной деятельности означает достижение такого качества организации культурной деятельности, которая обеспечивает реальную возможность вхождение субъекта в культуру посредством восприятия культурных ценностей, положительной динамики субъективного проявления значимых качеств личности, продуктивности культурной деятельности, выраженной в соответствующих предметно-практических достижениях, готовность воспринять что-то новое и реализовать его с пользой для своего развития.
2.3. Практика становления и развития творческих способностей личности конкурсной деятельности на примере студии «Мелодия» Н. Ф. Ушаковой
Нина Федоровн Ушакова – хормейстер, руководитель студии эстрадного пения «Мелодия» ДК «Октябрь» г. Нижневартовска. В 1976 году поступила в музыкальное училище №1 города Новокузнецка. По окончании работала в детском саду музыкальным руководителем. В свободное время пела в вокальном инструментальном ансамбле, была солисткой эстрадного оркестра при Д/К «Западно- Сибирского металлургического комбината» г. Новокузнецка. 16.12. 2001 году с мужем приехала в Нижневартовск. 9.01.2003 года устроилась в Д/К «Октябрь» музыкальным руководителем, с тех пор Нина Фёдоровна – бессменный руководитель студии «Мелодия». 26.01.2003года к ней пришла первая девочка: Настя Коваленко. 1.04 2003 года образовалась студия «Мелодия», которая состояла из одной вокальной группы «Шарм»: 8 девочек, самой старшей было 18 лет, а самой младшей 13.
«Девочкам очень хотелось петь, а я могла им в этом помочь»- рассказывает Нина Федоровна. Первое выступление вокальной группы было летом 2003 года на крыльце Д/К «Октябрь». Первую победу коллективу принесла Наталья Прутскова с песней «Это будит вечно» (2004 год) на конкурсе «Самотлорские роднички». С этого конкурса студия «Мелодия» получила свою известность в городе. Группа «Шарм» начала принимать участие во всех городских конкурсах. Взрослели участницы «Шарма», «взрослели» конкурсы, в которых они участвовали. В 2006 году на 6 Российском фестивале военно-патриотической песни «Димитровская суббота» девушки из «Шарма» были награждены дипломом лауреата 1 степени, так началась конкурсная жизнь студии, в 2009 году на зональном этапе международного конкурса «Открытая Европа» Диплом 2 степени. (Приложение 1.) Родители начали приводить своих детей к Нине Федоровне. И уже осенью 2004 года появилась необходимость в образовании детского состава студии. Название этой группе «Югринка» дал – известный в городе джазовый музыкант, первый руководитель Джаз – бенда «Югра» - Геннадий Алексеевич Калинин. В первым составе «Югринки» было 12 человек. (Приложение 2). Город рост и вместе с городом росла студия «Мелодия», образовывались новые группы: в 2005 году образовалась группа «Самоцветики»- 11 девочек возрасте от 4 до 10лет. (Приложение 3). 2009 г. - Капитошки» - 10 человек. (Приложение 4.). 2011 год «Кнопочки» - самые маленькие участники студии (2,5 года - 8 лет) - 15 человек. (Приложение 4). Сегодня студия «Мелодия» объединяет 46 воспитанников разного возраста. При финансовой поддержке дирекции Д/К «Октябрь», администрации города, бизнес-сообщества наши коллективы участвуют в конкурсах в городе и за ее приделами. География поездок очень обширная: Излучинск, Ханты-Мансийск, Сургут, Тюмень, Екатеринбург, Санкт Петербург, Москва. Конкурсная деятельность участников студии «Мелодия» - это сохранение и обновление культурных традиций, это процесс системной передачи ценностного и творческого опыта и форма деятельности, способствующая культурному самоопределению, саморазвитию и самореализации каждого. Участники группы «Шарм» - это взрослые молодые мамы, чьи дети сегодня занимаются в младшей группе. Участники студии готовы воспринимать все новое, реализовывать это с пользой для себя и города, конкурсная деятельность помогает им проявлять значимые качества личности, выраженные в практических достижениях. С учениками студии работает великолепный, молодой хореограф - Анна Александровна Бурцова. С «легкой руки» Нины Федоровны с 2013 года в Д/К «Октябрь» проходит открытый городской вокальный конкурс «Югринка». Нину Федоровну любят и ценят в городе. В марте 2013 года Нина Фёдоровна была награждена городской премией имени Ю.И. Плотникова. В 2008 году студия «Мелодия» была награждена Дипломом Департамента культуры и искусства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и присвоено звание «Народный (Образцовый Художественный) Самодеятельный коллектив ». В городе участников студии называют – это дети Ушаковой. Мы действительно ее дети. Она с нами всегда, и за кулисами, и на турбазе, и в самолете, в поезде, в машине…Наши коллективы принимают участие в культурной жизни города: в концертах, в конкурсах, в тематических мероприятиях. («Рождественские встречи, Самотлорские ночи, тематические вечера, День семьи, День защиты детей, День призывника, День автомобилиста»). Воспитанники нашей студии – активные участники, лауреаты, дипломанты региональных, российских и международных конкурсов. Для многих участников студии - пение это хобби, но есть воспитанники, которые стали профессионалами, продолжив дело своего бессменного руководителя:
- Саша Снеговских – учится в московском музыкальном училище,
- Саша Речкин – работает музыкальным руководителем во Дворце Искусств г. Нижневартовска,
- Светлана Сейфутдинова (Балтовская) работает в Д/К «Октябрь» и является руководителем проекта «Звёздный путь».
Я в вокальной группе «Югринка» занимаюсь с 6 лет. Наша группа под руководством Ушаковой Нины Федоровны принимает участие во всех городских мероприятиях: в новогодних представлениях, проводимых ДК «Октябрь», в «Рождественских встречах», которые ежегодно организует наша христианская церковь, участвуем в концертах, которые проходят в рамках фестиваля «Самотлорские ночи».
Ежегодно в апреле проходит большой отчетный концерт. наша группа в 2010 году была награждена Дипломом 1 степени в конкурсе «Бэби-шлягер». В апреле 2012 года мы стали лауреатами 1 степени Всероссийского конкурса «Роза Ветров в Ханты-Мансийске», а я - дипломантом 1 степени (соло).
Но самыми интересными оказались два последних конкурса. В январе 2013 года я представляла наш город в Сочи на международном фестивале молодежи и студентов «Рождественские святки» (лауреаты 3 степени) и на «Всемирных играх сценического искусства» (лауреаты 1 степени).
Заключение
В заключение на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Список литературы
1.http://www.ugra- tv.ru/news/culture/god_kultury_v_yugre_nachalsya_s_kulturnogo_foruma/
2. Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука: монография М.: Наука, 1979. —175 с.
3. Ананьев, Б. Г. Формирование одаренности (способности и склонности) -// Развитие индивидуальности человека: сб. статей / под ред. Б. Г. Ананьева. — Л.: Наука, 2010.-С.15.
4. Баллер Э. А. Социальный прогресс и культурное наследие. — М.: Наука, 1987.-225 с.
5. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М.: Знание,2006. - 95 с.
6. Бухвалов В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - С. 3.
7. Ванслов В. В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. -М.: Прогресс, 1966. 118 с.
8. Васюков О. К. Художественная культура и гармоническое развитие личности. — Киев: Наукова думка, 1982. — 239 с.
9. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учеб.- метод, пособие / под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Покровской. М. : ВЛАДОС, 2000.-272 с.
10. Емельянцев С. JI. Конкурсы достижений как средство самореализации старшеклассников: дис. . канд. пед. наук. СПб, 1999. — 172 с.
11. Завершинский К. Ф. Культура и культурология в жизни общества: учебное пособие / Под научи, ред. В. П. Большакова. Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - С. 73-74.
Тигрёнок на подсолнухе
Мост из бумаги для Киры и Вики
Хризантема и Луковица
Л. Нечаев. Яма
Упрямый зяблик