Исследовательская работа раскрывает историю появления узорных платков на Руси, использование платков в современом мире, содержит описание способов получения моделей павловопосадских платков в технике набивного узора и программе Paint .
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 с.Арзгир
Арзгирского района Ставропольского края
Исследовательская работа
«Платка волшебные узоры»
художественно-эстетическое направление
Работа ученицы 4 класса
Концевой Ирины
Руководитель:
Галда Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 3 с.Арзгир
2014 г
Оглавление
1. Введение ………………………………………………………………………3
Цель работы и задачи …………………………………………………….......3
2. Обзор литературы……………………………………………………………..3
2.1. История расписных платков………………………………………….....3
2.2. Место появления расписных платков…………………………………..4
2.3. Рождение платка…………………….……………………………………5
2.4. Многоцветье павлово - посадского платка…………………………......6
3. Исследования, опыты………………………………………………………….7
3.1.Создание эскиза главного цветка
в Павлово-Посадских узорах – розы…………………………………….7
3.2.Создание модели павлово-посадского платка
в технике «набивного узора»…………………………………………….7-8
3.3.Создание модели павлово-посадского платка
в компьютерной программе Paint……………………………………….8
4.Павловский платок в 21 веке…………………………………………………..8-9
5. Результаты исследования …………………………………………………….9
5.1. Выводы ……………………………………………………………………9
5.2.Программа дальнейших действий ……………………………………..10
6. Список литературы …………………………………………………………10
7.Приложения………………………………………………………………….11
1 «Создание эскиза розы»…………………………………………………11
2 «Освоение техники «набивного» узора………………………………..12
3 «Создание модели Павлово-посадского платка»……………………...13
4 «Создание модели платка при помощи программы Paint…………….14
5 «Создание моделей платьев из Павлово- посадских платков»……….15
1.Введение
В декабре в нашей школе проходил фестиваль «Многоликая Россия». Для участия в этом конкурсе нужно было найти русские старинные платки для танца. В этом мне помогли бабушки. Из своих сундуков они достали самое дорогое для них - платки своих мам и бабушек. Я была поражена красотой и необыкновенностью каждого платка! Я накидывала платок на плечи, голову, крутилась перед зеркалом, садилась и разглядывала удивительный орнамент. Сказочные цветы, узоры вызывали радость и восхищение. Мне казалось, что я окунулась в сказку. Сколько умения ! Каждый цветок говорил , что передо мной настоящее произведение искусства. Искусство моего народа. К сожалению, я почти ничего не знаю об этих платках. Когда появились? Почему сейчас мы не носим их? Может такие платки не модны в 21 веке? Что означают эти узоры? Все было для меня непонятно и неизвестно.Бабушкин платок - это тайна. Я решила попробовать проникнуть в тайну платка, провести небольшое исследование.
Актуальность темы
Знание художественных промыслов русского народа нужны для развития и сохранения нашей культуры, позволяют нам гордиться своей Родиной, ее умельцами, сохранять и продолжать наследие наших предков.
Новизна работы в том, что я попробовала сама создать эскиз расписного платка, повторить его необыкновенные узоры на ткани и в компьютерной программе Paint.
Я выдвинула гипотезу, что расписные платки - это не только головной убор, но и произведение декоративного искусства и, изучив узоры платка, технику его выполнения, можно выполнить его модель, эскиз.
Цель работы: изучение старинного платка, создание модели расписного платка .
Задачи:
1.Выяснить, как называются расписные платки
2.Какую роль играли платки в жизни наших предков.
3.Когда и где они появились на Руси.
4.Узнать, как создаются расписные платки, познакомиться с техникой выполнения платка.
5.Узнать, обозначение орнаментов и цветов платка.
6.Научиться создавать похожие узоры платка на ткани .
7.Узнать о применении расписных платков в современном мире.
2. Обзор литературы
2.1. История расписных платков.
Платки появились очень давно. Только сначала он назывался «убрус». Убрус – кусок белого полотна длиной до двух метров и шириной в 40-50 см, с вышивкой. Сведения о полотенцах-убрусах сохранились в письменных памятниках, начиная с ХII века. В глубокой же древности для покрывания головы использовались также и куски ткани – платы. В семнадцатом веке убрус уступил место платку, а после в русском языке появилось заимствованное из Персии слово “шаль”.Платок всегда являлся главной частью русского национального костюма, как повседневного, так и праздничного. Показаться на людях с непокрытой головой (простоволосой) считалось верхом неприличия на Руси, этот обычай сохранился до наших времен в православных храмах, посещая которые женщина обязательно должна покрывать голову платком. Также дорогой платок являлся символом богатства и частью хорошего приданого. Платок на Руси всегда был самым желанным подарком.
Убрусы и платы ткались крестьянками на простых домашних станках. Их или украшали узорными ткаными полосами, вышивками или красили и набивали на них печатные узоры. Сами же расписные платки появились на Руси в ХVI – XVII веках и назывались «канаватки». Это были довольно большие платы из тонкого шелка с разноцветными полосами. Канаватками торговали восточные купцы, их привозили издалека, и для русской женщины они были бережно хранимой драгоценностью. Платки и шали покупались в лавках на селе или в городе, стоили они дорого, носились бережно.
2.2.Место появления расписных платков
Поэт Александр Блок посвятил России такие строки:
– А ты всё та же – лес да поле.
Да плат узорный до бровей…
Наверное, «плат узорный», о котором говорит поэт, был изготовлен мастерами из старинного города на реке Клязьма. Имя города – Павловский Посад, там сохранились древние традиции, обряды, старинные книги с цветочными орнаментами. Именно эти орнаменты и стали украшением первых платков. И расписные платки известны как Павлово-Посадские набивные платки. Павлово-Посадские набивные платки производятся уже более 200 лет. Первое документальное упоминание о данном промысле зафиксировано в 1795 г. – с тех пор и принято отсчитывать день рождения павловского платка. Хозяином платочной фабрики в Павловом Посаде был Яков Лабзин и его родственник и друг Василий Грязнов – выходец из крестьянской семьи, фабричный рабочий, а впоследствии купец первой гильдии и совладелец крупной фабрики в Павловском Посаде.
Уже в 1872 г. фабрика Лабзина и Грязнова вырабатывала 600 тыс. платков и 100 тыс. кусков ситца., Платки стали частью культуры России. И этот народный промысел жив до сих пор! 7 августа 1999 г. В.И.Грязнов был канонизирован Русской Православной церковью в лике местно-чтимого святого Московской епархии как Праведный Василий Павлово-Посадский за богоугодные благотворительные дела.
2.3.Рождение платка.
Для одного платка используется 18-23 тонов, сочетание цветов красивое и удивительное, поэтому павлово -посадские платки такие яркие. Чаще всего употребляются такие цвета - бордовый, черный, ярко-синий, темно-зеленый - обозначающие богатство. Рисунок располагается симметрично от центра. Павлово -посадский цветочный орнамент сочетает мелкие и крупные детали, собранные овалами, букетами, кругами.
Как же рождается это чудо и как появляются сказочные узоры на расписном платке? Платок, прежде чем поступал к покупателю, проходил через руки восемнадцати мастеров!
1.Работа над платком из Павловского Посада начинается с авторского рисунка, который придает ему неповторимость. Художник изготавливает крок - рисунок на бумаге – 1/2 или 1/4 платка. На эту работу уходит 2 месяца.
2 Колорист подбирает рецепты печатных красок, делает пробные набивки.
3.Красковары готовят краски в специальных емкостях – красковарках.
4.Резчики режут из досок штампы: «манеры» - контур рисунка и «цветки» - розы, листья и т.д. Некоторые платки со сложными узорами требовали до 400 накладных досок.
5.Далее в создание платка включаются набойщики. В Х1Х веке с помощью «цветков» и «манер» наносили краски вручную, причем каждый цвет “требовал” отдельной доски. При печатании били по форме тяжелым чугунным молотком, чтобы краска лучше пропитывала ткань, откуда и пошел термин «набойка» или «набивка». Тонкую шерстяную ткань растягивали на специальном столе и закрепляли деревянной рамой и «набивали» орнамент. Вот что значит работать, засучив рукава! Каждый день! Набойщики ходили вокруг стола в своеобразном хороводе до тех пор, пока не будет нанесен весь рисунок художника на ткань. А «набить» надо 16 и более цветов на один платок!
6. Далее платок отправляется в зрель, где под высокой влажностью смягчается, краски становятся ярче и красивее.
7. Мойщики платки промывают, сушат (все делается вручную).
8.Швеи пришивают бахрому, а вязальщицы вручную плетут узоры из ниток бахромы. На один платок у вязальщицы уходит 3-4 часа работы.
Вот и готов платок , один из символов России, русской женщины . И горят на таком платке неувядающие цветы. Сегодня павлово-посадские платки создаются уже не с помощью резных досок, а с помощью специальных шелковых или капроновых сетчатых шаблонов. Такая печать позволяет наносить неограниченное число цветов, получать на ткани тонкий изящный контур.
Изучив долгий и трудный процесс изготовления павлово-посадских платков, можно сделать вывод о том, что это кропотливая, творческая работа, в которую вкладывается большое трудолюбие и терпеливость русского народа.
2.4.Многоцветье Павлово - Посадского платка
Традиционными элементами Павлово-Посадских узоров являются цветы и листья, а сам платок всегда смотрится как красочный букет, заключающий в себе скрытый смысл. Выбирая платок в подарок, нужно учитывать индивидуальность его характера. А для этого нужно знать значения цветов на платке. Давайте «полистаем книгу» цветочных узоров и раскроем секреты значения этих роскошных цветов и букетов.
1.Самый популярный цветок в Павлово-Посадских узорах это роза – цветок богини Афродиты, символ красоты и любви. Роза считается королевой цветов с Эпохи Древней Греции.
2.Часто в «букете» Павлово-Посадского платка художниками используется цветок - лилия – знак древа жизни, райского сада.
3.Георгины, так же символизируют силу к жизни и признательность.
4.Тюльпан символизирует чистоту, праведность и нежность, очарование, молодость.
5.Бутон пиона можно считать символом веселья, богатства, счастья.
Если мы внимательно рассмотрим платки, созданные давно, то увидим на них знакомые полевые цветы, которые сохранились до наших дней.
6.Ромашка является символом русской природы. Ее простота, но при этом яркость и нежность стали главными для платка.
7.Россыпь васильков украшает множество платков, как драгоценные бусы. Они то опоясывают рисунок платка, словно древние обереги, то становятся яркими акцентами главного рисунка.
8. Русский человек, как никто умеет сопереживать и радоваться за других.
Недаром на платках павлово - посадской платочной мануфактуры можно встретить бутон колокольчика – цветок безграничной открытости (http://rumagaz.ru/on-the-shawls/tsvety_v_uzorakx.php).
9.Очень важный цветок платка - незабудка, который является символом верности. Незабудки останутся в памяти надолго, за счет своей яркости и красоты. Даже небольшой павлопосадский платок, украшенный узорами из прелестных маленьких цветов сможет стать заметным и запоминающимся .
При фабрике сохраняются традиции народного промысла, подобных этим рисункам нет нигде в мире. Они абсолютно уникальны. За двухсотлетнюю историю своего существования, чистошерстяные и шелковые набивные платки и шали посадских мастеров получают высокие награды на многих выставках и конкурсах.
3. Исследования, опыты.
3.1.Создание модели главного цветка в Павлово-Посадских узорах – розы.
Розочку я расписывала на ситцевой белой ткани.
1). Копирование рисунка. Сделала рисунок розочки на бумаге и перевела его на ситцевую ткань через копировальную бумагу.
2) Тонирование 1. К розовому оттенку добавила белый и в итоге получила нежно – розовый цвет. Этим цветом я затонировала лепестки розы.
3) Тонорование 2 . Дальше я тонировала розу в тёмно-красный цвет.
4) Тонирование 3. Затонировала сначала самые светлые места на листьях, затем затонировала тёмный зелёный цвет.
5) Подчёркивание контура темнее по тону: лепестки вишнёвым цветом, а листья - тёмно-зелёным.
6) Роспись тычинок . Показала тычинки у розочки жёлтым цветом.
7) Роспись бликов. Взяла белый цвет и разбавила её водой. Этим цветом закрасила бликовые части. У меня получился фрагмент из орнамента павлово-посадского платка - роза.
3.2.Создание модели павлово-посадского платка в технике «набивного узора»
Мастера Павлово - Посада используют для набивки «манеры» и «цветки». В интернет- источниках я узнала о способе получения штампиков в домашних условиях. Оказывается, для их изготовления можно использовать то, что едим каждый день. Существует способ нанесения узоров рисунков на ткани с помощью картофеля и различных фруктов и овощей. Главное, чтобы у овощей и фруктов была твердая мясистая часть и твердая кожура.
Наши бабушки пользовались этим способом. И получались красиво оформленные, оригинальные вещи: полотенца, одежда, постельное белье, шторы и т.д.
Печатать лучше всего на тканях из хлопка, льна или синтетических тканях. Я расскажу, как наносить рисунки с помощью сырого картофеля. Материал для нанесения лучше брать светлых оттенков, чтобы отпечатки были четкими.
Материалы для работы: несколько свежих, крепких картофелин, острый нож, карандаш (черный, мягкий), тарелки (для красок), куски фетра, акриловые краски.
1.В наибольшем месте разрезать картофелины. Подсушить их срезы (промокательной бумагой). На срез нанести карандашом нужный рисунок и вырезать ножом картофельную модель. Модели лучше делать несложными, с ясными очертаниями, высотой около 3 см, чтобы было легко вырезать.
2.Краски надо налить в тарелки и сверху положить кусок фетра. Фетр впитывает краску, получается своеобразный тампон.
3.Прижать модель из картофеля к тампону, и напечатать рисунок на выбранном материале в любом задуманном порядке. Чтобы тона вышли чистыми, пользоваться надо отдельными тампонами для каждого цвета. Работу нельзя прерывать , так как модели из картофеля быстро сохнут и искривляются.
4.Материал после нанесения красок надо подсушить, затем прогладить не очень горячим утюгом (сначала изнаночную, а затем и лицевую сторону).
«Набивка» узоров - очень интересная, но сложная работа, ведь ошибаться нельзя, все по-настоящему. А еще здорово, что у каждый раз получается неповторимый платочек.
3.3.Создание модели павлово-посадского платка в компьютерной программе Paint.
1.Создание платка начала с построения квадрата (1/4 платка). Создав один квадрат, далее использовала ту же технологию, что и при создании орнаментов с зеркальным и горизонтальным отображением. Рисуем квадрат (графической фигурой прямоугольник).
2. Выбрала толстую кисть для рисования каймы.
3. Прорисовав форму каймы, украсила ее цветами. Здесь нужны умения рисования в микроскопе и тиражирование изображения. Основная трудность создание симметричного рисунка
4.Залила поле платка голубым цветом.
5.Собрала из 4 квадратов модель платка (зеркальное и вертикальное отображение)
6.Поместила модель на сиреневый квадрат большего размера для получения каймы.
Платок готов. Эта работа заняла много времени и не все получилось, как задумывала.
Раньше я думала, что большие цветные платки носят только бабушки. А сейчас и самой захотелось. Каждый из них яркий и праздничный.
(http://fashiony.ru/page.php?id_n=11611),(http://rumagaz.ru/on-the-shawls/secrets.php)
4.Павлопосадский платок в 21 веке
Слава набивных павлово-посадских платков, завоеванная еще в 19 веке, жива и сейчас. В наши дни искусство древних мастеров переживает настоящий бум: интерес к павлово-посадским платкам растёт, русский платок очень популярен как в России, так и в других европейских странах. Об этом свидетельствуют журналы мод, где можно увидеть, как модно выглядят традиционные русские платки, шали и косынки на известных моделях, на шее какой-нибудь голливудской знаменитости. По всему миру люди ценят высокое качество тканей и яркое разнообразие узоров павлово - посадских платков. Я никогда не обращала внимания на то, где можно в наше время увидеть эти замечательные платки. А теперь знаю: их можно встретить в фильмах, сказках, мультфильмах, на картинах художников, в телевизоре, когда исполняются народные песни и танцы. А еще модельеры из платков шьют всевозможную одежду: красивые платья, сарафаны, головные уборы, пальто, варежки, обувь, телогрейки, юбки, валенки и многое, многое другое. Можно даже встретить сотовый телефон, украшенный узорами Павлово- Посада. Дизайнеры вновь ввели в моду настоящие русские платки и они стали одними из самых популярных дополнений к одежде. Вот например, Вячеслав Зайцев создал целую коллекцию одежды по мотивам павлово- посадских платков.
(http://сакума.рф/2012/04/16/flowering-placer-pavloposadskih-pla/)
Я решила попробовать себя в качестве модельера и вот что получилось.
Павлово-посадские платки – прекрасно подходит и для украшения интерьера нашего дома! Например, вставленный в раму бабушкин платок, может выглядеть как богатейшая и тонко написанная картина, которая радует глаз своей роскошью! Я бы хотела иметь такую картину!
(http://ru magaz.ru/on-the-shawls/history-pp.php, http://www.baby-answer.ru/2012/06/blog-post_05.htmlвидео
5.Итоги и выводы.
5.1.В ходе своего исследования я выяснила:
1. Павлопосадские платки занимают особое место в русской культуре.
2.. Павлопосадские платки - это ценнейшие музейные экспонаты, которые показывают нам богатство цветочно-растительных орнаментов, фантазию в использовании ярких красок русскими мастерами.
3. Выбор узора для украшения платков был неслучаен. У каждого цветка существует свое значение.
Выводы: эти цветные платки - квадратики действительно являются произведениями искусства.
Павлово-посадский платок в наше время стал носителем духовности и культуры, накопленной русским народом за всю многовековую историю.
Моя гипотеза о том, что расписные платки - это не только головной убор, но и произведение декоративного искусства подтвердилась.
Уникальность павловопосадского платка – в его постоянной актуальности: платок украшал головы и плечи русских простолюдинок и дворянок, его с удовольствием носили наши бабушки и мамы, а сегодня он стал остромодным и для наших современниц. Павлово-посадский платок не знает ни временных, ни возрастных границ.
5.2.Программа дальнейших действий:
1.Познакомить с результатами моего исследования своих одноклассников и рассказать им о тайне русского узора.
2.Совершенствовать умение выполнения узора на ткани в технике «набивного» рисунка.
3.Научить одноклассников пользоваться техникой «набивного» рисунка
4. Изучить другие виды народного культурного наследия.
Павловопосадские шали –
Чудо на наших плечах.
Женщин столетья вы украшали,
Рождая восторг в их глазах
Красный и чёрный, и синий-
Каждый как новая песнь.
В них влюблена вся наша Россия
Их берегут, словно честь.
Красив узор,
И заворожен мой взор.
Царский орнамент кружит и манит
Женщин Руси с давних пор.
Пусть пролетают столетья,
Будем носить, как и встарь,
Накинув на плечи наряд этот вечный-
Павлово-посадскую шаль!
6..Список литературы:
1. В.И. Даль «Толковый словарь» т. 4; т.3 –М: Русский язык, 1990г.
2. В.Г. Каменева «Праздник русского платка» журнал «Читаем, учимся, играем» № 4; 2003г. (с.23-26)
3. К. Соловьева «Плат узорный»; журнал «Мир вокруг нас» (с.23-25)
4. Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских. Г.Е. Гуров «Твоя мастерская»
5. О.В. Островская «Уроки изобразительного искусства в начальной школе» - 1-4 класс (пособие для учителя) Москва: «Владос», 2003г.
6. Видеокассета «Народные промыслы», «Плат узорный» (Видеообразование для народного образования.) Центрнаучфильм. Студия «Кварт» Москва
7. Интернет- ресурсы:
(http://rumagaz.ru/on-the-shawls/tsvety_v_uzorakx.php
(http://ru magaz.ru/on-the-shawls/history-pp.php,
http://www.baby-answer.ru/2012/06/blog-post_05.htmlвидео
(http://fashiony.ru/page.php?id_n=11611),(http://rumagaz.ru/on-the-shawls/secrets.php)
(http://сакума.рф/2012/04/16/flowering-placer-pavloposadskih-pla/)
(http://rumagaz.ru/on-the-shawls/tsvety_v_uzorakx.php
http://www.gigos.org/index.php/dekpriltvor.html
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Шелковая горка
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Астрономический календарь. Март, 2019
Зимовье зверей