Учебно-исследовательская работа на тему "Костюм Славянской Руси"
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_slavyan_kost.docx | 696.29 КБ |
slavyanskaya_rus.ppt | 2.79 МБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
Профессиональное училище № 105 Московской области
(ГБОУ НПО ПУ № 105 МО)
142403, г.Ногинск, Московская область, ул. Ремесленная, д.15
Тел/факс: (8-49651) 5-56-45
ОКПО 03 345308, ОГРН 1035006111535, ИНН/КПП 5031024699/503101001
Учебно-исследовательская работа на тему:
«Костюм Славянской Руси»
Автор: Болдина Ирина
группа № 18
Профессия: «ШВЕЯ»
Руководитель:
Песня Светлана Павловна
мастер производственного обучения
г. Ногинск
2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………. . 3
1.1. Актуальность проблемы ………………………………….. …… 3
1.2. Цель работы ……………………… …………………………… . . 3
1.3. Задачи работы ………………………………… ………………….. 4
2. ПУТЕШЕСТВИЕ В ИСТОРИЮ СЛАВЯНСКОЙ ОДЕЖДЫ … . 5
2.1. Обрядовый Славянский костюм ………………………………… . . 6
2.2. Различие в женской и мужской обрядовой одежде ……………. .. 6-7
2.3. Славянский костюм различных регионов ………………………. . . 8
2.3.1. Северорусский костюм ……………………………………………. 8-9
2.3.2. Южнорусский костюм ……………………………………………. 9-10
3. ОРНАМЕНТ ………………………………………………………… 10
4. ВЫШИВКА …………………………………………………………. 11
5. Современные художники и Славянские мотивы …………………...12
6. Славянский костюм источник вдохновения ……………………… 13-17
7. Молодежь и Славянский костюм ………………………………… 18
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………20
1. ВВЕДЕНИЕ
Славянский костюм – это емкое понятие, как исходный материал, в котором дух славянских народов ярко проявляется в самобытности и в ментальности. Он создан для вдохновения. В нем можно зацепить какие-то тонкие пласты и черпать оттуда темы бесконечно. Потому что культура славянских народов крайне обширна и многогранна. На ней оставили отпечаток и Византия, и татары, смешавшись со славянскими кровями. Это симбиоз Запада и Востока, Европы и Азии. Из чего вылилась ни на что не похожая, особенная славянская сущность, проявившаяся и в национальной одежде.
В настоящее время мы смотрим на старинный Славянский костюм с восхищением и недоумением. Почему наши предки тратили столько труда и времени на свою одежду? Почему они делали её такой нарядной? Как в простой деревянной избе крестьянина, создавалось и жило «чудо чудное, диво дивное» - народный костюм? Это была не просто одежда, а сказка.
1.1. Актуальность темы
История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа. Каждому народу достаётся наследство от предыдущих поколений, сделанное его руками, созданное его талантами. Веками копилось оно, и вкладывали наши предки в него не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести. Проходит время и оно не щадит его творения. И именно сейчас, нашему поколению суждено изучить и сохранить те бесценные крупицы народного творчества, а именно народный Славянский костюм.
1.2. Цель работы: выявить необходимость изучения костюма Славянской Руси, как величайшей национальной ценности, воплотившей духовные и нравственные идеалы, для создания современной дизайнерской одежды.
1.3. Задачи работы:
1. Показать Славянский костюм как целостность, вобравшую исторический
опыт русского народа.
2. Дать представление об истоках и основных этапах исторического развития
Славянского костюма.
3. Показать красоту Славянского костюма.
4. Прививать интерес к русской культуре.
5. Способствовать обогащению своего духовного мира.
6. Систематизация материала о региональных особенностях Славянского костюма.
7. Рассмотреть Славянский костюм глазами современных художников.
8. Рассмотреть Славянский костюм, как источник вдохновения Российских и
зарубежных дизайнеров одежды.
9. Воспитывать уважение к традициям и обычаям своего народа, прививать
патриотические чувства и любовь к историческому прошлому, чувство
гордости за талант своего народа, который дарит нам познание красоты и
добра.
Ой, вы, гости – молодцы, длиннополые купцы,
И бояре, и дворяне, горожане и крестьяне!
Кто в сорочках и штанах, кто в коротких зипунах.
И такие франты были: длинный охабень носили,
Рукавами до земли пыль по улице мели.
А зимой, в мороз, в Москве надевали шубу-две.
А боярыня, бывало, по три шубы надевала.
Любят в праздники рядиться наши русские девицы:
Ожерелья, серьги, бусы, ленты в косах до земли.
(Н. Кончаловская «Наша древняя столица»)
2. ПУТЕШЕСТВИЕ В ИСТОРИЮ СЛАВЯНСКОЙ ОДЕЖДЫ
У Славянской народной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Издавна у Славянских народов одежда могла многое рассказать о человеке, носившем её: откуда он родом, какого возраста и сословия, женатый или холостой, чем занимается. Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости. Костюм имел свои особенности в зависимости от региона и отличался особенностями покроя, тканью, цветовой гаммой, орнаментом, составом костюма и способом ношения различных его частей. Основные деления Славянского костюма сводятся к следующим направлениям: повседневный, праздничный, обрядовый, боевой.
Рассматривать все виды костюма не стоит, потому что споры и поучения ведутся только вокруг обрядового.
2.1. Обрядовый Славянский костюм
Начнем с общих требований, одинаковых как для мужского, так и для женского обрядового костюма.
Основу любого костюма составляла рубаха. Рубаха - самая древняя и важная часть Славянского костюма. Рубаха как встречала человека на пороге в этот мир, сопровождая всю его жизнь, так и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху. Считалось, что если продать свою рубаху значит продать и своё счастье.
Рукава должны были быть длинными, полностью скрывающими руки. Обязательно должны присутствовать ластовицы - особо обратим внимание - красного, обрядового цвета. Также красной тесьмой должны быть обшиты все края, причем не просто обшиты, а в обхват краев. Основной используемый материал - белый лен, это идеальный вариант. Наши далекие предки пользовались льном только потому, что это был самый распространенный материал.
Почему нужно было обшивать обрядовую одежду красной тесьмой или лентой? Такова славянская традиция, в которой красный цвет всегда занимал особое место. Если вкратце, то красный цвет отпугивает всякую нечисть, которая пытается проникнуть в человека и там обосноваться. Эти представления дошли до нас от наших предков, и лучше, если этот элемент традиции будет сохранен. Все-таки, обрядовое одеяние - это особый вид одежды, и потому здесь нужно соблюдать хоть какой-то канон.
2.2. Различия в мужской и женской обрядовой одежде
Понятно, что мужская обрядовая одежда отличается от женской хотя бы присутствием штанов, но это не главное. Главное в другом: мужская одежда в отличие от женской, раскраивалась в виде равностороннего креста. Подол ниже колена, до середины голени, или чуть ниже. Рукава полностью скрывают руки и кисти рук, свисая чуть ниже, но не намного.
На рукаве присутствовало оручье, оно необходимо для того, чтобы поднять рукав и закрепить его; для обвязки используются кожаные, тесьмовые, веревочные ленты. Также на рукаве присутствовало рукавное ожерелье, украшенное вышивкой, обычно родовой. Подол тоже можно было украсить вышивкой, Воротниковая часть представляла собой круглый вырез для головы с прямым срезом вниз. Косоворотки были такой длины, чтобы голова проходила. Воротниковую часть тоже можно было украсить вышивкой, она называется плечевое ожерелье.
На мужской обрядовой рубахе мог присутствовать вышитый оберег в виде сбегающих от плеч к пояснице ступенчатых линий. Обязательным атрибутом мужского костюма являлся пояс. Не подвязка, а именно пояс (подвязка - это повседневный атрибут, не являющийся обрядовым).
Женская рубаха отличалась от мужской большой длиной – она доходила до ступней. Богатые женщины носили одновременно две рубахи – исподнюю и верхнюю, причем верхнюю шили из дорогих тканей.
2.3. Славянские костюмы разных регионов
Как известно, славянскому идеалу красоты женщина Древней Руси должна была иметь высокую статную фигуру, грудь высокую и белую, косы русые, золотистые, белое лицо с ярким румянцем и соболиными бровями. В образе женщины, в её костюме: и в яркости наряда, и в его плавных текущих линиях, а больше всего в образе белых рукавов крыльев, которые словно могут унести в тридевятое царство, выражался образ прекрасной мечты – птицы счастья.
Традиционная Славянская одежда, несмотря на её разнообразие, делилась на две группы: северных губерний и южных губерний России. В северных губерниях женский костюм представлял известный нам сарафан, а в южных губерниях – запашная юбка – понёва.
2.3.1. Северорусский костюм
Для северо-великорусского костюма характерно ношение сарафана, который надевался поверх рубахи. Декоративное решение строится на контрасте значительной массы сарафана (обычно одноцветного) и небольшой массы рукавов. Орнамент на вышивке располагается вертикально, что ещё больше подчёркивает стройность фигуры.
Сарафан – основной элемент русского женского традиционного костюма. В наиболее распространенном варианте кроя это широкое полотнище ткани собиралось мелкими складочками – прищепом под узкий корсаж на бретелях. Изготавливался сарафан из холста, крашеных тканей, шелка или парчи. Украшали сарафаны вышивкой, лентами, тесьмой и бахромой. Разнообразные по цвету и фактуре, но прекрасно подобранные друг к другу детали создавали наряд, который как бы дополнял природу края, расцвечивал ее яркими красками. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. В поэзии, в народных песнях и сказках женщин сравнивали с образом птицы:
«Лебёдушка, лебедь белая, точно пава» - говорили о красавице. Голова русской женщины венчалась разноцветным шитьём, жемчугом, цветными каменьями. В названиях головных уборов слышится родство с птицей: кокошник, кичка, сорока.
2.3.2. Южнорусский костюм
В южно-великорусском костюме подчёркиваются совсем другие качества. Здесь женская красота – выражение здоровья, дородства. Крестьянки юга России предпочитали поясную одежду. Это в первую очередь понева. В поневном комплексе ярко выражен многослойный характер русского костюма. Этот тип костюма считается более древним по сравнению с сарафановым комплексом.
Понёва – это вид набедренной юбки из шерстяной ткани домотканую тесьму, обнизанную бисером, им же расшивали подолы, пояса с клетчатой основой. Цвет выбирался темно синий или чёрный. Отделке
понёвы всегда уделялось большое внимание. На неё нашивали узорную ленту, которая заканчивались бисерными кистями.
Понёва - это прабабушка современной юбки. Понева непременно одевалась поверх рубахи, далее шел передник, затем “навершник” и завершал костюм головной убор.
Все костюмы отличались друг от друга, но при этом имели общие черты:
- прямой, расширенный к низу силуэт изделия и рукавов;
- преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в
деталях и отделке;
- использование декоративных узорных тканей с эффектом золота и серебра,
отделка вышивкой, тканью другого цвета, мехом.
3. ОРНАМЕНТ
Цвет, орнамент, символика приобретали особый смысл в обрядовых свадебных костюмах. Это и пристрастие к красному и белому цвету, и орнаменты: цветы, птицы, древо жизни, ромбы. Белый и красный цвета – это символ чистоты и радости. В красном цвете русские видели много значений.
В орнаментах на одежде можно было увидеть изображение солнца, звезд, древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов. В древних орнаментах круг, ромб, крест, свастика олицетворяли солнце, "горизонтальная линия обозначала землю, волнообразная ритмическая линия - воду, ломаная - грозные силы природы.
4. ВЫШИВКА
Народная фантазия создала огромное количество изобразительных мотивов вышивки, и все они необыкновенно красивы, гармоничны и поэтичны.
Женская фигура в позе моления с воздетыми руками, с большими птицами по сторонам - это символ небесных светил.
Головы птиц венчают солнечные знаки - звёзды, кресты; ими унизаны также хвосты птиц. Изображение богини отмечено знаком солнца, вместо головы у неё лучистый ромб - со звёздочками. Световые знаки - круги с крестами, ромбы сопутствуют и образам птиц. Широкий размах воздетых рук богини, держащей птиц, их движение подчёркивают и усиливают силуэт расширяющейся снизу колоколообразной юбки. Её основание опирается на орнаментальную полосу из ромбов в кругах. Это знаки плодородящей силы.
В русской вышивке наряду с мотивами, восходящими к древним славянским культурам (ромб — символ Солнца в вышивке центральных районов, геральдические сцены с матерью-богиней или древом жизни посередине в вышивке северных районов), в начале XIX века появляются изображения барсов, орлов. Мотивы, взятые с узоров привозных тканей и включаемые, например, в вышивку на Севере и в центральных районах. Во второй половине XIX века в результате закрытия монастырских мастерских возникли вышивальные промыслы, которые получили большое распространение в следующем столетии, сыграв важную роль в сохранении народных традиций в культуре XX века
5. СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ И СЛАВЯНСКИЕ МОТИВЫ
Красота Славянского костюма доставляет людям радость, пробуждает в них художников, учит чувствовать и понимать красоту, творить сообразно ее законам. Народная одежда выражает стремления ее носителя, воспитывает способность находить меру предметов как соответствия их свойств общественным потребностям человека, формирует эстетически ценностную ориентацию человека в мире и, следовательно, не только отражает мир, но и преображает, творит его.
Современные художники в своем творчестве часто используют тонкую красоту славянских костюмов. Автор нижеуказанных картин Нагорнов Владислав Анатольевич, живописец, Член Союза художников России, постоянный участник общероссийских выставок и зарубежных аукционов, посвятил множество своих работ неповторимой красоте Русской женщины в Славянском костюме.
5.1. Посвящение Русской женщине.
6. СЛАВЯНСКИЙ КОСТЮМ – ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ
Славянский костюм... Один из реликтов уходящий в прошлое нашей национальной культуры. Яркое, красочное зрелище, органически сплетающееся вместе с народной песней и танцем в оригинальное, уходящее корнями вглубь веков действие.
Современная мода периодически возвращается к источникам Славянского декора. Элементы национального костюма вдохновляют кутюрье на создание настоящих шедевров современной моды. Для самых известных модельеров Славянский народный костюм – это неиссякаемый источник вдохновения для создания современных нарядов. Современные модельеры обращаются к народным истокам, переосмысливают первоисточники и создают современные модели с неповторимым национальным шармом.
Зарубежные кутюрье пленены славянской культурой и воплощают ее в своих коллекциях, однако, кто как не носители славянского духа способны в полной мере передать его в своих творениях: мы думаем иначе, чем в Европе. Ни один иностранец никогда не будет делать такие произведения, потому что место, где родился человек, определяет его менталитет и то, что он будет вкладывать в свои творения, и именно этим он будет интересен другим народам. Поэтому многие Российские модельеры обретают славу за пределами Родины.
Первым обрел мировую известность Вячеслав Зайцев. Русский творец побывал со своими коллекциями в Славянском стиле на разных континентах, в том числе в Финляндии, Индии, Америке и Японии. А его коллекция в древнерусском стиле с великолепной вышивкой, посвященная 1000-летию Крещения Руси, была представлена в Париже, где имела огромный успех. Впоследствии, мэр Парижа вручил Вячеславу Зайцеву медаль и диплом почетного гражданина столицы моды (см. рис. ниже).
Коллекцию, посвященную 1000-летию Крещения Руси, создал и Валентин Юдашкин. Это была его первая большая коллекция, после которой его заметили и пригласили в Париж, с его коллекцией “Фаберже”, которую передали в музей Лувра. Свои коллекции кутюрье создавал, вдохновляясь сокровищами его Родины. Он вдохновлялся живописью, театром, символом русской женщины – «птицы». (см. рис. ниже).
Другие российские дизайнеры тоже с любовью относятся к своей Родине и посвящают ей коллекции: Дарья Разумихина, Татьяна Парфенова, Л Ирина Крутикова, Алена Ахмадулина и другие (см. рис. ниже).
Славянская культура восхищала и завораживала, становясь неисчерпаемым источником вдохновения, многих именитых творцов моды всего мира. Потому российским модельерам нужно гордиться своими корнями, сохранять и совершенствовать то наследие, которое подарила им Родина, удивляя и покоряя мир все новыми воплощениями загадочной души славянских народов и магического славянского стиля.
Культура славянских народов, с ее богатейшей историей, неподражаемыми произведениями искусства, уникальным костюмом невероятной глубины и самобытности, не могли оставить равнодушными творцов моды разных стран. Многие знаменитые кутюрье на протяжении нескольких десятков лет заворожены славянской культурой и черпают вдохновение для своих коллекций в ней. Потому так важно российским дизайнерам ценить свое наследие и следовать традициям, сохраняя и совершенствуя то, что веками создавалось нашим великим народом.
Одним из первых продемонстрировал миру свою любовь к славянской культуре Ив Сен-Лоран. Он создал коллекцию, полностью посвященную Древней Руси (см. рис. ниже).
До него еще никто не посвящал целый показ одной стране. Своим творчеством именно Ив Сен-Лоран внес наиболее ценный вклад в закреплении славянского костюма в мировой моде, как эстафетную палочку передав любовь и восхищение культурой славянских народов другим творцам моды всего мира, которые вслед за “гением моды” стали черпать вдохновение из нее.
Для Джона Гальяно Россия стала особенным местом. Он был очарован российскими людьми и переплетением народностей в славянской культуре. Джон Гальяно посвятил России несколько коллекций, которые принесли ему невероятный успех.
Дизайнеры Доменико Дольче и Стефано Габбана признаются, что славянская культура в их творчестве отдается эхом повсюду. Они часто обращаются за вдохновением к искусству славянских костюмов, но обыгрывают одежду в коллекциях не “в лоб”, а через детали или дополнения, например: боярские кафтаны и шубы, опушенные мехом, подтолкнули дизайнеров к созданию современных платьев и пальто с элементами славянского стиля (см. рис. ниже).
Карл Лагерфельд представил полностью посвященную России коллекцию “Париж-Москва” для Chanel, красочную и эффектную интерпретацию загадочной и роскошной русской души. Коллекция отображает разные периоды и образы в российской истории — от имперской России до страсти самой Коко Шанель к России (см. рис. ниже).
Многие другие модельеры с мировыми именами восхищались культурой славянских народов, посвящали ей целые коллекции, использовали элементы славянских костюмов в своих творениях и просто черпали вдохновение и идеи в славянской культуре. Среди них: Кристиан Диор, Пьер Карден, Роберто Кавалли, Жан-Поль Готье, Валентино Гаравани, Джорджио Армани, Эрманно Шервино и многие другие.
7. МОЛОДЕЖЬ И СЛАВЯНСКИЙ КОСТЮМ
Большую помощь молодёжи может оказать работа художников модельеров, творчество которых связано с живым источником народного искусства. Они не копируют отдельные детали или орнаменты, не переносят их на современный модный костюм. Изучение формы, конструкции, цвета, орнамента как элементов художественной композиции народной одежды, среды, в которой она существовала – всё организует художественное видение молодых художников, так что в их творчестве происходит процесс прорастания дедовского наследия, органичность слияния с современным костюмом. В такой одежде наша молодёжь становится интереснее и своеобразнее.
Русский народный костюм впервые был представлен зрителю в Москве в 1867 г. на русской этнографической выставке. Экспонаты выставки стали основой для создания русского этнографического музея под названием Дашковского.
Выпускники учебных заведений Дизайна одежды в качестве итоговых аттестационных выпускных работ часто используют Славянский костюм в своих дипломных проектах. На фотографии ниже представлены дипломные работы студентов и авторские изделия преподавателей Кафедры художественного образования Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова (см. рис. ниже.).
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В славянском костюме отразилась жизнерадостность, всепоглощающая любовь ко всему окружающему миру славянских народов - отсюда яркие, насыщенные, праздничные цвета и множество деталей, аксессуаров в одежде, которая всегда наполнена удивительным ощущением теплоты. Но одновременно, в ней сосредоточено томление души, безысходная тоска по прекрасному, неизведанному, далекому. Потому славянский костюм так многогранен, многолик и многоцветен. Славянский костюм – это источник творчества, в котором нашло своё отражение душа народа.
Мы выяснили, что костюм - особый объект творческой деятельности художников модельеров. Искусство создания костюма, как и всякое другое искусство, требует от создателя мастерства, знаний, фантазии, вкуса, определенных навыков.
Чем пристальнее изучаешь Славянский костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм.
Закончить свое исследование хотелось бы словами: «Слава и мой низкий поклон безымянным русским женщинам прошлых времён, которые из поколения в поколение, из века в век создавали, шлифовали и несли в будущее своё искусство, название которому «Славянский костюм». Он является сегодня гордостью национальной культуры».
(Ф. М. Пармон).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Богуславская И. Я. «Русская народная вышивка», И. Я. Богуславская. М.
«Наука», 1972.
2.Воронов В. С. «О крестьянском искусстве», В. С. Воронов «Советский
художник», 1972.
3. А.Е. Клиентов. Народные промыслы. М. Издательство “Белый город”,
2002 г.
4. Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Цветение вишни в лунную ночь
Сочинение
Ералаш
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"