Работа "Оригинальная кормушка заняла 2 место в конкурсе "Творческий салют"
Вложение | Размер |
---|---|
originalnaya_kormushka.doc | 153 КБ |
Городской конкурс творческих проектов младших школьников
«Творческий салют»
«Оригинальная кормушка»
номинация «Художественные ремесла»
(работа с деревом)
Автор работы:
ученик 2 – Б класса
МБОУ «Средняя школа №5»
Ситдиков Сагит
Руководитель:
Шинкарёва Любовь Викторовна, учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа №5»
г. Когалым
2014 г.
Содержание
Введение
Обоснование выбора темы проекта……………………………………..…..3
1.1 История возникновения народного промысла - пирографии…..…..4-5
1.2 Основные приемы выжигания по дереву…………………………….6
2. Практическая часть.
2.1 Материалы и инструменты………………………………………7
2.2 Правила техники безопасности………………………………….7
2.3 Технология изготовления кормушки……….………………….8-9
Выводы……………………………………………………………………......10
Список используемых источников…………………………………………..11
Введение
Обоснование выбора темы проекта
Я живу в небольшом городе Когалыме, расположенном в северной части России. Зимы в наших широтах продолжительные и очень суровые. В один из таких зимних дней мне пришла в голову идея изготовить оригинальную кормушку для того, чтобы кормить птиц зимой. Кормушка имеет механизм, который позволяет добавлять корм, когда это необходимо.
Цель: Выполнить кормушку для птиц, для того чтобы пернатые имели возможность питаться зимой. Украсить кормушку старинным способом – в техники выжигания по дереву, используя узоры народов севера манси.
В своей работе ставлю следующие задачи:
Планируемый результат:
В процессе работы над проектом я узнаю историю и технологию пирографии, уточню информацию об традиционных мансийских узорах. Думаю, в итоге моей работы, получится оригинальная кормушка с механизмом пополнения корма для птиц, украшенная орнаментом в технике пирографии. Эта кормушка будет радовать не только птиц, но и прохожих людей своим видом.
Практическую значимость кормушки я вижу в том, что кормушка помогает спасти птиц зимой от голода. А благодаря контейнеру для хранения дополнительного корма, зерна и семена не намокнут, и останутся пригодными для хранения в течение продолжительного времени.
1. Основное содержание
1.1 История возникновения народного промысла – пирографии.
Выжиганием по дереву люди стали заниматься довольно давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу и датируются 700 г. до н. э. Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране, как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно еще в IX – X вв. Уже в то время мастера умели видеть и выявлять красоту дерева, использовать его пластические свойства. Сначала выжигали с помощью огня, позже стали применять раскаленные гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определенным углом.
В средневековой Европе выжигание продолжили развивать и постепенно превратили в настоящее искусство, выйдя за рамки народного творчества. В России же выжигание продолжило развиваться как один из его видов.
Начиная с XVII в., в Сергиевом Посаде особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название «троицкой». Кроме игрушек, мастера делают здесь и «красные» ложки, братины, а в конце XIX в. начинается массовое изготовление и обрамленных выжиганием матрешек.
В начале прошлого века выжженными узорами начинают украшать солонки, стаканы, ковши, коробки, шкатулки и др. Первые узоры были посвящены тематике древнерусской архитектуры или старого русского быта, но в 1917 г. она была изменена, а количество продукции, выпускаемой умельцами, сокращено. В Полоховcком Майдане в XIX в. появилось токарное производство, на основе которого в начале XX в. мастера начали украшать свои токарные изделия выжиганием или раскраской.
С 1964 г. в Башкирии начали производить различные предметы из древесины липы, которые украшали выжженным рисунком. Чаще делали челяки для хранения меда, солонки, ковши с крышкой, фигурки людей в национальных костюмах, матрешек.
В конце XIX – начале XX в. выжигание стало популярным среди населения, им начинают увлекаться и среди высших слоев общества. Например, выжиганием занималась ее императорское высочество принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. В то же время изобрели аппарат для выжигания, который состоял из стеклянной посуды, закрытой крышкой, в которой были 2 отверстия с выходящими из них резиновыми трубками. Одна из них заканчивалась двойным резиновым шаром, который служил для вдувания воздуха, а на конце второй располагался платиновый наконечник, прикрепленный к ручке. Внутри наконечника было маленькое отверстие для выхода воздуха. Раскаленным наконечником выжигали на деревянной поверхности, водя им как карандашом или пером.
Пирография в переводе с греческого означает «горячее рисование». В данном случае рисунок наносят на поверхность древесины, фанеры, пробки или любого другого органического материала с помощью раскаленной иглы. Под воздействием температуры, превышающей 150 °С, внешний вид материала начинает изменяться. Этот прием получил широкое распространение только во второй половине ХХ в. после изобретения электрического прибора для выжигания. Раньше этот способ был довольно редким и его применяли мастера для гравировки по кости, дереву и коже. Рисунок выжигали специальными инструментами, которые нагревали на газовой горелке или спиртовке, что было довольно трудно.
В настоящее время пирография очень популярна, как самодеятельный или детский вид творчества, благодаря электрическому пирографу. Современные выжигатели очень удобные и абсолютно безопасны при соблюдении правил эксплуатации.
1.2 Основные приемы выжигания по дереву
Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции. Нужно выяснить какое это будет выжигание. Существует три вида выжигания: контурное, силуэтное и художественное.
Контурное выжигание используют многие начинающие. Оно относительно простое и напоминает работу карандашом при выполнении контурного рисунка на бумаге. Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком иглы. Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки.
Силуэтное выжигание имеет два приема: «гладкий штрих» и «отжёг». При использовании первого получается очень гладкая черная поверхность, без ям и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этим приемом можно выжигать довольно большие поверхности. Движение иглы в более быстром темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от очень темного до светло-бежевого. Художественное, или живописное, выжигание основано на контурном и больше всего силуэтном выжигании. Но ограничиваться только приобретенными навыками недостаточно. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что одни предметы находятся ближе, а другие – несколько в глубине и что между ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов тушевки.
Подготовка материала к выжиганию: прежде всего, нужно подобрать подходящий материал и придать ему определенную форму. Основным материалом для выжигания является дерево во всех видах его переработки: доски, бруски, фанера (из липы, осины, клена, тополя, ольхи и отчасти березы). Поверхность выбранного вами материала необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой.
2. Практическая часть.
2.1 Материалы и инструменты
Для создания кормушки с механизмом, украшенной при помощи пирографии, нам потребовалось:
2.2 Правила техники безопасности
1. Перед работой расправьте провода выжигательного прибора и постоянно следите, чтобы они не закручивались.
2. Не работайте электровыжигательным прибором больше двух часов подряд. Каждые 30—40 минут делайте перерывы и проветривайте помещение.
3. Для работы выбирайте самое светлое время дня. В вечернее время позаботьтесь о хорошем освещении. Свет должен падать на материал слева.
4. Если вы допустили небольшую ошибку, воспользуйтесь лезвием безопасной бритвы. Работать бритвой можно только вдоль волокон. Старайтесь пользоваться ею как можно меньше.
5. При работе берегите поверхность материала. Чтобы не пачкать работу, под руку подложите чистый лист бумаги
2.3 Технология изготовления кормушки
Мы решили создать кормушку с механизмом по следующему плану:
В детской библиотеке мы нашли альбом, в котором описаны мансийские орнаменты. Мы выбрали узор заячьи уши:
Далее разработали чертеж кормушки. За основу механизма кормушки я взял принцип движения нефтяной качалки.
Перенесли шаблоны детали на фанеру. Выпилили с папой при помощи болгарки детали из остатков фанеры, брусьев оставшихся после ремонта.
Скрепили детали и механизм, выполненный из пустой банки от крема при помощи шурупов и шуруповерта.
Нарисовали орнамент карандашом на боковых брусках. Затем приготовили рабочее место для выжигания. Разложили все инструменты, включили прибор в электрическую сеть и с помощью переключателя установить нужную степень накала.
Затем мы наполнили контейнер кормом и повесили кормушку на дерево. Наблюдали, как птицы клевали корм.
3. Выводы
Очень часто можно увидеть кормушки, которые опасны для птиц. Кормушки из железа могут поранить лапки пернатых. Кормушки из картона чересчур легкие, из-за ветра они раскачиваются в разные стороны, корм из них выпадает, и
птицам сложно взять корм с качающихся на ветру кормушек. Кормушки из пластмассы также не практичны, на дне таких кормушек часто собирается вода, корм в них сыреет.
В результате проекта, я расширил свои знания о народных промыслах и ремёслах, узорах манси, развил навыки конструирования. Планирую в дальнейшем продолжить свою работу в этом направлении.
Список литературы.
Интернет – ресурсы:
Ах эта снежная зима
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Как нарисовать китайскую розу
Финист - Ясный сокол