Материал содержит сведения об устройстве и особенностях ненецкого переносного жилища.Может быть использован на уроках географии, этнографии, краеведения
Вложение | Размер |
---|---|
chum_rabota.doc | 68 КБ |
XVI городская Олимпиада по краеведению
«Север без границ»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Традиционное жилище ненцев - чум
Выполнила:
Кондря Ксения, учащаяся 9 «А» класса
МБОУ СОШ№5
Руководитель:
Зенченко Елена Сергеевна,
учитель географии
Новый Уренгой,ЯНАО
2014 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………3 стр.
Устройство чума и его значение . ………………………………...................4 стр.
а) Из чего делают чум……………………………………………………..5 стр.
б) Внутреннее устройство чума у ненцев…………………………………6 стр.
в) Обстановка чума…………………... …………………………………..7 стр.
г) Правила жизни в чуме и вокруг чума………………………………….8 стр.
д) Установка и разборка чума…………………………………………….9 стр.
Особенности чума ……………………………………………………………10 стр.
Заключение ……………………………………………………………………..11 стр.
Литература ……………………………………………………………………...12стр.
Введение
Одной из важнейших проблем для народов Севера и Сибири на современном этапе является сохранение национальных культурных особенностей. К ним относятся традиционные виды хозяйственной деятельности, бытовой уклад, национальная одежда, жилище, язык, социальная организация и др. Каждая из перечисленных особенностей имеет своё значение для жизни этноса. Традиционное жилище - чум занимает в этом ряду особое место. Единственным видом жилища в прошлом, но и для некоторых ненцев в настоящее время является чум. Чум был характерен также для Саянских предков самоедов. Он сохранился и сейчас в Южной Сибири в районах расселения оленеводческих групп тувинцев и тофаларов. Особенности ненецкого чума подробно описаны В. Чернецовым и Л. Хомич.
Ими написано достаточное количество научных статей и монографий. Однако – вопросы традиционного жилища северных народов, требуют дальнейшего, углублённого изучения.
Объектом для исследования выбрано традиционное жилище ненцев в прошлом и в настоящее время.
Цель исследования:
Рассмотреть изменения ненецкого чума в настоящее время.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования:
Если учащиеся школ, проживающие в поселках и городах нашего округа, узнают подробно о том, что лучше чума не придумано никакое другое жилище, что древний человек, не зная законов физики, смог создать уникальное жилище, которое при метелях и ветрах остаётся устойчивым, то они заинтересуются культурой и бытом коренных народов Ямала.
Устройство чума и его значение
К классическим элементам оленеводческой материальной культуры относится ненецкий чум – незаменимое жилище тундровых кочевников. Это большое конусообразное сооружение из шестов и покрытия с небольшим отверстием для выхода дыма сверху.
На Ямале люди с древних времен живут в чумах. Чум, по-ненецки-« мя», центр всей жизни семьи и воспринимается как целый мир.
Отверстие наверху соответствует местоположению солнца днем и месяца ночью.
Наклонные шесты, покрытые шкурами, соответствуют воздушной сфере, которая окутывает Землю. Очажный круг на полу чума издревле воспринимался как вход в подземный мир.
Очень многие явления природного мира сравнивались с чумом. Тучи, например, называли «чумом комаров». Снежный сугроб называли «чумом куропаток». Существовала привычка спать во время путешествий в таком «куропачьем чуме». Одежда также считалось уменьшенным, индивидуальным чумом. Форма конуса считалась священной, символом власти и особого достоинства человека.
Величина чума с давних времен зависела от богатства семьи. Остроконечный чум считался чумом бедняков. Обычно чум служил жилищем отдельной семьи. Кроме отца, матери и детей в чуме могли жить и другие сородичи.
Сегодня, когда Ямало-Ненецкий автономный округ достиг высокого уровня цивилизации и многие представители коренных народов живут в благоустроенных квартирах, отношение к чуму изменилось. Его символическое значение во многом утрачено. Теперь его считают обычным, но в то же время очень удобным жильем в тундре и тайге. Но и по сей день к чуму и правилам жизни в нем принято относиться с почтением и соблюдать с древности сложившиеся обычаи.
В двадцатом веке изобрели новое жилище из легкого металла дюралюминия. Оно было легким, сборным и переносилось на вертолетах, но оказалось неудобным и вредным для тайги и тундры.
Из чего делают чум?
Чум сооружают из жердей. Жерди для каркаса чума заготавливаются в лесных районах. Всего для этого нужно 36-40 шестов. Изготавливаются они из стволов ели длиной около 5 м (бывают до 7-8 м). Все шесты в нижней части заостряются.
От числа шестов зависят размеры чума – чем больше шестов, тем вместительнее чум. Шесты покрывают полотнищами из оленьих шкур, которые ненцы называют нюками. Для покрытия чума нюки сшиваются в сплошные полотнища, они сшиты нитками из оленьих сухожилий. Нюки – двойные, мехом и внутрь, и наружу. Зимой для покрытия чума требовались шкуры 60-70 оленей. Нюки – вещь ценная, и относятся к ним бережно, летом обязательно выбивают, чистят, просушивают, ремонтируют, упаковывают и складывают на нарты до следующей зимы. Переход с зимних нюков на летние происходил в июне. Летом можно использовать старые вытертые нюки или брезент. В старину летом чум покрывали берестяными покрытиями. Приготовить берестяное летнее покрытие для чума не проще, чем зимнее, меховое. Для этого нужно бересту заготовить: очистить, не раз варить в котле с рыбьим отваром и прополоскать в реке, чтобы береста стала мягкой, прочной и водонепроницаемой. Потом подобрать куски по ширине и длине, складывать бересту в три слоя и только тогда сшивать. В берестяном чуме в жару прохладно, в холод тепло и всегда сухо.
Диаметр чума достигает 5-8 метров, он может вместить до двадцати человек. На крутых стенках чума снег не задерживается, не страшны ему ветры, метели и морозы. Чум довольно быстро собирается и разбирается, что важно во время перекочёвок с короткими остановками. Причём делают это женщины. Они, как правило, являются и собственниками чумов, получая их в приданое от своих родителей.
Внутреннее устройство чума у ненцев
Каждый предмет и каждое место внутри с древности имеет своё назначение. Центральной осью чума служит шест, который ненцы считают священным и называют «симзы». С давних времён на нём принято было помещать семь личин или голов семейных или родовых духов. В чуме шамана симзы обязательно украшался изображением священной птицы минлей. По симзы дым очага поднимается к верхнему отверстию чума. Согласно легендам, по священному шесту герои улетали на битвы и военные подвиги.
За симзы размещается священное пространство си. На него могут ступать только старшие мужчины. Для женщин и детей это место запретное. Здесь обычно находится священный ларь. В нём хранятся духи-покровители очага, семьи, рода и местности. Здесь же часто содержатся все семейные сбережения и реликвии, а также оружие и ларь с инструментами. Всё это вещи главы дома, они неприкосновенны для остальных членов семьи.
Напротив си, у входа, находится нё. Это – место женщины. Здесь она занимается домашними работами: шьёт, чинит одежду и обувь, вытягивает нитки из оленьих жил и сухожилий. Здесь она готовит пищу, накрывает стол.
Посередине, между си и нё, находится спальное место. В изголовье кладётся пояс с амулетами и ножом. Ложась спать, мужчина укрывается женской ягушкой.
Летом спальное место отгораживается пологом из ситца. Полог используют только ночью, днём же его аккуратно сворачивают в рулон и закрепляют под подушками. Рядом с родителями лежат маленькие дети. Дальше от симзы укладывались неженатые старшие сыновья, ещё дальше – старики и другие члены семьи или гости. В чуме бывает дымно, летом дым помогает бороться с комарами. Дым скапливается наверху, заставляя обитателей лежать на полу.
Кроме мужской и женской части чума и спального места есть ещё особое место для женских вещей, оно находится по обеим сторонам от входа. Там хранят одежду, обувь и вещи хозяйки. Существует и нежилая часть чума – пелей.
Обстановка чума
Вместе со своими владельцами чум часто перемещается с места на место. Поэтому в нем нет ни кроватей, ни шкафов. Из мебели там есть только ларь и маленький столик - толь, то, что легко перевозить.
Из другой обстановки в чуме используют меховые мешки, сумки и подушки. Их стараются украсить ремешками, цветными тесемками, медными бляхами. Используют ещё женские сумочки. Их делают из меха и тоже украшают. К сумочке крепятся мешочек для ниток, игольник и футлярчик для наперстка.
Сегодня есть передвижные электростанции. А раньше для освещения чума применялись светильники. Они делались из чаш и наполнялись рыбьим жиром или оленьим жиром, в который погружался фитиль. Позднее появились керосиновые лампы. У входа чум находится колотушка для стряхивания снега с обуви и подола верхней одежды.
Если в чуме есть маленькие дети, то обязательно есть и люлька. Раньше младенца помещали в люльку сразу после рождения, а вынимали только тогда, когда он начинал ходить. На дно люльки насыпали древесную стружку и сухой мох. Пелёнками служили шкурки оленя, песца и собаки. Ребёнок прикреплялся в люльке специальными ремешками. При кормлении грудью мать брала ребёнка вместе с люлькой. Такие люльки используют и сегодня. Люлька, как и любой другой предмет в чуме, красиво оформлялся и воспринимался как произведение искусства.
Правила жизни в чуме и вокруг чума
В ведении женщины находится очаг. Только женщина может прикасаться к очажным шестам и к очажному крюку. Она же собирает дрова для очага, колет их, сушит у входа и разжигает огонь. Она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по треску дров, дыму, силе и цвету пламени. Всё пространство нё – прихожая чума – находится под её покровительством. Мужчина или же мальчик не должен прикасаться к посуде. По мифам ненцев от звона посуды вся дичь испугается и убежит.
Мужчина при входе в чум обивает снег с обуви и одежды колотушкой. Он снимает верхнюю одежду (совик) и оставляет её на нартах. Войдя в помещение, мужчина надевает домашние кисы и домашнюю малицу или женскую ягушку.
Гостей – мужчин укладывают на ночёвку от середины чума к симзы. Гостей – женщин, наоборот, размещают от середины к выходу. Место, которое занимает гость, зависит от уважения к нему.
Пространство вокруг чума тоже строго распределено. Сегодня народы Ямала ездят и на нартах, и на снегоходах, и на машинах. Раньше, когда основным транспортом были нарты, перед входом в чум обычно находились женские нарты. За священным шестом чума – симзы снаружи ненцы ставили священные нарты – хэхэ’ хан. Чум с задней стороны подпирался грузовой нартой. Это делалось для того, чтобы нюки, уложенные в определённом порядке, не разворачивало и не срывало ветром. Зимние вещи оставляли на грузовых нартах прямо в тундре. При ловле оленей из таких нарт образовывали загон.
Установка и разборка чума
Чум и поныне самое совершенное жилище в тундре. Он лёгкий, быстро собирается, разбирается и переносится на новое место. Чум стоит на одном месте не более полумесяца зимой и не более одной недели летом. Коренной житель Ямала умеет установить его за 30 минут в зимнее время и за 20 минут летом.
Место установки чума определяет мужчина. Однако его установкой занимается женщина. Чум устанавливают так. Вначале глава семьи указывает место для будущего чума. Затем это место расчищается. Взрослые и дети распрягают оленей. На расчищенное место кладут очажный лист. Под лист зимой обязательно подкладывают два бревна, чтобы снег не таял. Летом под очажным листом делается углубление. Очажный лист – это символ очага, домашнего тепла, семьи и центральная часть всего чума.
По обе стороны от очажного листа кладут 2-3 доски, это пол. За досками, дальше от костра, раскладывают циновки. Затем две женщины ставят шесты и симзы и скрепляют наверху железным обручем дымника. Нижние заострённые концы шестов вкапывают в снег или землю.
Далее наступает черед установки шеста для котла и чайника. Один его конец крепится на симзы, а другой привязывается на входных шестах. Симзы – это название опорных шестов в ненецком чуме, раньше они считались священными. Поперёк кладут железный стержень. На стержень надевается крюк. На крюк вешают котёл.
Завершив установку шестов, переходят к натягиванию нюков. Так называются листы из оленьих шкур или бересты для покрытия ненецкого чума.
Две женщины снаружи поднимают нюки и укладывают их на остов чума, начиная сверху. Затем изнутри привязывают нюки к шестам. Снаружи нюки придавливают шестами и нартами, а снизу ещё присыпают снегом. Дверью служит откидывающаяся часть нюка. Отверстие сверху прикрывается шкурой зимой или берестой летом.
Как только положены нюки, вносят циновки из прутьев и мятлика лугового. На них кладут оленьи шкуры. А уже на шкурах раскладывается семейная постель. По окружности, у основания шестов, раскладывают меховые мешки, сумки и другие мягкие вещи. Затем кладут подушки, а вместо одеял ненцы используют женские ягушки.
Разборка чума совершается в обратной последовательности. Перед этим встают раньше обычного. Женщины готовят завтрак, а мужчины занимаются подготовкой упряжи. После завтрака все выходят из чума, выносят вещи, упаковывают их в мешки, складывают в нарты и привязывают. Потом снимают нюки, убирают шесты, с которыми на землю опускается железный обруч дымника.
Наконец, поднимается очажный лист. На этом месте оставалось пятно, по которому можно узнать о становище кочевников. Второй раз на это же пятно не разрешается класть очажный лист. Считается, что это поранит землю.
Территория очищается, а мусор обязательно сжигается. Опасным считалось оставить на месте бывшего чума хотя бы волосок или обстриженный ноготь. По ним злой дух может погубить человека.
Особенности чума
Во время проведения ежегодного праздника коренных народов Севера я сосчитала количество шестов в чуме, их сорок штук, длина - пять метров. Диаметр нашего чума составляет шесть метров. В летнее время чум покрывается нюками, сшитыми из брезента. Для того, чтобы в чуме было тепло зимой, чум покрывается зимними нюками, сшитыми из оленьих шкур. Летом мы с мамой занимаемся ремонтом этих нюков. В это лето мы заменили полностью подол одного из нюков. В следующее лето планируем заменить верхнюю часть.
До недавнего времени жилище наше освещалось керосиновой лампой, в настоящее время для освещения используем генератор. В чуме горят четыре электрические лампочки, также мы можем смотреть видео- и DVD- фильмы, а раньше этого не было, в вечернее или в дождливое время люди в чуме могли рассказывать своим детям сказки, загадывать загадки, если приезжал гость, то пели эпические песни - ярабц или же сюдбабц. Сейчас можно слушать музыку, разговаривать по сотовому телефону с сёстрами и братом, которые находятся других городах и посёлках.
Для отопления чума используется печка-буржуйка, в последнее время печки стали делать из более толстой стали, так как в них тепло держится дольше. Моя мама рассказывала, что раньше зимой и летом в чуме разжигали костер прямо на земле или на снегу, при этом было очень дымно, а для освещения использовали сальник, от которого было много копоти.
Вывод:
Тундровое население до сих пор проживает в чуме, потому что лучше традиционного жилища в суровых условиях тундры, не придумано никакое другое жилище. Существенных изменений в чуме с начала двадцатого века (кроме электричества, железной печки, сотовой связи) не произошло. Тундровики как жили в чуме, так и будут жить, пока существует традиционная отрасль – оленеводство.
Заключение:
Каждый человек должен интересоваться духовной и материальной культурой, то есть обычаями, традициями, языком, происхождением, фольклором народа, на территории которого живет, историей своего края, этнографией. Необходимость сохранения природы - также святая обязанность каждого жителя ЯНАО.
Надеюсь, что моя работа поможет тем, кто заинтересуется бытом и этнографией ненцев.
Литература:
Денис-изобретатель (отрывок)
Невидимое письмо
"Портрет". Н.В. Гоголь
Иван Васильевич меняет профессию
Юрий Алексеевич Гагарин