К сожалению мультимедийное сопровждение не загружается в силу его большого объма.в случае необходимости вы можете обратиться ко мне лично через сообщения и я вам предоставлю данный материал.
Многие из нас слышали такие выражения: «Смотреть сквозь розовые очки» или «он все видит в черном цвете». Это вовсе не означает, что те люди, которые легко относятся к жизни, и в самом деле носят розовые очки, а у мрачных людей глаза устроены каким- то особым образом. Эти выражения говорят скорее о том, что цвет и настроение как- то связаны между собой.
Оказывается, еще в древности люди верили, что цвет обладает магической силой. С тех пор ученые провели многочисленные исследования, которые подтвердили тот факт, что цвет оказывает воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье человека.
Охрана здоровья школьников является одной из актуальных проблем, а их эмоциональное состояние, желание идти в школу с хорошим настроением, и возвращаться домой с таким же, залог эмоциональной стабильности.
Человек давно заметил особое действие каждого цвета на его состояние и систематизировал виды цвета по их психофизическому воздействию, выделив наиболее благоприятные для человеческого глаза цвета, так же отвергаемые, способствующие изменить его состояние. Цвет подсознательно влияет на поведение людей. Мы попробовали разобраться в вопросах воздействия цвета на состояние человека
Вложение | Размер |
---|---|
rabota2.docx | 185.11 КБ |
Оглавление.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения влияния цвета на человека 5
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния цвета на учебный процесс 9
Заключение 12
Список литературы 13
Приложение 14
Введение.
Многие из нас слышали такие выражения: «Смотреть сквозь розовые очки» или «он все видит в черном цвете». Это вовсе не означает, что те люди, которые легко относятся к жизни, и в самом деле носят розовые очки, а у мрачных людей глаза устроены каким- то особым образом. Эти выражения говорят скорее о том, что цвет и настроение как- то связаны между собой.
Оказывается, еще в древности люди верили, что цвет обладает магической силой. С тех пор ученые провели многочисленные исследования, которые подтвердили тот факт, что цвет оказывает воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье человека.
Охрана здоровья школьников является одной из актуальных проблем, а их эмоциональное состояние, желание идти в школу с хорошим настроением, и возвращаться домой с таким же, залог эмоциональной стабильности.
Человек давно заметил особое действие каждого цвета на его состояние и систематизировал виды цвета по их психофизическому воздействию, выделив наиболее благоприятные для человеческого глаза цвета, так же отвергаемые, способствующие изменить его состояние. Цвет подсознательно влияет на поведение людей. Мы попробовали разобраться в вопросах воздействия цвета на состояние человека
Объект исследования: цветовая гамма.
Предмет исследования: влияние цвета на учебный процесс школьников.
Цель исследования: изучение особенности влияния цвета на работоспособность, самочувствие и поведение учащихся.
Мы выдвинули предположение о том, что цвет оказывает влияние на человека: самочувствие, физиологическое и психологическое состояние, поведение. Таким образом, гипотеза нашего исследования строится на двух допущениях:
Цель, предмет и гипотезы исследования обусловили постановку следующих задач:
Для решения поставленных задач необходимо использование следующих методов: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме, опрос, эксперимент, наблюдение.
Базой исследования является МБОУ СОШ № 9, г. Куйбышев.
При изучении вопроса об особенностях влияния цвета на человека нами были изучены научно публицистические статьи в сети Интернет, литература по цветопсихологии (Г.Фрименг, А. Ксавер).
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы администрацией школы, классным руководителем, родителями при создании условий обучения школьников путем подбора цветового дизайна школы, класса, личной комнаты учащегося. Нами разработана памятка (буклет) с рекомендациями для администрации и учителей школы (Приложение 4).
Глава 1. Теоретические основы изучения влияния цвета на человека.
Цветовая гамма — термин в живописи, цветоведении и цветопсихологии.
Первоначально исследования восприятия цвета проводились в рамках цветоведения; позже к проблеме подключились этнографы, социологи и психологи.
В цветоведении оттенки цветов, цветовые переходы, которые имеют общие качества, являют собой цветовые гаммы. Выделяют красную, оранжевую, желтую, желто-зеленую, голубовато-зеленую, голубую, синию, фиолетовую, серую цветовую гамму, которые имеют большое многообразие цветов (Приложение 1).
Наиболее «древними» цветами, первыми появившимися в человеческой культуре, обычно считаются белый, чёрный и красный.
Количество «основных» цветов в разных культурах различно. Древний Восток предполагал наличие 5-элементного мира. В Европе фиксировали 3 «основных» цвета (сначала — красный, жёлтый, синий, а позже — красный, зелёный и синий), а со времен Ньютона часто говорят о 7 цветах (помимо ахроматических чёрного и белого цвета, фактически являющихся крайними полюсами серого цвета).
Цвет — это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей. Одни и те же световые воздействия могут вызвать разные ощущения у разных людей. И для каждого из них цвет будет разным. Отсюда следует, что споры "Какой цвет на самом деле" бессмысленны, поскольку для каждого наблюдателя истинный цвет — тот, который видит он сам. Ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, психологических и культурно-социальных факторов.
В психологии широко известна методика цветовых выборов Лю́шера изобретенная швейцарским психологом Максом Люшером. В тесте используются следующие цвета: оранжево-красный, зеленый, желтый, синий, коричневый, фиолетовый, серый, черный [1].
В своей работе мы планируем использовать несколько основных цветов: белый, черный, красный, зеленый, желтый, синий, фиолетовый, серый.
Современное общество отличается повышенным уровнем визуального восприятия, где зрительные образы становятся ведущей частью привычного бытия, способом познания мира. Не только сам человек, но и каждая его клеточка постоянно связана с окружающей средой. Наши органы чувств не только анализируют окружающую нас среду, но и являются приемниками информации, которая, как правило, имеет определенное влияние на наш организм. Цвет обладает живительной и целительной силой. Он устраняет дисбаланс в работе органов, удлиняет жизнь.
Наиболее благоприятные для человеческого глаза цвета - зеленый, желтый, голубой, желто-зеленый и зелено-голубой. Они дают отдых глазам, действуют успокаивающе, так как это цвета растений, солнца, неба и воды. Окраска помещения также влияет на восприятие, помещение с темными потолками кажется ниже, длинная комната или коридор кажутся короче при ярко окрашенной дальней стене, белые полосы на полу указывают путь движения и зрительно удлиняют помещение в своем направлении. Цвет влияет на восприятие расстояния, объема, массы, освещенности, температуры, движения и на психическое состояние [2].
В своей книге «Человек - цвет - пространство. Прикладная цветопсихология» Г.Фрименг, А. Ксавер характеризуют цвета интерьера класса следующим образом:
Так какова же символика цвета и какое влияние оказывает цвет на человека?
Красный цвет символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны – вражду, месть, войну, связывается с агрессивностью. Красный цвет захватывает внимание. Пульс и давление крови может повыситься, если долго смотреть на красный. Красный быстро утомляет. Люди, предпочитающие красный, любят быть лидерами. Почти все чувства у них на максимуме. Они настойчивы, не любят откладывать дело. Не редко бывает такое, что те, кто предпочитает красный, демонстративны и эгоистичны, нетерпимы, упрямы и жестоки.
Желтый цвет пользуется популярностью у жизнерадостных и подвижных людей, стремящихся к изменениям в жизни, развитию, путешествиям. Главные действия этого цвета бодрить, радовать, приятно удивлять. Желтый имеет психологическую способность гасить отрицательные эмоции лучше, чем другие цвета. Ненавязчивое воздействие этого цвета повышает работоспособность. Цвет надежды, он избавляет от негативных мыслей, помогает в очищении организма. Желтый способствует развитию фантазии.
Зеленый цвет считается самым благоприятным цветом для человека с точки зрения психологического восприятия. У зеленого цвета есть успокаивающее расслабляющее действие, зеленый повышает восприимчивость. Этот цвет располагает к общению. Он способствует отдыху, положительно влияет на повышенное кровяное давление, и, по мнению психологов, способствует релаксации и медитации. Принято считать, что люди, предпочитающие чистый зеленый, обладают уверенной, твердой манерой держаться, стремятся к стабильности и прочности своего положения в жизни; им свойственны такие качества, как постоянство, настойчивость, сила воли, самоуважение.
Синий цвет, особенно его темные оттенки, способен оказывать благотворное влияние на людей, нуждающихся в покое, разрядке и отдыхе. Людей которые часто возбуждены и могут легко раздражатся. Синий цвет — холодный, умиротворяющий, пассивный, под его влиянием снижается работоспособность, возникает склонность к созерцательности и размышлению. Психологи считают, что синий цвет предпочитают деятельные люди, ценящие равновесие духа и доверительность отношений.
Фиолетовый цвет истинно считается цветом творческих людей, склонных к искусству. Это цвет людей нуждающихся в любви и восхищении. Этот цвет достаточно спокойный и не вызывает особое влечение к работе, разве что только творческой. Это может быть живопись, музыка, моделирование. Бледно-лиловый цвет часто приходится по душе людям достаточно пунктуальным и аккуратным, склонным к требовательности и чистоте. Часто встречаются люди достаточно эгоистичные и настойчивые.
Белый, серый и черный — точки отсчета. Белый и черный это два больших начала. Белый всегда ассоциируется с чистотой и невинностью, а черный с опытностью и практичностью. Эти цвета сочетаются с любыми другими и явно их подчеркивают. У белого цвета есть свойство уравновешивать все вокруг. Психологически предпочтение белого цвета означает стремление к абсолютной свободе от всех препятствий. Но абсолютное преобладание белого цвета может говорить о внутренней неудовлетворенности, странности. Считается, что белый цвет излучает свет, придает силы.
Продукт слияния белого и черного это серый цвет. Он может иметь множество оттенков, где-то больше белого, где-то черного. Психологи считают, что этот цвет не несет никакого действия, он достаточно спокоен и может расслабить. Черный цвет с психологической точки зрения отражает агрессивное упорство, абсолютный отказ, психологическую защиту. Психологи считают, что черный цвет предпочитают люди, которые на подсознательном уровне из упрямого протеста восстают против своей судьбы.
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния цвета на учебный процесс.
Данная работа посвящена изучению влияния цвета на учебный процесс (работоспособность детей, их поведение). В связи с этим было проведено исследование, которое состояло из трех этапов:
1) Диагностический, цель которого - выяснить каким цветам отдают предпочтения учащиеся и педагоги.
2) Эксперимент, в ходе которого мы проводили день красного и зеленого цвета.
3) Аналитический. Цель данного этапа проанализировать полученный результат, сформировать рекомендации.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 9 г. Куйбышев. В исследовании приняли участие учащиеся 3-х, 7 классов, а также педагоги школы. Всего в опросе приняло участие 93 человека. Вниманию учащихся и педагогов было предложено выбрать из 8 цветов наиболее привлекательный цвет. Проводя опрос (Приложение 2), мы попытались выяснить, какому цвету отдают предпочтение школьники и педагоги. Проведение эксперимента позволило нам наблюдать физиологические и поведенческие реакции учащихся разных возрастов на определенный цвет. 3 «Б» классу было предложено провести день красного цвета.
Анализ полученных результатов позволяет сказать нижеследующее. Учащиеся третьих классов предпочитают желтый и фиолетовый цвета (Приложение 3). Желтый цвет пользуется популярностью у жизнерадостных и подвижных людей, стремящихся к изменениям в жизни, развитию, путешествиям. Фиолетовый цвет истинно считается цветом творческих людей, склонных к искусству. Это цвет людей нуждающихся в любви и восхищении.
Самым притягательным цветом для учащихся 7 класса является синий, 48 % учащихся выбрали именно его (Приложение 3). Синий цвет предпочитают деятельные люди, ценящие равновесие духа и доверительность отношений. Отметим тот факт, что по результатам общих цветопсихологических исследований детей после 12 лет любимый цвет именно синий.
А вот мнения педагогов имеют небольшой отрыв в количественном показателе (Приложение 3), однако наиболее привлекателен для наших учителей желтый цвет. Хочется отметить, что наши педагоги очень активные люди, стремящиеся к самосовершенствованию и саморазвитию. Отметим, что желтый цвет пользуется популярностью у жизнерадостных и подвижных людей, стремящихся к изменениям в жизни, развитию, путешествиям.
Таким образом, можно сказать, что одно из допущений нашей гипотезы находит свое подтверждение: каждый возрастной этап развития имеет предпочтение определенного цвета, что также находит свое отражение в характеристике цвета.
Каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, которую необходимо учитывать при стимулировании трудовой деятельности. Для этого в один из учебных дней мы устроили день красного цвета в третьем классе. Учащимся и педагогу было предложено одеться в одежду красного цвета, кабинет завешали красной тканью. Учащиеся весь день провели в этом кабинете. На протяжении всего дня мы наблюдали за поведением учащихся, их физиологическим состоянием (сердцебиение, общие недомогания, внешние изменения организма). Стоит отметить, что красный цвет повысил общую работоспособность и активность детей на уроках. Дети были внимательны, и столь яркий цвет вовсе не отвлекал их. Дети, которые отличаются медлительностью, чувствовали себя вполне комфортно и отметили состояние бодрости и уверенности в себе. Отметим, что красный цвет вызвал учащение пульса у 12 человек, двое детей к концу учебного дня почувствовали головную боль. Учащиеся с повышенным уровнем активности крутились, часто отвлекались, выкрикивали с места. Большинство учащихся класса отметили, что в кабинете стало теплее (у многих учащихся на лице появились румяна).
Следовательно, и вторая гипотеза нашла свое подтверждение: цвет оказывает влияние на состояние учащегося и его поведение.
Результаты проведённого экспериментального исследования позволяют сделать следующие выводы:
3-и классы – желтый;
Взрослые люди – желтый.
Заключение.
Человек всегда жил, живет, и будет жить в мире различных цветовых гамм и красок. Цвет является одним из внешних факторов, который не просто окружает нас, а, как мы убедились, воздействует на человека, создавая при этом разные оттенки настроения, меняет психику и даже состояние здоровья.
Таким образом, опираясь на данные полученные в ходе нашего исследования можно дать следующие рекомендации по цветовому оформлению школы в целом и отдельного кабинета в частности:
Учитывая все выше перечисленное, сегодня каждому из нас остается помнить об особенностях цвета и стараться всячески применять их в повседневной жизни. Самому создавать нужный организму колорит, подбирать оттенки нашей одежды и жилища. Помнить, что наше поведение и отношение к людям тоже ассоциируется с цветом. Постараться бывать среди самого природного цвета - цвета нашей планеты - зеленого. Ваш организм непременно ответит вам хорошим настроением, крепким здоровьем и прекрасным состоянием души. Все это в совокупности дает человеку самое великое ощущение-гармонию с окружающим миром!
Список литературы
Цветовые гаммы.
Красная цветовая гамма: цвет красной смородины, малиновый, розовый (цвет полевой гвоздики), гранатовый (темно-красный), вишневый, амарант (цвет древесины красного дерева), лафитный (цвет красного виноградного вина), бордо, пунцовый (ярко-красный), клубничный, земляничный, цикламен (темно-красный с розоватым), брусничный, нежно-розовый, цвет розовой пудры, клюквенный, малиново-красный, рубиновый, кумачовый, алый, томатный, рябиновый, само (телесный с розовым отливом), коралловый, желто-розовый.
Оранжевая цветовая гамма: мандариновый, морковный, апельсиновый, золотистый, цвет ржавчины, экрю (цвет старой слоновой кости с бронзовым оттенком), беж (светло-коричневый с желтоватым оттенком), цвет кофе с молоком, цвет молока с кофе, цвет загара, гаванна (цвет сигары), терракота (красновато-коричневый), каштановый, кофейный, цвет осеннего (осинового) листа, коричневый, шоколадный, мускат (цвет мускатного ореха), цвет сандалового дерева, бронзовый.
Желтая цветовая гамма: жемчужный, крем, лимонный, соломенный, канареечный, палевый (бледно-желтый с розоватым оттенком), цвет сухой горчицы, табачный, латунный, янтарный, шафран (желто-коричневый), желтоватый с серым отливом, банановый, песочный.
Желто-зеленая цветовая гамма: яблочный, гороховый, оливковый (желто-зеленый), фисташковый (зеленоватый), травянистый, цвет резеды, хаки (коричневато-зеленый), изумрудный.
Голубовато-зеленая цветовая гамма: цвет льда, цвет морской воды, цвет морской волны, бирюзовый, павлиновый, миртовый (темный голубовато-зеленый), цвет кипариса, полынный, синий с лиловым оттенком, зелено-голубоватый, голубовато-серый с зеленым отливом (цвет эвкалипта), бледно-зеленый.
Голубая цветовая гамма: пепельный, пепельно-голубой, небесно-голубой, цвет незабудки, сапфирно-голубой, сумрачно-голубой, электрик, цвет гортензии.
Синяя цветовая гамма: перванш (темно-голубой с сероватым отливом), васильковый, ультрамарин (цвет синьки), индиго (темно-синий), кубовый (синий густого яркого оттенка), лазурный.
Фиолетовая цветовая гамма: сиреневый, цвет лесной орхидеи, цвет лесной фиалки, аметистовый, гелиотроп (темно-лиловый), цвет садовой фиалки, лиловый, ирис, сливовый, свекольный, цвет примулы, цвет персидской сирени, цвет фуксии.
Серая цветовая гамма: суровый, грифельный, дымчатый, свинцовый, графитный, пыльный, стальной, светло-серый с небольшой голубизной, цвет зимней беличьей шкурки, цвет темного свинца, светло-серый с голубым отливом.
Приложение 2.
Сводная таблица результатов проведенного опроса.
Вашему вниманию предлагается 8 цветов. Посмотрите на них, оцените привлекательность каждого цвета и выберите наиболее приятный для себя цвет.
А теперь поднимите руку те, кому больше всего понравился красный (включается слайд с красным фоном, подсчитывается число поднявших руки), желтый, зеленый и т.д.
Категория участников Цвет | 3 классы | 7 класс | Педагоги |
Красный | 4 | 2 | - |
Желтый | 14 | 2 | 10 |
Зеленый | 2 | 3 | 8 |
Синий | - | 11 | 5 |
Фиолетовый | 10 | 1 | 2 |
Черный | 4 | 2 | - |
Белый | 9 | - | - |
Серый | - | 2 | - |
Всего | 43 чел. | 25 чел. | 25 чел. |
93 человека |
Приложение 3
Выбор учащихся 3-х классов
Выбор педагогов.
Дымковский петушок
Развешиваем детские рисунки дома
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Сказка "Колосок"
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью