В творческом проекте автор ракрывает тему разновидности кукол. Предлагает самостоятельно изготовить куклы из различных материалов.
Вложение | Размер |
---|---|
galereya_kukolword_2.doc | 233.5 КБ |
МБОУ Усуглинская основная общеобразовательная школа
Объединение «ДПИ» (декоративно-прикладное искусство)
Творческий проект
«Галерея кукол»
Выполнила: Моисеева Маргарита
ученица 6 класса.
Руководитель проекта:
Ананенко В.Л.
педагог дополнительного
образования, учитель технологии
с. Усугли, 2014 год
План работы
1.Обоснование проблемы.
2.Подбор информации.
3.Изучение информации по теме.
4.Изготовление кукол.
5.Оформление документации.
Обоснование возникшей проблемы и потребности
Уже в сентябре месяце педагог поставил перед нами задачу, выбрать тему проекта, над которым я буду работать в течение года. Я выбрала тему, интересующую меня давно, связана она с куклами, а точнее с историей возникновения кукол и их разновидностями.
Куклы у меня были всегда они и сейчас у меня есть. Я росту, но интерес к куклам у меня не угасает, если раньше, будучи ребёнком, я играла в куклы, то сейчас мне интересно какие они бывают и откуда они появились в нашей жизни. Найдя соответствующую информацию, я узнала, что куклы бывают разные: обрядовые куклы, куклы-игрушки, театральные куклы, петрушечные куклы, мимирующие куклы, тростевые куклы, марионетки, куклы теневого театра, ростовые куклы, интерьерные куклы. О некоторых из них я сегодня вам хочу рассказать.
Обрядовые куклы
Куклы, участвовавшие в разнообразных обрядах, обычно изготовлялись из подручных материалов: растений, зерна, ткани, даже из золы. Так называемые зольные куклы считаются самыми первыми. Делались они из золы и воды и были оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место куклу, сделанную из золы домашнего очага, обязательно брали с собой. Зольную куклу дарили на свадьбу, как символ продолжения рода. Вообще, со свадебным обрядом связано несколько кукол, в частности Невеста и Жених, венчавшие дугу упряжки и отводящие недобрые взгляды, «мировое дерево», украшавшие свадебный пирог. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе в красный угол. Считалось, что если в доме есть сделанная своими руками кукла «Плодородие», то будет достаток и хороший урожай. Кукла «Купавка» олицетворяла собой начало купаний: её сплавляли по воде, и тесемки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды,- такое значение придавалось очистительной силе воды. Обрядовую куклу «Масленица» делали из соломы или лыка , но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Некоторые обрядовые куклы были лечебными и делались из лечебных трав: тысячелистника, ромашки. Они приносили здоровье в дом. Другие куклы, «Лихоманки», отводили на себя болезни. В Японии существовали бумажные куклы, которые, по народным поверьям, излечивали человека. Достаточно было потереть ими больное место, а потом бросить в огонь или воду. Ксения Троянова упоминает кукол - «стригушек» (женщина брала с собой ребёнка в поле и, чтобы занять его, делала ему куклу из травы; часто такую куклу использовали и в лечебных целях), «десятиручек»( помощниц в хозяйстве), «зернушек» (залог сытости и многодетности). Многие обряды на Руси проходили с помощью специально сделанных кукол. Например, древний обряд «Похороны кукушки» - посвящение двенадцатилетних девочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни. Этот обряд символизировал отказ от « кукушества», провозглашение материнства.
Девочки прощались со своим детством, обязываясь «не быть кукушкой».
В Удмуртии есть обряд в честь рождения ребёнка «Нуны сюан», в котором принимают участие тряпичные куклы-закрутки и уникальные танцующие соломенные куклы. Танец кукол символизирует восстановление способности женщины к деторождению, которую она «утратила» с рождением ребёнка.
Также в Удмуртии есть интересные куклы-треноги – из сосновых или еловых веточек с тремя разветвлениями. Они могут быть использованы для избавления от болезней, для чего в их изготовлении применяются вещи больного. Такую куклу приносят в глухое место, дают ей имя и , называя по имени, оставляют с наказом вылечить человека.
Лица куклам обычно не рисовали. Существовало поверье, что в куклу с нарисованным лицом может вселиться чужая душа, которая приносит несчастья.
Особое место среди обрядовых кукол занимают куклы-обереги. Известны такие обереги, как «кувадка», защищающая ребёнка от злой силы; берегиня сна, своими крыльями отгоняющая дурные сны; берегиня домашнего очага. Все обереги делаются без иголок и ножниц, чтобы жизнь ребёнка была счастливой.
Семейный оберег можно сделать по методу индейцев навахо. Из шерсти и камешков, которые изображали мужа, жену и детей, навахо делали пёструю молитвенную связку и держали её у себя дома, чтобы Великий дух заботился о семье. Сегодня можно вылепить членов семьи из пластилина, затем цветными шерстяными нитями примотать к пучку других нитей маму и папу посередине, сверху положить детишек и снова обмотать нитками.
Куклы-игрушки
Для большинства людей кукла ассоциируется прежде всего с детьми и детскими играми. Однако, как мы видели, первоначально куклы, не имевшие лиц, являлись игрушками не для ребёнка, а для «бессонницы, болезней и прочих напастей».
Наиболее распространенным материалом для изготовления кукол –игрушек была ткань, как самый доступный материал. Девочки сами делали кукол лет с пяти; преимущественно это были женские персонажи. Позже кукол стали делать из дерева, воска, папье-маше и других материалов.
До середины 19 века куклы изображали только взрослых дам. Первые куклы, изображающие детей, появились в Германии.
В середине 1890- годов в России появились матрёшки, «прародителем» которых стал японский мудрец Фукуруму, изображающий божество счастья и долголетия. Как отмечает Г.Л. Дайн, «двух- трёхлетнему малышу матрёшка помогает освоить важнейшие признаки предмета: форму, цвет, часть и целое, величину, количество».
Театральные куклы
Театр кукол издавна волновал человека и своей странной похожестью на живых существ, и тем, что постоянно давал к философским рассуждениям: слишком очевиден был пример- управляющий и управляемый.
Н.И. Смирнова. И…оживают куклы.
Единого мнения по поводу происхождения театральных кукол не существует. В книге «Куклы мира» предлагается три версии: театральные куклы «вышли» из детской игры; истоки театра кукол нужно искать в попытках человека «сделать подвижным изображение Бога»; родоначальники театра кукол-обряды.
В основу классификации театральных кукол положена их «анатомия»
1.Верховые:
*перчаточные куклы;
*мимирующие;
*тростевые;
*низовые;
*марионетки;
*куклы чёрного театра (делаются в полный рост, управляются тростями, прикреплёнными сзади, на фоне чёрного бархата, освещённого узкой полоской света);
*куклы теневого театра.
Существует и иная классификация, основанная на двигательных системах, способах приведения куклы в движение:
Традиционные системы:
*марионетки;
* перчаточные куклы;
* тростевые;
*теневые;
*вертепные;
* открыто управляемые куклы (ростовые).
2.Новые системы:
*мультипликационные куклы.
Петрушечные (перчаточные) куклы
Прародителем Петрушки (в честь которого названы все подобные куклы- петрушечные) считается древнеримский Муккус, которого видоизменили итальянские кукольники и назвали Пульчинелла («петушок»). Позже подобные куклы появились в других странах Европы: во Франции –Полишинель, в Англии - Панч, в Чехии- Кашпарек, а в России –Петрушка. Существует и другое мнение, согласно которому родиной перчаточных кукол считается Китай.
Устройство петрушечного театра очень простое. Кукловод скрыт от зрителей ширмой, по верхнему краю которой двигаются куклы. Как правило, они показываются до пояса, хотя у них могут быть и ноги, если они необходимы по ходу действия.
Перчаточные куклы надеваются на руку, как перчатки: голова куклы- на указательный палец, одна рука - на средний, другая - на большой. Голову перчаточной куклы можно изготовить разными способами. Чаще всего используется папье-маше, можно голову петрушки сделать из ткани.
Для этого нужно вырезать круг из трикотажа, обшить край, для того, чтобы потом можно было стянуть. Внутрь получившегося мешочка положить вату и сформировать плотный шарик. Заготовка головы готова. Теперь нужно сделать кукле выразительное лицо, можно нарисовать, пришить глаза, воспользовавшись бусинами, пуговицами.
Пальчиковые куклы являются разновидностью перчаточных. Они выполняются по размеру пальца из бумаги, кожи, фетра. Можно использовать способ, предложенный когда-то С.Образцовым: надеть на руку цветную перчатку, а на палец поверх неё -теннисный шарик с нарисованным лицом.
Мимирующие куклы
Широкого распространения мимирующие куклы пока не получили. В отличие от перчаточных, в голову такой куклы входят все пальца кукловода. Голову куклы делают из папье-маше, затем те части, которые должны двигаться (нос, рот), вырезают, обтягивают трикотажем. Пальцы вставляются в вырезанные части лица и своими движениями определяют мимику куклы..
Есть более простой вариант изготовления кукол, близких по своим признакам к мимирующим. Нам понадобятся носки, картон, пуговицы, бусины, пряжа, обрезки ткани. Из картона вырезается овал по ширине носка. Носок выворачивается, кладётся на стол так, чтобы шов на пальчиках оказался сверху, и вклеивается внутрь сложенного пополам картонного овала. Затем нужно вывернуть носок (пятка окажется на «затылке») и декорировать согласно образу.
Тростевые куклы
Эти куклы появились очень давно в Индонезии (остров Ява), Китае, Японии. Тростевые куклы поднимаются над ширмой с помощью вставленного внутрь стержня, который называется гапит. Тростевые куклы бывают разных размеров: от совсем маленьких до гигантских. Гигантскими куклами управляют сразу несколько кукловодов. Например, в спектакле С.Образцова «Необыкновенный концерт» цыганке помогают танцевать шесть актёров.
Самые простые куклы можно сделать из ткани, пластиковой бутылки, проволоки, фольги и полочек для коктейля.
Марионетки
Марионетки были известны ещё в Древнем Египте. А в Древней Греции считали, что всемогущие боги создали сначала кукол на веревочках. В Китае марионетки наделялись магическими свойствами (в них могли вселиться духи) и были с погребальными фигурками, которые клали вместе с умершими, «связывая» таким образом его с миром живых. В Древней Индии марионетки считались посланцами богов. Старых кукол нельзя было уничтожить или выкинуть- предусматривался специальный обряд их захоронения.
В Европе марионетки появились намного позднее, чем на Востоке. Способов изготовления марионеток немало. Для управления куклой достаточно двух нитей, голова делается из ваты и трикотажа (чулка), вместо головы можно использовать пластмассовый стаканчик.
Куклы теневого театра
Впервые такие куклы появились в Китае, Корее, Японии, Индонезии и Индии (правда, есть сведения, что и в русском народном кукольном театре были теневые куклы. Это одни из самых древних театральных кукол, и связаны они с культом умерших предков: собственно их тени и изображали.
Куклы теневого театра плоские, их вырезают из плотного материала-картона или кожи. Управляют куклой за экраном, направляя луч света таким образом, чтобы кукла отбрасывала тень на экран. Позднее плоские куклы стали заменять объёмные восковые.
Простой способ изготовления теневого театра. Натянуть лист ватмана между двумя стульями, а позади, поставить лампу,- экран для представления готов. Куклы делаются из двустороннего чёрного картона, к которой с одной стороны, на скотч прикрепляется нить управления. Вместо нитей можно использовать соломинки для коктейля.
Ростовые куклы
Ростовые куклы - традиционные участники японского театра «Бунраку». Куклой здесь управляют три человека, причём сами они не говорят – текст произносит рассказчик. Ростовые куклы – традиционные участники японского театра «Бунраку». Ростовая кукла сделана таким образом, что руки человека становятся её руками, а ноги человека становятся ногами куклы.
Интерьерные куклы
Интерьерные куклы в своей функции – украшение интерьера – схожи с коллекционным и сувенирными. Раньше к интерьерным относили кукол дорогих, авторских. Сейчас они получают всё большее распространение, но по – прежнему выполняют эстетическую функцию.
Можно много говорить о куклах, тема эта очень интересна для меня. Я и дальше продолжу изучение истории кукол. Обязательно буду экспериментировать с изготовлением кукол. В моих планах создание кукольного театра в школе для детей младшего школьного возраста.
Используемые материалы:
1.Ткань.
2.Разноцветные нитки для шитья и вязания.
3.Фурнитура (пуговицы, бусины).
4.Природный материал (солома, веточки).
Маркетинговые исследования
После защиты проекта в школе я провела опрос. Пригодится ли моя работа? Выяснилось, что мои куклы пригодятся для спектаклей на занятиях театрального кружка. Могут послужить подарком для детского сада.
Приложение 1.
Японская сказка.
Кукловод Масаэмон, уезжая на год в свой дом на острове, оставлял своих кукол какому - нибудь крестьянину в горном селении. Долгие месяцы лежали куклы, запертые в сундуке. И вот однажды куклы, обидевшись, стали громко жаловаться. Жители села стали удивляться ежевечернему шуму. Прохожий, заглянув в кладовую, понял, в чём дело. Тогда вызвали жители села хозяина, но он, приехав, увидел только мирно лежащих кукол. Случаем заинтересовался сказитель. «Это ведь куклы – актёры. Если уж приходится убирать их на время, то надо это делать бережно и уважительно, щадя их чувства… надо бережно убирать их после представления, иначе куклы обижаются, как люди… И каждый актёр их поймёт!» Кукловод внял доброму совету, с тех пор куклы перестали обижаться и жаловаться.
Используемая литература:
1.Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб. : Речь, -2007.- 80 с.
2.Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки. М.: Мир, 1992.
3.Дворецкая Г. Играйте в куклы- на здоровье // Мурманский вестник, 6.05.2006.
4.Зинкевич =Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000.
5.Кожохина С.К. Растём и развиваемся с помощью искусства. СПб.: речь, 2006.
6.Легенды и сказки Древней Японии. СПб. : Кристалл, 2000.
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Ворона
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?