развитие народных промыслов в Центральной России
Вложение | Размер |
---|---|
развитие народных промыслов Центральной России | 2.43 МБ |
Слайд 1
«Народные промыслы Центральной России». Подготовила : Акопян Ануш у ченица 9В класса МБОУ СОШ №1Слайд 2
ЦЕЛИ: -рассказать о развитии народных промыслов Центральной России ЗАДАЧИ : -выяснить когда и где появились народные промыслы, что способствовало их развитию. -узнать какие народные промыслы существуют в Центральной России, в чём их особенность.
Слайд 3
АКТУАЛЬНОСТЬ. Темой моей презентации стали «Народные промыслы Центральной России». Я считаю, что человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходится сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были не отделимы. Из самых простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавал он истинные произведения декоративно - прикладного искусства. Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. И в каждом ремесле за века его существования выработались особые приемы и секреты подготовки материала, своя технология изготовления. Поэтому тема данной работы очень актуальна, так как необходимо бережно хранить и развивать богатые традиции народных мастеров .
Слайд 4
История возникновения НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ . Промыслы и ремесла получили свое распространение в 15 – 16 веках. На рубеже 17 – 18 века в России сложились промыслы для производства продукции на рынок. Промыслы возникали там, где было достаточное количество сырья (лес, керамическая глина, лен) и существовал спрос. На вторую половину 19 века приходиться наиболее активное развитие художественных промыслов. Лаковая роспись, обработка металла, вышивка , возникали на основе традиции местных школ иконописи и первоначально выполняли заказы для церквей и монастырей. Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.
Слайд 5
К началу XIX века и в его первой половине в деревнях и маленьких провинциальных городах продолжало существовать и развиваться домашнее производство. Наряду с ним продолжают развиваться художественные промыслы. Многие помещики в своих имениях стали создавать художественные мастерские, в которых работали их крепостные, изготовляя на продажу ковры, кружево, узорные ткани . Во второй половине XIX-начале XX века появляется много новых художественных промыслов. Таковы, например, крестецкий и заонежский вышивальные промыслы. Вятский кружевной промысел и другие. В других промыслах, бытовавших вдали от промышленных центров и вырабатывавших изделия для села, еще сохранились местные традиционные особенности, отражавшие старые народные вкусы. Но при всех обстоятельствах в основе художественного кустарного производство оставались творческий ручной труд и виртуозное исполнительское мастерство.
Слайд 6
Великая Октябрьская социалистическая революция принесла много нового в народные промыслы. Сразу же после ее победы кооперация кустарей становится массовым явлением. Многие ремесленники, желая освободиться от власти скупщиков, объединяются в промысловые артели. Большую работу по возрождению, подъему и развитию художественных промыслов проводил в 20-е годы. Великая Отечественная война. нарушившая мирный труд, не могла не отразиться и на развитии художественных промыслов. В своих произведениях в годы Великой Отечественной войны народные мастера стремились откликнуться на волновавшие всех события. В первые годы послевоенного периода артели художественных промыслов восстанавливают свои творческие силы, воспитывают новые, молодые кадры мастеров и художников. В 1960 году решением правительства, в связи с ликвидацией промысловой кооперации, художественные артели были преобразованы в фабрики и комбинаты, которые существуют и развиваются и по сей день. В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики, для защиты их интересов в федеральных и региональных органах власти в 1990 году по инициативе ряда предприятий была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России».
Слайд 7
Хохлома С древних времен люди стремятся украсить свое жилище и предметы быта. В городе Семенов, который расположен в Нижегородском крае, издревле украшали росписью деревянную посуду. Так появилась «Золотая Хохлома» – искусство росписи красками по дереву. на золотом фоне живут диковинные цветы – яркие алые и задумчивые черные. Нарядность и особую красочность изделиям из дерева придает специальная технология лакирования. Благодаря сушке лакированного изделия в печах при высокой температуре, изделие приобретает особый золотисто-медовый оттенок. Посуда: -ложки Интерьер: -мебель -игрушки -подсвечники
Слайд 8
Гжель Фарфоровая посуда сине-белого цвета. Гжель известна и популярна не только в России, но и далеко за пределами страны. Традиционный орнамент, украшающий фарфоровые изделия – синие и голубые цветы, листья, злаки, и гжельская синяя роза. Большие блюда украшают синей росписью диковинных птиц, изображением бытовых сцен. Сегодня в Гжели производят не только посуду, но и игрушки, камины, люстры. Мастера расписывают свои изделия только вручную, вкладывая в каждый штрих свое умение и душу. Посуда: -чашки -тарелки -кувшины Предметы интерьера: -вазы -игрушки
Слайд 9
Дымковская игрушка Слобода Дымково Вятской губернии стала родиной глиняной игрушки, расписанной и обожженной в печи. Дымковская глиняная игрушка – символ русского ремесла. Игрушечных дел мастера создают различные образы: всадники на конях, нарядные барышни, расписные птицы. Глиняную игрушку считают оберегом от зла. Издавна игрушки на Руси были участниками древних обрядов. В формах игрушек, росписи и декоративных узорах прослеживается жизнь народа, характерные черты русской национальности. Игрушки: -птицы -всадники -куклы
Слайд 10
Палехская миниатюра Палех- центр иконописной живописи, расположенный возле города Иваново. В настоящее время в г. Палехе развит народный промысел «Палехская миниатюра» взамен существовавшей школы иконописной живописи. В росписи лаковой миниатюры сохранились традиции древнерусского искусства и мастерство иконописцев. Миниатюрная лаковая живопись выполняется темперой на папье-маше. Обычно все расписывается золотым на черном. Русская лаковая миниатюра отличается изяществом форм, мастерством тонкой кисти художника, поэтичностью образов. Интерьер: -шкатулки -пепельницы -игольницы Украшения: -брошки
Слайд 11
Русская матрешка Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Для изготовления матрешек в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Матрешка появилась около 100 лет назад Игрушки: -матрешки
Слайд 12
Павловский платок Пплатки , украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-1880-х гг. Композиционное и цветовое великолепие павловского платка основано на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается на ткани рисунок, а также мастерстве колористов-набойщиков. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает подчас нескольких десятков. В декапировке павловских платков преобладают пышные цветочные букеты и гирлянды. Украшения: -платки
Слайд 13
Жостовские подносы Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др . Посуда: -подносы(под самовары) - подносы (под пищу)
Слайд 14
Богородская игрушка Русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Сперва промысел представлял собой типичное крестьянское производство. Изделия изготовлялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах. Можно много говорить о том, чего больше — вреда или пользы принесло вмешательство художников-профессионалов в народный промысел, но бесспорным фактором является то, что в течение нескольких десятилетий изделия земского периода были своеобразным эталоном для мастеров — резчиков. Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Игрушки: -простые -движущиеся
Слайд 15
Филимоновская игрушка Промысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам. На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синьки». филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. - игрушки
Слайд 16
Скопинская керамика Примерно с середины XIX в. в промысле стали делать декоративную скульптурную керамику. Фантастические фигурные скопинские сосуды, покрытые коричневой или зеленой глазурью, занимают все более значительное место на выставках декоративного и прикладного искусства. Большой талант, настоящая одержимость мастеров и виртуозное мастерство гончаров-художников смогли не только бережно сохранить до наших дней исконно русские традиции, неповторимый народный колорит уникальной скопинской керамики, но и продолжить их развитие, создавать новые варианты. Посуда : -кувшины Интерьер: -сувениры
Слайд 17
Финифть О собый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль (в качестве основного материала) в сочетании с металлом. Эмали окрашиваются солями металлов. Образки, крестики, портреты, украшения, выполненные в технике финифти, отличаются особой долговечностью, декоративностью, яркостью и чистотой красок. народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов. Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками -бижутерия -шкатулки -иконы
Слайд 18
Центральная Россия – колыбель русского народа и в его промыслах отражены, развиваются и живут народные традиции, а знания о них укрепляют национальное самосознание русского человека.
Как зима кончилась
Как нарисовать небо акварелью
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Проказы старухи-зимы