«Могут руки людей сделать чудо любое: и по белому полю могут выткать цветы
И по синему небу вышить солнце златое, чтобы стало побольше на земле красоты.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу, и немножко фантазии и волшебства –
И сошью я такое, что вам и не снится только чтобы жила на земле красота!»
Объемная вышивка — очень модное сегодня рукоделие. Мастерицы, работающие в этой технике, создают настоящие произведения искусства: растения, животные, люди, вышитые на ткани, выглядят как живые.
В наше время, когда рукоделие вообще испытывает новое рождение не только в нашей стране, но и во всем мире, вышивка лентами тоже не осталась в стороне. Причем технология осталась та же: нынешние мастера пользуются абсолютно такими же приемами, тканями, иглами и лентами, как первооткрыватель этого увлекательнейшего занятия.
В настоящее время, является актуальным возродить традицию использования различных лент в рукоделии и привнести ее в нашу с вами культуру.
Проблема заключается в недостатке специалистов, владеющих техникой объемной вышивки и отсутствие систематизации сведений по данной теме. Поэтому в работе хотелось бы раскрыть, как зарождалась вышивка и где в нашей жизни используется это мастерство, а также попробовать свои силы в роли мастерицы – вышивальщицы.
В связи с вышесказанным была поставлена цель: овладеть техникой объемной вышивки и исследовать возможности ее применения в учебной деятельности.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
Вышивание - такая же часть истории человечества, как и любое другое прикладное творчество. Сегодня вышитые вещи и сам процесс вышивания по-прежнему популярны и любимы во всех уголках земли.
Еще в древние времена люди использовали для разных нужд узкие полоски ткани, а позже с помощью ярких, красивых лент мастера отделывали и украшали одежду, мебель, занавески, скатерти и салфетки. Шелковые ленты и тесьма, применяемые для отделки прочно вошли и в нашу повседневную жизнь. О них обычно вспоминают перед праздниками и торжественными событиями, когда возникает необходимость украсить и расцветить окружающий нас мир.
На Западе принято, готовясь к торжествам украшать праздничный стол всевозможными бантами в тон скатерти. С их помощью стараются создать в доме праздничную атмосферу. Красные ленты и банты стали символом рождественских праздников. Их прикрепляют к входным дверям домов в преддверии Рождества и встречи Нового года.
У нас же сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа лентами цветов государственного флага и перевязывать конверты с новорожденными голубыми или розовыми лентами, в зависимости от пола ребенка.
В настоящее время интерес к вышивке лентами необычайно велик - благодаря этому оригинальному и увлекательному рукоделию можно обновить и украсить полюбившуюся вещь, что сделает ее неповторимой.
Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность, подчеркивая торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче. Ленты оживляют прическу, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья приобретают так называемую изюминку. Наверное, большинство из нас замирали от восхищения, рассматривая свадебные наряды невест, богато украшенные кружевами, лентами и рюшами!
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie._galieva_venera._vyshivka.doc | 217.5 КБ |
МОУ СОШ – средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. о. Кинель.
Творческий проект.
Тема: «Ленточные фантазии».
Автор: Галиева Венера
учащаяся 9 «Г» класса
Научный руководитель:
Данилина Ирина Вячеславовна
учитель музыки.
г.о. Кинель 2009г.
Содержание.
Введение. | 1 |
История возникновения и развития ленточной вышивки. | 2 |
| 8 |
1.1. Выявление возникшей проблемы. 1.2. Определение задач и цели проблемы. 1.3.Цели и задачи проекта | |
| 11 |
2.1. Проведение исследований по выбранным направлениям. 2.2. Основные требования к изделию. 2.3. Составление конструкторской документации | |
3. Технологический этап. | 12 |
3.1. Выбор материалов, инструментов, приспособлений и оборудования. 3.2. Составление технологической карты на изделие. 3.3. Техника и приёмы выполнения швов и стежков | 13 14 |
4. Оценочный этап. | 20 |
4.1. Экономическое обоснование. 4.2. Экологическая оценка. | |
5. Заключительный этап. | 20 |
5.1. Оценка качества выполнения проекта | |
5.2. Самоанализ и самооценка проектной деятельности. | |
6. Список литературы и интернет ресурсов. | 21 |
7. Приложения. | 22 |
«Могут руки людей сделать чудо любое: и по белому полю могут выткать цветы
И по синему небу вышить солнце златое, чтобы стало побольше на земле красоты.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу, и немножко фантазии и волшебства –
И сошью я такое, что вам и не снится только чтобы жила на земле красота!»
Объемная вышивка — очень модное сегодня рукоделие. Мастерицы, работающие в этой технике, создают настоящие произведения искусства: растения, животные, люди, вышитые на ткани, выглядят как живые.
В наше время, когда рукоделие вообще испытывает новое рождение не только в нашей стране, но и во всем мире, вышивка лентами тоже не осталась в стороне. Причем технология осталась та же: нынешние мастера пользуются абсолютно такими же приемами, тканями, иглами и лентами, как первооткрыватель этого увлекательнейшего занятия.
В настоящее время, является актуальным возродить традицию использования различных лент в рукоделии и привнести ее в нашу с вами культуру.
Проблема заключается в недостатке специалистов, владеющих техникой объемной вышивки и отсутствие систематизации сведений по данной теме. Поэтому в работе хотелось бы раскрыть, как зарождалась вышивка и где в нашей жизни используется это мастерство, а также попробовать свои силы в роли мастерицы – вышивальщицы.
В связи с вышесказанным была поставлена цель: овладеть техникой объемной вышивки и исследовать возможности ее применения в учебной деятельности.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
2.1.История возникновения и развития ленточной вышивки.
Изделия, созданные из ленточек, прекрасны, и секреты этого ремесла просто необходимо передать следующему поколению. Может быть, цветы, которые вы сделаете и прикрепите к платью или шляпе сегодня, пробудят однажды в человеке другой эпохи интерес к созданию изделий из лент.
Хелен Гибб.
2.1.1. Исследования возникновения ленточной вышивки.
Прародительницей шелковых полосок была веревка из растительных волокон: превратившись сначала в тесьму, она дождалась изобретения ткацкого станка и стала изысканной лентой, историю которой живописует Зоя Юрина.
Украшать пышные прически и одежду пестрыми узкими полосками ткани было принято еще в доисторические времена — свидетельством тому служат многочисленные находки археологов.
Что касается античных цивилизаций, то в их время всевозможные повязки и тесьма были уже более изысканными: расшитые серебряными и золотыми монетами, нитями и бусинами.
Более того, по цвету и качеству лент, которыми расшивалась одежда, можно было определить принадлежность человека к тому или иному родовому клану и даже его социальный статус.
Средневековье привнесло в историю лент еще одну интересную главу: шнурами и узкими полосками бархата и гобеленового шитья украшали не только наряды, но и подвязывали ставшие модные в то время тяжелые портьеры, а также балдахины над кроватями в спальнях и спинки стульев, положив, кстати, крепкое начало идее мягкого кресла…
Когда мы говорим о лентах, то прежде всего подразумеваем шелковые ленты. Искусство производить шелк родилось в Китае. Существует множество легенд о том, с чего началось разведение гусениц шелкопряда и как появилась шелковая ткань. Одна из легенд повествует, что тайну создания шелка открыла «Богиня шелковых червей»
Си-Лин-Чи, жена китайского императора Хуан-цзы, в 2640 году до н. э. По этой легенде, во время одной из прогулок к ногам Си-Лип-Чи упали несколько плодов тутового дерева с коконами шелкопряда, из которых выпорхнули бабочки. Императрица обнаружила, что гусеницы шелкопряда выпускают очень тонкую нить и из нее плетут свой кокон. Си-Лин-Чи пришла в голову мысль, что нить, которой гусеница обматывает себя, можно размотать и соткать из нее полотно. Что она и сделала. Ткань получилась достойная императора — тонкая, легкая, красивая. Вот так и появился шелк, вернее, зародилось искусство его производства. Кстати, «Богине шелковых червей» китайцы приписывают и изобретение первого ткацкого станка. В течение многих веков китайцы хранили секрет получения шелка, и тайна его изготовления очень долго оставалась неразгаданной. Корейцы, например, познакомились с шелководством только во II веке н. э., а от них о шелке узнали японцы, индийцы и другие соседние народы. Однако, несмотря на распространение шелководства по миру, Китай еще долгое время владел монополией па торговлю шелком, а многочисленные китайские караваны снабжали повелителей многих стран, преодолевая Малую и Среднюю Азию. Долгое время европейцы не имели абсолютно никакого понятия о производстве шелка. Многие ученые пытались открыть тайну изготовления шелка: некоторые смогли приблизиться к ее разгадке... Недостатка в версиях не было, но представления о производстве шелка большей частью были ошибочными — на радость китайцам. Ведь, прежде всего в их карманы стекалась прибыль от продажи этих экзотических тканей. Однако в I веке натуральные шелка, доставляемые по Великому шелковому пути из Китая в Азию и Европу, стали вытесняться тканями из бомбоцины — нитей, полученных от дикого шелковичного червя. Такие ткани в больших количествах изготовляли в Ассирии и на греческом острове Кос. Цена шелковой ткани в то время была равна весу золота, поэтому шелк по-прежнему был доступен только очень богатым вельможам. Более того, по цвету и качеству лент, которыми расшивалась одежда, можно было определить принадлежность человека к тому или иному родовому клану и даже его социальный статус.
Однако же все это — лишь предыстория. Настоящая слава декоративных лент началась во Франции, в XIV веке, когда на теплом средиземноморском побережье стали производить драгоценную шелковую нить. В 1446 году будущий король Людовик XI пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены разнообразные станки, как для выделки шелка, так и для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр. В 1560 году в нем было уже пятьдесят тысяч ткачей, которые изготавливали разные, в том числе дорогие и экстравагантные, шелковые ленты, а южнее, В Велзи и Сент-Этьене, почти сорок пять тысяч человек трудились на производстве тесьмы. К 1660 году в Сент-Этьене и окрестностях насчитывалось уже около восьмидесяти тысяч ткацких станков для выработки лент и триста семьдесят – для производства позументных изделий (позумент, галун, басон). И так случилось, что именно тогда началась пышная мода на камзолы и плащи, богато отделанные парчовыми и золотыми лентами, так, что спрос на этот галантерейный товар неуклонно рос, равно как и спрос на вычурные позументы и галуны.
В начале XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Франции Людовик XIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой. При дворе Людовика XIV лентами, расшитыми жемчугом и драгоценностями, украшали абсолютно все предметы туалета — от обуви до панталон.
Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим.
Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками «а ля рококо», листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным. В ателье, носивших высокое звание «Поставщики королевского двора», с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру – от Лондона до Претории.
Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова, в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами из Старого Света он попал в Америку, где быстро завоевал популярность.
Расцвет этого искусства пришелся на 70-е годы XIX столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах, безделушках для дома и шляпах.
И с самой легкомысленно летящей эпохи рококо вышивка лентами стала оформляться в отдельный вид весьма элегантного рукоделия, привлекательного, в первую очередь, тем, что рисунок на ткани выходит объемным и очень реалистичным.
Поначалу крошечными шелковыми бутончиками и листиками украшали лифы дамских платьев, вплетая в петельки лент граненый хрусталь, жемчуг и сверкающие драгоценности.
Позже самые лучшие придворные белошвейки изобрели изысканное белье, вышитое целыми ленточными букетами.
В наше время подобные шедевры хранятся в пыльных витринах многочисленных музеев планеты. Стоит ли говорить, что из Франции, общепризнанной законодательницы мод, вышивка лентами мгновенно распространилась по всему земному шару? Более того, именно вышивку лентами, а не более простой способ — пришивание лент сверху на ткань использовали, например, в конце позапрошлого века, чтобы украшать не столько платья, сюртуки и, конечно же, праздничную одежду, сколько тканевые абажуры, роскошные шляпы, шелковые одеяла и покрывала.
«По свидетельству любителей вышивки лентами, этот вид рукоделия привлекает их свободой выбора, ведь в качестве «канвы» подойдет любая ткань».
Трудно поверить, что в изготовление платьев и шляпок вкладывалось столько энергии и труда! Только представьте себе это безумное количество строчек! Эту же энергию можно почувствовать, листая страницы «Ladies Home Journal», а также других журналов и каталогов одежды эпохи королевы Виктории и короля Эдуарда. Представленная в них информация о стиле одежды и дизайне интерьера, а также разделы, посвященные дамским шляпам и рукоделию, содержат много полезных и интересных сведений и открывают нам окно в прошлое.
Благодаря им, мы не только учимся вязать крючком салфетки, создавать шляпы, цветы или банты, но узнаем разные бытовые премудрости, например, как правильно чистить кружева, и другие секреты по ведению домашнего хозяйства.
В 1920-х годах ленты весьма успешно начинают использоваться в качестве небольших и простых украшений для платьев и шляп.
Но все еще широкой популярностью пользуется «ремесленное» использование лент для украшения пуховки для пудрениц, зеркалец, игольниц, поясов, тапочек и других предметов дамского будуара.
После Второй мировой войны интерес публики ко всем видам рукоделия стал снижаться. Но в течение двух последних десятилетий началось возрождение вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями.
Сегодня все еще можно встретить образцы рукоделия с использованием лент, сохранившиеся с 1920-х годов.
Ленты вообще превратились в неотъемлемую часть нашего быта, они стали дешевы, их теперь производят не только из шелка, но еще из атласа, муара, хлопка и всевозможных искусственных тканей. Достаточно вспомнить отечественный обычай украшать ими автомобили свадебного кортежа и постельку новорожденного малыша.
И, конечно, даже самое простое платье, обычная блузка или неприметная шляпка могут превратиться в нарядный и неповторимый предмет торжественного туалета, если добавить к ним иглу, ленты, умелые руки и немного творчества.
3.1. Исследование техники объемной вышивки.
Вышивка – украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.
Объемная вышивка – это вышивка, в которой для создания объема используются ленты из шелка. Для усиления трехмерного эффекта применяются ленты с проволочными каемками, позволяющие сохранить любой рельеф, плиссированные и жатые ленты из шелка, атласа и органзы. Вышивку шелковыми лентами часто комбинируют с вышивкой мулине, аппликацией, канителью, бисером и бусинами, так же её используют для изображения природных мотивов. Благодаря своей пластичности, шелковыми лентами можно вышивать, как нитками, если их не затягивать, они образуют замечательные поверхности, имитирующие цветы, листья, ягоды и насекомых. Объемная вышивка шелковыми лентами – старинная французская традиция украшения королевских костюмов. Вещи, расшитые цветами из шелковых лент всегда выглядят очень утонченно и антикварно. Шелковые ленты используются в вышивке одежды и аксессуаров – сумочек, поясов, шарфов, перчаток, обуви, платков и зонтиков. Ими можно украшать предметы декора – подушки, салфетки, скатерти, шторы, тюли, покрывала, подхваты. Их можно использовать для создания картин, рам, записных книжек и даже каминных экранов. Особенно романтично они смотрятся в вышивке свадебных аксессуаров - пригласительных открыток, подушечек для колец, свадебных фотоальбомов, подарков гостям. Объемную вышивку часто комбинируют с пэтч-форком и с вышивкой гладью.
Техника объемной вышивки привлекательна и потому, что работа дает быстрый результат, требует меньше времени и сил, чем обычное вышивание, ведь нитки и ленты достаточно толстые и пространство быстро заполняется стежками, кроме того, эта вышивка доступна даже начинающим вышивальщицам. Если не устраивает шов, рекомендованный для выполнения рисунка, смело можно его заменить на любой другой, лишь бы получить тот эффект, которого добиваемся. Именно в силу таких свободных правил выполненные по одному рисунку работы получаются совершенно разными, и мы можем полностью реализовать свой творческий потенциал.
3.1.1. Методика техники объемной вышивки.
Используя навыки и умения, полученные на уроках технологии, и проведя исследование возникновения и использования объемной вышивки, была изучена и апробирована техника, выполнения различных швов и стежков, с помощью которых изготовляются различные изделия из лент.
Были изучены и апробированы ленточные швы и стежки такие, как:
простой ленточный шов, стебельчатый шов, прямой стежок, японский стежок,
французский узелок, а также ручные ниточные швы: стебельчатый шов, тамбурный шов, счётная гладь.
С помощью этой методики были выполнены различные работы в технике объемной вышивки.
После выполнения простых работ, в технике объемной вышивки, были исследованы более сложные работы.
1. «Вид на солнечную бухту». Это изделие идеально для тех, кто любит работать с цветом и фактурой, оно учит создавать в картине перспективу при помощи оттенков цвета, гармонично сочетать холодные и тёплые тона, свет и тень. Нитки и ленты здесь используются в огромных количествах, но их можно использовать и при создании других картин.
2. «Лебединый домик». Этот пейзаж – идеальный рисунок для тех, кто осваивает технику объёмной вышивки. Здесь очень эффектно используются простые стежки. За счёт различной фактуры вышивки, можно научиться создавать перспективу, обозначать удалённые предметы и выделять те, что расположены на переднем плане. Особенно интересно работать над деталями домиков: ведь архитектурные детали часто встречаются в пейзажных композициях.
3. «Гортензия». Эта картина даёт невероятный простор для творчества. Одежду дамы можно вышивать, используя экзотические золотые и бронзовые нити и другие материалы. В ней можно передать мягкость струящихся тканей, шёлка и кружева, тщательно размечая стежки вдоль складок одежды. Позаботиться о красивой прическе дамы. А если добавить к вышивке настоящие украшения – то эта картина приобретёт необыкновенную выразительность.
4. «Чужой сад».Эта прелестная картина просто - таки создана для объёмной вышивки, и вышивать её - одно удовольствие! В ней очень много забавных деталей, которые наверняка привлекут внимание зрителей. В картине можно создать интересную фактуру зелени деревьев, оригинальными способами вышить цветы, траву, причёски и одежду.
На основе исследования этих работ, была выбрана картина «Лебединый домик»
3.1.1. Проведение исследований по выбранному направлению.
Изучая разные источники (книги, статьи, интернет ресурсы), был сделан вывод, изделие должно быть красивым, эстетичным, соответствовать гигиеническим, физико – механически и экономическим требованиям, дополнять и вписываться в интерьер помещения. Для изготовления изделия была составлена опорная схема размышлений (см. схема № 1). Затем была составлена конструкторская документация.
3.1.2. Составление конструкторской документации.
1) Взять ткань и на ней выполнить эскиз рисунка тупым карандашом.
2) Раскрасить фон картины.
3) Вправить в пяльцы ткань.
4) Подобрать по цвету нитки и ленты.
5) Выбрать нужные инструменты и материалы.
6) Приступить к выполнению работы, объёмной вышивки.
3.2. Технология изготовления картины.
На основе конструкторской части была разработана технология изготовления картины, произведён выбор материалов, инструментов, приспособлений и оборудования (см. приложение № 2 «Выбор материалов, инструментов, приспособлений и оборудования». Затем была составлена технологическая карта изготовления картины в технике объемной вышивки (см. приложение № 3), проведено экономическое обоснование (см. приложение № 4).
3.2.1.Апробирование методики в учебной деятельности.
После изготовления картины «Лебединый домик», был сделан вывод: все изделия изготовлены из экологически чистых материалов х/б ткани, ниток х/б, ниток мулине, лент атласных не приносящих вред здоровью человека.
В результате исследовательской работы были приобретены навыки выполнения объёмной вышивки на крупном полотне, закреплены знания и умения, полученные на уроках технологии. На выполнение пейзажа было затрачено больше времени, чем на миниатюры, которые выполнялись ранее, но работать над выполнением этого изделия было очень интересно, и увлекательно.
Проводя исследования по данной теме и выполняя работы, в технике объемной вышивке, на уроках технологии, была организована выставка работ, и проведено анкетирование для учащихся 5 – 6 классов (см. приложение № 4). После просмотра изделий многие учащиеся заинтересовались этим рукоделием и попросили подробнее познакомиться с техникой объемной вышивки, в связи с этим был разработан план проведения внеурочных занятий (см. приложение № 5).
Заключение.
Вышивание - такая же часть истории человечества, как и любое другое прикладное творчество. Сегодня вышитые вещи и сам процесс вышивания по-прежнему популярны и любимы во всех уголках земли.
Еще в древние времена люди использовали для разных нужд узкие полоски ткани, а позже с помощью ярких, красивых лент мастера отделывали и украшали одежду, мебель, занавески, скатерти и салфетки. Шелковые ленты и тесьма, применяемые для отделки прочно вошли и в нашу повседневную жизнь. О них обычно вспоминают перед праздниками и торжественными событиями, когда возникает необходимость украсить и расцветить окружающий нас мир.
На Западе принято, готовясь к торжествам украшать праздничный стол всевозможными бантами в тон скатерти. С их помощью стараются создать в доме праздничную атмосферу. Красные ленты и банты стали символом рождественских праздников. Их прикрепляют к входным дверям домов в преддверии Рождества и встречи Нового года.
У нас же сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа лентами цветов государственного флага и перевязывать конверты с новорожденными голубыми или розовыми лентами, в зависимости от пола ребенка.
В настоящее время интерес к вышивке лентами необычайно велик - благодаря этому оригинальному и увлекательному рукоделию можно обновить и украсить полюбившуюся вещь, что сделает ее неповторимой.
Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность, подчеркивая торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче. Ленты оживляют прическу, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья приобретают так называемую изюминку. Наверное, большинство из нас замирали от восхищения, рассматривая свадебные наряды невест, богато украшенные кружевами, лентами и рюшами!
Лебединый домик в работе.
Все работы Галиевой Венеры, выполненные из ленточек.
Список использованной литературы.
«http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC
Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений.
2- е изд., перераб. / Под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вента – Граф, 2008. – 192 с.: ил.
Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений.
2- е изд., перераб. / Под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вента – Граф, 2008. – 194 с.: ил.
Винтаж и современность. Издательство Кристина. Перевод с английского.
Ответственный редактор Е. Зуевская Верстка Ю. Евстигнеевой. Перевод и
издание на русском языке. Издательство «Кристина – Новый век», 2007.
«http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%B1%D0%BA%D0%B0
Снежная сказка
Пчёлки на разведках
Соленая снежинка
Рождественские подарки от Метелицы
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши