Учебно-исследовательская работа написана в рамках дополнительного изучения современного искусства. Тема очень интересна для данного возраста. Ученик предпринял попытку исследовать на своем уровне историю возникновения такого вида изобразительного искусства, как «фризлайт». Были рассмотрены история возникновения «светописи», технология рисования. Учеником был представлен свой проект, а также интересные результаты исследования подростков по данной теме, сделан анализ.
Работа читается легко и интересно, материал структурирован и изложен логично. Ученик подчеркнул актуальность темы, четко поставил цели и задачи исследования.
Основными положительными моментами работы являются:
Вложение | Размер |
---|---|
kolchin-frizlayt.docx | 661.6 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 г. Павлово
Отделение – гуманитарное
Секция - искусствоведческая
«Фризлайт, как одно из направлений
изобразительного искусства»
Работу выполнили:
Колчин Михаил Романович, 17 лет
обучающийся 11 «А» класса
Научный руководитель: Шитова Ольга Константиновна,
учитель мировой художественной культуры
г. Павлово
февраль 2014г.
Содержание
«Фризлайт, как одно из направлений изобразительного искусства»
Введение
Вместо кисти — фонарь,
вместо красок — цветные фильтры,
вместо полотна и мольберта —
цифровая камера и штатив.
Арсенал художника - фризлайтера.
Что такое фризлайт?
FreezeLight - это люминография или, как ещё говорится, рисование светом. Это очень молодой и сложный вид искусств, так как для создания красивой картины в стиле фризлайт требуется целая команда и очень сплоченные действия. Freeze – c английского языка переводится как “замороженный”, а light – это свет.
Цель:
Выяснить, является ли фризлайт видом изобразительного искусства?
Задачи:
Моя гипотеза:
Фризлайт - новое молодёжное явление, появившееся совсем недавно. Со временем оно станет очень популярным, особенно в России.
Методы исследования
- Метод опроса (анкетирование и беседа);
- Изучение литературы (реферирование);
- мой проект «Девочкам на 8 Марта»
«Фризлайт, как одно из направлений изобразительного искусства»
История возникновения
Начало «светописи» было положено в 1949 году, когда в мастерскую Пабло Пикассо приехал его друг Гийон Мили, в то время бывший известным фотографом, снимавшим для журнала LIFE. Он посвятил Пабло в свои эксперименты с техникой фотографии, рассказав о том, как прикреплял к ботинкам конькобежцев небольшие фонарики. В итоге на фото появлялись следы, подвешенные в воздухе. Тогда это направление фотографического искусства носило название «рисование в пространстве» (space drawing).
Впечатленный, Пикассо решил попробовать свои силы, используя ту же технику. Можно сказать, что великий художник стал основателем направления «Фризлайт».
Тогда же Пикассо решил попробовать делать световые рисунки чуть более осмысленными, чем линии от фонариков. В результате возникла серия фото, опубликованная в журнале “Life”. От современных световых граффити работы Пикассо и Гийона Мили отличались лишь тем, что на них виден автор рисунка, то есть водящий источником света человек. Сейчас основная часть световых граффити – работы, на которых автор скрывается с помощью мультиэкспозиции, постановки света, вспышек и подобных приемов с фототехникой. (Но без графических цифровых редакторов, конечно!)
На этой фотографии изображен художник Пабло Пикассо, рисующий в воздухе кентавра при помощи фонаря в своей гончарной мастерской. Как выяснилось позже, этот снимок принадлежит фотографу Гьону Мили, который сделал за свою жизнь несколько фотопортретов Пикассо. Фотография кентавра была создана при их первой встрече в местечке Валлаурис в 1949 году. Мили осветил художника светом вспышки, а Пикассо при помощи «светового карандаша» изобразил в воздушном пространстве кентавра.
Световое граффити от школы Баухауз
Еще одним отцом-основателем световой графики является Ласло Мохой-Надь (1895-1946). Точнее, сделать огромный вклад в это искусство у него получилось почти случайно. Человек удивительно разносторонних интересов, он очень много работал над фотоискусством как таковым. Кроме того, Мохой-Надь преподавал во всемирно известной школе Баухауз. Там он вел курс фотографии, там же он оценил и доказал ценность фотографии в области рекламы и коммерции.
Экспериментируя с абстрактными картинами, коллажами, монтажами и всем остальным, он пришел к основам создания эффекта трехмерности в работах и особым светотеням. С этой точки «было недалеко» до увлечения световым искусством. Его фотокартины, выполненные светом, не содержат конкретных образов (он не рисовал людей или предметы, как Пикассо), но очень красочны и значимы в рамках истории световой графики.
Все его работы, которые не так уж просто отличить на первый взгляд от современных абстрактных световых граффити, были созданы в конце 30-х и начале 40-х годов, то есть еще до Пикассо.
Современный фризлайт
Фризлайт (буквально «замороженный свет») – фотосъемка на длинной выдержке, в ходе которой создаются конкретные образы и абстракции при помощи различных источников света. Хотя у слова явно английский облик, оно незнакомо жителям англоязычного мира. Зато российской молодежи объяснять, что такое фризлайт, обычно не требуется: согласно опросу на сайтах ВУЗов, каждый четвертый студент экспериментировал в этом направлении. А само слово в 2008 году придумали Артем Долгополов и Роман Пальченков.
Технология рисования фризлайтом
В тёмном помещении фотоаппарат размещается на штативе. Устанавливается длительная выдержка, и в поле зрения фотоаппарата фонарями «рисуются» объекты или узоры. Инструменты освещения — бытовые фонари (светодиодные и с галогеновой лампой).
Если дневной свет или освещение в студии предлагает уже готовую композицию в кадре, то в светографике на полученный снимок попадёт только то, на что будет направлен свет.
Основные методы:
Два основных метода светографики — статический и динамический.
Метод статической отрисовки.
Монокомпозиция. Суть метода состоит в отрисовке светом объекта с разных сторон. Необходимо исключить любое движение включённым источником света. Только направленный короткий всплеск света создает аккуратно освещённую область и естественно следующую за ней тень.
Мультикомпозиция. Перемещение объекта отрисовки в несколько (две и более) фиксируемых позиции. В одном кадре рисуется светом один и тот же персонаж или предмет, в разных позициях.
Метод динамической отрисовки.
Перемещающийся свет[4]. Рисование с помощью источников света (световыми мечами[5]) всевозможных импровизации в пространстве. Используется для заполнения фоновых плоскостей и для стилизации светополотна. Пример: всевозможные надписи, орнаменты, украшения.
Перемещающаяся плоскость отрисовки[6], световой сдвиг (СС). Это способ прописывания светового следа сдвигаемой плоскости.
Размывание. Движение направленного света для убирания фактуры и деталей. Способ подходит для сглаживания элементов композиции. При движении светового луча размывается граница света-тени.
Искажения и преломления. Результаты такого метода достигаются с использованием статической отрисовки и отражающих поверхностей. Приёмы получения такого изображения очень напоминают СС, но результаты зависят от форм отражённых предметов.
Все вышеперечисленные методы[7] являются лишь частями единого процесса. Они как самостоятельны, так и прекрасно сочетаемы друг с другом.
Световая кисть
Световая кисть — техника фотосъёмки. Принцип использования световой кисти заключается в том, что объекты освещаются отдельно, а источник света при этом передвигается. Основной сложностью метода является подбор и расчёт экспозиции. Эта фотографическая техника получила широкое применение в натюрморте.
Световая кисть — инструмент рисования светом. Инструмент представляет собой малогабаритный источник постоянного света, дающий хорошо сфокусированный узкий луч, направленный пучок света. Профессиональная световая кисть обладает постоянной цветовой температурой около 5500 К и позволяет использовать различные насадки и фильтры. В качестве световой кисти используют бытовой фонарик. Желательно, чтобы у этого фонарика свет фокусировался линзой, тогда пятно света не будет слишком широким, это позволит точно высвечивать мелкие детали объектов.
Световой меч
Световой меч — один из инструментов, используемых в динамической отрисовке.
Применяются различные конструкции, но основной элемент в световом мече — люминесцентная лампа. Представляет собой постоянный источник света, напоминающий меч, палку, шест.
Обязательное условие — равномерное, излучающее свет пространство.
Свой проект
Моя история, развязка, начинается с рассказов родителей. Они нам рассказывают про рисование светом, мы находим нужную для нас информацию в интернете, и сразу же идем на улицу пробовать...
Первый опыт был лично без меня, об этом всем я узнал спустя два месяца, и мне стало тоже интересно, и наши длительные походки в обнимку с фонарями и камерами начались….
Конечно, получалось все не совсем так, как хотелось, но уже спустя пару часов на морозе и стало что-то вырисовываться:)
Наш первый совместный фризлайт был 8 марта, на нем мы и остановимся.
Смотри видео «Поздравление с 8 Марта девушек класса».
Социологический опрос
Я провел исследование по следующим вопросам:
Потом краткие комментарии о том, что люди не образованные, мало об это виде искусства знают, надо будет развивать, рекламировать и т.д.
Делаем выводы:
Заключение
Я считаю, что моя гипотеза подтвердилась на полностью. По результатам опроса только 50% знают, что такое фризлайт. Но я думаю, что за фризлайтом будущее современной фотографии, рекламы. Ведь для того, чтобы научиться «рисовать светом», не нужно каких-либо выдающихся способностей. Нужно просто желание творить что-то интересное. Да, для получения шедевров нужно обладать хорошей (дорогой) фототехникой, развитым пространственным мышлением, да и финансы потребуются немалые. Но для того, чтобы начать, нам потребуется лишь простейшая цифровая фотокамера «мыльница» с режимом «ночная съёмка» и светодиодный фонарик. Чем больше функций будет у фонарика (переключение цвета, изменение ширины светового пучка и т.д.), тем лучше, но начать можно с обычного китайского фонарика.
Используемая литература:
Юрий Визбор. Милая моя
Как нарисовать портрет?
Рисуем "Осенний дождь"
Нарисуем попугая цветными карандашами
Две снежинки