Данная работа носит исследовательский характер. Работа состоит из двух блоков: теоретический блок и практический .
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 982.45 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВО-ПАВЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
исследовательская работа
на тему:
Матрешка:
прошлое и настоящее.
Автор:
ученица 8«Б»класса
МБОУ Ново-Павловская СОШ
Какичева Дарья
Руководитель:
учитель технологии
МБОУ Ново-Павловская СОШ
Пятилокотова О.П.
Iквалификационная категория
2014 г.
Оглавление
Стр.
Введение__________________________________________________ 3
ГлаваI. История матрешки 5
1.1. Появление матрешки в России 5
1.2. История имени 6
Глава II. Народные промыслы, изготавливающие матрешку 7
2.1.Основные виды традиционной русской матрешки 7
2.2. Сергиево-Посадская матрешка 7
2.3. Семеновская матрешка 8
2.4. Полховская матрешка 10
2.5. Вятская матрешка 10
2.6. Тверская матрешка 11
Глава III. Эмпирическое исследование 12
3.1. Авторская матрешка 12
3.2. Анализ опроса респондентов 12
3.3. Анализ экспертных оценок 14
Заключение 16
Список литературы 18
Приложения 20
- 3 -
Введение
Самым высоким видомискусства,
Самым талантливым, самым гениальным
Является народное искусство, то есть то,
Что запечатлено народом, сохранено,
Что народ пронес через столетия.
М.И. Калинин
Свою работу я решила посвятить наиболее известному и любимому русскому сувениру, своеобразному символу русской культуры и просто национальному чуду- русской матрешке. Это тема заинтересовала меня не случайно, когда – то в детском саду я увидела матрешку, и мне захотелось, чтобы родители купили такую же игрушку домой. Я очень полюбила эту игрушку за её красоту и загадочность. Все время мне было интересно, как из одной их появляется пять, шесть или ещё больше. Много раз я задумывалась о её происхождении, откуда она родом, когда появилась, и кто придумал эту чудесную роспись? И вот я решила побольше узнать об этом чуде – Русская матрешка.
Цель:исследовать историю матрешки и определить чем является матрешка для русского народа, её роль и влияние на русского человека в прошлом и настоящем.
Объект исследования: матрёшка.
Предмет исследования:виды и роспись русской матрёшки
Гипотезы исследования:
1. Можно предположить то, что матрёшка хранит в себе много секретов о происхождении и видах росписи, но, несмотря на это многие из нас могут стать мастером по росписи русской матрёшки.
2. Матрешка - наиболее известный и любимый всеми российский сувенир в настоящее время,потому что она оригинальна и весьма необычна.
Задачи исследования:
Методы исследования:
1. Сбор и анализ литературы по данной теме;
2.Анализ публикаций, материалов в интернете;
3.Сбор и анализ собранных иллюстраций, фотографий и рисунков матрешек;
- 4 -
4.Опрос респондентов;
5.Метод экспертных оценок;
6. Творческая деятельность.
Методический инструментарий:
- 5 -
Глава I. История матрешки.
В словаре Даля о матрешке нет никаких сведений. В словаре Ожегова дано значение этого слова как «полуовальная полая разнимающаяся посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера». Еще одно определение этого слова было найдено в новом словаре русского языка автора Т.Ф. Ефремовой (Толково - словообразовательный). МАТРЁШКА - русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера. Деревенская расписная красавица молода, ей чуть более ста лет! Для народной игрушки – это не возраст. Первая матрешка появилась в России в конце XIX века. Это была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девочку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках. (Приложение 1). Оказывается, что предшественницей русской матрешки стала фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукуруджи, в которой находилось еще несколько фигурок, завезенного с острова Хонсю в 1890 году женой известного российского промышленника и мецената Саввы Мамонтова Елизаветой Григорьевной (Приложение 2).Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил неизвестный русский монах. Эта японская игрушка была забавная, она как-то уж очень подходила к русскому вкусу, напоминая пасхальные деревянные яйца, которые точно так же вкладывались одно в другое. Искусствоведы многие шутят, что матрешка родом из яйца.Родилась первая русская матрешка в мастерской А.И. Мамонтова. Выточить эту игрушку поручили потомственному мастеру-игрушечнику В.П. Звездочкину в московской мастерской «Детское воспитание», а роспись первых образцов матрешек была поручена С.В. Малютину, который в то время по поручению А.И. Мамонтова иллюстрировал детские книги. Не случайно иллюстрации и росписи первых матрешек очень близки по стилю.У первой матрёшки была «бутылочная» форма. Высота старшей куклы 19 см. Внутри большой смешливой девочки с чёрным петухом в руках помещались девочки поменьше. Одна несёт миску к столу, у другой в руках серп, третья держит перед собой за руки младшего братца, четвёртая, младшенькая, просто засунула палец в рот. Разнообразит девичью вереницу фигурка мальчика в косоворотке с хворостиной в руке. Завершает ряд младенец в пеленках меньше мизинца ростом. Получилось дружное и трудолюбивое семейство. (Приложение 3).
- 6 -
Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинскогоMatrona, что означает «знатная женщина».
Русская матрешка является олицетворением России с ее широкой душой, пестрыми нарядами и большими семьями. Матрешка символизирует продолжение жизни. Матрешка – символ плодородия, богатства, материнства.Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре и часто неотделим от образаптицы — древнейшего символа добра и благополучия. «Лебедушка», «пава», «утушка», «голубка» — эпитеты, которыми издавна величали женщин в русской народной поэзии, подчеркивая пластическую сторону образа. Лаконичный образ деревянной матрешки удачно воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: платок, фартук, сарафан. Именно поэтому она пользуется такой всенародной любовью.
Проанализировав литературу из истории появления матрешки можно сделать следующий вывод: Родина матрешки - Япония. Первая матрешка появилась в России в конце XIX века.Родилась она в мастерской А.И. Мамонтова.У первой русской матрёшки была «бутылочная» форма и она была восьмиместной.Высота старшей куклы 19 см. Название её произошло от женского имени Матрёна.
- 7 -
Глава II. Народные промыслы, изготавливающие матрешку.
2.1.Основные виды традиционной русской матрешки
И так, русская матрешка возникла в России в конце 19 - начале 20 века и получила большую популярность и признание, многие художники и ремесленники стали повторять ее, придумывая, однако, свои собственные рисунки (как бы сейчас сказали - дизайнерские решения). Параллельно мастера по изготовлению деревянных игрушек освоили технологию вытачивания деревянных заготовок матрешек. Впрочем, для них это не было таким сложным и необычным делом, так как подобные многоместные игрушки с разъемом посередине и помещающиеся друг в друга (например, деревянные яйца) и ранее вытачивались умельцами, здесь требовалось только приноровиться к новой форме, а также приспособиться к вытачиванию более тонких стенок игрушек.
Первые русские матрешки стали изготавливать в артелях в Сергиевом Посаде, как забаву для детей. Но матрешка была еще и полезной игрушкой. Матрешка стала первым учебником для крестьянских детей. Для этого кукол изготавливали десятиместных, семиместных и пятиместных. Пятиместные – по количеству пальцев на руке, семиместные – семь дней в неделе или семья, десятиместные – по количеству пальцев на двух руках, десяток. С ее помощью детей учили сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, учили счету. Спрос на матрешку рос. Поэтому в стране стали появляться и другие центры по изготовлению этих кукол.
Матрешка популярна и в наши дни. Подтверждением этого является то, что в России существует несколько центров по изготовлению и росписи этой куклы. Я выделила несколько видов матрешек, создание которых существуют с давних пор. Это Сергиево - Посадская, Семеновская, Полхов-Майданская, Вятская, Тверская. Каждая из этих матрешек отличаются друг от друга, ведь мастер каждого центра кустарного производства имеет свою технологию изготовления и росписи матрешки.
2.2. Сергиево-Посадская матрешка.
Сначала матрешки появились в подмосковном Сергиевом Посаде, известном центре изготовления деревянных игрушех и сувениров. Именно здесь находился мощный центр русского игрушечного промысла с его традициями и с его "кадровым потенциалом". Поэтому именно отсюда матрешка начала свое массовое шествие в мир. Выработанный стиль Посадской матрешки определили ее популярность во всем мире.
Рассмотрев знаменитую Сергиево-Посадскую матрешку, я заметила, что она чем-то похожа на первую русскую матрешку. (Приложение 4). Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит
- 8 -
узелок, корзину или цветы. Но сам образ стал иным по характеру – ярким, броским, открытым; добротной, устойчивой стала и форма.Для Сергиев-Посадской матрешки характерно разнообразие сюжетов - поскольку первая матрешка изображала семью, то последующие сюжеты матрешек зачатсую изображали людей различных сословий и занятий, а также исторических и литературных персонажей. Так, в 1909 году к столетию Гоголя, были сделаны матрешки: Тарас Бульба, Плюшкин, Городничий. В матрешке Городничий помещались Анна Андреевна, Хлестаков, судья и другие персонажи бессмертной комедии «Ревизор». В 1912 г. к столетию Отечественный войны 1812 г. были выпущены восьмиугольные матрешки, изображавшие Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались члены их штабов. Это уже после стали рисовать матрешки, в которых рисунок всех куколок набора был одинаков, с богатым орнаментальным украшением, как мы привыкли видеть в наше время. В росписи обычно используют три - четыре цвета - красный или оранжевый, жёлтый, зелёный и синий. Чёрный – обводка лица и контуров одежды.В начале 20 века Сергиев-Посадская матрешка (впрочем, других тогда еще не было) стала набирать известность и популярность не только в России, но и зарубежом, во многом благодаря показам матрешек на международных выставках.
Я из Сергиева Посада встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
2.3. Семеновская матрешка.
Первая Семеновская матрешка была сделана умелым токарем АверьяномВагиным из деревни Мериново, которая была расположена в 8 км от Семенова. Его сын принес деревянную куклу, сделанную в Сергиев-Посаде, окрашенную в светло-зеленый цвет, и изображающие человека с усами и бородой. По аналогии с пасхальными яйцами Вагин решил сделать деревянную куклу из двух частей. Это был прототип Семеновской матрешки. Первая матрешка была окрашена в пурпурный цвет. Особенно интересны были деревянные матрешки сделаны Вагиным: лысый человек с бородой и усами, дородный мужчина в шляпе пальто. Происхождение живописи Семеновской матрешки было также связано с потомственным мастером Арсением Майоровым. Однажды глава семьи Арсентий Федорович привез из Нижнего Новгорода пустую неокрашенные матрешку. Деревянная кукла
- 9 -
была расписана его дочерью - Любой. Люба использовала гусиное перо для нанесения контуров, а для заполнения рисунка использовала маленькую кисточку и анилиновые красители. Люба разместила в центре куклы большой ярко-красный цветок.Постепенно был сформирован определенный Семеновский стиль живописи матрешек, который в отличие от Сергиево-Посадского стиля росписи матрешек был более красочным и ярким. Художники Семеновы использовали старые традиции применения цветочного орнамента. Они оставляли большие неокрашенные участки дерева и рисовали матрешку анилиновыми красками, а затем покрывали лаком. И поныне, прежде всего, рисуют тонкой кистью контуры лица, глаза, губы, затем окрашивают шарф на голове матрешки, юбку, фартук, рукава. В основе композиции Семеновской матрешки, является фартук, на котором рисуют букет красивых цветов. Художники используют в основном три цвета - красный, синий и желтый, из них они делают различные комбинации цвета платка, платья и фартука. Центральная декоративная часть матрешки на фартуке традиционно написана асимметрично и смещена немного вправо. Роспись каждой Семеновской матрешки является уникальной и оригинальной. Токари Семенова создали свою собственную форму матрешки, она имеет относительно тонкий верхний более широкую часть внизу, в основанииформа куклы немного вытянутая.(Приложение 5). Семеновская матрешка заметно отличается от матрешек других традиционных центров производства матрешек. Эти матрешки могут состоять из множества мест, здесь делают 15 - 20 кукольные матрешки.
На фабрике художественной росписи в городе Семенове была сделана самая большая матрешка, состоящая из 72 штук! Матрешка была в диаметре 0,5 м и высотой 1 метр. Здесь же был сделан набор матрешек, посвященный теме космоса, пара таких матрешек даже побывала в космосе – вот кто был первыми космическими туристами.Ныне Семеновская фабрика под названием «Семеновская роспись» (наименование фабрике часто менялось из-за частых преобразований) успешно работает и производит, кроме различной продукции, большой ассортимент матрешек. Художники и дизайнеры Семеновской фабрики разработали множество оригинальных, часто забавных матрешек.
2.4. Полховская матрешка.
Почти одновременно с Семеновскойв Поволжье появилась еще одна матрешка – в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии.
- 10 -
Сравнивая полховскую матрешку со своими сергиевскими и семеновскими сестрами, замечаю, что она заметно отличается своей формой. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта. Овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. (Приложение 6). РосписьПолховской матрешки более лаконична. Используются анилиновые красители. Накладывают краски на изделие где отдельными пятнами, а где одну поверх другой, на желтую ложится синяя – и получается зеленая краска, а по краям сквозит желтая кайма.
В 2004 году, открылся музей матрёшек в Нижегородской области - более 300 экспонатов. Там представлены матрёшки уникальной полх-майданской росписи. Самая большая матрёшка в этом музее - метровая: в неё входит 40 кукол. А самая маленькая - размером всего с рисовое зерно! (Приложение 7).
А я, подружки
из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными
2.5. Вятская матрешка.
Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается другой тип матрешки – родом из Вятки. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический прием, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой. Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка – коробами,корзинами, туесами - в которых помимо искусной техники плетения,использовался и тисненый орнамент, поэтому инкрустация соломкой стала применяться еще в конце прошлого века как новый способ художественногооформления изделий. Но вятской матрешке повезло меньше, чем ее подмосковными поволжским родственницам, из-за известнейшей дымковской глиняной скульптуры, сохранению и развитию которой здесь всегда уделялось наибольшее внимание. Массовому же изготовлению вятской матрешки, по всей вероятности,помешала также сложность самого процесса инкрустации, требующего больших затрат
- 11 -
времени и высокого уровня мастерства. Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает нас, настолько оно мило и приветливо.(Приложение 8).
Наши губки бантиком, да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские всех на свете краше.
Расписные, яркие сарафаны наши.
2.6. Тверская матрешка.
Мастера Твери владеют старинными секретами изготовления матрешки. Они чувствуют в этом сувенире душу России и с трепетом относятся к его созданию, желая передать людям тепло своей души и мастерство своих рук. Матрешки вытачиваются из дерева и расписываются художниками вручную. Каждая кукла – это авторская работа. Художники передают в рисунке исторические образы; из-под их кисти появляются знакомые персонажи: пастушок Лель, Снегурочка, царевна Несмеяна и др., но каждый раз они красуются в новом наряде!Волосы на некоторых изделиях обозначены сплошной монотонной заливкой, на других хорошо прорисованы, как например у полховской. Румяна обычно у тверской матрешки размытые и похожи на настоящие.Все основные контуры игрушки выполняются выжигательным аппаратом, что отличает Тверскую матрёшку от всех остальных. (Приложение 9).
Анализ изученной литературы позволяет мне сделать следующий вывод: существует5 видов матрешек, создание которых существуют с давних пор. Это Сергиев-Посадская, Семеновская, Полхов-Майданская, Вятская, Тверская. Каждая из этих матрешек отличаются друг от друга,своей росписью и формой.
- 12 -
Глава III. Эмпирическое исследование.
3. 1. Авторская матрешка.
Довольно длительный период времени я размышляла над идеей созданиясвоей авторской матрешки. Мне хотелось придумать что-то особенное. Учитывая то, что матрешка символизирует мать, я подумала, не создать ли мне матрешку мать? Но только не одну, а целых четыре. (Приложение 10). Для каждой из них я придумала свое значение. Первая матрешка символизирует родную мать у неё на руках маленький ребенок. Это самая близкая для нас мать.
Вторая матрешка символизирует мать Донскую. Костюм её расписан национальными донскими узорами. Безусловно, без заботы этой матери нам не обойтись.
Следующая матрешка – мать Россия символизирует нашу страну. Костюм ее расписан русскими национальными узорами, а в руках находится каравай хлеба и соль- символы достатка, благополучия, гостеприимства.
И самая большая мать – это мать Земля. Платье этой матрешки напоминает цветущую поляну. На переднем плане находится цветущее дерево – символ жизни и процветания. Голову украшает солнце, олицетворяющее покой и богатство. А в руках у матрешки голубь – символ мира на земле.Все эти матери заботятся о нас с самого рождения. И мы тоже должны их беречь и ценить.
Выдвинутая мной первая гипотеза доказана. Матрешка хранит в себе немало секретов и большинство из нас может стать мастером росписи этой удивительной игрушки.
3.2. Анализ опроса респондентов.
Свое исследование я провожу при помощи анкетирования.
Для анкетирования, мною была составлена анкета, которая состоит из семи вопросов. (Приложение 11). Всего в опросе участвовало 40 респондентов (20 детей и 20 взрослых –родителей, знакомых) в возрасте от 35 до 45 лет. Вот так распределились ответы на заданные вопросы.
Ответы опрашиваемых: 1. Да – 38 респондентов 2.Нет- 2
2. Есть ли у вас эта игрушка дома?
- 13 -
Ответы: 1). Да. – 26 респондентов
2). Нет. – 14 респондентов
3. Нравится ли вам матрешка?
Ответы: 1). Да, очень. – 16 респондентов
2). Да. – 21 респондент
3). Ничего особенного. – 3 респондента
4. Чем она вам нравится?
На этот вопрос участники анкеты давали самые разные ответы. Ответы детей и взрослых во многом совпадали.
1). Очень красивая, оригинальная. – 21 респондент
2). С ней можно поиграть. – 0
3). Это игрушка с секретом– 14 респондентов
4). Она веселая. – 5респондентов
5). Не знаю (затрудняюсь ответить)-0
5. Как вы думаете, какую пользу приносит матрешка?
1). Это игрушка, с ней можно поиграть. – 3 респондента
2). По матрешке можно изучать историю нашей страны. – 16 респондентов
3). Раскрывая матрешку, малыш может научиться считать.- 21 респондент
Ответы: 1). Да. – 36 респондентов
2). Нет. – 4 респондента.
Ответы: 1). Да. – Так ответило 20 респондентов
2). Нет. – 20 респондентов.
- 14 -
Обработка и анализ полученных данных позволили мне сделать некоторые выводы о месте матрешки в их жизни.
Исследование показывает: 98% респондентов знают такую деревянную игрушку как матрешка, у 62% опрошенных матрешка имеется дома. Интерпретация 3-го и 4-го вопроса показывает, чтои взрослые, и дети в первую очередь обратили внимание на внешний вид матрешки. Я с ними согласна, потому что, глядя на иллюстрации деревянных кукол трудно отвести глаз от необыкновенной красоты, колорита красок, диковиной росписи. На вопрос какую пользу приносит матрешка, 52% ответили, что раскрывая матрешку, малыш научится считать, а 48% считают, что по матрешке можно изучать историю нашей страны.Многие, а именно 90% опрошенных респондентов хотели бы купить себе матрешку в дом. Эти данные позволяют говорить о том, что матрешка не потеряла свою значимость в современном мире.Но, к сожалению 50% опрошенных респондентов не знают, что матрешка признана официальным сувениром олимпийских игр «Сочи-2014».
3.2. Анализ экспертных оценок.
Экспертная оценка представляет собой опрос продавцов сувенирных магазинов. Свое исследование я решила провести в г. Ростов-на – Дону, т.к. в.
г. Морозовске имеется один магазин русских сувениров. Для полноценного исследования этого мало.
Поэтому я посетила 6 магазинов в г.Ростов-на-Дону: «Русский сувенир», «Презент», «Все подарки у нас», «Красный куб», «Хобби-центр», «ЦУМ». Обобщив и проанализировав полученную информацию, выяснила, что матрешка привлекает свое внимание покупателей своей оригинальностью и пользуются популярностью и спросом. Матрешка относится к категории «часто продаваемых товаров». Матрешку, как товар заказывают ежемесячно.
Причем продавцы отмечают, что эту игрушку приобретают как россияне, так и иностранные граждане.
Кроме того, при посещении магазинов я обратила свое внимание, что в форме матрешки имеются в продаже женские кошельки, дамскиесумочки, керамические изделия –перечницы, солонки и разделочные доски.
- 15 -
Выдвинутая мной вторая гипотеза также доказана.
Матрешка – наиболее известный и любимый всеми российский сувенир в настоящее время, потому что она оригинальна и весьма необычна.
- 16 -
Заключение.
Анализ литературных данных и материалов эмпирического исследования позволяет сделать мне следующие выводы в отношении выдвинутых мною гипотез:
Полученные эмпирические данные позволяют констатировать следующее: матрешка не потеряла свою значимость в современном мире, а наоборот стала ещё популярнее. Именно в этой игрушке, её форме, её содержании и декоре отразились народные представления о мире, добре и красоте. История развития русского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается.
Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остается творением человеческих рук. Именно в ней с особой силой проявилась творческая энергия русского народа, его способы простыми средствами создавать выразительные образы. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний, границ и политических режимов. Матрешка является олицетворением самой России с ее широкой душой, пестрыми нарядами и большими семьям. Она символизирует продолжение жизни. Матрешка - символ плодородия, богатства и материнства.Именно поэтому она пользуется такой всенародной любовью.
Мой интерес к деревянной игрушке сподвиг меня на создание своей авторской матрешки. Как известно, выполнение любого изделия требует много времени, сил и определённого мастерства. На создание авторской матрешки у меня ушло достаточно большое количество времени. Много времени ушло на разработку эскиза, наверно это было самым сложным. Хоть это было и сложно, я думаю, что я справилась с заданием. Это было очень увлекательно.Роспись собственной матрешки - дело трудное, кропотливое, но благодарное. Моя матрешка не только красивая, но и полезная игрушка. С ней с большим удовольствием играет и учится считать моя младшая сестра, а также, матрешка
- 17-
служит в доме в качестве украшения нашего интерьера. Видя, что моя матрешка нашла свое практическое применение, у меня еще больше появилось желание творить, созидать и создавать прекрасное своими руками.
И
- 18 -
Список литературы.
Художественные промыслы России.Учеб.пособие.М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2005г.176с.
Толковый словарь живого великорусского языка (однотомная версия). – СПБ. : «Ленинградское издательство», 2009. 896 с.
Повышение эффективности уроков изобразительного искусства. Научно-исследовательский институт школ министерства просвещения:РСФСР , 1975г.
Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Российская Академия Наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры; - М.: АЗЪ, 1993. – 960 с.
Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений-2-е изд.,стереотип.-М.: издательский центр «Академия», 2002.-368с.,12л. ил:ил.
Дети и народное творчество: книга для учителя – М.:Просвещение,1985.-128с.,ил.16л.ил.
Народное декоративно-прикладное искусство:Кн.Дляучителя-М.:Просвещение, 1984. -144с
Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учеб. – метод.пособие, 2000.-272с.
Народное искусство на уроках декоративного рисования. Пособие для учителей.М., «Просвещение»;1974.
Интернет ресурсы:
- 19 -
- 20 -
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
«Первая русская матрешка»
Приложение 2
« Фигурка буддийского мудреца Фукуруджи»
Приложение 3
Первые матрешки, изготовленные в московской мастерской «Детское воспитание»
Приложение 4
«Сергиево-Посадская матрешка»
Приложение 5
«Семеновская матрешка»
Приложение 6
«Полховская матрешка»
Приложение7
«Музей матрёшек в Нижегородской области»
Приложение 8
«Вятская матрешка»
Приложение 9
«Тверская матрешка»
Приложение10
«Авторские матрешки»
Приложение 11
Анкета
Матрешка: прошлое и настоящее.
Вопрос №1.
Знаете ли вы деревянную игрушку – Матрешку?
Вопрос №2.
Есть ли у вас дома эта игрушка?
Вопрос №3.
Нравится ли вам матрешка?
Вопрос №4.
Чем вам нравится матрешка?
Вопрос №5.
Как вы думаете, какую пользу приносит матрешка?
Вопрос №6.
Купили бы вы сейчас себе матрёшку как сувенир в дом?
Вопрос №7.
Знаете ли вы, что матрешка признана официальным сувениром олимпийских игр «Сочи-2014»
Тема: «Матрешка : прошлое и настоящее.»
Цель: исследовать историю матрешки и определить чем является матрешка для русского народа, её роль и влияние на русского человека в прошлом и настоящем.
Объект исследования: матрёшка.
Предмет исследования: виды и роспись русской матрёшки
Гипотезы исследования:
1. Можно предположить то, что матрёшка хранит в себе много секретов о происхождении и видах росписи, но, несмотря на это многие из нас могут стать мастером по росписи русской матрёшки.
2. Матрешка - наиболее известный и любимый всеми российский сувенир в настоящее время, потому что она оригинальна и весьма необычна.
Задачи исследования:
Методы исследования:
1. Сбор и анализ литературы по данной теме;
2. Анализ публикаций, материалов в интернете;
3. Сбор и анализ собранных иллюстраций, фотографий и рисунков матрешек;
4. Опрос респондентов;
5. Метод экспертных оценок;
6. Творческая деятельность.
Методический инструментарий:
Заключение.
Анализ литературных данных и материалов эмпирического исследования позволяет сделать мне следующие выводы в отношении выдвинутых мною гипотез:
Полученные эмпирические данные позволяют констатировать следующее: матрешка не потеряла свою значимость в современном мире, а наоборот стала ещё популярнее. Именно в этой игрушке, её форме, её содержании и декоре отразились народные представления о мире, добре и красоте. История развития русского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается.
Мороз Иванович
Заповеди детства и юности
"Морская болезнь" у космонавтов
Как нарисовать китайскую розу
Рождественские подарки от Метелицы