Проблема: нужно ли мне, современному ребенку в век информационных технологий, заниматься куклами?.
Объект исследования: кукла
Предмет исследования: взаимосвязь куклы и человека
Методы исследования:
- социологический опрос: анкетирование и интервью;
- сравнение и сопоставление;
- сбор и обработка полученных результатов.
Цель: проследить развитие куклы и ее взаимодействие с человеком с далекого прошлого и до наших дней.
Гипотеза исследования: возможно современным детям для развития нужны не только информационные игры, но и куклы
Задачи:
1. Изучить историю возникновения куклы.
2.Составить типологию кукол по признакам.
3 Определить значимость куклы в жизни людей.
4. Сравнить традиционную народную куклу с игрушками массового производства.
5. Исследовать роль кукол в наши дни в семьях одноклассников, детском саду.
Вложение | Размер |
---|---|
devyatykh_alina.docx | 76.95 КБ |
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
Кукла: традиции и современность
Исследовательский работа
Автор работы: Девятых Алина
5 "Б" класс
Руководитель: Назарук
Нина Алексеевна
учитель технологии
г. Белогорск 2014
Содержание
Введение ............................................................................................... 3
2. Основная часть
2.1 История развития куклы ................................................................ 4
2.2.1. Русские куклы-обереги ..................................................... 5-6
2.2.2. Обрядовые куклы ............................................................... 7
2.2.3. Игровые куклы ................................................................... 8
2.3 Куклы в XX веке ............................................................................ 9
2.3.1. Куклы моей бабушки и мамы .......................................... 9
2.4. Современная кукла ....................................................................... 10
2.5. Как выбрать куклу? ....................................................................... 11
2.6. Куклы в городе Белогорске ......................................................... 12
2.7. Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой
массового производства ............................................................ 13
2.7. Интересны ли куклы современным детям? ................................ 14
2.8. Куклотерапия ................................................................................. 14
2.9. Мои исследования ......................................................................... 15
3. Заключение ..........................................................................................16
4. Список информационных источников .............................................. 17
Приложения
Приложение 1 Куклы - обереги ...................................................................................18
Приложение 2 Обрядовые куклы ............................................................................... 19
Приложение 3 Игровые куклы .................................................................................. 20
Приложение 4 Изготовление куклы - оберега «Московская-пеленашка» ......... 21-22
Приложение 5 Изготовление вепсской куклы ......................................................... 23-24
Приложение 6 Куклы моих бабушек и мамы ........................................................... 25
Введение
С куклами водиться – бытию учиться.
В куклы играть – счастье познать.
Совсем недавно, в ноябре, я посетила в нашем городе краеведческий музей где проходила выставка кукол под названием "красавицы девицы и иные лица". Эта выставка с 2006 года представлена в 16 музеях и выставочных залах России от Москвы до Сахалина. На выставке были представлена коллекция авторских работ Татьяны Викторовны Басовой, а также известных мастеров архангельской, вологодской, тульской, нижегородской и вятской куклы. А также куклы разных стран мира. Выставка настолько заинтересовала меня, что я решила узнать больше о традиционных и современных куклах.
Многие мои одноклассницы давно забросили куклы и играют в игры на компьютере. А я до сих пор играю в куклы, ухаживаю за ними, разговариваю, шью им одежду...
Проблема: нужно ли мне, современному ребенку в век информационных технологий, заниматься куклами?.
Объект исследования: кукла
Предмет исследования: взаимосвязь куклы и человека
Методы исследования:
- социологический опрос: анкетирование и интервью;
- сравнение и сопоставление;
- сбор и обработка полученных результатов.
Цель: проследить развитие куклы и ее взаимодействие с человеком с
далекого прошлого и до наших дней.
Гипотеза исследования: возможно современным детям для развития нужны не только информационные игры, но и куклы
Задачи:
1. Изучить историю возникновения куклы.
2.Составить типологию кукол по признакам.
3 Определить значимость куклы в жизни людей.
4. Сравнить традиционную народную куклу с игрушками массового
производства.
5. Исследовать роль кукол в наши дни в семьях одноклассников, детском
саду.
2. Основная часть
2.1. История развития куклы
Кукла одна из интереснейших страниц истории культуры.
"Без нее, без куклы, мир бы рассыпался, развалился,
и дети перестали бы походить на родителей,
и народ бы рассеялся пылью по лицу земли”.
А.Синявский "Голос из Хора”
История России также не представляется без этих маленьких чудесных созданий. Самые первые делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась «БАБА» – женское божество. В каждой русской семье умели делать не менее 30 разновидностей кукол. Были куклы для мужчин, для женщин, для детей. Названия кукол были очень простыми и даже наивными – что люди видели, делали – так и называли кукол.
Эти куклы были человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц (чтобы жизнь человека не была «колотая» и «резаная»). Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").
Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Тряпичную куклу- берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу.
Кукла-оберег "Кубышка-Травница"
Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка, ставили около кровати больному. Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом
Куклы "День и Ночь"
Эти куклы – обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную. Куколка "День" - молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она - хозяйка дня, и следит, чтобы в будни дни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко.
Кукла "Крупеничка" ( "Зернушка", "Горошинка")
Эта кукла - это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли.
Куклы – лихоманки
Эти обережные куклы от нечести в доме, которая является причиной болезней и разлада в доме. Зимних лихорадок 12, каждая имеет свое имя и связана с определенной болезнью (злым духом).
Делали их из щепок, обмотанных лоскутками, и обязательно из сношенной одежды. Куколок ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом через трубу, начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя, в нее и вселится вместо кого-то из домочадцев. Поэтому, поработавших свой срок куколок сжигали по весне.
Куклы «Кувадки»
Кувадки – обереги младенцев от злых духов. Несколько веков назад эти куклы использовались в обряде «кувады». Магия обряда связывалась с родами, которые проходили в бане.
Кукла «Неразлучница»
Эта кукла – оберег семьи и брака. На первый взгляд это мужская и женская куклы, которые кажутся просто парочкой, взявшейся за руки. Но, если приглядеться, то видно, что рука у них одна и сделана из цельной тряпочки или палочки, а, следовательно, их нельзя разъединить. Такую куклу дарили молодоженам на свадьбе, закрепленную на полотенце.
Кукла «Филипповка»
Эта интересная шестирукая кукла – помощница по хозяйству, хранительница порядка. Помогает женщине справляться со множеством дел, распределять свои силы, чтобы в доме были чистота, порядок, уют и лад. Ее изготавливали из соломы, льна, тканей.
Каждая кукла имела свое предназначение.
Куклы-обереги изготавливались для защиты, на все случаи жизни.
Куклы изготавливали из разнообразного материала: золы, льна, дерева, щепок, соломы, сухих трав, зерна и др. При изготовлении кукол старались не пользоваться острыми предметами (ножницами, ножами, иглами).
2.2.2. Обрядовые куклы
(приложение 2 )
Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла “Плодородие”, то будет достаток и хороший урожай.
Обрядовая кукла “Покосница” изображала женщину во время сенокоса.
Кукла “Купавка”- это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской,
Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. “Купавка” олицетворяла собой начало купаний.
Обрядовую куклу “Масленица” делали из соломы или лыка, но обязательно
использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком.
Обряд “похороны кукушки”
Много обрядов на Руси проходили с помощью специально сделанных кукол. Например: древний обряд “похороны кукушки”. Это посвящение 12 – летних девочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни. Проводили этот обряд перед Троицей.
После обмена куклами девочки наряжали в тряпочки и лоскутки, специально
сделанную для этого случая, соломенную куклу. Изготавливали её из высушенной травы “кукушкины слёзки”. Потом девочки хоронили её, не обязательно закапывали, а в смысле – прятали, избавлялись от неё. Тем самым, они избавлялись от тех качеств, которые присуще кукушке. Она, как известно, подбрасывает яйца в гнёзда других птиц, и не заботится о дальнейшей судьбе своего потомства. После проведённого обряда девочка считается девушкой. Таким образом, этот обряд демонстрирует отказ от “кукушества”, провозглашение материнства. Девочки прощаются со своим детством, принимая на себя обязательства “не быть кукушкой”.
Десятиручка — кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось.
Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли
Кукла "Купавка" . На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды.
2.2.3. Игровые куклы
(приложение 3)
Как птицы из всего строят гнезда,
Так дети из всего мастерят себе куклу.
В. Гюго
Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.
Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла “полено’’. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.
Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла “Барыня”.
Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову.
Была распространена игровая тряпичная кукла “Малышок – голышек”.
Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым “подолом”, а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. “Малышок”, как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом
Кукла “на выхвалку” являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что – то и для своего приданого. Шили куклы “на выхвалку” в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от старших сестёр, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом.
2.3 Куклы в XX веке
(приложение 4)
Советская кукла
В начале 20-х годов ХХ в. и для людей, и для кукол наступили трудные времена. Из-за войн и революции хозяйство страны было сильно разорено, промышленность пришла в упадок. Производство игрушек, в том числе и кукол, на какое-то время совсем прекратилось. В это время не делают роскошных дорогих кукол с фарфоровыми головами и в богатых платьях. И материалы, и куклы стали проще. Несмотря на всю свою простоту, куклы отнюдь не были хуже, чем раньше. Они не утратили свою очаровательность, пусть даже и были сделаны «из тряпок и набиты ватой, а одежда сшита из отходов дешёвой ткани». Нарисованные личики этих кукол, а также модные платья, украшенные цветами – розетками из марли, напоминали их счастливым владельцам красивых героинь немого кино.
Великая Отечественная Война отбросила производство игрушек назад. После 1930 года началась работа по созданию новой «советской» игрушки, которая бы отражала эпоху и нового человека – строителя социализма.
Куклы – мальчики и куклы – девочки одеты в различные костюмы и снабжены ролевыми и профессиональными атрибутами. Они представляют нахимовца, суворовца, лётчика, пограничника, врача, шахтёра, рабочего.
В 50-е годы возобновляется производство популярных перед войной целлулоидных пупсов и уточек для малышей. Куколки, сделанные из резины, точно копировали детей этого времени – их причёски, платья и короткие штанишки на лямках, башмаки, пальто и т. д.
Что касается 60-х годов, то игрушки старались производить как можно больше. Их изготавливали огромными партиями и при этом не задумывались об их разнообразии.
Затем наступило время, которое называется перестройкой. В это время в магазины хлынули «игрушки – иноземки» - новые, яркие, необычные. Самой необычной была кукла по имени Барби с точёной фигурой и «настоящими волосами», которая потеснила пухлую куклу Любочку.
2.3.1. Как с куклами играли бабушки и мама ?
Как птицы из всего строят гнезда,
Так дети из всего мастерят себе куклу.
В. Гюго
Мои бабушки играли в «дочки–матери», пеленали, качали в корзинке, носили на руках, строили домики, гуляли, шили одежду, наряжали, ходили в гости друг к другу, лепили «стряпушки» из глины.
У мам в играх много общего с бабушками, но они ещё купали, стирали одежду, играли «в школу», делали уколы и «вырезали аппендицит», кукла была зрителем, а девочка перед ней выступала, рассказывали куклам свои секреты, придумывали разные сюжеты, кукольную мебель делали братья.
2.4. Современная кукла.
Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды.
Кукла «Барби»
Барби - удивительная кукла. Она была верным спутником ни одного поколения девочек. Барби появилась в 1958 году, и с ее появлением в кукольном мире произошёл переворот. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.
Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела, как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Хендлер назвала её в честь дочери – Барби. Но вскоре дизайнеры поменяли облик куклы, они пришли к заключению, что кукла должна отражать модные тенденции, копируя пропорции известных всей стране топ – моделей.
Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо
приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до
бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна и инфантильна. Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.
Популярные cовременные куклы,
известные на всем земном шаре
Классифицируются по брендам:
Annabell
Baby Born
Barbie
Best Friends Club
Bratz
Chicco
CHOU-CHOU
Disney
Famosa
2.5. Как выбрать куклу?
В настоящее время наиболее распространёнными материалами для изготовления, собственно, кукол, их головок, ручек и ножек являются традиционный фарфор, различные формы и производные пластиков, натуральный и искусственный каучук и их разновидности и, гораздо реже, дерево, воск и металл. Часто для того, чтобы выявить некачественную игрушку, достаточно на нее просто посмотреть. Слишком яркий цвет и неприятный запах – главные признаки того, что покупать ее не стоит. Насторожить покупателя должны также некачественное крепление деталей, небрежное нанесение краски, расхождение швов и торчащие нитки. Хорошая игрушка не должна ничем пахнуть, ведь использование даже, казалось бы, приятных ароматизаторов, вредно для ребенка. Ароматизаторы, использующиеся в производстве, получены химическим путем, а здоровье ребенка и химия - вещи несовместимые. Подергайте, пошевелите все заметные детали куклы, так как это делает ребенок, явные дефекты будут сразу заметны. Нажмите на ручку или животик, материал должен быть прочным и толстым, чтобы не сломаться от первого же удара.
Знак качества
С начала 2012 года каждая игрушка должна получить Декларацию соответствия (документ, в котором производитель удостоверяет, что поставляемая им продукция соответствует требованиям технических регламентов). Она выдается госорганами на каждую конкретную партию товара. Если производитель или импортер получил такую декларацию, то имеет полное право промаркировать упаковку товара национальным знаком соответствия. Он представляет собой незамкнутую с правого бока окружность, в середине которой размещено стилизованное изображение трилистника.
Наличие этого знака является доказательством того, что игрушка безопасна.
2.6. Куклы в городе Белогорске
В ходе исследования и написания работы было решено посетить магазины игрушек и выяснить, какие же куклы покупают современные родители для своих детей.
Из интервью продавцов игрушек мы узнали, что большим спросом у покупателей пользуются куклы из керамики, пластмассы и резины. Все эти материалы не натурального происхождения, поэтому предполагаем, что современные кукольные красавицы, в отличие от их прародительниц, не обладают магической энергетикой и «теплом души».
Стоимость магазинных кукол нас очень удивила. Один большеглазый шедевр стоит от 500 до 5.000 рублей. За день в посещённых нами магазинах продают в среднем 10 кукол, а перед праздниками - и того больше. Кукол в магазины завозят один раз в неделю, около 10 - 14 экземпляров одного вида.
Обобщая полученные в ходе интервью данные, можно сделать вывод о том, что современные мамы и папы осознают важную роль куклы в жизни своего ребёнка и куклы пользуются популярностью у современных девочек.
2.7. Сравнение традиционной народной игрушки
с игрушкой массового производства.
Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы
массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.
Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.
Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами, например, Барби с набором кухонной утвари называется “Барби - повар’’.
У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.
Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а
внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и
фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.
В наши дни появилась авторская художественная кукла, которая становится элементом дизайна или является талисманом.
2.8. Интересны ли куклы современным детям?
Побывав в детском саду №11 и побеседовав с воспитателями этого садика, я выяснила, что кукол здесь много. Дети играют с ними. Самым старым куклам более 30 лет. Это пластмассовый Буратино, тряпичная кукла Маня, мальчик Бим. Ребятам очень нравится, когда эти куклы приходят к ним на занятия в качестве гостей. Но больше всего им нравятся современные куклы: Барби, Кен, Братц, новорожденный, потому что у них есть много одежды и различных предметов: сумочки, бутылочки, телефоны, косметика. Этих кукол можно наряжать, делать им макияж, придумывать новые необычные причёски. С ними можно поиграть в «больницу», «салон красоты», «кафе», «магазин».
Также в детском саду есть кукольный театр в котором есть различные куклы:
би-ба-до кукла-перчатка , платковые куклы, тростевые
2.9. Куклотерапия
Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. Ещё в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов. Также было открыто, что куклы помогают восстановлению опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральный паралич), с помощью кукол (в процессе репетиций) постепенно реабилитируются.
В 1917–1922 гг. первые советские кукольники стали работать и создавать методики по многим направлениям: оздоровление детей, устранение заикания, реабилитация после сильных стрессов, обучение, лечение детей, ограниченных в движении.
Куклотерапия может применяться в различных формах. Одной из самых действенных форм работы считается "кукольный театр". Особенно хорошо этот метод работает с детьми. "Спектакль" может разыгрываться как в группе, так и при индивидуальной работе. Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран из известных пьес и сказок, подходящих по содержанию.
Кроме "кукольного театра" в терапевтической работе может способствовать сам процесс изготовления куклы. Например, используется методика создания плоскостной куклы. Из плотного картона вырезается "кукла" олицетворяющая, к примеру, страх клиента. Затем она подвешивается на тонкую верёвочку или нитку и человек получает возможность управлять своим страхом.
2.9. Мои исследования
Опрошено 68 девочек 5-6 классов
94% Наличие кукол у девочек нашего возраста
88% Используют кукол в роли игрушки
24% Используют кукол в качестве талисмана
Неожиданными оказались для меня результаты исследования кукол у взрослых людей.
Наличие кукол у взрослых - 35%
Использование их в качестве талисмана - 28%
Использование их в качестве интерьера - 7%
Куклы постоянно присутствуют в повседневной жизни, напоминают о детстве или являются предметом интерьера. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций.
Вывод: в древние времена кукла служила больше интересам взрослых людей, чем детей: олицетворяла богов и идолов и участвовала в магических заклинаниях. До сих пор она участвует в христианских представлениях. Кукла демонстрирует модную одежду.
В наши дни появилась авторская художественная кукла, которая становится элементом дизайна или является талисманом.
3. Заключение.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Выводы:
- куклой можно назвать любую фигурку человека, сделанную из любого материала;
- самые первые куклы были изготовлены много тысяч лет назад в Египте;
- кукол делали из ткани, ниток, соломы, мха, шишек, из прессованных опилок, из гуттаперча, пластмассы;
- изготовление кукол менялось с появлением новых материалов;
- у каждого поколения были свои куклы;
- мир меняется, но девочки играли, играют, и всегда будут играть в куклы.
Всюду, где селится и живет человек, кукла — неизменная его спутница. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Кукла - посредник между миром детства и миром взрослых . Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых — это единственная возможность вернуться в мир детства. Куклы нас развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.
Я поняла: чем скромнее жили люди, тем бережнее, с душой относились к тем вещам, которые их окружали. Вот и дети, делая игрушки своими руками для себя и своих близких, они не только получали первые трудовые навыки, но и учились заботиться о близких, любить их. Изготавливая куклу, каждая маленькая девочка уже училась вкладывать в нее душу, любить и беречь её, играя в куклы, девочки учились любить своих «детей», вести свое «хозяйство».
Еще я поняла, что мне, современному ребенку, эти знания и умения просто необходимы, я вырасту и тоже стану мамой и буду воспитывать у своих детей теплые, человеческие чувства: труд, уважение к старшим, их почитание.
Я –кукла, нет во мне души, Я кукла...Сколько слез моих
Все думают, что не жива я, На сердце восковом застыло?
Что не умею пережить, Что не умею пережить,
Что я немая и глухая. О том, что раньше с кем-то было.
Я - кукла! ничего не знать - Я кукла, но во мне душа
Вот мой удел и моя доля, Живет и плачет ежечасно.
Я не могу переживать Я внешне очень хороша,
И думать не могу я боле. Но ведь душа еще прекрасней.
4. Информационные источники
1. Агаева И.В. "Кукла-закрутка"//«Народное творчество».–2004 №3
2. Берстенева Е. Кукольный сундучок.
Традиционная народная кукла своими руками.– Белый город.– 2010
3. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла
Культура и традиции.– 2007
4. Котова И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла»
СПб.: Паритет, 2008.
5. Журнал «Маруся», № 4 -2001, изд. «Просвещение», Москва.
6. http://maminsite.ru/early.files/kukolki.html
Мастер-класс по изготовлению русской народной куклы "Крупенички»
7. http:www.ruruklf.ru/article/ok
Чья проталина?
Усатый нянь
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Снежная книга
Рисуем осень: поле после сбора урожая