РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ МОЛОДЁЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
--------------------------------------------------
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОЛОВНОЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ ХХI ВЕКА»
«Соломенное преображение»
Исследовательская (творческая) работа на ХVIII Челябинский
Интеллектуальный форум молодёжи «Шаг в будущее»
(секция 4.2) (4J) Прикладное искусство
Автор: Кирсанова Мария Андреевна,
Центр дополнительного образования для детей, школа №7, 8 класс
руководитель: Бобровская Галина Витальевна, педагог дополнительного образования
Южноуральск, 2009 г.
Содержание.
1. Введение ________________________________________________ 3
2. Исторические сведения___________________________________ 4
2.1. Исторические сведения о здании Центра дополнительного образования для детей____________________________________ 4
2.2История аппликации соломкой_________________________ 5
3. Выполнение работы______________________________________ 6
3.1. Инструменты и оборудование__________________________ 6
3.2. Материал для аппликации_____________________________ 7
3.3. Заготовка сырья______________________________________ 7
4. Технология выполнения практической части проекта_______ 8
4.1. Подготовка эскиза____________________________________ 8
4.2. Приготовление соломенных лент_______________________ 9
4.3. Работа с рабочим эскизом _____________________________ 9
5. Заключение _____________________________________________10
6. Список литературы______________________________________ 11
7. Приложение_____________________________________________
1. Введение.
Человек по натуре своей - художник
Он всюду стремится вносить в свою жизнь красоту...
Красивые вещи воспитывают творческое воображение.
М. Горький
В последние годы уделяется большое внимание изучению, пропаганде и возрождению угасающих видов декоративно - прикладного искусства. Особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой доступных растительных материалов - лозы, бересты, рогоза, соломки.
Соломка – экологически чистый, интереснейший природный материал, дающий большие возможности для развития творческой активности, интуиции и фантазии. В аппликации соломкой существует несколько видов аппликаций: плоская, объемная, полуобъемная, насыпная, контурная и другие. В своем проекте я применяю один из видов аппликации - плоскую, с элементами насыпной аппликации, с ее помощью воссоздаю архитектурное сооружение, которое отражает историю нашего города Южноуральска, - это здание Центра Дополнительного Образования для Детей. В нашем объединении мы занимаемся и краеведческой работой, изучаем архитектурные достопримечательности нашего города и их историческую значимость, а также изображение этих сооружений в технике аппликации соломкой.
В начале своей работы мне необходимо было исследовать ход исторического развития декоративно-прикладного творчества – аппликации соломкой, навести историческую справку о сооружении, которое я буду создавать с помощью аппликации.
Мне нужно было подобрать необходимую литературу, посетить библиотеку, городской краеведческий музей и отдел архитектуры нашего города. Для будущего панно подобрать основу, необходимый материал (клей, соломку, кальку) и инструменты для его изготовления.
Итак, я поставила перед собой цель:– изобразить архитектурное сооружение – здание Центра дополнительного образования для детей, с помощью аппликации соломкой, применяя современные технологии.
Чтобы достичь поставленной цели, я должна была решить следующие задачи:
-изучить историю аппликации соломкой;
-изучить современные приемы в аппликации;
-разработать технологический эскиз здания;
-прорисовать детали эскиза;
- подготовить соломку к работе, подобрать необходимые цвета соломки;
-подготовить основу для панно;
-подготовить необходимые инструменты и клей к работе.
2. Исторические сведения.
2.1. Исторические сведения о здании «Центра дополнительного образования для детей».
На территории Увельского района в начале пятидесятых годов начал развиваться крупный промышленный комплекс, быстро наращивая мощности строящейся ГРЭС. Для того чтобы взрастить своих специалистов в области энергетики, было решено построить учебное заведение – Энерготехникум. В 1953 году в Южноуральске было построено двухэтажное здание общей площадью 945,5 м. кв. В связи с переездом Южноуральского Энерготехникума в новое здание, Минэнерго СССР передал в распоряжение ГОРОНО старое здание техникума, где в 1972 году был открыт Дом Пионеров, а в 1973 году – станция «Юных техников». Возглавляли Дом Пионеров – Устроев Н. Е., Дробышевская Н. М., Архипова И. А., Веселова Н. И., Филатова Н. М., Красногорцева В. В., Алексеева Н. Ф., а Станциию «Юных техников» - Борков В.А., Пелевин В. А., Спиридонов Н. Н., Фарунин В. И.
В Доме Пионеров было создано много детских творческих обьединений:
-художественно-эстетическая студия;
-спортивно-технический клуб;
-школа народных ремесел;
-научное общество учащихся;
-общественное детское экологическое объединение «Росток»;
-общественные детские объединения ЮИД и ЮДПД;
-лагерь дневного пребывания детей;
-трудовое объединение старшеклассников.
В течение 37 лет Дом пионеров, затем - Центр творчества учащихся, а сейчас, - Центр дополнительного образования для детей, возглавляли замечательные люди – люди творческие - энтузиасты своего дела, заложившие основу образовательного процесса, развившие воспитательные и творческие традиции. Настоящими ребячьими комиссарами, заводилами интересных начинаний были педагоги-организаторы: Иванова С. Г., Царькова О. М., Устроева Е. А., Попова Н. П.
В свое время здесь трудились замечательные педагоги, чье мастерство и любовь к детям способствовали творческим достижениям их воспитанников на городском, областном, региональном, российском и международном уровнях.
2.2. История аппликации соломкой.
Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Эти техники применялись для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева, кости, перламутра, металла. Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой (рис.1.) Кроме блеска и золотистого цвета, соломка имеет другое замечательное свойство: выклеенный из нее рисунок, в зависимости от изменения угла зрения переливается словно перламутровый. Тонкую соломенную ленту, почти не выдававшую свою толщину, достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой.
Изучая историю аппликации соломкой, я узнала, что самые старые изделия, украшенные аппликацией соломкой и хранящиеся в музеях, относятся к 18 – началу 19 веков. Сельские жители стремились украсить свой быт декоративными изделиями. Мастера создавали свои произведения искусств и параллельно придумывали собственные технологии их изготовления.
Во времена своего возникновения и развития аппликация соломкой применялась для украшения двух родов изделий: из дерева - мебель, небольшие деревянные бытовые вещи, и из ткани - настенные ковры. Разное качество и размеры декорируемых поверхностей привели к образованию двух направлений в аппликации соломкой: аппликации геометрическими элементами и аппликации криволинейными элементами. Растительными узорами и орнаментами из геометрических элементов, украшали деревянные сундучки, рамочки, пасхальные яйца, детские игрушки. Народные мастера, чтобы придать своим изделиям больше нарядности и праздничности использовали подкрашенную в яркие цвета соломку. Украшенные аппликацией деревянные поверхности покрывали лаком, для увеличения цветового контраста между узором из соломки и темным фоном, а так же для закрепления соломки на поверхности. Как всякие народные ремесла аппликация соломкой постепенно приходила в упадок. Возрождение этого ремесла и его развитие началось на Жлобинской фабрике инкрустации, открытой в 1961 году. В 1960-70-е годы это вид искусства начал развиваться особенно интенсивно. Настенные ковры, украшенные криволинейной аппликацией, встречались в интерьерах деревенских домов еще в 1970-е годы. В настоящее время их можно увидеть только на выставках народного творчества и в музеях. Продолжением традиции изготовления настенных ковров, украшенных аппликацией из соломки, стали декоративные панно. На них искусными руками современных мастеров и художников выложены из соломки композиции в виде роскошных букетов цветов, животных, птиц. Основной закон, декларируемый традиционными школами и их последователями, заключается в том, что хотя в ряде случаев элементы изображения могут быть более или менее натуралистичными, но при этом они не должны копировать природные формы, так как излишняя детализация и натурализм мешают проявлять декоративные качества материала, могут свести всю работу к подражательству. Декоративное искусство должно нести образные ассоциации.
Современная аппликация соломкой обогащается новыми технологиями и техниками, согласующимися с взглядами современного человека, его мировоззрением. Работы современных мастеров и художников отличаются от работ народных мастеров. В своих работах авторы ищут новые декоративные приемы, сочетая соломенную ленту с объемным плетением из соломки, со стеклом, текстилем, керамикой.
Так, одним из современных мастеров А. Юлдашевым были разработаны новые методы и техника создания художественных произведений из соломы. Он разработал совершенно новое направление при создании изделий из соломки, отличающееся оригинальным стилем и эксклюзивной авторской техникой исполнения. Оно отличается от всех, до сих пор известных приемов создания художественных произведений и изделий декоративно-прикладного искусства из соломки. Авторское название стиля и техники исполнения - "Узбекская соломка» (рис. 2, 3). Эти изделия отличаются полной художественной достоверностью. В них присутствуют все элементы живописи и графики. Достигается это благодаря росписи, собранной из отдельных элементов композиции методом выжигания. Здесь выжигательный прибор играет ту же роль, что и карандаш или перо с тушью в произведениях графики и кисть в живописных работах. Впервые применяется также многослойная композиция, при которой отдельные элементы располагаются в разных уровнях - один над другим. Это придает композиции скульптурную объемность. Такая техника не применялась до сих пор ни в одной школе соломки.
А вот еще одна из новых технологий изготовления аппликации соломкой - это соединение техники выжигания и инкрустации соломкой (рис.4 и 5). Наряды, нимбы, орнаменты и общий фон - изготовлены аппликацией соломкой, а лики, руки, элементы одежды святых - это выжигание по дереву. Ранее считалось, что автором такой технологии является черниговский мастер Николай Дорошенко, но по ходу дальнейшего изучения истории данного творчества, выясняется, что подобные изображения можно увидеть в иконостасе Елецкого Свято-Успенского монастыря. Очевидно, что соломенная живопись была известна нашим далеким предкам.
Изучив историю и посетив выставки народно- прикладного творчества, я узнала новые приемы в аппликации соломкой и постаралась применить их в своем произведении. Так, для изображения архитектурного сооружения в своей работе я применила многослойную композицию и насыпную аппликацию соломенной стружкой – «бисером».
3. Выполнение работы.
Для работы в аппликации с соломкой не требуется, каких – либо особых инструментов и специально оборудованного места. Работать лучше всего сидя за столом, на котором разложены солома, «соломенная» бумага и все необходимые принадлежности. Нужно расположиться так, чтобы свет падал на стол с левой стороны.
3.1. Инструменты и оборудование.
Во время работы потребуются ножницы, нож с коротким, заточенным под угол лезвием, пинцет, угольник, клей ПВА или «Момент», пресс (могут быть использованы любые тяжелые предметы) для выравнивания плоскостных готовых изделий; ДВП, которая взята за основу панно; калька, бумага, стекло (для фиксации аппликации на фоне и защиты ее от внешних воздействий), рамка (для эстетического оформления готовой работы); утюг и гладильная доска (для разглаживания соломы); карандаш, ручка, морилка, лак, краски, кисти, емкость (для замачивания соломки).
3.2. Материал для аппликации.
В аппликации я использую соломку разнообразных злаков (рис.6.), каждый из которых имеет свои особенности. Рожь — злак, обладающий длинным стеблем с двумя длинными коленами и тремя-четырьмя короткими. Благодаря значительной длине первого и второго колена, которая может достигать 40—50 см, соломка ржи хороша для плетения. Если ее применять в аппликации, то из-за излишней жесткости требуется удалять луб. Пшеница - злак широко используется для плетения и аппликации мастерами. Длина стеблей короче, чем у ржи.
Овес имеет очень мягкую и пластичную соломку с красивыми оттенками. В аппликации особенно красива ячменная солома, она отличается более тонкой структурой, нежными оттенками светло-желтого тона и блестящей поверхностью декоративного слоя. Она тонкая и мягкая, хорошо поддается обработке. Сочетание соломы разных злаков в одной композиции дополняет ее новыми декоративными качествами. Моя работа выполнена в основном из пшеничной соломки.
3.3. Заготовка сырья.
Прежде чем приступить к заготовке сырья, нужно выделить по пунктам требования, предъявляемые к качеству, материала: окрашенность, эластичность, длина соломки, сортность.
Для того, чтобы получить максимальное число оттенков сломки, заготовку злаков проводят в несколько этапов. Первый сбор производят от момента цветения (солома имеет седовато-зеленый оттенок стебля), затем в фазу восковой спелости (несколько раз с промежутками в 5-6 дней), когда злаки только начинают созревать и стебли еще наполовину зеленые, собранная соломка в этот период роста растений получается наиболее эластичной и светлой, почти белой. Второй сбор проводят, когда злак созрел, в фазу полной спелости. Стебель растения в этот период совсем пожелтел, а зерно готово к уборке урожая.
Такая поэтапная заготовка позволит обогатить палитру будущих произведений натуральными оттенками и полутонами. Завершить заготовку лучше за полторы - две недели до уборки: к этому времени стебли становятся грубыми и цвет их приобретает грязно-серый оттенок, что снижает декоративные качества материала.
Сжинают все злаки вручную серпом или срезают ножницами. Стебель не должен быть перетертым или переломленным. Срезанные стебли раскладывают тонким слоем и высушивают. Высушенная на солнце солома приобретает чистый золотистый цвет; если сушить солому в затемненном проветриваемом помещении, она сохранит цветовые оттенки стеблей.
Убирают злаки в конце июля - начале августа. Стебли аккуратно складывают и связывают в снопы.
В аппликации используются разные участки стебля. Для аппликации не так важна длина соломки, главное, чтобы соломины имели равный по всей длине диаметр. Желательно также использовать соломку с тонкими стенками: из нее получается качественная соломенная лента.
Чтобы подготовить материал к работе, стебли разрезают на отрезки, между узлами. Ножницами отсекают нижнюю, наиболее толстую часть стебля до коленца. Затем отрезают само коленце и одновременно снимают листья, которые скреплены с ними. Разрезанные и очищенные от листьев соломины сортируют по толщине и длине, складывают в коробки, удобные для хранения.
4.Технология выполнения практической части проекта.
4.1. Подготовка эскиза.
Изображение архитектурных сооружений ближе к графике, чем к живописи, поэтому необходимо знать законы построения перспективы и основы зодчества, точно изображать детали зданий. Совершенно необходимо соблюдать сочетание света и теней на частях здания, иначе оно получится плоским.
Для основы панно я взяла ДВП, которую покрыла вододисперсной морилкой (придала ей темный фон).
Сооружение в моем проекте многоплановое, с множеством деталей, украшений, а значит, самый приемлемый способ выполнять по деталям.
При разработке декоративной композиции здания необходимо проанализировать общую геометрию здания, его силуэт. Выделить основные объемы и их форму. Продумать, как будут выполняться настилы стен и крыш. Возможно, придется разработать новые приемы настила соломки, которые бы передали красоту фактуры и ритм крыши, стен и т. д. Все эти нюансы работы над композицией должны учитываться при ее детальной разработке.
Перейдя к декору здания необходимо определить места его наибольшей концентрации, это могут быть зоны расположения окон, дверей, фронтонов крыш и т. д. Декор буду выполнять по минимуму.
Итак, для этого мне необходима фотография здания, с помощью которой делаю ксерокопию. Заготавливаю 2 экземпляра рисунка, один разрезаю на детали, каждую из которых буду оклеивать соломкой соответствующего оттенка, а затем детали тщательно собирать на первом экземпляре (контрольном эскизе). Но прежде мне необходимо приготовить соломку к работе.
Для работы мне нужны соломенные ленты различных оттенков: белая, более светлая соломка – для изготовления верхней части здания, колон. В этом случае отбеливаю соломины. Кипячу 30 минут в растворе пергидроля (на 3 литра воды – 18 таблеток пергидроля), затем тщательно промываю в проточной воде и подсушиваю.
Коричневый цвет соломки потребуется для изготовления нижней части здания, стволов деревьев. Такой цвет можно получить методом тепловой обработки соломки, то есть помещаю соломку в нагретый до определенной температуры духовой шкаф на 5 -10 минут.
Серый цвет соломки понадобится для изготовления деталей крыши и ступеней. Серый цвет соломки можно получить, используя для покраски марганец. Но мне не пришлось соломку окрашивать в серый цвет. Я подобрала соломку с природным серым оттенком.
После приготовления цветовой гаммы соломки приступаю к изготовлению соломенных лент.
Для того, чтобы соломины получились эластичными и податливыми, их необходимо замочить или распарить. Для этого пучки соломы погружаю в емкость с водой на 1 час.
4.2. Приготовление соломенных лент.
После распаривания соломины разрезаю кончиком ножа-резака вдоль волокон (рис.7). Расправляю соломины на хлопчатобумажной ткани, проглаживаю утюгом с двух сторон, до полного высыхания. Соломенные ленты нужных тонов готовы. Приступаю к работе над заранее приготовленным эскизом.
4.3. Работа с рабочим эскизом.
Соломенными лентами заклеиваю детали эскиза в соответствии с выбранным направлением волокон соломенных лент и цвета. Так детали стены верхней части здания заклеиваю белой, светлой соломкой. Детали нижней части здания заклеиваю коричневой соломенной лентой. Детали крыши и ступеней – в серый цвет. Декоративную часть здания заклеиваю соломкой белого цвета для выразительного эффекта, колонны делю из соломки тростника. Когда все детали эскиза готовы приступаю к «сборке» здания, то есть, детали тщательно собираю на первом контрольном эскизе, обязательно строго соблюдая горизонтальность и вертикальность линий, для чего все углы здания клею под угольник. Сборку проделываю на подкладке – это неширокие полосы, изготовлены из кальки. После сборки изделие просушиваю под прессом.
Собранное здание переношу на основу, которая изготовлена из листа ДВП и покрашена морилкой коричневого цвета. Карандашом делаю пометки места положения здания и приступаю к изготовлению элементов забора и стволов деревьев.
Элементы стен забора заклеиваю светлой соломенной лентой, тени подрисовываю паяльником.
Собираю композицию на основе: наклеиваю в центре композиции здание, а затем по обе стороны здания – стены забора и стволы деревьев. Получилось композиция заднего плана. Далее – изготавливаю памятник Н.К. Крупской, предварительно переведя его на кальку с контрольного эскиза. Просушив деталь, приклеиваю на установленное место, в соответствии с контрольным эскизом.
После чего используя правила перспективы, карандашом наношу штрихи – место расположения клумб. Непосредственно на основе оклеиваю границы клумб. Затем посыпаю их соломенным «бисером» (крошкой), которая готовится методом частой стрижки соломенных трубочек, «бисером также посыпаю крону дерева, имитирую листву.
После просушки под прессом панно лакирую в несколько приемов. Это делается для того, чтобы придать работе выразительность и долговечность (лак предохраняет от влаги).
5. Заключение.
Итак, я выполнила поставленные задачи:
собрала необходимую литературу по истории возникновения и развития аппликации соломкой. В ходе изучения этого вопроса я многое узнала интересных фактов, особенно о современной аппликации соломкой и о современных мастерах.
Нашла исторические сведения о здании Центра дополнительного образования для детей. При наведении этой справки у меня были небольшие затруднения, так как проект, по которому было построено это здание, мне не удалось найти. Он был затерян в архитектурном отделе Южноуральской ГРЭС еще в прошлом веке. Но, несмотря на это, мне удалось собрать небольшой материал по истории этого сооружения.
В ходе практической части проекта я изобразила архитектурное сооружение – здание Центра дополнительного образования для детей - в технике аппликации соломкой. При этом закрепила свои знания и навыки по технологии аппликации, познакомилась с правилами перспективы и применила современные технологии аппликации.
Считаю, что мне удалось показать красоту экологически чистого декоративного материала, так как геометрия силуэтов зданий и их отдельных элементов удивительно точно сочетается с линейной фактурой соломенных лент. Декоративные качества соломки позволяют иначе увидеть их красоту. Изображения, переданные декоративными средствами соломенной инкрустации, не копируют реальные объекты, в точности стараясь передать их формы. Основанные на реальных пропорциях, ритмах, пластике, они становятся декоративными объектами, приобретают собственную неповторимую красоту. Моей задачей было показать красоту реального объекта и комплекс художественных и технологических приемов, которыми я владею.
Силуэты, свет и тени, плоскости стен, кровля крыш, окружающие пейзажи, взятые из реального мира, предстают совершенно иными — в образе декоративного объекта. Цветовые нюансы подобранных соломенных лент не моделируют объем, они показывают красоту затененных участков в сравнении с освещенными, красоту ритмичного расположения окон и ветвей деревьев.
Вывод.
Я уверена, что истинно художественные произведения, выполненные с использованием традиционных и современных технологий аппликации соломкой, всегда будут пользоваться неизменным успехом.
Вложение | Размер |
---|---|
первая часть презентации | 160.51 КБ |
вторая часть призентации | 2.72 МБ |
третья часть презинтации | 1.53 МБ |
Слайд 1
Исследовательская работа: «Соломенное преображение»Слайд 2
Тему своей исследовательской работы я выбрала не случайно. Дело в том, что с учреждением, которое располагается в этом здании, у меня связаны самые лучшие воспоминания моего детства. Именно здесь я научилась с пользой проводить своё свободное время благодаря замечательным педагогам-мастерам своего дела, именно здесь выбрала себе занятие по душе – работу с изумительно красивым, экологически чистым природным материалом– соломкой, которая завораживает своим блеском, игрой света. Изделия из соломки красивы, изящны, обладают положительной энергетикой и благотворно влияют на самочувствие человека. Кроме того, это здание по своей архитектуре является уникальным в нашем городе и на фоне серых однообразных пятиэтажек выглядит по-особенному празднично и торжественно. Поэтому целью моей работы стало- изображение архитектурного сооружения способом аппликации соломкой с использованием современных технологий. Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи : -изучить историю развития художественно– прикладного творчества – аппликации соломкой; -выбрать объект (здание), которое я буду изображать с помощью аппликации соломкой; - навести историческую справку о выбранном сооружении; -подготовить инструменты и материалы к работе; -приготовить контрольный и рабочий эскизы; -подобрать основу и фон для панно.
Слайд 3
Кроме того, это здание по своей архитектуре является уникальным в нашем городе и на фоне серых однообразных пятиэтажек выглядит по-особенному празднично и торжественно. Поэтому целью моей работы стало изображение архитектурного сооружения способом аппликации соломкой с использованием современных технологий. Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи : -изучить историю развития художественно– прикладного творчества – аппликации соломкой; -выбрать объект (здание), которое я буду изображать с помощью аппликации соломкой; - навести историческую справку о выбранном сооружении; -подготовить инструменты и материалы к работе; -приготовить контрольный и рабочий эскизы; -подобрать основу и фон для панно. Поставленные задачи нужно было решать - путём изучения специальной литературы по художественно-прикладному творчеству, - путём работы с архивными материалами (документы, фотографии), - путём работы с материалами городского краеведческого музея и городского отдела архитектуры.
Слайд 4
История развития аппликации соломкой Изучая специальную литературу по декоративно-прикладному искусству, я узнала о том, что свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Эти техники применялись для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева, кости, перламутра, металла. Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Кроме блеска и золотистого цвета, соломка имеет другое замечательное свойство: выклеенный из нее рисунок, в зависимости от изменения угла зрения, переливается словно перламутровый. Тонкую соломенную ленту, почти не выдававшую свою толщину, достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой. Как всякие народные ремесла, аппликация соломкой постепенно приходила в упадок. Возрождение этого ремесла и его развитие началось на Жлобинской фабрике инкрустации, открытой в 1961 году. В 1960-70-е годы это вид искусства начал развиваться особенно интенсивно. Настенные ковры, украшенные криволинейной аппликацией, встречались в интерьерах деревенских домов еще в 1970-е годы. В настоящее время их можно увидеть только на выставках народного творчества и в музеях. Продолжением традиции изготовления настенных ковров, украшенных аппликацией из соломки, стали декоративные панно. Современная аппликация соломкой обогащается новыми технологиями и техниками, согласующимися со взглядами современного человека, его мировоззрением. Работы современных мастеров и художников отличаются от работ народных мастеров, так как авторы ищут новые декоративные приемы, сочетая соломенную ленту с объемным плетением из соломки, со стеклом, текстилем, керамикой. Так, один из современных мастеров А. Юлдашев разработал совершенно новое направление в создании изделий из соломки, которые отличаются полной художественной достоверностью.
Слайд 5
В них присутствуют все элементы живописи и графики. Достигается это благодаря росписи, собранной из отдельных элементов композиции методом выжигания. Здесь выжигательный прибор играет ту же роль, что и карандаш или перо с тушью в произведениях графики и кисть в живописных работах. Впервые применяется также многослойная композиция, при которой отдельные элементы располагаются в разных уровнях - один над другим. Это придает композиции скульптурную объемность. А вот еще одна из новых технологий изготовления аппликации соломкой - это соединение техники выжигания и инкрустации соломкой. Наряды, нимбы, орнаменты и общий фон - изготовлены аппликацией соломкой, а лики, руки, элементы одежды святых - это выжигание по дереву
Слайд 6
Изучив историю аппликации соломкой и посетив выставки народно- прикладного творчества, я познакомилась с новыми приемами в технологии и постаралась применить их в своем произведении. Так, для изображения архитектурного сооружения в своей работе я решила применить многослойную композицию и насыпную аппликацию соломенной стружкой – «бисером».
Слайд 1
Исторические сведения о здании «Центра дополнительного образования для детей» Работая с архивными материалами, я выяснила, что на территории Увельского района в начале пятидесятых годов начал развиваться крупный промышленный комплекс, быстро наращивая мощности строящейся ГРЭС. Для того чтобы взрастить своих специалистов в области энергетики, было решено построить учебное заведение – Энерготехникум. В 1953 году в Южноуральске было построено двухэтажное здание общей площадью 945,5 м. кв. В связи с переездом Южноуральского Энерготехникума в новое здание, Минэнерго СССР передал в распоряжение ГОРОНО старое здание техникума, где в 1972 году был открыт Дом Пионеров, а в 1973 году – станция «Юных техников».Слайд 2
В Доме Пионеров было создано много детских творческих объединений На первом этаже располагались судомодельный, автомодельный, радиотехнический кружки и картинги. На втором этаже были эколого-натуралистический, танцевальный, вокальный кружки. Там же находились фото-студия, музей истории народного образования, духовой оркестр, восточные единоборства. Возглавляли Дом Пионеров – Устроев Н. Е., Дробышевская Н. М., Архипова И. А., Веселова Н. И., Филатова Н. М., Красногорцева В. В., Алексеева Н. Ф., а Станциию «Юных техников» - Борков В.А., Пелевин В. А., Спиридонов Н. Н., Фарунин В. И.
Слайд 3
В течение 37 лет Дом пионеров, затем - Центр творчества учащихся, а сейчас, - Центр дополнительного образования для детей, возглавляли и возглавляют замечательные люди –творческие - энтузиасты своего дела, заложившие основу образовательного процесса, развившие и развивающие воспитательные и творческие традиции. В наше время дом пионеров переименован в Центр дополнительного образования для детей и в нем так же звонко звучат голоса детей, и здесь тепло всегда их встречают замечательные педагоги – мастера своего дела. В Центре дополнительного образования для детей имеется много детских творческих объединений: -художественно-эстетическая студия; -спортивно-технический клуб; -школа народных ремесел; -научное общество учащихся; -общественное детское экологическое объединение «Росток»; -общественные детские объединения ЮИД и ЮДПД; -лагерь дневного пребывания детей; -трудовое объединение старшеклассников.
Слайд 4
школа народных ремесел
Слайд 5
общественное детское экологическое объединение «Росток»; художественно-эстетическая студия общественные детские объединения ЮИД и ЮДПД студия - вокала
Слайд 1
спортивно-технические объединенияСлайд 2
Выполнение работы В аппликации я использую соломку разнообразных злаков, каждый из которых имеет свои особенности. Рожь – применяя ее в аппликации, нужно удалять луб, из-за излишней жесткости стебля. Овес имеет очень мягкую и пластичную соломку с красивыми оттенками. Ячменная солома отличается более тонкой структурой, нежными оттенками светло-желтого тона и блестящей поверхностью декоративного слоя. Она тонкая и мягкая, хорошо поддается обработке. Пшеничная соломка уступает по жесткости лишь ржи. Сочетание соломы разных злаков в одной композиции дополняет ее новыми декоративными качествами.
Слайд 3
Подготовка соломки к работе Удалить узлы - места соединения колен (так называют полые стержни, которые и нужны в основном для работы). Узелки отрезают ножницами или острым резачком. Расщепить каждую соломинку с помощью остроконечных ножниц или с помощью резака. Прогладить каждую соломинку горячим утюгом.
Слайд 4
Материалы и оборудование: соломка, клей ПВА, клей “Момент”, кисточки для клея и для покраски основы, ножницы, электрический утюг, ДВП, морилка.
Слайд 5
Выполнение практической части проекта Сооружение в моем проекте многоплановое, с множеством деталей, украшений, а, значит, самый приемлемый способ выполнять по деталям. При разработке декоративной композиции здания необходимо проанализировать общую геометрию здания, его силуэт. Выделить основные объемы и их форму. Продумать, как будут выполняться настилы стен и крыш. Перейдя к декору здания, необходимо определить места его наибольшей концентрации, это могут быть зоны расположения окон, дверей, фронтонов крыш и т. д. Декор буду выполнять по минимуму. Для этого мне необходима фотография здания, с которой делаю ксерокопию. Заготавливаю 2 экземпляра рисунка, один разрезаю на детали, каждую из которых буду оклеивать соломкой соответствующего оттенка.
Слайд 6
Для работы мне нужны соломенные ленты различных оттенков: белая, более светлая соломка – для изготовления верхней части здания, колонн. Коричневый цвет соломки потребуется для изготовления нижней части здания, стволов деревьев. После подготовки соломки соответствующей цветовой гаммы приступаю к изготовлению соломенных лент. Работа с рабочим эскизом Соломенными лентами заклеиваю детали эскиза в соответствии с выбранным направлением волокон соломенных лент и цвета. Так детали стены верхней части здания заклеиваю белой, светлой соломкой. Детали нижней части здания заклеиваю коричневой соломенной лентой. Детали крыши и ступеней – в серый цвет. Декоративную часть здания заклеиваю соломкой белого цвета для выразительного эффекта, колонны делаю из соломки тростника
Слайд 7
заклеенные детали эскиза просушиваю и вырезаю . Когда все детали эскиза готовы приступаю к «сборке» здания, то есть, детали тщательно собираю на первом контрольном эскизе, обязательно строго соблюдая горизонтальность и вертикальность линий, для чего все углы здания клею под угольник. Сборку проделываю на подкладке – это неширокие полосы, изготовлены из кальки. После сборки изделие просушиваю под прессом.
Слайд 8
Собранное здание переношу на основу, которая изготовлена из листа ДВП и покрашена морилкой коричневого цвета. Карандашом делаю пометки места положения здания и приступаю к изготовлению элементов забора и стволов деревьев… Собираю полную композицию на основе. После чего, используя правила перспективы, карандашом наношу штрихи – место расположения клумб. Непосредственно на основе оклеиваю границы клумб. Затем посыпаю их соломенным «бисером» (крошкой), которая готовится методом частой стрижки соломенных трубочек, «бисером» также посыпаю крону дерева, имитирую листву. После просушки под прессом панно лакирую в несколько приемов. Это делается для того, чтобы придать работе выразительность и долговечность (лак предохраняет от влаги).
Слайд 9
Заключение. Считаю, что мне удалось показать красоту экологически чистого декоративного материала, так как геометрия силуэтов зданий и их отдельных элементов удивительно точно сочетается с линейной фактурой соломенных лент. Декоративные качества соломки позволяют иначе увидеть красоту. Изображения, переданные декоративными средствами соломенной инкрустации, не копируют реальные объекты, в точности стараясь передать их формы. Основанные на реальных пропорциях, ритмах, пластике, они становятся декоративными объектами, приобретают собственную неповторимую красоту. Моей задачей было показать красоту реального объекта и комплекс художественных и технологических приемов, которыми я владею.
Слайд 10
Вывод. Я уверена, что истинно художественные произведения, выполненные с использованием традиционных и современных технологий аппликации соломкой, всегда будут пользоваться неизменным успехом. Доклад закончен. Благодарю за внимание
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Как Снегурочке раскатать тесто?
За еду птицы готовы собирать мусор
Валентин Берестов. Аист и соловей