В работе иследуется история появления этого стиля в современной моде
Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» Детская областная общественная организация «Научное общество учащихся «Поиск»
МОУ «Горьковская средняя общеобразовательная школа №2»
«Русский стиль в одежде»
Научно-практическая работа
Секция: изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Выполнила:
Ученица 7кл.
Корякина Кристина Васильевна
Руководитель:
Кузнецова Татьяна Владимировна
учитель технологии
Омск-2012
Оглавление
Введение …………………………………………………………….….3
1.Одежда и украшения древнерусских женщин ……………………..4
2.Русский стиль …………………………………………………….......9
2.1.Мода на русское ……………………………………………………9
2.2.Русское влияние. …………………………………………………..11
2.3.Русское в СССР ……………………………………………………12
2.4.Русское и Европейские бренды ………………………………......13
3.Социалогическое исследование …………………………………....14
4.Разработка авторской модели ……………………………………....15
5.Разработка технологического процесса изготовления …………....16
6.Вывод …………………………………………………………...........17
7.Список литературы ………………………………………………......18
Приложения …………………………………………………................19
Введение
Как и многие девушки, я интересуюсь модой, пытаюсь найти свой стиль в одежде. Читая информацию на эту тему в журналах мод или интернете, я обратила внимание на то, что фольклорный стиль, а именно русский стиль необычайно популярен в мире высокой моды. На подиумах можно увидеть модели в характерных для русского народа одеждах. Это косоворотки, сарафаны, рубахи, кушаки, платки с кистями, красные сапоги, валенки, соболиные шапки, полушубки, дублёнки и т.д. Популярны народные принты и расцветки в одежде. Глядя на всё это торжество русского духа, я решила смастерить наряд в русском стиле.
Цель работы: создать модель одежды в русском стиле.
Задачи:
1.Исследовать, как одевались древнерусские женщины.
2.Выявить этапы становления русского стиля и его характерные черты.
3.Разработать модель и технологический процесс изготовления изделия в русском стиле.
Методы:
1.Изучение и анализ научной литературы.
2. Социологический опрос.
3. Практическая работа.
1.Одежда и украшения древнерусских женщин
Уже в древнейший период (X-XIII вв.) в костюме русских женщин имело место разделение на нижнюю (нательную) одежду и верхнее платье. Нательная одежда – «срачица» («сорочица», сорочка). Испокон веков она делалась из тонкой льняной ткани: «Взем льну учинить ми срачицу, порты и полотенцо...» В древнерусском языке существовало два термина для обозначения льняной ткани: «хласт», «холст», «тълстины», означавшие небеленую ткань, и «бель», «платно» - выбеленное полотно.
Женская нижняя одежда кроилась длинной и имела рукава, намного превышавшие длину руки. На запястьях они поддерживались «наручами» - обручами, браслетами. Разнообразные пояса были одним из древнейших элементов костюма, украшением и в то же время «оберегом», преграждавшим дорогу «нечистой силе».
Те же части нижних «руб», которые могли быть видны, украшались: в ХIV в. у наиболее знатных «дам» - «жемчугом и дробницами» (мелкими металлическими пластинками в виде блесток, лапок или листочков); у представительниц социальных низов – льняным плетеным «ажуром». Полотно для сорочек изготовляли сами женщины. В XIV-XV веках сорочка знатных женщин делалась из шелка, стала «шиденной» (от немецкого SEIDE – шелк) и
часто красной, но такие «срачицы» были праздничными и надевались редко.
Костюм древнерусских женщин различных классов был одинаковым по крою, но различным по использованным тканям и одежда женщин феодальной знати имела больше предметов и деталей в каждом виде одежды.
У древнерусских женщин нижняя сорочица дополнялась набедренной одеждой – «поневой» или «понявой». Поверх поневы по талии мог завязываться шерстяной вязаный пояс. Поневы могли быть суконными или шерстяными – из «волны», т.е. шерстяной пряжи, из «пестряди» (разноцветная шерстяная ткань).
«Власяница» - грубая шерстяная ткань. Монахини надевали ее на голое тело – это была форма самоистязания. Из власяницы шили кафтаны, которые были в то время мужской и женской одеждой. Верхняя одежда состоятельных горожанок могла шиться и из привозных х/б тканей.
Верхняя одежда знатных княгинь и боярынь в X-XIII вв. шилась из восточных вышитых шелков («паволок») или плотной ворсистой ткани с золотой или серебряной нитью. Знатные женщины носили «хилу» (халат) – верхнюю шелковую одежду.
Верхняя одежда была просторной и длинной, состояла из прямого, чаще всего подпоясанного платья, дополненного распашным одеянием (типа накидки или плаща), ворот, подол и стык которого были отделаны каймой. Праздничные платья знатных женщин могли декорироваться круглым отложным воротником. Свободные одежды знатных древнерусских женщин – «хитоны», подпоясанные платья – «далматики», распашные ризы – «мантии».1
Характерные узоры вышивок – круги («диски») и месяцеобразные «лунницы», мотивы «плетенки», сердцевидные фигуры под полуокруглыми арками.
Круглые воротники – «ожерелки» не пришивались, а накладывались на женские платья. Другой тип древнерусских воротников – стоячие, выполненные на жесткой основе (береста или кожа) и обтянутые шелком или другой тканью с вышивкой цветной или другой нитью.
В холодное зимнее время женщины носили меховую одежду. Более состоятельные – из горностая и соболя. В XIII в. знатные русские женщины дополняли горностаевыми шкурками опушку платьев, а наиболее состоятельные делали из них накладки по подолу одежды, доходившие по ширине до колен. Излюбленными в одежде знатных женщин были и рысьи меха. У Ярославны – героини «Слова о полку Игореве» - шубка была бобровая («…омочу бебрян рукав в Каяле реце…» - причитает она). Женщины среднего достатка носили и беличьи шубы. Шубы носились мехом только вовнутрь и первоначально ничем не покрывались (отсюда название – кожух). Но со
временем нагольная (не покрытая) меховая одежда стала покрываться тканью.
1. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта М.; Дрофа 2006
У княгини XV в. могло быть до десятка шуб. Шубы носились с большой бережностью и передавались от матери к дочери.
Одежда знатных женщин была многоцветной ярких, свежих, сочных тонов. Излюбленный цвет – красный. Красили ткани преимущественно растительными, реже животными красками.
Синий цвет – сон-трава, василек, черника.
Желтый – дрок, листья березы.
Золотисто-коричневый – шелуха лука, кора дуба, груша.
Красно-коричневый (красный – цвет «оберег») – гречишник, зверобой, кора дикой яблони, ольхи, крушины.2
Головной убор – обязательная яркая часть древнейшей женской одежды. Он имел в древнерусском костюме не только эстетический смысл – завершал одежду, но и социальный - показывал достаток семьи, а также этический – «мужатице» позорно было ходить простоволосой. Покрывание головы означало защиту самой женщины и ее близких от «злых сил». Женские волосы считались опасными, вредоносными для окружающих (особенно для мужчин). Отсюда – традиция не входить с непокрытой головой в церковь или право современной дамы сидеть в помещении в шляпе.
Головной убор соответствовал семейному и социальному положению древнерусских женщин. Характерной чертой головного убора замужней женщины было то, что он целиком закрывал волосы. Девушки нередко носили волосы распущенными ли заплетали в одну косу; макушка всегда была открыта. В свадебном ритуале смена прически и головного убора был одним из главных: девушка на глазах окружающих становилась женщиной когда на нее надевали «бабью кику» - убор замужней женщины. Девичьи головные уборы X-XIII вв. – коруна, венок, венец, венчик. Узкая полоска металла или материи охватывала лоб и скреплялась на затылке. Более сложный, более украшенный венчик назывался «коруна». Коруны чаще всего служили праздничными уборами незамужних женщин – горожанок, а сельские девушки носили
2. Каминская М.Н. История костюма М.; Легкая индустрия, 1997
девичьи венцы.
3 основные варианта венцов:
1. пластинчатый (серебряный или бронзовый)
2. налобный венец – повязка (из парчовой, шерстяной или полотняной ткани)
3. венец из металлических бляшек, нанизанных на нити или шнуры.
Девичий венец был украшением прически: нередко от венца у висков заплетались 2 косички, которые продевались в височные кольца или другой вариант – венец поддерживал волосы, уложенные в виде петли, спускавшейся перед ухом от виска. Налобный девичий венец мог быть сделан из ленты (без или с бахромой). Еще богаче украшался головной убор замужней женщины. Убрус и повой – древнейшие головные уборы, которые полностью закрывали волосы женщины, концы их спускались на спину, плечи и грудь (это полотенчатые головные уборы или головные покрывала). Позже поверх повоя надевалась корона – кокошник, или кика (зубчатая, лучевая или башеннообразная), а зимой – шапка с меховым околышем и округлой тульей. Во всех случаях часть убора надо лбом была украшена богаче. В дальнейшем передняя часть кики (чело ли очелье), украшенная жемчугом, шитьем ли драгоценными камнями, делалась съемной. Одним из украшений очелья кики и повоя был рясы – бахрома из нанизанных на нити бусин или жемчужин.
Украшения:
В X-XIII вв. распространенное женское украшение – височные кольца.
Основные виды:
Височные кольца крепились к головному убору по-разному. Кольца могли подвешиваться на лентах, ремешках, косичке, могли прикалываться к ленте, образуя цепочку. Иногда височные кольца продевались в мочку уха, как серьги.
Популярными у женщин всех сословий были бусы, прежде всего стеклянные. Другие шейные украшения (X-XIII вв.): металлические обручи – гривны. Очень ценным и дорогостоящим женским украшением привелигерованного сословия были цепи.
Неотъемлемой частью костюма женщины-горожанки Северо-запада Руси в X-XIII вв. были нагрудные и поясные привески – разнообразные по форме металлические украшения, составлявшие часть ожерелья. Большинство привесок имело и символическое значение – играло роль амулетов. Любимым украшением и горожанок, и крестьянок были также бубенчики с разнообразными разрезами. Они просуществовали вплоть до XV в., в то время как все вышеназванные украшения – только до XIII в.
Среди подвесных украшений знати известны и медальоны из золота серебра, а также застежки-фибулы из железа, меди, бронзы, серебра. Носили их либо у плеча, либо на груди (они застегивали верхнюю драпирующую одежду типа плащей и накидок). Мелкими фибулами древнерусские женщины застегивали сорочки у ворота, пристегивали к поясу амулеты и привески, а также хозяйственные предметы: ключи, кресала, ножички. Фибулами могли прикрепляться и украшения к женскому головному убору.
В XV в. плащи накидки употреблялись все реже и фибулы стали редким украшением. Зато пояс оставался непременным аксессуаром женской одежды.
Древнерусские женщины носили стеклянные браслеты; многие из них носились поверх рукава сорочки, часто по нескольку штук. Среди женских украшений особенно были распространенны в X-XV вв. перстни, они играли важную роль в свадебной обрядности.
Лапти различных плетений (косого, прямого) из лыка и бересты носили главным образом сельские жители. На одну пару женских лаптей шли 3-4 молодые липки, а носились такие лапти, даже с двойной подошвой от нескольких дней до недели. Кожаные лапти были прочней, но дороже. В городах в XII-XIV вв. делали их из кромок ткани, кусочков сукна, даже из шелковых лент. Их называли плетешками. Кожананую женскую обувь в XIII-XV вв. в городах шили из шкур лошадей, коров, коз и т.д. Поршни – обувь из сыромятной кожи. Вокруг краев «поршня» пропускались кожаные ремешки, которые стягивали обувь по ноге. 3
2. Русский стиль
2.1 Мода на русское
«Русское» влияние на европейский костюм началось в XVIII столетии. С тех пор, время от времени, оно будоражит Европу. Сначала подражали Петру I и Екатерине Великой, потом, казакам времен Наполеона, императору Николаю II, героям «Русских сезонов» Дягилева, иммигрантам из России, стилю генсека Брежнева. Каждый такой пик увлечения, как правило, связан с историческими изменениями в самой России: смена престолонаследников, войны, революция, перестройка…
Последняя волна любви к русскому стилю поднялась в 2005 году, в связи с большим наплывом потребителей фэшн - индустрии из России, и с тех пор, проявляется каждый год в коллекциях разных Домов мод. (Приложение 1) Первыми подхватили новые модные тенденции звезды Голливуда. (Приложение 2) Разумеется, для зарубежных дизайнеров, Россия – это экзотика, в их коллекциях отражено скорее впечатление от растиражированных туристических штампов: матрешки, кокошники, муфты, платки. Здесь нет и намека на глубокое исследование основ национальной русской культуры. Мы же, имея прекрасные образцы народного творчества,
3. http://www.mlsalon.ru/publikations/russian-style.html
которые щедро представлены в музеях России, к сожалению, мало интересуемся нашей историей и традицией. А ведь столетие за столетием оттачивались пропорции, декор, цветовые сочетания, ритм отделки в народном костюме крестьян разных губерний. Изумительные вышивки, в том числе, золотом и серебром, прекрасные кружева, великолепное ткачество – все это могло бы послужить прекрасной базой для развития национальной темы в моде.
Некоторые отечественные дизайнеры достаточно интересно обыгрывают это в своих коллекциях одежды, отталкиваясь именно от традиций. (Приложение 3) Другие идут по пути зарубежных модельеров, беря за источник вдохновения сувениры с арбатских ларьков.
Грустно, но у нас не принято ходить в музеи народного творчества, нет бережного отношения к культурному наследию, и постепенно мы утратили остроту восприятия красоты национального костюма и предметов быта. Мы начинаем воспринимать нашу культуру глазами иностранцев: балалайка – матрешка – шапка…
Первый, кто начал насаждать европейскую моду, в ущерб традиционной русской культуре, был Петр I. После посещения Европы он решил кардинально изменить стиль одежды всего российского дворянства и насильственным способом внедрил европейское платье. Правда, духовенству и крестьянам позволялось оставить прежнюю одежду. В дальнейшем, испытывая комплекс вины перед русским народом, именно престолонаследники старались ввести в придворную моду элементы допетровского костюма. Но поскольку они по крови не были на сто процентов русскими, то воспринимали традиционный национальный костюм тоже как экзотику и получалась лишь модная стилизация, такой исторический «от-кутюр а-ля рус». Екатерина II носила, так называемые, народные платья. Принцип тот же, что используют стилисты сейчас: за основу взят модный европейский ансамбль и введены некоторые народные элементы. (Приложение 4) В 1834 году вышел указ о ношении при дворе статс-дамам и фрейлинам платьев русского кроя.4
2.2 Русское влияние
Увлечение русской темой в Европе в XX веке началось в 1909 году, сразу после первого Дягилевского сезона. «Борис Годунов», «Весна священная», «Жар – птица» и другие спектакли на русскую тему были оформлены лучшими художниками творческого объединения «Мир искусства» Л. Бакстом, И. Билибиным, А. Бенуа, Н. Рерихом.
Французский дизайнер одежды Поль Пуаре был очарован этим великолепием, и мотивы русской народной одежды зазвучали в его новых моделях, представленных публике в 1910 – 1914 году в Париже. После поездки в Россию в 1911 году он вводит в моду украинские вышивки и казачьи сапожки. Даже своих детей он одел в рубашки-косоворотки, а жене сшил костюм, напоминающий армяк. (Приложение 5)
После революции, с притоком эмигрантов из России, любовь ко всему русскому перешла в массовый психоз. Рестораны, чайные, цыгане, самовары, косоворотки и многое другое «русское» пришло в европейский быт. Стиль 20-х годов в женской одежде, с его жесткой линией, ритмическим расположением орнамента послужило прекрасной базой для создания костюмов в славянском стиле.
И еще один элемент русского народного костюма, теперь уже неотделим от моды периода ар деко. Это головной убор, напоминающий северный кокошник. (Приложение 6) Он полюбился русским придворным дамам еще в середине XIX века после возвращения стилизованного народного платья в придворный костюм. Впоследствии, в конце XVIII столетия, когда в России возник интерес к народному творчеству, многие художники, Васнецов,
4. Каминская М.Н. История костюма М.; Легкая индустрия, 1997
Врубель, Репин, Нестеров и др., увлеклись фольклором и историей России.
Это было время русского ренессанса. Коллекция княгини М. К. Тенишевой, работы мастерских в Талашкине и Абрамцево, постройки архитекторов Ф. О. Шехтеля, А.М. Калмыкова и др., оперы и балеты «Садко», «Князь Игорь», «Жизнь за царя» - были вдохновлены любовью к родине. (Приложение 7)
Тогда и возникла повсеместная мода на костюмированные балы в русском стиле и, уже после революции, многие аристократки, уезжая в изгнание, забирали с собой маскарадные костюмы в память об оставленной Родине и былых прекрасных днях. За границей они возобновили русские балы, тогда вошел в моду головной убор «а-ля кокошник». (Приложение 8)
Очень популярны в 1920-х гг. стали платья, расписанные анилиновыми красителями в стиле русского лубка, отголосок увлечения костюмами, созданными Н. Гончаровой и М. Ларионовым для балетов Дягилева. (Приложение 9) А также были чрезвычайно модными воротники-стойки, называемые "боярскими воротниками". Редкая женщина того времени не имела пальто в «русском стиле». Кроме того, пришло повальное увлечение цыганскими - русскими шалями.5
2.3 Русское в CCCР
После революции, прекрасный художник Н. Ламанова, до этого одевавшая императорский двор, представляет новые варианты видения одежды современной советской женщины, основанные на национальном костюме. Эта коллекция разрабатывалась для известной выставки Art Decoratifs в 1925 году в Париже, где получила Золотую медаль. Европа в то время упивалась любовью ко всему русскому, и это только сыграло на руку дизайнеру, ведь в то время в России не было в продаже практически никаких тканей, наряды для этой коллекции были исполнены из рушников, мешковины, скатертей. Ей
5. Буксбаум Г. Иконы стиля.История моды 20 века.М.;Амфора, 2009
помогали скульптор Мухина и крупный специалист по украинским вышивкам Е. И. Прибыльская. (Приложение 10)
Не смотря на популярность этой коллекции на Западе, в России ей не удалось прижиться. Чиновники долго выискивали в ней недостатки, отсылали обратно «на доработки» и прекрасное начинание ни во что не вылилось.6
2.4 Русское и Европейские бренды
Но и в годы «застоя» зарубежные дизайнеры не раз возвращались к славянской теме. В период увлечения модой хиппи возник интерес к этнической одежде разных стран, в том числе и русской. Наши хиппи, за неимением других возможностей, сами шили себе костюмы, стилизованные под народные. (Приложение11)
В Европе интерес к русскому костюму возродил Ив Сен-Лоран. В представленной им “Russian Collection” были меховые шапки, сапоги, многослойные юбки и вышитые блузы. Это была коллекция непревзойденной фантазии и роскоши. Но славянской она была только в восточном избытке, богатстве фактур и отделок. По сравнению с умеренностью ар деко и мод 1930-ых, эта коллекция поражала взрывом цвета и многослойностью.
Вместе с перестройкой пришел новый виток интереса к России и всему русскому. В 1986 году Жан-Поль Готье выпускает коллекцию одежды с принтом в виде букв русского алфавита. За источник вдохновения он взял эскизы одежды Варвары Степановой и Любови Поповой. С тех пор, в коллекциях дизайнеров нет - нет, да и проскользнут легкие стилизации под русский костюм. Но настоящий бум произошел в, 2009 году, когда сразу два известных бренда «Шанель» и «Кензо» представили свои линии одежды а-ля рус. (Приложение 12)
6. Буксбаум Г. Иконы стиля.История моды 20 века.М.;Амфора, 2009
В коллекции Шанель бросается в глаза гротеск, избыточность, театральность. Даже, если не обращать внимания на шоу - антураж: кокошники, бусы, муфты, то сами фактуры тканей, дробность орнаментов и декоративность отделки говорят о том, что источником вдохновения послужили византийские царские облачения из музея Кремля. Итальянец А. Маррас, сделавший «русскую линию» для Кензо, сказал, что создал ее по мотивам русской одежды XIX века, костюмов "Русских балетов" Дягилева, а также кинофильмов на русскую тему, в частности "Доктора Живаго". Здесь мы видим павло – посадские шали, темно – земельный ситец, полоски, ритмически перекликающиеся с тесьмой русских понев и сарафанов. Из всего этого он составил красивый коллаж, который при всей его пестроте, смотрится интересно и очень по-русски. С легкой руки «Кензо» по всему миру в моду вошли русские шали. (Приложение 13) Привлекательность этих шалей состоит в том, что они по карману как голливудской «звезде», так и простой студентке. Такой платок – прекрасный аксессуар, который, как мы видим, может сделать наряднее и стильнее любой монохромый повседневный вариант одежды.
Приятно, что иностранные кутюрье проявляют интерес к нашему культурному наследию, но их стилизации очень поверхностные. Они не родились в России, не знают наших традиций, пока все самые интересные варианты трансформации народного костюма принадлежат нашим соотечественникам-В. Зайцеву, Д. Разумихиной, В. Аверьяновой. Молодые модельеры имеют возможность показать себя на традиционном конкурсе «Русский стиль» под патронажем метра российской моды В.Зайцева.
3.Социологическое исследование
По моему мнению, мое поколение мало интересуется народным искусством и не всегда готово к восприятию «славянской этники». Я убедились в этом, когда провела опрос среди старшеклассниц нашей школы, в нем участвовало 30 учениц. На вопрос «Можете ли вы перечислить основные стили в одежде?» 25 участниц ответили - да, 5 - затрудняюсь ответить. На вопрос «Можете ли вы назвать характерные черты фольклорного стиля в одежде?» 15 учениц сказали - да, 13- затрудняюсь ответить, 2- нет. На вопрос «Есть ли в вашем гардеробе одежда имеющая элементы русского стиля?» 2 участницы ответили - да, 28- нет. На вопрос «Хотели бы вы иметь в своем гардеробе одежду в русском стиле?» 3 ответили - да, 18 - затрудняюсь ответить, 9 - нет.
Я решила показать сверстникам, что стоит приглядеться к нашим национальным традициям, восхититься их красотой и гармонией.
4. Разработка авторской модели
К наиболее часто используемым дизайнерами вещам русского стиля можно отнести узорчатые платки. Платки с набивным и тканым узором из хлопка, шерсти, шелка появились в России в конце XVII века. Они заменяли и дополняли головной убор женщин всех сословий, служили украшением наряда. Рисунок с «родными» растительно-цветочными мотивами, мог быть одно- и двусторонним, а самые дорогие изделия вышивались золотой нитью. Век спустя началось промышленное производство платков. Мануфактуры Москвы, Павловского Посада, села Иваново Владимирской губернии славились своим текстилем по всей стране и за ее пределами.7 Узорчатые платки по достоинству оценили и современные дизайнеры: Доменико Дольче и Стефано Габбана, Жан-Поль Готье и другие мэтры моды.(Приложение14)
Модели этих дизайнеров вдохновили меня на создание своего авторского изделия. (Приложение15) Я придумала 3 модели, средняя часть которых будет связана крючком, а верхняя и нижняя изготовлены из узорчатого платка, и из них выбрала последнюю.
7.Герен С., Герен Ф. Твой конструктор по стилю. М.;Попурри, 2009
5. Разработка технологического процесса изготовления
Размер: 42 (Приложение 16)
Мне потребуется: 200 г пряжи «Ирис» белого цвета, платок, крючок № 1,2
Основной узор: столбики с накидом
Средняя деталь: для переда и спинки набрать цепочку из воздушных петель длиной 40 см., вязать по выкройке столбиками с накидом. По верхнему краю детали спинки вязать столбиками с накидом полотно высотой 9 см. Детали из платка: из платка выкроить две нижние прямоугольные детали 50*17 см и детали лифа с припуском на швы и подгибку. Подвернуть и заметать края. На нижних сторонах деталей лифа заложить по 2 складки глубиной по 1 см каждая.
Сборка: присоединить детали из платка к средней детали. Выполнить боковой шов средней детали. Обвязать низ изделия узором по схеме 2, а верх по схеме 3. (Приложение 17) В результате у меня получилась вот такая модель. (Приложение 18)
6. Вывод
Работая по данной теме, я расширила свои знания о том, как одевались древнерусские женщины. Познакомилась с элементами одежды создающими русский стиль. Узнала, что русский стиль не закончил своего существования в начале ХХ века, как многие другие стили одежды, которыми так же стремительно и всепоглощающе увлекались целые страны, модные тенденции его середины также были окрашены в русские орнаменты и детали. Многие из них гордо остаются властвовать на мировых подиумах и сегодня, превозносимые великими сумасшедшими от мира моды и стиля. Ив Сен Лоран, Dolce& Gabbana, Кавалли, Жан Поль Готье, Kenzo, Карл Лагерфельд и многие, многие другие не перестают и по сей день находить
вдохновение, которое может подарить только русский стиль. Определившись, с темой для своей исследовательской работы меня заинтересовал вопрос: как относятся мои сверстники к использованию русских народных традиций в одежде? Опираясь на результаты опроса, я бы дала совет: если вы желает быть на пике моды и немного отличаться от всех, то обратите внимание к традициям своего народа и его культуре. Они помогут выгодно подчеркнуть тот стиль, который уходит корнями в историю нашего мира. Русский стиль в одежде ценится во всем мире, платки и неповторимая вышивка восхищают своей самобытностью чопорных европейцев и не имеющих свою историю американцев. У нас такая бездна стильных национальных образов и моделей, что весь мир завидует и копирует нашу культуру, пытаясь хоть таким образом коснуться ее величия!
7.Список литературы
1. Буксбаум Г. Иконы стиля.История моды 20 века.М.;Амфора, 2009
2. Герен С., Герен Ф. Твой конструктор по стилю. М.;Попурри, 2009
3. Журнал «Кокетка» №107 июль, 2011
4. Каминская М.Н. История костюма М.; Легкая индустрия, 1997
5. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта М.; Дрофа 2006
Интернет ресурсы:
6. http://www.mlsalon.ru/publikations/russian-style.html
7. http://styishe.ru/2011/08/26/russkij-stil-v-odezde
Приложения
Разработка моделей.
Чертеж модели.
Схемы
Авторская модель
Научное общество учащихся «Поиск»
МОУ «Горьковская средняя общеобразовательная школа №2»
Сочетание вязания крючком с текстилем и другими видами рукоделия в современной одежде.
Трошихина Вера Cергеевна,10 класс
Руководитель —
Кузнецова Татьяна Владимировна,
учитель технологии
Горьковское-2011
Оглавление
1.Введение………………………………………………………………………..3
2.Из истории вязания крючком………………………………………….............4
3.Сочетание вязания крючком с текстилем и другими видами рукоделия……5
3.1.Вязание крючком с использованием несыпучих, натуральных
материалов………………………………………………………………………..5
3.2.Фриформ………………………………………………………………………6
3.3. Ирландское кружево………………………………………………………..7
3.4.Сочетание элементов, вязанных крючком с росписью по ткани………..10
4. Разработка оригинальной модели…………………………………………...11
5. Разработка технологического процесса изготовления……………………..12
6.Вывод…………………………………………………………………………..13
7.Список литературы……………………………………………………………14
8. Приложение…………………………………………………………………..15
1.Введение
Вязание крючком-вид рукоделия, известный во всех странах. Каждое поколение открывает для себя его привлекательность. Имея некоторый опыт в этом виде рукоделия, могу высказать свое мнение. Во-первых, вязать крючком проще, чем спицами. Для работы потребуются только нитки и крючок. Каждая петля заканчивает вязание. Если совершена ошибка, работу можно распустить до нужного места, не опасаясь, что петли «убегут». Во-вторых, вязание крючком – многогранная техника, крючком можно связать самые разнообразные изделия. В-третьих, связанная своими руками современная модель оказывается неповторимой и более доступной по цене, чем готовое изделие.
Поэтому для меня, как и для многих женщин, вязание крючком является любимым занятием. Казалось, что в этой области для меня нет « белых пятен», пока в руки не попалась книга «Модели из кожи и драпа, обвязанные крючком», которая и навела меня на мысль выявить: какие еще возможны варианты сочетания вязания крючком с другими материалами и техниками исполнения.
Цель работы: разработать модель и технологический процесс изготовления изделия в оригинальной технике.
Задачи:
1)Исследовать истоки возникновения вязания крючком
2)Выявить возможные варианты сочетания вязания крючком с текстилем и другими видами рукоделия
3)Разработать технологический процесс изготовления изделия в оригинальной технике и создать по нему изделие.
Методы:
1.Изучение и анализ научной литературы
2.Практическая работа
2.История вязания крючком.
Вязание крючком известно издавна. Изначально это было исключительно мужское ремесло, но постепенно стало типично женским занятием.
По мнению эксперта в области вязания крючком и мировой путешественницы Анни Поттер (Annie Potter) - «Современное искусство вязания крючком было разработано в 16-м веке. Оно было известно как ‘crochet lace’ во Франции и ‘chain lace’ в Англии». Она рассказывает нам, что в 1916 Волтер Эдмунд Рот (Walter Edmund Roth) посетил индейцев из Индийской Гвианы и нашел у них примеры настоящего вязания. Другой исследователь, Лиза Палудан (Lis Paludan) из Дании, ограничившая свой поиск истоков вязания крючком территорией Европы, выдвинула 3 интересные теории.
Первая: Вязание крючком зародилось в Аравии, распространилось на восток до Тибета и на запад до Испании, откуда проходили арабские торговые маршруты к другим странам средиземноморья.
Вторая: Самые первые сведения о вязании крючком пришли из Южной Америки, где первобытные племена в качестве символа половой зрелости использовали украшения, связанные крючком.
Третья: в Китае первыми известными образцами были объемные куклы, связанные крючком.
В заключении Палудан говорит, что «нет убедительных доказательств того, насколько старым является искусство вязания крючком, и откуда оно берет свое начало. Невозможно найти доказательства вязания крючком в Европе до 1800 г. Многие источники утверждают, что вязание крючком было известно еще раньше, в 1500 г. в Италии под названием “монашеская работа” (nun’s work) или “монашеские кружева” (nun’s lace), где монахини вязали церковный текстиль». В её исследовании приводятся примеры плетения кружев и что-то типа кружевной ленты, многие из которых были сохранены. Но, тем не менее “все указывает на то, что вязание крючком еще в 16 веке не было известно в Италии под каким либо именем”.
Вязание крючком отличается быстротой и возможностью создавать не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Вязание крючком применяют как для изготовления одежды целиком, так и отделочных элементов одежды или украшений. Последнее время набирает популярность вязание крючком игрушек –амигуруми.1
1.Сьюзи Джонс Вязание крючком для начинающих Издательства: АСТ, Астрель, 2008
3.Сочетание вязания крючком с текстилем и другими видами рукоделия.
3.1. Вязание крючком, с использованием несыпучих, натуральных материалов.
Для изготовления используют несыпучие натуральные материалы: драп, кожу и замшу.(Приложение 1,2) Можно взять бывшие в употреблении изделия: пальто, куртки, плащи, юбки, брюки. У многих найдутся дома такие вещи, которые вышли из моды, стали малы или просто надоели. На любимых вещах может появиться пятно или дырка на самом неподходящем месте.
Для пробивки дырочек на драпе, коже и замше используют металлический, закаленный пробойник с отверстием 2 мм.
Делают разметку дырочек на изнаночной стороне детали из драпа. (Приложение 3,4,5)
Разметку для пробивания дырочек на коже делают по лицевой стороне.
Расстояние от края детали на коже делают 0,5 см.( Приложение 6,7)
Обвязывают деталь столбиками без накида, вводя крючок в пробитые дырочки. На прямом отрезке в каждую дырочку провязывают по три столбика без накида.
При обвязке детали толстыми нитками уменьшают количество столбиков, провязанных в одну дырочку, или увеличивают расстояние между дырочками. При обвязке детали тонкими нитками увеличивают количество столбиков, провязанных в одну дырочку, или уменьшайте расстояние между дырочками.
При обвязке прямого угла на повороте вяжут 7 столбиков без накида в 1 дырочку. (Приложение 8)
При обвязке тупого угла вяжут 5 столбиков без накида в 1 дырочку. (Приложение 9)
При обвязке острого угла вяжут 9 столбиков без накида в 1 дырочку. В дырочку, находящуюся ниже угла вяжут столбики, по три с каждой стороны угла. (Приложение 10)
Сшивают между собой детали по прямой стороне. Используют ту же нить, что и для обвязки. Делают шов с лица через край, захватывая обе полупетли правого и левого полотнищ. (Приложение 11) 1
1.Ольга Литвина «Оригинальные модели из кожи и драпа, обвязанные крючком», Эксмо 2009г.
3.2. Фриформ.
Фриформ – относительно молодая, но обретающая все большую популярность техника вязания. Итак, немного теории… "Freeform", в переводе с английского языка, означает свободная форма. Фриформ – вид нерегулярного вязания, без правил и закономерностей, полная и абсолютная свобода творчества. Основательницей этого интересного направления в вязании считается Prudence Mapstone.
В России, впрочем, как и во всем мире, техника вязания freeform с каждым годом пользуется все большей популярностью. С английского языка слово Freeform переводится, как «свободная форма». Так, например, для выполнения полотна здесь можно использовать крючок, спицы, вилку или даже воплощать свою творческую идею в реальность с помощью плетения макраме. Таким образом, по количеству применяемых техник и силе эмоционального воздействия фриформ-вязание очень близко к живописи.
Техника freeform сегодня отличается очень широкой сферой применения. Искусные мастерицы используют ее для вязания шляпок, украшений, сумочек, одежды. Freeform позволяет вам проявить себя не только в роли модельера одежды и аксессуаров, но почувствовать себя настоящим дизайнером интерьеров, создавая интересные и оригинальные предметы декора, с помощью которых можно по-новому расставить акценты и полностью изменить восприятие любого помещения.
Необычная рельефность и уникальная фактура – вот, что отличает любое полотно, выполненное в технике фриформ. Такой поистине потрясающий эффект обеспечивается сочетаниями меха и кружева, лент и ракушек, бусин и бисера, а также использованием специальных элементов и рельефных узоров, которые, в свою очередь, могут быть выполнены как спицами, так и крючком. (Приложение 12,13)К тому же, техника фриформ позволяет применять вышивку. Созданное таким способом полотно может быть как ажурным, так и плотным. (Приложение 14,15)1
1. Наталья Чичикало «Фриформ. Удивительная техника вязания красивых вещей»2008 г.
3.3 Сочетание вязания крючком с ирландским кружевом.
Старинное ирландское кружево по своей красоте и сложности исполнения находится на грани виртуозного ремесла, и даже искусства. Речь пойдет о технике вязания в стиле ирландского кружева, а точнее о технике наборного кружева, которое часто называют «ирландское кружево».
Суть данной техники в том, что полотно собирается из отдельно связанных мотивов (чаще всего растительного характера), соединенных в единую композицию.
Считается, что выполнение изделия в данной технике под силу опытным вязальщицам, но я не могу с этим согласиться. Например, многие без труда смогут связать листочек или цветочек, а соединение всех элементов в полотно это только вопрос терпения.( Приложение 16,17,18). И если оно у вас есть, то надо обязательно попробовать! Надо сказать, что полученный результат всегда превосходит все затраченные усилия и ради такой красоты стоит постараться.
В ирландском кружеве существует несколько способов соединения мотивов между собой. При сборке одного изделия часто мастерицами используются разные способы.
1.Самый простой, на первый взгляд, это когда элементы привязываются один к другому в ходе работы. Нужно связать один мотив и во время вывязывания последнего ряда второго мотива присоединять его к первому. Можно связать несколько крупных мотивов и соединять их в процессе вязания более мелкого. Собрать таким образом все полотно будет довольно проблематично, ведь надо заранее «продумать» все места соединения, но этот способ сборки хорошо подходит в случае, когда собираются небольшие композиции в полотне состоящие из мелких, однородных мотивов.
Если вы не уверены в своей терпеливости и сомневаетесь в том, что довершите задуманное с мелкими мотивами, попробуйте вязать крупные мотивы.
2. Самый распространенный способ, используемый в наборном кружеве, это когда мотивы соединят при помощи сетки. Выглядит это примерно так: выкладывается композиция из мотивов, а пустоты между ними заполняются сеткой, при вязании которой именно и соединяются мотивы в полотно. Из-за того, что эти самые «пустоты» всегда неоднозначной формы, их трудно заполнять привычной регулярной сеткой: филейной сеткой или сеткой соты. Поэтому, несмотря на то, что сетка может быть самая разная, удобнее всего использовать, так называемую, нерегулярную сетку, которая вяжется произвольно в различных направлениях с неодинаковыми ячейками и которая как бы обтекает мотивы.
3. Если второй способ кажется вам слишком трудоемким, то можно поступить проще: сначала связать сетку основы, а за тем на нее по узору нашить мотивы кружева. Можно за основу взять не сетку, а, например, ажурное полотно, связанное крючком.
4. Совсем уж простой способ. В качестве основы можно использовать хлопчатобумажную тюль, на которую потом и пришивать по рисунку элементы кружева. А если элементы выполнены из тонкой нити тонким крючком, то можно использовать в качестве сетки тонкую нейлоновую тюль.( Приложение 19)
5. Кроме всего прочего мотивы можно сшивать иголкой, многие мастерицы его используют и часто в том случае, когда полотно состоит из плотно прилегающих друг к другу мотивов с минимальными просветами. В качестве сшивной нити удобно использовать предварительно оставленный (не заправленный ) кончик от мотива, естественно при этом он должен быть достаточной длинны для того, чтобы заправить в него иголку и прошить небольшой участок.
6. Соединять мотивы можно также и с помощью так называемых брид – стежков из нитей, которые затем обшиваются швом «ришелье» или сама сетка выполняется по принципу игольного кружева. (Приложение 20,21,22,23)
Мотивы ирландского вязания могут быть использованы как накладные украшения или как аппликация на ткани или трикотаже. (Приложение 24,25)
Если вязания всего изделия в технике ирландского кружева кажется вам слишком трудоемким, начните, как говориться, с малого. Отделка юбки, джемпера или платья вставками из полосок ирландского кружева сделает любую вещь неповторимой и изысканной.
Итак, с чего же начать? Важно, во-первых, со всей серьезностью отнестись к выкройке, выстроенной по всем швейным правилам со всеми полагающимися вытачками.
Если вы не профессиональный портной и сами построили выкройку и (или воспользовались предложенными выкройками из швейных журналов), то рекомендуется раскроить детали на недорогой ткани, сшить их и подогнать по своей фигуре, добившись идеального прилегания. Потом детали вновь распороть и по ним построить новые детали с уже внесенными коррективами. Поверьте, эта, может быть и непростая манипуляция, поможет вам избежать многих неприятных сюрпризов в дальнейшем, ведь корректировать связанное полотно намного сложнее. Итак, мы имеем нашу идеальную выкройку, предпочтительнее всего из плотного картона. Один из способов сборки - деталь изделия фиксируем на какой-нибудь мягкой поверхности, чтобы в нее можно было втыкать булавочки. Для этой цели можно приспособить, например, кусок доски, затем обтянуть ее поролоном и сверху тканью. Далее всю выкройку заполняем мотивами, которые частично уже могут быть собраны в отдельные композиции. Не стоит вязать сразу много мотивов (если конечно вы не повторяете какое-то изделие), лучше связать несколько и подобрать удачное их сочетание. Пожалуй, этот момент самый сложный в ирландском вязании, ибо это и есть творчество. Но зато и самый интересный. Остальные мотивы вяжутся уже в контексте задуманной идеи.
Если прикалывать мотивы на бумажную выкройку не совсем удобно, можно мотивы пришивать на ткань (на которой нанесены контуры выкройки). Можно фиксировать мотивы и с помощью скотча. Многие мастерицы крепят мотивы лицом вниз из-за того, что их так удобнее сшивать и соединять сеткой. Можно собирать полотно из небольших участков- композиций, собранных отдельно «на коленке» (в данном случае мотивы ни к чему не крепятся), и только затем соединять их в одно целое, например, спинку или полочку.
Кстати сшивать нужно как можно незаметнее - это самое основное правило. Таким образом, заполняется все пространство выкройки. При этом наверняка имеются прогалинки, незаполненные участки между мотивами, которые и заполняются сеткой. Когда одна деталь выкройки готова, приступаем к другой. Чтобы при сборке изделия в местах боковых и плечевых швов создавалось впечатление целостности кружевного полотна, а сам шов был невидимым, необходимо заранее продумывать места соединения полотен.
Надо сказать, что часто наибольшие вопросы и затруднения в процессе работы, особенно у новичков, вызывает сетка. Как уже отмечалось выше, сетка бывает «правильная», т.е. регулярная (используется в основном при обвязке графических мотивов или мотивов одинаковых размеров), и «неправильная», т.е. нерегулярная (применяется при заполнении разных по размерам, объему мотивов и сложных элементов). Нерегулярная сетка вяжется произвольно в различных направлениях, поэтому у нее нет ни лицевой, ни изнаночной стороны. (Приложение 26)
Нет однозначных приемов использования сетки. Одни мастерицы вяжут ее отдельно под мотивы, а потом пришивают ее к ним. Другие ее вывязывают непосредственно при соединении мотивов. Не бойтесь пробовать и экспериментировать. Что касается ниток, то для сетки рекомендуют использовать нить немного тоньше, чем нить, из которой связаны мотивы. Чтобы сетка не была рыхлой, вязать ее нужно потуже, а чтобы элементы не терялись на сетке и смотрелись контрастней, их можно обвязывать «рачьим шагом». В одном изделии можно применить несколько вариантов сетки, а соединять мотивы – разными способами, главное, чтобы это все смотрелось гармонично.
Помимо сетки в вязании можно использовать вязаные шнуры и тесьму, которые вяжутся нужной длинны и используются в зависимости от фантазии.
Еще одна деталь. Профессионалы рекомендуют в процессе сборки изделия мотивы, собранные в композиции, немного увлажнить и слегка отпарить (но не отглаживать!) до того, как будет собрано все полотно. Ведь если мотивы в результате этой процедуры немного сядут, Вам придется делать довязку, которая часто нарушает гармонию кружевного рисунка.1
1. Чижик Татьяна «Вязание ирландским кружевом» Феникс, 2005 г
3.4 Сочетание элементов, вязанных крючком с росписью по ткани.
1.Наносят на изделие карандашом необходимый рисунок, отмечая линии для вязаных композиций.
2. Разрисовывают изделие красками по готовому рисунку
3. Вырезают отверстия произвольной формы.
4. Обвязывают пряжей соответствующего цвета контуры отверстий крючком и заполняют пустоты крючком произвольной «сеткой» или узором. (Приложение 27,28)
4. Разработка оригинальной модели.
Мне всегда нравилось строгое сочетание черного и белого, и модели на фотографиях помогли мне определиться с цветовым сочетанием будущего изделия. Эти модели состоит из круглых элементов разного диаметра – эту идею я взяла за основу. (Приложение 25,29) Но так как перед собой я ставлю задачу, что изделие должно быть выполнено в нестандартной технике, круглые элементы буду вязать крючком в сочетании с капроновым кружевом, а готовые мотивы соединю при помощи нерегулярной сетки. Изделие будет простое по конструкции и состоять из лифа и основной части.(Приложение 30)
Для работы возьму нитки для вязания черного цвета «Ирис» и белого цвета «Лотос», белое капроновое кружево, крючок № 1,3.
Из трех вариантов я выбрала №2.
В этой модели интересно будут смотреться двойные бретели, а сзади прилегающий силуэт придаст шнуровка на лифе.
5. Разработка технологического процесса изготовления
а) Выполнить произвольное количество круглых элементов используя за основу схемы (Приложение 32). Размер каждого элемента зависит от количества выполненных рядов ( в каждом элементе количество рядов и чередование пряжи выполнять произвольно) и от ширины используемого кружева
б) Зафиксировать все элементы лицевой стороной вниз на выкройке иголочками, причем сначала разложить крупные элементы, а затем мелкими элементами или секторами элементов и нерегулярной сеткой заполнить получившиеся пространства.
в) Сшить элементы между собой в единое полотно.
г) Отделить основную деталь от выкройки, отпарить с изнаночной стороны через влажную ткань.
3.Лиф вяжется крючком. Набрать для переда 130 в.п. и вязать столбиками с накидом 13 см., спинка состоит из 2 деталей, для каждой набираем 60 в.п. и вяжем 13 см., далее вывязать бретели.
4.Подшить основную деталь к лифу, слегка припосаживая основную деталь.
Из этой же пряжи свить шнур и прошнуровать им кокетку.
В результате проведенной работы у меня получилась вот такая модель.
( Приложение 33,34)
Вывод
Работая по данной теме, я узнала, что вязание крючком остается одним из самых популярных видов рукоделия. Ведущие дизайнеры мира создают подиумные модели, сочетая приемы вязания крючком с текстильными материалами и другими видами рукоделия, что вносит новизну и оригинальность в современную одежду.
Мое изделие, созданное по собственному замыслу выглядит неповторимым, передает личное эстетическое чувство.
Нестандартный подход в проектировании изделия развивает творческую фантазию и художественный вкус, бережливость.
Полученные знания и умения пригодятся в дальнейшем, если я захочу обновить свой гардероб, или доставить радость близким, сделав подарок в виде неординарного изделия, изготовленного своими руками. В условиях рыночной экономики эти же знания и умения помогут пополнить семейный бюджет: я могу вязать изделия на продажу, а также обучать за определенную плату вязанию крючком и другим различным нестандартным приемам.
6.Список литературы
1.Джонс С. Вязание крючком для начинающих Издательства: АСТ,
Астрель, 2008 г.
2.Интернет –ресурсы:
http://www.irishcrochetlace.com/
http://www.mirvyazaniya.ru/freeform.html
http://www.mirvyazaniya.ru/irlandskoe.html
http://www.sdelaysama.com/news/friform_-_tehnika_vyazaniya/
3.Литвина О. «Оригинальные модели из кожи и драпа, обвязанные крючком», Эксмо 2009г
4.Пономаренко Л. «Старинные секреты плетения кружев», "Феникс",2001г.
5. Чичикало Н. «Фриформ. Удивительная техника вязания красивых вещей» 2008 г.
6. Чижик Т. «Вязание ирландским кружевом» Феникс, 2005 г.
Приложение
Варианты авторского изделия
Чертеж выкройки
Примерные схемы для вязания круглых мотивов основной детали
Авторская модель
Музыка космоса
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Рисуем лошадь акварелью
Хризантема и Луковица
3 загадки Солнечной системы