Творческая работа по краеведению
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vnov_zaigrali_po_rusi_velikoy.doc | 139 КБ |
proekt_vnov_zaigrali_po_rusi_velikoy.ppt | 2.23 МБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новолялинского городского округа
«Павдинская средняя общеобразовательная школа»
«…Вновь заиграли по Руси великой, молчавшие досель колокола…»
(исследовательский проект)
Выполнила: Балуева Елена,
ученица 8 класса
Руководитель: Воронцова Ю.Н.,
учитель истории,
1 кв. категория
п. Павда
2014 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………3
Глава 1: «...Вырастают храмы Божие по лицу земли родной!..»
был села красой….»……………………………………………….7
Глава 2: «…Чтобы церковь - всем на славу! Чтоб века могла стоять...»……………………………………………………………...13
Заключение…………………………………………………………..15
Список литературы ………………………………………………..17-18
Приложение………………………………………………………….19
Актуальность: Тема духовного возрождения остаётся актуальной и тесно переплетается с культурными традициями российской глубинки. Распространение христианства на Руси сопровождалось строительством храмов в каждом отдаленном уголке. У каждого храма есть своя собственная история, свои особенности. Храм на Руси был первой школой. В храмах совершается крещение новорожденных, здесь венчают новобрачных, и отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы.
Сейчас как никогда актуально обращение молодого поколения к истории, к прошлому своей малой Родины, с целью возрождения святыни, духовности, веры, нравственности. Деятельность церквей Новолялинского района была направлена к единой и благой цели – нести людям истинное значение о боге, учить добру и милосердию. Они становились сосредоточением церковной жизни и православной культуры, именно религия веками сохраняла культурно – национальные традиции, особенности многовекового жизненного уклада. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память.
В практической части нашего проекта я расскажу о созданном учащимся 11 класса характерном русском типе деревянного крестово-купального храма, который поможет передать уровень строительства, неповторимую красоту и своеобразный облик эпохи, когда в сознании русских людей понятие «собрание верующих» было неразрывно связано с понятием «Дом Божий» - благодатное место». Такое русское слово - благодать. Благо, которое дается даром.
Цель представленной работы –
1. выявить, что даже в самом отдаленном уголке российской глубинки, люди строили церкви, как символ добра и милосердия;
2. передать, на изготовленном макете деревянного крестово-купального храма, красоту и величие церковной архитектуры.
Гипотеза: могу предположить что, несмотря на агрессивное отношение советской власти к религии, все же не удалось вытравить религиозную веру из людских сердец, стереть ее из памяти, она возрождается в людских душах, реставрации разрушенных храмов, часовен и строительстве новых.
Задачи:
- провести краткий обзор православных храмов Новолялинского района;
- показать красоту и величие храмов, их историческую миссию;
- изучить значение храмов в культуре и духовном возрождении России;
- с помощью имеющихся материалов и источников сконструировать макет деревянной крестово-купольной церкви.
Объектом данного исследования: церковная архитектура
Предметом исследования : церкви Новолялинского района и их значение.
Метод исследования:
- анализ теоретических источников по данной работе;
- наблюдение;
- синтез;
- опрос
- обобщение
Ход работы:
Этапы работы | Действия |
Первый | Формулировка основополагающего вопроса |
Второй | Обсуждение плана проекта. Формулировка проблемы, гипотезы, целей исследования. Составление плана, выбор метода исследования. |
Третий | Сбор материала и его анализ. Выполнение проекта. Подготовка презентации. Подведение итогов работы над проектом. |
…Жива святая Русь, жива Россия,
Горят её, сияют купола.
От моря и до моря с новой силой
Звонят, звонят её колокола…
.Глава 1: «...Вырастают храмы Божие по лицу земли родной!..»
Бог Вездесущий присутствует везде, но в православном храме особенным образом: православный храм весь преисполнен Божественным светом, благодатью. Храм - русское слово, происходит от слов "хоромы", "храмина". Так в старину на Руси называли жилые деревянные строения приличного размера и их отдельные части. Священное место для всех крещенных и живущих в вере православной, воистину ковчег спасения для всех верующих людей.
Словарь русского языка С.И. Ожегова и «Большой толковый словарь русского языка» дают примерно одинаковые толкования слова храм: «Храм - здание для богослужения, церковь» [1]. «Храм - здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов» [2]. В «Книге о церкви» мы прочли, что храм - это дом Божий, дом молитвы. Храм — есть также образ Вселенской Церкви, ее основных принципов и устройства. В Символе веры Церковь именуется "Единой, Святой, Соборной и Апостольской". Церковь имеет всего один придел с куполом с крестом. Храм по размеру больше церкви. Над храмом может возвышаться 3, 5, 7, 11, 12, 13 куполов. В храме может быть несколько алтарей с престолом, в церкви только один. В церкви даже при наличии двух священников литургия может служиться лишь единожды. В храме при наличии нескольких священников может служиться несколько литургий в день.
Первый храм, по преданию, устроил Моисей. Он поставил шатер и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в нее. Скрижали с десятью заповедями Господь повелел хранить свято. Израильтяне сделали для них красивый ящик - ковчег. Ковчег разместили в главной части скинии, которая называлась «Святая святых». Никто не имел права входить в Святая святых.
Чаще всего храм строился в форме корабля, как повелевали апостолы, «продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим». Это связано с тем, что Церковь, словно корабль, спасает христиан от греховного потопа среди бурных волн моря житейского, перевозит от берега тьмы и смерти к берегу света и вечной жизни, к тихому пристанищу Царства Небесного. Встречаются храмы в виде креста - символ спасения, круга - символ вечности, но духовное значение ковчега спасения сохраняется и при этом.
Крестово-купольная форма православного храма является самой распространенной на Руси и пришла к нам из Византии. Но этот образец греческие мастера, прибывшие на Русь, начиная со времени князя Владимира, а также работающие с ними русские умельцы применяли к традициям русской деревянной архитектуры, для которой была характерна многоярусность строений, увенчание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек. И если первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь, в конце Х века были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать глав нового храма в виде ступенчатой пирамиды.
Благодаря такому соединению архитектурных традиций на Руси существует большое разнообразие православных храмов. Строгие одноглавые храмы, подобно всемирно известному храму Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли; многоглавый собор Василия Блаженного; пятиглавый Успенский собор Московского Кремля и шатровые храмы, подобно храму Вознесения в Коломенском, Воскресенскому в Новом Иерусалиме. Храм Святой Великомученицы Екатерины был трехкупольный кораблевидный прямоугольный, построен из леса хвойных пород.
Цвета храмов:
Белый - храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня
Голубой - в честь Пресвятой Богородицы
Красный - посвященный мученику (мученикам)
Зелёный - преподобному
Жёлтый – святителю
Количество куполов на храмах символично:
1 - символизирует Единого Бога
2- две области творения Иисуса Христа (ангельскую и человеческую).
3 - Святую Троицу
4 - Четвероевангелие, четыре стороны света.
5-Спаситель и четыре евангелиста
7 - семь таинств Церкви
9 - по числу ангельских чинов
13 - Спаситель и двенадцать апостолов
33 - по числу лет земной жизни Спасителя.
40 - как символ освящения всей своей жизни
70 - в честь 70 апостолов
Форма купола
Шлемовидная форма напоминала о доблестных защитниках земли русской.
Луковидная форма — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру".
Церковное зодчество зародилось на Урале при христианизации Верхнего Прикамья в XV в. Длительное время сооружались почти исключительно деревянные храмы, преобладающим типом которых был клетское сооружение (один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями.) и имели безгвоздевую конструкцию скатов крыш и не имели главок. «Безглавые храмы» на Руси существовали вплоть до XVII века. Уникальные деревянные церкви, рубленные шестериком и сходные по облику с крепостной башней.
В последней трети XVII века во многих уральских городах началось каменное строительство. В это время были возведены: замечательный ансамбль Соликамских церквей (1683—1713 гг.), богато украшенные орнаментами из лекального кирпича и изразцовыми поясами.
В 1698-1712 гг. была построен каменный кремль в Верхотурье с красивейшим Свято-Троицким собором. В 35 км от Чердыни в пос. Ныроб в 1705 г. в память о заточении дяди первого русского царя из династии Романовых боярина Михаила Никитича возведена Никольская церковь, благодаря своим пропорциям, декору и внутренним росписям занимающая одно из первых мест в ряду памятников уральской архитектуры. В самой Чердыни в 1718 г на месте первого христианского храма Урала была построена в камне церковь Иоанна Богослова, возвышающаяся, как утес, на берегу р. Колвы.
Храм отличается от светских сооружений не только богатым символизмом и изяществом архитектурных форм, церковное здание – это, прежде всего, место встречи души с Богом, место особого душевного состояния – молитвы.
1.2 «….Тот храм, построенный из бревен, когда-то был села красой….»
Новолялинский завод
В рабочем поселке Новая Ляля (Новолялинский завод) в 1917 году была построена Николаевская церковь - деревянная, однопрестольная. Освящена во имя святого Николая, архиепископа Мирликийского. В 1922 году из церкви местными властями изъята серебряная утварь весом 2,2 кг. В 1930 году церковь была сначала закрыта, а затем снесена.
Священнослужителями в 1953 году были: диакон - Бочкарев Исаак Васильевич-53 года (1879 года рождения), 7 сентября 1932 года приговорен к трем годам ссылки в Нарымский край. Шастин Кенсорин Михайлович 45 лет (1889 года рождения) протоиерей Николаевской церкви и благочинный церквей Верхотурского округа. 7 сентября 1932 года приговорен к 3 годам концлагеря.
До октябрьского переворота 1918 года в районном поселке Новая Ляля в Николаевской церкви служили отец Сергий (Вышнегородский) и отец Аркадий (Гаряев). Оба арестованы в 1918 году, отправлены на станцию Кушва и там расстреляны.
Закладка новой Церкви Воскресения Христова состоялась лишь в 2001 году, чин закладки совершил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий в торжественной обстановке. Храм построили на возвышенном месте, чтобы было видно церковь и слышно колокольный звон со всех сторон в городе. Храм построен на средства собранные от пожертвований прихожанами, а также организациями и предприятиями города Новая Ляля. Храм освящен во имя Воскресения Христова.
Церковь представляет собой деревянное здание имеющие в плане основания крест. Основной объем выполнен в виде четверика с пятью маковками луковичной формы на куполе, которые установлены на барабанах и выполнены из металла желтого цвета с крестами. Маковками заканчиваются купол колокольни и алтарной части. Звонница расположена над входом в храм. Крыша покрыта кровельным материалом зеленого цвета. Территория церкви во имя Воскресения Христова обнесена высоким деревянным забором.
Рабочий поселок Лобва
В рабочем поселке Лобва стояла Мариинская церковь- деревянная, однопрестольная. Освящена во имя преподобной Марии Египетской в 1891 году. Закрыта в 1938 году. Снесена. В поселке была еще Николаевская деревянная часовня – снесена.
Только в 1993 году в поселке Лобва на территории Новолялинского района был открыт молитвенный дом во имя Святого Апостола Андрея Первозванного. Разместился он в небольшом каменном приспособленном здании. Шло время, и жители поселка решили: надо построить настоящий храм.
В 2000-м году на нужды будущего церковного строительства стали поступать первые пожертвования. В 2003-м число благотворителей существенно возросло: в Екатеринбург на несколько дней были привезены святые мощи первого ученика Христова, и лобвинцы вместе со всеми уральцами выстаивали многокилометровую очередь у Екатеринбургского Свято-Троицкого Кафедрального собора, дабы поклониться святыне. Сам Святой Апостол оказал церковному строительству молитвенную помощь. Свою лепту на возведение храма внесли сотрудники поселковой администрации, железнодорожники, работники лесопромышленного объединения, представители целого ряда муниципальных и частных предприятий, множество простых жителей Лобвы. Для сбора средств на церковное строительство в Лобве провели несколько благотворительных марафонов.
Строительство церковного здания из деревянного бруса было в целом завершено в 2005 году, к столетнему юбилею поселка. Помещение достаточно вместительное, площадь его более ста квадратных метров.
Николае-Павдинский завод
Николае-Павдинский завод (5 благочиние) находился вблизи южной части северного Урала, в 300 верстах на север от Екатеринбурга и в 96 верстах на северо-запад от Верхотурья. Расположен он был в долине при реке Павде в 18 верстах от Павдинского камня. Кругом расположены высокие горы, покрытые дремучими лесами. Местность очень глухая. Во все время года, кроме зимы, благодаря неудобным путям сообщения, она совершенно изолирована от остального мира. Климат сухой и здоровый. Никаких заразных болезней здесь почти не бывало. Почва каменистая и только на низменных местах встречался суглинок.
Время основания Николае-Павдинского прихода достоверно неизвестно, но вероятно возникновение его современно построению завода, который был основан в 1760 году и который по близости к реке Павде и Павдинскому камню и по храму стал называться Николае-Павдинским. Ранее - же этого времени в течение 48 лет жители этого края были прихожанами Спасской церкви, построенной в 1712 г. в нынешней деревне Юрты, в настоящее время уже не существующей. Прихожане почти все русские; есть только четыре семейства вогул в д. Юрты, но и те почти, ни чем не отличаются от русских. Ни раскольников, ни сектантов в приходе не было. Приход состоял из Николае - Павдинского и Сухогорского заводов и деревни Юрты. Самым населенным пунктом прихода являлся Николае - Павдинский завод.
В Сухогорском заводе, расположенном в 26 верстах от Николае- Павдинского, всего было только двенадцать домов, а в деревне Юрты, находящейся от Николае - Павдинскаго завода в 12 верстах, всего только четыре дома. Все прихожане бывшие горнозаводские крестьяне. Численность их простиралась до 2000 душ обоего пола. Главным занятием их служили приисковые работы, добывание золота и платины, пушной промысел, охота, сбор кедровых орехов и пр. Работы на приисках нередко на целые месяцы лишали жителей возможности бывать в храме и слышать церковное богослужение и пастырское назидание; это конечно не могло не отражаться печально на их религиозно-нравственном состоянии; но при всем том они все-таки отличались достаточной религиозностью и особенно любили совершать паломничество в Верхотурье к мощам праведного Симеона, в Соликамск, где находилась чудотворная икона св. Параскевы, и в село Ныроб Соликамского уезда, где находилась чудотворная икона святителя Николая. До построения настоящего каменного храма в честь святителя Николая, в Николае - Павдинском заводе был храм деревянный в честь того-же святителя.
Построение Николаевского деревянного храма произошло вместе с основанием Николае - Павдинского завода. Сколько лет просуществовал этот храм, неизвестно, известно только то, что он сгорел, и вместо него, по благословению преосвященного Пермского Иустина, в 1805 г. была заложена новая Николаевская каменная, однопрестольная церковь.
Храм строился на казенные средства и был закончен в 1816 г. Освящена во имя святого Николая, архиепископа Мирликийского в 1816 году. Построенный в виде креста, храм имел до девяти сажен в длину, до пяти сажен в ширину. Изменение состояло только в том, что вместо небольшой деревянной колокольни, стоявшей поодаль от храма, в 1880 г. вверху над куполом храма были продлены слуховые окна, где и поместили колокола, а деревянную колокольню сломали.
Другое изменение во внешности храма состояло в том, что в 1899 г. была устроена новая стеклянная паперть с двумя боковыми закрытыми входами. Николаевский Павдинский храм никогда не был приписным; равным образом никогда не было в нем и придельных алтарей. В храме имелось два древних Евангелия – одно 1712 г., а другое – 1764 г. – и старинный оловянный потир с дискосом и такая - же дарохранительница.
В Николае - Павдинском приходе была одна часовня, находящаяся в деревне Юрты. Она была построенная в 1881 г. урядником Рябовым на том самом месте, где стоял прежде деревянный храм, построенный в честь Нерукотвореннаго образа Спаса в 1712 г. каким-то проезжавшим через это место купцом, в благодарность Господу за избавление его от рук злодеев. Разобрана и перевезена в музей деревянного зодчества под открытым небом в поселок Верхняя Синячиха.
В часовне находились две сохранившиеся из этого храма иконы: Нерукотворенный образ Спаса и икона Божией Матери Одигитрии. Николаевскому храму принадлежат несколько лавок, которые до 1900 г. давали церкви до ста руб. арендной платы; других доходных статей на содержание церкви, кроме обычных, не имеется. В Николае - Павдинском заводе четыре раза в год совершались крестные ходы: в день святителя Николая чудотворца, в день пророка Илии, в праздник Покрова Пресвятая Богородицы и в Духов день; в Духов день крестный ход совершался вокруг всего завода.
В 1914 году ее реконструировали, возвели второй купол и придел, но в 1920-е годы богослужения в церкви запретили, она была превращена в клуб. Вскоре один купол разобрали, стены церкви треснули, и в 40-е годы ее разобрали на кирпичи. Сейчас отцу Владимиру придется начинать все заново. Быть может с возрождения храма начнется и возрождение поселка?
Сейчас в поселке, по инициативе Андрусишиной Нины Витальевны и силами не равнодушных жительниц Павды, через много лет вновь появился приход во имя святителя Николая Чудотворца. Там же находится и православный музей. Все больше прихожан с годами стали посещать его. А значит, возрождаются еще не забытые окончательно религиозные ценности и в нашем поселке, а с ним придет, будем надеяться, духовное оздоровление и молодого поколения.
Церкви стояли и в частично сохранившихся и ныне не существующих рабочих поселках.
В деревне Бессоново стояла Константино - Еленинская деревянная часовня, построенная в 1897 году. Снесена.
Покровская церковь – деревянная, однопрестольная стояла в селе Бояршино. Освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы после 1917 года. В 1922 году из церкви было изъято 0,8 кг. серебра. Закрыта в 1930 годы. Снесена.
В 1787 году в селе Караульское (Лялинское) была заложена Богоявленская церковь - деревянная однопрестольная. Освящена в честь Богоявления Господня в 1881 году. В 1922 году из церкви было изъято 2,5 кг. Серебра. Закрыта в 1930 году. Снесена.
В селе Коптяки в 1786 году была заложена Златоустовская церковь- деревянная, однопрестольная. 24 января 1877 года освящена во имя святого Иоанна Златоуста, патриарха Константинопольского. Священник Измайлов Георгий Григорьевич (1875 г.р.) – 28 мая 1930 года приговорен к 3 годам ссылки на север Урала. Церковь закрыта в 1930 году. Снесена.
В деревне Лопаево для верующих людей возвели Пророко-Ильинскую деревянную часовню. Которая впоследствии была снесена. А в 1905 году была построена Серафима Саровского деревянная часовня. Закрыта в 1930 году. Снесена.
В деревне Лесопильный завод (ныне Старая Ляля) тоже была часовня. Снесена.
Михайлово-Архангельская церковь – деревянная, однопрестольная была в селе Ляля-Титово. Перестроили ее из часовни, построенной в 1893 году. Освящена во имя архангела Михаила после 1902 года. Закрыта в 1930 годы. Снесена.
В селе Мелехино стояла Михайлово-Архангельская церковь – деревянная, однопрестольная, перестроена из часовни, построенной в 1893 году. Освящена во имя архангела Михаила. Закрыта в 1932 году. Снесена.
В 1887 году в деревне Питателево построена Тихвинская деревянная часовня. Снесена.
В деревне Салтаново стояла Стефановская церковь – деревянная, однопрестольная. Перестроена из часовни, освящена во имя первомученника архидиакона Стефана 21 декабря 1888 года. В 1922 году из церкви изъято 0,8 кг. Серебра. Сгорела в 1932 году.
Деревянная однопрестольная церковь была в селе Кондратьевское (Николаевка). Снесена.
Были раньше в селе церкви, куда приходили люди помолиться со всех близлежащих деревень. Затем их разрушили. Верующие глубоко скорбили по поводу этого трагического события, но всегда надеялись, что придет, то время, когда люди опомнятся, вернутся к вере своей и вновь начнут возводить божьи храмы.
Глава 2: «…Чтобы церковь - всем на славу! Чтоб века могла стоять...»
Чтобы передать уровень строительства, неповторимую красоту и своеобразный облик эпохи церковного зодчества учащийся 11 класса Анкушин Иван создал своими руками характерный русский тип крестово-купального храма.
Перечень критериев:
1.Передать характерно русский тип крестово-купального храма.
2. Быть экологически чистым и простым в изготовлении (без применения сложного инструмента).
3.Использовать для изучения предметов: технологии.
Технология изготовления церкви:
1 этап: сооружение каркаса церкви – изготовление бревен для стен (21 и 27 см.) способом точения на токарном станке в количестве 400 штук;
2 этап: Шлифовка их на токарном станке;
3 этап: Разметка для изготовления чашек на бревнах в количестве 400 чашек;
4 этап: Сборка изделий и всего сооружения с учетом всех сопряжений (углов);
5 этап: изготовление крыши шатрового типа с установкой куполов с креста ми на вершину крыши в количестве 5 штук. (5 куполов и 5 крестов);
6 этап: изготовления входных дверей, колокольни, правого и левого крыла;
7 этап: изготовление окон и установка их на стены в количестве 22 штук;
8 этап: изготовление входного крыльца с широкими ступенями и крыши с навесом;
9 этап: изготовление входной двери и ее установка;
10 этап: изготовление второго этажа – колокольни и установка пола на ней;
11 этап: сборка всех деталей
Можно говорить, что работа удалась, длилась она около трех месяцев.
Бюджет: 4000 рублей
1.каркас здания (бревна, материал, изготовление, сборка) - 3500
2.время работы: 4 часа в день
3.расходы на электричество: 300 рублей
4.гвозди: 200 рублей
Заключение
В результате исследования мы установили, что количество и значение Храмов в нашем районе всегда было велико. В первую очередь оно конечно духовное, возрождение старых традиций (культурное) немало значимо для поколений. Несмотря на то что, в России после Октябрьской социалистической революции 1917 года прежние нормы и духовные ценности русского народа были заменены коммунистической идеологией, в жизни каждого жителя села Храм играл свою роль. И в подтверждение своей гипотезы эта строка: «…Белые церкви плывут в бесконечности…», почти во всех поселках Новолялинского района разрушенные церкви пытаются восстанавливать, или на их месте строят новые.
Для большинства населения это была духовная пристань и жизненно важная необходимость. Меньшая часть воспринимала его, как объект культуры со своими традициями, обрядами, атрибутами. Сейчас для некоторых храм является просто модной достопримечательностью, но это тоже хорошо, когда красивое архитектурное здание радует глаз прохожего. Даже если человек посещает Храм, потому что это модно - он невольно становится его культурным и духовным соучастником.
Задавая молодому поколению вопросы: верите ли вы в Бога и нужно ли в поселках восстанавливать разрушенные церкви, мы выяснили, что оно более религиозно, чем их родители и даже некоторые бабушки и дедушки. Это объясняется тем, что государство во многом влияет на формирование религиозного мировоззрения. Наши бабушки и родители воспитывались во времена процветания атеизма, а современная молодежь воспитывается в обществе, где церковь укрепила свой авторитет и имеет определенную значимость.
Конечно, уже много времени прошло, закончился советский период, в истории России ознаменовавшийся гонениями на церковь. Но забывать то, что было, не стоит, это наше прошлое, мы должны его знать, возможно, для того, чтобы не повторить таких ошибок в будущем.
Я считаю, что роль церкви в духовном оздоровлении населения и нашего поселка не маловажна, так показали и результаты анкеты. Ведь если бы каждый человек следовал Божьим заповедям, то жизнь была бы намного спокойнее, безопаснее. Деятельность церкви нужно развивать, привлекать к ней общественность, просвещать население, развивать православное воспитание. И пускай люди познают духовную жизнь, а уж принимать ее или нет решать каждому отдельно.
Занимаясь созданием макета храма, избы или шкатулки, Иван окунается в среду, где присутствует ощущение праздника, творчества, отрыв от обыденности и высокие мысли, приобретает творческую уверенность в себе, обретает духовное понимание мира и свое предназначение.
Создавая макет, он развивает в себе чувство ритма, пропорции, равновесия форм и другие элементы образного мышления, которые затем остаются с нами на всю жизнь. Недаром макет к моменту его завершения становится предметом всеобщего интереса, на него приходят любоваться, как на предмет искусства.
Памятников архитектуры, присущих деревянному зодчеству становится все меньше и меньше, которые так трудно сохранять в наш современный век. Их можно встретить почти около каждой школы, особенно в старых городах и поселках. Сохраняя их для потомков, мы выполняем свой гражданский долг. Есть в этом занятии не менее важная задача - усвоить культуру людей, живших до нас.
Памятник архитектуры - это не просто красивый дом. Это часть нашей истории, нашей национальной культуры. Используя полученные знания, умения и навыки на занятиях в мастерской, он пытается воссоздавать некоторые постройки прошлого и настоящего, таким образом, изучая и сохраняя историю родного края.
Список литературы
1. Словарь русского языка. С.И. Ожегов - издательство «Оникс», «Мир образования»., 2008.
2.Большой толковый словарь русского языка. Гл. редактор С.А. Кузнецов - СПб.: «Норинт», 2000.
3.Карташов В.А. Собрание сочинений: В 2т.Т.2: Очерки по истории русской церкви. - М.: ТЕРРА, 1992.
4.Кондаков Ю.В. Государство и православная церковь в России: эволюция отношений в первой половине XIX века. СПб., 2003
5. Морозов А. Внутренняя и общественная жизнь церкви в зеркале уходящего года // «НГ-Религии» №12, декабрь 1997.
6. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву: Уроки мастерства. – М.: Культура и традиции, 2001
7. Линднер Г. Из дерева - своими руками: Пер. с нем.- М.: Лесная Промышленность
8. История ремесел. Детская энциклопедия, М.,2000 г.
9. Газета «Обозрение» от 7.01.2006 г.
10. Музейные материалы
Отрывок из поэмы Н.Мельникова «Русский Крест»
В каждый храм, при построенье,
Бог по Ангелу дает, и находится в служенье
в новом храме Ангел тот.
Он, бесплотный и незримый до скончанья века тут,
и, крылом его хранимы, люди Богу воздают.
И молитвы, и обряды, и причастий благодать -
под его небесным взглядом, хоть его и не видать.
Даже если храм разрушен - кирпичи да лебеда,
воли Божией послушен Ангел будет здесь всегда.
И на месте поруганья, где безбожник храм крушил,
слышно тихое рыданье чистой ангельской души.
И в мороз, и в дождь, и в слякоть, все грядущие года
будет бедный Ангел плакать вплоть до Страшного Суда.
Приложение
Работы учащегося 11 класса Ивана Анкушина
Слайд 1
«…Вновь заиграли по Руси великой, молчавшие досель колокола…» (исследовательский проект) Выполнила: Балуева Елена, ученица 8 класса Руководитель: Воронцова Ю.Н., учитель истории, 1 кв. категорияСлайд 2
Какая в сердце музыка возникла У звонаря из древнего села!- Вновь заиграли по Руси великой, Молчавшие досель колокола. В их перезвоне было меньше горя, Чем радости, надежды, торжества… И музыка дошла до Белогорья, И известила: - Родина жива!.. Жива святая Русь, жива Россия… Горят её, сияют купола. От моря и до моря с новой силой Звонят, звонят её колокола… И , кланяясь малиновому гуду, Я слышу свыше голос у плеча: - Молись за Русь… Пока горит свеча, Пока звонят колокола повсюду…
Слайд 3
Цель представленной работы – 1. выявить, что даже в самом отдаленном уголке российской глубинки, люди строили церкви, как символ добра и милосердия; 2. передать, на изготовленном макете деревянного крестово-купального храма, красоту и величие церковной архитектуры. Задачи: - провести краткий обзор православных храмов Новолялинского района; - показать красоту и величие храмов, их историческую миссию; - изучить значение храмов в культуре и духовном возрождении России; - с помощью имеющихся материалов и источников сконструировать макет деревянной крестово-купольной церкви.
Слайд 4
Гипотеза : могу предположить что , несмотря на агрессивное отношение советской власти к религии, все же не удалось вытравить религиозную веру из людских сердец, стереть ее из памяти, она возрождается в людских душах, реставрации разрушенных храмов, часовен и строительстве новых .
Слайд 5
Объектом данного исследования : церковная архитектура Предметом исследования : церкви Новолялинского района и их значение Метод исследования: - анализ теоретических источников по данной работе; - наблюдение; - синтез; - опрос - обобщение
Слайд 6
Глава 1: «...Вырастают храмы Божие по лицу земли родной!..»
Слайд 7
Церкви на Урале в 15 веке
Слайд 8
1.2 «….Тот храм, построенный из бревен, когда-то был села красой….» Церковь Воскресения Христова г. Новая Ляля.
Слайд 9
Молитвенный дом во имя Святого Апостола Андрея Первозванного п. Лобва.
Слайд 11
Спасская церковь п. Юрты
Слайд 12
В 1805 г. был заложен каменный храм (до этого стоял деревянный). Храм строился на казенные средства и был закончен в 1816 г. Освящен в честь Николая Чудотворца. В 1914 г. церковь была реконструирована возведен купол и придел. В 1931 г. церковь была закрыта, там размещался клуб, а в 40 г. - снесена. Павдинская церковь
Слайд 13
В 1914 году Павдинскую церковь реконструировали, возвели второй купол и придел Священник Павдинской церкви Леонтьев
Слайд 15
Приход во имя святого Николая Чудотворца
Слайд 17
Деревянные церкви стояли и в частично сохранившихся и ныне не существующих рабочих поселках. Бессоново стояла Константино - Еленинская деревянная часовня Покровская церковь – деревянная в селе Бояршино В селе Караульское (Лялинское ) была заложена Богоявленская церковь. В селе Коптяки была заложена Златоустовская церковь В деревне Лопаево возвели Пророко-Ильинскую деревянную часовню В деревне Лесопильный завод ( ныне Старая Ляля ) тоже была часовня Михайлово-Архангельская церковь – была в селе Ляля-Титово . В селе Мелехино стояла Михайлово-Архангельская церковь В деревне Питателево построена Тихвинская деревянная часовня. В деревне Салтаново стояла Стефановская церковь Деревянная церковь была в селе Кондратьевское (Николаевка).
Слайд 18
Глава 2: «…Чтобы церковь - всем на славу! Чтоб века могла стоять...»
Слайд 19
Технология изготовления церкви: 1 этап: сооружение каркаса церкви – изготовление бревен для стен (21 и 27 см.) способом точения на токарном станке в количестве 400 штук; 2 этап: Шлифовка их на токарном станке; 3 этап: Разметка для изготовления чашек на бревнах в количестве 400 чашек; 4 этап: Сборка изделий и всего сооружения с учетом всех сопряжений (углов);
Слайд 20
5 этап: изготовление крыши шатрового типа с установкой куполов с креста ми на вершину крыши в количестве 5 штук. (5 куполов и 5 крестов); 6 этап: изготовления входных дверей, колокольни, правого и левого крыла; 7 этап: изготовление окон и установка их на стены в количестве 22 штук; 8 этап: изготовление входного крыльца с широкими ступенями и крыши с навесом;
Слайд 21
9 этап: изготовление входной двери и ее установка; 10 этап: изготовление второго этажа – колокольни и установка пола на ней; 11 этап: сборка всех деталей 8 этап: изготовление входного крыльца с широкими ступенями и крыши с навесом;
Слайд 22
11 этап: сборка всех деталей
Слайд 23
Белые церкви плывут в бесконечности. О, кладенцы неземной чистоты! Непокорённые граждане вечности. Белые церкви-святые кресты!
Слайд 24
… В каждый храм, при построенье, Бог по Ангелу дает, и находится в служенье в новом храме Ангел тот. Он, бесплотный и незримый до скончанья века тут, и, крылом его хранимы, люди Богу воздают. И молитвы, и обряды, и причастий благодать - под его небесным взглядом, хоть его и не видать. Даже если храм разрушен -кирпичи да лебеда, воли Божией послушен Ангел будет здесь всегда. И на месте поруганья, где безбожник храм крушил, слышно тихое рыданье чистой ангельской души. И в мороз, и в дождь, и в слякоть, все грядущие года будет бедный Ангел плакать вплоть до Страшного Суда…
Слайд 25
Спасибо за внимание!!!
Ласточка
Юрий Визбор. Милая моя
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Компас своими руками
Без сердца что поймём?