Творческий проект по технологии
«Хохлома»
( комплект декоративных изделий )
Вложение | Размер |
---|---|
kulikova_khokhlomakhudozhestvennye_izdeliya_iz_dereva_1.docx | 526.67 КБ |
Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя образовательная школа №27
Творческий проект по технологии
«Хохлома»
( комплект декоративных изделий )
Выполнила: Куликова Aнастасия.,
учащаяся 8 Б класса
Преподаватель: Ильина Т.П.
Хабаровск
2013г.
ВВЕДЕНИЕ
Дерево в русском народном искусстве с давних времен самый распространенный материал. Обилие лесов позволяло всегда иметь его под рукой, а множество удивительных природных качеств дерева — его прочность и податливость в обработке топором или ножом, красивая естественная текстура и способность принимать любую окраску, водонепроницаемость и теплоизоляционные свойства — всегда привлекали к нему, щедро вознаграждая трудолюбие и изобретательность мастеров. Из дерева создавали жилые и хозяйственные постройки, мебель, орудия труда, посуду, детские игрушки. С деревом была связана вся жизнь русского человека. Он использовал не только саму древесину, но также и эластичный слой коры березы — бересту (берёсто), луб (волокнистый внутренний слой коры липы и других лиственных пород), кап, капо-корень (наросты на стволах и у корней березы), тонкие корни ели и сосны — все шло в дело при разнообразных видах художественной обработки дерева.
Все традиционные предметы домашнего обихода и орудия труда, выполненные из дерева,— резные, токарные, столярные — имели художественно-выразительную пластическую форму и были украшены орнаментальной резьбой или росписью. Как в их пластическом решении, так и в орнаменте отражались вековые наблюдения человека над окружающей природой. Деревянные резные ковши для напитков и воды имели облик водоплавающих птиц, деревянные резные прялки, которыми женихи одаривали своих невест, часто имели стройные пропорции девичьей фигуры; коромысла, на которых носили ведра, изгибались подобно лебединой шее.
Самым древним видом орнамента на деревянных изделиях была простая геометрическая резьба, выполнявшаяся топором, долотом, ножом. Самым распространенным видом геометрической резьбы являлись ряды однотипных трехгранных углублений — выемок — трехгранно-выемчатая резьба. Из трехгранных выемок мастера-резчики составляли сложные орнаментальные композиции. Ими оформлялись лопаски — основная вертикальная часть прялок, лопасть. В центре такой композиции обыкновенно был большой узорчатый диск, символизирующий солнце,— солярная розетка, вся плоскость лопаски была как бы орнаментальным гимном солнцу, небу, звездам. Позднее трехгранно-выемчатой сложились другие виды резьбы: контурная, скобчатая геометрическая резьба, рельефная резьба, последняя — с глухим и с прорезным фоном.
Роспись деревянных изделий также носила различный характер. В одних местах целые стены деревянных домов, перегородки в жилых помещениях, двери, ставни расписывались кистью свободно, с маху, обычно растительными, цветочными узорами. В других она имела характер изысканной, четко прорисованной графики с заливкой, закрашиванием отдельных форм и элементов яркими локальными цветами. Изображения наносились на открытую текстуру дерева либо на заранее подготовленный фон, в том числе по левкасу — клеевому с мелом грунту, который применялся в иконописи. В технологии росписи предметов домашней утвари местами применялась закалка в печах.
Со временем на основе опыта работы с деревом во многих местах сложились оригинальные народные художественные промыслы. Их центрами стали северные лесные районы; Архангельская, Вологодская; Горьковская, Московская области, Урал и Приуралье.
I. глава
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДЕРЕВА
В Подмосковье художественной обра-5откой дерева особенно известен район б. Троице-Серевского монастыря. Здесь в Сергиевом Посаде (ныне Загорск) для богомольцев изготовляли и продавали различные, как бы их назвали теперь, сувениры, начиная с маленьких иконок и кончая детскими игрушками. Производство здесь началось в XVI в
Самым древним видом орнамента на деревянных изделиях была простая геометрическая резьба, выполнявшаяся топором, долотом, ножом. Самым распространенным видом геометрической резьбы являлись ряды однотипных трехгранных углублений — выемок — трехгранно-выемчатая резьба. Из трехгранных выемок мастера-резчики составляли сложные орнаментальные композиции. Ими оформлялись лопаски — основная вертикальная часть прялок, лопасть, В центре такой композиции обыкновенно был большой узорчатый диск, символизирующий солнце,— солярная розетка, вся плоскость лопаски была как бы орнаментальным гимном солнцу, небу, звездам. Позднее трехгранно-выемчатой сложились другие виды резьбы: контурная, скобчатая геометрическая резьба, рельефная резьба, последняя — с глухим и с прорезным фоном.
Роспись деревянных изделий также носила различный характер. В одних местах целые стены деревянных домов, перегородки в жилых помещениях, двери, ставни расписывались кистью свободно, с маху, обычно растительными, цветочными узорами. В других она имела характер изысканной, четко прорисованной графики с заливкой, закрашиванием отдельных форм и элементов яркими локальными цветами. Изображения наносились на открытую текстуру дерева либо на заранее подготовленный фон, в том числе по левкасу — клеевому с мелом грунту, который применялся в иконописи. В технологии росписи предметов домашней утвари местами применялась закалка в печах.
Со временем на основе опыта работы с деревом во многих местах сложились оригинальные народные художественные промыслы. Их центрами стали северные лесные районы: Архангельская, Вологодская; Горьковская, Московская области, Урал и Приуралье.
В Подмосковье художественной обработкой дерева особенно известен район Троице-Сергиевского монастыря. Здесь в Сергиевом Посаде (ныне Загорск) для богомольцев изготовляли и продавали различные, как бы их назвали теперь, сувениры, начиная с маленьких иконок и кончая детскими игрушками.
Производство здесь началось в XVI в. При монастыре были художественные мастерские — резные, токарные, живописные и др. Очевидно, отсюда и распространился промысел среди населения Посада. Расцвет его относится к XVIII — первой половине XIX в., но и в 80-х гг. прошлого столетия там было занято более тысячи мастеров-резчиков. Безвестные художники из народа создали замечательные образцы деревянной скульптуры и игрушки.
Замечательный промысел богородской резной деревянной игрушки и скульптуры, находящийся в том же Загорском районе (с. Богородское) имеет глубокие исторические корни. Возник он, по-видимому, еще в XVI в. в связи с близостью Троице-Сергиевой лавры, вокруг которой активно развивались ремесла. Началось по примеру сергиево-посадского промысла с производства игрушек, которое в XVIII в. достигло большого расцвета, накопив мастерство быстрой и метко обобщенной пластики. Резьбой было занято все население села. Позднее, в XIX в., кроме игрушки, появилась и собственно скульптура малых форм. Возможно, что обращение к этому виду изделий было вызвано всеобщим увлечением фарфором, модой на статуэтки, а также непосредственным общением богородских резчиков с фарфоровыми предприятиями (в литературе есть указания на то, что для завода Гарднера, находившегося в том же Дмитровском уезде (ныне Дмитровский фарфоровый завод), богородским мастерам заказывали вырезать модели фарфоровой скульптуры малых форм).
Тематика богородской деревянной игрушки и скульптуры очень разнообразна. Это и «мужички», и «ездоч-ки» (верхом), «пастушки», кони, парные и одиночные упряжки, целый мир птиц, зверей, среди которых один из любимых персонажей — медведь. Сначала это медведь 'с вожаком, охота на медведя, а позже — сказки с участием медведя («Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.)- Символом искусства богородских резчиков стала игрушка «Кузнецы» (мужик и медведь, ударяющие поочередно молотом по наковальне). Характерна декоративная выразительность простой и точной резьбы. Маховая порезка образует на поверхности фигурок своеобразный ритмический узор.
Фигурки выполняют из мягкой древесины липы, осины, ольхи. Для большей мягкости ее запаривают в печи, а затем высушивают. Богородские фигурки большей частью не окрашиваются, а сохраняют естественный цвет древесины. В прошлом часть их отправляли в Сергиев Посад, где и раскрашивали.
Удивительна законченность пластических характеристик богородской игрушки при очень скупой, обобщенной моделировке фигур. Резьба состоит из нескольких последовательных этапов; сначала мастер намечает основные формы будущей скульптуры, делая это зарубкой крупных плоскостей; потом более конкретно отрабатывает силуэт и все части фигуры широкими полукруглыми и более мелкими стамесками, наконец, выполняет окончательную отделку поверхности, снимая богородским ножом тонкую стружку. Завершают декоративную отделку поверхности с помощью мелких стамесок ритмичные бороздки. Такой «росписью» или «лиской» передается шерсть животных, оперение птиц, гривы и хвосты коней и т. д. У некоторых фигур поверхность оставляют гладкой, отделывая ее мелкой шкуркой.
Для богородской игрушки также очень характерен прием несложного, но метко переданного и потому забавного движения. В этом мастера весьма изобретательны. Движение достигается подвижными планками («Кузнецы»), укреплением фигурок «на разводе» (солдатики), на отвесе (клюющие курочки, например), с кнопкой и др. Подвижность отдельных частей игрушки (головы, руки) осуществляется с помощью пружинки. К. концу XIX в. значительное место в богородской резьбе заняли многофигурные жанровые группы на темы лубочных картинок и литографий («Как мыши кота хоронили», «Бой Еруслана со Змеем Горынычем», «На дрожках» и др.)- Декоративность, простота и живость сохранялись в дешевых игрушках — так называемом щепном товаре.
В Горьковской области сосредоточены самые крупные современные центры расписных деревянных изделий. Лесное Заволжье бывшей Нижегородской губернии — родина многих промыслов по изготовлению художественных изделий из дерева.
Деревянные расписные ложки расходились в XIX — начале XX в. из деревень Ковернинского и Семеновского районов по всей России. Там же точили в деревенских мастерских токарную посуду разных размеров: миски для щей («чашки»), братины, ендовы, поставцы (высокие цилиндрические коробки с крышками, типа туесов, для сыпучих продуктов), солоницы, ковши и другие изделия. По названию села Хохлома, куда свозили изделия для продажи, они получили в народе название хох-ломских. Хохломская роспись деревянной посуды восходит к пышному растительному узорочью XVII в. и, очевидно, возникла в среде старообрядцев, владевших иконописью. В ней есть и отголоски узоров заставок рукописей, а более всего проявились непосредственные впечатления мастеров от жизни природы.
Сама технология горячей закалки расписных изделий, в результате которой они приобретают под лаковой пленкой золотистый цвет, была создана, по-видимому, в стремлении подражать посуде из драгоценного металла. Суть ее технологии состоит в том, что всю поверхность предмета сначала покрывают «вапой» — жидкой глиной с мелом, затем после высыхания покрывают льняным маслом, сушат, натирают металлическим порошком-полудой {раньше — оловянным, теперь — алюминиевым), расписывают, а поверх наносят олифу, сваренную из льняного или конопляного масла. После закалки в горячей печи при температуре 100—120° масляная пленка желтеет и просвечивающая сквозь нее3 металлизированная поверхность выглядит золотой,, Хохломскую роспись исполняют масляными красками, ( Она имеет несколько характерных типов. Наиболее простые и традиционные: «травка», «осочка» — в виде, графических черных и красных травных узоров на золотом фоне; «под листок» —растительные несложные ком-( позиции с цветами и ягодами. Их создают приемами так называемого «верхового» письма, при котором черный с красным узор, иногда с небольшими добавлениями желтого, зеленого, коричневого, свободно размещается на золотом фоне.
Другой характерный тип росписи — это орнамент из золотых цветов и листьев, опоясывающих стенки сосуда , или заполняющих его дно; фон же при этом покрывают , красной или черной краской. Такое письмо называется «фоновым» или «под фон». Травные узоры сохранялись не всегда. В конце XIX — начале XX в. их вытеснил стилизованный псевдорусский орнамент. В 30-е гг. искусство хохломской росписи вновь обратилось к народной традиции, к развитию растительных мотивов. Конкретизировались изображения цветов, ягод, птиц, в изобилии украшавшие поверхности предметов. Крупные гроздья, цветов и ягод стали помещать на мелкоузорном фоне травки.
Другой знаменитый промысел Горьковской области — городецкая роспись. Он получил развитие во второй половине XIX в., в деревнях Курцево, Косково, Хле-баиха близ г. Городца на Волге, где изготовлялись прялки. Роспись сменила здесь более трудоемкую скобчатую (ногтевидную) резьбу XVIII — начала XIX в., сочетавшуюся на донцах прялок с инкрустацией мореным дубом. Для городецкой резьбы и росписи
Пышность, парадность и торжественность изображений не исключают оттенка юмора в характеристике персонажей. Праздничные многофигурные сцены застолий представлены в богатых интерьерах с колоннами, высокими окнами, массивной мебелью, тяжелыми драпировками. Возможно, что в росписях воспроизведены конкретные «кабинеты» нижегородских ресторанов или гостиниц. Сохранялась и определенная каноничность двухъярусного построения росписи на прялке: основная группа вверху и дополнительная с всадником или скачущим конем, или птицами с распущенными хвостами, похожими на индюков, в нижнем узорно обрамленном ярусе.
Оба сюжета разделены полосой цветочного узора. Рядом с фигурами постоянно присутствуют крупные цветочные мотивы с симметричными листьями. Основной мотив — цветок — роза («купавка» или «яблочко»), написанная очень лаконично красной, розовой или желтой, фиолетовой и обязательно белой красками. Городецкую роспись исполняли на цветных фонах холодным способом (без закалки в печах) темперными красками, разведенными на яйце.
II Глава.
История хохломской росписи.
Хохлома! Золотая Хохлома! Одна из самых известных росписей в России. Пожалуй, не найдется человека, который не держал в руках расписанную деревянную ложку или не видел прекрасные и удивительно богатые по рисунку хохломские изделия. Но откуда появилась эта сказочно красивая роспись? Какой умелец придумал наносить серебро на дерево, а затем покрывать его лаком, добиваясь золотого свечения? Этому и посвящен мат риал, собранный в данном параграфе.
Роспись деревянной посуды появилась на Руси давно — в XVI в. Выпускали ее в больших количествах, сотнями, тысячами штук, так как дерево быстро изнашивалось, а в быту посуда необходима. Продавалась она "у Макария", в Москве и в Устюге Великом.
Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII в., связывая его со старообрядцами, бежавшими в Заволжские леса. Согласно легенде, первое поселение их возникло чудесным образом. Далеко на Севере, на Соловецком острове, стоял монастырь Зосимьг и Савватия. Обитатели его не приняли нововведений Никона и подняли бунт. Было сюда направлено царское войско, и после долгой осады "соловецких сидельцев" в кандалах вывезли с острова на материк. Лишь одному старцу уда-. лось бежать из-под царского караула. И как только вступил он в лесную чащу, увидел в воздухе икону, которая прежде находилась в монастыре. Летела та/икона поверх леса, указывая старцу путь. Шел он за нею, и расступались пред ним деревья, высыхали непроходимые болота, валежник в сторону раскидывался.
Так и пришел старец в керженские леса, где и основал свое первое раскольническое поселение — скит.
Эта легенда объясняла, каким образом между заволжскими и северными старообрядцами возникла тесная связь, которая оказала большое влияние на искусство Хохломы.
Переселяясь в Заволжье, староверы привозили с собой не только иконы и книги, но и домашнюю утварь, являющуюся прекрасным образцом декоративно-прикладного искусства.
Так в Заволжских лесах на берегу Волги вырастали сначала небольшие, в один-два двора деревеньки, а затем стали строиться целые села. Место было удобное. На берегу реки устраивались ярмарки, на которые привозили товары и с севера, и с юга России.
Везли сюда изделия и с Урала, и с Украины, из Сибири и Азии.
Близость к большой реке и ярмарке создавали благоприятные условия для занятий различными промыслами и торговлей. Территория края была похожа на большую мастерскую. Жители Заволжских деревень, разбросанных в Нижегородской и Костромской губерниях, занимались различными промыслами. Крестьяне, производившие одни и те же вещи, селились рядом в близлежащих деревнях. И каждую неделю сбывали выработанную продукцию в крупном торговом селе. Сюда свозили изделия со всей округи. Приезжали из Костромы и Ветлуги, привозили разнообразные предметы с росписью и резьбой. Купить здесь можно было все, что необходимо в хозяйстве. Но особым спросом пользовался "щепной" товар — деревянные ложки, чашки, миски и т. п. Красильщики на таких ярмарках покупали деревянные заготовки и продавали свои изделия. Токари и ложкари обменивали свой товар на дерево для дальнейшей работы. Готовую продукцию покупали купцы, грузили ее на телеги летом или сани зимой и везли на ярмарку "к Макарию".
Каждое ремесло имело свою специфику, но общим у всех был ручной труд. Отработанные поколениями приемы привели к удивительной до виртуозности четкости рисунка, к совершенству мастерства, и порой повседневный предмет становился произведением декоративно-прикладного искусства.
Деревянные чашки, миски, поставки и прочую утварь точили токари. При большом количестве леса и малых речушек трудно было не заниматься этим промыслом. Крестьяне делали запруды и строили водяные токарни. Те, кто победнее, строили токарни в складчину, на две — четыре семьи. Такая постройка представляла собой небольшую избу четыре на четыре метра с маленьким окном. На зиму для обогрева ставили печку, которая топилась по-черному, а чтобы дым быстрее выходил наружу, ее поворачивали устьем к двери. По стенам висели полки для храпения готовых изделий. К стене дома, которая была обращена к плотине, прикреплялось колесо с ковшами, за счет падения воды оно приводилось в действие. Через систему передач это колесо передавало движение станкам, находящимся внутри избы-токарни.
На таких станках опытные мастера изготавливали за день до сотни чашек. Это достигалось большой практикой. Все движения мастера были четко выверены. Загнав в патрон станка кряж — бревно длиной 70-80 см с одним заостренным концом, токарь приводил в движение станок. Затем округлым ножом с длинной рукояткой - "трубкой" снимал с заготовки кору и все неровности. Прямым ножом — "гладиль-ником" доводил ее до идеально цилиндрической формы. Затем размечал кряж на количество изделий, которое должно получиться. Опытный мастер эту операцию делал на глазок. Все части были идеально ровными. Это достигалось отработанным до автоматизма мастерством. После этой операции мастер приступал к самому ответственному — выводил форму изделия:
закруглял стенки изделия, если это были чашки или миски, подрезал дно, ножом в виде крючка выбирал внутреннюю часть изделия. Самой последней операцией было заглаживание отточенной поверхности.
Не меньшей виртуозности требовала работа ковшечника или ложкаря. Мастер, вырезая из куска дерева ковш или чашу с ручками, заранее видел в нем либо лебедя, либо утку, а то и вовсе коня или какое-либо другое существо.
Особенно много в заволжских деревнях было ложкарей. Взяв дерсвянную баклушу, обтесывали, придавая ей форму лопаточки, обрубленной более круто со стороны черпачка и поло-же к черенку. Обработав наружную сторону ложки, приступали к выборке ее внутренней части. Затем вся поверхность ложки заглаживалась и полуфабрикат был готов:
Ложки выделывали целыми семьями. Готовую продукцию отдавали в окраску, а затем изделия продавали на ярмарках.
Свое название промысел расписной посуды получил от большого торгового села Хохлома, куда крестьяне свозили для продажи свой товар.
Окрашиванием деревянной посуды занимались первые переселенцы, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Семино, Хрящи, Кулигипо. Среди них были и художники-иконописцы, и мастера рукописной миниатюры.
Вместе с техникой окраски в изделия проникли и рисунки орнамента, известные иконописцам. Особое распространение получил растительный орнамент, который послужил основой для формирования хохломских травных узоров. Нашли отражение и графические орнаменты с четкими линейными контурами и проработанными деталями. Некоторые мотивы были подсказаны рисунками с завитками, украшавшими заставки древних рукописей.
Таким образом, особенности орнаментальных узоров Хохломы возникли в результате слияния в промысле двух традиционных линий русского декоративного искусства, одна из которых восходила к орнаменту иконописи и рукописной миниатюры, а другая к ремеслам Древней Руси. На основе этого наследия произошло формирование уже нового искусства, связанного в своей дальнейшей судьбе с оформлением предметов быта.
Согласно старому преданию, начали в лесном Заволжье писать золотые чаши и братины, ложки и поставки, кандейки и солонки мастера-иконописцы. Уже в XVIII в. промысел широко распространился среди крестьянского населения и стал известен далеко за пределами страны.
Традиции неизменно передавались из поколения в поколение и ревностно оберегались от чужеродных влияний нового времени. Любили мастера исконные народные мотивы, близкие самым широким слоям крестьянского населения. "Из поколения в поколение писали они то, что переняли от отца и деда, что было близко и понятно. Но столь небольшая иконография образов, хранимых мастерами промысла, не стесняла их творческих возможностей. Писали каждый раз по-новому, словно пели песню".
Нарядно расписанная деревянная посуда не уступала по красоте царской. Но даже простую посуду нельзя было использовать неокрашенной, так как от горячей нищи она трескалась. Поэтому ее покрывали олифой. Расписанная посуда с использованием золота была также недолговечна, и к тому же бедный крестьянин не мог позволить себе ее покупать. А так хотелось, чтобы в доме было красиво. Вот и стали крестьяне думать, как сделать посуду такой, чтобы была не хуже боярской, а пользоваться ею могли и крестьяне.
Народные мастера решили эту задачу благодаря иконописцам из старообрядческой среды, владевшим древним приемом "вызолачивания" изделий. Не случайно основой росписи был золотой фон. Известно, что в глубокой древности у славян, а затем и на Руси серебро, а позже и золото применялось как символ света. Так было в произведениях народного искусства, в книжной миниатюре, иконописи. Искусствоведы предполагают, что именно от техники писания икон берет свое начало живописное искусство Хохломы.
В создании "хохломского золота" участвовало не одно поколение мастеров. Каждое из них вносило свою лепту в совершенствование этого неповторимого искусства. Первое, что было сделано для создания более дешевой и доступной посуды, — серебро было заменено оловом, которым покрывалось изделие снаружи и изнутри, хотя и этот материал создавал некоторые сложности (олово плавится при высокой температуре). Однако и с ними удалось справиться. Олово стали растирать в порошок и уже потом наносили на заготовку.
Длительное время потребовалось, чтобы изготовить нужного качества олифу, которая применялась в процессе росписи. Ее варили из льняного масла, добавляли свинцовый сурик, чтобы лучше сохла, золу, чтобы была светлая и звонкая. Варили долго, оттого и получалась она прочной и стойкой, не боялась горячей воды и предохраняла живопись от повреждений.
Сама техника хохломской окраски довольно трудоемка. Она связана с тепловой обработкой изделий и, соответственно, требует большого опыта от мастера. Благодаря такой технологии в XIX в. сложился и определенный ассортимент выпускаемой продукции:
Чаши, чашки, миски, мисы служили для питья и вторых блюд. Маленькие чашечки предназначались для детей.
Блюда были праздничной посудой. В них подавали на стол блины, пироги, рыбу. В более плоских подносили сладости, пряники и орехи. Широкие служили для подношения чарок с вином и квасом.
Ставцы состояли из двух чаш, одна из которых служила туловом, а другая — крышкой сосуда. Использовались ставцы чаще всего в монастырях, в связи с этим появилась пословица: "Всяк старец имеет свой ставец".
Ложки — самый употребительный товар. Их выделывали десятками тысяч. Самой распространенной была ложка "межеумок" с широкой и емкой, немного сплюснутой лопастью. Такая ложка имела большое значение для хозяина при семейной или артельной трапезе. Чем она больше зачерпнет, тем больше достанется ее хозяину. Немного поменьше была ложка "тонкая". От ложки "межеумка" она отличается более округлой лопастью. Короткая и округлая ручка таких ложек завершалась шишечкой, напоминавшей церковный купол — луковку. Наиболее дорогостоящей была ложка "бас кая" - красивая. Ее тонкая ручка с главкой постепенно расширялась и переходила в лопасть в виде повисшей капельки.
Среди деревянной утвари можно особенно выделить праздничные сосуды, в которых подносились к столу различные напитки (квас, вино, пиво). Это братины, ендовы, чарки, ковши. Своими формами такая посуда напоминала фантастических птиц и коней. По сравнению с обеденной посудой, праздничной производили намного меньше.
Незаменимой на столе была солонка. Вместе с караваем хлеба соль участвовала в свадебном обряде, подносилась при встрече дорогих гостей. Поэтому солонку в виде вазочки на тонкой ножке с крышкой отделывали особенно тщательно.
Расписывали мастера и поставки, в которых хозяйки хранили запасы, а также квас и пиво. Делали их цилиндрической формы с крышкой, завершающейся шишечкой, "хватком", чтобы удобнее было открывать поставок.
Расписывали много другой домашней утвари.
Деревянные неокрашенные заготовки — "бельё", как называли их мастера, тщательно просушивали (около полумесяца, так как 'заготовки точились из сырого дерева), а затем покрывали тонким слоем раствора обычной глины, чтобы закрыть поры дерева. Такую глину мастера называли "вапом", поэтому и сам процесс называли "ваплением". Глину растворяли в воде, руками разминали крупные кусочки, процеживали и получали раствор, по консистенции, напоминающий жидкую сметану. После того как вап был готов, лоскутом овечьей шкуры толстым слоем он наносился на изделие. Через некоторое время, когда раствор впитывался в древесину, операцию повторяли до образования глиняной корки, затем изделие ставили на доски и давали ему как следует высохнуть. Эта операция выполнялась для того, чтобы заготовка из древесины не впитывала в себя масло, которым обрабатывалось изделие при дальнейшем технологическом процессе. После тщательной просушки обмазанные глиной и высушенные изделия покрывали сырым льняным маслом, чтобы слой глины смешивался с ним, а затем после очередной просушки шлифовали. Такая операция была необходима для того, чтобы вогнать в поры дерева промасленную массу, а также удалить песчинки и излишки вала. Отшлифованные изделия ставили для просушки в печь на всю ночь. Потом их покрывали олифой для создания масленой пленки и снова тщательно сушили. Эту операцию повторяли три-четыре раза. Проолифленные изделия были готовы к лужению.
Растерев олово в мелкий порошок, натирали им всю поверхность будущей посуды внутри и снаружи. После такой оригинальной операции посуда выглядела металлической и блестела как серебряная.
Только после того, как "бельё" было подготовлено, приступали к росписи. Художники работали кистями, которые готовили сами из беличьих хвостов и шерсти кошки. Узор наносился тонкими линиями черной или красной краской. Упругость кистей позволяла делать мазок то широким, насыщенным, то тонким, изящным. Чаще всего это был растительный орнамент, жанровых сцен мастера не писали.
Выбор элементов орнамента определялся назначением предмета. Массовые изделия украшали быстрее и проще. Однако и самым простым, лаконичным узорам мастер умел придать особую красоту.
На массовых изделиях орнамент был предельно строг. Цветовая гамма состояла всего из двух красок, хотя и простая чашка излучала суровую и строгую красоту.
В народных представлениях цветовой строй росписи имел непосредственное отношение к цвету неба и небесным явлениям: его свечению и румянцу. Красный цвет в народной символике понимался не только в значении красивого, прекрасного. Был он также символом огня, не случайно в народе его еще называли "жарким". В разговорном языке красным величали Месяц, Солнце и его лучи. "Узоры хохломской росписи не только омыты потоком света, но по природе своей сами светоносны. И словно чудное видение возникают они в дивном золотом сиянии.
Много места мастер оставлял золотому фону, который в сочетании с киноварью воздействовал с большой, красочной силой. Такой стиль рождался в процессе массового производства посуды. Ранние изделия отличались не только простотой узоров, но и умением мастера совмещать их с формой предмета: ромб или розетка подчеркивали центр чащки, мазки вокруг края показывали пластичность ее изгиба.
При росписи массовых изделий использовали штампики. Это делало процесс росписи менее трудоемким и позволяло увеличить количество выпускаемой посуды. Штампики обычно вырезали из гриба дождевика. Предельно простым орнаментом и ограниченной цветовой гаммой художник придавал простой посуде величавую красоту.
Чаще всего штампиками украшали деревянные ложки, так как они были наиболее массовой продукцией. После лужения ложки кончик черенка окрашивали черной или красной краской — делали "отляпку". Затем принимались за "списывание" лопасти. В середине ее наводили штамииком узор с лучистыми розетками — "репеечка-ми" и кистью подписывали несколько лепестков.
Особенности хохломского орнамента складывались благодаря формам точеной деревянной посуды. Расписывая чашку или блюдце, художник четко выделял их дно, помещая в центр розетку с линиями, расходящимися от центра подобно солнечным лучам. На крупных предметах-блюдах и мисках — вокруг розетки рисовали квадрат или ромб с мягко закругленными углами. На поставцах и солонках, имеющих цилиндрическую форму, мастера создавали рисунки поднимающихся от земли побегов. Чем ниже высота изделия, тем напряженнее движение волны орнамента, обегающей его. Чем выше токарное изделие, тем круче волна, раскидистее ветви с кустиками. Вся поверхность предмета гармонично заполнялась орнаментом.
Праздничная посуда украшалась более затейливо и пышно.
Из тысячи ложек десяток — лицевых — расписывали особенно нарядно кистью. Вырисовывали на изделиях затейливые цветы и травки. Это был "лицевой" товар — он показывал умение красильщика. Особенно нарядными были праздничные блюда, братины, ендовы, ковши, чарки и др. В этих изделиях и достигалось совершенство росписи. Нередко мастера расписывали посуду и по индивидуальным заказам. Конечно, иметь такую утварь могли себе позволить только достаточно богатые люди. На такой посуде художники иногда делали надписи.
Расписанную вещь вновь покрывали олифой и ставили закаливаться в горячую печь. Под воздействием высокой температуры лак темнел, становился желтовато-красным, благодаря чему металлический порошок (серебристый, а в последствии оловянный) под слоем лака приобретал золотистый блеск.
Как упоминалось, хохломские мастера работали семьями. С ранних лет ребенок приобщался к ремеслу красильщика. У более богатых семей были красильни. Но у большинства крестьян отдельного помещения не было, и они работали в избе, где жили. Часто изба заполнялась одурманивающим запахом горелого масла, так как .обработка изделий происходила с применением олифы и закалки в печи.
Хотя в красильнях работать было легче, но все же труд художников оставался очень тяжелым. После того как печь протапливали, из нее выгребали жар, а затем залезали внутрь, чтобы поставить посуду внутри печи. Делать это приходилось довольно быстро — пока не остыла печь. Для этого надевали на себя брюки, пиджак, сапоги, но когда вылезали из печи, одежда уже дымилась.
Производство посуды было разбросано по разным деревням. В одной деревне заготавливали древесину, в другой точили посуду и вырезали ложки, в третьей их расписывали. Разбросанные на многие километры в округе, деревни требовали человека, способного организовать производство деревянной расписной посуды. Таким человеком стал закупщик. Крестьянину удобнее было не самому везти товар на базар, а продать оптом одному человеку. У него же можно было купить заготовки -- "бельё" для росписи. Так экономилось время для основной работы. Естественно, что на перепродаже изделий скупщики быстро наживались и становились фактическими хозяевами производства. Их дома сильно отличались от обычных деревенских построек и размерами, и внутренним убранством.
Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII -- первой половине XIX в. Изделия его мастеров, выпускаемые миллионами штук и продаваемые на ярмарках Москвы, Новгорода, Великого Устюга, расходились по всей стране, вывозились в Европу и на Восток.
«Верховое письмо» хохломской росписи.
Верховым письмо называется потому, что золоченая поверхность не закрашивается, а по ней, по верху, сочными мазками наносится рисунок. И называются варианты такой росписи — «под листок», «под ягодку». Эти поэтичные названия объясняют технологию рисунка: нарисовал художник листья или ягодные гроздья, сделав их главными, а потом соединил между собой веточками и травками. Верховое письмо наиболее живописное, допускает большее количество цветов.
«Фоновое письмо» хохломской росписи.
Роспись «под фон», или фоновое письмо, — это уникальная техника росписи. Всякий, кто хоть раз наблюдал, как она выполняется, имел большое удовольствие, а уж те, кто еще и попробовал работать в ней самостоятельно, влюблялись навсегда -- такое удовлетворение дает этот процесс. Как же творится это чудо?
На полуду (серебряный фон) наносятся контуры будущих листьев, цветов, ягод, птичек и других элементов росписи. Мастер, прочувствовав форму предмета, обдумал рисунок и уже безошибочно знает, в каком месте что разместить. Пространство по наружной стороне контурных линий закрашивается черной или красной краской - - происходит «заливка» фона. После сушки и покрытия лаком, в результате чего «серебро» превратится в «золото», художник начнет расцвечивать ягоды, другие элементы рисунка, оживки. А на свободном пространстве фона, где требуется, нарисует травку.
В фоновой росписи выделяются собственно роспись «под фон» и «Кудрина». Принцип нанесения рисунка и тут, и там одинаков. Разнятся росписи по структуре рисунка, который и определяет внешний вид.
Роспись «под фон» более напоминает «картинку» с красными ягодками, белыми ромашками, зеленой травкой. Изображения хоть стилизованы, но близки к реальным, узнаваемы: вот лист крыжовника, а вот и он сам. Фон в этой росписи заливается черным.
«Кудрина» же более абстрактна, фантазийна, затейлива. Из птичьих хвостов туг вырастают диковинные растения, листья напоминают перья, а из крупного сказочного цветка высыпаются каскадом ягоды. Любая поверхность под «Кудриной», особенно на черном фоне, напоминает гравированную или покрытую сканью -так графичен рисунок, так плотно ложится завиток к завитку. По-царски нарядно выглядит роспись и на красном фоне. Пожалуй, своим названием «Золотая Хохлома» промысел больше обязан «Кудрине» и верховому письму, чем росписи «под фон», так как именно в них особенно торжественно открывается и сверкает хохлом-ское «золото». Выполнение «Кудрины» более трудоемко, ответственно - кисточка «работает» подобно резцу или штихелю (инструмент для гравировки), неверное движение опасно, так как может «разрезать» рисунок, изломать линию, нарушить композицию. С. П. Весе-лов вспоминал, как купец-скупщик говаривал его отцу: «Пашуха, «кудринки» мало написал, я скощу». Посуду-то с нарядной Кудриной покупали лучше. «Золото не говорит, а чудеса творит» — будто бы про Хохлому сказано.
В 1916 году, чтобы не дать промыслу погибнуть, была создана школа. Потом в 1925 году успех на Международной выставке в Париже дал возможность промыслу работать на экспорт. Этапными стали московские выставки 1936 и 1937 годов: орнаментальные мотивы и цветовая гамма стали разнообразнее. Промысел жил, искал новые творческие решения. После Великой Отечественной войны хохломская роспись стала почти женским делом, хотя в прежние времена ею занимались только мужчины. В 60-е годы начали выпускать праздничные комплекты для кваса, ухи, даже кофейные сервизы.
В настоящее время хохломские изделия производятся более чем на тридцати разных предприятиях России, что говорит о беспредельных возможностях этого искусства. Но подлинных хохломских центра два: «Хохломской художник» в селе Семино и «Хохломская роспись» в Семенове.
«Верховое письмо» Хохломы
«Фоновое письмо» в хохломской росписи:
Элементы «Кудрины» в хохломской росписи:
III. ГЛАВА.
Технология хохломской росписи.
Инструменты и приспособления для хохломской росписи.
Технологический процесс хохлом-ской росписи достаточно трудоемок. Необходимо иметь определенное оборудование, инструменты и материалы. Перечислим их
Оборудование:
Токарный станок для вытачивания белья под роспись.
Сушильный шкаф (типа СНОЛ), регулирующий температуру от 30 до 300° С.
Доски для сушки изделия или деревянные стеллажи.
Банки (50-100 г) под разведенные краски.
Кастрюли для варки олифы.
Чашки и миски для грунта.
Инструменты:
Для точения изделий на токарном станке используют резцы по дереву:
Полукруглые стамески -- трубки, лезвия которых заточены по дуге с наружной стороны. Ширина режущей кромки может быть от б до 50 мм, толщина 2-3 мм, угол заточки 25-30°. Применяют их для грубой обточки (рис. а).
Стамеска-косяк — плоская стамеска с прямым полотном и режущей кромкой, отточенной под углом 30° к оси. Лезвие образуется путем снятия фасок с двух сторон. Косяк используется для чистовой обработки изделия (рис. б).
Резец-крючок -- применяют при вытачивании углублений и внутренних полостей (рис. в).
Для шлифовки изделия потребуются различные виды шкурок на тканевой основе.
Тампоны. Для грунтовки и лачения можно использовать тампоны из капроновых чулков (рис. 8, а). Алюминиевый порошок наносится с помощью мягкой поролоновой губки (рис. , б) или специального тампона-"куколки", который делают из куска войлока или пакли, обернутой тканью, к нижней части которой пришит кусок мягкой овчины с подстриженной шерстью (рис. В):
Штампики используются для выполнения большого количества одинаковых элементов. Они изготавливаются из шляпного войлока, гриба-дождевика и других пригодных для этого материалов, удерживающих краску и позволяющих отпечатать рисунок на изделии.
Кисти. Роспись ведется кистями № 1-6 из беличьего ворса. Для каждой краски необходимо иметь несколько различных кистей. Они должны быть узкими, с длинным упругим ворсом (рис. г). Смоченная в воде кисть должна иметь каплевидную форму с заостренным кончиком.
Каждый мастер особенно серьезно подходит к выбору этого инструмента. Плохой кистью и мазок пластичный не положить, и тонкую линию не провести. Поэтому, прежде чем использовать купленную кисть, мастер ее перебирает. Для этого ворс кисти кладется на стекло или кафельную плитку (обязательно светлую, чтобы ворсинки были хорошо видны), так, чтобы черенок кисти находился к ней под углом 50-60°. Небольшими вращательными движениями ворс укладывается в виде веера. Тонко отточенной палочкой (рис. 8, д) перебирается волосок за волоском. Убираются все жесткие волоски, сломанные, а также вставленные "пеньком", то есть те, которые вставлены наоборот, кончиком волоска в патрон кисти (рис. е). Перебирают кисть в льняном масле или скипидаре. После того как кисть перебрана, ее укладывают в нормальное положение и проверяют. Кончик ее должен напоминать острие иголки.
Наиболее качественные кисти мастера собирают из беличьего хвоста или шерсти кошки.
Хранить кисти обязательно нужно промытыми от масляных красок.
Материалы:
Олифа натуральная. Ее можно купить в магазине или сварить самим. Для приготовления олифы понадобится один килограмм льняного масла и 15 г свинцового сурика оранжевого цвета. Компоненты тщательно перемешиваются и ставятся на огонь. До закипания крышка с емкости не снимается. После закипания смесь следует поставить на медленный огонь, снять крышку и варить в течение 4 часов.
Существует и другой способ приготовления олифы. Берут льняное масло, нагревают его до 140° С, затем добавляют в него 2%-ную окись марганца и помешивают в течение получаса, повышая температуру до 160° С. После чего дают остыть. Через 3-4 дня получается блестящая, не дающая осадка олифа.
Скипидар нужен для разведения красок. Он бывает технический, медицинский и художественный (нинен). Поэтому его можно купить в хозяйственном магазине, аптеке или художественном салоне. Для разведения красок в скипидар добавляют 50% масляного лака, а для промывки кисточек можно использовать неочищенный скипидар.
Разбавители применяются при росписи загрунтованных изделий масляными красками. Для этого используют разбавитель № 4 (пинен), а также разбавитель № 2 (уайт-спирт).
Если густеют лаки, то необходимо пользоваться специальными разбавителями для масляных лаков и красок.
Грунтовка. В изделиях хохломско-го промысла в качестве грунтовки используют вап — жидкую глину, разведенную на воде. Предварительно глину хорошо перетирают, отмучивают, удаляя посторонние примеси, и добавляют примерно на одну треть просеянного мела.
Грунтовку можно приготовить самостоятельно. Для этого нужно размельчить хорошо высушенные куски глины, просеять ее через мелкое сито, смешать с натуральной олифой до получения консистенции жидкой сметаны. Вместо глины можно использовать сухие пигменты: сурик, охру, умбру.
В учебном процессе вап можно заменить грунтовкой, купленной в магазине (ГФ-021 или № 38).
Шпатлевка используется для заделки неровностей в древесине. Ее можно купить в магазине. Для данного технологического процесса подойдет шпатлевка ПФ-002 или сухая аце-тонорастворимая шпатлевка.
Льняное масло требуется для процесса вгонки. Его можно купить в хозяйственном отделе вместе с алюминиевым порошком или отдельно в художественном салоне.
Алюминиевая паста (или порошок) служит для лужения деревянной основы. Для работы алюминиевую насту необходимо высушить, растереть в мелкий порошок и просеять. Готовый алюминиевый порошок достаточно только просеять.
Краска. В хохломской росписи используются красная, черная, зеленая,
желтая и коричневая краски. К ним предъявляются особые требования -они должны выдерживать термическую обработку и не выгорать. Поэтому в хохломской росписи применяют термостойкие пигменты: охру, сурик, кадмий, сажу газовую, окись хрома. Термостойкость краски можно проверить. Для этого нужно нанести небольшой мазок краски на металлическую пластинку, расположить ее над огнем; масло, входящее в состав краски, выгорит, далее следует накалить пластину докрасна, а затем постепенно охладить. Если краска термостойкая, то она сохранит свой цвет, только станет чуть белесой за счет выгоревшего масла, а краска, которая превратится в золу, окажется не термостойкой и не пригодной к данному виду росписи.
Лаки. Для получения золотого цвета изделия покрывают масляным лаком и запекают в печи. Для лачения можно приготовить специальный лак. Для этого возьмите 1 объем олифы и 2 объема лака ПФ-283 (бывший С-4). Все тщательно перемешайте, и смесь будет готова для работы Если посуда не предназначена под горячую пищу, то можно обойтись без закалки лака, а для получения "золота" лак нужно подкрасить специальным жаростойким и светопрочным красителем, который сначала растворяют в небольшом количестве растворителя, а затем выливают в лак. В качестве красителей можно использовать анилиновые краски.
Существует специальный пищевой лак МЧ-52, который запекается в пе чи. Он производится на лакокрасочных заводах.
Для олифления можно использовать лак ПФ-283 (бывший С-4), а также другие марки масляных лаков.
Еще одним необходимым материалом для хохломскои росписи является древесина. Предназначенную под роспись деревянную посуду вытачивают на токарном станке или выдалбливают вручную — такие заготовки называются "бельём". "Бельё" изготавливают из хорошо просушенной древесины липы, осины, березы, ольхи. Вид готового изделия во многом зависит от исходного материала. Поэтому немного расскажем об используемых породах дерева.
Липа имеет белый, с легким розовым оттенком цвет древесины. На резных изделиях из липы почти не видно текстуры. Древесина липы мягкая, особенно свежесрубленная, но высохнув, она становится достаточно твердой.
Осина имеет зеленоватый или слегка голубоватый оттенок древесины. На хорошо отшлифованных поверхностях четко различаются годичные слои. У осины легкая и мягкая древесина, прямослойная, с однородным строением. Она умеренно усыхает, мало растрескивается и хорошо раскалывается.
Береза имеет белую древесину с розовым и желтоватым оттенками. Она тяжелее липы, ольхи и осины. Однородная, умеренно крепкая древесина березы хорошо обрабатывается различными режущими инструментами. Полежав долгое время в воде, березовая древесина окрашивается в серый цвет. Такую древесину мастера называют серой березой. Она хороша для токарных работ и художественной резьбы, однако при высыхании часто лопается.
Ольха на свежем срубе имеет древесину белого цвета, но тут же, на глазах, она становится розовой, а затем малиновой. В устойчивый светло-шоколадный цвет с розовым оттенком древесина ольхи окрашивается только после того, как ее высушат и выдержат. Текстура ольхи выражена слабо. Древесина очень легкая, мягкая, при усыхании незначительно уменьшается в объеме и почти не трескается. Она легко и без особых усилий обрабатывается режущим инструментом.
Технологическая последовательность хохломского производства.
Технологический процесс хохломского производства достаточно сложен.
Заготовка: Деревянную посуду, предназначенную под роспись, вытачивают на токарном станке или выдалбливают из просушенной древесины. Такие заготовки называют "бельем".
Готовое изделие нужно еще раз хорошо просушить. Длительность сушки зависит от размера изделия и длится от трех дней до трех недель при температуре 22-28° С. Когда влажность древесины достигнет 6-8 %, сушка закончится. Если деревянная заготовка недостаточно просушена, то при выполнении последующих технологических операций на поверхности белья могут появиться трещины, а лаковый слой может покрыться мелкими пузырьками. За несколько дней до конца сушки желательно поместить белье в более теплое место с температурой около 30° С.
Грунтовка: Просушенная заготовка пригодна к грунтовке. Разведенный до жидкого состояния вал (-жижкая глина для обмазки деревянной поверхности заготовки, чтобы перекрыть поры в ней) нужно втереть в белье с помощью тряпки. Грунтовка должна быть нанесена очень тонким слоем. Затем изделие просушивается в течение нескольких часов при комнатной температуре. После этого наносится второй слой и сушится уже около 10 часов.
Высушенные изделия охлаждают до комнатной температуры и слегка шлифуют.
Чтобы сократить время подготовки изделия к росписи, можно воспользоваться грунтовкой (ГФ-021, № 138). Готовый грунт наносится тонким слоем и просушивается при комнатной температуре в течение суток. Затем изделие шлифуется наждачной бумагой.
Проще всего применять грунтовку из мучного клейстера. Шерстяную ткань промачивают клейстером и обмазывают им изделие. После просушки операцию повторяют еще раз. Окончательная сушка длится 6-8 часов. Затем изделие шлифуется.
Вгонка: Прогрунтованное вапом изделие пропитывается льняным маслом. После этого ему дают вылежаться 40-50 минут. Затем сухой чистой тряпкой удаляют не впитавшиеся в длину излишки льняного масла. После вгонки изделие сушится в шкафу 4-6 часов, где поддерживается температура 50-70° С. Обработанное таким образом изделие имеет прочную оболочку которая закрывает поры древесины и препятствует проникновению внутрь изделия лака и олифы, которые применяются при последующей обработке.
Изделия, пропитанные грунтовкой (ГФ-021, № 138), льняным маслом протирать не нужно. Если после грунтовки обнаружатся трещины или выбоины, их необходимо затереть шпатлевкой ПФ-002. При комнатной температуре данный вид шпатлевки высыхает за 20 часов, а если есть необходимость ускорить процесс, то следует поставить изделие в сушильный шкаф с температурой 60° С. В этом случае изделие высохнет за 6 часов. Для того чтобы не было заметно затертых мест, изделие шлифуют тонкой шкуркой.
Олифление: Грунтованное и отшкуренное изделие покрывается масляным лаком 2 раза. Лак хорошо растекается, образуя тонкий слой, и не оставляет следов тампона или кисти в зависимости от того, чем велось лачение. Тонкий слой лака затвердевает уже через 3 часа, хотя для полного высыхания ему потребуется 1-3 суток в зависимости от марки лака и его консистенции. Поэтому первый слой лака следует сушить в течение суток, а затем нанести второй слой, более густой. Необходимо следить, чтобы лак на поверхности изделия загустел, но пленка еще не образовалась и он некоторое время продолжал оставаться липким.
Лужение: Лужение производят полудой, которую наносят с помощью специального приспособления — "куколки" на липкую поверхность олифы или лака.
Алюминиевый порошок, называемый мастерами полудой, состоит из мельчайших гладких чешуек. Прилипая к лаку, они распределяются на поверхности изделия в несколько слоев, образуя непроницаемый металлический панцирь. Припорашивать изделие следует над широкой чашкой или миской, чтобы порошок не разлетался на стол. Необходимо следить за тем, чтобы на поверхности изделия не оставалось пробелов. Когда вы убедитесь, что изделие покрыто полудой ровно, нужно стряхнуть с него лишний порошок и поставить сушить при комнатной температуре на сутки. После лужения деревянная посуда приобретает ровный металлический блеск и готова для выполнения на ней росписи.
Роспись: Сначала делается предварительный рисунок на подготовленной заготовке. Затем только расписывается. Практически вся роспись ведется на весу. Пролуженную заготовку опирают о колено, придерживая левой рукой, правой ведут роспись. Такое положение позволяет легко поворачивать изделие в любую сторону и под любым наклоном. Рядом на столе удобно располагают кисти, краски, растворители, масло и другие материалы и инструменты, необходимые для выполнения росписи. Кисточку держат вертикально к расписываемой поверхности. Берется она тремя пальцами почти у самого основания. На последние фаланги большого и указательного пальцев правой руки мастер кладет кисть и придерживает ее подушечкой большого пальца. Это позволяет вращать кисть во время письма. Выполняя роспись, иногда слегка опираются на мизинец, прикасаясь им к изделию в тех местах, где еще не нанесена роспись. Кисть с тонким кончиком, поставленную вертикально, ведут к себе, немного вращая в ту сторону, куда изгибается мазок. Это помогает движению ворса кисти, и элемент получается длинный и пластичный.
Лачение: Если расписанное изделие не будет использоваться под горячее, то можно обойтись вообще без термической обработки, а для получения золотого цвета лак подцвечивают специальными красителями.
Если есть необходимость, то можно получить любой оттенок прозрачного лака. Для этого необходимо жирорастворимый светопрочный оранжевый краситель 2Ж развести в небольшом количестве растворителя, а затем вылить лак и тщательно перемешать до получения однородной массы. Изделие, покрытое таким лаком, сушат при комнатной температуре, в течение суток до полного высыхания. Если необходимо ускорить процесс, то можно поставить изделие в сушильный шкаф при температуре 40-60°С на несколько часов. Расписанная поверхность изделия после покрытия подкрашенным лаком так же будет отливать золотом, как и при закаливании.
IV. ГЛАВА.
Изготовление комплекта «Хохлома»
Эскизы будущих работ: http://nsportal.ru/node/994716
Список использованной литературы:
1. Наина Величко ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Роспись. Техника. Приемы – Москва «АСТ ПРЕС» 1999г.
2. Альбом"Народные художественные промыслы России" Сост. Антонов В.П. М.,1998.
3. Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву. - М., 1970.
Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву XV11-XX веков.- М., 1960.
4. Жегалова С. К., Жижина С. Г., Попова 3. П., Черняховская Ю. С. Пряник,
прялка и птица Сирин.-М., 1983.
5. Жегалова С. К., Жижина С. Г., Попова 3. П., Просвиркина С. К., Черняховская, Ю.С. Сокровища русского народного искусства: Резьба и роспись по дереву. -М., 1967.
6. Жегалова С. К. Русская народная живопись. - М., 1984.
Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - М., 1983.
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Учимся ткать миленький коврик
Свадьба в Малиновке
Как нарисовать зайчика
Домик зимней ночью