Проект " Костюмы народов мира" дает возможность познакомиться с культурой народов разных стран, их костюмами .
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 76.5 КБ |
Костюмы народов мира
Авторы:
Захарова Алена Анатольевна
Россия
г. Нефтеюганск
МБОУ «СОШ № 2 имени А.И Исаевой .
9Д класс
Руководитель:
Самарская Снежана Владимировна
Учитель изобразительного искусства
МБОУ «СОШ № 2 имени А.И.Исаевой»
2013
Тема: «Костюмы народов мира»
Автор: Захарова Алена Анатольевна
Город Нефтеюганск
МБОУ «СОШ №2 имени А.И.Исаевой»
Класс 9Д
План исследований
Актуальность темы: Одежда это не только часть материальной, но и духовной культуры разных народов мира, вбиравшая их традиции и мировоззрение от самых истоков цивилизации. В которых отразились многие факторы:- это климат, местные традиции и иностранные заимствования.
Гипотеза: Служит ли народный костюм неотъемлемой частью культуры народа.
Цель: Исследовать, как костюм отражает национальную принадлежность человека.
Задачи:
Этапы реализации проекта:
мира с особенностями костюма и использование традиций в современности;
Описание методов
Основные выводы
Одежда это не только часть материальной, но и духовной культуры разных народов мира, вбиравшая их традиции и мировоззрение от самых истоков цивилизации. Авторами работы сделана попытка узнать, как влияет на создание народного костюма климатические условия, местные традиции и иностранные заимствования. Исследовав особенности природных и хозяйственных факторов, в которых обитал народ, пришли к выводу что одежда, прошедшая в своем развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Что современная одежда не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Коснувшись любого народа и дойдя до наших времен, можно заметить, что современная одежда вбирает в себя не только традиции, но и элементы декора, фасона и цвета прошлого.
Тема: «Костюмы народов мира»
Автор: Захарова Алена Анатольевна
Город Нефтеюганск
МБОУ «СОШ №2 имени А.И.Исаевой»
Класс 9Д
Рецензия
Работа Захаровой Алены «Костюмы народов мира» представляет собой интересное исследовательское творчество. В работе рассмотрены актуальные вопросы, связанные с историей происхождения костюмов.
Основополагающая идея состоит в том, что национальный костюм является неотъемлемой часть культуры народа. Что он не просто так возник, а на протяжении многих лет из поколения в поколения на него воздействовало множество факторов.
Особенно интересным в работе является исследование климатических и хозяйственных условий, духовный мир народа влияющий на создание костюма.
Исследовав тему, автор смог сделать выводы не только о том что одежда это не только часть материальной , но и духовной культуры разных народов , вбиравшая их традиции и мировоззрение от самых истоков цивилизации. Но и пришла к тому, что современная одежда не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций.
Данная работа развивает художественно эстетический вкус, хорошо просматривается заинтересованность учащихся в том, как в современной одежде отражаются признаки старины.
Исследовательская работа Захаровой Алены достойна внимания.
Научный руководитель: С.В.Самарская
Тема: «Костюмы народов мира»
Автор: Захарова Алена Анатольевна
Город Нефтеюганск
МБОУ «СОШ №2 имени А.И.Исаевой»
Класс 9Д
Научная статья
Введение
Вещи, окружающие нас, имеют свою многовековую историю. Они могут многое рассказать о своих создателях и владельцах, о нравах, обычаях и традициях других культур и эпох. Это замечательные свидетельства жизни прошлого, позволяющие увидеть время собственными глазами и даже потрогать его руками. Одной из важнейших составляющих быта всегда была одежда. Костюм дает нам представление о мире, в котором жили, разговаривали, любили. Народный костюм служил наиболее ярким определителем национальной принадлежности человека. Его стиль, конкретный образ складывались в ходе многовековой истории. Его особенности зависели от природных, хозяйственных условий, в которых обитал народ, от домашнего уклада и производственных навыков. В костюме воплощались художественно-эстетические идеалы, находил отражение духовный мир людей. Традиционный праздничный наряд являлся непременным атрибутом обрядов и торжественных церемоний. Если мы отойдем от многовековой истории к современности, то можем заметить на той одежде, которую носят сейчас, отблески той самой старины. Это и фасон одежды, и орнамент и украшения. Желание найти ответы на вопросы как, откуда и с чем связано появление народного костюма и стало основой нашего исследования. Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. В своем проекте нашего исследования мы уделяем внимание костюмам народов пяти континентов. Нас заинтересовали отдельные народы, климат, влияющий на одежду людей, живущих в разных странах. В основу нашего исследования легло не только изучение истории происхождения костюма, но и влияние климата, традиций и духовности мира. Началом нашего проекта стал - русский народный костюм. Мы представляем женский праздничный костюм, который носили в северных регионах страны. Большое внимание мы уделяем странам Азии. Для России страны Азии всегда представляются как некая восточная сказка. Узнать больше о костюмах страны Индии также является предметом нашего исследования. Африканского континента мы выбрали арабский танцевальный костюм. Австралия - на этом континенте мы познакомимся с жизнью аборигенов и их одеждой. На континенте Америке мы взяли бразильский карнавальный костюм.
Русский народный костюм
Как известно, женский русский костюм не был одинаковым на всей территории России. На Севере носили рубаху, сарафан и кокошник, на Юге - рубаху, юбку-поневу и кичку. Женский костюм претерпел в XVI—XVII вв. некоторые изменения. Прежде всего, это коснулось верхней одежды. Древняя «понёва» заменяется в ряде мест другим типом одежды — сарафаном. основным элементом женского русского народного костюма, встречавшимся в большинстве регионов, в особенности северных. Его носили и в будни, и в праздники, и на работе, и дома. Сарафаны шили из цветной материи, украшали галуном, золотым кружевом, дорогими серебряными пуговицами со сканью и зернью. Преобладали красные и синие оттенки ткани. Красный цвет ассоциировался с солнцем, или же служил для отпугивания нечистой силы. Синий цвет наиболее был распространен, так как он использовался для шитья праздничных сарафанов и будничных. Почему он был на столько распространен? Издавна на Руси синий цвет связан с жизнью, с духовной чистотой человека, а так же его мудростью. Обычно именно сарафаны синего цвета служили для украшения набивного орнамента. Сарафан обычно украшали по центру переда вертикальной полосой с позументами или рядом металлических (медных, оловянных) пуговицах. . Сарафан был не только народной одеждой. Его охотно носили горожанки, даже женщины богатых сословий. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение. Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение: "Без креста, без пояса" (быть бессовестным). Пояс носили иногда на талии или чуть выше. Изготавливались пояса часто дома, но некоторые из них покупались на ярмарке или в лавочке. К поясу относились особенно внимательно, так как он выполнял функцию "оберега" - защитника. Часто пояса содержали слова молитвы в орнаменте или слова: "Дарю в день ангела».. Это поверье осталось с языческих времен, когда круг считался защитником от нечистой силы. Ткали пояса иногда очень длинные, так как использовали их в гаданиях(о замужестве), в заговорах от болезней. Украшения среди русского населения рассматриваемой территории можно подразделить на головные, шейные, нагрудные, носимые на руках и украшающие одежду. Самым любимым женским украшением были серьги - посеребренные, позолоченные, закругленной формы со вставкой из цветного стекла. Широко употреблялись разнообразные серьги: "голубцы" с жемчугом, эмалью; ажурные металлические со вставкой и шумящими подвесками, "двойчатки" и "тройчатки"- с бусинами, сердоликами, мелким жемчугом. Из шейных украшений среди русских женщин были распространены стеклянные красные круглые бусы, "янтарь".
Русский народный костюм есть отражение русской духовной жизни, поэтому изучение русского народного костюма не менее важно, чем изучение событий нашей истории. Традиционный русский костюм способствует формированию гармонически развитой личности. Особенно ценен народный костюм как художественный ансамбль. В многоликом современном предметном мире произведения народного искусства особенно радуют глаз своей праздничностью. Черты национального своеобразия, вековые традиции и мастерство ярко проявляются в народном костюме – наиболее массовом виде народного творчества. Искусство вышивки, узорного ткачества, кружевоплетения, низание и другие виды прикладного искусства нашли органическое воплощение в украшении костюма. Традиционный костюм, как целостный гармоничный ансамбль, наделенный утилитарными и эстетическими функциями, уходит из повседневного крестьянского быта. Лишь в отдельных местностях сохраняются в быту предметы традиционной одежды, незаменимые в определенных климатических условиях. Русскую традиционную одежду еще можно повстречать в глубинке, по деревням. Старшее поколение хранит ее как добрую память о своей молодости, о родителях. Но это уже памятники одежды. Линии края, приемы декора народного костюма – неиссякаемый источник творческих поисков и для современных модельеров. Человечество переступило рубеж нового тысячелетия. Каким ему быть? Настало время серьезно подумать об экологии нашей культуры, о сохранности богатейших национальных традициях. Русский народный костюм есть отражение русской духовной жизни. Значит изучение русского костюма не менее важно, чем изучение всех событий нашей истории
Индийский народный костюм
Точной даты появления причудливой индийской одежды назвать нельзя. Но в соответствии с историческими данными древние индийцы просто прикладывали одежду к телу, это были своеобразные шали. Либо же они наматывали лоскуты вокруг тела, которые в последствии стали величаться сари. Индийское сари известно во всем мире. На него идет 4,5-5,5м материала. Под сари поддеваются подходящая по цвету нижняя юбка и короткая блузка чоли совпадающего или контрастного оттенка. Обычно ткань оборачивается вокруг тела так, чтобы широкий вышитый или печатный узор паллау проходил через левое плечо. Нижнюю юбку носят на уровне пупа или чуть ниже, чтобы она помогала удерживать сари. Этот поистине изысканный наряд; сари делают из бесчисленных разновидностей текстиля самой разной фактуры и вида. Одним из украшений в Индии является роспись ног и рук . Хна вообще была для индийских народов культовым растением. Узоры из хны были привязаны отгонять зло и привлекать к человеку все хорошее. Роспись на теле это не только украшение женщин на праздниках, но и символ, и ритуальный обряд, и талисман.
Существовали украшения для волос и лба, серьги, браслеты, надеваемые у предплечья, кольца для пальцев рук и ног, браслеты для ног, пояса с пряжками. Украшения изготовляли также из раковин, слоновой кости, кораллов, жемчуга, из зерен разных злаков, косточек плодов и ягод, бисера, фаянса, лака с цветным стеклом. Основой имущественного положения и кастового различия было качество и количество материала, используемого для костюма, его декор украшения. Индийцы всегда полагали, что с помощью одежды можно выразить свою внутреннюю сущность. Поэтому одежда для них есть продолжение собственного я. Стиль платья, его цвет и орнамент, должны выражать характер хозяина. В Индии сари - не просто вид одежды, но особая традиция, образ жизни, демонстрирующий изящество индийских женщин. Большинство индианок носит сари каждый день своей жизни, и этот предмет традиционной одежды отражает не только верность традициям и богатой культуре, но и личность женщины, носящей его. Многие мужчины находят индианок грациозными и соблазнительными именно благодаря сари, которые они носят.
Арабский костюм
Мудрая практичность, самобытность, многообразие, роскошь — лишь самые общие признаки национальной одежды арабов. Большинство жителей Аравийского полуострова до сих пор носят национальные костюмы и лишь за рубежом надевают европейское платье. Традиционная одежда скрывает тело почти полностью, оставляя открытыми лишь лицо, кисти рук и стопы. Хотя первоначальное назначение одежды состояло в защите от солнца, пыли и песка, эти чисто практические аспекты стали традицией ислама, и сейчас полностью закрытая фигура мужчины или женщины является своеобразным символом образа жизни, освящаемого религией. В прошлом многие женщины носили искусно сделанные лицевые маски и головные платки. И хотя теперь эти одеяния выглядят гораздо проще, важность головного убора остаётся прежней, он — неотъемлемая часть традиционного аравийского одеяния как для женщин, так и для мужчин . Любовь аравийской женщины к тому или иному цвету выражается в её выборе ткани на платье. Тёмные цвета носят все, но в основном их предпочитают пожилые. Большинство женщин любят ткани с контрастными цветными мотивами, особенно если это нарядное платье. Часто такое платье отделывается люрексом, металлическими нитями, бусами и блёстками. В этой большой истории, в широком течении общих исторических и культурных традиций у каждой страны и у каждого народа определялись своя судьба, свой характер, своя музыка, свой общественно-политический строй..Неотъемлемая часть народных праздников — танцы. Возникнув сначала как ритмические телодвижения, они преобразуются затем в небольшие театральные представления. Появляются костюмы, маски заменяют грим, люди играют не только животных, но и людей, действие, как бы примитивно оно ни было, развивается по законам драматургии. Дворцы мусульманских правителей издавна украшались изображениями танцовщиц. Основной доминантой для танцовщиц являлся гарем, но не менее часто сценой служил и базар – самое оживленное место арабских городов и селений. Арабский танец живота имеет много корней. Его истоки прослеживаются на фресках древних храмов Месопотамии, которая находилась на территории Западной Азии. Фрески сохранили красивые изображения танцующих людей. Около 2,3 тыс. лет до н.э. доработанный жрецами "арабский" танец впервые становится ритуальным. Он исполняется только в вечернее время (18-20 часов), на природе или в помещении, и танцуется женой для своего мужа в день годовщины их венчания. Танец стал "вайшьевским" для всех, но потерял ритуальный смысл. В 7 в. н.э. за танцем почти повсеместно укоренилось название "арабского", и все хорошие танцовщицы для повышения профессионализма приезжали в арабские страны.ное, что может быть открыто костюм для выполнять их в точности, чтобы остаться уважаемой сред
Бразильский карнавальный костюм
Бразилия пестрая и непредсказуемая страна. Жаркие городские джунгли и дикие тропические заросли. Традиционный бразильский костюм представляет собой многообразие декоративных элементов , вышивки и игры цвета. Африканские и индейские влияния отразились на всем, это и традиции, одежда и танцы. Первоначальный карнавал полностью изменился под натиском сюжетов чисто африканского происхождения. Костюмы дополнялись разнообразными перьями с целью символизировать человеческое стремление преодолеть проблемы, духовно возродиться. В одежде проявляются яркость, различные вышивки, использование орнамента, разноцветные полоски, шнуровки. Бразилия характеризуется жарким климатом, что тоже не мало отражается на одежде. Это как можно меньше одежды, традиционно купальники, платки. В жизни всегда есть место празднику» - под этим девизом наверняка бы с удовольствием подписались все любители карнавалов, то есть многолюдных празднеств и гуляний со всевозможными костюмированными шествиями, переодеваниями и облачениями в маски. Прообраз карнавалов можно проследить ещё в древнеримской истории - в праздник, посвящённый богу Сатурну, господа переодевались слугами и шутливо прислуживали своим рабам. Однако настоящим карнавалом «запахло» только в средневековой Европе - именно там и тогда, а точнее, в Венеции в XIII веке и появились те народные гуляния, которые получили гордое имя «карнавал». Костюм для бразильской карнавальной самбы состоит из нескольких элементов. Во-первых, это украшение на голову. Часто это разноцветные перья, стразы, головной убор может быть как небольшим, так и даже огромным и довольно тяжелым. К спине танцовщицы может быть прикреплен своего рода "хвост", еще один декоративный элемент, который часто составляет с головным убором единый ансамбль. Следующая часть костюма для самбы - бикини, обычно тоже богато декорированное, расшитое камнями и стразами. Некоторые танцовщицы не закрывают грудь. НА ногах у девушек обычно украшенные стразами босоножки на высоком каблуке или платформе или высокие сапоги, также на каблуке или платформе. Также африканской культурой связана любовь карнавальщиков к природным материалам и щедрому макияжу. Как правило краска наносится не только на лицо, но и на тело, являясь частью костюма. При этом макияж представляет собой ритуальный рисунок, имеющий определенное значение. Помимо бисера и блесток костюмы обильно декорируют различными природными материалами, среди которых драгоценные камни, ракушки, растения, кости. Обычай применять естественные материалы при создании костюма уходит корнями в африканское прошлое Бразильского карнавала. Они выполняют функцию амулетов, призваны помочь их владельцу обрести высшую духовную силу. Бразильский карнавал – самое знаменитое зрелище мира, экзотическая смесь европейской изысканности, древних индейских традиций и обычаев чернокожих рабов.
Одежда австралийских аборигенов
Австралийские аборигены - сама древняя из существующих цивилизаций в мире. Они заселили австралийский материк более сорока тысяч лет назад (если верить другим источникам, то и все 100 000 лет назад), придя из Юго-Восточной Азии. Однако это не только самая древняя цивилизация, но и самая неизученная - культуру австралийских аборигенов принято считать очень примитивной, а их самих чем-то вроде доисторических людей, предками современного человека. В качестве одежды использовались набедренные повязки из растительных волокон и шкур. Скудость одежды аборигенов восполнялась обилием украшений, изготовленных из различных материалов и отличавшихся разнообразием форм. В холода они завертывались в плащи из шкур кенгуру, соединенных сухожилиями. Верхнюю часть тела аборигены Австралии часто просто раскрашивают, а на нижнюю надевают юбки. Аборигены в пустынях западной Австралии изобрели сандалии, чтобы не ходить босиком по раскаленному песку и колючей щебенке. Большое внимание уделялось раскраске тела. Раскраска имела эстетическое (чтобы привлечь внимание представителей противоположного пола), гигиеническое (толстый слой краски, разведенной жиром, предохранял кожу), магическое (необычное сочетание красок могло напугать врага) и символическое (определенный узор позволял определить социальный статус владельца) значения. Изделия из шерсти австралийских овец мериносов очень легкие и необыкновенно теплые, особенно популярны одеяла. Куджи - это одежда, связанная из тончайших разноцветных нитей. Техника куджи пришла из творчества австралийских аборигенов.
Выводы:
Одежда это не только часть материальной, но и духовной культуры разных народов мира, вбиравшая их традиции и мировоззрение от самых истоков цивилизации. Авторами работы сделана попытка узнать, как влияет на создание народного костюма климатические условия, местные традиции и иностранные заимствования. Исследовав особенности природных и хозяйственных факторов, в которых обитал народ, пришли к выводу что одежда, прошедшая в своем развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Что современная одежда не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Коснувшись любого народа и дойдя до наших времен, можно заметить, что современная одежда вбирает в себя не только традиции, но и элементы декора, фасона и цвета прошлого.
"Морская болезнь" у космонавтов
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Прекрасная арфа
О путнике
Свадьба в Малиновке