В данной работе изучена техника холодного батика классического, а также его виды, разработанна поэтапно технология изготовления панно в технике холодного батика.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt._batik.docx | 69.74 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Районный центр дополнительного образования
Творческий проект
« Декоративное панно в технике холодного батика »
Фанаскова Юлия, 11 лет
Студия «Юный художник»,
МОУ ДОД «Районный Центр
дополнительного образования»
Руководитель: Иванова Ю.Н.
Педагог РЦДО
Плесецк, 2011г.
Содержание:
1) История возникновения батика. Горячий и холодный батик.___________3
2) Холодный батик, виды:___________________________________________5
-свободная роспись;_____________________________________________5
-узелковая техника; _____________________________________________6
- «Гутта»;______________________________________________________6
-солевая техника; _______________________________________________8
-монотипия на ткани ;___________________________________________8
-трафаретная роспись; ___________________________________________9
-складной батик;________________________________________________9
-аэрография или техника смещения;_______________________________9
-термический батик. ____________________________________________10
3) Закрепление краски. _____________________________________________10
4) Материалы и инструменты. _______________________________________10
5) Техника безопасности при росписи ткани. __________________________12
6) Технология изготовления декоративного панно в технике холодного
батика. ___________________________________________________________13
3. Заключение. ________________________________________________________13
Список литературы. ____________________________________________________14
Приложения. _________________________________________________________15..
- Актуальность выбранной темы определяется тем, что – это интересная техника росписи тканей становится всё более и более популярной, несмотря на то, что это очень древнее искусство. Познакомившись с этой техникой на занятиях в студии
и изучив некоторую литературу, я выяснила, что техника холодного батика для меня более интересна и доступна.
- Объектом исследования является изделие – декоративное панно в технике холодного батика.
- Предмет исследования раскрывает следующие стороны объекта : материалы и инструменты необходимые для выполнения холодного батика, способы перевода рисунка на ткань, сочетание разных видов холодного батика, способы закрепления красок на ткани, техника безопасности при росписи ткани, технология последовательности изготовления панно.
- Цель проекта – изготовить декоративное панно в технике холодного батика.
- Задачи проекта:
1. Ознакомиться с историей возникновения батика.
2. Определить различие между холодным и горячим батиком.
3. Изучить технику холодного батика и его виды.
4. Изготовить образцы разных видов холодного батика.
5. Ознакомиться со способами закрепления красок.
6. Изучить и подобрать материалы и инструменты для холодного батика.
7. Разработать технологию изготовления декоративного панно.
8. Ознакомиться с техникой безопасности при росписи ткани.
- Гипотеза исследования: создание изделий в технике холодного батика – это доступное и увлекательное занятие для детей 7- 12 лет.
- Методы исследования: изучение литературы, проведение социологического опроса, наблюдение за работой детей на занятиях батиком в студии.
Батик – обобщенное название разнообразных способов ручной росписи по ткани. Родиной батика считается о. Ява в Индонезии, где и по сей день очень популярна одежда, расписанная вручную. В переводе с яванского «батик» означает «рисование горячим воском». Яванский традиционный батик – не просто роспись, он использовался часто в качестве оберега. Классический горячий батик - очень трудоемкий вид росписи. Только подготовка ткани занимала несколько дней.
Роспись делали с помощью изобретенного в 17 веке прибора "чантинга" (тьянтинг, тьянтин). Это небольшой, медный или латунный, сосуд с одним или несколькими носиками, который прикреплен к деревянной или бамбуковой палке - ручке.
Ткань, с нанесенным воском рисунком, на несколько часов погружали в раствор красителя. Во время крашения ткань осторожно переворачивали, стараясь, чтобы восковой слой не растрескался. Потом ткань высушивали и снова наносили воском другие элементы рисунка. Окрашивание производилось от самого светлого цвета к темному. Операция повторялась столько раз, сколько цветов в рисунке. Роспись одного отреза ткани размером 2Х2м могла длится от нескольких дней до нескольких недель.
Вот так выглядит традиционный яванский батик, в котором преобладают яркие цвета.
В Индии и Индонезии росписи чаще использовались для оформления одежды. В Японии и Китае роспись применяли также при создании традиционного для этих стран интерьера: ширм и картин, полных поэтических ассоциаций. Мастера пользовались тушью всего одного цвета, создавая удивительной красоты пейзажи.
Кисть в руке художника то сильно и резко подчеркивала одни элементы, то плавными и нежными растеками обрисовывала другие. Сейчас мы называли бы эту технику свободной росписью. Обязательно асимметричная композиция, полная символических значений и противопоставлений, создает столь привлекательную, неповторимую гармонию.
В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Отсутствие технологически развитых и отработанных приемов, недостаток опыта и неправильно понятая функциональность обусловили значительные колебания художественного уровня изделий. Художники объединялись в артели и занимались производством платков, шалей; очень редко получали большой заказ - театральные и сценические занавеси или шторы для кафе.
В горячем батике вместо пчелиного воска стали использовать парафин и стеарин. Сетка трещин, появляющаяся в процессе крашения в технике горячего батика, считавшаяся дефектом, приобрела значение интересного самостоятельного эффекта и стала неотъемлемой частью и символом этой техники.
С изобретением клейкого материала, названного резервом, получила развитие принципиально новая техника росписи - холодный батик.
2) Холодный батик. Виды.
1.Техника свободной росписи на ткани очень сходна с работой акварельными красками по сырой бумаге. Ее еще называют акварельной техникой.
Свободная роспись по тканям предполагает отсутствие каких-либо резервирующих веществ, ограничивающих растекание красителей по ткани. Поскольку без них трудно получить четкий рисунок, как правило, ткань перед свободной росписью грунтуют, используя концентрированный раствор поваренной соли, растворы и эмульсии высокомолекулярных соединений (крахмала, ПВА, КМЦ, желатина, анальгина и др.). Для набора «батик – хобби» лучше всего подходит КМЦ, продающийся в магазинах в качестве обойного клея. Порошок КМЦ хорошо разводится в теплой воде, щетинистой кистью жидкий клей наносится на ткань, ткань высушивается и дальше по ней можно работать как по акварельной бумаге. Еще один метод свободной росписи представлен ниже.
Этапы работы в технике свободной росписи:
1 этап: ткань, натянутая на раму, равномерно смачивается водой, но так чтобы не стояли лужи, лучше это сделать губкой.
2 этап: нанесение краски широким флейцем на влажную поверхность ткани в соответствии с рисунком (растяжками цвета от светлого к темному и от теплого к холодному).
3 этап: нанесение изображения по чуть влажной ткани темным цветом крупными мазками.
4 этап: проработка деталей рисунка по сухой ткани мелкими мазками.
5 этап: дополнительные эффекты создают капли краски, на которые дули через соломинку (для коктейля). Эти капли можно превратить в причудливые очертания деревьев, кустарников и т.п.
2.Узелковая техника. Неожиданные эффекты и все время разные возникают при работе в этой технике.
Этапы работы в узелковой технике:
1 этап: свободная роспись по фону.
2 этап: высушенная ткань снимается с рамы и с помощью камешков или других аналогичных вещей, нитками согласно рисунку, завязывается несколько узлов на ткани.
3 этап: весь кусок ткани скручивают с двух сторон очень туго и складывают в два-три слоя, туго обвязывая нитками еще раз (плотность перекручивания и завязывания существенно влияет на будущий рисунок).
4 этап: перевязанную ткань опускают в емкость с краской.
5 этап: осторожно вынимаем ткань из раствора, даем стечь, развязываем нити и высушиваем.
3.Техника «Гутта» С применением резервирующего состава. Это самая популярная техника холодного батика,
Эта техника была разработана в начале прошлого столетия русскими художниками, работавшими в росписи по шелку. Техника с применением контурного состава, гарантирует успех даже начинающим.
В холодном батике используется прозрачный резервный состав, растворимый в бензине. Готовый резерв можно купить в магазинах, где продаются товары для художников. Импортные контурные составы могут быть окрашены в различные цвета.
Для нанесения резерва нужна специальная стеклянная трубочка с загнутым носиком и шаровидным расширением для запаса резерва. Импортный резерв обычно расфасован в пластиковые тюбики или флаконы с насадками, из которых его можно наносить непосредственно на ткань.
При нанесении на шелк (если он не загрунтован специально), жидкие краски обычно растекаются по всем направлениям, подчас неконтролируемо и чаще всего без образования четких контуров. Предварительно нанеся резервные средства, можно предотвратить растекание красок и разделить одно цветовое поле от другого. В этом и заключается основной прием техники росписи с нанесением контуров.
Необходимое количество резерва переливают в стеклянную емкость, после этого тюбик или баночку с резервом следует плотно закрыть. Затем резиновой грушей или ртом (но очень осторожно), резерв всасывают из промежуточной посуды в трубочку. Теперь можно нанести резервный состав на ткань. Касаясь ткани загнутым концом трубочки, медленно обведите все контуры рисунка. Чем медленнее вы ведете трубочку, тем толще линии, и тем лучше состав проникает в ткань. При использовании пластмассовых бутылочек и тюбиков со съемными насадками необходимо равномерно выдавливать резерв, чтобы линии были ровными.
Устранение ошибок
Как только нанесенные на шелк резервные линии высохнут, можно продолжить оформление ткани жидкими красками. Каждой художнице, занимающейся росписью по шелку, знакома ситуация, когда разъединяющая линия не "держит". Это проявляется в том, что жидкая краска для росписи по шелку перетекает на соседнее поле. Подобные ситуации являются поводом для огорчений и нарушают процесс росписи.
Для устранения ошибок после высыхания красок проводят пастой новую линию. После высыхания резерва краску пытаются растворить и удалить смоченной в воде ватной палочкой.
Тест на отблеск и воду
Чтобы избежать перетекания жидких красок при росписи сквозь разъединяющие линии, имеет смысл проконтролировать по всей длине полосу, нанесенную контурным средством. Для прозрачного резерва подходит тест на отблеск. Если держать подрамник с натянутым шелком против света, то линии, выполненные контурными средствами, выступают как очень светлые. Если на некоторых участках они выглядят иначе, значит, там это средство недостаточно хорошо проникло в шелк.
Кроме того, проводят тест на воду. Нанесите немного воды вблизи от разделяющих линий. Неплотные участки пропустят воду. Там тоже надо подработать линию, однако, делайте это только после того, как шелк высохнет. Время ожидания можно сократить с помощью фена.
Этапы работы в технике «Гутта»:
1 этап: выстиранный шелк, просушенный, и хорошо отутюженный натяните на раму. Предварительно раму оклейте малярным скотчем.
2 этап: затем перенесите рисунок с эскиза мягким не острым карандашом.
3 этап: следующее, что вы должны сделать, это с помощью резерва провести линию окончания рисунка по всему периметру ткани, линия должна быть обязательно замкнутая, тогда краска не выйдет за ее пределы.
4 этап: обведите карандашный рисунок резервирующим составом, здесь тоже очень важно помнить, что все линии должны быть замкнутыми.
5 этап: после полного высыхания резерва роспись рисунка с помощью разбавленных до нужного тона анилиновых красителей.
4. Солевая техника .Или техника травления с использованием соли.
Причудливые узоры и изумительные структуры, возникающие в результате использования соли при росписи картин, платков, одежды в этой технике буквально завораживают. Причина этому – гигроскопические свойства соли: она поглощает влагу. Результат зависит от величины кристаллов соль.
Этапы работы в солевой технике:
1 этап: на влажную расписанную в свободной технике ткань посыпается соль.
2 этап: важно не перестараться, соль посыпается там, где цветовое пятно необходимо обогатить интересной фактурой.
3 этап: после полного высыхания красок аккуратно удалите кристаллы соли.
5.Техника монотипии по ткани
Техника богатая на эффекты, но трудность в том, что невозможно предугадать, что в итоге получится. Невозможно повторить понравившийся эпизод.
Этапы работы в технике монотипии на ткани:
1 этап: нанесение краски на сухую поверхность ткани поролоновой губкой в произвольном порядке.
2 этап: когда ткань НЕМНОГО подсохнет, снять ее с рамы и заложить на ней несколько больших и малых складок в различных направлениях и прогладить утюгом, так повторить несколько раз до получения нужного эффекта.
3 этап: разгладить ткань окончательно. При глажении влажной ткани в складках получаются своеобразные переходы цвета от темного к светлому, образуя интересный фактурный рисунок.
4 этап: сверху тушью дополнительно можно отпечатать любую фактуру, например лист дерева.
6.Техника трафаретной росписи
Этапы работы в технике трафаретной росписи:
1 этап: прописать фон в технике свободной росписи яркими и светлыми тонами.
2 этап: на высохшую поверхность ткани наложить шаблон, вырезанный из бумаги или картона (можно также использовать куски тюля, кружева или других подобных материалов). Отверстия шаблона покрывают краской textill marabu с солью (верхний красочный слой при этом не смешивается с нижним).
7.Техника витража
Техника получила свое название от сильного сходства цветового восприятия с витражами. Разница лишь в использованном материале.
Этапы работы в технике витража:
1 этап: нанесение черного, золотого или серебряного контура на белую ткань согласно рисунку.
2 этап: после высушивания контура залить изображение различными цветными пятнами (контур будет отделять цвет от цвета, не давая краскам смешиваться).
8.Техника смещения
Эту технику можно назвать импрессионизм в шелке.
Этапы работы в технике смещения:
1 этап: погрузите шелковую ткань в чуть теплую воду, затем хорошо отожмите ткань. Шелк можно спокойно выкручивать, так как образующие заломы дают дополнительный интересный эффект.
2 этап: разложите хорошо увлажненную ткань на стекло или на полиэтиленовой пленке.
3 этап: Сдвиньте ткань, так чтобы одни складки ложились на другие. И побрызгайте на них сверху выбранными вами красками из пульверизатора или с помощью аэрографа.
4 этап: перед каждым новым набрызгом меняйте положение складок, смещая ткань. И каждый новый этап должен подсохнуть.
5 этап: нанеся самые темные краски, их нужно совсем чуть-чуть для глубины рисунка, нужно дать шелку окончательно высохнуть.
6 этап: прежде чем закрепить роспись хорошо отутюжьте ткань.
9.Техника «Термический батик»
Самый простой способ получение узоров на ткани.
Этапы работы в технике термического батика:
1 этап: Предварительно ткань замачивают.
2 этап: Помещают на поверхность устойчивую к влаге и высоким температурам (деревянную или металлическую), складывают мелкими складками и кистью наносят разбавленные растворы красителей.
3 этап: Ткань покрывают калькой, а сверху ставят горячий утюг, аккуратно перемещая его с одного участка ткани на другой до полного высыхания изделия.
4 этап: После ткань разворачивают и проглаживают с изнанки и лица. Без запаривания изделие промывают водой и стирают с мылом.
Для завершающего этапа очень важно правильно закрепить изделие и постирать его. Сначала промываем холодной водой, затем горячей и стираем вручную с мылом. Ткань из натурального шелка после стирки обрабатывают при комнатной температуре в растворе уксуса (2 столовые ложки 9% уксуса на литр воды) в течение 10 минут. Изделия из хлопка, вискозы или льна после ручной стирки следует 2 раза по 5 минут прокипятить в растворе стирального порошка, предназначенного для стирки цветного белья. Гладить изделия нужно еще влажными, сначала с изнанки, а затем с лица.
4). Материалы и инструменты для холодного батика.
Нам понадобится:
1. Ткань. Для холодного батика лучше всего подойдет натуральный шелк: креп-шифон, креп-жоржет, крепдешин, атлас, или другой. Продается практически в любом магазине тканей. Стоит от 120 рублей за погонный метр. Не возбраняется поэкспериментировать и на искусственном шелке. Для начинающих подойдут и более простые недорогие ткани.
2. Краски. Краски для батика продают практически в каждом специализированном магазине для художников. Но часто нужного цвета не оказывается в наличии. Поэтому, прежде, чем отправляться за красками, стоит позвонить в магазин и уточнить. Стоят краски для шелка от 40 рублей за баночку (отечественные) до 150-200 (импортные). Проще всего работать с красками, которые разбавляются водой и фиксируются на ткани утюгом. Так и скажите продавцу, вас поймут. Теперь о цветах. Для начала достаточно купить 4 основных: синий, красный, желтый, черный. Остальные цвета и оттенки можно получать, смешивая краски между собой и разбавляя водой для получения более светлых тонов.
3. Резерв. Этим составом обрабатываются участки ткани, которые впоследствии должны остаться незакрашеными. Нам понадобится бесцветный (прозрачный) резерв. Продаются резервы там же, где краски. Бывают двух видов – в тюбиках и в баночках. С первыми все просто – они наносятся прямо из специальной насадки – «носика» на тюбике. Если покупаете резерв в баночке, то купите еще и специальную стеклянную трубочку, с помощью которой резерв наносят на ткань. Стоит резерв от 40 (баночка) до 150 (тюбик) рублей.
4. Кисти. Лучше всего купить круглые, беличьи кисточки № 3, 5.
5. Канцелярские кнопки (лучше – кнопки-«гвоздики») – ими крепят ткань на подрамнике.
6. Скотч – им обматывают подрамник, чтобы краска не впитывалась в него, а ткань не цеплялась за неровности дерева. Также пригодится для крепления листа с эскизом к подрамнику и ткани.
7. Палитра. Ее заменят крышечки (например, от детского питания), блюдечки, тарелочки. Подготовьте штук 10.
8. Нарезанный кусочками поролон – если будет необходимо закрасить большие участки ткани, например, фон.
9. Ватные палочки – могут понадобиться, чтобы промокать участки росписи, вытирать излишки воды.
10. Бумажные полотенца или обрезки ткани – вытирать кисти.
11. Бумага, карандаш, ластик – нарисовать эскиз.
12. Черный (или другой темный) фломастер – обвести эскиз. Яркий контур лучше будет виден через шелк, когда будете переносить рисунок на ткань.
13. Фантомный маркер. Вещица необязательная, но удобная. Нужен для нанесения рисунка на ткань. Прелесть его в том, что через несколько часов после нанесения линии исчезают и не нужно состирывать набросок, как если бы Вы наносили эскиз простым карандашом.
14. Мелочи.
Нитки или тонкая бечевка для узелкового батика, фен (некоторые не в силах ждать, пока высохнет батик, предпочитают убыстрить процесс), спирт (улучшает растекаемость красок по шелку, дистиллированная вода (лучше разводить ей краски, в ней нет примесей), соль (для «солевого эффекта») и мочевина – тоже для красивого акцента.
5). Техника безопасности в процессе работы над росписью тканей.
Во время выполнения работ, связанных с подготовкой материала к росписи и крашению, необходимо соблюдать правила техники безопасности:
1. Быть крайне осторожными и аккуратными с воспламеняющимися, ядовитыми и сильнодействующими веществами и помнить, что все химические вещества и красители ядовиты.
2. На рабочем месте должны находиться только нужные для работы красители и химические препараты. Посуда с химическими веществами и красителями должна быть плотно закрыта. На ней должны быть этикетки с разборчивым их названием. Не рекомендуется брать препараты руками, пробовать их на вкус.
3.Работу с красильными и химическими растворами необходимо делать при открытых окнах или в помещениях с вытяжным шкафом.
4. Некоторые вещества при смешивании вступают между собой в реакцию, выделяя большое количество теплоты, вследствие чего возможен пожар.
5. Необходимо быть очень осторожным во время изготовления резервных растворов для холодного и горячего батика. Компоненты этих смесей (резиновый клей, парафин, не говоря уже о бензине) являются сильно воспламеняющимися и взрывчатыми веществами, а пары парафина очень вредны. Резервные смеси необходимо варить на закрытом огне в хорошо проветриваемом помещении, при этом нельзя нагибаться над посудой, вдыхать выделяемые пары.
6). Технология выполнения декоративного панно в технике холодного батика.
Ручная роспись ткани – очень древнее и вечно юное искусство.
Что можно сделать из батика?
Что угодно: от настенного панно до летнего пальто, от пастельного белья до накладного воротничка, экраны, ширмы, ковры, носовые платки, абажуры, занавески, шторы, скатерти, салфетки, покрывала, чехлы и даже гамаки.
Никогда не выходят из моды уникальные рукотворные наряды, шарфы, платки, юбки, кашне, палантины и галстуки, расписанные кистью художника.
Изящные расписные открытки и панно станут оригинальным подарком друзьям и знакомым.
Шелковые декоративные платочки подчеркнут стиль костюма.
Легкий шарф – отличное дополнение к любой одежде, придающее ей романтичность и изысканность.
Тонко расписанные платки послужат украшением вечернего туалета, а яркие с простым рисунком – необычным пляжным одеянием.
Портьеры и картины в вашем доме, расписанные вами собственноручно, сделают ваш дом необыкновенным, уютным и запоминающимся.
Роспись и украшение ткани – очень увлекательное занятие, Работа с прекрасным материалом – шелком и красками доставляет большое удовольствие и радость.
Можно ли заниматься батиком, не умея рисовать?
Можно. Роспись ткани в некоторых случаях совсем не требует навыков рисования, - скорее здесь требуется внимание и аккуратность.
Работа в технике холодного батика не требует больших материальных затрат, все материалы и инструменты можно легко найти дома и в художественном магазине. Наблюдая за работой детей в нашей студии, опросив своих сверстников, выполняя этот проект, я пришла к выводу, что холодная роспись по ткани даже для детей моего возраста – это очень доступное, интересное и увлекательное занятие.
В дальнейшем изучив данное искусство глубже, я думаю, что смогу самостоятельно даже в домашних условиях расписать для себя или для близких любое изделие, от открытки и панно до платков и портьер.
4. Список литературы:
1.Дворкина И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. — М.: «Радуга», 2002, 2-е изд. — 2008.
2.Синеглазова М. О. Батик. — «МСП», 2004
3.Журнал: «Валентина». Роспись по шелку. – М.: Издательский дом «ОВА-ПРЕСС». № 1; 1995 г.
4.Кожохина С. К. Батик. Всё о картинах на ткани. - Ярославль: Академия развития. 2000, 144с.
5.Интернет.
Крутильный маятник своими руками
Сказки пластилинового ослика
Лиса Лариска и белка Ленка
Ласточка
Машенька - ветреные косы