При подготовке данного проекта были рассмотрены всевозможные орнаменты, современные и из древности. В каждом из них выявлены элементы симметрии.
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_2.4.5.pptx | 1.29 МБ |
Слайд 1
Симметрия в орнаменте Выполнила: ученица 9В класса Кобец АлинаСлайд 2
Русское орнаментальное искусство находилось под сильным влиянием Востока и Запада. Заимствованы и переработаны были многие формы растительного орнамента. Основным источником служили Византия и Кавказ. Изображение трехлепесткового цветка , именуемого крином, плетение и растительный орнамент, как и многочисленные образы «звериного» стиля, были частыми гостями в декоре тогдашней архитектуры и одновременно украшали листы книжных миниатюр.
Слайд 3
Не все темы, любимые в Византии, могли обрести для себя новую жизнь на Руси. Новые приживались в том случае, если чем-то соприкасались с уже привычными образами и были близки и понятны русским мастерам, получая при этом иную форму, измененную и приближенную ими к своему пониманию . М ногое в создававшемся искусстве было полно желанием оградить человека от всего дурного. Это шло от воззрений язычества, но сохраняло смысл и в христианскую эпоху.
Слайд 4
Народные образы, жившие столетиями, связывались с привнесёнными из других стран. Эта народная струя во многом определила образы и формы русского декоративного искусства, вливая в него всё новые и новые свежие силы. Сюжеты для своих изделий русские мастера черпали, прежде всего из жизни, окружающей природе, из легенд и преданий. Обращались и к смежным отраслям прикладного искусства. В некоторых видах декоративно-прикладного искусства (вышивка, керамика, резьба по дереву), имевших давнее историческое прошлое, до наших дней дошли орнаментальные мотивы глубокой древности, которые отразили истоки сложного содержания символических узоров. Простейшие из них (в виде перекрещённого креста, квадрата, ромба, круга наподобие пиктографического рисунка) являлись условными знаками, символами солнца и считались священными изображениями. Наряду с геометрическим орнаментом, сохранялись традиционные для древнеславянской языческой мифологии сюжеты.
Слайд 5
В XI и особенно в XII в. в Киеве и других городах Древней Руси получил развитие плетеный орнамент и так называемый «звериный стиль», широко распространенный в искусстве Западной Европы раннего средневековья. Плетеный орнамент приходит на смену древнему геометрическому. Он отражает тяготение к причудливости и фантастичности образов. Узоры плетения усиливают нереальность изображения. В киевском искусстве плетение усложнено, линии образуют причудливые рисунки, магическая сторона «звериного стиля» ослабевает и усиливается интерес к декоративности, к самому узору.
Слайд 6
Герб Гербами называются символические изображения, составленные на основе точных геральдических знаков и утвержденные верховной властью. Для определения имени владельца предмета не менее важную роль играла и монограмма. В XVIII и XIX вв. они изображались в таком - сложном переплетении резных и чеканных букв, что монограммы, подобно гербам, часто служили единственным украшением ювелирного изделия. В древнерусский орнамент проникали из Причерноморья через Византию, Иран и Среднюю Азию античные мотивы. Прочно вошли в него творчески переработанные изображения сказочной птицы Сирин, восходящей к эллинистическим сиренам, и получеловека-полуконя, дикого китовраса (кентавра). При всей интенсивности влияния Византии соприкосновение с ее художественной культурой не привело к копированию и близкому повторению византийских подлинников. Русские мастера сохранили своеобразие стиля и выработали свой собственный богатый и оригинальный художественный язык. От византийского искусства они приняли лишь то, что отвечало их вкусам. Они смягчили черты суровости и аскетизма в изображении, а византийские орнаментальные мотивы обрели в их исполнении новое звучание. Знакомство с орнаментацией западноевропейских и восточных изделий обогатило тематику орнаментов.
Слайд 8
Классификация орнаментов 1.Технический. 2.Символический 3.Геометрический. 4.Растительный. 5.Каллиграфический. 6. Фантастический. 7.Астральный. 8.Пейзажный. 9.Животный. 10.Предметный (вещный)
Слайд 9
Технический орнамент Возникновение форм этого орнамента обусловлено трудовой деятельностью человека. Например, фактура поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток ткани при выработке ее на первобытном ткацком станке, спиралевидные витки, получаемые при плетении веревок, и т. п.
Слайд 10
Символический орнамент . Формированию символического орнамента способствовала общность природы условно-символических изображений произведений орнаментального искусства в целом, а сами орнаментальные образы, как правило, представляют собой символы или систему символов.
Слайд 11
Геометрический орнамент . Первоначально этот орнамент возник благодаря слиянию технического и символического орнаментов, образовав более сложные комбинации изображений, лишенные конкретного повествовательного значения. Отказ от сюжетной основы в этом виде орнамента позволил акцентировать внимание на строгом чередовании отдельных природных мотивов. Ведь любая геометрическая форма — это изначально реально существующая форма, предельно обобщенная и упрощенная. Постепенное развитие первоначальных и в то же время основных геометрических форм привело к тем художественным формам, которыми пользуется современное искусство, и которые отличаются особым разнообразием и изяществом в произведениях арабо мавританского и готического декоративного искусства.
Слайд 12
Растительный орнамент . Это самый распространенный орнамент после геометрического, для него характерны свои излюбленные мотивы, причем последние различны в разных странах, в разные времена. Растительный орнамент по сравнению с другими его видами предоставляет наибольшие возможности для создания разнообразных мотивов, приемов исполнения, для оригинальной трактовки формы. Растительный орнамент использует многочисленные формы растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. Это художественная переработка разнообразных форм растительного мира. В руках художника- орнаменталиста первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются и соподчиняются по законам симметрии.
Слайд 13
Каллиграфический (эпиграфический) орнамент . Этот орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в Китае, Японии, Иране и ряде арабских стран, использовалось и в Древней Руси, играя наряду с собственно орнаментикой заметную роль в декорировании различных изделий декоративно-прикладного искусства.
Слайд 14
Фантастический орнамент . В основе этого вида орнамента лежат изображения воображаемого, чаще символического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображением сцен из жизни сказочных животных получил в странах Древнего Востока (Египта, Ассирии, Китая и Индии). В эпоху средневековья он приобрел особую популярность в связи с религиозными запретами (в странах Западной Европы, в Византии эпохи иконоборчества, в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока).
Слайд 15
Астральный орнамент ( о слова «астра» — звезда) утверждает культ неба. Основными элементами являются изображение неба, солнца, облаков, звезд. Наиболее распространен в Японии и Китае.
Слайд 16
Пейзажный орнамент. Главные объекты этого орнамента — самые разнообразные природные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, часто в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента. Особенно большое развитие получил в декоративно-прикладном искусстве Японии и Китая.
Слайд 17
Животный орнамент построен на изображениях птиц и зверей с различной степенью стилизации: как близких к реалистическим, так и условных. В последнем случае орнамент несколько приближается к фантастическому.
Слайд 18
Предметный или вещный орнамент. Возник в античном Риме и широко использовался во все последующие эпохи. Содержание предметного орнамента составляют изображения военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства.
Спасибо тебе, дедушка!
Хитрость Дидоны
Упрямый зяблик
Лиса Лариска и белка Ленка
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца