Цель данной работы выявить степень исследования народных традиций в практике моделирования современного костюма. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что народный костюм - важная часть традиционной культуры . А вопрос о проблемах традиций в народном искусстве актуален всегда.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Народный костюм" | 107.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЗЛОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Конкурс научно-исследовательских, проектных
и творческих работ учащихся
« Шаг в будущее – 2012»
«РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ И СОВРЕМЕННОСТЬ».
Вид работы – научное исследование
НОМИНАЦИЯ: гуманитарных наук
Класс 8
Телефон
Руководители работы – Горшкова любовь Георгиевна,
Щитова Наталья Ильинична.
должность – учитель
преподаваемый предмет: литература, история
телефон 3-38-27
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Калужский народный костюм XVII – первой половины XIX вв.
Глава 2. Из истории народных традиций в практике создания современного бытового костюма.
Глава 3. Творческая трансформация первоисточника при создании современного костюма.
Заключение
Приложения
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к изучению и систематизации материала по русской одежде появился относительно недавно. Лишь в XIX веке родилась идея составления истории русской одежды, и началось собирание и изучение этнографического материала. Стали появляться публикации в журналах, организовываться выставки по пропаганде традиционного костюма.
В середине XIX века на страницах журнала «Современник» рассматривался вопрос об историческом значении народного костюма, о его внутреннем смысле и значении в общем человеческом развитии.
На страницах журнала спорили о том, какому костюму отдавать предпочтение – народному или модному ( европейскому). Одни объявляли себя сторонниками русского кафтана, другие – фрака: при этом поклонники народного не отвергали общечеловеческого начала, а защитники европейской моды не отвергали народного.
Однако, как отмечалось на страницах журнала, ни те, ни другие не обращали должного внимания на личность. А ведь народное и общечеловеческое – это два идеальных полюса, под непрерывным и неизбежным действием которых формируется живая, реальная личность человека.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что народный русский костюм – важная часть традиционной культуры, а вопрос о проблемах традиций в народном искусстве достаточно актуален и всегда интересовал исследователей. Современный образованный человек не должен оставаться равнодушным к тому, что веками создавал народ, а сегодня является достоянием культуры.
Гипотеза исследования состоит в том, что, современный костюм – бытовой и сценический, будет прогрессивно развиваться, если глубоко изучать традиции.
Цель работы: выявить степень использования народных традиций в практике моделирования современного костюма.
Задачи:
области
выявить его значение для современного костюма;
своеобразие.
Объект исследования: исследование народного костюма Калужской области.
Предмет исследования: выявление связей между народными традициями в создании современного бытового костюма.
Источниками работы стали материалы архива краеведческого музея, художественного музея, периодической печати. В ходе работы использованы следующие теоретические методы: анализ, сравнение. Эмпирические: изучение документов и литературы, изучение результатов деятельности.
ГЛАВА 1. КАЛУЖСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ XVII –
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.в.
Народный костюм занимает особое место в культурном наследии нашего народа. Как яркий информационный источник, он отражал в своём составе и декоре территорию проживания отдельных народов и их контакты с соседями, семейный и социальный статус, хозяйственную деятельность. В традиционном костюме пересеклись мировоззренческие и эстетические представления народа, утилитарность и декоративность. Народный костюм на протяжении столетий не оставался неизменным, а развивался вместе с ходом истории, приспосабливаясь под новые условия жизни его носителя. Вопрос о проблемах традиций в народном искусстве достаточно актуален и всегда интересовал исследователей.
При изучении русского национального костюма внимание исследователей привлекала в основном одежда крестьян страны и её отдельных регионов, как наиболее полно и долго сохранявшая традиционные национальные формы. А костюм городского населения не привлекал столь пристального внимания.
Но всё же в рамках изучения феодального города немало сделано для выявления особенностей одежды горожан, при том и в ранний период. Не забыт был и костюм более позднего времени, в основном дворянско-чиновнический XVIII - начала XX вв., развивавшийся в русле общеевропейской традиции.
В начале XX века в Петербурге была устроена международная выставка костюма, где широко демонстрировались исторические и современные костюмы центральных губерний России. Отмечался высокий художественный вкус создателей одежды, нашедший своё отражение в покрое, орнаментах, цветовых сочетаниях.
В 1902 году в Петербурге в здании Таврического дворца была устроена Всероссийская кустарно – промышленная выставка. Калужская губерния представляла интересную коллекцию сукна, вышивок.
В своей книге «Русская одежда» (Спб.,1901) П. Шипов уделяет особое внимание русской традиционной одежде. Он выступает против тех, кто в России носит европейский костюм, стыдясь русского. Его возмущает равнодушие к национальной идее, к славной истории страны, с которой самобытная, красивая русская одежда неразрывно связана.
Он упрекает и тех, кто ссылается на то, что европейская одежда в России – одна из форм великого преобразования России, а потому, якобы, и нечего возвращаться к старине, т.е., надо отказаться от неё. В самой сущности европейского костюма прослеживается и сохраняется тип народной одежды.
XIX вв.
Однако на региональном уровне надолго оставался малоизученным костюм жителей средних и небольших городов, которые в основном сохраняли приверженность к традиционным формам национальной одежды, несмотря на введение в начале XVIII века европейской моды, прочно утвердившейся в крупных городах и столицах. В этом плане обращение к калужскому городскому костюму может представлять немалый интерес, дополняя сведения о провинциальном городском костюме в целом и позволяя при этом выделить локальные особенности бытования одежды в конкретном городе. Тем более тема калужского костюма раннего времени является почти «белым пятном» в региональной этнографии. Только в некоторых исследованиях по городскому быту конца XIX – начала XX вв., можно найти отдельные упоминания об одежде калужан.
К началу XVII века относятся интересные упоминания в письменных источника об одежде калужан. К ним относятся упоминания о мастерах, изготовлявших одежду, свидетельства иностранных и отечественных путешественников XVII – XVIII веков.
В городской одежде, в отличие от крестьянской, подчёркнуто выражен социально-психологический характер, который очень метко ещё в 1724 году определил писатель-публицист, знаток городской жизни, русский купец Иван Тихонович Посошков (ок. 1652 – 1726гг.) В своей «Книге о скудности и богатстве», впервые изданной лишь столетия спустя после его смерти, он писал: «Не весьма право, когда посадские люди украшают себя паче меры своея. А жён своих и детей нампаче того – со излишеством украшений, и в том украшении излишнем себя отощевают… А ныне таковых много есть, что тысячи две-три имеет, а ходит в сером кафтане, а у иного и ста рублей нет, а он носит платье против тысящника». И это несмотря на то, что сословный характер костюма закреплялся законодательством: « …чтобы всякий чин своё определение имел, посадские люди и всё купечество собственное своё платье носили, чтобы оно ничем ни военному, ни приказному люду согласно не было».
Платье носили бережно, с чётким разделением на рабочую, повседневную и праздничную. Такое отношение к одежде становится понятным, если учесть, что отечественное фабричное производство тканей возникло в начале XVIII века, достигнув заметных успехов лишь к концу столетия; до этого времени ткани были привозными, в импорте преобладали восточные ткани, а с конца XVII века появляются западноевропейские. Высокая стоимость узорных шёлковых тканей, бархатных, парчовых тканей, делала их доступными только для очень богатых горожан, а состоятельные имитировали узоры привозных тканей. Одежда изготовлялась из меха, определённые сорта которых были также дороги, как и привозные ткани, поскольку были одним из основных предметов экспорта. Шубы на дорогих мехах – бобровом, куньем, выдры – были доступны очень состоятельным горожанам. Люди среднего достатка шили одежду на лисьем, волчьем, беличьем и заячьем меху. Только бедные горожане носили овчинную одежду, которая считалась крестьянской. А в XVI – XVII вв., меховые шубы стали сверху покрывать тканью, и носились они всегда мехом внутрь.
Очень важное значение имел покрой, одежда большинства горожан в ранний период шилась по единому традиционному покрою.
Очень ценное свидетельство о калужском женском костюм середине XVII века оставил в своём «Описании путешествия в Московию» Адам Олеарий, немецкий учёный и путешественник, посетивший Россию в составе посольства 1633 – 1639 г.г.
Гравюра, о которой пойдёт речь, пока единственное изображение калужского городского костюма середины XVII века. На одной из них представлена зажиточная калужанка в зимней одежде (приложение 1, рис.1) состоящей из сарафана с сорочкой, поверх которого надета короткая, до талии, вероятнее всего безрукавная душегрея. Верхняя одежда – телогрея на меху, покрытая узорной тканью, длиной немного выше колена, завязывающаяся у горловины. В этом предмете одежды любопытны узкие рукава длиннее рук, с прорезями в верхней части. « Долгие рукава» было особенностью свадебного женского крестьянского костюма Перемышльского и Лихвинского уездов Калужской губернии второй половины XIX века. В обрядовой крестьянской одежде дольше всего сохранялись черты древнего покроя, к тому времени совершенно исчезнувшие в городском костюме.
Интересен также женский головной убор, полностью закрывающий волосы. Кокошник замужней калужанки был с закруглённым верхом, в виде полумесяца обрамлял лицо и сверху был задрапирован тонкой тканью. Локальное своеобразие костюма подчёркнуто именно головным убором.
На другой гравюре (Приложение 1, рис 2) изображён девичий калужский костюм середины XVII века, который отличается от предыдущего женского отсутствием верхней меховой телогреи и совершенно иным головным убором. В данном случае девичий головной убор в виде повязки с нашитыми украшениями и жемчужной поднизью довольно схематично. Но традиция его ношения подчеркнута верно – девичья повязка оставляла открытой длинную косу.
В 1804 г. Автором местного периодического издания «Урания» есть интересное упоминание об одном виде старинной одежды: «Есть еще род старинного и совсем отменного от прочих одеяния, однорядками называемого, которые носят одни только пожилые женщины». Однорядка была верхней осенней одеждой, которая шилась из сукна или плотной шерстяной ткани, длиной до щиколоток, без воротника, свободного раскошенного покроя.
Женский городской костюм начала XIX в. зажиточной калужанки состоял из длинной юбки из плотной шелковой ткани с тканым цветочным орнаментом, наплечная епанча (короткая до талии, раскошенная безрукавка), простеганная холстом с подкладной из набойки. В качестве верхней одежды служила раскошенная накидка на плечи длиной до бедер, без рукавов. По форме эта накидка напоминает меховую телогрею.
В середине XIX в. в городском костюме происходит сложный процесс отхода от традиционных форм национальной одежды. По сообщению корреспондентов Географического общества, в это время комплект одежды с сарафаном, рубахой и кокошником встречался в основном в небольших уездных городах. В Мещовске, Медыни, Лихвине, Перемышле молодые горожанки носили дома костюм с китайчатым сарафаном, сорочкой и телогреей. Но на улице они появлялись в длинных платьях, чепцах и шляпках, кокошники и безрукавные епанчи, по сообщению тех же корреспондентов, встречались в этих городах в основном у пожилых женщин.
Приверженность к традиционным формам национального костюма дольше сохраняли средние слои горожан – мещане и небогатое купечество, как в Калуге, так и в уездных городах, которые остались последними «островками» бытования старинного костюма, который почти полтора столетия составлял достойную конкуренцию введенному петровскими реформами европейскому, а по народному определению – «басурманскому» костюму. Социальной средой столь длительного бытования старинного костюма, как мы имели возможность убедиться на примере Калуги, были жители средних и небольших городов России.
ГЛАВА 2. ИЗ ИСТОРИИ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРАКТИКЕ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННОГО БЫТОВОГО КОСТЮМА.
В первые годы Советской власти был очерчен круг задач, с одной стороны, касающихся искусства нового костюма, а с другой – связанных с развитием швейной промышленности. Уже тогда подчеркивалась необходимость проникновения искусства в обиход, практическую деятельность, в различные отрасли возрождаемой промышленности. Особая заслуга в становлении советского бытового костюма принадлежит Надежде Петрове Ламановой – подлинному художнику по костюму.
Н.П. Ламанова первая в мировой практике создания костюма обратилась к народному (национальному) костюму. Она тщательно изучала особенности русской народной одежды, отыскивала в них простоту и целесообразность, которые можно было использовать в современном костюме. Она утверждала, что основные формы народного костюма всегда мудры. В рубашечном покрое, например, её привлекали элементарность кроя, экономный расход ткани, дешевизна готовых изделий. В ее работе всегда преобладало образно-эмоциональное начало: носителями его были цвет и орнамент. Используя народные принципы орнаментации одежды, художник располагала вышивку в определенных, продиктованных конструкцией модели местах: в области груди, плеч, внизу на рукавах, по низу платья. Чаще всего она брала подлинные старинные орнаменты (в виде полосы или каймы, частей салфеток, концов полотенец). Ритм декоративного оформления соответствовал общему силуэту и характеру покроя.
В платье рубашечного покроя узкие полотнища крестьянских полотенец, используемые целиком, композиционно образовывали своеобразный передник. Простое платье из прямоугольников черной и суровой редины, пересеченных по вертикали и горизонтали кружевной прошивкой, у пояса и проймы отделанное полосками полотна, было иллюстрацией контраста различных форм, создаваемого образной орнаментацией. Оригинальные ансамбли Н.П. Ламановой и В.М. Мухиной, отличавшиеся безупречным вкусом и высоким творческим мастерством, получили на всемирной выставке в Париже в 1925 г. Гран-при за национальную самобытность в сочетании с модным направлением (Приложение 2)
Нами проведена работа по выявлению степени использования народных традиций в практике моделирования современного костюма.
Объектом изучения явились «журналы мод» - центральные издания, рекламирующие моду. Изучены модели, опубликованные с 1970-2000 г.
Выделены модели, в которых исходными в творческой деятельности явились: форма, конструкция, материал, способ ношения, ассоциация народного костюма.
При создании современного костюма идет процесс творческого переосмысления традиций народного костюма с учетом современных условий. Характерно стремления художников выявить по новому декоративные возможности современных материалов, обыграть их природную, естественную структуру.
Художники предлагают не этнографический, а вполне современный костюм, используя простоту народного кроя – конструкции русской рубахи и косоклинного сарафана, душегреи и поддевки. Отсюда ведут свое происхождение столь популярные низкие проймы, рубашечный рукав прямой или с ластовицей. (Приложение 3 ?)
Одежда, выполненная по народным мотивам, отличается большим разнообразием отделки, для чего используются гладкокрашеные вставки тканей, вышитые полосы, ленты, кружево.
Композиционное расположение вышивки или другой отделки в одежде определяется своими традициями. Наиболее часто декор располагается на зрительно просматриваемых участках рукавов (особенно у линии плеча), у ворота, в области груди, вдоль швов, в большинстве случаев по низу модели.
Среди вышивок русских областей народная калужская вышивка отличается особой декоративностью и выразительностью. Яркая и красочная, она богата изобразительными мотивами, переданными своеобразным приёмом вышивания – «цветной перевитью». На насыщенном красном фоне этой строчевой вышивки (строченая вышивка исполняется на сетке, образованной путём выдёргивания из ткани поперечных и продольных нитей. В цветной перевити сетка, являющаяся фоном для вышивания фигур, густо перевивается цветными нитками) чётко выделяются белые фигуры людей, коней, птиц, узоры растительного и геометрического характера. Отдельные вкрапления синего, жёлтого, иногда зелёного цвета, оживляя фигуры и вплетаясь в фон, усиливают общую красочность вышивки. (Приложение 4)
Художники Домов моделей, обращаясь к русскому народному костюму, отталкиваются от самых разных его традиций. В своих работах в одних случаях они используют конструкцию, характерный декор, фактуру ткани: в других случаях исходным в работе художников является принцип композиции народной одежды, а также её художественный образ в целом очень сложно, порой, даже невозможно выделить какой-то один путь обращения к традиции, так как главными является не подражания ей, а творческое ее использование, переосмысление и создание на этой основе совершенно новых современных образцов. В этом-то и состоит живое развитие традиций, когда они воспринимаются не как сухой набор технических приемов, застывших в статике.
В начале 70-х г.г. художники обратились к непреходящим ценностям народного творчества. Это позволило советскому моделированию занять прочные позиции на международной арене. Ни одна международная выставка советского костюма не обходится без моделей, разработанных по мотивам русской народной одежды.
В настоящее время изменился подход к принципу использования фольклорного материала в современной одежде: основную роль в проектировании играет образное решение модели.
Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял свое место в общем широком международном русле моды.
Проведенные исследования показали, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.
Изучение и творческая трансформация народного костюма способствует развитию, обновлению и обогащению современного костюма. Поэтому требуется особенно тщательное изучение и знание народного костюма.
ГЛАВА 3. ТВОРЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПЕРВОИСТОЧНИКА ПРИ СОЗДАНИИ СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА.
Возникновение замысла (идеи) произведения у художника появляется в результате наблюдения и оценки реальной действительности. Работая над новой идеей, формой будущего произведения, художник обращается к различным источникам творческого процесса. Основным источником является сама жизнь, все ее проявления. (Приложение 5)
Народный национальный костюм – отнюдь не застывшая в своих формах неизменная категория. Народ вырабатывал и сохранял для костюма формы, в наибольшей степени соответствующие характеру его занятий, быту, географическим и климатическим условиям, отвечавшие эстетическим представлениям о красоте.
В вопросе эстетического решения костюма народ исходил из красоты материала, формы и конструкции вещи. Нарядная одежда из холста и шерсти, сохраняя натуральный цвет волокон, являлась хорошим фоном для орнаментирования. Одежда из тонких тканей украшалась вышивкой, которая располагалась по линиям швов, краям, соединяя отдельные части в единое целое.
Художник, занимающийся созданием современного костюма, в своей деятельности не должен копировать формы народного, исторического искусства или существующие в природе; он достигает выразительности и образности путем осмысления первоисточника средствами ассоциативного представления. Это представление является важным фактором при создании костюма, оно позволяет достичь разнообразия видимого образа, достичь новизны решения.
Творческая трансформация первоисточника начинается со сбора материала. Это наиболее трудоемкая и важнейшая часть работы художника. Первоисточник для художника – это тоже, что мелодия, такт, мотив для композитора, который по-своему добивается новой выразительности, нового содержания. Однако строя композицию на основе первоисточника, нельзя полностью использовать старую форму. Не копирование старого, а осмысление его богатства и создание новых, интересных предложений.
Особый интерес к народному костюму проявляется в настоящее время. При создании современного костюма идет процесс переосмысления традиций народного костюма с учетом развития искусства, науки, промышленности, новых форм быта. Сегодня национальные мотивы в наиболее интересных современных моделях больше угадываются, чем акцентируются. Черты национального своеобразия проявляются в моделях, выполненных из материалов, близких по структуре и орнаменту к домашнему (ручному) ткачеству или народным набойкам. (Приложение 6)
Первоисточник может подсказать также создание отдельных образцов логичных форм, оригинальных конструкций, интересных композиций, фактурных и орнаментальных решений материалов и трикотажных полотен, что в целом способствует обновлению и расширению ассортимента современных швейных, текстильных, трикотажных и других изделий легкой промышленности. Изучение и творческая трансформация народного искусства способствует развитию, обновлению, обогащению современного костюма, созданию в нем своеобразного национального колорита.
В процессе обучения будущих проектировщиков одежды, дополнений к костюму происходит процесс приобщения молодежи к искусству народного костюма. Студенты в процессе выполнения заданий по композиции костюма также учатся творчески трансформировать первоисточник при разработке моделей современных изделий. Идет разнообразный поиск решения современного костюма на основе народного. При этом вырабатывается творческий почерк, достигается разнообразие решений творческого замысла.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев, открывают перед специалистами прекрасное народное искусство, являются свидетельством неиссякаемой фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочность элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора и особенно вышивки – это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.
Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие современного искусства. Это относится и к созданию костюма – бытового и сценического.
Современный специалист не должен оставаться равнодушным к тому, что веками создавал народ, а сегодня является достоянием национальной культуры.
При создании современного костюма идёт процесс творческого переосмысления традиций народного костюма с учётом современных условий. Широко применяются отечественные ткани. Национальные мотивы в наиболее интересных моделях больше угадываются, чем акцентируются. В моделях используются ситцы, сатины, льняное полотно, пестроткани, ткани с рисунками. Художники – модельеры, конструкторы используют в современных костюмах простоту народного кроя – конструкцию русской рубахи и косоклинного сарафана, душегреи и поддёвки. Отсюда ведут своё происхождение различные конструкции проймы и оката – низкие проймы, рубашечный покрой рукава.
Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает костюм органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует всегда принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода – явление интернациональное; поэтому было бы неправильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира.
Колдовская сила русского костюма так велика, что, как нам кажется, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от нее. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм и сейчас. В России действуют музеи с экспозициями народного костюма. В краеведческом музее г. Калуги ярко представлен народный костюм XIX в.
БИБЛИОГРАФИЯ
3 . Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма.М.: изд. «Молодая гвардия» 1988.
4. Пармон Ф.М. Русский народный костюм. М.: 1994.
5. Русский народный костюм. Из собрания государственного музея этнографии народов СССР. Ленинград: «Художник» 1984.
6. Сафонова Г.Б. Народная вышивка Калужского края. Калуга: 1994. 6. Вышивка и народный костюм Калужского края по материалам частных коллекций. Калуга: 1997.
7. Шереметева М.Е. Женская одежда в бывшем Перемышльском уезде Калужской губернии. Калуга 1929 .
8. http:www. rae.r u/ form 2012/б/33
9. . http:www. Bestreferat . Ru.
Мороз Иванович
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Компас своими руками
И тут появился изобретатель