1. Краткая характеристика ребенка
Общие сведения о ребенке. Елена, 7 лет, 1 класс, посещает кружок вязания и танцевальный. Мама медсестра, папа военный на пенсии, семья полная.
Группа здоровья ребенка первая, атлетического телосложения, физическое развитие соответствует возрасту.
Условия семейного воспитания. Семья многодетная, четверо детей, Лена – младший ребенок. Родители имеют средне-специальное образование. Психологический и нравственный климат в семье положительный, общение между родными спокойное, доброжелательное. Родители не имеют вредных привычек, занимаются образованием и воспитанием детей.
Интересы ребенка. Лена любит рисовать, предпочитает этим заниматься самостоятельно. Вызывают интерес у ребенка уроки математики, природоведения, физкультуры, музыки. С удовольствием выполняет домашние обязанности.
Волевые качества развивает, стремится добиваться поставленной цели, отмечаются такие черты характера, как настойчивость, самостоятельность, старается сдерживать свои эмоции.
Лидерские качества развиты недостаточно (но желает быть лидером среди сверстников), мало коммуникабельна с детьми и педагогами.
Уровень притязаний и самооценка. Самооценка ребенка слегка занижена, отмечается нерешительность в попытках общения с взрослыми и сверстниками, охотно соглашается и справляется с любым предложенным (соответствующим возрасту) видом деятельности (игра, труд), адекватное отношение к своему внешнему виду.
2. Диагностики способностей
Цветные прогрессивные матрицы Раввена
Описание методики. Прогрессивные матрицы Равена (Raven Progressive Matrices) предназначены для определения уровня умственного (интеллектуального) развития испытуемых в возрасте от 4,5 до 65 лет и старше. Матрицы Равена могут применяться на выборках испытуемых с любым языковым составом и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития.
Поскольку известны три варианта матриц Равена, то следует заметить, что каждый из вариантов предназначен для проведения диагностической работы с определённым контингентом испытуемых.
Лена, 7 лет.
Ответы
1. 4 +
2. 5 +
3. 1 +
4. 2 +
5. 6 +
6. 5 +
7. 3, 2
8. 3 +
9. 5
10. 5
11. 3 +
12. 5
Итого 67%. Средний интеллект, уровень III+ (оценка лежит между 25% и 75%).
«Средний интеллект», если оценка лежит между 25% и 75%;
III+, если оценка выше, чем медиана или 50%;
III-, если оценка ниже, чем медиана.
3. Диагностики креативности.
Тест Торренса «Круги»
Оценка способностей творческого зрительного воображения. Для детей от 5 лет
Лена, 7 лет
Описание. Тест Е. Торренса является самым валидным и надежным стандартизированным инструментом, позволяющим измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности.
Методическое руководство данной диагностики представляет собой первую русскоязычную адаптацию всех вербальных и образных субтестов методики. Исключительное значение теста креативности Е.Торренса обусловлено также отсутствием отечественных тестов на креативность.
В руководстве описана психодиагностическая процедура, подробно, на конкретных примерах, объясняется алгоритм обработки результатов, приведены нормативные данные для возрастного диапазона 5-17 лет и протоколы реальных обследуемых с заключениями по результатам тестирования.
Тест Е.Торренса рассчитано на широкий круг специалистов, работающих в области практической психологии.
Лене предложен лист бумаги, форматом А4, где нарисованы 25 кругов Испытуемой необходимо дорисовать каждый круг до целостного изображения. Время испытания ограничено—5 минут.
Оценки
1.Беглость (количество созданных изображений) — каждый рисунок — 1 балл. Первое изображение выполнено верно: в середине круга Лена нарисовала цветок (без стебля) – 1 балл. Далее Лена стала рисовать второй цветок со стеблем, траву не по заданию, добавила стебель первому цветку, обвела его красным цветом.
2.Гибкость (число использованных категорий (классов) изображаемых объектов: природа, предметы быта, наука и техника, спорт, декоративные предметы (не имеют практической пользы)) — 1 балл за каждую категорию. Лена использовала только одну категорию изображаемых объектов – цветы. 1 балл.
Результат: Лена, 7 лет — беглость выделения групп объектов составила — 1 балл; гибкость —1 балл. Итого: 2 балла (из возможных 10-14 баллов по возрасту).
Тест-опросник Г. Дэвиса
Для определения степени выраженности креативности как качества личности я использовала легкий в использовании и обработке опросник Г.Дэвиса
Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.
Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Нужно помнить, что это еще нереализованные, «дремлющие» способности.
1 да
2 нет
3 да
4 да к
5 нет к
6 да к
7 да к
8 да к
9 нет
10 да к
11 да
12 да к
13 да
14 да
15 нет к
16 нет
17 да к
18 нет к
19 да к
20 да
21 нет к
Итого: 12 ответов показателей креативности. Сумма соответствующих ответов приближается к числу 15 (показатель творческих способностей), поэтому можно сделать вывод, креативность у Лены находится в «дремлющем состоянии» в силу своего возраста. Творческие способности ребенка необходимо развивать, родителям и педагогам присматриваться к интересам Лены, узнавать и поддерживать любимое занятие девочки (то есть то, что ей нравится).
Ассоциации и творческое мышление
Категория: игра, конкурс. Цель: активизация творческих способностей. Возраст: 7 лет. Количество участников: 1 человек. Материальное обеспечение: бумага, ручка для участника.
Правила. Предлагаю Лене три случайных слова (существительные нарицательные). Ей требуется за 5 минут сочинить рассказ из нескольких (не менее трех) предложений, каждое из которых должно содержать все три заданных слова (разрешается изменять падеж и число слов).
Даны три слова: кирпич, стакан, шляпа. Напиши несколько (не менее трех) предложений, связанных между собой по смыслу, желательно в виде рассказа. В каждом предложении необходимо использовать все три слова.
Лена, 7 лет. Человек и мышка поехали в город и пошли строить дом из кирпича. Половину построили, а потом была жара, солнце. И они надели шляпу. И им захотелось пить, он взяли стакан воды и попили. Они построили дом, а потом еще один дом построили.
Рассказ имеет начало, развитие и логическое завершение, есть действующие герои. Для уровня 7 лет рассказ мало содержателен.
Рекомендации родителей и педагогов: развивать речь, мышление и воображение ребенка, обогащать чувственный опыт девочки, делиться впечатлениями.
4. Результаты и анализ опроса родителей
Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (5-10 лет)
Лист ответов
Имя ребёнка, возраст _Лена, 7 лет___________ класс__1__________
1+ | 2+ | 3+ | 4 + | 5+ | 6 + | 7 + | 8+ | 9 0 | 10+ |
11 0 | 12 0 | 13+ | 14+ | 15+ | 16+ | 17+ | 18 0 | 19 0 | 20++ |
21+ | 22+ | 23 0 | 24+ | 25 0 | 26+ | 27+ | 28+ | 29+ | 30+ |
31+ | 32+ | 33 0 | 34+ | 35+ | 36 0 | 37+ | 38 0 | 39 0 | 40++ |
41+ | 42+ | 43+ | 44+ | 45+ | 46+ | 47+ | 48+ | 49 0 | 50+ |
51+ | 52+ | 53 0 | 54+ | 55 0 | 56+ | 57+ | 58+ | 59+ | 60+ |
61 0 | 62 0 | 63+ | 64+ | 65+ | 66+ | 67+ | 68 0 | 69+ | 70+ |
71+ | 72+ | 73+ | 74+ | 75 0 | 76+ | 77+ | 78+ | 79 0 | 80+ |
Интеллектуальная | Творческая | Академическая | Художественно-изобразительная | Музыкальная | Литературная | Артистическая | Техническая | Лидерская | Спортивная |
Вывод. Высокая степень развития у ребенка следующих видов одаренности: художественно-изобразительная, артистическая, спортивная; девочка имеет склонности к интеллектуальной, творческой, литературной деятельности; сложнее дается академическая, музыкальная, техническая деятельность; мало имеет лидерских качеств.
Карта интересов для младших школьников.
Дата _09.11.2013________ Имя, возраст__Лена, 7лет__________
Ответы ребенка и мамы |
| р | м |
| р | м |
| р | м |
| р | м |
| р | м |
| р | м |
| р | м |
| 1. | + | + | 2. | + | + | 3. | + | + | 4. | + | ++ | 5. | + | ++ | 6. | + | + | 7. | + | ++ |
| 8. | + | - | 9. | + | - | 10. | + | ++ | 11. | + | ++ | 12. | + | - | 13. | + | + | 14. | + | + |
| 15. | + | + | 16. | + | + | 17. | + | + | 18. | + | + | 19. | - | - | 20. | + | + | 21. | + | + |
| 22. | + | - | 23. | + | + | 24. | + | + | 25. | + | + | 26. | - | - | 27. | + | + | 28. | + | ++ |
| 29. | + | + | 30. | + | + | 31. | + | + | 32. | + | ++ | 33. | + | ++ | 34. | + | + | 35. | + | + |
| Математика и техника | Гуманитарная сфера | Художественная деятельность | Физкультура и спорт | Коммуникативные интересы | Природа и естествознание | Домашние обязанности, труд по самообслуживанию |
Результаты тестирования мамы и ребенка показывают, что у Лены преобладают интересы к художественной деятельности, физкультуре и спорту, природе и естествознанию, а также девочка с удовольствием выполняет домашние обязанности и имеет навыки по самообслуживанию. Из ответов мамы видно, с ребенком следует больше заниматься по математическим и гуманитарным наукам. Оба участника тестирования (мама и Лена) сообщают, что коммуникативные способности развиты слабо. Поэтому следует больше внимания уделять взаимодействию ребенка с другими людьми, вводить в различные ситуации общения, создавать игровую деятельность для развития коммуникации.
Тест «Не живёт ли рядом с вами вундеркинд?»
1. 0
2. 0
3. 0
4. 0
5. 0
6. 0
7. 0
8. 1
9. 2
10. 1
11. 0
12. 2
13. 0
14. 0
15. 0
16. 0
17. 2
18. 2
19. 0
20. 2
ИТОГО: 12 очков. Лена обладает хорошими способностями.
(Сумма от 10 до 21 свидетельствует, что ребенок обладает хорошими интеллектуальными способностями.)
5. Результаты и анализ опроса воспитателя
Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (5-10 лет)
Лист ответов
Имя ребёнка Лена, 7 лет_____________ класс__1_______
1+ | 2+ | 3+ | 4 + | 5+ | 6 + | 7 + | 8+ | 9 0 | 10+ |
11 0 | 12 0 | 13+ | 14+ | 15+ | 16+ | 17+ | 18 0 | 19 0 | 20+ |
21 0 | 22+ | 23 0 | 24+ | 25 0 | 26+ | 27+ | 28+ | 29+ | 30+ |
31+ | 32+ | 33 0 | 34+ | 35+ | 36 0 | 37+ | 38 0 | 39 0 | 40++ |
41+ | 42+ | 43+ | 44+ | 45+ | 46+ | 47+ | 48+ | 49 0 | 50+ |
51+ | 52 0 | 53 0 | 54+ | 55 0 | 56+ | 57+ | 58+ | 59+ | 60+ |
61 0 | 62 0 | 63+ | 64+ | 65+ | 66+ | 67 0 | 68 0 | 69+ | 70+ |
71+ | 72 0 | 73+ | 74+ | 75 0 | 76+ | 77+ | 78+ | 79 0 | 80+ |
Интеллектуальная | Творческая | Академическая | Художественно-изобразительная | Музыкальная | Литературная | Артистическая | Техническая | Лидерская | Спортивная |
Вывод: высокая степень развития у ребенка следующих видов одаренности: художественно-изобразительная и спортивная; девочка имеет склонности к литературной, артистической деятельности; сложнее дается интеллектуальная, академическая, музыкальная, техническая деятельность; мало имеет лидерских и творческих качеств.
Тест «Не живёт ли рядом с вами вундеркинд?
1. 0
2. 0
3. 0
4. 0
5. 0
6. 0
7. 0
8. 1
9. 0
10. 1
11. 0
12. 2
13. 0
14. 0
15. 0
16. 0
17. 2
18. 2
19. 0
20. 2
ИТОГО: 10 очков. Ребенок обладает хорошими интеллектуальными способностями. Рекомендации: продолжать развивать ребенка всесторонне.
Методика «Интеллектуальный портрет»
Описание
Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.
Данная методика, как все методики диагностики одаренности для педагогов и родителей, не исключает возможности использования классических психодиагностических методик, а, напротив, должна рассматриваться как одна из составных частей общего с психологом комплекта психодиагностических методик.
Познавательная сфера:
1. Оригинальность мышления
2. Гибкость мышления
3. Продуктивность
4. Способность к анализу и синтезу
5. Классификация и категоризация
6. Высокая концентрация внимания
7. Память
Сфера личностного развития
1. Увлеченность содержанием задачи
2. Перфекционизм
3. Социальная автономность
4. Лидерство
5. Соревновательность
6. Широта интересов
7. Юмор
Таким образом, график показывает, у Лены ярко выражен параметр «Широта интересов», что свидетельствует о высоких познавательных способностях. Родителям и педагогам следует развивать ребенка по всем остальным параметрам, особое внимание уделить параметрам «Социальная значимость», «Лидерство». Данные качества развиваются слабо из-за неуверенности и нерешительности Лены, боязни ошибиться, сделать что-то неправильно. Поэтому необходимо предоставить ребенку большую самостоятельность, предлагать свою помощь только в случае просьбы ребенка, а также не игнорировать его просьбы и обращения, поддерживать девочку, больше хвалить оправданно, убедить ее не бояться ошибиться, учитывать его мнение. Стремиться к тому, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, защищенно.
6. Вывод и рекомендации.
Из проведенных мною исследований можно сделать следующие заключения. Лена (7 лет) имеет средний интеллект, обладает хорошими познавательными способностями. Однако результаты диагностик креативности противоречивые, они призывают развивать творческие способности ребенка.
Рекомендации для родителей и педагогов:
1. Развивать творческие способности Лены, т.к. ее креативность находится в «дремлющем состоянии», возможно, в силу своего возраста
2. Развивать такие психические процессы, как речь, мышление, воображение, а также обогащать чувственный опыт девочки.
3. Развивать коммуникативные способности. Больше внимания уделять взаимодействию ребенка с другими людьми, вводить в различные ситуации общения, создавать игровую деятельность для развития коммуникации.
4. Развивать лидерские качества.
5. Развивать ребенка в интеллектуальном, академическом, музыкальном, техническом направлении. Больше заниматься по математическим и гуманитарным наукам.
6. Предоставить Лене большую самостоятельность, предлагать свою помощь только в случае просьбы ребенка, а также не игнорировать его просьбы и обращения, психологически поддерживать девочку, учитывать ее мнение, больше хвалить оправданно, убедить ее не бояться ошибиться.
7. Стремиться к тому, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, защищенно.
Иван Васильевич меняет профессию
Золотой циркуль
Невидимое письмо
Несчастный Андрей
Есть в осени первоначальной...