Данная работа включает организационно-подготовительный, технологический и заключительный этапы проекта .
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с солёным тестом. | 307 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Максимовская средняя общеобразовательная школа
п. Чернушка
Кильмезского района Кировской области
Творческий проект
Картина «Машенька и медведь» (работа с солёным тестом)
Учебный предмет: Технология
Выполнила: Благодатских Виктория, ученица 7 класса
Проверила: Чучалина Е.П., учитель технологии.
2012 год.
1. Введение
2. Организационно-подготовительный этап
2.1 Постановка проблемы
2.2 Выбор и обоснование темы
2.3 Выполнение основных параметров и ограничений
2.4 Планирование работы
2.5 Из истории возникновения лепки из солёного теста
3. Технологический этап
3.1 Подбор необходимых материалов, инструментов и приспособлений
3.2 Правила техники безопасности труда
3.3 Технология последовательности изготовления картины "Машенька и медведь"
4. Заключительный этап
4.1 Экономическое и экологическое обоснование проекта
4.2 Контроль качества
4.3. Испытание
4.4 Самооценка
5. Реклама
6. Используемая литература
7. Приложение
1. Введение
Творчество всегда занимало важное место в жизни человека. Без возможности самовыражения люди просто не могли жить. Творчество - это свобода, это возможность быть личностью.
С каждым годом становятся очень популярны работы декоративно-прикладного творчества. Возрос интерес к национальным ценностям, художественным традициям своего народа. Поиски новых средств выразительности приводят к желанию вникнуть в истоки национальной культуры. Изучение декоративно-прикладного искусства в школе обогащает уроки технологии, делает их более интересными и привлекательными, позволяет расширить кругозор, развивает чувство гордости за народных мастеров.
Художественное оформление картины было присуще всем народам во всех веках. Один из её видов – работа с солёным тестом.
При хорошем подборе материалов и цветов можно сделать красивые вещи. Эта техника доступна каждому. Нужно лишь иметь выдумку и терпение.
2. Организационно-подготовительный этап
2. Организационно – подготовительный этап
2.1 Постановка проблемы
Наша школа не первый год работает над созданием красоты, комфорта и уюта в школе. В этом участвуют все учащиеся, учителя и наши родители. Вот и передо мной встала проблема: я не знала, что можно сделать для школы, какой выбрать проект, чтобы мог ответить основным требованиям, предъявляемым к проектным изделиям. И потому приходилось искать пути решения с целью оформления интерьера, улучшения школьных кабинетов и коридора.
Передо мной открывается возможность в полной мере раскрыть свое творческое начало, проявить самостоятельность. Моя работа должна быть максимально проста в изготовлении, подборе инструмента и материала, экономична, безопасна, как в изделии, так и при использовании, и обязательно должна предполагать творческую направленность, с учетом творчества и интересов.
Нам предложили оформить школьный кабинет, он должен быть удобным, уютным и, конечно красивым. Я решила сделать подарок школе, подарить свою работу в кабинет технологии. Передо мной стала проблема выбора творческого проекта. Я думала изготовить работу : вышивка гладью, или крестиком, паспарту для фото, вязаные крючком изделия и т. д. Еще раз, подумав и исследовав все возможные варианты, я решила изготовить картину из солёного теста, назвав её «Машенька и медведь», так как мне очень нравится этот мультфильм . Он поднимает настроение и располагает к творчеству.
Дома всегда можно приготовить тесто и обнаружить обрезки ткани, бумаги и что – то такое, что может пригодиться в дальнейшей работе. Всё это я могу использовать для своей работы в изготовлении картины, и она станет оригинальным подарком для школьного кабинета.
Предлагаемая работа на первый взгляд очень проста в работе, но требует очень хороших навыков и художественного вкуса. Я думаю, что смогу справиться с поставленной задачей.
Итак, моя цель: приготовить подарок школе для оформления кабинета технологии картину «Машенька и медведь» своими руками.
Задачи: изучить приёмы лепки из солёного теста;
изучить сочетание цветов;
выбрать инструменты и материалы
2.3 Выявление основных параметров и ограничений
Теперь следует решить, какой должна быть картина. Прежде всего, красивой, нужной, недорогой.
Выбор формы картины
При рассмотрении данных вариантов я решила, что прямоугольная форма картины будет лучше вписываться в интерьер школьного кабинета, т. к. стена большая, и она будет повторять форму стены.
2.4 Планирование работы
Обдумывая план работы, я составила схему, включающую необходимые факторы.
Составление «Схемы обдумывания»
Картина «Машенька и медведь» (работа с солёным тестом) открывает мне простор для проектной деятельности. Она может использоваться в оформлении класса, школы, да и домашней комнаты, что в свою очередь, является дополнительным стимулом к развитию творчества.
Окончательно всё обдумав, я решила выполнять именно эту работу. Это просто, доступно, интересно и недорого. И надеюсь, что эта картина будет приятным украшением в кабинете.
Также я заинтересовалась историей возникновения лепки из солёного теста и узнала несколько рецептов солёного теста.
Из истории возникновения лепки из солёного теста.
Когда – то очень давно люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды, а потом обжигали их на раскалённых камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные украшения. Так, в Китае, начиная с 17 века, делали кукол из муки. В Польше очень популярны картины из теста. На Руси лепили самые разные фигурки .Это «жаворонки» – булочки в виде птиц, с которыми встречали весну, фигурки зверей – которыми одаривали своих друзей к Новому году и Рождеству. Существовал такой обычай в народе – лепить хлебные фигуры на забаву себе и детям. Для этой цели замешивалось тесто на воде, муки и соли. Вылепленные игрушки высушивались и становились твёрдыми как камешки.
Рецепт простого солёного теста:
Приготовление цветного теста:
Отделяется небольшой кусочек теста, добавляется в него капелька краски – гуаши. После этого хорошо помять комочек, чтобы цвет стал ровным.
3.1 Подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений
Для выполнения картины «Машенька и медведь» мне потребуются следующие материалы, инструменты и приспособления:
При выполнении творческой работы я должна помнить, что работать нужно всегда за столом, который хорошо освещен, и знать правила по технике безопасности труда, а также соблюдать культуру труда.
При работе с ножницами:
При работе электрическим утюгом:
1. Проверить исправность шнура.
При работе с клеем:
Инструктаж по правилам лепки.
Основные приёмы лепки.
1. Раскатывание.
2. Скатывание.
3. Сплющивание.
4. Выдавливание.
3.3 Технология последовательности изготовления картины «Машенька и медведь»
При изготовлении картины развиваются творческие способности, вкус, чувство цвета, композиционное решение, выбор художественного образа.
Выбор эскиза рисунка, по которому выполняется сюжет, очень ответственный момент. В зависимости от того, что изображает картина, она может быть:
Я выбрала сюжетную картину из мультфильма «Маша и медведь» и придумала эскиз.
Технологическая карта изготовления картины.
№ | Последовательность работы | Инструменты и приспособления | |
1 | На бумаге нарисовала эскиз будущей картины | Приложение №1 | Карандаш, бумага |
2 | Приготовила солёное тесто | Приложение №2 | Блюдо, стакан, ложка, досочка для разделки. |
3 | Вылепила фигурки | Приложение №3 | Фольга |
4 | Дала время для того, чтобы изделие высохло | ||
5 | Раскрасила фигурки | Краски, кисточки, баночка с водой, салфетки. | |
6 | Дала время просохнуть. | ||
7 | Покрыла изделие лаком | Лак алкидный, кисточка. | |
8 | Приготовила рамку. | ||
9 | Подготовила основу для рамки (выбрала фанеру в соответствии с рамкой) | ||
10 | Выполнила ВТО ткани для основы. | Утюг, гладильная доска | |
11 | Расположила сюжет на основу и приклеила его. | Клей. | |
12 | Вставила работу в рамку. |
На изготовление картины мне понадобилось три недели.
4. Заключительный этап
4.1 Экономическое и экологическое обоснование проекта
Расчет себестоимости картины «Машенька и медведь» я представила в виде таблицы..
№ п/п | Наименование используемых материалов | Цена (руб.) | Расход материалов на изделия | Затраты на материалы (руб.) |
1 | Мука | |||
2 | Соль | |||
3 | Масло растительное | |||
4 | Ткань вуаль | |||
5 | Листы белой и цветной бумаги | |||
6 | Клей ПВА, «Момент» | 48 руб | ||
7 | Лак мебельный | |||
8 | Фольга | |||
9 | Краски, кисточки | |||
10 | Рамка | |||
11 | Картон | |||
Итого: | 48 руб |
Стоимость картины невелика, так как я использовали запасы материалов, которые были дома и в кабинете технологии..
В этой работе почти не содержится токсичных материалов (кроме лака). Картина «Машенька и медведь» экологически чистая. При ее изготовлении использовались материалы, не вредные для окружающей среды.
В случае загрязнения картину можно разобрать, поменять основу и освежить красками или утилизировать.
4.2 Контроль качества
1. Картина выполнена аккуратно
2 Следов клея не обнаружено.
3. Краски и лак наложены ровно.
4. Картина выглядит красиво.
4.3. Испытание
Сделанная мною картина весело смотрится на стене в школьном кабинете. Она хорошо вписалась в интерьер кабинета наряду с другими изделиями, внесла новизну, свежесть и радость. Её оценили мои одноклассники, учителя и, конечно, родители. Картина вызывает у них восхищение и радостную улыбку.
4.3. Самооценка
На рынке картины дорогие. А моя намного дешевле и сделана своими руками. Поэтому доставляет мне удовольствие. Всё, что я задумала, выполнила и считаю, что моя цель достигнута. Подарок школе, сделанный моими руками, на мой взгляд оригинален и хорошо смотрится. Им довольна не только я, но и все , кто любуется этой картиной.
При изготовлении этой картины мне было немного трудно вылепливать фигурку Машеньки, в мультфильме она маленькая, а у меня получилась по сравнению с медведем крупнее. Также аккуратно надо было выполнять узоры на одежде Маши. И ещё возникала трудность при наклеивании сюжета на основу, т.к. фигурки оказались тяжёлыми и с трудом удерживались на основе.
5. Реклама
Товарный знак:
Это солнышко – подсолнушек, т.к. солнце дарит тепло и радость людям, и я хочу, чтобы мои изделия дарили людям хорошее настроение.
Мой девиз: «Делай полезное и приятное другим, чтобы доставить удовольствие себе».
Если вам надоели стены вашего класса, кабинета, школы, подумайте, как лучше оформить ее с наименьшими затратами.
Сделайте подарок, выполненный своими руками в класс, кабинет и ваша школа станет еще уютней и красивой.
6. Используемая литература
Приложение №1
(эскиз будущей картины)
Приложение №2
КАК ПРИГОТОВИТЬ ТЕСТО Вам понадобятся: соль «Экстра», пшеничная мука, растительное масло, вода, большая миска, стакан и столовая ложка. Всыпьте в миску 1 стакан соли и 1 стакан муки и перемешайте соль с мукой столовой ложкой. Затем влейте 1 столовую ложку растительного масла и полстакана воды, перемешайте ложкой и месите руками до однородного состояния так же, как обычное тесто. Положите полученную массу в полиэтиленовый пакет и поместите в холодильник на 2—3 часа. После этого из теста можно лепить. Если после занятий лепкой у вас еще останется тесто, то храните его в холодильнике в полиэтиленовом пакете.
ЦВЕТНОЕ ТЕСТО Часть массы для лепки можно оставить неокрашенной (она имеет светло-бежевый цвет), а часть — окрасить в разные цвета с помощью гуашевых красок. Если вы будете лепить из цветного теста, вам не придется раскрашивать готовые изделия. Это особенно важно, если лепить будут маленькие дети, которым еще трудно точно попасть кисточкой в определенное место. Итак, вам понадобится неокрашенное соленое тесто и набор гуашевых или акриловых красок. Краски должны находиться в пастообразном состоянии. Если они засохли, добавьте в баночки немного воды и подождите, пока краска размягчится. Возьмите в левую руку кусок теста, такой, чтобы он свободно помещался у вас в кулаке. Посередине этого куска сделайте ямочку-вмятину. Указательным пальцем правой руки зачерпните из баночки кусок пасты и поместите в это углубление. Сомкните края вмятины так, чтобы краска оказалась внутри. Катайте комок теста между ладонями вверх и вниз. Руки немного запачкаются, но это не беда — краска легко отмывается водой. А чтобы тесто не очень прилипало к рукам, смочите их подсолнечным маслом. Раскатав длинную колбаску, сложите ее пополам и катайте снова. Повторяйте эту операцию до тех пор, пока не исчезнут «мраморные» разводы и цвет не станет однородным. Если после введения краски тесто стало слишком мягким, добавьте в него немного соли с мукой. Приготовьте таким образом набор цветной массы. Часть теста оставьте неокрашенным — оно будет исполнять роль белого. Тесто каждого цвета храните в отдельном полиэтиленовом пакете или в баночке из-под йогурта с плотно закрывающейся крышкой. Куски окрашенного теста можно смешивать, как и краски, и добиваться нужного вам оттенка. Для этого нужно просто взять 2 куска теста и мять их вместе до тех пор, пока тесто не станет однородным. синий + белый = голубой белый + красный = розовый синий + розовый = фиолетовый голубой + желтый = зеленый желтый + красный = оранжевый зеленый + красный = коричневый зеленый + синий = изумрудный . И не забудьте запастись тестом телесного цвета! Для того чтобы сделать такое тесто, добавьте в светло-розовый чуть-чуть желтого. Излишки цветного теста, которые остаются после лепки, можно смешивать в один комок, чтобы они не засохли.
В результате получится «непонятный», скорее всего серо-коричневый, цвет. Но он тоже может на что-нибудь пригодиться.
ЗОЛОТОЕ И СЕРЕБРЯНОЕ ТЕСТО Золотое и серебряное тесто — какая роскошь! А сделать его очень просто: замешайте в тесто золотую или серебряную краску (гуашь или акрил) так же, как вы это делали с обычной. В магазинах канцтоваров также продается гель с блестками для гуаши. Его хорошо вводить в тесто вместе с золотой краской.
РАБОЧЕЕ МЕСТО И ИНСТРУМЕНТЫ Для того чтобы лепить из теста, надо не так уж много. Во-первых — стол. Его желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеенкой. Кроме того, вам нужна рабочая доска. Лучше всего для этой цели подойдет кусок плотного картона, покрытый сверху листом фольги для запекания. При обжиге готовые изделия ставят в духовку, не отделяя от фольги. На стол надо поставить 2 стакана: 1 — с водой и 1 — с растительным маслом. Кроме того, вам понадобятся: небольшая тряпочка, кисточка для акварели, острый нож, остро заточенный карандаш, шило или толстая иголка, скалка (можно заменить ее гладкой бутылкой), колпачок от фломастера или шариковой ручки, алюминиевая фольга (для запекания или от шоколадок) ну и, конечно, соленое тесто. Поверхность теста на воздухе очень быстро сохнет. Поэтому на рабочем столе тесто должно находиться в плотно закрытых баночках из-под йогурта или майонеза. Каждый раз берите оттуда столько теста, сколько вам нужно, а излишки сразу же складывайте обратно.
ПРИСТУПАЕМ К РАБОТЕ Очень многие сложные на первый взгляд изделия состоят из простых элементов. Поэтому, прежде чем замахиваться на что-либо сложное, научимся создавать шарики, колбаски, лепешки и т. д. Чтобы сделать шарик, возьмите кусочек теста и круговыми движениями покатайте его между ладонями. Если шарик расплющить, получится лепешка. Иногда это удобно делать прямо на изделии. Капля также получается из шарика. Защипните шарик с одного конца и потяните. Затем, поворачивая шарик, продолжайте вытягивать носик. Чтобы сделать колбаску, покатайте кусочек теста между ладонями движениями вперед-назад. Если, катая колбаску, надавливать на один из ее концов сильнее, чем на другой, получится морковка-конус. Если колбаску покатать карандашом, — получится лента. Учтите, чтобы тесто не прилипало, и карандаш и рабочую доску, на которой вы раскатываете ленту, нужно чуть смочить растительным маслом. Ленту можно сделать и по-другому — расплющить колбаску в пальцах или прямо на изделии. Катая скалкой кусок теста по доске, вы получите пластину. И скалка и доска должны быть смазаны растительным маслом. Сделайте это тряпочкой, которая лежит у вас на рабочем столе. Из пластин можно вырезать фигуры с прямыми сторонами, например треугольники или квадраты. Делается это острым ножом, смазанным маслом. Ведите нож медленно и плавно, чтобы на краях разреза не образовывались трещины. На поверхности теста можно отпечатывать разные предметы, например, красивые рельефные пуговицы, раковины, торец пустого стержня от шариковой ручки или другую трубочку, иголку, отвертку и т. д. Делать это надо сразу же после лепки, иначе тесто покроется корочкой, и вместо отпечатков получатся некрасивые проломы. Очень эффектно выглядят отпечатки фактурных тканей, например, гипюра. Перед отпечатыванием ткани и предметы слегка смочите растительным маслом, чтобы они не прилипли к тесту. С помощью ножа на тесте отпечатывают прямые линии и отмечают пальчики на ногах, руках и лапах. Остро заточенным карандашом отпечатывают глаза, а косо приложенным колпачком от ручки — улыбку. Улыбку можно сделать и при помощи чайной ложки. Красивые пуговицы, а также бисер, стеклярус, стеклышки, камешки, цепочки, нитки, лоскутки и кружева можно не только отпечатывать на тесте, но и «впечатывать» в тесто. Желательно, чтобы бисер был стеклянным, а не пластмассовым, а нитки — не синтетическими, иначе вам не удастся обжечь ваше изделие в духовке. Обычно элементы из соленого теста хорошо прилипают друг к другу. Но иногда (например, когда один из элементов уже засох) место соединения надо предварительно смочить водой с помощью мягкой кисточки. Это необходимо делать и в том случае, если вы хотите добавить какие-нибудь детали к уже обожженному изделию. Кстати, таким же образом можно починить разбившиеся изделия. Крупные изделия необязательно (а иногда и невозможно) делать целиком из соленого теста. В этом случае вам понадобится каркас. Каркасами могут служить шарики или другие формы из сжатой фольги или газеты, стянутой скотчем, а также разнообразные коробочки, баночки и стаканчики.
СУШКА, ОБЖИГ И РАСКРАСКА Чтобы изделия из теста стали прочными, их нужно высушить или обжечь в духовке. Обжиг надо проводить при не очень высокой температуре, иначе изделия могут обгореть, вспучиться или изменить цвет. Время обжига, в зависимости от толщины изделия,— 30—60 минут. Если у вас в доме электрическая плита, поставьте ее на режим самого слабого нагрева. Если плита газовая, придется оставить дверцу немного приоткрытой, зафиксировав ее каким-нибудь предметом, например, скалкой. Если у вас нет возможности обжечь ваше изделие в духовке, запаситесь терпением. На батарее или на солнце изделия (особенно крупные) высохнут не раньше, чем через неделю. После обжига или сушки изделия из теста можно раскрашивать и лакировать. Для раскраски можно взять акриловые краски, но лучше всего использовать художественную гуашь, в которую добавлено немного клея ПВА. После высыхания эта смесь слегка блестит и не пачкает руки. Для лакировки используйте акриловый лак. Он водорастворим, нетоксичен и сохнет 6—8 часов.
Приложение №3
Именинный пирог
Финист - Ясный сокол
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Прекрасное далёко
Заколдованная буква