Информационно-исследовательский проект, выполненный учащимися 8 класса. Работа стала призёром районного конкурса "Многоликий Санкт-Петербург".
Вложение | Размер |
---|---|
gbou_no684_kukla_v_kulture_vepsov.pptx | 902.31 КБ |
Слайд 1
ГБОУ СОШ №684 « Берегиня » Выполнили: ЛАЗУТКИНА Светлана, 13 лет ПАВЛИНОВА Виктория, 14 лет КАШТАНОВА Дарья, 14 лет МОРОЗОВА Анастасия, 14 лет Руководитель: СКРИПКО НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА, учитель технологии, ИЗОСлайд 2
Кукла в культуре Вепсов ( исследовательская работа ) Цель:Познакомиться с культурой Вепсов,определить роль народной куклы в жизни этого народа.
Слайд 3
Вепсы Вепсы ( вепсск . вепся , бепся ; устаревшее — чудь) — малый финно-угорский народ, живущий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях в России. С апреля 2006 года входят в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации . Самоназвания — вепся , бепся , вепсляйжед , бепслаажед , людиникад , До 1917 года вепсы официально именовались чудью. Древнейшее самоназвание « вепся » в XX веке почти не фиксируется. Этноним «вепсы» распространяется уже в современное время. В бытовой русской речи употреблялись названия « чухари », « кайваны » (которые часто имели пренебрежительно-уничижительный оттенок).
Слайд 4
Костюм . Традиционная одежда вепсов на рубеже XIX-XX веков имела много общего с карельской и северно-русской. Она шилась в основном из льняной, полушерстяной и шерстяной домотканины, позже – из хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных фабричных тканей. Древнейший тип девичьей и женской одежды – юбочный комплекс, преобладавший в Прионежье и на Ояти , состоял из рубахи и юбки. Нижнюю часть рубахи – станушку – шили из грубого льняного полотна, а верхнюю в конце XIX века уже из фабричной ткани. Подолы станушек украшались красной вышивкой. Верхние полушерстяные или шерстяные юбки имели продольный или поперечно-полосатый рисунок с цветной широкой каймой. У вепсов подол праздничной верхней юбки иногда затыкали за пояс, выставляя напоказ вышитую часть станушки . Поверх юбки подвязывали пояса и передники. Более поздний – сарафанный комплекс женской одежды, включал синий, кубовый сарафан – krasik , sarafon , который в начале XX века носили только пожилые женщины. В начале XX века на смену юбочному и сарафанному комплексу пришла так называемая парочка, состоявшая из верхней кофты-казачка и юбки из фабричных тканей. В качестве украшений носили стеклянные бусы, металлические кольца и серьги. Головные уборы замужних женщин – сороки, сборники, повойники шились из ярких парчовых тканей с очельем и затылочной частью, украшенных вышивкой из золотых нитей, бисером и блестк ами.
Слайд 5
Религия, веровани,обычаи , традиции, обряды Вепсы официально являются православными по вероисповеданию. Христианизация вепсов началась очень рано — на рубеже X-XI вв. Однако внедрение новой религии в народную жизнь оказалось длительным и незавершенным процессом. Вепсы верили, что их повсюду окружает «живая сознательная сила», с которой надо было жить в мире, и потому была выработана система отношений к этой «силе» в виде различных обрядов примет, заговоров, заклинаний, оберегов и т.п. Некоторые из них существуют и в сегодняшнем быту вепсов. Всю эту «силу» условно можно разделить на 3 группы: I) духи природы; 2) духи предков; 3) чужие злые духи. Хотя христианизация Веси началась, по-видимому, еще в X-XI вв., вплоть до XX в. сохранилось двоеверие Православная идеология в вепсском быту вынуждена была сожительствовать с мощным пластом прежних языческих верований, обрядов и культов; c одной стороны, ведя с ними открытую борьбу, с другой — приспосабливаясь к ним. Результатом этого противоречивого процесса явилось сложение своеобразного православно-языческого комплекса, который пронизывал всю народную культуру вепсов.
Слайд 6
Декоративно- прикладное искусство Рукоделие, ткачество, вязание, вышивка считались у вепсов традиционными женскими занятиями. Однако, и вепсские мужчины брали в руки иглу, чтобы связать себе рукавицы или носки: игла с отверстием на краю предназначалась для вязания, а игла с отверстием в центре - для штопки шерстяных изделий. Вязание иглой, крючком и на спицах было одним из самых доступных рукоделий. Каждая вепсская женщина умела вязать чулки, носки, рукавицы, шарфы, прошву к полотенцу, скатерти и подзор к простыне. Более опытные мастерицы вязали крючком скатерти, покрывала на кровать, накидки на комоды и подушки. На спицах вязали женские чулки и ажурные перчатки из льняных нитей. Узоры для вязания брали друг у друга на бесёдах. До начала XX века, в условиях патриархального хозяйства вышивание было массовым занятием и являлось обязательным навыком каждой женщины. Вышитые изделия являлись неотъемлемыми атрибутами свадебного, погребального и поминального ритуалов. Для карельской вышивки характерны лаконичные геометрические узоры (согласно традиции, оберегавшие от порчи). Растительные и животные мотивы также схематичны; при этом довольно часто встречаются изображения фантастических существ: дерево-человек, птица-животное, двухголовый конь... Все это говорит об исключительно древнем, архаическом характере этого искусства. Основным цветовым решением в карельских и вепсских вышивках являлось бело-красное сочетание. Среди северных карел преобладающими были чисто геометрические мотивы. Отличительной чертой вепсской вышивки следует считать практически полное отсутствие изображений животных.
Слайд 7
ФОЛЬКЛОР Фольклор существует на родном и русском языках. Известны сказки-анекдоты, волшебные, о животных, с легендарным сюжетом, пословицы, загадки. Распространены также предания о заселении и освоении края, об основании новых деревень в результате переселения рода, о выборе места для строительства церкви. Известны предания о чуди, как предках вепсов. Очень популярны былички о взаимоотношениях людей и “хозяев” дома, леса, бани, озера, их жен и детей, о проклятых людях, особенно детях. Считалось, что вернуть проклятого человека можно только с помощью колдуна, заговоров, принесения жертвы – подарка “хозяину” стихии. Подобные истории рассказывали детям в назидание, но они были популярны и среди взрослых. Рассказы о чертях примыкают к сказкам-анекдотам, это исключительно мужской жанр. Известны лечебные, магические, промысловые, оградительные заговоры. Их исполнение всегда сопровождается магическими действиями, в которых используется вода, соль, вино, табак, сахар, носовые платки и полотенца, веники, а также амулеты (коготь рыси, медведя, кусочек смолы). В вепсских деревнях существовали знахари – noidad , которые специализировались в узких областях магии – лечебной, любовной, промысловой.
Слайд 8
ВЕПСКИЕ КУКЛЫ Еще в середине ХХ века в каждой семье в деревне дети играли тряпичными куклами. Условная человекоподобная фигурка выполняла магическую роль ,служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках , в ритуальных событиях жизни, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу.В семье для своих детей куклы «вертели» из старого тряпья .И не по бедности , а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу, и воплотитившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскут для кукол всегда рвали руками, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений. Эта кукла, сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы, чтобы жизнь ребенка не была "резаная и колотая". Голова, ручки и ножки куклы делаются из необработанной ткани или ветоши и скручиваются ниткой. Такую куклу делали в разных местах России. Это образ замужней женщины, матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.
Слайд 9
Пеленашка До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Куколка символизировала кормящую мать, у которой не иссякает молоко, и оберегала ребёнка от голода. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. Она должна была отвести от ребенка все напасти. Делала эту куколку и девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать. Такую куклу делали в разных местах России. У вепсов, живущих на Волге, она называется Кормилка , Капустка , а у нас, в Сибири, - Рожаница . Она несет в себе образ матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.
Слайд 10
Вывод: Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. Для вепсов она служила своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути.
Слайд 11
Творчесский процесс В процессе работы Вот такие куклы, получились у нас
Слайд 12
Спасибо за внимание!
Слайд 13
Список использованной литературы Винокурова И. Ю. Календарные обычаи, обряды и праздники вепсов (конец XIX – начало XX веков). – СПБ. Макарьев С. А. вепсы. Этнографич . Очерк. – Л.: Кирья , тип. « Кирьяпая ». Пименов В. В. Вепсы. ( статья из справочника ) Вепсы // Народы России. Атлас культур и религий. – М. Ссылки: www.gov.karelia.ru/Power/Committee/National/vepsy.html www/ vbrg / ru /articles/ karelija / vepsy / vepsskaja odezhda / www/ vbrg / ru /articles/ karelija / vepsy / narodnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo /
Разлука
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Весенняя сказка
Злая мать и добрая тётя
Дерево в снегу