Презентация о живописи авангарда. Выполнила ученица 8 класса Савельева Ксения.
Вложение | Размер |
---|---|
prezent_avangard1_microsoft_powerpoint.ppt | 823.5 КБ |
prezent_avangard1_microsoft_powerpoint.ppt | 823.5 КБ |
Слайд 1
Живопись авангарда. Как ее понимать и как о ней рассказывать. Выполнила Савельева Ксения, МОУ лицей УКМО, 8 «Б» классСлайд 2
Множество зрителей ходят в художественные музеи. Люди платят немалые деньги за билеты, с неподдельным интересом рассматривают полотна, изучают манеру художников и получают истинное наслаждение от погружения в мир высокого искусства. Однако же подавляющее большинство этих искренне заинтересованных зрителей оказываются в растерянности , когда из залов с с картинами XIX века переходят в соседние, с работами мастеров века XX и на смену удовольствия приходит растерянность и недоумение. «Что здесь нарисовано? », «Что сказал художник? » и «Я так тоже могу». Удивительно, Взять хотя бы пресловутый «Черный квадрат». И ведь в раздражении бывает не только безграмотный обыватель, но и культурный образованный человек, испытывающий подлинную тягу к прекрасному, по собственной воле пришедший в музей или открывший альбом с репродукциями. В чем же дело?. Чего не хватает даже мотивированному зрителю, чтобы понимать живопись авангарда так же, как он понимает работы художников Возрождения или барокко?
Слайд 3
Итак , цель работы состоит в выявлении трудностей восприятия и понимания живописи авангарда.
Слайд 4
А интерес к этой теме начался не случайно. 30 апреля 2010 года в Иркутске, в областном художественном музее при огромном стечении народа с шумом и гамом открылась роскошная выставка «100 лет русскому авангарду», подготовленная творческим объединением «КультУра». На этой выставке побывала Н.А. Бантыш и сраженная впечатлениями от увиденного и услышанного не смогла остаться в стороне от такой благодатной темы. Этой темой она сумела заинтересовать и меня.
Слайд 5
В результате теоретического исследования искусствоведческой литературы и просмотра живописных работ в Интернете, мы открыли следующие удивительные вещи: оказывается, чтобы понимать живописный замысел художника, надо владеть ключами понимания живописи. А для понимания классической живописи и живописи авангарда ключи абсолютно разные. Например: перед вами два классических натюрморта и три работы мастеров авангарда. Посмотрим на них
Слайд 6
Хеда . Завтрак с крабом , 1648 Эрмитаж, Санкт-Петербург
Слайд 7
Клас . Натюрморт с тортом , 1627 Рейксмузеум, Амстердам
Слайд 8
Это знаменитые натюрморты двух известных голландских художников 17 века Питера Класа (1597-1661) и Виллема Хеды (1594-1680), которые писали многочисленные завтраки, где строжайше продумана композиция и сдержанная тональная гамма подчеркивает свежесть только что разрезанного лимона и мягкий шелк голубой ленточки.
Слайд 9
А теперь обратимся к авангардным живописным работам. Это работа Пита Мондриана (1872-1944), Пабло Пикассо (1881-1973), Джексона Поллока (1912-1956).
Слайд 10
Пит Мондриан : 14059.
Слайд 11
Пикассо - Плачущая женщина . 1937
Слайд 12
Джексон Поллок "Сближение"
Слайд 13
Первых два натюрморта понятны всем, без исключения. А вот три других живописных работы вызовут недоумение и вопросы : « Что здесь нарисовано? Что хотел сказать художник? И я так могу!»
Слайд 14
Человек, воспитанный в классических традициях, подходит к живописной работе с тремя критериями «похожа на действительность», «красота», «выполнена мастерски». Вернемся к рассуждениям . Первое «Что здесь нарисовано?», выдает недоумение зрителя и привычный ключ «похожа на действительность» не подходит. Второе, «что хотел сказать художник», отражает растерянность зрителя из-за отсутствия привычной красоты. Если некрасиво, зачем все это?. Смысл теряется и второй ключ, «красота», к живописи авангарда не подходит. Наконец, третье, « я тоже так могу», говорит о недостатке в работе техники в привычном понимании этого слова. Работа художника XX века может быть кое-как откровенно намалевана. Поэтому дилетанту кажется, что «и он так может». Третий ключ, «Мастерство», тоже оказывается бесполезным. Сведем наши рассуждения в таблицу.
Слайд 15
Привычные ключи к пониманию живописи Классическая живопись Живопись авангарда Подобие (похожесть на реальность) Художник пишет с натуры, картина производит реальность, похожую на ту, которую видит человеческий глаз в природе. Построение картины основывается на воздушной и линейной перспективе, на моделировании светотеневых объемов. Привычные визуальные образы искажаются . Перспектива сменяется плоскостью изображения. Изображение абстрактное или фантазийное . Красота Художник стремиться к красоте и гармонии . Изображение строится на диссонансах, деформациях. Некрасивое, неприятное, даже откровенно безобразное . Мастерство Живописная техника долгая, тщательно разработанная, технически сложная. Требует особых методов и профессиональных навыков Картина может быть исполнена небрежно, быстро, без применения сложных методов. Краска может наноситься любыми подручными методами
Слайд 16
Теоретические исследования данной работы сводятся к тому, что бы найти ключи понимания авангардной живописи. Для этого необходимо проанализировать культурно – историческую ситуацию конца XIX и начала XX века.
Слайд 17
Первая мировая война разрушила надежды на справедливое рациональное мироустройство и принесла невиданное количество жертв. Революции, экономическая борьба трудящихся за свои права привлекла внимание к таким язвам общества, которые не могли не вызвать отвращения у любого нормального человека. Детский труд, нищета, алкоголизм, невозможные условия проживания и работы были поводом для бесчисленных забастовок, митингов и массовых выступлений.
Слайд 18
Искусство авангарда отразило противоречивую природу XX века. Надежды на светлое будущее и рациональное мироустройство не оправдались , и живопись авангарда, на тот момент, выражала абсурд человеческого существования и протест против этого абсурда . И в этой работе последовательно объясняется причины зарождения авангарда и ключи к его пониманию.
Слайд 19
И еще. Сколько не объясняй авангардных тенденций , сколько не выискивай в них смысла, а собеседник скажет: «Все понятно, а вот «Черный квадрат», с ним как быть, у него какой смысл, и я так могу!» Одна из самых ярких картин ушедшего столетия, одно из самых острых высказываний остается в массовом сознании чуть ли не воплощением надувательства, в крайнем случае – примером профанации искусства.
Слайд 20
Казимир Малевич. Черный квадрат . 1915г.
Слайд 21
А теперь разберемся с фактами. Итак, факт первый. «Черный квадрат» был представлен публике в 1915 году, когда уже бушевала первая мировая война. Произошло это в Петербурге, на Марсовом поле, на последней футуристической выставке . «Квадрат» сознательно был вывешен в «красном углу». Это место традиционно предназначалось для иконы, оттого картина была однозначно воспринята как икона нового направления.
Слайд 22
Следующий факт. Критика в ответ на выставку вознегодовала. К холсту и его форме «презентации» отнеслись серьезно. Александр Бенуа увидел в нем воплощение философии «пришедшего Хама» и гробовую плиту миру искусства.
Слайд 23
Никто не обвинял картину в «пустоте», никто не усмехался. Пренебрежительное отношение начало формироваться позже, когда прошел шок от новизны и невиданной смелости и «Черный квадрат» стал казаться чем –то простым , даже пустым и легковоспроизводимым. И еще факт. Умонастроение эпохи. Человечество постигло ощущение бездны, куда катится цивилизация, конца времен и одновременно перехода в новый мир, построенный на обломках старого. Комментарий. Итак: бездна – раз, конец времен – два, а за ним – новый мир три. Такова была формула мировидения в тот момент. А живопись сознательно или бессознательно такие формулы воплощает.
Слайд 24
Сам Малевич провозгласил свою картину «нулем форм» и точкой отсчета нового искусства . И мы выходим на главный смысл «Черного квадрата» - это нуль, за которым новое начало. Художественное пророчество Малевича не утратило актуальности и по сей день. Мир, который начал рассыпаться в начале XX века, продолжает рассыпаться. А когда все рассыплется, смоется с чистой странички и получится , что это нуль, за которым новое начало! То же самое выражает «Черный квадрат», которому в 2015 году исполнится 100 лет. И он по прежнему метафора Безумного века.
Слайд 25
Подведем итог. И так, перед нами огромное богатство художественных миров. Понимание живописи авангарда основывается на доверии к художнику. Окончательная формула понимания : доверие – название –ассоциации – контекст- детали -вчувствование. Она реализует право зрителя на интерпретацию, но и задает допустимые границы трактовки. Авангард заставляет зрителя обратить внимание не только на изображение , но и на идею, воплощенную в этом изображении.
Слайд 26
Яркая бабочка синего цвета, Имя которой жизнь. Кажется, дни рисовал поэту Тихий Анри Матисс. Буйные краски. Оркестры ножниц Над вытынанкой дней. Над баклажанами чувств Художник- Звонче, точней, верней. Пестрых событий мелькает танец, Цепко сплетеных рук. Бабочки райской сжигает глянец. Цвет открывает звук. Плотно и жарко: танцуют драмы, Стоны, распевки, тишь… Я выхожу из нирваны-мамы: Ты еще здесь стоишь. Ты на пороге стоишь красиво. Цвета травы рюкзак. Некуда вставить свое «счастливо!» В красный густой бардак. Райская бабочка в арию ножниц Светом иным летит. В солнечных драмах ночных художниц Хрупко хранят пути Пусть за тобою растают кулисы. Снег заметет твой цвет… Тихое буйство Анри Матисса- Жизни роскошный бред.
Свинья под дубом
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Эта весёлая планета
Тигрёнок на подсолнухе