из истории храма в родном селе
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_khrama.doc | 56.5 КБ |
Луховицкие земли имеют богатую историю. Еще в средние века треугольник, расположенный в бассейне трёх рек – Вожи, Оки и Осетра, был заселён в большей степени, чем другие земли Рязанского княжества. Это подтверждают дошедшие до нас документы. Остановимся на истории сёл и деревень Григорьевской волости.
Самое первое упоминание касается села Филипповичи. Богатыми были великие рязанские князья. Почти всё княжество принадлежало им. Все они – христиане, люди глубоко верующие. Князья часто делали богатые подарки церквям и монастырям. Щедрым в богоугодных делах считался великий князь рязанский Иван Фёдорович. Несудимой грамотой дарит он Солотчинскому монастырю «…село своё Филипповичи с уездом». Принадлежало оно до этого ему, великому князю, и его жене Софье.
Рассмотрим данный документ с нескольких сторон. Во – первых, время упоминания села. В грамоте год не проставлен. По этой причине отнесём его к периоду княжения великого князя в 1427-1456 годы.
Во - вторых, упоминается название «село». Сёлами называли населённые пункты, в которых стояла церковь. А это значит, Филипповичи в те давние средние века было большим населённым пунктом.
Наконец, обращает на себя внимание оформление грамоты. Она выдавалась при свидетелях: боярине Прокофье Фёдоровиче, стольнике Якове Ивановиче, чашниках великого князя Семёне Глебовиче и Фёдоре Юрьевиче. Кстати, Семён Глебович, скорее всего, отец будущих воинов, Ивана и Назария Глебовых. Один из них, Назарий, прославил нашу землю в борьбе с татарами.
Великий князь рязанский Иван Фёдорович оставил память ещё по одному луховицкому селу. Несудимой грамотой (тоже без даты) он «… придал есмь уезд святей Богородице Солотчинского монастыря к Фёдоровскому селу». До передачи земель монастырю ими владел дед князя, великий Иванович, со своей женой Еупраксеи. Данная грамота интересна не только временем первого упоминания о с. Фёдоровском. В документе описываются границы подаренных земель, а они проходят «выше Лучкиничи по Пилис». Чуть ниже говорится, что граница проходит «…з бортным ухожьем, и с поземом, и з бортники, с деревнею Маслово».
При описании границ передаваемых земель упоминается ещё один старинный населённый пункт Луховицкого района – д. «Болсуково».
Дарили деревни и земли монастырям, соборам и церквям не только великие князья рязанские. Часто к этому богоугодному делу прибегали бояре, дети боярские. Приведём один из примеров по обозначенной теме.
В 1482 – 1483 году дарит Солотчинскому монастырю «…село своё Калялинское архимандриту с братьею в память по своему мужу Прокофьи Давыдовичи» вдова Настасья. Дарится село «…с нивами, и с пожнями, и со всем с тым, что к тому селу изстари потягло».
Видимо, это тот самый Прокофий Давыдович, который упоминается в двух вышеназванных грамотах. Наши предположения обоснованны, поскольку владели землями в Рязанском княжестве, наряду с князьями, в основном, служилые люди. Им князья за верность и преданность давали в собственность земли. Поместного землевладения, как условного владения землёй, в Рязанском княжестве не существовало. Жена покойного боярина оговаривает, что «…при своём животе то село ещё мне ведати самой». Говоря современным языком, вдова завещает свою собственность монастырю, который может вступить во владение только после её смерти.
2. История Григорьевской волости.
Один документ – о дарении села Гавриловское. Другой относится к 11 октября 1496 года. «Князь великий Фёдор Васильевич, – говорится в нём, – дал Солотчинского монастыря игумену отчину бортную к Григорьевскому селу».
Таким образом, 11 октября 1496 года впервые упоминается в документе село Григорьевское. Оно уже в то время было достаточно крупным населённым пунктом. Все прилегающие к нему земли и населённые пункты относились к этой волости.
В селе действовали две церкви: Рождества Христова и Дмитрия Святого. В них вели службу два попа и один диакон. Обе церкви были достаточно независимы от светской власти.
В начале XVI века у церквей возникли трудности, разрешать которые пришлось московскому князю Василию III.
Церкви находились в ведении рязанского и муромского владыки Протасия. Они ежегодно платили тягло владыке: ц. Рождества Христова по 20 алтын в год и десятильнику (сборщику) – гривну, ц. Дмитрия Святого – полтину и тоже гривну десятильнику.
В 1503 году перевицкие земли отошли к Московскому княжеству. Духовный руководитель церквей владыка рязанский и муромский оставался в княжестве Рязанском. Он предписывает другое тягло, « не по старине»: с ц. р.Христово брать по четыре рубля в год, а Дм. Святого – по три рубля. Как видим, сборы существенно увеличились.
Попы церквей нажаловались о беспределе со стороны владыки Протасия своему новому сюзерену князю Василию III.
Разгневанный князь приказывает служителям «…давате владыке рязанскому его пошлину церковную оброком в казну з году на год на Рождество Христово за дан, и за ям, и за корм и за сторожовщину и за все пошлины с ц. Рождества Христова двадцать алтын, а с ц. Дм. Святого полтину». Как видим, столько же, сколько они платили до перехода в Московское княжество.
Несмотря на подчинение рязанскому владыке, Григорьевские церкви и вся волость Солотчинского монастыря продолжают оставаться под покровительством московских князей.
В 1544 году князь Иван Васильевич издаёт грамоту, в которой даёт льготы этим землям, поскольку их «…не по один год татарове воевали выжгли». От постоянных татарских набегов много христиан было перебито, а те, что помоложе, взяты в плен. Часть жителей разбежалась по лесам. Волость была полностью разорена. В грамоте отмечается, что пашни в сёлах той волости «залегли непаханы». Осталось в Григорьевской волости « с людьми в живуще половина четырёх сох», а другая половина «…от татарские воины запустела».
Несмотря на такое разорение, наместники перевицкие продолжали сполна собирать с монастырских сёл все налоги. Они были самые разные: ямские, городовые, корма наместникам, конюшные сенные, посошные и другие. Все сборы велись с сохи, т.е. с определённой площади земли, находящейся в ведении монастыря. В данное время у монастыря было земли на восемь сох.
Князь Иван Васильевич даёт льготу Григорьевской волости. От налогов освобождается на пять лет половина земельных площадей волости, четыре сохи.
По приправочной книге 1616 года селу принадлежат деревни: Солчина; Калянинское, на речке на Олешне; Верхняя Мухина, Юлындино тож; Нижняя Мухина, на речке Сухом Мосте; Федоровская, на речке Шишеловке; Филипповичи и Коростовая.
С 1778 года - в составе Зарайского уезда Рязанской губернии.
В 1786 году построена деревянная Христорождественская церковь с приделом в честь Богоявления Господня.
В 1834 году построена Христорождественская церковь с приделом Богородице-Рождественским (по-видимому, тоже деревянная).
В 1859 году число дворов в селе - 170, 1155 жителей.
По статистике 1906 года, здесь 249 дворов, 1681 житель. В селе располагалось волостное правление. Имелась земская смешанная школа, народная библиотека, читальня.
С 1929 года - в составе Луховицкого района Московской области.
В годы Великой Отечественной войны в селе был учебный аэродром, где среди других обучались летчики из Первого истребительного полка «Варшава».
С 2006 года - в границе сельского поселения Газопроводское Луховицкого района Московской области. Храмы
3. О церкви Рождества Христова в селе Григорьевское.
Первые сведения о сооружении в селе Григорьевское церкви Рождества Христова с приделом Рождества Пресвятой Богородицы упоминаются в рязанских писцовых книгах в 1786 году.
Изначально храм был деревянным с пределом Рождества Богородицы. В 1834 г. построена новая церковь Рождества Христова, которая в начале XX в. сменилась ныне существующим кирпичным четырёхстолпным трёхпрестольным храмом в псевдорусском стиле, первоначально увенчанный декоративным пятиглавием, который возведён по образцовому проекту, утвержденному Святейшим Синодом и освящена в 1902 году. Церковь строилась как собор, в ней было три престола: во имя рождества христова, в правом приделе — во имя Святой Троицы, в левом приделе — во имя рождества Пресвятой Богородицы.
Рядом с храмом было выстроено здание церковно-приходской школы и кирпичное здание для проживания монахинь.
Иконы для пожертвования в церковь заказывали в Петербурге состоятельные люди. Колокол был отлит на средства Прихода. Его привезли по железной дороге (на платформе) на станцию Врачёвы Горки (ныне Фруктовая), а в Григорьевское доставляли «своей тягой»: заранее на лошадях завезли на станцию брёвна, уложили их параллельно; установили колокол и, переставляя брёвна сзаду наперёд, таким образом передвигали колокол. «Тащили» колокол всем миром (Приходом).
В 1932 году церковь была закрыта для Богослужения, уничтожено внутреннее убранство, а также венчавшее храм пятиглавие из дерева, крытого железом, и завершение колокольни. Иконы частью вывезены в церкви г. Зарайска, частью взяты местными жителями. Крест был сброшен, колокол сброшен с колокольни и разбился при падении, железная ограда вокруг церкви снята.
В здании церкви одно время были мастерские, потом — зерносклад. В помещении для монахинь был молзавод.
В 1992 году храм вновь открыт для Богослужения, передан русской Православной церкви. Началась его реставрация. В настоящее время в храме восстановлены трапезная, нижний ярус колокольни и паперти. Над храмом заменена частично кровля. Ведется восстановление колокольни.
Настоятели:
Андрей Тихомиров (1873-1876)
Иоанн Соколов (1876-1894)
Георгий Крылов (упом. 2009), прот.
Николай Еврейнов (упом. 2011), свящ.
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 15.03.2002 года № 84/9 и пунктом 3 статьи 64 федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации церковь Рождества Христова в селе Григорьевское Луховицкого района Московской области является объектом культурного наследия регионального значения.
Площадь храма — 982 кв.м.
Объём — 5000 куб. м.
Я не раз бывала в нашей церкви. Мы с бабушкой ходили причащаться, посещали праздничные службы. В церкви всегда много людей: и старых и молодых. Каждый из них приходит в церковь чтобы стать ближе к Богу, покаяться в грехах, попросить прощения. Службы всегда проходят очень строго, по всем канонам Православия. Я с большим удовольствием посещаю наш Храм, поэтому мне было интересно собирать материал по истории его возникновения.
Использованные материалы:
* Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных // Сост. свящ. Иоанн Добролюбов, Том 1, Зарайск, 1884, стр. 237-239
* История Рязанского края: Состав причта приходов Рязанской епархии 1873–1894 годы. Часть 2-я (В-Г):
http://www.history-ryazan.ru/node/8781?page=0%2C4
* Информация о храме с сайта Московской епархии:
http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=378
* Информация о храме с сайта Луховицкого благочиния:
http://www.xn--80abcghdqeaoif3aedf8esbw2a.xn--p1ai/index.php...105
Заяц, косач, медведь и весна
Круговорот воды в пакете
Рисуем домики зимой
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Воздух - музыкант