Биография и творчество австрийского композитора Франца Шуберта.
Вложение | Размер |
---|---|
shubert_frants.pptm | 1.18 МБ |
Слайд 1
Шуберт Франц (1797—1828), австрийский композитор. Первый композитор-романтик, открывший это направление для своих последователей, но так и не оцененный при жизни.Слайд 2
Родился 31 января 1797 г. в Лихтентале близ Вены в семье школьного учителя. Отец и старшие братья обучили Франца игре на скрипке и фортепиано.
Слайд 3
Дом Франца Шуберта в Вене
Слайд 4
Отец его, Франц Теодор Шуберт, происходил из семьи моравских крестьян; Мать , Элизабет Шуберт (урождённая Фиц ), была дочерью силезского слесаря немецкого происхождения. Из их пятнадцати детей десять умерли в раннем возрасте.
Слайд 5
Исключительные музыкальные способности Шуберта проявились в раннем детстве. С семилетнего возраста он обучался игре на нескольких инструментах, пению, теоретическим дисциплинам. В 1808-1812 Франц пел в императорской Придворной капелле под руководством выдающегося венского композитора и педагога Антонио Сальери, который, обратив внимание на талант мальчика, начал обучать его основам композиции. К семнадцати годам Шуберт уже был автором фортепианных пьес, вокальных миниатюр, струнных квартетов, симфонии и оперы «Замок дьявола».
Слайд 6
Антонио Сальери
Слайд 7
Шуберт занимался не только пением, но и познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта, так как он был второй скрипкой в оркестре Конвикта .
Слайд 8
Вольфганг Амадей Моцарт
Слайд 9
Йозеф Гайдн
Слайд 10
Работая помощником учителя в школе своего отца (1814-18), Шуберт продолжал интенсивно сочинять. К 1814-1815 относятся многочисленные песни (в том числе такие шедевры, как «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» на слова Иоганна Вольфганга Гете, 2-я и 3-я симфонии, три мессы и четыре зингшпиля.
Слайд 11
В учёбе Шуберту тяжело давались математика и латынь, и в 1813 году его выгнали из хора, так как ломался голос. Шуберт вернулся домой, поступил в учительскую семинарию, а затем устроился преподавателем в школу, где работал его отец. В свободное от работы время он сочинял музыку. Изучал преимущественно Глюка , Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения — оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор — он написал в 1814 году.
Слайд 12
Вокруг композитора объединились единомышленники, поклонники и пропагандисты его творчества. Именно благодаря их усилиям к Шуберту пришли слава и признание. Сам же он отличался жизненной непрактичностью.
Слайд 13
Творческое наследие Шуберта охватывает самые разные жанры. Им создано 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 15 фортепианных сонат, множество пьес для фортепиано в две и в четыре руки, 10 опер, 6 месс, ряд произведений для хора, для вокального ансамбля, наконец, около 600 песен.
Слайд 14
Песни Шуберта исключительно разнообразны по форме: от простых строфических миниатюр до свободно построенных вокальных сцен, которые часто складываются из контрастных разделов. Основой творчества Шуберта стала песня. Всего им написано более 600 произведений этого жанра. Среди них вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (1823 г.; на стихи В. Мюллера) -— простая и трогательная история любви скромного подмастерья и дочери хозяина мельницы. Это один из первых вокальных циклов в истории музыки.
Слайд 15
В 1823 г. Шуберт стал почётным членом Штирийского и Линцкого музыкальных союзов. В 1827 г. им был написан ещё один вокальный цикл на стихи Мюллера — «Зимний путь». Уже посмертно, в 1829 г., вышел последний вокальный сборник композитора — «Лебединая песня».
Слайд 16
Кроме вокальных сочинений Шуберт много писал для фортепиано: 23 сонаты (из них 6 незавершённых), фантазия «Скиталец» (1822 г.), «Экспромты», «Музыкальные моменты» и др. В период с 1814 по 1828 г. написаны 7 месс и «Немецкий реквием» (1818 г.) — основные сочинения Шуберта для солистов, хора и оркестра.
Слайд 17
Шуберт всю жизнь стремился к успеху в театральных жанрах, однако его оперы при всех своих музыкальных достоинствах недостаточно выигрышны в драматургическом отношении. Из всей музыки Шуберта, непосредственно связанной с театром, популярность приобрели лишь отдельные номера к пьесе В. фон Чези « Розамунда » (1823).
Слайд 18
При жизни, да и достаточно длительное время после смерти композитора, его ценили главным образом как автора песен. Лишь с XIX века исследователи начинают постепенно осмысливать его достижения в других областях творчества. Благодаря Шуберту песня впервые стала равной по значению другим жанрам. Ее поэтические образы отражают чуть ли не всю историю австрийской и немецкой поэзии, включая и некоторых зарубежных авторов.
Слайд 19
Последние годы С 1826 по 1828 годы Шуберт жил в Вене, за исключением короткого пребывания в Граце . Должность вице-капельмейстера в часовне императорского двора, на которую он претендовал в 1826 году, досталась не ему, а Йозефу Вайглю . 26 марта 1828 года он дал свой единственный публичный концерт, который принёс ему 800 гульденов. Между тем были напечатаны его многочисленные песни и фортепианные произведения.
Слайд 20
Йозеф Вайгль
Слайд 21
Композитор умер 19 ноября 1828 года в возрасте 31 года после двухнедельной лихорадки. Согласно последнему пожеланию, Шуберта похоронили на Верингском кладбище , где за год до того был погребён боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись : « Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды ». 22 января 1888 года его прах перезахоронили на Центральном кладбище Вены.
Слайд 22
Центральное кладбище (Вена)
Слайд 23
Первая могила Шуберта
Слайд 24
Посмертное признание После Шуберта осталась масса неизданных рукописей (шесть месс, семь симфоний, пятнадцать опер и прочее). Некоторые меньшие по размеру произведения были опубликованы сразу после смерти композитора, но рукописи больших трудов, мало известных публике, оставались в книжных шкафах и ящиках родственников, друзей и издателей Шуберта. Даже ближайшие к нему люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни.
Слайд 25
В 1838 году Роберт Шуман, посещая Вену, нашёл пыльную рукопись «Большой симфонии» Шуберта и взял её с собой в Лейпциг, где произведение исполнил Феликс Мендельсон. Наибольший вклад в разыскание и открытие произведений Шуберта сделали Джордж Гроув и Артур Салливан , которые посетили Вену осенью 1867 года. Им удалось найти семь симфоний, музыку сопровождения из пьесы « Розамунда », несколько месс и опер, кое-что из камерной музыки и большое количество разнообразных фрагментов и песен. Эти открытия привели к значительному увеличению интереса к творчеству Шуберта.
Слайд 26
Ференц Лист с 1830 по 1870 годы транскрибировал и аранжировал значительное количество произведений Шуберта, особенно песен. Он говорил, что Шуберт « поэтичнейший из музыкантов, которые когда-либо жили на свете». Для Антонина Дворжака особенно интересными были симфонии Шуберта, а Гектор Берлиоз и Антон Брукнер признавали влияние «Большой симфонии» на их творчество.
Слайд 27
Феликс Мендельсон Артур Салливан Ференц Лист
Слайд 28
Неоконченная симфония Основная статья: Симфония № 8 (Шуберт) Точная дата создания симфонии си минор (Неоконченной) неизвестна. Она была посвящена любительскому музыкальному обществу в Граце , и Шуберт представил две её части в 1824 году. Рукопись хранилась более 40 лет у друга Шуберта Ансельма Хюттенбреннера , пока её не обнаружил венский дирижёр Иоганн Хербек и не исполнил в концерте в 1865 году. Опубликована симфония была в 1866 году. Осталось тайной самого Шуберта, почему он не завершил «Неоконченную» симфонию. Кажется, он был намерен довести её до логического конца, первые скерцо были полностью закончены, а остальные обнаружены в набросках. С другой точки зрения «Неоконченная» симфония — вполне завершённое произведение, так как круг образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух частей. Так, в своё время Бетховен создал сонаты из двух частей, а позднее у композиторов-романтиков подобного рода произведения стали обычным явлением. В настоящее время существует несколько вариантов завершения «Неоконченной» симфонии (в частности варианты английского музыковеда Брайана Ньюбаулда и российского композитора Антона Сафронова).
Слайд 29
Презентацию подготовила ученица СШ №1 города Текели Артющенко Виктория Спасибо за внимание
Цветение вишни в лунную ночь
Как я избавился от обидчивости
Прекрасная химия
Компас своими руками
"Морская болезнь" у космонавтов