Исследовательская работа на районный конкурс исследовательских работ День Науки. Кроме исследования содержит материалы по художественно-прикладному творчеству автора. Данная работа заняла I место.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 828.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Стодолищенская средняя общеобразовательная школа
____________________________________________________________
Изучение и сохранение
русских национальных традиций
на примере создания образов
русской народной куклы
Исследовательская работа
Автор работы: Филимонова Ирина,
ученица 11 класса
Руководитель: Кузьменкова Тамара
Алексеевна, учитель
русского языка и литературы
Стодолище
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………. .…3
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………....…..…………..24
Приложение 1…………………………………………………………………….25.
Приложение 2…………………………………………………………………….28
Введение
Куклы известны с глубокой древности. Сколько существует мир, столько существуют и куклы.
Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Куклы на Руси существовали с незапамятных времен, являясь непременным атрибутом повседневного быта наших предков, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей. Они сопровождали человека всю его жизнь, начиная с самого рождения. Традиционная кукла хранит в себе силу и мудрость русского народа.
Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе черты создающего ее народа, его индивидуальность, уровень развития и мастерства. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол, но, к сожалению, долгое время народная кукла была практически полностью забыта. Утратились многие традиции изготовления русских кукол, а вместе с ними потерян большой пласт нашей истории и культуры.
В последние годы все острее встает вопрос о необходимости возрождения русских национальных традиций. Каждый человек должен знать историю своего народа, иметь представление о своих корнях, знать, любить и уважать традиции своих предков. Это делает проблему нашего исследования достаточно актуальной: куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении национальных особенностей и традиций любого народа. Необходимо изучать, возрождать и развивать богатые традиции русской куклы.
Для меня эта тема тоже представляет особый интерес. Я люблю заниматься различными видами рукоделия. Впервые познакомившись на уроках изобразительного искусства с русской народной куклой, я захотела как можно больше узнать о ней, освоить технологию изготовления обрядовых и обереговых кукол.
Цель исследования: изучить традиции русского народа, связанные с особенностями изготовления и использования традиционной народной куклы.
Задачи:
Объект исследования: русские народные традиции.
Предмет исследования: традиционная народная кукла.
Для реализации цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Мы предположили, что изучение и создание традиционной народной куклы будет способствовать сохранению и возрождению русских национальных традиций.
Анализ литературы по теме исследования показал, что, несмотря на достаточно высокий интерес к русской кукле, имеется ограниченное количество книг по данной теме. Большинство из них появились в последние годы.
В литературных источниках авторы знакомят с историей возникновения традиционной русской куклы, описываются уникальные приемы изготовления обрядовых и игровых кукол.
Знакомство с материалами, представленными в сети Интернет, позволило выяснить, что существует много сайтов, посвященных русской кукле, особенностями ее бытования на Руси, традициям изготовления. Также создано много форумов, на которых идет обмен информацией о русской кукле, представлены мастер-классы по изготовлению разных видов кукол.
Знакомясь с материалами форумов, я выяснила, что у нас в стране много людей интересуется русской традиционной куклой. Во многих городах России проводятся семинары и мастер-классы, позволяющие не только познакомиться с историей куклы, но и на практике научиться делать разные виды кукол.
В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов, кукла – это любая фигурка человека.
История человечества с древнейших времен до наших дней – это и история кукол, которые на протяжении тысячелетий оставались неизменным спутником людей.
В древности куклы служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Созданные по образу и подобию человека, куклы служили посредниками между миром людей и духов. Многие народности верили, что все, производимое над куклой, произойдет с самим человеком. Куклам поклонялись, приносили жертвы, просили о заступничестве, с их помощью пытались причинять вред врагам.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни с давних времен была тряпичная кукла. У русского народа кукла имела особое значение – она олицетворяла силы плодородия земли русской. «В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность» [5, с.5]
В прошлом крестьянская кукла имела разные предназначения. Прежде всего, она была оберегом.
Для детей кукла была не просто игрушкой, а мудрым учителем в жизни, другом. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи.
Тряпичная кукла рассматривалась и как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
В крестьянских семьях кукол было много. Наши предки считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья. Кукол берегли. Как утверждают исследователи, такое отношение складывалось не потому, что игрушек было мало. Существовали строгие народные заповеди: игрушка живая. Мастер, создавая её, передавал своему творению часть души.
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые, игровые.
Обереговые куклы - это отражение той картины мира, в которой жили люди. По народным поверьям, кукла заключала в себе оберегающее начало, она как бы отвлекала на себя злые силы, оберегала своих хозяев. Ее так и называли: оберег или берегиня. Большинство кукол на Руси были оберегами. Каждая из них имела свое обережное значение и была связана с главными значимыми вещами и событиями в жизни русского человека – с Родом, Семьей, Домом, Здоровьем, Счастьем, Достатком. Куклам-оберегам приписывались различные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь женщине в хозяйстве, способствовать достатку семьи, хорошему урожаю.
Обереговые куклы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Им отводили специальное место в доме.
Каждая из обереговых кукол выполняла свои «обязанности». Они сопровождали наших предков с самого рождения и даже принимали участие в судьбе еще не родившегося ребенка. В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать скручивала куклу Куватку и клала ее в колыбель. Кукла была нужна, чтобы согревать люльку для малыша, а с его рождением должна была отгонять злых духов. После крещения младенца она вывешивалась над колыбелью. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка.
Пеленашка – это и кукла-оберег, и первая игрушка новорожденного. В колыбель к малышу клали куклу-пеленашку, которая должна была оберечь его от нечистых сил, болезней, недоброго глаза, от бессонницы. Кроме того, наши предки следили за тем, чтобы колыбель никогда не оставалась пустой. Поэтому, когда малыша вынимали из колыбели, всегда там оставалась кукла-замена. Дарили Пеленашку и женщине, желающей иметь детей. Также существовал обычай во время свадьбы класть Пеленашку невесте на колени, чтобы к ней пришла материнская сила.
Защитить ребенка от злых духов и успокоить в колыбели была способна кукла Бессоница. Простенькую куклу-оберег мать скручивала из двух лоскутов и подкладывала в люльку ребенка, приговаривая при этом: «Сонница-бессоница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой».
Кукла Берегиня имела особое значение. Она оберегала дом от несчастий и бед. Её наличие в доме отпугивало нечистую силу и злых духов. К тому же она приносила в дом достаток, для чего в руки ей давали узелок.
Толстушка-Костромушка – оберег от одиночества. Задачей этой куклы было вернуть плодородие женщине, приманить душу ребенка. Если в течение года после замужества женщина не беременела, родственница по женской линии: сестра, крестная, мать или бабушка делали куколку и выставляли её в спальню на видное место. Когда в доме появлялся ребенок, куколку уносили на женскую половину и прятали.
Кукла Колокольчик – оберег хорошего настроения, куколка добрых вестей. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение. Родина куколки – Валдай, откуда пошли валдайские колокольчики. У куколки три юбки, по форме напоминающие колокол.
Кукла Веснянка является оберегом молодости и красоты. Веснянка – это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета.
Куколка-оберег На счастье представляет собой маленькую девочку с длинной косой. Наши предки считали, что длинная коса – символ женского начала и женской силы, символизирует здоровье, достаток, красоту и долгую жизнь. Считалось, что эта куколка способна принести счастье и удачу своей хозяйке.
Куклы День и Ночь – обереги жилища. Они оберегали смену дня и ночи, порядок в мире. Куколка День оберегает день, следит, чтобы он не зря прошел, а с толком: чтобы в будни люди трудились, в праздники – веселились. Куколка Ночь следит, чтобы ночью все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел. Она дарит сон и оберегает его.
Филипповка - шестирукий оберег рукодельниц. Считалось, что он оберегает женские руки от усталости, травм, скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие.
Кукла Десятиручка – лучшая помощница в домашних делах. Имея множество рук, она помогала женщине справляться со всей ее работой. Эту куклу дарили молодой хозяйке. Десять рук этой куклы как раз и позволяют ей всё успеть.
Лихорадки (Лихоманки, Трясовицы) – традиционный славянский оберег на здоровье в семье. Делали его в виде 12 фигурок, чтобы отпугивать 12 злых демонов болезни. Для защиты от сестриц-трясовиц, злых лихорадок, из сношенной одежды делали одноименных куколок, связывали красным шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом, начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя, и вселится в нее вместо кого-то из домочадцев. Весной куколок сжигали, освобождая дом от негатива.
Кубышка-травница – древняя кукла-оберег от болезней и недугов, следит за физическим здоровьем всех членов семьи. Её толстая круглая юбка и узелки в руках наполнены душистыми лекарственными травами.
Куколка Здоровье – делалась только изо льна, так как считается, что лён помогает человеку поправиться, забирая болезнь на себя. Куклу делали с зажженной свечой, молитвой и заговорами для здоровья. Если в доме кто-то болел, ему в руки давали куклу Здоровье. Как только хворь уходила, куклу сжигали.
Весьма значительная часть русских народных кукол – обрядовые. Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны общеизвестны разнообразные и многочисленные деревенские праздники, подчиненные календарному циклу сельскохозяйственных работ.
Праздники были красочными и яркими, сопровождались различными обрядами. Обряды, совершаемые на праздниках, по верованиям крестьян, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи.
В центре многих календарных и семейных обрядов была кукла. Она, как самый доступный и понятный образ, становилась посредником в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков.
Обрядовые куклы изготавливали к определённому ритуалу. Посвящались они в основном женским божествам. Служили такие куклы только определенное время. Во время обряда наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры. Когда они выполняли свое назначение, их “отдавали” богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья. Только некоторых из обрядовых кукол хранились долго. Их почитали и ставили в избе в красный угол.
Примерами таких кукол являются кукла Семеон-Столпник – делалась ко дню Симеона-Летопроводца (14 сентября), когда заканчивались основные полевые работы и начиналась пора свадеб. На площади, где шло гуляние, вкапывали столб, на верхушке которого прочно крепили Симеона-Столпника. Парни, состязаясь в ловкости, залезали на столб и пробовали снять куклу. Кому это удавалось – доставалось всеобщее уважение и почет. Считалось, что кукла Симеон добавляет мужчинам силы.
Кукла Параскева Пятница делалась ко дню Параскевы, 10 ноября. В этот день женщины и девушки показывали друг другу свое рукоделие. Эта кукла считалась покровительницей женских ремесел, заступницей женской доли.
Спиридон-Солнцеворот – это кукла - мужчина, который держит в руках символ солнца -– колесо. На праздник зимнего и летнего солнцестояния (21 декабря) совершали обряды, посвященные солнцу. Они проходили с участием в обрядах этой куклы. Спиридон считался одной из главных зимних кукол. Он поворачивал солнце на прирост и на увеличение солнечных дней в году.
Кукла Ангел дарилась на Рождество и на Пасху. На Рождество Ангелов делали белых и голубых. Украшали золотыми и серебряными нитями, тесьмой. На Пасху делали красных, зеленых, белых. Также Ангел вешался над кроваткой ребенка, «охраняя» его сон от злых помыслов.
Кукла Коляда делалась для рождественских колядок. С этой куклой на Святки ходили колядовать, собирая складчину на общий пир. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.
Кукла Коза использовалась в обрядах колядования. Выполнялась данная кукла на крестообразной основе, а лицо, рога и борода были сделаны из лыка. Коза была наряжена в красивое платье и носила на себе обрядовые предметы: колокольчики, бусы, серьги, колечки и мешочки с травами.
Кукла Масленица выполнялась двух видов: большая, в человеческий рост, и домашняя. Большую куклу делали из лыка или соломы. Куклу украшали лентами, завязывая которые, люди загадывали желания. Чтобы желания сбылись, куклу в конце масленичной недели сжигали. Домашняя Масленица символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины.
Обряд «закликания» весны приходился на март. Обязательным атрибутом его являлись маленькие нитяные куколки, которых называли Мартиничками. Их вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Куколок развешивали на деревьях, где их качал и вертел весенний ветер.
Кукла Пасха делалась к Вербному воскресенью, использовалась как пасхальный подарок. Кукла делается так же как Кувадка, но только из красной ткани. У куклы должен быть обязательно передник и веточка вербы в левой руке.
Пасхальная голубка изготавливалась на Пасху. Кукла красного цвета, напоминает голубку – символ Благой вести о Воскресении Христовом. Пасхальная голубка имела грудь, и чем грудь была больше, тем больше благ она могла дать (все желания были связаны с богатым урожаем).
Кукла Капустка делалась в разных местах России. У вепсов, живущих на Волге, она называется Кормилка, Капустка, а в Сибири - Рожаница. Она несет в себе образ матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех. Делала эту куколку девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали – можно сватов засылать.
Кукла Неразлучники использовалась в обряде свадьбы. В русской свадебной традиции под дугой упряжи повозки, везущей молодую пару подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтобы они принимали недобрые взгляды на себя. У женской и мужской фигуры общая рука – символ крепкого брачного союза. Муж и жена – две половинки одного целого, они должны быть неразделимы.
Кукла Мировое древо использовалась в оформлении особого свадебного пирога. В центр пирога втыкалась воткнутая берёзовая рогатка, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Как и другие магические свадебные атрибуты, кукла из свадебного пирога имела глубокое символическое значение. Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового дерева жизни, могучими ветвями которого надлежало стать молодой чете.
1.2.3. Игровые куклы
Игровые куклы предназначались для забавы детям.
Стригушка – самая распространенная игровая кукла, сделанная из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу. Одевали и украшали таких кукол на свой вкус.
Многие игровые куклы считались обучающими. Через куклы дети знакомились с укладом жизни и учились взаимодействовать с миром. Куклы, которые сопровождали ребенка, во многом определяли, кем он вырастет. Многие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке. Девочки-подростки делали кукол себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали они это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу.
Одной из игровых кукол для ребенка являлась кукла Зайчик на пальчик. Это маленькая кукла одевалась на указательный палец. Ее делали для деток с 3-х лет, чтобы у ребенка появлялся настоящий дружок, с которым он мог поговорить, поделиться своей бедой или просто поиграть.
Была распространена игровая тряпичная кукла Малышок – голышок. Конструкция кукольного младенца – один из самых простых и древних способов создания человеческого подобия из ткани: с такой конструкцией легко справляются даже маленькие дети. Для ее воплощения не нужна иголка, достаточно только тканей и ниток. Куклу обязательно подпоясывали. Малышок, как уже ясно из названия, был без одежды. Надо отметить, что Малышок - голышок, изображающий мальчика, достаточно редкое явление среди традиционных кукол.
Куколка Отдарок-на-подарок – обучающая кукла. Она помогала научить ребёнка благодарности. Это была первая кукла, которую ребенок должен был сделать сам в возрасте 3-4 лет. Бабушки обучали детей делать эту куколку для того, чтобы они могли подарить её кому-то в ответ на подарок, в благодарность. Делали эту куклу дети и для родителей, с малых лет приучаясь быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят.
Кукла На выхвалку являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочкой лет в 10-12 и была экзаменом по шитью и рукоделию. Куклу нужно было не только сшить, но и одеть и обуть. Потом эту куклу девочка приносила на посиделки к старшим девушкам для хвастовства и оценки. Название «на выхвалку» означает, что ею хвалились.
Ещё одна простая кукла Каша помогала девочке научиться варить кашу. Кукла шилась из льняного небеленого холста в виде мешочка, наполненного крупой (как правило, гречкой), к ней пришивались ручки и ножки. Тело и голова её были сделаны пропорционально и являлись инструкцией по приготовлению «правильной» каши: по ножку – крупа, по пояс – вода, по шейку – кашка
Рассмотренные нами куклы –это лишь малая часть многообразия русских традиционных кукол, бытовавших на Руси.
Вывод: куклы на протяжении веков сопровождали быт русского человека, отражали его мировоззрение, наиболее значимые события жизни. В жизни наших предков кукла играла огромную роль: она была участницей многих праздников и обрядов, выступала оберегом человека и его жилища, являлась главной игрушкой для детей. По своему назначению куклы можно разделить на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые. Многие куклы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.
Изучая историю русских кукол, я выяснила, что в разных уголках России существовали особые обычаи и традиции их изготовления. В каждой детали куклы был заложен определенный смысл. Кукла – это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы.
Отличительной чертой народной куклы была ее безликость. Русская кукла не имела лица. Так как она исполняла роль оберега, то ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу и тем самым становилась опасной: могла сглазить и принести несчастья. Кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых сил, а значит, и безвредной.
Народные куклы просты в исполнении. На их изготовление шли в основном подручные материалы. На Руси кукол делали из золы, бересты, дерева, лыка, травы, льна, соломы. Большинство кукол были тряпичные.
Чаще всего для изготовления кукол использовались лоскутки, оставшиеся от старых платьев и рубах. Считалось, что ношеная материя хранила родовую силу. Если взять лоскуты старой одежды человека, то кукла будет оберегать этого человека еще сильнее. Если куклу делали в подарок, то использовали кусочки новых тканей.
Отмечаются важные отличия в изготовлении обереговых, обрядовых и игровых кукол.
Традиционные технологии изготовления кукол-оберегов своими корнями восходят к языческому периоду Древней Руси. Такие куклы изготавливались по строгим правилам, так как от них, по мнению наших предков, зависела судьба семьи и рода.
Обереговые куклы, как правило, изготавливали только женщины. Сам процесс создания обережных кукол сопровождался обязательным предварительным ритуальным действием. Делала такие куколки женщина не бездумно, а эмоционально настроившись, истово веря в силу "сделанного". Часто изготовление куклы сопровождалось чтением молитв, заговоров.
Считалось, что при изготовлении обереговых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать (иногда кукол так и называли – "рванки").
При изготовлении обереговых кукол всё имело значение: ткань (старая или новая, из чьей одежды, цвет, узор), дерево (сорт, живое или засохшее), сорт растений и в какое время они собраны. Традиционно куклу делали «в подоле» на коленках, а не на столе. В славянской традиции действовал запрет на изготовление обережных кукол три дня в неделю: среда, пятница, воскресенье.
Обрядовые куклы были более просты в изготовлении, делались из доступных материалов. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда. При изготовлении обрядовых кукол соблюдались такие же строгие правила, как и при изготовлении оберегов.
Куклу нужно было делать начисто, за один раз. Причиной тому старинная примета: дело, сделанное во второй раз, перечеркивает то, что было сделано в первый.
При изготовлении игровых кукол не соблюдались запреты на пользование ножницами и иглой. Поэтому многие игровые куклы более декоративны, чем обереговые и обрядовые. Игровой кукле можно было обозначить лицо. Традиционно его рисовали углем из печки, показывая связь куклы с домашним очагом. Часто лицо вышивали, используя традиционные приемы народной вышивки. Глаза изображали крестиками или точками. Рот, как правило, вышивали красными нитками плотными стежками или традиционным крестиком.
Наряд русской куклы имел не только эстетическое, декоративное значение, но и глубокие духовные корни. Несмотря на то, что одежда на кукле условна, она достаточно полно отражает в себе все характерные особенности традиционного народного костюма.
Русский мужской костюм состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Женский народный костюм был более разнообразным. Различали два вида женской одежды: рубаха и сарафан; рубаха с юбкой-поневой и передником. Обязательной принадлежностью мужского и женского костюма был пояс. Кроме практического применения он являлся оберегом.
Женский костюм немыслим без головного убора. Волосы замужней женщины связывали с магией и колдовской силой, поэтому она не должна была появляться на людях с непокрытой головой. Основными женскими головными уборами были кокошник, повойник, платок. Под платок повязывалось очелье, закрывающее лоб. Незамужней девушке разрешалось носить повязку-ленту, закрывающую только лоб и затылок.
Украшалась одежда вышивкой, которая не только украшала костюм, но и служила защитой от темных сил: она содержала всевозможные священные изображения и магические символы.
Одежда большинства русских кукол состояла из рубахи, традиционной поневы, передника, который приматывался поясом. У многих кукол на груди нитки завязывались в виде креста, который являлся защитным символом. На голову кукле повязывались очелье и платок.
Большую роль в нарядах кукол, как и в русском костюме, играл цвет. Традиционно самыми распространенными цветами в одежде наших предков был красный, белый и черный. Красный цвет на Руси считался обережным цветом, дающим жизненную силу. Это цвет солнца, тепла, долголетия, здоровья и красоты. В наряде любой куклы всегда присутствовал белый и красный цвет.
Изучив особенности русской народной куклы и познакомившись с традиционными способами ее изготовления, я приступила к выполнению практической части работы.
Цель: изготовление разных видов обрядовых, обереговых и игровых кукол в соответствии с русскими народными традициями.
Работая над созданием образов обрядовых и обереговых кукол, я старалась учитывать традиционные правила их изготовления: использовать в работе только натуральные природные материалы; делать куклу безликой; сохранять при изготовлении каждой отдельной куклы характерные именно для нее черты и элементы оформления; по возможности меньше пользоваться ножницами и иглой.
Для изготовления кукол я использовала следующие материалы: хлопчатобумажные и льняные ткани разнообразных расцветок, вату, ватин, шерстяные нитки, отделочную тесьму, кружево, деревянные палочки, льноволокно.
Все выполненные мной куклы делались в соответствии с традиционными технологиями их изготовления, предложенными в книге Котовых. [5]
Кукла Пеленашка (Приложение 2 рис.1), изображавшая новорожденного младенца, была изготовлена по технологии, предложенной авторами [5, с. 40].
Схема выполнения куклы приведена в приложении (Приложение 1 схема 1).
Кукла Кувадка (Приложение2 рис.2) была выполнена мной по схеме 2 (Приложение 1).
Используя аналогичную технологию, я изготовила обрядовую куклу Пасху (Приложение 2 рис. 3) . В соответствии с традициями ее изготовления я использовала ткань красного цвета. Дополнительно кукле делается юбка и передник. Все это фиксируется поясом. В левую руку вставляется обязательный атрибут этой куклы – веточка вербы.
Схожая технология была использована мной и при изготовлении куклы Веснянка (Приложение 2 рис.4). В соответствии с традицией, я взяла для нее яркие лоскутки, красные нитки для косы. «Волосы» куклы вставляются в сгиб большого лоскутка, затем поднимаются вверх, заплетаются в косу. Кукла наряжается в юбку, пояском фиксируется передник. На лоб куклы повязывается яркая лента.
Подобная схема использовалась и для выполнения свадебных кукол Неразлучники (Приложение 2 рис.5). Вместо заготовки для рук по традиции при изготовлении этих кукол используется деревянная палочка, обвязанная светлой тканью. У кукол получается одна общая рука.
По принципу изготовления Кувадки выполняются и обрядовые куклы Мартинички (Приложение 2 рис.6), но материалом для них послужили шерстяные нитки. По традиции для изготовления кукол использовались нитки красного и белого цветов. Куклы выполнены по схеме 3 (Приложение 1).
Некоторые куклы выполняются на основе головы-шарика, наполненного ватой или очесами льна. Эта технология использовалась мной при изготовлении обережных кукол День и Ночь (Приложение 2 рис.7) и куклы Ангел (Приложение2 рис.8), выполненных по схеме 4 (Приложение 1). У кукол дополнительно делается повязка на голове. Для соединения кукол День и Ночь я сплела шнурок из нитей и прикрепила его сзади к повязкам на голове кукол.
Похожим образом делаются куклы Колокольчик (Приложение 2 рис.9), Капустка (Приложение 2 рис.10), Пасхальная голубка (Приложение 2 рис.11). Кукла Колокольчик и Пасхальная голубка имеют три юбки, по форме напоминающие колокол. Кукле Капустка приделывается грудь (шарик из ваты или льна, завернутый в квадрат ткани). Наряд каждой из этих кукол выполнен в соответствии с народными традициями:
Кроме тряпичных кукол я изготовила Куклу Здоровье (Приложение 2 рис.12) и куклу Берегиню (Приложение 2 рис.13), которые традиционно выполнялись из льна. У куклы Здоровье заплетается очень длинная коса, так как волосы связаны со здоровьем и жизненной силой. Детали этой куклы перевязывались красными нитками.
Традиционно куклы Десятиручка и Филипповка (Приложение 2 рис.14) выполняются из лыка, но мне не удалось найти этот материал, и куклы сделаны из шерстяных ниток подходящих цветов. Во всем остальном я сохранила традиции их изготовления.
За основу куклы Параскева Пятница (Приложение 2 рис.15) берутся две деревянные палочки, которые связываются крест-накрест и обвязываются нитками.
Кукла Мировое древо (Приложение 2 рис.16) традиционно делается на основе раздвоенного сучка дерева. Она выполнена по схеме 5 (Приложение1).
Некоторые куклы я изготовила по технологии столбушек – плотно скручивала столбиком ватин, затем перевязывала, делая узелок в районе пупка. Далее с одной стороны на столбик прикладывала лоскуток белой ткани и отматывала лицо куклы. Затем традиционным способом обозначались руки. Для создания формы груди использовалась вата. Куклам приделывались юбка, передник и пояс. Голова куклы повязывалась тесьмой (очелье), а сверху платком. Таким образом выполнена кукла Берегиня (Приложение 2 рис.17). К рукам куклы привязан традиционный узелок.
Игровая кукла Зайчик на пальчик (Приложение 2 рис.18) делается из лоскутка ткани 5Х12 см. Вначале ниткой фиксируются уши зайки, затем под ушки помещается кусочек ваты и перевязывается голова. Нижняя часть лоскута складывается пополам и прикладывается к голове, формируются лапки и перевязываются ниткой.
Изготовление куклы На счастье (Приложение 2 рис.19) – достаточно трудоемкий и кропотливый процесс, требующий большого умения и знаний.
Вначале на основе перегнутой пополам скрутки делаются ножки. На них наматывается лен, квадратным лоскутом формируется голова, руки. Далее куколке одевается сарафан. Волосы (прядь льна) крепятся с лица на спину, аккуратно укладываются по голове, красной ниткой фиксируются к шее. На последнем этапе заплетаем косу. Коса должна быть толстенькой достаточно длинной - кукла как бы на нее опирается.
Вывод: В результате выполнения практической части исследования была создана коллекция народных кукол, в которой представлены образы обереговых, обрядовых и игровых кукол.
Простые на первый взгляд, куклы очень разнообразны по своей форме и декоративному исполнению. Каждая кукла несет в черты индивидуальности. Преимуществом такой куклы является доступность материалов, быстрое изготовление, ее уникальность.
Созданные куклы еще раз позволяют убедиться в том, что работа над созданием куклы требует не только технического и художественного мастерства, но и скрупулезного изучения русских народных традиций, связанных с ней.
Заключение
В процессе работы над проблемой исследования нами был собран и изучен материал по истории русской куклы, рассмотрены разнообразные примеры обрядовых, обереговых и игровых кукол, а также традиции, которые с ними были связаны.
В ходе исследования мы выяснили, что в традиционно-бытовой культуре русского народа куклы являлись важной составной частью календарных и семейных праздников, служили оберегами человека, дома, семьи. Они были игрушками, через которые дети знакомились с укладом жизни и получали необходимые бытовые и нравственные знания.
Проведенное исследование показало, что кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты народа. Она – лишь малая часть богатого культурного наследия наших предков, но в полной мере дает возможность познакомиться со многими традициями русского народа: мировосприятием, представлениями о добре и зле, отношением к дому и семье, традициями празднования календарных и семейных праздников. Русская кукла может многое рассказать о характере наших предков, о таких чертах, как скромность, трудолюбие, целомудрие, хозяйственность, доброта. Она заключает в себе многовековую мудрость русского народа.
Изучив сведения о традициях создания народных кукол, и проанализировав основные технологии их изготовления, я смогла убедиться, насколько серьезно подходили наши предки к созданию обрядовых и обереговых кукол, как точно отразились в одежде кукол традиции русского народного костюма.
Полученные в ходе исследования знания о способах изготовления народных кукол позволили создать целую коллекцию обрядовых и обереговых кукол, которые помогают еще ярче представить себе всю красоту, все многообразие образов народной куклы.
Куклы, изготовленные мной, вызывают интерес со стороны моих сверстников и взрослых. Они неоднократно принимали участие в школьных выставках, различных конкурсах народного творчества. Некоторые из моих друзей тоже начинают интересоваться народной куклой.
Я считаю, что это все может свидетельствовать о том, что и на сегодняшний день народная кукла не утратила своего значения. Этот вид народного творчества и традиции наших предков привлекают нас и сегодня.
На основании полученных в результате исследования фактов, можно утверждать, что познание традиций изготовления русских народных кукол позволяет познакомиться с культурой и традициями русского народа. Кукла , как неотъемлемая часть русской культуры, способствует сохранению и возрождению культурного наследия нашего народа.
Таким образом, поставленные перед нами задачи исследования были решены, цель достигнута.
Данный материал может быть использован при проведении тематических уроков и классных часов, а так же будет полезен всем, кто интересуется русской народной куклой. Куклы, созданные в духе народных традиций, могут использоваться для украшения помещений, оформления школьного музея, выступать в качестве подарка.
Список литературы
Приложение 1
Схемы изготовления кукол
Схема 1
Схема 2
Схема 3
Схема 4
Схема 5
Приложение 2.
Русские традиционные куклы
Рис. 1 Пеленашка. Рис. 2 Кувадка.
Рис.3 . Пасха Рис. 4. Веснянка
Рис. 5. Неразлучники
Рис. 7. День и Ночь
Рис. 6. Мартинички
Рис 8. Ангел
Рис. 9. Колокольчик Рис. 10. Капустка
Рис.11. Пасхальная голубка Рис. 12. Здоровье
Рис. 13. Берегиня Рис. 14. Филипповка и Десятиручка
Рис. 15 Параскева Пятница Рис. 16 Мировое древо
Рис. 17. Берегиня Рис.18 . Зайчик на пальчик
Рис. 19. Кукла На счастье
Два плуга
Хитрость Дидоны
Солнечная система. Взгляд со стороны
Серебряное копытце
Весенние чудеса