В данном разделе - материалы о тряпичной народной кукле, с объяснениями. Куклы, как главные действующие лица обрядов и традиций наших далеких предков, делают прошлое интереснее и понятнее. В каждой губернии свои куклы, как и свои костюмы, песни, заговоры. О куклах - этот раздел.
Вложение | Размер |
---|---|
nazvanie_raboty.docx | 1018.85 КБ |
Название работы: Кукла Хозяюшка – Благополучница
Фамилия, имя автора: Степаненкова Валентина Юрьевна
6 класс
Руководитель: Киселёва Элисо Раминовна
2013 год
АННОТАЦИЯ
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в тёмной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.
ОПИСАНИЕ РАБОТЫ
Цель: Изучение истории русской народной куклы и народного костюма.
Задачи:
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Изготовить тряпичную куклу под руководством педагога.
Название работы: Кукла – Берегиня
Фамилия, имя автора: Степаненкова Ольга Юрьевна
6 класс
Руководитель: Киселёва Элисо Раминовна
2013 год
АННОТАЦИЯ
В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол. Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению – на игровые, обереги и обрядовые; по образу – на куклу-крестьянку и куклу-барыню; по способу изготовления – на сшивную и несшивную (закрутку).
Традиция украшать жилище оберегами, разукрашенными венками, гирляндами, ложками и т.д., как известно, восходит к древним славянским народам. Люди верили, что в каждом доме живёт домовой, которого нужно задабривать, что тряпичная кукла заберёт все болезни. Эта славная традиция жива до сих пор, и стала одной из заглавных тем народных промыслов. Традиционно такие куклы делятся на три группы:
С одной куклой можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в народном обряде. А третья используется как средство общения, символ, понятный всякому.
Название работы: Кукла Девка – Баба
Фамилия, имя автора: Афанасов Алексей и Пашков Павел
6 класс
Руководитель: Киселева Элисо Раминовна
2013 год
АННОТАЦИЯ
В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.
Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.
Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.
Эта оригинальная кукла была распространена в крестьянских семьях центральных и северо-западных губерний России. В народе ее называют «вертушка», «перевертыш», «девка-баба», «девушка-женщина». В чем же ее необычность? В том, что одна кукла содержит в себе два образа.
Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе две куклы: у нее две головы, четыре руки и две (сшитые между собой) юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы (например, «девка»), то вторая («баба») скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то «баба» откроется, а «девка» скроется.
Прежде дети с раннего возраста знали, чем отличается девичья одежда от женской, а современным детям это надо объяснять и показывать. Кукла «перевертыш» может послужить хорошим пособием для этого, так как не требует тщательной проработки деталей, а нуждается в самой общей характеристике: для девушки подходят яркие ткани, коса, ленты, а для замужней женщины – более темные тона (без красного), две косы, закрученные в прическу и закрытые платком (или даже двумя). Тряпичных кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. С большим старанием куклу «рядили», зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве ее хозяйки. Кукле пришивали косу. А вот лицо не делали – она оставалась «безликой». «Безликость» – следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла с «лицом» обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.
Рисуем лошадь акварелью
Золотой циркуль
Загадочная система из шести экзопланет
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Акварель + трафарет = ?