Флористика - это художественное творчество, техника создание картин, основой для которого служат засушенные цветы, листья мох, семена растений, чешуйки луковиц, тополиный пух, солома и другой природный материал. Из него художники- флористы создают прекрасные картины, пейзажи, портреты.
«Картинами без кисти и красок называют такие произведения, так как традиционная краска - масляная, акварельная, гуашь - с успехом заменяет богатая палитра и разнообразие фактуры природного материала.
Флористика является одним из самых молодых видов аппликации. Эту технику придумал и дал ей название - художник Юрков Александр Николаевич. В 1960 году в России было впервые организовано общество художников - флористов. Их творчество основано на использовании необычного для аппликации материала - засушенных растений, оболочек от чеснока, репчатого лука, мха, соломы.
Понятие флористика происходит от слова «флора». В древнеримской мифологии так называли богиню цветов, весны, любви. Флористикой называется как раздел ботаники, изучающей виды растений, так и искусство комбинирования засушенных растений для создания панно и композиций.
За двадцать пять лет работ в этой технике Александр Николаевич создал более сотни таких полотен. Особая тема в творчестве художника Юркова – родные места, родительский дом. Простые, но близкие каждому сердцу сюжеты: деревеньки, дороги, храмы, милые старые дворики, на удивление сохранившиеся в глубинах современного высотного города. Как важно удержать это, сберечь навсегда в собственной душе, не утратить, не растерять…
Всмотритесь внимательнее в природу - каждый цветок, травинка неповторимы по-своему. Природа дает нам неповторимое многообразие красок и форм. Эту красоту мастер перенносит на картину.
Этот вид творчества стремительно и многогранно развивается. Он стал популярным, подлинно народным стилем, близким всем. Произведения флористов остаются в памяти на долгие годы. А научил нас этому искусству мастер с прекрасным названием ПРИРОДА.
Вложение | Размер |
---|---|
floristika_kartiny_iz_prirodnogo_materiala.doc | 74 КБ |
illyustratsii_rabot.doc | 2.06 МБ |
Проектно-исследовательская работа
ученика 7-б класса ГБОУ СОШ№19 г. Москвы
Цивына Александра.
Флористика – изготовление картин из природного материала.
Флористика - это художественное творчество, техника создание картин, основой для которого служат засушенные цветы, листья мох, семена растений, чешуйки луковиц, тополиный пух, солома и другой природный материал. Из него художники- флористы создают прекрасные картины, пейзажи, портреты.
«Картинами без кисти и красок называют такие произведения, так как традиционная краска - масляная, акварельная, гуашь - с успехом заменяет богатая палитра и разнообразие фактуры природного материала.
Флористика является одним из самых молодых видов аппликации. Эту технику придумал и дал ей название - художник Юрков Александр Николаевич. В 1960 году в России было впервые организовано общество художников - флористов. Их творчество основано на использовании необычного для аппликации материала - засушенных растений, оболочек от чеснока, репчатого лука, мха, соломы.
Понятие флористика происходит от слова «флора». В древнеримской мифологии так называли богиню цветов, весны, любви. Флористикой называется как раздел ботаники, изучающей виды растений, так и искусство комбинирования засушенных растений для создания панно и композиций.
За двадцать пять лет работ в этой технике Александр Николаевич создал более сотни таких полотен. Особая тема в творчестве художника Юркова – родные места, родительский дом. Простые, но близкие каждому сердцу сюжеты: деревеньки, дороги, храмы, милые старые дворики, на удивление сохранившиеся в глубинах современного высотного города. Как важно удержать это, сберечь навсегда в собственной душе, не утратить, не растерять…
Всмотритесь внимательнее в природу - каждый цветок, травинка неповторимы по-своему. Природа дает нам неповторимое многообразие красок и форм. Эту красоту мастер перенносит на картину.
Этот вид творчества стремительно и многогранно развивается. Он стал популярным, подлинно народным стилем, близким всем. Произведения флористов остаются в памяти на долгие годы. А научил нас этому искусству мастер с прекрасным названием ПРИРОДА.
Заготовка природных материалов
При создании декоративных композиций пользуются засушенными растениями: цветами и их лепестками, листьями, ветками, мхом, пленками и султанчиками от кукурузных початков, тополиным пухом, березовой корой и т.д. Листья сушат преимущественно осенней расцветки. Они могут быть различной формы, с различными краями и жилкованием, простыми и сложными.
Стойкость цвета
При засушке цветов и других растений важно знать, как долго они сохраняют свой цвет. По стойкости цвета растения делятся на три группы:
Сбор растений
Первый этап подготовки материала прост и приятен — это сбор цветов, веток, листьев.
Заготовками можно заниматься с ранней весны до поздней осени, собирая бутоны, цветы, плоды, листья с нарядной осенней окраской. Растения собирают в сухую погоду, на них не должно быть капель росы. Влажные листья при сушке буреют.
Перед тем как положить на сушку, их надо очистить от пыли и грязи мокрой ватой, мягкой тряпочкой. Если растения собирают вдали от дома, их сразу же кладут в книгу или газету. При этом лучше сохраняется форма цветов, листьев и стеблей. Лепестки, листья, стебли сушат отдельно.
Никогда не выбрасывайте увядшие букеты! Прежде посмотрите, что из них можно взять для будущих панно. Летом и осенью постарайтесь запастись разнообразными семенами, плодами. Не упустите и время сбора пуха — от тополей, пушицы, иван-чая, мать-и-мачехи, одуванчика, осота. Это удивительная «белая краска». Белую, серую, серо-голубоватую окраску имеют с нижней стороны листья серебристого тополя, осенней малины, мать-и-мачехи, остролистного клена, девясила. Листья клена обыкновенного бывают разных цветов и оттенков, что дает возможность создавать прекрасные фоны для композиций.
Засушивание
Следующий этап работы – самый ответственный – обработка и сушка растений. Известно несколько способов плоскостной сушки: в бумаге, вате, гербарной сетке, книгах, под прессом, горячим утюгом. Но необходимо соблюдать правило — сушить как можно быстрее. Только при этом сохраняется красящий пигмент. В сухую погоду растения сохнут 3-4 дня. После засушки растения становятся достаточно прочными и из них можно вырезать элементы различной конфигурации.
Хранение
Засушенный материал хранят в закладках. Чтобы легче ориентироваться в накопленном материале, закладки помещают в картонные папки, нумеруют их и составляют опись. Затем в блокноте или тетради делают перечень папок с указанием растений. Папки укладывают горизонтально одна на другую. Периодически надо проверять, не завелись ли в папке моль или другие насекомые.
Коротко о длинной истории клеёв
С тех самых пор, как человек слез с дерева и стал преобразовывать мир, его окружают предметы (вещи), созданные его руками. При их изготовлении человеку пришлось научиться соединять части предметов. Характерно, что вещам свойственно ломаться. И вот с тех самых давних пор люди, хуже или лучше, занимались склеиванием. По своему значению для человечества открытие возможности склеивать, клеить, приклеивать, можно сравнить с изобретением колеса. Этот способ соединения позволяет делать то, что никакими другими способами не удастся.
Вещества, которые можно было использовать в качестве первых клеев, человеку обнаружить было нетрудно: смола деревьев, природные битумы в местах выделения нефти, соки растений, содержащие природные каучуки, клейкие выделения животных (шкура рыб, жилы животных). На основе палеонтологических раскопок можно утверждать, что клеить люди научились раньше, чем вязать узлы. Найдены наконечники стрел и копий, закрепленные на древках волокнистым материалом, пропитанным древесной смолой, или жилами животных, без помощи узлов.
Клеи природного происхождения были известны человечеству с самых давних времен.
Археологические исследования поселений эпохи палеолита показали, что древние люди умело, применяли смолы, жильные и костные выварки для быстрого ремонта посуды, одежды, оружия и т.п. В южноафриканской пещере Сибуду обнаружен доисторический клей, изготовленный из смолы акации и красной охры. Ему около 70 тыс. лет. Клей покрывал не все каменное орудие, а лишь его часть, ту самую, где рубило крепилось к рукоятке. Таким образом, древний человек получал топор. Находка доказывает, что люди каменного века прекрасно разбирались в химии.
В эпоху нашествий кочевников появляются «составные» (композитные) луки. Компактные и очень тугие луки состояли из десятка деталей и стреляли на пару сотен шагов, причем на дистанции 50-70 метров стрелы с гранеными железными наконечниками пробивали кольчуги. Руководствуясь изощренными рецептами, в которых предписывалось буквально все, мастера тратили на изготовление одного лука несколько лет! А самым охраняемым секретом каждого мастера был способ изготовления клея. Например, изготовление жильного клея требовало нескольких десятков операций, в том числе недельного вываривания в дождевой воде. Сборку луков, содержащих разнородные материалы — кость, рог, древесину, жилы, удавалось произвести только благодаря этому клею.
Растение омела поселяется на ветках растений. В сентябре созревают белые липкие ягоды, из которых делают клей и ловят на него птиц. Еще белая омела называется «птичий клей» Необходимость заставила человека в зависимости от решаемой задачи комбинировать и улучшать уже известные ему рецепты. Применение огня позволило сильно расширить ассортимент клеев и разнообразить способы их применения. Горячий битум, расплавы самородной серы — это то, что мы сейчас назвали бы клеями-расплавами. Овладев огнем, люди научились производить из животного сырья группу клеев, существующих до настоящего времени. Это так хорошо всем известный столярный клей, изготавливаемый из костей, мездровый — из мездры, жил и сухожилий животных. Памятен нам по русским народным сказкам рыбий клей. Из крупной чешуи сазана, карпа делали рыбный клей, который был как желе во многих блюдах. Рыбий клей всегда был дорог. В средние века новгородские купцы вывозили его за границу в числе самых дорогих товаров. Клей использовался для рисования икон.
Современную историю клеев принято отсчитывать с 1750 года, когда в Англии был запатентован рыбный клей - варево из рыбьих костей, испускавшее зловоние на несколько кварталов. Под давлением домовладельцев, не желавших терпеть малоприятные «ароматы», производство клея предписывалось законом выносить за городскую черту.
К древнейшим клеям следует отнести казеиновый клей, получаемый из молочного белка казеина. С тех пор как известна мука — пшеничная, рисовая - известны и клейстеры соответствующего названия.
Грамотное использование (сплющить, сложить крест-накрест спрессовать, высушить) природных свойств папируса, имеющего волокнистую структуру и внутри стебля клейкий сок, позволило древним египтянам дать человечеству первую «бумагу».
Не все знают, что появление покровных красок (т.е. красок, которые не впитываются в окрашиваемый материал, а образуют защитно-декоративную пленку на его поверхности) изначально обязано существующим на тот момент клеям, которые составляют основу таких красок и используются как связка для красочной композиции.
Левкас - смесь толченого мела с животным клеем, чаще всего мездряным, сваренным из обрезков кожи с липкой подкожной пленкой — мездрой, или из рыбьей чешуи. От того, хорош или плох левкас, в еще большей мере, чем от своевременного устранения дефектов доски, зависела прочность, хорошая сохранность живописи. Коли плох левкас, «препона в [живописном] деле бывает, левкас сечется [осыпается]», — поучает мастер XVII в.
Поэтому, хотя у разных художников были свои излюбленные способы приготовления левкаса, все они сходились на одном: любой вид левкаса надо готовить долго и со всем возможным тщанием.
Простейший способ: «Клей в печи попарите да мел толки да через сито чистое просеивати - чтобы крупинок не было, - а потом мешать одно с другим и мешать долго, пока левкас не станет «как сливки тянуться равно». С наступлением этого долгожданного момента можно было начинать левкасить доску, что было также делом довольно канительным. Левкас накладывали в несколько слоев. Каждый из них выглаживался, когда клепиком - специальной металлической или деревянной лопаточкой, а когда и просто ладонью. Убедившись, что все слои равномерно просохли, мастер выглаживать пемзой грунт при непрерывном смачивании его. Наконец, на сухую уже поверхность наводили лоск хвощом.
В начале этого столетия основными в практике склеивания считались животные и растительные клеи, которые и до этого времени были в употреблении тысячи лет. И в настоящее время они широко применяются для
склеивания пористых материалов, например бумаги. В период первой мировой войны казеиновые клеи широко использовались для изготовления деревянных каркасов самолетов. При их эксплуатации выяснилось, что клеи
такого типа недостаточно стойки к действию влаги и обрастают плесневыми грибками. Недостатки клеев природного происхождения послужили важным стимулом для создания новых клеев.
Развитие химии, и в первую очередь органической химии, открытие длинных цепных молекул — полимеров явилось важнейшим шагом в развитии науки о клеях. Именно натуральные полимеры были основой всех первых природных клеев. Например - каучук.
Ученые изучили его свойства, что позволило получить новые, отличные от природных полимеров и производить на их основе клеи с заранее заданными свойствами, получить которые в прежние времена не представлялось возможным.
В 1930-е годы на основе синтетических смол создаются новые клеи. Первыми синтетическими соединениями, применявшимися в склеивании, стали фенолоформальдегидные смолы. Их главным преимуществом являлась их исключительная стойкость к действию влаги, к обрастанию плесневыми грибками. В 1950-е годы в качестве основы клеев стали применяться эпоксидные смолы. Сейчас синтетические полимеры — основа большинства выпускаемых промышленностью клеев. Полимеры используются и для изготовления липких лент и наклеек. Нанесенный на них клеевой состав не высыхает и не затвердевает со временем.
Мы пользуемся клеем, наверное, каждый день. Чаще всего простым, канцелярским. Но ведь клеев существует множество. Одни из них скрепляют бумагу, другие — ткани, стекло, металл. С помощью клея, без единой заклепки, был изготовлен корпус самолета длиной 13 метров. Все алюминиевые детали его склеены. В опытных полетах такой самолет выдерживал нагрузки и перегрузки лучше, чем самолеты с клепаным корпусом. К тому же соединение алюминиевых листов таким клеем обходится намного дешевле, чем соединение заклепками.
Современные клеи выпускают жидкими, желеобразными и пастообразными, в виде прутков или лент (клеи-расплавы), в виде порошков, из которых клеящий состав готовят непосредственно перед употреблением. Качество клея — его вязкость, время жизни, водостойкость, цвет и прочность клеевого шва — зависит от его состава, в первую очередь, от основы клея.
Места склейки необходимо тщательно очищать от пыли и в особенности от жирных пятен; деревянный предмет или высушенный листок к моменту склейки следует хорошо просушить; чем тоньше и равномернее слой клея, тем он прочнее; на пористые материалы надо наносить больше клея, чем на металлы, стекло и другие материалы с гладкой поверхностью.
Рецепты изготовления клея.
Приведем несколько рецептов приготовления клея в условиях домашней мастерской...
Казеиновый клей представляет собой светлый порошок, который разводят в холодной воде до густоты сметаны, подливая воду небольшими порциями и тщательно перемешивая в течение 40—50 мин. Готов клей к применению через полтора часа.
Казеин— белковое вещество, выделяется в виде творожной массы при скисании молока. Казеин не растворяется ни в холодной, ни в горячей воде. Чтобы получить клей, к воде, в которой растворяют казеин, добавляют какую-либо соду. Казеиновый клей применяют для окраски фасадов, так как он образует очень прочное, несмываемое покрытие, а также для склеивания древесины.
Клей столярный широко используется для склеивания древесины. Качество клея во многом зависит от правильности его приготовления. Нужное количество сухого плиточного клея измельчают, заливают чистой холодной водой и выдерживают в ней в течение 6—12 ч. После набухания клея верхний слой воды сливают. Посуду с клеем помещают в "водяную баню", т. е. сосуд с клеем помещают в сосуд с водой, и нагревают на небольшом огне, периодически помешивая, пока не растворятся все кусочки клея. В процессе приготовления температура клея не должна превышать 60-70 град., иначе клеящая способность его ухудшается.
Клей переплетный приготовляют из столярного, добавляя к жидкому горячему клею (прямо в "водяной бане") глицерин.
Клей ПВА — раствор поливинилацетата в воде и специальными добавками. Клей ПВА канцелярский (ПВА-К) применяется для склеивания бумаги, фотобумаги, картона. По внешнему виду представляет собой вязкую жидкость белого цвета. Клей неводостоек, неморозоустойчив.
Клейстер из крахмала — клей для бумаги. Картофельный крахмал из расчета 60-80 г/л растворяют в холодной воде, тщательно размешивают, заваривают крутым кипятком и добавляют буру. Применяют клейстер обычно холодным.
Клейстер из муки - клей для бумаги и картона. Для приготовления 1 л клейстера берут 200 г пшеничной муки и 50 г сухого столярного клея. Муку разводят в холодной воде и при тщательном размешивании добавляют кипяток до образования жидкой кашицы. Затем добавляют растворенный в воде столярный клей. Полученную массу, варят на слабом огне, непрерывно помешивая. Когда кашица начнет пузыриться и станет синеватой, клейстер готов.
Заключение.
Выполняя работы по аппликации, я познакомился с современным направлением декоративного творчества - флорийской мозаикой. Я научился правильно заготавливать и хранить природный материал для различных поделок, узнал историю возникновения клея, научился приготавливать клей в домашних условиях. Теперь смогу подобрать клей для сборки модели, ремонта книги, игрушки и даже поломанного стула.
Мне очень понравилось проводить такую исследовательскую работу.
Список литературы:
1. Петер Асманн. Современная флористика. Книга для начинающих и
совершенствующихся в профессии флориста. Изд: Культура и традиции, 2003г
2. Юлия Фомина Флористика вокруг света. Изд: Ниола 21 век, 2005 г.
3. Д.Л.Орлов Выбрать клей и приклеить. Изд. Додека,2006г.
Именинный пирог
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Рисуем ананас акварелью
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Есть в осени первоначальной...