ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ДРЕВО ЖИЗНИ
5 КЛАСС
2. Задачи:
- обучающие
-развивающие
-воспитательные
3.Тип урока: урок повторения и первичного закрепления новых знаний
4.Формы работы учащихся
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска SMART BORD
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
|
---|---|---|---|---|---|
1 | Начало урока |
| Приветствие учителя | Приветствие учащихся | 1 |
2 | Организационный этап |
| Сообщение темы урока. | Организация рабочего места | 1 |
3 | Вводная беседа |
№2-12
| «Древо жизни» в мифологии древних славян, в народном искусстве. Дуб, берёза, яблоня – объекты поклонения наших предков на доске SMART BORD
|
Учащиеся отвечают на вопросы учителя
| 8 |
4 |
Объяснение этапов работы |
№13-22 |
Демонстрация последовательности изображения дерева, птицы на дереве, цветовое решение работы Показ на SMART BORD |
Наблюдения учащихся за работой учителя на доске, ответы на вопросы | 7 |
5
|
Творческая практическая деятельность учащихся |
№24 | Индивидуальная и фронтальная работа с учащимися | Учащиеся выполняют свой вариант «Древа жизни» | 23 |
6 | Экспресс-выставка |
№23 | Подведение итогов урока | По окончании работы, учащиеся предлагают свои рисунки для выставки и высказывают своё мнение о выполненной работе | 4 |
7 | Завершение урока |
| Пословица: «Кто срубит дерево, того проклянут дети, кто посадит дерево, того похвалят внуки» |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
ХОД УРОКА.
2.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Сообщение темы урока. Ребята, на двух предыдущих уроках мы с вами изображали весенние деревья и выполняли наброски птиц.
Тема урока: «Древо жизни» будет тоже связана с изображением деревьев и птиц
3.ВВОДНАЯ БЕСЕДА.
Древо жизни в мифологии древних славян Слайд №2
Древние славяне считали, что наш мир похож на огромное яйцо, которое снесла таинственная «космическая птица» Посередине славянской вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть – наш живой мир, мир людей. Нижний мир – мир мёртвых. Когда там день, у нас царит ночь. Вокруг Земли, подобно скорлупе, расположены девять небес. Вот почему мы до сих пор говорим не только небо, но и небеса. Небеса для солнца, звёзд, туч, ветров. На любое из небес можно забраться по стволу дерева, которое, как огромная ось, пронизывает всю вселенную.
Мощные корни этого дерева, которое славяне считали древом жизни, оплетают весь мир и
уходят глубоко в мир мёртвых. Ствол взмывает высоко к небесам, а крона дерева касается седьмого неба. Седьмое небо твёрдое и прозрачное, и находится на нём океан живой воды. Посреди океана лежит прекрасный остров «Ирий». Это слово очень созвучно со словом «рай». Ещё называли остров Буяном. В кроне дерева вызревают все известные плоды и цветы, произрастающие на земле. Семена их сыплются вниз, прорастают и дают людям богатый урожай.
В славянских верованиях дерево соединяет мир людей и мир богов, землю и небо. Крону дерева заселяют птицы, которые в русском фольклоре и прикладном искусстве символизировали доброе начало, на стволе живут пчёлы, у корней дерева демонические существа: прикован на цепи бес, обитает в гнезде змея Шурупея и другие демоны. В народном искусстве у основания дерева пасутся кони – слуги славянского бога Стрибога, изображаются травы, цветы, а иногда и рыбы, лягушки, змеи.
Показ изделий народных промыслов с изображением Древа жизни: Слайды №3-9
Вологодское кружево
Городецкая роспись
Мезенская роспись
Хохломская
Пермогородская роспись.
Вместе с учащимися определяем названия промыслов по их характерным особенностям
Дуб, берёза и яблоня – объекты поклонения наших предков Слайды №10-12
Какие породы деревьев вы могли бы предложить в качестве мирового дерева?
В заговорах мировое дерево помещалось в центре мира, на острове среди океана, где на камне стоит … (дуб, берёза, яблоня, рябина, явор, кипарис).
Дуб (показ таблицы с изображением дуба). Патриархом наших лесов называл дуб А.С. Пушкин. Дуб – лесной долгожитель. Известны деревья, которые прожили 2000 лет. Мощный корень дуба уходит глубоко в землю: «Держись за дубок – дубок в землю глубок». У многих народов мира дуб почитался как символ крепости, могущества и долголетия. Древние люди поклонялись не только отдельным деревьям, но и целым дубравам, которые называли священными. В Древней Руси деревьям-кумирам приносились обильные жертвы. Под сенью священных дубов устраивались важные совещания и вершились праведные суды.
Берёза. Во всем мире не сыщешь дерева с такой ослепительной белой корой. В индоевропейских языках корень «бер.» означает «светлый», «ясный». Светло и празднично в берёзовом лесу в любое время года, но особенно весной и летом. Поэтому буйное разнотравье подступает почти к самым корням дерева.
В старину у берёзы в начале лета был свой особый праздник – семик. В эти праздничные дни она была окружена всеобщим вниманием. Ветками берёзы украшали красный угол крестьянской избы. Девушки водили хороводы вокруг молодых берёзок, гадали, завивали венки из берёзовых ветвей.
Береста – русский папирус. Новгородские берестяные грамоты. «Бела береста, да деготь чёрен». Смазывали кожу, петли дверей, колёса. Листья – жёлтый и зелёный краситель. В петровские времена таким красителем окрашивали солдатские мундиры.
Яблоня. Любимое в народе дерево, и не только за чудесные плоды, но и за её особую неповторимую весеннюю красоту. У многих народов – символ весны, молодости и чистоты. Отдельные старые дикорастущие яблони считались священными деревьями, им поклонялись и приносили жертвы. В мифах и сказках особая роль отводилась яблоку. «Криво дерево, да яблоки сладки».
Печёные яблоки – при ожогах. Комары и мошки не переносят запаха сжигаемой кожицы. При благоприятных условиях дикая яблоня может прожить до 200 лет.
Разбираем характерные особенности названных деревьев: форма ствола, кроны
4.ОБЪЯСНЕНИЕ ЭТАПОВ РАБОТЫ
Демонстрация последовательности изображения дерева, птицы на дереве, цветовое решение работы Показ на SMART BORD Слайды №13-20
Варианты композиции
Цветовое решение
Техника выполнения задания на усмотрение ученика
5.ТВОРЧЕСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся могут использовать в качестве дополнительного материала свои работы 2-х прошлых уроков (изображение деревьев, изображение птиц)
6. ЭКСПРЕСС-ВЫСТАВКА
По окончании работы, учащиеся предлагают свои рисунки для выставки и высказывают своё мнение о выполненной работе
7. ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА
Пословица: «Кто срубит дерево, того проклянут дети, кто посадит дерево, того похвалят внуки»
Список использованной литературы:
Отзыв о работе с интерактивной системой SMART BORD
Компьютерная презентация на уроке позволила достаточно широко и разнообразно представить наглядный материал. «Перелистывая альбом», учащиеся смогли быстро повторить материал о народных промыслах России.
При создании образа дерева использовались как рисунки учителя, так репродукции с картин художников. Использование элементов анимации позволяло увеличивать и уменьшать изображение, менять цветовую гамму.
Интерактивная доска могла быть использована не только в качестве экрана, но и для непосредственной работы на доске графическими материалами (фломастерами).
Использование компьютера и интерактивной системы SMART BORD значительно облегчило подборку материала к уроку, и избавила от выполнения трудоёмких наглядных пособий.
Учащиеся проявили большой интерес к работе учителя с интерактивной доской, что сказалось на качестве рисунков.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ДРЕВО ЖИЗНИ
5 КЛАСС
2. Задачи:
- обучающие
-развивающие
-воспитательные
3.Тип урока: урок повторения и первичного закрепления новых знаний
4.Формы работы учащихся
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска SMART BORD
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
|
---|---|---|---|---|---|
1 | Начало урока |
| Приветствие учителя | Приветствие учащихся | 1 |
2 | Организационный этап |
| Сообщение темы урока. | Организация рабочего места | 1 |
3 | Вводная беседа |
№2-12
| «Древо жизни» в мифологии древних славян, в народном искусстве. Дуб, берёза, яблоня – объекты поклонения наших предков на доске SMART BORD
|
Учащиеся отвечают на вопросы учителя
| 8 |
4 |
Объяснение этапов работы |
№13-22 |
Демонстрация последовательности изображения дерева, птицы на дереве, цветовое решение работы Показ на SMART BORD |
Наблюдения учащихся за работой учителя на доске, ответы на вопросы | 7 |
5
|
Творческая практическая деятельность учащихся |
№24 | Индивидуальная и фронтальная работа с учащимися | Учащиеся выполняют свой вариант «Древа жизни» | 23 |
6 | Экспресс-выставка |
№23 | Подведение итогов урока | По окончании работы, учащиеся предлагают свои рисунки для выставки и высказывают своё мнение о выполненной работе | 4 |
7 | Завершение урока |
| Пословица: «Кто срубит дерево, того проклянут дети, кто посадит дерево, того похвалят внуки» |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
ХОД УРОКА.
2.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Сообщение темы урока. Ребята, на двух предыдущих уроках мы с вами изображали весенние деревья и выполняли наброски птиц.
Тема урока: «Древо жизни» будет тоже связана с изображением деревьев и птиц
3.ВВОДНАЯ БЕСЕДА.
Древо жизни в мифологии древних славян Слайд №2
Древние славяне считали, что наш мир похож на огромное яйцо, которое снесла таинственная «космическая птица» Посередине славянской вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть – наш живой мир, мир людей. Нижний мир – мир мёртвых. Когда там день, у нас царит ночь. Вокруг Земли, подобно скорлупе, расположены девять небес. Вот почему мы до сих пор говорим не только небо, но и небеса. Небеса для солнца, звёзд, туч, ветров. На любое из небес можно забраться по стволу дерева, которое, как огромная ось, пронизывает всю вселенную.
Мощные корни этого дерева, которое славяне считали древом жизни, оплетают весь мир и
уходят глубоко в мир мёртвых. Ствол взмывает высоко к небесам, а крона дерева касается седьмого неба. Седьмое небо твёрдое и прозрачное, и находится на нём океан живой воды. Посреди океана лежит прекрасный остров «Ирий». Это слово очень созвучно со словом «рай». Ещё называли остров Буяном. В кроне дерева вызревают все известные плоды и цветы, произрастающие на земле. Семена их сыплются вниз, прорастают и дают людям богатый урожай.
В славянских верованиях дерево соединяет мир людей и мир богов, землю и небо. Крону дерева заселяют птицы, которые в русском фольклоре и прикладном искусстве символизировали доброе начало, на стволе живут пчёлы, у корней дерева демонические существа: прикован на цепи бес, обитает в гнезде змея Шурупея и другие демоны. В народном искусстве у основания дерева пасутся кони – слуги славянского бога Стрибога, изображаются травы, цветы, а иногда и рыбы, лягушки, змеи.
Показ изделий народных промыслов с изображением Древа жизни: Слайды №3-9
Вологодское кружево
Городецкая роспись
Мезенская роспись
Хохломская
Пермогородская роспись.
Вместе с учащимися определяем названия промыслов по их характерным особенностям
Дуб, берёза и яблоня – объекты поклонения наших предков Слайды №10-12
Какие породы деревьев вы могли бы предложить в качестве мирового дерева?
В заговорах мировое дерево помещалось в центре мира, на острове среди океана, где на камне стоит … (дуб, берёза, яблоня, рябина, явор, кипарис).
Дуб (показ таблицы с изображением дуба). Патриархом наших лесов называл дуб А.С. Пушкин. Дуб – лесной долгожитель. Известны деревья, которые прожили 2000 лет. Мощный корень дуба уходит глубоко в землю: «Держись за дубок – дубок в землю глубок». У многих народов мира дуб почитался как символ крепости, могущества и долголетия. Древние люди поклонялись не только отдельным деревьям, но и целым дубравам, которые называли священными. В Древней Руси деревьям-кумирам приносились обильные жертвы. Под сенью священных дубов устраивались важные совещания и вершились праведные суды.
Берёза. Во всем мире не сыщешь дерева с такой ослепительной белой корой. В индоевропейских языках корень «бер.» означает «светлый», «ясный». Светло и празднично в берёзовом лесу в любое время года, но особенно весной и летом. Поэтому буйное разнотравье подступает почти к самым корням дерева.
В старину у берёзы в начале лета был свой особый праздник – семик. В эти праздничные дни она была окружена всеобщим вниманием. Ветками берёзы украшали красный угол крестьянской избы. Девушки водили хороводы вокруг молодых берёзок, гадали, завивали венки из берёзовых ветвей.
Береста – русский папирус. Новгородские берестяные грамоты. «Бела береста, да деготь чёрен». Смазывали кожу, петли дверей, колёса. Листья – жёлтый и зелёный краситель. В петровские времена таким красителем окрашивали солдатские мундиры.
Яблоня. Любимое в народе дерево, и не только за чудесные плоды, но и за её особую неповторимую весеннюю красоту. У многих народов – символ весны, молодости и чистоты. Отдельные старые дикорастущие яблони считались священными деревьями, им поклонялись и приносили жертвы. В мифах и сказках особая роль отводилась яблоку. «Криво дерево, да яблоки сладки».
Печёные яблоки – при ожогах. Комары и мошки не переносят запаха сжигаемой кожицы. При благоприятных условиях дикая яблоня может прожить до 200 лет.
Разбираем характерные особенности названных деревьев: форма ствола, кроны
4.ОБЪЯСНЕНИЕ ЭТАПОВ РАБОТЫ
Демонстрация последовательности изображения дерева, птицы на дереве, цветовое решение работы Показ на SMART BORD Слайды №13-20
Варианты композиции
Цветовое решение
Техника выполнения задания на усмотрение ученика
5.ТВОРЧЕСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся могут использовать в качестве дополнительного материала свои работы 2-х прошлых уроков (изображение деревьев, изображение птиц)
6. ЭКСПРЕСС-ВЫСТАВКА
По окончании работы, учащиеся предлагают свои рисунки для выставки и высказывают своё мнение о выполненной работе
7. ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА
Пословица: «Кто срубит дерево, того проклянут дети, кто посадит дерево, того похвалят внуки»
Список использованной литературы:
Отзыв о работе с интерактивной системой SMART BORD
Компьютерная презентация на уроке позволила достаточно широко и разнообразно представить наглядный материал. «Перелистывая альбом», учащиеся смогли быстро повторить материал о народных промыслах России.
При создании образа дерева использовались как рисунки учителя, так репродукции с картин художников. Использование элементов анимации позволяло увеличивать и уменьшать изображение, менять цветовую гамму.
Интерактивная доска могла быть использована не только в качестве экрана, но и для непосредственной работы на доске графическими материалами (фломастерами).
Использование компьютера и интерактивной системы SMART BORD значительно облегчило подборку материала к уроку, и избавила от выполнения трудоёмких наглядных пособий.
Учащиеся проявили большой интерес к работе учителя с интерактивной доской, что сказалось на качестве рисунков.
Сказка "Узнай-зеркала"
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Финист - Ясный сокол
Груз обид