В настоящее время краски делают из химических элементов. Можно ли изготовить экологически чистые краски?
Цель исследования: узнать, из каких веществ состоят краски, определить преимущества и недостатки «самодельных» красок.
Задачи исследования:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа по искусствознанию | 94 КБ |
Презентация к работе "Из чего сделаны краски?" | 2.76 МБ |
МБОУСОШ №10 «Успех»
Классная научно-практическая конференция
«Первые шаги в науку»
Секция: «Искусствознание».
Из чего сделаны краски?
Самара, 2012 год
Содержание
Введение …………………………………………….………..…....3
Глава I…..
1.1. История возникновения красок………………………………...4
1.2. Состав красок………………………………………..…….….....5
1.3. Процесс приготовления красок……………………...……..…..7
Глава II.
2.1. Описание экспериментов………………………………..….…8
2.2. Результаты экспериментов……………………………....…..10
Выводы …………………………………………………………...…11
Список литературы……………………………………………..….12
Приложение………………………………………………………....13
2
Введение.
История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной). Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.
В этом году я стал заниматься в школе искусств, где мы рисуем разными красками: акварелью, гуашью, масляными красками, пастелью. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. И современные художники так и поступают. Но давным-давно, когда не было магазинов и краски не изготавливали на заводах, где же художники брали краски? В настоящее время краски делают из химических элементов. Можно ли изготовить экологически чистые краски?
Цель исследования: узнать, из каких веществ состоят краски, определить преимущества и недостатки «самодельных» красок.
Задачи исследования:
Гипотеза: предположим, что краски можно изготовить самостоятельно в домашних
условиях, но они будут отличаться от заводских.
3
Глава 1.
1.1.История возникновения красок.
История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной). Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Для наскальной росписи в пещере Ласко (Франция) в качестве красок использовалась природная смесь минералов – охра.
С древнейших времен и вплоть до 19 века краской могло стать все, что дарит мир природы - земли и минералы, травы и плоды растений, насекомые и животные.
Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.
В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI - XIII веках были различные охры и сажи — «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото.
Во времена Андрея Рублёва в распоряжении художников имелось всего 30-40 наименований красок и многие из них были близки по химическому составу и цвету. Если вернуться к более давним временам — Риму, то и римские художники использовали приблизительно такое же количество красок. За прошедшие пятнадцать столетий природа отпустила нам еще две-три краски. На протяжении всей истории красок менялись связующие вещества. Сами же красящие вещества (пигменты) на протяжении веков использовались практически одни и те же.
4
1.2. Состав красок.
Краска – материал, служащий для придания цвета.
Краски состоят из:
- пигмента (уголь, глина, земля, малахит, лазурит, мел, хна и т.д.);
- связующего вещества (вода, клей, масло, яйцо, мёд, воск).
Пигмент - это сухой краситель. Мир вокруг нас разноцветен.
Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый - мел, лазорево – голубой или зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов.
Первая синяя краска из лазурита продавалась 1кг за 600 франков. Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранилась псковская икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.
В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути. Фиолетовые краски могут делать из персиковых косточек или из виноградных шкурок.
Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску-массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на долго сохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.
Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.
Название | Масло | Яйцо | Вода | Клей |
Акварель | + | + | ||
Гуашь | + | + | ||
Масляная | + | + | ||
Темпера | + |
Клей входит в состав акварели и гуаши. Акварель лёгкая, полупрозрачная краска, которая требует разбавления водой. Само название говорит об этом.
Масло входит в состав масляных красок, они самые прочные и ложатся на бумагу жирными мазками. Хранятся они в тюбиках и разбавляются растворителем, керосином или скипидаром.
Одна из древних живописных техник – темпера. Это краски, замешанные на яйце, иногда их называют «яичные краски». Более двух тысяч лет назад темперу получали, смешивая пигмент с яичным желтком, а восемьсот-пятьсот лет тому назад с яичным белком, к которому одновременно добавляли фиговый сок, мед или другие не известные нам вещества.
5
Была еще одна краска, очень стойкая, но рецепт ее приготовления утерян. Это
энкаустика – краска, замешанная на воске. Известна картина «Фаюмский портрет», которой около двух тысяч лет, она найдена в могил. Мы видим выразительный и яркий взгляд.
В настоящее время не удалось приготовить краску на основе воска.
Итак, мы выяснили, что краски состоят из пигмента и связующего вещества.
6
1.3. Процесс приготовления красок.
Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищут сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка.
Уголь, мел и глину можно измельчить и в домашних условиях, а вот малахит и лазурит очень твердые камни, для их измельчения необходимы специальные инструменты. Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент.
Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.
Используя полученные знания, можно приготовить краски дома.
7
Глава 2.
2.1. Описание экспериментов.
Для проведения экспериментов необходимы природные пигменты и связующие вещества. В нашем распоряжении оказались в качестве пигмента - глина, уголь, мел, хна, кофе, перманганат калия, луковая шелуха, в роли связующих веществ – яйцо, масло, мед, вода.
Составим план некоторых экспериментов.
План эксперимента с углём.
1. Очистить уголь от примесей.
2. Измельчить уголь в порошок.
3. Просеять порошок.
4. Смешать уголь с водой (маслом, мёдом, яйцом).
План эксперимента с глиной.
1. Очистить глину от посторонних примесей.
2.Измельчить глину в порошок.
3.Просеять порошок.
4.Смешать глину с водой (маслом, мёдом, яйцом).
План эксперимента с мелом.
1.Очистить мел от посторонних примесей.
2.Измельчить мел в порошок.
3.Просеять порошок.
4.Смешать мел с яйцом.
Все эксперименты прошли успешно, и мы получили черную, коричневую, жёлтую, красную и белую краски. Красками я нарисовал рисунки: «масляный», «яичный» и «водный».
После проведения этих экспериментов мне захотелось попробовать и другое сырье, так я провел еще несколько экспериментов. Каждый вид сырья я смешивал с водой, маслом и яйцом, в результате получились разные по цвету и по консистенции краски.
8
Номер эксперимента | Сырье | Связующее вещество | Цвет | Консистенция |
1 | Перманганат калия | вода | светло- коричневый | жидкая |
2 | Перманганат калия | масло | светло- коричневый | густая |
3 | Перманганат калия | яйцо | светло- коричневый | вязкая |
4 | уголь | вода | черный | жидкая |
5 | уголь | масло | черный | густая |
6 | уголь | яйцо | черный | вязкая |
7 | глина | вода | светло- коричневый | жидкая |
8 | глина | масло | коричневый | густая |
9 | глина | яйцо | коричневый | вязкая |
10 | кофе | масло | бежевый | густая |
11 | кофе | яйцо | коричневый | вязкая |
12 | Хна | вода | бежевый | жидкая |
13 | Хна | масло | болотный | густая |
14 | Хна | яйцо | коричневый | вязкая |
15 | Луковая шелуха | вода | желтый | жидкая |
16 | Луковая шелуха | Вода-мёд | охра | густая |
17 | Луковая шелуха | мёд | золотисто- желтый | Вязкая, долго сохнет |
18 | Порошок горчицы | вода | жёлто-зеленый | вязкая, не стойкая |
19 | Порошок красного перца | яйцо | красно-коричневый | густая |
20 | Ультрамарин (синька) | вода | синий | жидкая |
2.1 Результаты экспериментов.
Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях.
Полученные краски отличались по консистенции и качествам:
Результаты других экспериментов можно увидеть в таблице.
Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета, но трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.
Кроме этого, я нарисовал красками, собственного приготовления, рисунки и убедился, что некоторые соединения не очень подходят для рисования.
Итак, чтобы приготовить краску, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину, малахит, лазурит) со связующим веществом (масло, яйцо, вода).
10
Выводы.
1. История красок началась вместе с появлением человека.
2. Краски для рисования состоят из пигмента и связующего вещества.
3. Изначально в качестве пигмента использовали землю, глину, уголь, мел, малахит, лазурит и другие вещества.
4. В качестве связующего вещества использовали яйца, масло, воду, воск.
5. Сейчас краски изготавливают в лабораториях и на заводах из химических элементов.
6. В ходе экспериментов мне удалось получить краски разных цветов и оттенков, нарисовать рисунки.
11
Список литературы
1.Алексеева В. В. Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1973.
2.Орлова Н. Г. Иконопись – М.: Белый город, 2004.
3.Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2.- М.: Аванта+, 2005.
4.Бродская Н. Импрессионизм. Открытие света и цвета.-М.: Аврора,2009
5.Петров Всеволод. Мир искусства. Художественное объединение ХХ .-М.:
Аврора,2009
6.И. М. Титова «Вещества и материалы в руках художника», -М., 2001 г.
7.Ю.Н. Кукушкин «Химия вокруг нас».- Дрофа, 2003 год.
12
Приложение
Памятка
«Как изготовить краски дома».
«Масляные" краски:
в небольшую формочку положите кусочек свиного жира и добавьте гуашевой краски. Хорошенько размешайте - почти настоящие "масляные" краски для рисования по стеклу готовы.
«Пальчиковые» краски:
«Волшебные» краски.
Для приготовления 5-6 цветов необходимо
-1 кружка муки,
-1-2 ст. ложки соли,
-1-2 ст. ложки растительного масла (любого),
-1,5 ст. ложки клея ПВА.
Муку смешать с солью и наливать воду тонкой струйкой, сразу размешивая, чтобы не образовывались комочки.
Затем добавить соль и масло. Масса готовится погуще, чем тесто на блины... Но густота - это дело "вкуса"... Смотря, для какой цели, вы хотите приготовить краски.
13
Слайд 1
Из чего сделаны краски?Слайд 2
Пещерная живопись До нашего времени сохранились рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной).
Слайд 3
Живопись Средневековья Средневековые художники смешивали пигменты и жиры. Такие краски хранились не больше одного дня, потом окислялись и твердели.
Слайд 4
В России историю красок изучают по иконам Наиболее ранними красками были охры и сажи – «чернило копчёное», голубая лазурь, киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила свинцовые, «творёное» золото.
Слайд 5
Краска – материал, служащий для придания цвета. СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО: вода, к лей, масло, яйцо, мёд и др. ПИГМЕНТ – СУХОЙ КРАСИТЕЛЬ: уголь; мел, м алахит, о киси металлов и др.
Слайд 6
Псковская икона Дмитрия Солунского Этой иконе более 600 лет. Псковский мастер сам изготавливал краски. До сих пор известны псковская зелень, красная киноварь, жёлтая псковская краски. Краски из природных пигментов отличаются прочностью.
Слайд 7
Энкаустика – краска, замешанная на воске. Картине «Фаюмский портрет» более 2000 лет, она найдена в могиле. Мы видим выразительный и яркий взгляд. В настоящее время не удалось приготовить краску на основе воска.
Слайд 8
Эксперименты с углём Очистив уголь от примесей, измельчив его в порошок, мы смешали уголь с водой, клеем, мёдом, маслом и яйцом. Нанесли все образцы на бумагу. Самая качественная краска, полученная из угля и клея.
Слайд 9
Эксперименты с глиной Очистив глину от примесей, измельчив её в порошок, мы смешали глину с водой, клеем, мёдом, маслом и яйцом. Нанесли все образцы на бумагу. Самая качественная краска, полученная из глины и воды.
Слайд 10
Сырьё Связующее вещество Цвет Консистенция 1 Перманганат калия (марганцовка) вода светло-коричневый жидкая 2 Перманганат калия масло светло-коричневый густая 3 Перманганат калия яйцо светло-коричневый вязкая 4 Хна масло болотный густая 5 Хна вода бежевый жидкая 6 Басма яйцо тёмно-коричневая вязкая 7 Луковая шелуха вода-мёд охра густая 8 Луковая шелуха вода жёлто-коричневый жидкая 9 Порошок горчицы яйцо грязно-жёлтый вязкая 10 Порошок красного перца воск красный густая 11 Ультрамарин вода синий жидкая
Слайд 11
Выводы: История красок началась вместе с появлением человека. 2. Краски для рисования состоят из пигмента и связующего вещества. 3. Изначально в качестве пигмента использовали землю, глину, уголь, мел, малахит. Лазурит и другие вещества. 4. В качестве связующего вещества использовали масло, яйцо, воду, воск, мёд. 5. Сейчас краски изготавливают в лабораториях и на заводах из химических веществ. 6. В ходе экспериментов мне удалось получить краски разных цветов и оттенков, нарисовать рисунки.
Слайд 12
Рисунок, выполненный «яичными» красками
Слайд 13
Рисунок, выполненный «клеевыми » красками
Слайд 14
Рисунок, выполненный «водными» красками
На горке
Золотая хохлома
Валентин Берестов. Аист и соловей
Как нарисовать портрет?
Заколдованная буква