Мыловарение – одно из самых бурно развивающихся и привлекательных видов рукоделия на сегодняшний день. Это увлекательное и всем доступное хобби завоевывает все больше сердец рукодельниц по всему свету. Благодаря огромному спросу на мыло ручной работы, для многих мастеров, мыловарение стало еще и прибыльным бизнесом. Мыловарение в домашних условиях даёт возможность сделать мыло максимально индивидуальным и особенным, проявить безграничную фантазию и получить интересные и самые разнообразные результаты. Если человек сам контролирует все этапы изготовления мыла, это дает уверенность в качестве и безопасности готового продукта.
Цель: рассмотреть процесс изготовления мыла в домашних условиях.
Задачи:
1. Изучить истоки происхождения домашнего мыловарения.
2. Рассмотреть сам процесс изготовления мыла по авторским рецептам.
Вложение | Размер |
---|---|
izgotovlenie_myla.docx | 61.81 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ № 6
с углублённым изучением отдельных предметов города Ставрополя
Название работы: «Изготовление коллекции мыла в домашних условиях»
Автор работы: Линникова Юлия Александровна Научные руководители: Мостакова Наталья Владимировна, учитель технологии высшей квалификационной категории. |
Ставрополь, 2013
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………… | 4 |
Глава 1. История мыловарения………………………………………………………... | 4 |
Глава 2. Компоненты и ингредиенты для мыловарения…………………………….. | 7 |
Глава 3. Технология изготовления мыла в домашних условиях……………………. | 9 |
Заключение……………………………………………………………………………… | 10 |
Список использованной литературы…………………………………………………. | 11 |
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что мыловарение в домашних условиях даёт возможность сделать мыло максимально индивидуальным и особенным, проявить безграничную фантазию и получить интересные и самые разнообразные результаты. Если человек сам контролирует все этапы изготовления мыла, это дает уверенность в качестве и безопасности готового продукта.
Цель: рассмотреть процесс изготовления мыла в домашних условиях.
Задачи:
1. Изучить истоки происхождения домашнего мыловарения.
2. Рассмотреть сам процесс изготовления мыла по авторским рецептам.
Мыловарение – одно из самых бурно развивающихся и привлекательных видов рукоделия на сегодняшний день. Это увлекательное и всем доступное хобби завоевывает все больше сердец рукодельниц по всему свету. Благодаря огромному спросу на мыло ручной работы, для многих мастеров, мыловарение стало еще и прибыльным бизнесом. Все больше людей делятся своим опытом по мыловарению дома, в интернете есть целые сайты, посвященные этому искусству: проводятся мастер-классы на тему «как варить мыло дома», предлагаются он-лайн уроки мыловарения, профи посвящают новичков в секреты мыловарения.
В данной работе будет рассказано о том, какие используются материалы для мыловарения, какие основные правила мыловарения нужно знать, как оригинально упаковать его и многое, многое другое.
Мыловарение – не только затягивающее хобби, но и очень полезное занятие. Если мастер поймёт основные принципы изготовления мыла дома и освоит технику мыловарения, то у него навсегда пропадет проблема с выбором небанальных, полезных и красивых подарков. Поиск средств для умывания, которые подходили бы любой коже, останется в прошлом. Ведь теперь он сможет создать ароматный кусочек, используя те компоненты для мыловарения, которые будут подходить именно ему. Каждый человек сможет реализовать свои творческие способности.
Глава 1. История мыловарения
Во многих странах для стирки применяли корни, кору или плоды растений типа мыльнянки. Они содержат жидкость, которая пенится в воде благодаря наличию в ней до 10% сапонинов - моющих веществ природного происхождения. В отварах мыльнянки стирали шелка. При этом ткань не разрушалась и не линяла. На Антильских островах и в наше время используют для стирки кору белого орехового дерева. Почти по всей Европе вдоль ручьев и рек, в низинах и канавах растет дикая разновидность обыкновенной мыльнянки. Этой травой стирали и в бедных хижинах, и в богатых усадьбах. Уличную грязь (в которой недостатка не было) смывали так: сначала одежду опускали в горячий раствор бычьей желчи, а затем полоскали в ключевой воде. Высохший костюм посыпали мелким чистым песком, били палками, терли щетками. Еще одно признанное средство - смесь древесных опилок, воды и гуммиарабика. И, конечно же, многие столетия стирали с помощью поташа, соды или древесной золы. Для этого в бочку с нагретой до кипения водой клали белье, а затем насыпали соду или опускали мешочек с золой и все тщательно перемешивали.
Самое раннее описание мыловарения было обнаружено учеными на шумерских табличках, датируемых 2500 годом до н.э. Судя по этим записям, мыло изготавливалось путем смеси воды и древесной золы, которую кипятили и в последствии растапливали в ней жир, получая тем самым мыльный раствор. Но, к сожалению, свидетельств применения данного раствора в шумерские времена не сохранилось.
Легенда гласит, что само слово soap («мыло») произошло от названия горы Сапо в древнем Риме, где совершались жертвоприношения богам. (У римлян мыло называлось sapo. Из этого слова позднее у англичан образовалось soap, у французов - savon, у итальянцев - sapone.) Животный жир, выделяющийся при сжигании жертвы, скапливался и смешивался с древесной золой костра. Поученная масса смывалась дождем в глинистый грунт берега реки Тибр, где жители стирали белье и, естественно, наблюдательность человека не упустила того факта, что благодаря этой смеси одежда отстирывалась гораздо легче. Поэтому долгое время изобретение мыла приписывалось именно римлянам. Именно в Риме мыловарение приобрело широкое распространение и выделилось в отдельную ремесленную отрасль. Так при раскопках Помпеи археологами была раскопана мыловарня, где найдены готовые куски мыла.
После падения Римской империи и с началом так называемого темного времени в Европе, чистота и личная гигиена отошли на второй план, поэтому производство мыла пошло на спад, но рецепты не были утеряны и небольшие кустарные мастерские продолжали дело мастеров древности.
В Западной Европе ремесло мыловарения окончательно сформировалось только к концу XVII века. Немаловажную роль в развитии мыловарения сыграл географический фактор. Ингредиенты для приготовления мыла варьировались в зависимости от региона. На севере при варке мыла применялся животный жир, а на юге использовалось оливковое масло, благодаря которому мыло получалось превосходного качества.
Об изготовлении мыла в средние века имеются лишь скудные сведения. Вероятно, арабы в VII веке н. э. узнали способ обработки мыльного раствора гашеной известью и таким образом стали изготавливать твердое мыло. От арабов искусство мыловарения проникло в Испанию. Здесь научились делать твердое красивое мыло из оливкового масла и золы морских растений. Повсюду на Средиземноморье, где выращивали масличные растения, стало процветать мыловарение. Центрами были Аликанте, Карфаген, Севилья, Савона, Венеция, Генуя, а с XVI века также Марсель и Неаполь, благодаря наличию на близлежащей территории сырьевых источников, то есть оливкового масла и соды. Масло, получаемое после первых двух прессовок, употреблялось в пищу, а после третьей использовалось для приготовления мыла. С этого времени мыло начало все более широко применяться в качестве моющего средства.
Во дворцах знати эпохи Ренессанса стали уделять большое внимание чистоте, но еще большее - приятному запаху. Существовала мода на запахи, поэтому изготовление душистых веществ и мыла в те времена находилось под влиянием модных веяний из Парижа. Еще бы! Где же найти ароматические вещества, как не на юге Франции с его обилием цветов, которые издавна здесь выращивали. Иногда мыло служило подарком. Крестоносцы в XII веке привозили знаменитые мыльные шарики из Дамаска и приносили в дар своим возлюбленным. В XV и XVI веках рыцари и купцы привозили пахнущие шарики из Венеции. На них были вытиснены лилии, еловые шишки, полумесяцы - первые, если можно так сказать, торговые знаки.
Во времена Каролингов искусство мыловарения было широко распространено. Управляющим и арендаторам в Аквитании (Юго-Западная Франция) было указано при наборе батраков следить за тем, чтобы среди них были люди, умеющие варить мыло. Любящий роскошь французский король Людовик XIV лично интересовался производством туалетного мыла. Гольберт, его министр финансов, "выписал" из Генуи специалистов по мыловарению. Возникла новая промышленность, оказавшаяся вскоре под защитой французского государства, которой предписывалось использовать только душистые масла из Прованса. Марсель стал метрополией производства такого ценного мыла.
Лишь с конца XIV века марсельское мыло уступило свое место в международной торговле венецианскому. Так же мыловарение активно развивалось в Италии, Греции и Испании. В XV веке в Италии, в Севоне, начали впервые выпускать твердое мыло промышленным путем. При этом жиры соединялись не с золой, а с природной кальцинированной содой. Это значительно снижало себестоимость мыла, а, следовательно, перевело мыловарение его из разряда ремесленного производства в мануфактурное. Начиная с XIV века, мыловарни стали появляться и в Германии. Для варки мыла использовали говяжье, баранье, свиное, лошадиное сало, костяной, китовый и рыбий жир, отходы жиров различных производств. Добавляли и растительные масла - льняное, хлопковое, оливковое.
История мыловарения в России уходит своими корнями в допетровскую эпоху. В античные времена использовали специальные глины, способные сорбировать грязь и пыль с одежды. Кстати, название Сапун-горы под Севастополем означает "мыльная гора". Глину, добываемую на этой горе, использовали для мытья тела и стирки одежды. Главным центром мыловарения был город Шуя, на его гербе даже изображен кусок мыла. Но русские умельцы быстро научились изготавливать мыло из поташа и животных жиров. Таким образом, в каждом доме было налажено производства этого столь необходимого в быту продукта. Ширилось число мелких мыловаренных мастерских, тем более что Россия располагала всеми необходимыми для этого ресурсами, и в первую очередь древесиной, так как в основе поташа лежала именно зола.
Поташ стал одним из основных продуктов экспорта, что привело к массовой вырубке лесов. К началу царствования Петра I остро встал вопрос о поиске более дешевого заменителя поташа. Проблема была решена в 1685 году, когда французский химик Николас Лебман смог получить из поваренной соли соду. Этот отличный щелочной материал вытеснил поташ.
В связи с особыми экономическими условиями, первые мыловаренные фабрики стали появляться в России лишь в XVIII веке. В Москве на тот момент было известно две: в Новинской и Пресненской частях. К 1853 году в Московской губернии их число выросло до восьми. Потребителями мыловаренных заводов стали многочисленные суконные, ситценабивные и красильные фабрики.
Глава 2. Принадлежности и ингредиенты для мыловарения
Принадлежности для мыловарения. Ручное мыловарение – это простор для творчества, эксклюзивный навык, который может из увлечения превратиться в бизнес. Но как любой серьезный бизнес и любое серьезное увлечение, мыловарение дома требует определенных финансовых затрат.
Итак, какими принадлежностями для мыловарения нужно запастись:
- Детское мыло (не обладает сильным запахом и недорого стоит).
- Базовые масла для мыловарения (миндальное, оливковое, облепиховое, кедровое… Любые масла без резкого запаха).
- Эфирные масла (для мыловарения вы подбираете наиболее приятный вам аромат: лимон, лаванда, чайное дерево и др.)
- Красители (для мыловарения можно использовать обычные пищевые красители).
- Посуда для паровой бани (запомните, что посуду, в которой вы варили мыло, нельзя использовать для еды).
- Формочки для мыловарения (желательно не стеклянные).
Все продукты для мыловарения можно приобрести в аптеке.
В качестве формы для мыловарения лучше использовать формочки из силикона, резины или пластмассы, например, маленькие формы для выпечки или детские формочки для песка. Лучше не пользоваться стеклянными формами для мыловарения из стекла, из них будет довольно сложно вытащить готовое изделие. Также не стоит использовать формы из металла, особенно алюминия. В процессе мыловарения из мыльной основы ее компоненты могут вступить в реакцию с металлом и вызвать коррозию.
Ингредиенты для мыловарения. Поговорим компонентах для мыловарения. Их перечень для каждого мастера свой, поэтому подробно остановимся на основных. Итак, что нужно для мыловарения?
- В заводское детское мыло добавляют минимум ароматизаторов, красителей, поэтому для освоения технологии мыловарения детское мыло является неплохой основой.
- Готовая основа для мыловарения дарит простор для творчества. У нее нет запаха, она быстро сохнет, отлично мылится и не высушивает кожу. Мыловарение из мыльной основы – процесс более легкий и приятный, чем мыловарение из детского мыла.
- Масло-основа для мыловарения, или базовое масло. Добавляется при плавлении мыльной массы. В зависимости от того, какое свойство мы хотим придать мылу, возможны различные варианты базового масла, чаще всего в мыловарении используется оливковое масло или масло из миндальных косточек.
- Эфирные масла добавят изделию любимый вами аромат. Кроме того, они обладают способностью воздействовать на психику и самочувствие человека. В зависимости от целей, выбираем масло для мыловарения.
- В качестве красителей для мыловарения можно использовать соки, травяные отвары и обычные пищевые красители. Иногда в качестве красителя выступает масло-основа.
- Добавки. При ручном мыловарении в ход идут и любые продукты. В качестве продуктов для мыловарения используют молоко, шоколад, травяные отвары, овсяные хлопья и молотый кофе (отличные скраб-компоненты), кофейные зерна, лепестки роз, семена, блестки незаменимы для декорирования готового кусочка мыла и т.д.
Правила мыловарения. Процесс мыловарения в домашних условиях требует соблюдения определенных правил. Раскроем основные из правил мыловарения.
Эфирные масла – имеют очень высокую концентрацию и если положить их слишком много, то можно столкнуться с неприятными последствиями: от аллергии до химических ожогов. После того, как завершился процесс мыловарения, протестируйте его на маленьком участке кожи, подождите полчаса, и если не последовало отрицательной реакции, смело используйте ваш продукт по назначению.
Посуду, в которой варили мыло дома, нельзя использовать для хранения и приготовления пищи. Для того чтобы сделать мыло своими руками, нужно выделить отдельную посуду.
Процесс мыловарения настолько увлекателен, что отнимает большое количество времени. Нужно быть к этому готовым.
Покупка ингредиентов для мыловарения – дорогостоящее удовольствие. Трудно обойтись содержимым аптечки и кухонных шкафов, мыловарение своими руками требует особых трат.
Глава 3. Технология изготовления мыла в домашних условиях
Для создания своей коллекции мыла в домашних условиях я выбрала формы с изображением морских обитателей. Для того чтобы сделать мыло дома используется так называемый холодный способ мыловарения. Я использовала следующую технологию изготовления:
Готовому мылу необходимо дать время на созревание. Обычно этот период длится 2-3 дня. После этого мыло можно использовать или же подарить кому-нибудь. Для подарка стоит упаковать мыло в праздничную упаковку.
Данный рецепт был придуман и опробован мною. Себестоимость мыла можно вычислить:
- мне понадобилось 0,5 кг прозрачной основы без лаурилсульфата натрия, цена 130 рублей;
- люфа 15 см, 30 рублей;
- краситель синий пищевой, цена 2 рубля;
- эфирные масла общей стоимостью примерно 20 рублей.
Итого 182 рубля за пять кусков мыла примерно по 100 грамм каждое, цена каждого куска 36, 5 рублей.
Я изучила в своей работе общие принципы, по которым осуществляется мыловарение в домашних условиях – рецепты зависят от вашей фантазии и того, какие ингредиенты для мыловарения у вас имеются.
Заключение
На сегодняшний день мыло прочно вошло в наш повседневный быт, нашу жизнь без него представить просто невозможно. Однако это уже не просто средство гигиены. Мыло выполняет различные задачи: это и лечение акне, использование для чувствительной кожи, снятие напряжения, ароматерапевтическое воздействие, борьба со старением кожи и т.д. Более того, мыло это еще и любимое хобби, простор для творчества и фантазии, так как помимо промышленного производства набирает силу и домашнее мыловарение. Мыловары-любители подобно древним алхимикам создают на своих творческих кухнях мыльные шедевры, сочиняют рецепты и технологии. Я изучила общие принципы, по которым осуществляется мыловарение в домашних условиях – рецепты зависят от фантазии и того, какие ингредиенты для мыловарения у вас имеются.
Список использованных сайтов:
1. http://www.naturkosmetiks.ru - Косметика своими руками.
2. http://www.jlady.ru – Красота, мода, здоровье.
3. http://stranamasterov.ru – Страна мастеров.
4. http://uroki-online.com – Видеоуроки.
5. http://delaem-milo.ru – Создай себя.
6. http://3ladies.ru – Женский журнал о красоте и здоровье.
7. http://beauty-soap.ru- Рецепты мала ручной работы.
8. http://www.dom-mylovarov.ru/ - Дом мыловаров.
9. http://inhandmade.ru – Inhandmade.
10. http://milomarket.com- Milomarket.
11. http://mylo-opt.ru – Ошибки мыловарения.
Приложение 1.
Технологии изготовления домашнего мыла:
Мыло из мыла - здесь все просто: покупается детское мыло с минимальным содержанием отдушек и добавок, растапливается и обогащается на вкус различными маслами и добавками. Обычно с этого начинается путь мыловара.
Мыло из готовой основы – самая легкая и доступная технология домашнего мыловарения, не требующая каких-либо особых инструментов. Здесь используется специальная мыльная основа, это почти готовое мыло без красителей и других добавок. Существует несколько её типов: условно говоря – твердая, которая в свою очередь бывает прозрачной и белой, применяется для изготовления прозрачного и не прозрачного мыла, жидкая мыльная основа и кремообразная. Купить мыльную основу для домашнего мыловарения можно в специализированных магазинах города или же в интернете.
Мыло с нуля – этим видом мыловарения лучше начинать заниматься после того, как будет освоен и получен опыт производства мыла с применением готовой основы. Мыло с нуля подразумевает под собой изготовление мыла с использованием щелочи, что как Вы понимаете, требует особой подготовки к процессу. Мыловарение с нуля не такой уж и сложный процесс, как может показаться на первый взгляд, просто необхоимо соблюдать технику безопасности, и конечно не забывайть про творческий подход.
Приложение 2.
Растительные масла-основы:
Масло абрикосовых косточек – богато ненасыщенными жирными кислотами, очень питательное и богатое витаминами. Полезно для всех типов кожи, нормализует работу сальных желез. Оказывает регенерирующее, омолаживающее, тонизирующее действие, способствует восстановлению упругости и эластичности кожи.
Авокадо – издревле считается “маслом красоты”. Хорошо питает, увлажняет и смягчает сухую кожу. Богатое провитаминами и минералами масло, витаминизирует и омолаживает кожу. Является очень насыщенным и тяжелым маслом, богатым неомыляющимися жирами. В мыловарении с нуля, чтобы бы придать мылу увлажняющий эффект, следует добавлять его в небольших количествах, в рецептах используется до 10-15%.
Бабассу– получают из плодов дикой пальмы растущей в Бразилии. Близко к кокосовому масло но богаче ненасыщенными кислотами и беднее кислотами с короткими атомными цепочками. Благодаря высокому содержанию олеиной и линолевой кислотам, способствует лучшей проницаемости кожи, а также оказывает губительное воздействия на некоторые микроорганизмы, бактерии, вирусы и грибки. Усиливает защитные антимикробные функции кожи. Обычно применяется только в качестве добавки, в чистом виде не рекомендуется, т.к. из-за высокого содержания лауриновой кислоты может сильно сушить кожу. Усиливает свойства ментола и мяты, обладая охлаждающим эффектом.
Виноградных косточек – подходит для любого типа кожи, особенно хорошо для проблемной и жирной. Уменьшает поры, поддерживает баланс жиров и влаги. Тонизирует и освежает. Масло грецкого ореха – бледноватое масло, отжатое из высушенных орехов. Имеет превосходные увлажняющие и смягчающие свойства, но плохо мылится, поэтому рекомендуется его добавлять не более 10%.
Жожоба - по составу похоже на сало, выделяемое нашей кожей, поэтому подходит для любого типа кожи, питая и увлажняя её. Подходит как для юной проблемной, так и для стареющей и дряблой кожи. В процессе мыловарения с нуля достаточно около 5% этого масла в рецепте.
Масло календулы – известно своими уникальными целебными свойствами. Очень полезно в применении для ухода за кожей. Оно обладает антисептическим, бактерицидным, противовоспалительным, смягчающим и увлажняющим действиями. Особенно полезно для жирной и проблемной кожи. Эффективно при лечении ран, ожогов и сыпи. Противопоказания: при аллергии на календулу. В качестве добавки при мыловарении с нуля, рекомендуется использовать 10-15%.
Касторовое - жирное прозрачное тягучее масло. Богатое насыщенными кислотами с сильным увлажняющим эффектом. Хорошо удерживает жидкость. Чтобы приготовить хорошо смягчающее твердое мыло с обильным пенообразованием, в рецептах его используют до 20%.
Кокосовое – используется для изготовления очень твердого мыла с мягкой пеной. Предпочтительно использование в составе с другими маслами, но в некоторых случаях используется и до 100% в рецепте. Такое мыло, содержащее 100% кокосового масла в рецепте, называют мылом моряков, потому что оно хорошо мылится и в соленой воде.
Кунжутное – Богато олеиновыми и линолевыми кислотами. Проникая глубоко в клетки кожи, способствует выведению вредных продуктов распада. Благодаря содержанию витамина Е, лецитина, метионина, антиоксидантам и ряду минералов, замедляет старение клеток. Обладает кровоостанавливающим, противовоспалительным свойствами. Является основным компонентом многих косметических и солнцезащитных средств.
Макадамии – небольшие орехи, практически идеальной круглой формы и очень твердые. Ввиду того что сбор их чрезвычайно затруднителен, считаются самыми дорогими орехами в мире. Обладает самым мощными гипоаллергенными свойствами. Идеально подходит для сухой кожи. Придает коже нежность и мягкость.
Какао - получаемое из бобов какао, имеет насыщенный шоколадный аромат (бывает и деодорированное – без запаха) и обладает смягчающими и регенеративными свойствами, при регулярном воздействии на кожу лица, предотвращает появление морщин. В мыловарение с нуля используйте не более 15%, комбинируя с мягкими маслами, в противном случае мыло может сильно крошиться.
Конопляное – очень насыщенное, богатое витаминами и минералами, является источником белка, содержит двадцать аминокислот, включая основные. Особенностью масла является наибольший процент содержания жирных кислот, он выше чем у любого другого масла. Имеет высокую проникающую способность, быстро впитывается, моментально смягчая кожу. Оказывает положительный эффект при первом же применении. Не содержит наркотических веществ.
Миндаля – является классическим кожным маслом, широко применяется в ароматерапии в качестве основы для массажных смесей. Быстро впитывается, смягчает, увлажняет и успокаивает кожу. Регулирует водный и липидный баланс кожи. Не вызывает аллергической реакции. Мылится достаточно легко, из миндального масла получается приятное мыло с мягкой пеной. Часто используется как один из основных компонентов в рецепте. Мыло, сделанное из 100% миндального масла, очень приятное, однако лучше сочетать его с кокосовым, оливковым и пальмовым маслами.
Облепиховое – идеальный помощник в борьбе с возрастными изменениями кожи. Обладает омолаживающим эффектом, ускоряет заживление ран ускоряя регенерацию тканей. Обладает антиоксидантными свойствами и оказывает общеукрепляющее действие.
Оливковое – в мыловарении годятся разные виды оливкового масла. Из всех их разновидностей получается деликатное, смягчающее, приятное мыло. Образуя воздухонепроницаемый барьер на коже, предохраняет её от высыхания, удерживая влагу. Оливковое масло содержит в себе все жирорастворимые витамины, фитостеролы, фосфолипиды и другие ценные элементы.
Масло пшеничных зародышей – густое и вязкое, является самым богатым маслом по содержанию витамина Е. Идеально подходит для питания сухой, поврежденной или стареющей кожи. Способствует регенерации клеток и укреплению капилляров. Снимает отеки и покраснения, устраняет шелушение кожи. Не используйте масло, при аллергии на пшеницу. Рекомендуется использовать до 10-15% в рецептах мыловарения с нуля.
Пальмовое – получаемое из мясистой части плодов масличной пальмы. Насыщено жирными кислотами и является богатым источником бета-каротина, при добавлении, мылу придает ярко-желтый цвет. Из пальмового масла получается приятное твердое мыло, которое хорошо мылится и медленно растворяется в воде. В рецептах можно использовать до 100%.
Подсолнечное - достаточно легкое масло, подходит для сухой тонкой кожи. Плохо мылится, поэтому рекомендуется использовать в сочетании с более мылкими маслами. Образует пену с большими пузырями. При мыловарении с нуля ограничьте его количество в рецепте 15%, иначе мыло будет твердеть очень долго.
Масло примулы вечерней – имеет легкий ореховый запах, бледно-желтоватый или золотистый цвет. Считается лечебным. Эффективно очищает кожу, снимает раздражение, способствует выведению пигментных пятен. Благодаря высокому содержанию гамма-линолевой кислоты, является незаменимым средством для чувствительной кожи, особенно склонной к аллергической реакции.
Тыквенное - жирное масло имеет темный цвет с характерным запахом семечек, производится путем отжимки зрелых семян тыквы. Является богатым источником витаминов и минералов, но главное его назначение заключается в окрашивание. Всего несколько чайных ложек предадут мылу сдержанный зеленый цвет, в то время как максимум 5-10%, даст насыщенный медово-коричневый.
Масло ши – масло добывают из косточек плодов африканского дерева Ши, долгожителя Африки живущего до 300лет. Известно также как масло карите. Наиболее широко используется в косметологии. Прекрасно увлажняет кожу, усиливает регенерацию клеток при поврежденной коже, устраняет последствия ожогов, уменьшает шрамы и рубцы. Регулярное использования масла Ши тонизирует кожу лица, улучшает цвет и повышает упругость. Рекомендуется добавлять до 5-10%.
Шиповника – получают методом холодного прессования янтарных плодов шиповника, создавая масло, богатое витаминами и минералами. Благодаря своим свойствам масло шиповника нашло свое широкое применение в послеоперационной косметической хирургии. Обладает противовоспалительными и противомикробными свойствами, хорошо увлажняет и тонизирует кожу, ускоряет заживление. Широко используется при лечении различных заболеваний кожи, таких как дерматиты. В мыловарении с нуля, можно использовать до 10% в рецепте.
Приложение 3.
Красители для мыла:
Косметические водорастворимые красители и масляные пищевые красители, способны легко и быстро окрасить мыло в какой-либо цвет. Достаточно добавить всего нескольких капель красителя в мыльную основу, для того чтобы придать мылу равномерный насыщенный цвет. При добавлении этих красителей в прозрачную мыльную основу, мыло не мутнеет. Отличаются они друг от друга степень интенсивности окрашивания, масляные пищевые красители дают цвет значительно насыщенней, нежели водорастворимые, при одинаковых дозировках, при этом у них имеется одна общая особенность называемая –миграция цвета.
Если вы изготавливаете многоцветное мыло, например из двух слоев белого и зеленого цвета, и используете косметические или масляные пищевые красители, то через определенное время (приблизительно неделя) цвета начнут мигрировать, т.е. зеленый цвет начнет переползать на соседний белый слой, таким образом можно получить интересный эффект. Но если в планы подобное смешивание цветов не входит, и Вам необходимо добиться четкого разделения цветов, в таком случае на помощь приходят пигменты.
Пигменты – являются сухими порошками, которые окрашивают мыло в яркие и чистые цвета, при этом пигменты не подвержены миграции цвета. Идеальный вариант для окрашивания, где необходимо сохранить четкие границы между цветами. В силу своей сухой формы, перед добавлением в основу, пигменты нужно растереть в небольшом количестве масла, добившись однородной субстанции без комочков. Особенностью пигментов является то, что они делают прозрачную основу мутной.
Жидкие пигменты – красители для мыла, которые уже смешаны с маслом. Обычно на 100г. мыльной основы требуется 5-10 капель пигмента. Также как и сухие пигменты, жидкие не мигрируют и лишают прозрачности мыльную основу, но в отличие от сухих являются менее экономичными.
Перламутры – придают мылу сияние и блеск. Лучший эффект достигается при добавлении в прозрачную мыльную основу, в белой основе их блеск практически незаметен. Для того чтобы перламутр лучше растворился в мыльной основе, предварительно его нужно смешать с небольшим количеством спирта (несколько капель). Перламутры не подвержены миграции, а значит цвет, полученный с их помощью, не расползется по мылу. Также в случае их использования, прозрачная мыльная основа потеряет свою прозрачность.
Глиттеры – это блестки придающие мылу блеск. Добавлять их можно прямиком в мыльную основу, лучше всего в прозрачную, окрашенную водорастворимым или пищевым красителем. Глиттеры не меняют цвет основы, но имеют “привычку” в некотором количестве оседать на дно до тех пор, пока мыло не застынет.
Еще один краситель который мы рассмотрим в этой статье – диоксид титана. Благодаря именно ему белая мыльная основа имеет свой непрозрачный вид. С помощь этого компонента можно варьировать степень прозрачности мыла, добавляя его в прозрачную мыльную основу. Таким образом можно получить степень мутности от легкой дымки до полной непрозрачности. Если диоксид титана просто насыпать в основу, то он осядет в виде комочков, поэтому предварительно его нужно растереть в небольшом количестве масла.
Приложение 4.
Добавки к мылу:
В этой статье мы расскажем о различных добавках, которые широко используются в мыловарении, они будут не только благотворно влиять на организм, но и придадут мылу уникальный вид. Все добавки к мылу можно приобрести в специализированных магазинах для мыловарения. Использование сухоцветов в качестве добавок, является великолепным способом украсить мыло придав ему индивидуальности. Добавлять сухоцветы можно прямо в мыльную основу, при этом помните, что все растительные компоненты (листья, цветы) должны быть хорошо высушены, прежде чем будут добавлены в мыло, иначе оно заплесневеет. Кроме этого позаботьтесь о том, чтобы сухоцветы небыли слишком жесткими иначе они будут царапать кожу.
Кроме сухоцветов широко используются в мыловарении натуральные и искусственные скрабящие частицы. Такое мыло кроме всего прочего хорошо отшелушивает ороговевшие частички кожи, а добавив их в мягкую мыльную основу получится настоящий мягкий мыльный скраб. В качестве природных скрабов используют молотый кофе, молотые абрикосовые и виноградные косточки, овсяные хлопья, молотые травы, маковые зерна, ореховая скорлупа и т.п. Соль, в горячую мыльную массу, добавлять нельзя.
Люфа – это растение семейства тыквенных. Высушенный плод люфы используется для изготовления мочалок. Залив люфу мыльной массой, Вы получите отличную мыльную мочалку, которая будет прекрасно массировать кожу и отшелушивать ороговевшие её частички, кроме того люфа придает мылу оригинальный вид.
Косметическая глина и различные лечебные грязи, являются богатыми источниками минералов, также обладают легким скрабящим эффектом. Оказывают на кожу стойкое косметическое и терапевтическое действие.
Мёд и шоколад - содержат массу полезных веществ, которые очень благотворно влияют на кожу, питают её и смягчают. Идеально подходят для сухой и раздражительной кожи. Шоколад следует выбирать с наименьшим содержанием сахара, а помимо меда можно использовать его экстракт – косметический компонент, обладающий высокими питательными и бактерицидными свойствами.
Водорастворимая бумага. На бумаге можно написать, нарисовать или распечатать что-либо. При использовании, бумага не скатывается в комки, а распадается на мелкие, почти незаметные волокна. Рекомендуем использовать прозрачную мыльную основу для того чтобы изображение на бумаге было лучше видно внутри мыла.
Фотолюминофор – используется для изготовления святящегося мыла в темноте. Этот бесцветный порошок способен излучать зеленый или сине-зеленый свет в темноте в течении 8-10 часов. Заряжается от электрического или солнечного света. Абсолютно безвреден.
Это всего лишь малая часть того, что мыловары добавляют в свои изделия.
Приложение 4.
Ароматизаторы для мыла:
Эфирные масла – это настоящий дар природы, обладающий уникальными свойствами. Собираемые на протяжении тысячелетий из листьев, цветков, плодов растений, они использовались не только благодаря своим стойким и насыщенным запахам, но и благодаря своим лечебным действиям. Эфирные масла стимулируют иммунитет и активно борются с бактериями и вирусами, способствуют очищению организма от токсинов и питают жизненными силами. Многие эфирные масла по своему воздействию превосходят даже химические антисептические средства.
Из-за своего мощного эффекта, обращаться с ними следует очень осторожно. Не допускайте попадания эфирного масла на кожу в чистом виде, допустимо только разведенное в базовых растительных маслах. Нельзя принимать эфирное масло внутрь, т.к. это может вызвать сильное отравление, также не допускайте попадания масла в глаза. Если все же это произошло, промойте глаза большим количеством воды и немедленно обратитесь к врачу. С осторожностью применяйте при беременности и сосудистых заболеваниях, эпилепсии и аллергии на то или иное растение. Некоторые масла обладают абортивными действиями, и могут спровоцировать выкидыш. Хранить масла следует в недоступном для детей месте.
В мыловарении эфирные масла используются в качестве натуральных ароматизаторов, обладающих благотворным влиянием на организм человека. Они хорошо растворяются в базовых растительных маслах, и плохо растворяются в воде. Также заметим, что эфирные масла влияют на цвет мыла, т.к. имеют свой натуральный цвет. Обычно при добавлении в мыльную основу весом в 100г., достаточно 2-7 капель одного или смеси эфирных масел.
Часто под видом эфирного масла продается подделка, их синтетический аналог. По статистики, на рынке таких подделок в десятки раз больше чем натуральных эфирных масел. Они, как правило, имитируют только запах, и не обладают лечебными свойствами. Флакон должен быть из темного стекла, должна присутствовать информация о способе получения масла и латинское название растения.
Апельсина (Сitrus sinensis (лат.)) – сладкий, почти цветочный аромат. Поднимает настроение, вызывает чувство бодрости, очищает кожу и осветляет пигментные пятна. Прекрасно сочетается с маслами шалфея, имбиря, лаванды и всех цитрусовых.
Базилика (Ocimum basilicum (лат.)) – сладко-травяной аромат, с бальзамирующим оттенком. Одно из лучших средств укрепляющих нервную систему. Хорошо увлажняет кожу. Отлично сочетается с ароматами бергамота, имбиря, лаванды, мяты, шалфея.
Бергамота (Citrus bergamia (лат.)) – Тонкий фруктовый аромат, с пряным оттенком. Обладает антипаразитарным, антигрибковым действиями, обладает регенерирующими свойствами, кроме этого считается афродизиаком.
Валерианы (Valeriana officinalis (лат.)) – плотное, текучее масло, с таким же плотным, глубоким древесно-бальзамическим ароматом. Оказывает расслабляющий эффект, может использоваться как успокоительный компонент. Хорошо сочетается с маслами мандарина, лаванды, пачули.
Ванили (Vanilla planifolia (лат.)) – Сладкий, нежный и в то же время сочный, легко узнаваемый аромат. Является бесспорным афродизиаком, пробуждает инстинкты и чувственность в людях. Оказывает расслабляющее действие.
Гвоздики (Syzygium aromaticum (лат.)) – пряный аромат, с фруктовыми верхними нотками. Мобилизует внутренние силы организма, настраивает на позитивный лад. Благодаря своему насыщенному, концентрированному запаху, в мыловарении используется в минимальных дозировках.
Жасминовое (Jasminum officinale (лат.)) – одно из самых дорогих эфирных маслел. Обладает сладким, очень насыщенным восточным ароматом. Обладает благотворным влиянием на центральную нервную систему. Является сильным афродизиаком. Не рекомендуется применять в первые 4 месяца беременности.
Лаванды (Lavendula officinalis (лат.)) – обладает сладким тонким цветочным ароматом, запах лаванды с чем-либо спутать невозможно, абсолютный фаворит. Благодаря лаванде появился на свет термин “ароматерапия”, французский ученый Морис Гаттефос в 1928 году, успешно лечил ожоговые болезни эфирным маслом лаванды. Хорошо сочетается в маслами гвоздики, пачули, эвкалипта, чайного дерева и цитрусовых.
Лемонграсса (Cymbopogon citratus (лат.)) – травянисто-цитрусовый аромат. Бодрит, оказывает тонизирующее и стимулирующее действие на организм человека. Благотворно влияет на состояние кожи, смягчает и тонизирует. Сочетается с маслами лаванды, мяты, эвкалипта.
Мяты перечной (Mentha piperita (лат.)) – обладает тонким свежим холодным мятным ароматом. Нормализует и укрепляет работу нервной системы, снимает напряжение. Сочетается с маслами лаванды, базилика, лемонграсса, эвкалипта, цитрусовых.
Масло пачули (Pogostemon cablin (лат.)) – вязкое янтарного цвета масло, благодаря своему аромату традиционно используется для ароматизации белья. Обладает противовирусными свойствами.
Эвкалиптовое (Eucaliptus globolus (лат.)) – прозрачная жидкость с характерным камфарным запахом. Обладает сильным антисептическим и противовоспалительным свойствами. Хорошо подходит для жирной кожи. Сочетается с маслами мяты, лемонграсса, лаванды.
Искусственные ароматизаторы
Поскольку многие растение не являются эфироносными, например вишня, яблоня, получить их запах представляется возможным, используя только искусственные ароматизаторы. А если хочется придать мылу кофейный запах или аромат карамели, то и здесь естественно не обойтись без ароматизаторов.
Главное преимущество ароматизаторов – их разнообразие. В наше время выпускается огромное количество искусственных ароматизаторов и делятся они на пищевые и непищевые, в изготовлении мыла используются и те и другие. На 100г. мыла обычно достаточно не более 5-7 капель ароматизатора, чем насыщенней запах, тем меньше его необходимо. Как правило, арамотизаторы и отдушки обладают более стойким запахом, который надолго сохраняется в мыльном изделии, но к их минусам можно отнести то, что они не обладают теми лечебными свойствами, которые имеют эфирные масла.
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Шелковая горка
Ласточка
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Что есть на свете красота?