Тема проекта: Вологодские кружева
Цели проекта:
Изучить историю данного вида промысла.
Узнать особенности изготовления вологодских кружев.
Продолжить русские традиции и сохранить доступными средствами художественное наследие прошлых веков.
Задачи проекта:
Изучая историю, привлечь внимание аудитории к народным промыслам
Рассказать о возникновении и использовании вологодского кружева.
Кружево как неотъемлемая часть украшения отделки к платьям и белью.
Содержание элементов вологодского кружева.
Где сейчас используется вологодское кружево?
Методы работы: поиск, отбор и анализ информации.
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа "Вологодское кружево"(реферат) | 445 КБ |
Проектная работа "Вологодское кружево"(презентация) | 2.92 МБ |
Департамент образования города Москвы
Юго-Западное окружное управление образования
Средняя общеобразовательная школа с углубленным
изучением английского языка №1354
Исполнитель проекта:
Сазонова Адель
ученица 5 «Р» класса
Руководители проекта:
Королёва О.О., учитель русского языка и литературы
Яринич Л.В., учитель информатики
Москва 2013
Введение
Глава 1. Вологодское кружево
1.1. Вологодское кружево как вид русского кружева.
1.2. Развитие кружевного промысла на Вологодской земле
1.3. Кружево как неотъемлемая часть отделки к платьям и белью.
Заключение.
Список литературы
Тема проекта: Вологодские кружева
Цели проекта:
Изучить историю данного вида промысла.
Узнать особенности изготовления вологодских кружев.
Продолжить русские традиции и сохранить доступными средствами художественное наследие прошлых веков.
Задачи проекта:
Изучая историю, привлечь внимание аудитории к народным промыслам
Рассказать о возникновении и использовании вологодского кружева.
Кружево как неотъемлемая часть украшения отделки к платьям и белью.
Содержание элементов вологодского кружева.
Где сейчас используется вологодское кружево?
Методы работы: поиск, отбор и анализ информации.
1.1. Вологодское кружево как вид русского кружева.
Вологодское кружево - вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках). Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство - таково его художественное своеобразие. Вологодское кружево обладает особой самобытной красотой. На развитие орнаментального искусства кружева большое влияние оказали узоры резьбы по дереву, орнаменты ткачества, старинные вышивки, особенно ажурная вышивка «вологодское стекло» с разнообразными «снежинками» и «паучками» на сквозных фонах. Эта вышивка в основном бытовала в Вологодском уезде, и именно на этой территории промысел развивался особенно интенсивно. Орнамент вологодского кружева характеризуется мягко-изогнутыми плавными линиями рисунка, он всегда графически чёткий, ритмичный и может состоять из геометризированных фигур или растительных обобщенных форм. В растительных узорах преобладают мотивы из гибких ветвей с петлеобразными листьями, трилистниками, круглыми или вытянутыми лепестковыми и лапчатыми цветами, веерообразными мотивами, подковообразными фигурами и т. д.
Узоры на изделиях обычно располагаются по окружности широкими каймами со свободной или заполненной орнаментом серединой, идут по периметру изделия, собираются в полосы разной ширины, могут быть распределены по всему ажурному фону. Композиции часто строятся из зеркально симметричных мотивов, придающих кружеву строгость и особую статику. Отличительной чертой вологодского кружева является большое разнообразие фоновых решеток. О вологодском кружеве сложены стихи и песни, созданы фильмы, выпущены красочные буклеты. Вологодское кружево известно по всему миру, долгое время оно олицетворяло славу русского кружева.
Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века - из хлопчатобумажных нитей.
Художественные особенности вологодского кружева сложились уже в XVII-XVIII веках. До XIX века кружевоплетение имело характер домашнего художественного ремесла. В 20-х годах XIX века в окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц. В середине XIX века кружевоплетение на вологодской земле превратилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных уездах. Особенно это ремесло было развито на территории Вологодского, Кадниковского и Грязовецкого уездов. В каждом из них сложились местные особенности узоров и приемов плетения, свой круг кружевных изделий, но отличить их может только тонкий знаток этого искусства. Кружевной промысел в Вологодской губернии достиг расцвета во второй половине XIX века. Если в 1893 году плетением занимались четыре тысячи мастериц, то в 1912 году их было почти сорок тысяч. Известность вологодского кружева перешагнула границы страны. Мода на него охватила многие страны Европы.
Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон. Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора. В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки. Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов.
Вологодский промысел получил широкое признание как в России, так и за рубежом. Талант и мастерство вологодских художников и кружевниц были неоднократно отмечены на многих международных и отечественных выставках. В 1937 году на международной выставке в Париже Вологодскому кружевному союзу за новизну и художественное исполнение кружевных изделий была присуждена высшая награда - Гран-при, на Брюссельской выставке в 1958 году вологодское кружево было награждено золотой медалью. А в 1968 году ведущим художникам производственного объединения «Снежинка» была присуждена Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина. Немало фантазии, творческого труда, высокого мастерства вложили в свои работы старейшая кружевница К.В. Исакова, известные мастера своего дела Э.Я. Хумала, В.В. Сибирцева, заслуженные художники РСФСР В.Д. Веселова и В.Н. Ельфина. Многие их произведения хранятся в крупнейших музеях страны.
Общие для всего вологодского кружева особенности в творчестве каждого мастера приобретают индивидуальную окраску. Так, работы К.В. Исаковой развивают камерное лирическое направление. Нежность и теплота образов отличают ее панно «Олени», созданное в 1968 году. На нем изображены ели и скачущие олени. Мерные повторы фигур, их расположение рядами, четкий рисунок с рельефным контуром на фоне легкой сквозной решетки, словно летящие снежинки и белый цвет льняных нитей, - все это рождает образ погруженного в тишину зимнего леса.
Многообразно творчество В.Д. Веселовой. Потомственная кружевница, она в совершенстве знает все секреты кружевоплетения, что позволяет ей на равно высоком художественном уровне создавать и небольшие бытовые вещи, и декоративные панно. Одна из уникальных работ Веселовой - скатерть «Ладья». В ней соединились все лучшие черты творчества художницы: поэтичность образов, благородство рисунка, богатство разработок в деталях, отточенность технического исполнения кружева, его непременная обусловленность содержанием и характером орнамента.
Свое название вологодское объединение получило в 1964 году по скатерти «Снежинка» еще одной выдающейся кружевницы - В.Н. Ельфиной. Ее творчество тяготеет к монументальным композициям, крупным формам орнамента. В 1978 году Ельфиной исполнено панно «Поющее дерево». Оно символизирует весну и связанное с ее приходом цветение природы, пробуждение жизни, многоголосое пение птиц. Пышное Древо Жизни усеяно цветами и сидящими на нем птицами. Плотный узор противопоставлен легкому ажурному фону. Сочетание суровых и белых нитей придает панно серебристый оттенок.
Вологодское кружево сегодня - это прежде всего кружевная фирма «Снежинка», где работают профессиональные кружевницы и опытные художники; это профессиональное училище, где обучают будущих кружевниц, а также учреждения дополнительного образования, где юные вологжане знакомятся с историей кружевоплетения и постигают основы этого мастерства. Вологодская кружевная фирма «Снежинка» - постоянный участник международных и российских выставок. Фирма сотрудничает с отечественными и зарубежными партнерами. Важнейшей стороной творчества художников промысла является создание произведений для музеев и выставок. Это, главным образом, панно, занавеси, скатерти. Сегодня с полным правом можно утверждать, что вологодское кружево достойно входит в мировую сокровищницу кружевного дела.
1.2. Развитие кружевного промысла на Вологодской земле.
На Севере кружево появилось, вероятно, не ранее второй половины ХVI века, со времени открытия «северного морского пути», когда Вологда становится крупным торговым центром, и в город приплывают иностранные корабли из Европы с товарами, в том числе и кружевными. В ХVII веке заграничное кружево в страну поступает в большом количестве. Оно становится любимым украшением одежды и предметов быта, символом богатства, знатности и состоятельности. В музейном собрании Вологодского музея самые ранние сохранившиеся кружева относятся также к ХVII веку, выполнены они из золотых и серебряных нитей.
В ХVII же веке на Руси было организовано производство металлических кружев, сначала в Оружейной палате, а позднее плести золотные кружева стали в женских монастырях, особенно в тех, где было развито искусство лицевого шитья. Есть сведения, что кружево изготовляли также и в крупных ремесленных ювелирных центрах, таких как Сольвычегодск.
Металлические кружева выплетали из пряденых, а также кручёных золотых и серебряных нитей. Прочность и упругость такому кружеву придавали шёлковые или льняные нити, на которые плотно наматывались металлические. Цена кружева определялась по весу (золотники), а не по сложности и качеству работы. Металлическое кружево (золотное) нашивали на одежду из плотных дорогих тканей, ими украшали церковные предметы и одежды священнослужителей. Распространенными узорами металлического кружева были геометризированные розетки – «репья», «гребешки» – мотивы в виде вееров, волнистые линии – «речки», квадраты, поставленные на угол, («денежки»), прямоугольные углы, вписанные друг в друга (в народе этот узор получил название «кораблик») и тюльпанообразные цветочные мотивы. В ХVIII веке в металлическое кружево стали вводить цветную бить, что было исключительно русским приёмом.
В конце ХVIII века спросом в стране пользуются нитяные кружева, которые поступают из западноевропейских стран. Популярны были фламандские, брюссельские, голландские кружева, французские «малин», «шанталь», «брабант», названные так по названиям провинций, где сформировались центры кружевоплетения. Мода на кружева способствовала появлению в стране кружевных мастерских при дворянских и помещичьих усадьбах. В начале ХIХ века в Вологде были также организованы первые кружевные фабрики. Известность получила кружевная фабрика В.А. Засецкой, образованная в 1820 году в селе Ковырино под Вологдой. За образец принимались модные в то время узоры иностранного происхождения, чаще всего немецкие.
Долгое время плетение кружев была домашним занятием. С первой четверти ХIХ века искусство кружевоплетения на вологодской земле складывается в промысел. В 1840-х годах вологодская кружевница Анфия Фёдоровна Брянцева изобрела своеобразную технику плетения штучных изделий, которая получила название «вологодский манер». Дочь её Софья Петровна считалась «первой кружевницей Вологды», в 1840-60-х годах она обучала новому способу изготовления кружевных изделий жительниц Вологды и окрестных деревень. После отмены крепостного права (1861 г.) плетением кружев начинают активно заниматься крестьянки в Кадниковском, Вологодском, Грязовецком уездах. Вологодским земством была предпринята попытка ввести плетение кружев в Тотемском, Велико-Устюжском, Вельском и Усть-Сысольском уездах. В Усть-Сысольском уезде кружева плели только в Нювчимском заводе местные крестьянки, но рисунки и нитки им высылали из Вологды. Однако кружевное ремесло в этих центрах не заняло ведущего места и просуществовало недолго. Основные центры сформировались около Вологды и в западных районах области. Кружево вологодских мастериц отличалось богатым разнообразием узоров, получивших в народе поэтические названия: меленка, ключики, черепашка, веерок, фарфорики, гусиные лапки, морозы, звёздочки, паучок, устьянская тёрка, банты, роза и т. д. Орнаменты большей частью строились из простых или сложных геометрических форм: «городчатых» ромбов, крестов, квадратов, «гуськов», овалов, зигзагов, перекрещенных крючьев, звёздочек из насновок. В кадниковском кружеве часто встречаются геометризированные изображения птиц, стоящих по сторонам древа, «птиц-пав», двуглавых орлов. Все эти узоры характерны для мерного парного кружева, а растительные формы из ветвей и цветочных мотивов были развиты в сцепном кружеве.
Со строительством железной дороги Ярославль – Вологда (1872 .), а позднее и Вологда – Санкт-Петербург (1906 г.) кружевной промысел распространяется особенно быстро. Кружева плели в самых разных слоях населения: крестьяне, мещане, монахини, а также женское население из семей священнослужителей. По статистическим данным в 1912 году на Вологодскую губернию приходится 39,5% всех кружевниц России. Однако заработки кружевниц были низкие - 20 коп. в день. Заработок в 25 – 30 коп. считался уже большим. Кружевницы, которые могли делать сколки и продавать их, зарабатывали чуть больше. Интенсивное освоение кружевоплетения населением Вологодской губернии привело к активному использованию детского труда. Труд девочек составлял 20% от всего количества мастеров, занятых в производстве (10), мальчиков в возрасте от 7 – 15 лет (11) было 0,9 % от общего числа.
1.3. Кружево как неотъемлемая часть отделки к платьям и белью.
Вологодское кружевоплетение восходит к 16—17 вв., но как промысел существует с первой четверти XIX века. Изначально считается, что кружево зародилось в Европе, а наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. Начало промысла относится к 1820 году, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским. В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 году — 40 000. В 1928 году в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц. В 1930 году был создан Вологодский кружевной союз. В 1935 году — художественная лаборатория при Вологодском кружево союзе. В 30-е годы прошлого века в кружеве появились изображения, отражающие советскую действительность. До 40-х гг. прошлого века преобладало мерное кружево для отделки белья, позднее основными стали штучные изделия — дорожки, салфетки, нарядные съёмные детали женской одежды — воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки и перчатки. Также кружевами украшали и до сих пор украшают платья, скатерти, салфетки и мебель.
Изучая материал к этой проектной работе, я узнала много нового о вологодском кружеве, а также о других видах народного художественного промысла. Недавно я была на Родине вологодского кружева, и мне там очень понравилось. Мы сами плели кружево коклюшками и в конце экскурсии смогли приобрести коклюшки и рисунок для сплетения.
Кружево - это искусно выплетенный узор, который совсем не похож на остальные.
Книги:
1.http://www.cultinfo.ru/arts/paints/veselova/id.htm - Вера Дмитриевна Веселова. Кружевница
2.
http://portal-vologda.ru/id/p20.html - Ельфина-Пантелеева Виктория Николаевна
3. http://samovarovo.ru/glavnaya/narodnye-promysly-rossii/116-vologodskoe-kruzhevo.html - Журнал «Коклюшка»
4. http://spleteno.ru/joomgallery/krugevo.html - Галерея вологодских кружевниц
Интернет – ресурсы:
Слайд 1
Исполнитель проекта: Сазонова Адель ученица 5 «Р» класса Руководители проекта: Королёва О.О., учитель русского языка и литературы Яринич Л.В., учитель информатики Вологодские кружеваСлайд 2
Изучить историю данного вида промысла. Узнать особенности изготовления вологодских кружев. Продолжить русские традиции и сохранить доступными средствами художественное наследие прошлых веков. Цели проекта
Слайд 3
Изучая историю, привлечь внимание аудитории к народным промыслам Рассказать о возникновении и использовании вологодского кружева. Кружево как неотъемлемая часть украшения отделки к платьям и белью. Содержание элементов вологодского кружева. Где сейчас используется вологодское кружево? Задачи проекта:
Слайд 4
Волого́дское кру́жево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках). Распространён в Вологодской области.
Слайд 5
Подушка-валик Для изготовления вологодского кружева требуются: Коклюшки - можжевельниковые или березовые Булавки
Слайд 6
Узор. Рисунок придумывается кружевницей или берется из журналов
Слайд 7
Начало промысла относится к 1820 году, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским. История В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 году — 40 000
Слайд 8
В 30-е годы прошлого века в кружеве появились изображения, отражающие советскую действительность.
Слайд 9
До 40-х гг. прошлого века преобладало мерное кружево для отделки белья Основными стали штучные изделия — дорожки, салфетки, нарядные съёмные детали женской одежды — воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки, перчатки и пр.
Слайд 10
Элементы вологодского кружева Основой вологодского промысла было мерное кружево. Преобладало парное плетение и геометрический орнамент .
Слайд 11
Выбрав один из известных мотивов (фигуру в виде угла, наклонную полоску с загнутыми концами, прямоугольник), создали бесчисленные вариации его расположения в сочетании с немногими другими элементами. Элементы вологодского кружева
Слайд 12
В белоснежных узорах легкого прозрачного кружева часто встречаются элементы, похожие на снежинки и колючие елочки, покрытые белой опушкой.
Слайд 13
3 ноября 2010 года в Вологде на Кремлёвской площади, 12, открылся Музей кружева Общая площадь музея составляет 1400 м², а экспозиционная — 600 м².
Слайд 14
Интернет – ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki http://vologdalace.ru/ http://www.cultinfo.ru/decor/material/krugi/ Книги: 1. Вера Дмитриевна Веселова. Кружевница 2. Ельфина-Пантелеева Виктория Николаевна 3. Журнал «Коклюшка» 4. Галерея вологодских кружевниц Список литературы
Колумбово яйцо
Рисуем кактусы акварелью
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Барсучья кладовая. Александр Барков
Соленая снежинка