Тема. Финифть
Предметная область классный проект
Цель. Узнать, как изготовлялась и использовалась финифть в повседневной жизни наших предков.
Изучить современные изделия из финифти.
Задача. Найти как можно больше материала в Интернете, журналах и книгах о финифти.Проектная работа
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа "Финифть"(реферат) | 620 КБ |
Проектная работа "Финифть"(презентация) | 1.71 МБ |
Средняя общеобразовательная школа с углубленным
изучением английского языка №1354
Финифть
Исполнитель проекта:
Ахтиорская Ксения,
ученица 5«Р» класса
Руководители проекта:
Королева О.О., учитель русского языка,
Яринич Л.В., учитель информатики
Москва 2013
1.2 История Ростовской финифти.
Глава 2. Описание технологии финифти.
Список используемой литературы
Тема. Финифть
Предметная область классный проект
Цель. Узнать, как изготовлялась и использовалась финифть в повседневной жизни наших предков.
Изучить современные изделия из финифти.
Задача. Найти как можно больше материала в Интернете, журналах и книгах о финифти.
Эмали бывают:
1. выемчатая - заполняющая углубления в металле
2. перегородчатая - заполняющая промежутки между металлическими ленточками, напаянными ребром на поверхность металла
3. эмали по скани русская эмаль
4.прозрачная эмаль- с просвечиванием сквозь слой эмали, украшенной рельефом или гравировкой поверхности металла
5. эмаль "гильоше"- эмаль по гильошировке) и расписная (живопись цветной эмалью, а также огнеупорными красками по эмалевой поверхности
Знамениты византийские, грузинские, русские, китайские, французские (лиможские) эмали.
На сегодняшний день в технике художественной эмали в России работает более 250 художников, но именно в Ростове Великом сложились многовековые традиции живописи по эмали. Роспись по эмали практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Она не подвергается, подобно другим видам живописи, воздействию таких разрушительных факторов, как свет, перепады температуры и влажности, загрязнение. Ростовская финифть имеет свою историю и присущие только ей художественные особенности. Тесно связанная с различными видами искусства и прежде всего с живописью, влияние которой сказывается и в тематике, и в стилевых чертах, миниатюра на эмали играла значительную роль в истории искусства и существовала как вполне оригинальный и самостоятельный его вид.
Для истории искусства ростовская финифть – промысел по изготовлению самих живописных эмалей, существующий с давних времен в Ростове (Ростов Великий – для туристов, просто Ростов – для географических карт).
Финифть делали кустари, объединенные в мастерские, артели. Около середины XX века все производство было сведено в фабрику «Ростовская финифть», существующую и сейчас. Сейчас она лишилась монополии. Историю промысла описывают выставки двух музеев – музей фабрики «Ростовская финифть» и особая экспозиция («Музей финифти») в «Ростовском кремле».
Изначально финифть использовали для украшения церковной утвари и облачений священнослужителей. Москва, Сергиев Посад, Петербург – все это центры, где живописные эмали изготавливали еще до того, как появился ростовский промысел. В Ростове финифть началась, как сравнительно недавно выяснила А.Е. Виденеева, – в середине XVIII века, при митрополите Арсении (Мацеевиче).
Здесь промыслу суждено было расцветать и все последующее время. Этот расцвет происходил парадоксальным, вроде бы, образом – даже тогда, когда Ростов перестал быть столицей огромной Ростовской митрополии (в конце XVIII в. центром Ростовской и Ярославской епархии стал Ярославль), а превратился в маленький уездный городок.
Потеряв тогда права центра административного, Ростов сохранил статус столицы духовной. Этот статус был обеспечен древними ростовскими святынями. В кафедральном Успенском соборе находились гробницы святых епископов Леонтия, Исаии и Игнатия, архиепископа Феодора. В Яковлевском монастыре сохранялись мощи святого Иакова и митрополита Димитрия, в Петровском – преподобного Петра царевича, в Авраамиевском – преподобного Авраамия, в отдаленном Борисоглебском монастыре – преподобных Феодора и Павла, затворника Иринарха; в Толгской церкви Ростова – гробница Иоанна Милостивого, в Вознесенской – блаженного Исидора Твердислова.
Путешествовали в этот город многочисленные паломники со всей России. И царствующие особы, и вельможи, и простолюдины молились у гробниц святых. Культ каждого из этих святых поддерживался не только обустройством мест их почитания в самих храмах или сочинением и распространением житий. Именно для паломников здесь изготавливали в больших количествах иконы этих святых. В багаже паломников изделия ростовского промысла распространялись по всей стране.
Эмалевые образки оказались удачным вариантом паломнических сувениров: более легки в изготовлении, чем традиционные иконы, – а значит, дешевле, они миниатюрны, долговечны, не портятся от света, сырости, жары, загрязнений. Самое главное – при сравнительно меньшей цене они выглядели более эффектно, имитируя яркостью красок, тонкостью живописи и сиянием эмали изделия из драгоценных металлов и самоцветов.
Центром производства финифти в Ростове стал Яковлевский монастырь и слобода при монастыре. Возможно, потому, что именно в этом монастыре как раз при митрополите Арсении стал официально признанным культ святителя Димитрия Ростовского. После открытия его мощей, цикла чудес от мощей, после того, как сама российская императрица Екатерина II приехала сюда участвовать в церемонии переложения мощей Димитрия в новую раку, именно этот монастырь стал более всего привлекать паломников. И именно иконки Димитрия Ростовского стали обычным сувениром для всех, кто посещал обитель, которую со времени канонизации этого святого именуют Спасо-Яковлевской Димитриевской.
Мастера, работавшие здесь, получали заказы на финифтяные иконки не только из ростовских храмов, но и из многих российских монастырей и архиерейских домов. Хорошим тоном среди российских архиереев считалось посещающим епархию высоким гостям (представителям императорской фамилии, вельможам, иерархам церкви) преподносить в дар – в качестве благословения – эмалевые иконы с изображением либо «Моления» (когда Богоматери предстоят один или несколько местных святых), либо «Собор святых» (групповые изображения местных святых).
Промысел не умер, не заглох тогда, когда функцию обеспечения паломников этими сувенирами у финифтяников отобрали механические производства – например, по изготовлению жестяных иконок. Конечно, такие образки были гораздо более дешевыми, машина работала быстрее и эффективнее, чем человеческие руки. А спрос рос – паломников, в силу развития транспорта и роста народонаселения, становилось все больше.
Но к этому времени Ростов вырастил уже людей, которые способны были осознать ценность древнего промысла как культурного явления. Вот такие люди – А.А. Титов и И.А. Шляков – и музей здесь основали в 1883 году, и создали при музее ремесленный класс живописи, резьбы по дереву и позолоты. Все желающие могли обучаться здесь названным ремеслам. Но не только.
В этом классе, затем школе, затем – учебно-производственной мастерской финифтяной живописи шли поиски новых возможностей для старинного промысла. Ученики не только приобретали традиционные навыки подготовки сырья и собственно живописи, обжига, но еще и изучали рисунок, композицию, историю искусств. С ними работали столичные художники-профессионалы.
Вот потому и стало возможно не столько продлить существование промысла, сколько обновить его. К Октябрьской революции 1917 г. промысел уже был готов ответить на агрессивный заказ новой власти – и потому не погиб, не ушел в подполье, как, скажем, традиционная иконопись.
В советское время промысел выпускал эмалевые портреты, женские украшения, шкатулки.
Эта готовность отвечать запросам времени помогла промыслу выжить и позднее – когда условия опять изменились. В нынешнее время ростовские эмальеры, продолжая усвоенные в советское время традиции, вновь обратились к религиозной тематике.
Одним из наиболее значительных свершений ростовских эмальеров в области было исполнение заказа на реставрацию финифтяных дробниц для резной сени, оформляющей вход в Кувуклию храма Гроба Господня в Иерусалиме.
Глава 2. Описание технологии финифти.
Из листа меди вырезают пластинку нужной формы, выбивают ее, делая выпуклой. Затем покрывают смешанным с водой порошком белой непрозрачной эмали. После сушки следует обжиг в муфельной печи (при t 700-800 градусов) – эмаль плавится, становится гладкой и блестящей. Это – так называемое «белье». Обратная сторона пластинки подобным образом покрывается контрэмалью – чтобы пластинка не деформировалась.
На эмаль переносится рисунок с образца. Затем в несколько приемов выполняется собственно роспись. Применяются специальные огнеупорные (выдерживающие t 700-800 градусов) краски – растертые пигменты в смеси с маслом и скипидаром. Один из важных технических навыков живописца – усвоить, какие краски какую температуру плавления имеют, как они при обжиге изменяют цвет.
После любого этапа росписи – подмалевки (нанесение основных цветов) и каждой из нескольких прописок – пластинка просушивается и обжигается, чтобы краски расплавились и соединились с грунтом. Сложные миниатюры проходят не 2-3 прописки, как это требуется для монохромных вставок в ювелирные изделия массового производства, а до семи, всякий раз процедура сушки и обжига повторяется.
Законченный вид финифти, как ювелирному изделию, придает оправа, она изготавливается ювелиром мастером скани. Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Этим и завершается процесс изготовления. И начинается – путь к сердцам любителей этих изящных и красивых изделий.
Роспись по эмали практически никогда не повторяется. Каждое изделие с финифтью индивидуально. Поэтому эмали всегда были и остаются элитарным видом исскуства.
Проанализировав материал по финифти, я поняла, что древнее искусство росписи по эмали, пришедшее к нам из далеких времен, спустя года не потеряло своей актуальности. Мастера финифти были востребованы во все времена. Они воспевали различные эпохи и течения, сохраняя при этом неповторимый колоритный русский стиль. Изделия из финифти пользовались популярностью среди людей всех эпох благодаря своей индивидуальности неповторимости и красоте смогли сохраниться до наших дней.
Интернет газеты
1. Интернет газета "Школа жизни ру" http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-13834/
Сайты
Слайд 1
Финифть Исполнитель проекта: Ахтиорская Ксения, ученица 5 «Р» класса ГБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка №1354 г. Москва Руководители проекта: Королева О.О., учитель русского языка, Яринич Л.В., учитель информатикиСлайд 2
Цели проекта: Исследуя различные источники информации, выяснить, когда появился промысел, технологию изготовления изделий, современное состояние промысла. Продолжить русские традиции и сохранить доступными нам средствами художественное наследие прошлых веков.
Слайд 3
Задачи проекта: Найти как можно больше материала в Интернете, журналах и книгах о финифти. Узнать, как использовалась финифть в повседневной жизни наших предков. Изучить современные изделия из финифти. Рассказать об истории финифти. Изучая историю, привлечь внимание аудитории к народным промыслам. Освоить основные виды и приемы выполнения изделий.
Слайд 4
Содержание Введение Глава 1. О создании финифти 1.1.Что такое Финифть 1.2.История Ростовской финифти. 1.3.Описание технологии финифти. Заключение Список литературы
Слайд 5
О создании финифти
Слайд 6
Что такое финифть. Финифть - ( от греч. «блестящий камень», «смешивать»): это древнерусское название эмали.
Слайд 7
История Ростовской финифти 1. фабрика «Ростовская финифть» 2. XVIII в., при митрополите Арсении 3.Финифть как сувенир для паломников 4. Яковленский монастырь как центр изготовления финифти в Ростове. 5. 1883 А.А. Титов и И.А. Шляков- школа финифти 1917г-революция-выпуск украшений
Слайд 8
Описание технологии финифти
Слайд 9
Создание 1. Из листа меди вырезают пластинку. Затем покрывают эмалью. После сушки следует обжиг при t 700-800 градусов – эмаль плавится, становится гладкой и блестящей.
Слайд 10
2. На эмаль переносится рисунок с образца. Затем в несколько приемов выполняется роспись. Один из важных технических навыков живописца – усвоить, какие краски какую температуру плавления имеют, как они при обжиге изменяют цвет. Создание
Слайд 11
Создание 3. После любого этапа росписи – подмалевки – пластинка просушивается и обжигается
Слайд 12
Создание 4. Законченный вид финифти придает оправа, она изготавливается ювелиром мастером скани.
Слайд 13
Заключение Древнее искусство росписи по эмали, пришедшее к нам из далеких времен, спустя года не потеряло своей актуальности. Мастера финифти были востребованы во все времена. Они воспевали различные эпохи и течения, сохраняя при этом неповторимый колоритный русский стиль. Изделия из финифти пользовались популярностью среди людей всех эпох благодаря своей индивидуальности неповторимости и красоте смогли сохраниться до наших дней.
Слайд 14
Список литературы Интернет - ресурсы Интернет газета "Школа жизни ру" http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-13834/ Официальный сайт Ростовского муниципального района Ярославской области http://www.admrostov.ru/promysl.php Геокешинг http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=6488 Финифть - сувениры http://finifty.ru/ Народные промыслы. Ростовская финифть. http://www.ya-zemlyak.ru/np_rf.asp Ростовская финифть. http://strana.ru/journal/21198386 Книги Зайцев-Картавцев А. Е.,Ростовская финифть XVIII в., Русский Raritet, 1993 Борисова В.И., Ростовская финифть: Альбом (Шедевры народного искусства России), Интербук-бизнес, 1995
Слайд 15
Спасибо за внимание!!!
Кто чем богат, тот тем и делится!
Просто так
Швейня
Где спят снеговики?
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию