Презентация к исследовательской работе "Красота русской души" посвященной 135-летию со дня рождения художника Б.М.Кустодиева
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo.ppt | 1.29 МБ |
Слайд 1
Работу выполнила ученица 8 класса Дубровина Татьяна МБОУ «СОШ п. Октябрьский Перелюбского муниципального р-она Саратовской обл.Слайд 2
Кустодиев Борис Михайлович (1878–1927), русский художник. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, юный Кустодиев был потрясен. Он твердо решил стать художником. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И. Е. Репина, Кустодиев много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева - портретиста Красота Русской Души
Слайд 3
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Всю свою жизнь, оставаясь в душе большим ребенком, идеализирующим окружающую действительность, Борис Михайлович Кустодиев был искренне уверен в том, что красота способна спасти мир и перевоспитать человека.
Слайд 4
Базар в деревне.1903г. В 1902 году Кустодиев приступил к выполнению картины на звание художника «Базар в деревне». В этом полотне можно видеть будущего праздничного живописца, упоенного лубочной яркостью купеческого быта. Художник использует здесь свои волжские впечатления, с любовью и тщательностью выписывает детали интерьеров и одежды своих персонажей.
Слайд 5
Ярмарка.1906. На картине «Ярмарка» написанной в 1906 году, запечатлена торговая площадь большого села в праздничный день. «Его пестрая, веселая, простонародно-бодрая ярмарка, схваченная глазом ясным… сердцем отзывчивым, рукой сильной, переданная с добрым и мужественным юмором – почти поэма». Так отозвался об этой картине А.В. Луначарский.
Слайд 6
Ярмарка.1908г. На картине мы видим ярмарку в другом, оригинальном ракурсе: из глубины одного из базарных прилавков. Прихотливо, то задерживаясь на какой-нибудь броский товар, то плавно и неторопливо, движется пестрая толпа. Баба в нерешительности держит в руках броско расписанный короб. За ней смешливо - любовно наблюдает муж с ребенком на руках. Чинно плывут две молодухи, чувствуя на себе пристальные взгляды окружающих. Степенно и дружески беседуют бородачи, - кажется оба под хмельком. И целая гора лаптей солнечно желтеет на возу, простираясь даже за край холста. «И хотя фигуры в ней еще статичны, а цвет несколько условен, чистые краски розовых, голубых, кумачовых юбок и платков крестьянок, пестрые товары в ларьках создают настроение праздничности». (И. Лапина).
Слайд 7
На ярмарке.1910г. Тут нарядны не только плывущие в толпе на фоне зазывной пестроты тканей и шалей молодки, но даже возвышающаяся над торгом церковь со своей игрой красных кирпичных стен и белых наличников на них. .
Слайд 8
«Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н.А. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок, – считает И. Лапина. – Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут. "Купчиха" 1915 «Купчихи» (1912г.)
Слайд 9
«Купчиха за чаем» и « Купчиха с зеркалом» Кустодиев вводит сочно написанный натюрморт. … булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки ("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк ("Купчиха с зеркалом" )… Как драгоценные камни они переливаются яркими красками, радуя глаз своей нарядностью, пестротой и изобилием»
Слайд 10
Девушка на Волге.1919 г. Новая вариация национального типа женской красоты. Лицо ее полно той милой прелести, которой наделены героини русских народных песен и сказок: легкий румянец, высокие дуги бровей, точеный носик, рот вишенкой, тугая перекинутая на грудь коса.
Слайд 11
Масленица.1916г. «Масленица» - это своеобразный триптих, объединенный центральной частью – панорамным видом сказочного по красоте зимнего русского города с деревьями в инее, вертикалями колоколен разного цвета и столбами морозного дыма над домами. Широкая Масленица – Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю, Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
Слайд 12
Масленица.1919 г. В 1919 году Кустодиев пишет свою новую «Масленицу» . В отличает от картины «Масленица» 1916 года, где художник широко, панорамно раскрывал пространство, здесь он словно ограничивает происходящее кулисами справа и слева, дает прорыв в глубину зимнего пейзажа с пушистыми, украшенными инием деревьями. Яркое солнце котрастно вырисовывается на фоне снежной пелены. Несется тройка в нарядной упряжи, являющаяся центром композиции. Фигуры первого плана решены почти силуэтно. В бесконечной «сумятице» многочисленных сюжетов картины можно открывать все новые и новые забавные ситуации. Однако при, казалось бы, свободной стихийности происходящего композиция строится с железной логикой. Свою подпись Кустодиев с присущим ему озорством помещает над витриной магазина, где продают самые заманчивые яства – икру и лимоны, сосиски и огромные копченые окорока.
Слайд 13
Среди ценнейших духовных приобретений Кустодиева было осознание высокого этического долга художника как мастера национального; он убедился окончательно, что большую живопись порождают только люди, солнце и краски Родины. «Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, - любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, «русскому» - это было всегда единственным «сюжетом» моих картин…» - писал Кустодиев своему первому учителю живописи П.А. Власову.
Слайд 14
Спасибо за внимание!
Четыре художника. Осень
Два морехода
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Свинья под дубом
Акварельные гвоздики