Исследовательская работа по творчеству Б.М.Кустодиева
Вложение | Размер |
---|---|
о творчестве художника Б.М. Кустодиева | 70.5 КБ |
Красота русской души
(135 летию со дня рождения
Бориса Михайловича Кустодиева)
(1878–1927)
Введение
Самый жизнерадостный, пожалуй, среди русских живописцев, Б.М.Кустодиев был художником счастья. Все созданное им пронизано радостью бытия. Это бодрое, улыбчивое и свежее искусство. Он постоянно и привычно носил в себе острое чувство красоты мира. Ощущал себя живущим посреди этой красоты. Он был влюблен в солнце, искусство и цветы, детскую улыбку и прогулку на закате, речку и переулок.
Дарить людям своим искусством отголосок счастья – в этом он видел свой этический долг. Народное художественное творчество сыграло решающую роль в формировании творческой личности художника. За 25 лет своего творчества, совпавшие с первой четвертью XX столетия, он успел пройти длинный путь, связав в своем искусстве две историко-художественные эпохи, в этот период вместившиеся.
Биография и творческий путь
Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Его отец, Михаил Лукич Кустодиев, преподававший в астраханской женской гимназии и в семинарии русский язык, литературу, логику, умер, когда мальчику не исполнилось и двух лет. Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Как вспоминает Борис Михайлович: «Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни был как на ладони… Это были живые типы Островского…»
Сначала Борис учился в церковноприходской школе, а затем в гимназии. Позднее его как сына бывшего преподавателя приняли на казенный счет в духовную семинарию.
В 1887 году в Астрахани состоялась 15 передвижная выставка картин Товарищества передвижных выставок. Посетив выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, Кустодиев твердо решил стать художником. (Интерес к рисованию пробудился у мальчика очень рано.) На подростка выставка произвела огромное впечатление, это была подлинная встреча с большим искусством, запомнившаяся навсегда.
Осенью 1893 года юноша по совету старшей сестры начинает заниматься живописью с учителем рисования П.А. Власовым. П.А. Власов подсказал ему подать документы в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В Московском училище Кустодиеву было отказано в приеме. Тогда юноша отправился в Петербург – сдавать экзамены в Высшее художественное училище при Академии художеств. Кустодиев поступил в Академию художеств, в сравнительно, удачное время. В конце лета 1901 года Кустодиев приехал в Костромскую губернию, где в селе Семеновском жили его товарищи по Академии. Село Кустодиеву понравилось. В одном из писем своей возлюбленной он писал «…Положительно глаза разбежались. Столько интересного, что и годами не перепишешь!» Так родился замысел картины, которую Кустодиев решил представить на конкурсную программу, завершающую академическое образование. И одновременно рождается тема, которая вскоре в русском искусстве станет непрерывно связана с именем Кустодиева.
8 января 1903 года Кустодиев женится на Юлии Евстафьевне Прошинской, с которой познакомился осенью во время поездки в Костромскую губернию. В октябре того же года Борис получает золотую медаль, звание художника и право на пенсионерскую поездку за границу и по России сроком на один год. В декабре 1903 года молодые супруги с новорожденным сыном Кириллом отправляются в Париж, а потом в Испанию.
Не использовав и половины пенсионерского срока, художник возвращается и сразу едет в провинцию и там, в Костромской губернии, проводит несколько месяцев в напряженном труде.
Революционные события 1905 года вызвали живой отклик в душе художника.
Он активно работает в «левом» журнале «Жупел», а после его запрещения правительством – в журнале «Адская почта».
В 1910 году возобновляет свое существование «Мир искусства», Кустодиев становится одним из самых деятельных его членов.
В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре: он создает декорации к спектаклям.
В 1920 –е годы с особым блеском развертывается дарование Кустодиева в области книжной иллюстрации. Он выполнил десятки рисунков к пушкинским «Руслану и Людмиле», «Дубровскому», «Сказка о царе Салтане…», «Сказке Золотом петушке».
В разгар творческих поисков Бориса Михайловича настигает тяжелая болезнь. У него заподозрили костный туберкулез и отправили в Швейцарию, в Лейзен. Главным его лекарством была работа. Друзья всячески старались поддержать больного. Тяжелые признаки болезни – опухоль спинного мозга – заставили его согласиться провести несколько месяцев в частной клинике горного курорта. В марте 1916 г. ему пришлось решиться на операцию. Нужно было решать, что сохранить: руки или ноги? «Руки, оставьте руки! – умоляла мать - Художник без рук! Он жить не сможет!» (из воспоминаний дочери Кустодиева) Поначалу после операции ему не разрешали рисовать. Однако он потихоньку нарушал это врачебное предписание.
С 1916 года ноги его парализованы, и он навсегда прикован к креслу. Несмотря на это Кустодиев совершает поездки в Финляндию, Астрахань, Крым, Кострому.
Но большинство картин последнего десятилетия жизни мастера было написано только благодаря колоссальной зрительной памяти и обилию прошлых впечатлений.
Всю свою жизнь, оставаясь в душе большим ребенком, идеализирующим окружающую действительность, Борис Михайлович Кустодиев был искренне уверен в том, что красота способна спасти мир и перевоспитать человека. Он умер в холодной и темной петроградской квартире, работая над эскизом триптиха «Радость труда и отдыха»...
Смерть 26 мая 1927 года оборвала новые творческие замыслы мастера.
Красота русской души в творчестве художника.
В 1902 году Кустодиев приступил к выполнению картины на звание художника «Базар в деревне». В этом полотне можно видеть будущего праздничного живописца, упоенного лубочной яркостью купеческого быта. Художник использует здесь свои волжские впечатления, с любовью и тщательностью выписывает детали интерьеров и одежды своих персонажей.
В начале сентября 1903 года, когда в мастерской Академии Кустодиев наносил последние мазки на конкурсную картину «Базар в деревне», его посетил корреспондент газеты «Биржевые ведомости». В своей заметке он написал…
«Воздушный пейзаж полон какого-то тихого щемящего настроения. Вообще, вся картина – один стройный гармоничный аккорд. Искренности много!»
Летом 1904 года, когда вихрь впечатлений от заграницы постепенно улегся, Борис Михайлович с каким-то новым чувством бродил с ружьем по рощам и лугам, острее воспринимая своеобычность родного края. Иногда заходил он в Семеновское на базар – полюбоваться пестрой толпой мужиков и баб, выходящих из сельской церкви после окончания службы. У него зрел план: изобразить на полотне этих живописных, с просветленными лицами людей в солнечный день, на деревенской улице близ церкви.
С 1905 года Кустодиев сознательно связал свой дальнейший путь в искусстве с народной жизнью в Поволжье. В глуши Кинешемского уезда он построил дом-мастерскую. В окрестных деревнях он писал этюды, отсюда выезжал в Кинешму, Кострому и другие города средней Волги. Подъем интереса к национальному искусству ощущался и в окружающей Кустодиева среде. Среди ценнейших духовных приобретений Кустодиева было осознание высокого этического долга художника как мастера национального; он убедился окончательно, что большую живопись порождают только люди, солнце и краски Родины.
Выводы, которые сделал художник: надо творить свое, русское, не только рассказать о России, но создать картину национальную по духу и стилю, отражающую строй мышления и представления народа о красоте. Это становится его творческой программой.
Проходит несколько лет, и появились серии картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники» (1906–1910). Период исканий завершился. Художник нашел себя, свое место в искусстве.
Картина «Ярмарка» (1906г.)
На картине «Ярмарка» написанной в 1906 году, запечатлена торговая площадь большого села в праздничный день. «Его пестрая, веселая, простонародно-бодрая ярмарка, схваченная глазом ясным… сердцем отзывчивым, рукой сильной, переданная с добрым и мужественным юмором – почти поэма». Так отозвался об этой картине А.В. Луначарский.
«Ярмарка» (1908г.) В 1908 г. «…он пишет небольшую картину "Ярмарка".
На картине мы видим ярмарку в другом, оригинальном ракурсе: из глубины одного из базарных прилавков. Прихотливо, то задерживаясь на какой-нибудь броский товар, то плавно и неторопливо, движется пестрая толпа. Баба в нерешительности держит в руках броско расписанный короб. За ней смешливо - любовно наблюдает муж с ребенком на руках. Чинно плывут две молодухи, чувствуя на себе пристальные взгляды окружающих. Степенно и дружески беседуют бородачи, - кажется оба под хмельком. И целая гора лаптей солнечно желтеет на возу, простираясь даже за край холста. «И хотя фигуры в ней еще статичны, а цвет несколько условен, чистые краски розовых, голубых, кумачовых юбок и платков крестьянок, пестрые товары в ларьках создают настроение праздничности». (И. Лапина).
«На ярмарке» (1910)
Еще праздничнее и «звонче» по краскам картина «На ярмарке», выполненная в 1910 году. Тут нарядны не только плывущие в толпе на фоне зазывной пестроты тканей и шалей молодки, но даже возвышающаяся над торгом церковь со своей игрой красных кирпичных стен и белых наличников на них. С озорной аккуратностью положенные на лица людей пятнышки румянца делают их похожими на персонажей народных лубков, на ожившие игрушки.
«Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н.А. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок, – считает И. Лапина. – Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут.
«Купчихи» (1912г.)
Картина «Купчихи» открыла большую серию образов купчих.
На переднем плане – группа из четырех купчих, нарядных молодых женщин, пышнотелых, белокожих, румяных, полных горделивого достоинства. Фоном послужила типичная для русской провинции церковь. По бокам, словно кулисы в театре, изображены края зданий с вывесками, слева стоят корзины с яблоками, выставленными на продажу, и рекламный золотящий крендель на кронштейне, На одной вывеске- пирамида заморских овощей и фруктов, увенчанная ананасом. В цветастую, театрализованную картину, передающую ощущение привычного уклада провинциальной жизни, покоя, достатка, здоровых, уверенных в себе молодых купчих, художник внес ноты мягкой иронии. Все вместе – это яркое зрелище и воплощение своеобразия русской жизни.
картина "Купчиха" 1915 года – собирательный образ, в котором воплощено представление художника о женской красоте. В эту картину, как и во многие подобные свои произведения, Кустодиев вводит сочно написанный натюрморт. Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Это всевозможные решета с фруктами и овощами ("Купчиха»), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки ("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк ("Купчиха с зеркалом")… Как драгоценные камни они переливаются яркими красками, радуя глаз своей нарядностью, пестротой и изобилием».
Новая вариация национального типа женской красоты предстает в картине «Девушка на Волге»(1919г.) Поза героини, полулежащей на пригорке, среди цветов, на фоне волжского пейзажа с обилием церквей и широчайшими далями, смутно напоминает тех резных русалок, которые украшали фасады старых домов в Поволжье. Лицо ее полно той милой прелести, которой наделены героини русских народных песен и сказок: легкий румянец, высокие дуги бровей, точеный носик, рот вишенкой, тугая перекинутая на грудь коса.
Именно в тяжелейший для мастера год, когда прогрессировала болезнь, появляется одна из самых жизнерадостных картин - «Масленица».
«Масленица» (1916г.) «Масленица» - это своеобразный триптих, объединенный центральной частью – панорамным видом сказочного по красоте зимнего русского города с деревьями в инее, вертикалями колоколен разного цвета и столбами морозного дыма над домами. Единству картины служит и широкое дугообразное расположение сцен масленичных развлечений, на фоне покрытых снегом холмов и небольшой площади. На переднем плане – расписные сани с удалым возницей и румяными седоками. В правой части – мастеровые с девушками и гармонью, слева, у берез – мальчишки с салазками, дальше, внизу – карусель и балаган с массой народа, возле них, еще дальше, у городских торговых рядов – стоянка лихачей и отъехавшие от них сани. Все это под холодным леденцово - зеленоватым небом с холодными же розовыми и светло-желтыми переливами облаков, со стаями птиц – все вместе, сливаясь в гимн во славу красоты и веселья русского праздника, составляет единое радостное и светлое зрелище народного гулянья.
«Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, - любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, «русскому» - это было всегда единственным «сюжетом» моих картин…» - писал Кустодиев своему первому учителю живописи П.А. Власову.
Заключение.
И как бы в подтверждение его слов, закончить наш рассказ о замечательном человеке и выдающемся художнике Б.М. Кустодиеве , хочется словами Ф.И. Шаляпина «Много я знал в жизни интересных, талантливых людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве. Все культурные русские знают, какой это был замечательный художник. Всем известна его удивительная яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Его балаганы, его купцы Сусловы, его купчихи…его сдобные красавицы, его ухари и молодцы – вообще все его типичные русские фигуры, созданные им по воспоминаниям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такою аппетитной сочностью краски… нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной.»
Список литературы
Алексеева А. Три музы Бориса Кустодиева.- М.: Эксмо 2006
Борис Кустодиев.-М.: Сов.художник,1982г.
Зархи С.Б. «Красота русской души». Читаем, учимся, играем. 12.2007 издательство «Либерия-Библиопринт»
Кудря А., Кустодиев. – М.: Молодая гвардия,2006.-(Жизнь замечательных людей)
Кустодиев Б.М. Статьи, интервью, воспоминания. – Л.: Художник РСФСР,1967.
Турков А. М. Кустодиев.- М.: Искусство,1986.- (Жизнь в искусстве)
Ребята и утята
Лупленый бочок
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Цветущая сакура
Кто грамотней?
Комментарии
о художниках
исследовательская работа на муниципальный конкурс "Я и мир искусства"