Презентация рассказывает об истории русского национального костюма.
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_nacionalnyy_kostyum.pptx | 2.49 МБ |
Слайд 1
Русский национальный костюмСлайд 2
Презентацию подготовила ученица 1 В класса ГБОУ СОШ № 815 ЗАО г. Москвы Мерзликина Анна Учитель Коновалова Ольга Николаевна
Слайд 3
ИСТОРИЯ КОСТЮМА ЖЕНСКИЙ РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ МУЖСКОЙ РУСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ ТКАНИ, ЦВЕТ, ОРНАМЕНТ Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости. А.С. Пушкин ОГЛАВЛЕНИЕ
Слайд 4
Традиционный мужской и женский костюм. Архангельская губерния. Формирование национальных особенностей русского народного костюма происходило в XIV-XVI вв. К XVII в. полностью сложились основные костюмные комплексы. Со времени принятия христианства (конец 10 века) крестьянский мужской костюм состоял из холщовой рубашки, шерстяных штанов и лаптей с онучами. Декоративный акцент в эту простую по покрою одежду вносил узкий пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками. Верхней одеждой служили шуба и островерхая меховая шапка.
Слайд 5
Женский костюм Женский русский костюм не был одинаковым на всей территории России. На Севере носили рубаху, сарафан и кокошник, на Юге - рубаху, юбку-поневу и кичку. Комплекс женской одежды: женская рубаха с прямыми поликами , косоклинный (распашной) сарафан и более поздний прямой "московский", тип плетеной обуви (лапти, ступни), кокошник с закругленным верхом и пр. Рубаха называлась "рукава", (из-под сарафана видны были только рукава). Нижняя часть рубахи доходила до подола сарафана - называлась "стан" и шилась из более дешевого и часто не отбеленного холста.
Слайд 6
Сарафаны до середины ХIХ века были большей частью косоклинные , распашные. К концу ХIХ века стали преобладать сарафаны прямые, круглые "московские". Название говорит о его городском происхождении. Появился он, видимо, в Москве как праздничный у богатого купечества, затем как московская "мода" распространился в другие города, а потом проник и в крестьянскую одежду, что подтверждается его повседневным бытованием.
Слайд 7
Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение: "Без креста, без пояса" (быть бессовестным). Пояс носили иногда на талии или чуть выше. Изготавливались пояса часто дома, но некоторые из них покупались на ярмарке или в лавочке. К поясу относились особенно внимательно, так как он выполнял функцию "оберега" - защитника. Часто пояса содержали слова молитвы в орнаменте или слова: "Дарю в день ангела", "Спаси Бог" и т. п. Это поверье осталось с языческих времен, когда круг считался защитником от нечистой силы.
Слайд 8
Завершением костюма был кокошник, самая его нарядная часть. Голова замужней женщины убиралась волосником или подубрусником Это были шапочки из шелковой материи, являющиеся символом брачного состояния и составляли необходимую и главнейшую часть приданого. По понятиям русских, для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом оставлять на показ свои волосы: опростоволоситься (открыть волосы) было для женщины большим бесчестьем. Скромная женщина боялась, чтобы даже члены семейства, исключая мужа, не увидели ее простоволосою.
Слайд 9
ТКАНИ, ЦВЕТА, ОРНАМЕНТ Слева изображен девичий костюм Московской губернии середины XIX в. Справа — прямой сборчатый сарафан более позднего периода.
Слайд 10
В одежде Русского Севера от древнерусского костюма сохраняются « епанечки » и душегреи, стеганные на вате, с рукавами. На рис. 7, слева — костюм крестьянки Тверской губернии: сарафан, « епанечка », парчовая рубаха и нарядный кокошник. В южнорусском костюме вместо сарафана более широко применялась понева — поясная одежда из шерстяной ткани, иногда на холщовой подкладке. Ткань, используемая для поневы, — чаще всего темно-синяя, черная, красная, с клетчатым или полосатым (с поперечным расположением полос) узором. Будничные поневы отделывались скромно: шерстяной домотканой узорной тесьмой (пояском) по низу.
Слайд 11
Мужской костюм Мужской костюм был менее разнообразен, чем женский. Мужская одежда середины ХIХ столетия, надевавшаяся непосредственно на тело, состояла из домотканой холстовой рубахи - косоворотки и также портков, в основном полосатых.
Слайд 12
Древняя восточнославянская рубаха была туни-кообразной , имела длинные (иногда очень длинные) прямые рукава и прямой разрез от горловины, т.е. посередине груди, без воротника - " голошейка " (у русских). Косоворотка, составляющая характерную черту великорусской мужской национальной одежды, распространилась не ранее XV в. Косоворотка с разрезом на левой стороне специфична для великорусов.
Слайд 13
Порты ( так в крестьянской среде называли штаны ) как один из основных элементов мужского костюма характерны для одежды всех восточных славян, в том числе и русских, с глубокой древности. Слово " порты " упоминается еще в летописях и других ранних письменных памятниках для обозначения как полотна, так и мужской одежды. Порты выкраивались и изготовлялись обычно неширокими (русский покрой). Такой покрой портов был стабилен и широко бытовал на всей территории Древней Руси. Крестьянские порты в XVIII—XIX вв. были узкие и укороченные, изготовлялись они из домотканой белой, а иногда пестрядинной (чаще синей - в полоску или елочку) или набивной ткани. Порты на талии (чаще - на бедрах) удерживал гашник из шнурка или веревки. Низ портов , как правило, закреплялся у голени онучами, которыми обертывали ноги почти до коленей.
Рисуем "Ночь в лесу"
Вода может клеить?
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Злая мать и добрая тётя
Астрономический календарь. Март, 2019