Привлечение школьников к изучению народных промыслов и ремёсел – важная часть области изучения истории и технологии создания культурных ценностей народного художественного творчества.
Знакомство детей с некоторыми видами народного декоративно-прикладного искусства, развитие у них интереса к народным промыслам и ремёслам способствует укреплению национального сознания, формированию, духовно богатой личности ребёнка.
Занятия росписью помогают формированию у детей таких черт характера, как усидчивость, трудолюбие, самостоятельность. Атмосфера неформального общения в работе над проектом, поощрение личной творческой активности влияет на формирование и проявление у детей творческой инициативы, нестандартности, гибкости мышления.
Актуальность выбранной темы проекта состоит в том, что дети получают дополнительные знания о народном промысле - Палех, развивают эстетический и художественный вкус, оригинальность мышления, чувство коллективизма и навыки общения.
Цель данного проекта: теоретическая часть - знакомство с историей художественного народного промысла - Палех, с отличительными особенностями палехской лаковой миниатюры и технологией изготовления палехских шкатулок. Практическая часть – формирование определённых художественных навыков, работая в стиле палехской росписи на деревянной поверхности.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-paleh.rar | 2.49 МБ |
Городской конкурс творческих проектов младших школьников
«Творческий салют»
Роспись
деревянной доски
по мотивам
Палехской росписи
Авторы:
Дроздова Софья Александровна,
Овчарова Ангелина Сергеевна,
Удодова Дарья Валерьевна,
учащиеся 2 «А» класса
МБОУ «СОШ №7».
Руководитель:
Комиссарова Ольга Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №7».
г. Когалым, 2013 г.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Привлечение школьников к изучению народных промыслов и ремёсел – важная часть области изучения истории и технологии создания культурных ценностей народного художественного творчества.
Знакомство детей с некоторыми видами народного декоративно-прикладного искусства, развитие у них интереса к народным промыслам и ремёслам способствует укреплению национального сознания, формированию, духовно богатой личности ребёнка.
Занятия росписью помогают формированию у детей таких черт характера, как усидчивость, трудолюбие, самостоятельность. Атмосфера неформального общения в работе над проектом, поощрение личной творческой активности влияет на формирование и проявление у детей творческой инициативы, нестандартности, гибкости мышления.
Актуальность выбранной темы проекта состоит в том, что дети получают дополнительные знания о народном промысле - Палех, развивают эстетический и художественный вкус, оригинальность мышления, чувство коллективизма и навыки общения.
Цель данного проекта: теоретическая часть - знакомство с историей художественного народного промысла - Палех, с отличительными особенностями палехской лаковой миниатюры и технологией изготовления палехских шкатулок. Практическая часть – формирование определённых художественных навыков, работая в стиле палехской росписи на деревянной поверхности.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение……….…………………………………………………………...4
2. Основное содержание………………………………………………...5
2.2. Секреты и сюжеты палехской росписи……………………………..7
2.3. Технология изготовления палехских шкатулок…………………..8
3. Практическая часть………………………………………………….9
4. Выводы……………………………………………………………...10
5. Список литературы…………………………………………………11
6. Словарь терминов…….…………………………………………......12
7. Приложения…………………………………………………………14
1. Введение
Летом я гостила у бабушки и обратила внимание на маленькую красивую шкатулку (приложение 1). Она была раскрашена разными картинками, блестела и сверкала на солнце. Я долго рассматривала роспись на ней. Даже пыталась перерисовать на альбомный лист. Мне пришлось долго упрашивать бабушку отдать мне эту чудесную шкатулочку. Бабушка предупредила, что эта шкатулка не игрушка, а ручная работа мастера из села Палех, что этот сувенир надо хранить и беречь. А ещё бабушка показала мне старинную икону палехских мастеров, которая ей досталась по наследству.
Чтобы по-настоящему ценить подарок, я и мои подруги решили не только как можно больше узнать о Палехском ремесле, но и попробовать себя в роли палехских народных мастеров, самостоятельно расписав деревянную доску.
Цель проекта. Презентовать сделанную своими руками поделку -
деревянную доску, расписанную по мотивам Палехской росписи сюжетными рисунками из сказок Пушкина и русских народных сказок.
Определили задачи работы над проектом.
1. Изучить историю возникновения Палехского художественного
народного промысла.
2. Раскрыть секреты (отличительные особенности) и рассмотреть самые
распространённые сюжеты Палехской росписи.
3. Узнать технологию изготовления шкатулок Палехских мастеров.
4. Найти и выбрать сюжетные рисунки из сказок А.С.Пушкина и русских
народных сказок, перенести их на доску и раскрасить по мотивам
Палехской росписи.
5. Презентовать поделку – деревянную доску, расписанную по мотивам
Палехской росписи.
Ожидаемый результат.
В процессе работы над проектом изучить историю возникновения Палехского художественного народного промысла, раскрыть отличительные особенности лаковой миниатюрной росписи, узнать технологию изготовления палехских шкатулок из папье-маше. Развить определённые художественные навыки, расписывая кухонную деревянную разделочную доску сюжетными рисунками из сказок А.С.Пушкина и русских народных сказок. Представить собранную и обработанную информацию в теоретическом виде и презентовать продукт проекта перед одноклассниками и учащимися параллельных классов.
Практическая значимость изделия.
Палехскую лаковую миниатюру на коробочках, ларцах, шкатулочках, панно, футлярах, брошках, солонках, тарелках, матрёшках и пудреницах знают и ценят во всём мире. Теперь и в нашем 2 «А» классе будет красоваться деревянная доска, расписанная сюжетными рисунками из сказок А.С. Пушкина и русских народных сказок по мотивам Палехской росписи, и служить демонстрационным материалом к урокам изобразительного искусства и литературного чтения.
2. Основное содержание
2.1. История возникновения Палехского художественного
народного промысла. Палехская иконопись. Палехская
лаковая миниатюра.
Старинное русское село Палех находится в центре России, недалеко от Москвы (приложение 2). В настоящее время это рабочий посёлок в Ивановской области. В этом селе несколько столетий назад возник иконописный промысел.
По старинным преданиям начало иконописи1 Палеха относится к временам татаро-монгольского нашествия (13 век). Будто бы, когда татары разграбили и сожгли русские города - Владимир и Суздаль, оттуда вместе с другими мастеровым людом бежали в дремучие леса суздальские и владимирские монахи - иконописцы. Они спалили лес и построили себе дома. Селение стали называть Палехом. С тех пор стали в Палехе писать иконы (приложение 3).
В народе стали популярны иконки - писанки - это маленькие карманные иконки, которые можно было легко прятать от врага. Иконы были дорогими, так как писались долго и тщательно, по старинным образцам. Продавались иконы по всей России, а также за границей. Палехских ремесленников стали приглашать для росписи. Они расписывали Грановитую палату Московского Кремля, стены Новодевичьего монастыря, соборы Троице-Сергиевой Лавры, храмы, церкви древнего Пскова и других городов (приложение 4).
После революции 1917 года иконопись была под запретом. Своё мастерство палехские ремесленники стали применять в других областях искусства, при этом тщательно сохраняя старинные иконописные традиции, передавая их по наследству.
Так в 1923 году родилась всемирно известная палехская лаковая миниатюра2. В 1924 году была образована "Артель древней живописи". А в 1925 году на Всемирной выставке в Париже изделия палехских мастеров получили золотую медаль. В 1935 году в посёлке был открыт Государственный музей палехского искусства (приложение 5).
И сегодня профессия художника лаковой миниатюры передаётся из поколения в поколение. Мастера из Палеха по-прежнему расписывают церкви и соборы по всей России. Каждый мастер обладает своим неповторимым почерком. Изделия народных мастеров - исключительные по своей красоте вещи, выставляются в музеях, их дарят как русские сувениры, продают в магазинах. Палехскую лаковую миниатюру знают и ценят в Германии, Голландии, Франции, Италии, США и Японии, Бельгии и Канаде, Испании и Англии. Ею восхищаются во всём мире!
2.2. Секреты и сюжеты палехской росписи.
Свои изделия палехские мастера создают вручную. Все поделки неповторимы и уникальны. Художники Палеха владеют особыми техниками, присущими только им одним. Производство лаковых миниатюр – процесс трудоёмкий и длительный даже для опытного мастера.
Темперные краски3 палехские художники делают сами по старинным рецептам. В их состав входят различные минералы4, вода, уксус и яичные желтки (приложение 6). Кисти для росписи мастера готовят из беличьей шерсти. Чтобы остриё кисточки не ломалось, на них надевают «cаночки» - трубочки из утиных перьев.
Палехская роспись5 – это радуга красок на чёрном фоне. Рисунок лёгкий, изящный, с плавными, округлыми линиями. Отличительные особенности – это миниатюрное узорчатое письмо, общий мягкий тон, множество элементов в композиции6, их разнообразие и живописность. Радужное сияние, высокие горы, вытянутые деревья с натуральной листвой, сказочные травы, удлинённые фигуры людей и животных, тонкое подробное прописывание голов и обнажённых частей. Обязательны белые блики для оживления росписи и золотые завитки в изображении волос, грив, морских волн, травы, золотая обводка контуров фигур сусальным золотом7. Роспись сусальным золотом или «серебром» (используют алюминиевый порошок) в палехской технике связано со старинными символами солнца, света, тепла и радости (приложение 7).
Труд художника требует постоянного вдохновения, а также огромного мастерства, точности и аккуратности, поэтому при росписи миниатюрных8 сюжетов мастера применяют увеличительное стекло (приложение 8).
Сюжеты для своих композиций художники берут из деревенской жизни, из народного фольклора - песен, былин, сказок и из творчества русских писателей и поэтов. Также рисуют пейзажи, исторические и религиозные сюжеты, бытовые сценки (приложение 9). Но самыми любимыми темами для росписи у палешан были и остаются сказки А.С.Пушкина (приложение 10).
2.3. Технология изготовления палехских шкатулок.
Вначале вырезанные слои картона будущей шкатулки склеиваются мучным клеем9. Боковые стороны делаются путём навёртывания картона на круглые болванки. Все слои прессуются и просушиваются в тёмном месте около двух недель. Потом заготовки пропитывают льняным маслом10 и снова сушат. Затем мастер обтачивает заготовку из папье-маше11, чтобы придать нужную форму, наносит слой шпатлёвки12 и полирует для гладкости. Внутри шкатулка покрывается красной эмалью, а сверху – несколькими слоями чёрного лака. Причём после каждого слоя лака шкатулка сушится в печи при 120 градусах (приложение 11).
Прежде чем наносить рисунок, мастер обрабатывает поверхность шкатулки порошком пемзы13. Затем идут 4 этапа росписи: «Роскрыш14», «Роспись15», «Плави16», «Бликовка17». Художник вначале рисует будущий сюжет на кальке18, затем она кладётся на поверхность шкатулки и обводится тупой иглой. По получившемуся контуру наносится рисунок белилами19 и только потом темперными красками. Тончайшими беличьими кисточками делается обводка, завитки белой и золотой краской (приложение 12).
Расписанную шкатулку для придания ей блеска несколько раз лакируют масляным прозрачным лаком и сушат. Когда слоёв лака достаточно и поверхность уже ровная шкатулку полируют на «бархатке» - специальном вращающемся круге, обтянутом бархатом. Готовые отполированные шкатулки упаковывают в коробочки с мягким наполнителем, чтобы не поцарапать. Изделия получаются яркими, лёгкими, блестящими и сказочно красивыми (приложение 13).
На изготовление и роспись шкатулки затрачивается от нескольких дней до нескольких месяцев. Потому-то и ценится каждое такое произведение искусства дорого. Примерно 10000 рублей за самую скромную шкатулочку. Всё зависит от сложности рисунка и размеров изделия. Поэтому, не каждый может приобрести себе подобную роскошь. Большинство иностранцев, приезжая в нашу страну, пытаются купить и увезти с собой на память о России величайшие произведения русского искусства из Палеха.
3. Практическая часть
Итак, мы решили расписать деревянную доску сюжетными рисунками из сказок Пушкина и русских народных сказок по мотивам Палехской росписи по следующему плану:
Сначала организовали своё рабочее место. Заранее приготовили палитру20 и разные по толщине кисти, салфетки для рук и кистей, баночки с водой, акварельные и гуашевые краски, копировальную бумагу21, ручку, прозрачный масляный лак, кисть, бронзовую гуашь, чёрные гелевые стержни для обводки контура.
В хозяйственном магазине «Северянка» вместе с учителем купили большую разделочную доску. Доска была из гладкой фанеры и обрабатывать её наждачной бумагой22 было не нужно. В Интернете нашли раскраски для детей с сюжетами из сказок Пушкина и русских народных сказок (приложение*). Выбранные рисунки на компьютере вытянули по вертикали, чтобы придать изящности силуэтам и вырезали их по контуру. Затем долго примеряли «выкройки» на доске, рассматривали разные варианты. Что именно разместить, где и как. Пришлось учитывать и размеры, и содержание каждого изображения, чтобы сюжет не повторялся и чтобы в будущем при раскрашивании цвета не сливались, а были в контрасте. Учитель показала нам, как перенести на доску рисунки, используя копировальную бумагу. Все картинки переносили на доску по одной, от центра и до края, начиная с самой большой и заканчивая маленькой. Затем мы занялись росписью.
Некоторые краски старались смешивать с белой гуашью, чтобы рисунки светились изнутри на чёрном фоне. Процесс раскрашивания очень трудный и ответственный. Так как рисунки маленькие по размерам, приходилось осторожно и неторопливо их раскрашивать. После того, как расписали всю доску, стали наносить белой и золотистой гуашью штрихи, завитки, блики (приложение 14).
Раскрасить деревянную разделочную доску по мотивам Палехской росписи, т.е. соблюдая всё то, о чём мы узнали в теоретической части нашего проекта о секретах и сюжетах Палеха – вот цель нашей работы. Над проектом мы работали почти полгода. И результат работы перед вами.
4. Выводы, рекомендации
Работая над творческим проектом, мы сделали вывод, что получили удовольствие не только от результата своего труда, но и от самого процесса работы над проектом.
Теоретическая часть – это изучение прошлого России, истории Палехского народного художественного промысла. Собрали исторические сведения из энциклопедий школьной библиотеки по искусству и культуре нашего народа. Внимательно просмотрели видеоролики о палехском художественном промысле. С Интернета скопировали рисунки и фотографии изделий палехских мастеров. Прочитали сказки А.С.Пушкина и вспомнили русские народные сказки. Выбрали наиболее интересные сюжеты для росписи, составили композицию из больших и малых рисунков.
Практическая часть была сложной. Особенно перенос рисунков через копировальную бумагу на доску. Нужно было соблюдать пропорции, размеры, расположение и содержание каждого рисунка.
Работа над проектом сдружила нас и наших родителей. Иногда они участвовали в росписи доски. Вместе мы собирали теоретический материал по теме проекта. Учитель – Ольга Николаевна помогла в подборе сюжетных картинок, в их вытягивании по вертикали и в оформлении слайдов к презентации проекта.
Изготовление собственными руками художественного изделия - кропотливый труд. Мы узнали отличительные особенности палехской росписи, освоили новую технику и познакомились с новым материалом - научились работать красками на деревянной поверхности. На деревянную поверхность краска ложится иначе, чем на бумагу, и изображение смотрится по-другому. В будущем мы хотим попробовать сделать своими руками палехскую роспись, но уже с соблюдением всей технологии росписи на папье-маше.
Палехскую миниатюру знают и ценят во всём мире. Теперь мы точно знаем цену изделиям народных мастеров из Палеха. Описывая лаковую миниатюру Палеха, справедливо употребляют термины «всемирно известная», «утончённая», «изысканная», «драгоценная»!
5. Список литературы
Технология изготовления лаковой миниатюры.
Приёмы изготовления Палехских шкатулок.
Палехские секреты-Доброе утро -1 канал.
День рождения Палеха - Доброе утро-1 канал.
По Золотому Кольцу. Палех.
Дороги старых мастеров. Палех.
6. Словарь терминов
1. И́конопись (от икона и писа́ть) —вид живописи. Создание священных
изображений, для молитвы и поклонения Богу и святым.
2. Палехская лаковая миниатюра — народный промысел, в посёлке Палех
Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Расписываются шкатулки, ларцы, брошки, панно, пепельницы, заколки, игольницы…
3. Те́мпера - краски, приготовленные на основе сухих порошковых натуральных
пигментов. Яичная темпера – краска, разведённая яичной эмульсией. Для приготовления красок художник берёт яйцо, аккуратно отделяет желток от белка, кладёт желток обратно в скорлупу и смешивает с водой, добавляя несколько капель уксуса. Всё это аккуратно перемешивается, а затем, тщательно растирается с сухой темперой.
4. Минералы – твёрдое природное неорганическое кристаллическое вещество.
5. Палехская роспись - название направления в декоративно-прикладном
творчестве от названия села, в котором оно зародилось и развивалось.
6. Компози́ция - составление, связывание, сложение, соединение.
7. Суса́льное золото - тончайшие листы золота, которые обычно используются в декоративных целях.
8. Миниатюра - произведение живописи, мелкое по размеру и детальное по
исполнению, обычно прикладного характера.
9. Мучной клей – мука содержит в себе крахмал и клейковину, поэтому
используется для приготовления клейстера.
10. Льняное масло - жирное растительное масло, получаемое из семян льна.
11. Папье́-маше́ - легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом.
12. Шпатлёвка – масса, сделанная из красной глины, сажи и масла.
13. Пе́мза - пористое вулканическое стекло, образовавшееся в результате выделения
газов при быстром застывании лав. Применяется для шлифовки металла и дерева.
14. «Роскрыш» - этап росписи, когда на матовую плёнку (после растирания пемзой)
через копировку переводят контур будущего рисунка.
15. «Роспись» – этап росписи, когда обводят тонкой кистью контур будущего
рисунка белилами.
16. «Плави» – этап росписи, когда на силуэтное изображение наносится цвет
лессировками.
17. «Бликовка» – этап росписи, когда наносятся штрихи, блики золотой раскраски.
18. Калька - тонкая полупрозрачная бумага, применяемая при черчении и ручном копировании.
19. Белила - белые пигменты, образующие с олифой, растительными маслами и др.
связующими белые краски. Белилами также называют масляные краски, полученные на основе этих пигментов.
20. Палитра - для смешивания красок, создания цвета.
21. Копирова́льная бумага — тонкая бумага с нанесённым на одну из сторон
красящим слоем, для получения копий документа при письме, рисовании, печати.
22. Наждачная бумага – материал из тканевой или бумажной основы с нанесенным на неё слоем зерна (порошка) для обработки поверхностей различных материалов (металл, дерево, стекло, пластик) — удаления старой краски, подготовки поверхности для грунтовки и окраски, шлифование окрашенных поверхностей и пр.
Пустой колос голову кверху носит
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Сказка "Узнай-зеркала"
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"