Проект по технологии ученицы 8 класса "Чудеса из бисера"
Вложение | Размер |
---|---|
проект по технологии "Чудеса из бисера" | 2.71 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 имени героя Советского Союза Н. Гастелло г.о. Самара
Тур олимпиады по технологии
Направление: Декоративно-прикладное творчество
Разработала:
Луптакова Анна
учащаяся 8б класса
Руководитель:
Забалуева Г.Ю.
Учитель технологии
и изобразительного искусства
Самара 2012г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Обоснование выбора темы…………………………………………………3
II. Основная часть.
III. Технологическая часть.
IV. Заключительный этап.
V. Источники информации ……………………………………..…………….28
3
I.ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ
Творчество в любой области — мощный, неиссякаемый источник интеллектуального развития и положительных эмоций, наполняющих жизнь радостью, вводящий человека в атмосферу поиска.
Бисероплетение — один из самых старых и интересных видов декоративно-прикладного искусства. Работу из бисера я использую потому, что материалы и инструменты просты и доступны. Имеющийся материал и соответствующие возможности помогут за короткое время с малыми затратами создать изысканное произведение.
Цели моей работы:
• изучение истории возникновения бисероплетения;
• овладение техникой изготовления изделий из бисера;
• развитие творческих способностей;
Прежде чем начать заниматься бисероплетением, я приступила к изучению истории создания бисера: изучила легенду изготовления стекла и появление бисера в России. Выяснила, какие изделия из бисера можно создать, познакомились с видами бисера, с тем, что нужно для работы с этими радужными бусинками. Выявила «загадку радуги » — умение подбирать цвета. Научилась работать со схемами, и только тогда приступили к работе.
4 II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
От древности до наших дней
Люди начали носить украшения раньше, чем одеваться. На рисунках эпохи неолита встречаются изображения людей с ожерельями. Изначально ожерелья были не просто украшениями, а средством общения с божествами и духами. И, носили, их чаще… нет, не женщины, а мужчины, потому как считалось, что амулеты, бусы, ожерелья обеспечивают удачу на охоте и в бою, отпугивают злые силы. А на праздниках и в ритуалах ни один шаман или знахарь просто не мог обойтись без украшений. Человек всегда стремился продемонстрировать свою индивидуальность. Такое поведение заложено человеческой природой.
Украшения из крошечного бисера и бус существовали еще во времена правления Клеопатры. Клеопатра обожала украшения из бисера. Царица дорожила своим ожерельем, которое ей в знак своей великой любви преподнес Цезарь.
5
Египетские фараоны носили одеяния, искусно вышитые бисером. Вышивание бисером было широко распространено в древнем Египте.
У некоторых народов бисер служил разменной монетой. А в Африке в рабовладельческие времена за несколько связок бисера можно было купить раба.
История бисера полна приключений и тайн. Историю бисера связывают с возникновением стекла.
Легенда о возникновении стекла.
Однажды финикийские купцы возвращались на родину из Африки, нагруженные ценным товаром: природной содой. Путь их был долог и нелегок. Для отдыха они высадились на пустынный берег. Здесь и застала их ночь. Чтобы приготовить пищу, путешественники разожгли костер, а так как камней под рукой не нашлось, они обложили его большими комками соды.Костер теплился всю ночь. Рано утром в золе купцы нашли большой удивительный слиток, который изумил их. Он был твердым и чистым и прозрачным, словно вода из родника. Это было не что иное, как стекло.
6
Тем не менее, до производства бисера было еще далеко. Позже люди стали делать из стекла бусинки – шарики с отверстием под нить. Эти бусины стали называть «бисером». Бисер - от арабского «бусер» или «бусра», что значит «фальшивый жемчуг». Тогда бисер был еще матовым. Постепенно бусины изменялись, уменьшаясь в размерах. Египтяне украшали ими символ безграничной власти фараона - ожерелье Солнца.
Бисер из Египта попал в Рим. Вышивание бисером и бисероплетение настолько полюбилось римлянам, что они очень скоро овладели вышиванием бисером, и даже научились искусству изготовления стекла. Производство же непосредственно бисера стало возможным только лишь с изобретением стеклодувной трубки.
В VI веке лидером в производстве стекла стала Византия. Там искусство бисероплетения расцвело и заслужило всеобщую любовь. Оттуда оно перебралось в Венецию, которая долгие годы была монополистом в производстве бисера и пыталась сохранить ее. Она тщательно охраняла секреты производства бисера: был издан указ, который запретил экспорт из страны не только секретов производства стекла, но и стеклянных осколков, за раскрытие профессиональных секретов мастерам грозила смерть. Выдающиеся мастера и члены их семей имели различные привилегии: их дочери имели право становиться женами патрициев, власти же старались не замечать преступлений, которые совершали стеклоделы.
7
В XVII - XVIII веках пальму первенства у Венеции перехватила Чехия. Ее богемский граненый бисер не был похож на венецианский, он был покрыт эмалями разных цветов, спрос на него был огромен.
На Руси бисер был популярен со времен язычества. В XI веке в Киеве внучка
Ярослава Мудрого Анна-Янка основала при монастыре первую на русской земле школу для послушниц, в которой давали девочкам-сиротам «в руки» ремесло. Веками монастыри собирали и хранили разнообразную технику рукоделия. Благодаря ним, мы можем любоваться прекрасными произведениями искусства - иконами, патриаршими облачениями, царскими одеяниями в Оружейной
палате Московского Кремля и других музеях страны. На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии. В XV в. привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом. Для многих народов России элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Во всех типах народного костюма разнообразием и богатствам отделки выделялись женские и девичьи головные уборы.
8
Женские уборы отличались от девичьих тем, что полностью скрывали волосы, так как, по славянскому обычаю, женщина не должна была появляться на людях простоволосой.
Кокошник и другие элементы женской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала. Пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в северных реках и озере Ильмень. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения. С середины XVIII века в народном костюме наряду с жемчугом стали использовать и бисер. Женщины и девушки низали ажурные воротники и длинные ленты подвесок, косники, пояса и сережки, украшали головные уборы бахромой и поднизями. Разные по форме и размерам, орнаментальным мотивам и колориту, эти украшения придавали праздничность одежде, раскрывали неповторимый талант, вкус и мастерство их создателей – тысяч неизвестных самобытных мастериц.
Но не только крепостные крестьянки и монастырские послушницы занимались рукоделиями. Богатые и знатные светские дамы и даже русская императрица Мария Фёдоровна тоже были большими любительницами рукоделий и
9
вышивки. «Лень, - говорила императрица, - мать всех пороков».
Даже среди мужчин тоже попадались военные и губернаторы с пяльцами в руках.В 1752 г. М. В. Ломоносов, проводивший опыты по созданию цветного стекла, получил от Сената разрешение на строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего еще поныне в России не делают, но прив озят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи». Одной из основных построек была лаборатория, в которой находилось девять печей. В 1754 г. Усть-Рудницкая фабрика выдала свою первую продукцию: бисер и стеклярус, граненые камни и броши, заглушенные цветные стекла для мозаики и т.п. Стеклярусом, изготовленным на этой фабрике, был отделан стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме.
10
В 1765 г., после смерти М. В. Ломоносова, фабрика закрылась, просуществовав всего 10 лет.
В 19 веке популярность бисера распространилась во все страны Европы и Америки. Бисером декорируют и интерьер и одежду. Во Франции стало модно применять бисер как дополнение к городскому костюму. Популярны сумочки, косынки, шарфы из бисера.
В 20 веке интерес к плетению бисером заметно снижается. Плетение бисером с возникновением хиппи вновь становится популярным.
Мода регулярно меняется, но интерес к вышивке бисером и бисероплетению никогда не исчезал.
Сейчас плетение бисером популярно. Вышивание бисером используют для украшения головных уборов, одежды, бисером вышивают панно и картины, оригинальные аксессуары. Появились новые модифицированные техники, свежие интересные материалы.
Плетение бисером доступно каждому, кто хочет прикоснуться к этому прекрасному искусству.
11
III. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ
Для работы: понадобятся бисер любой величины и цвета. Бисер, диаметр которого больше 5мм, называется бусиной. Хранят бисер в коробочках. Во время работы его раскладывают в маленькие розетки или высыпают на ткань, с которой его легко набирать на иголку.
Иголки нужны тонкие бисерные (№ 11 или 12) с удлиненным ушком. Если нет иголки, низать можно ниткой, обмакнув ее конец в клей или лак для ногтей. Нить использовать армированную №45 или тонкую леску.
На столах лежат схемы изготовления двух изделий. Для плетения объёмных изделий используется леска, для плоских – нить.
12
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА И ТБ
Для работы с бисером необходимо:
2. Выполнять правила ТБ:
13
КЛАССИФИКАЦИЯ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ
Существует множество способов бисероплетения. Сейчас я попробую составить классификацию способов, но она будет условна, т.к. способы взаимосвязаны между собой, вытекают друг из друга. Каждый способ может иметь и другое название в различных источниках. Способы используют для изготовления изделий по отдельности, или комбинируют:
Плоское плетение
Объёмное плетение
14
ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СТРЕКОЗЫ
Схема для изготовления стрекозы
Материалы:
15
Моя стрекоза
16
ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ БУКЕТА ПОЛЕВЫХ ЦВЕТОВ
Я в весеннее поле пошёл за цветами,
Мне хотелось собрать там фиалок душистых,
И поля
Показались так дороги сердцу,
Что всю ночь там провёл средь цветов до рассвета.
Ямабэ Акахито
МАК
Лепестки.
Всего нужно изготовить 6 лепестков
Бутон
Всего нужно выполнить 3 красных лепестка и 5 зелёных чашелистиков.
17
КОЛОКОЛЬЧИК
Цветы
В букете 3 колокольчика, значит нужно 18 синих лепестков, 9 жёлтых тычинок и 3 зелёных листика.
ТРАВКА
Для букета потребуется 1 травка.
18
СБОРКА БУКЕТА
Теперь собираем цветы и готовые листики в букет, обматывает стебли зелёной ниткой.
Мой букет
19
ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЧЁЛКИ
4.Теперь сделайте верхний ряд туловища из двух бисеринок.
Нанижите на левый конец проволоки одну жёлтую бисеринку, поместите её примерно на расстояние 1 см от туловища, проволочку скрутите. Это левая лапка. Правая лапка делается аналогично. Сделайте нижний ряд из двух чёрных бисеринок.
20
5.Остальная часть пчёлки выполняется по схеме. Все лапки и крылышки выполняются между верхней и нижней частью туловища.
Крылышки можно заполнить лаком или нанизать на них бисерины.
21
Моя пчёлка
22
IV.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Экономический расчёт затрат
Стрекоза
№ п/п | Наименование материала | Цена за единицу, руб | Расход материалов | Расчет стоимости | |
Расчет | Сумма, руб | ||||
1. | Бисер | 10 руб\1упаковк (100шт) | 20 шт | 20% | 2руб |
2. | Бусины | 10руб\1упаковка (50 шт) | 4 шт | 8% | 1 руб |
3. | Проволока | 20-25 см | б\у | - | - |
4. | Лак для ногтей | 25 руб\1 флакон | 1фл. | 10% | 2,5руб |
Итого | 5,5 руб |
Работа выполнялась в школе, в дневное время, поэтому затраты на электроэнергию в стоимость работы не включены.
Трудовые затраты и прибыль также не включены, потому что изделие изготовлялось для себя.
23
Экономический расчёт затрат
Букет полевых цветов
№ п/п | Наименование материала | Цена за единицу, руб | Расход материалов | Расчет стоимости | |
Расчет | Сумма, руб | ||||
1. | Бисер цветной (красный, зеленый, синий, черный, желтый) | 10 руб\1упаковк (100шт) | 5 упаковок | 90% | 45руб |
2. | Нитка зеленая | 4м | б\у | - | - |
3. | Проволока | 1м | б\у | - | - |
4. | Ваза | 1шт | б\у | - | - |
Итого | 45 руб |
Работа выполнялась в школе, в дневное время, поэтому затраты на электроэнергию в стоимость работы не включены.
Трудовые затраты и прибыль также не включены, потому что изделие изготовлялось для себя.
24 Экономический расчёт затрат
Пчёлка
№ п/п | Наименование материала | Цена за единицу, руб | Расход материалов | Расчет стоимости | |
Расчет | Сумма, руб | ||||
1. | Бисер цветной (черный, желтый) | 10 руб\1упаковк (100шт) | 2 упаковки | 10% | 2руб |
2. | Проволока | 20 см | б\у | - | - |
3. | Лак для ногтей | 25 руб\1 флакон | 1фл. | 10% | 2,5руб |
Итого | 4,5 руб |
Работа выполнялась в школе, в дневное время, поэтому затраты на электроэнергию в стоимость работы не включены.
Трудовые затраты и прибыль также не включены, потому что изделие изготовлялось для себя.
25
V.РЕКЛАМА
Так в бисере стекло, подобно жемчугу,
Любимому по всему земному ходит кругу,
Им красится народ в полуночных степях,
Им красится Анап на южных берегах.
(Ломоносов)
Сейчас плетение бисером популярно. Вышивание бисером используют при украшении головных уборов, одежды, бисером вышивают панно и картины, оригинальные аксессуары. Появились новые модифицированные техники, свежие интересные материалы. Изделия из бисера, такие как браслеты, колье и броши можно подарить подруге на память. Цветы и деревья из бисера станут украшением любой комнаты. Так же их можно подарить на день рождения или на любой другой праздник. Небольшие изделия, как например насекомые и объемные животные можно использовать как украшение дома, или тех же цветов и деревьев из бисера. С помощью бисера можно сделать эксклюзивные вещи, которые будут только у тебя. Если Вы горите желанием научиться создавать изделия из бисера, если Вы хотите иметь возможность делать своим любимым, родным и знакомым оригинальные подарки, которые доставят им радость, и будут напоминать о Вас - тогда добро пожаловать в волшебный мир бисера. Плетение бисером доступно каждому, кто хочет прикоснуться к этому прекрасному искусству.
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выбранная тема проекта интересна, актуальна и носит творческий познавательный характер. Для реализации поставленной цели использованы: разная литература, историческая информация, практические советы, материалы для бисероплетения и многое другое. Проработаны технологические операции проекта, составлены технологические карты. Прослеживается межпредметная связь с историей, математикой, изобразительным искусством.
Мои изделия имеют оригинальную, красивую, простую технику выполнения, при их создании используются недефицитные, экологически чистые материалы, изготавливаются они легко и быстро. Этот вид работы доставил мне истинное удовольствие. Это превратилось в хобби и требует проявление творчества и фантазии.
С практической точки зрения, можно не только успешно применить свои знания, умения и навыки в своём узком кругу, но и на рынке сбыта.
27
МОИ ИЗДЕЛИЯ ИЗ БИСЕРА
28
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
http://biser.virtualave.net/master_vasilisa.htm
http://kseniaflor.narod.ru/biser/biser07.html#nul#nul
http://www.pyramids.ru/egupt.htm
Ночная стрельба
О путнике
Развешиваем детские рисунки дома
Как Снегурочке раскатать тесто?
Мальчик и колокольчики ландышей