Канзаши – традиционные украшения для волос, которые носили японские красавицы.
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie.doc | 689.5 КБ |
Оглавление
2.1. История канзаши ……………………………………………………. 4 стр.
2.2. Календарь канзаши …………………………………………….….… 5 стр.
2.3. Исследование видов ………..………………………………….……. 6 стр.
2.4. Исследование технологии ….………………………………..……… 8 стр.
2.5 Техника изготовления …………………………………..……...…… 8 стр.
2.6 Исследование ткани ………………………………………………… 9 стр.
2.7 Себестоимость изделия …………………………………………….. 9 стр.
Канзаши - искусство шелкового цветка. Японская канзаши - это длинная шпилька для традиционной японской женской прически. Они делались из дерева. Лака, серебра и черепахового панциря. В общем - настоящее произведения искусства. Японский женский традиционной костюм не допускает наручных украшений и ожерелий, поэтому украшения причесок являлись главной красотой и полем для самовыражения, а так же демонстрации вкуса и толщины кошелька владелицы.
Актуальность
Нет сомнения, что мода двигатель прогресса. Сегодня это доказали многие дизайнеры и модельеры. Из окружающих нас незаметных обыденных и даже «серых предметов», они делают настоящие шедевры. Каждая девушка или женщина стремится, быть единственной и неповторимой во всем, включая моду. И только ручная работа дает 100% гарантию, обладательницей данного изделия, в нашем случае украшения, будет она. Поэтому рукотворное изделие очень дорого ценится и пользуется большим спросом на рынке. Мы решили сделать цветы в этой технике Канзаши. Сегодня чрезвычайно популярны различные украшения для волос. Наверное, поэтому японская техника канзаши весьма востребована. Канзаши – традиционное украшение для волос, в основе которого лежит оригами. Только складывают не бумагу, а небольшие квадраты из ткани.
Целью нашей работы является пропаганда данного направления и знакомство с технологией изготовления канзаши (украшений для волос, причесок).
Задачи:
Метод исследования:
Предмет исследования: цветы в технике Канзаши
Гипотеза
Возможно, цветы можно выполнить в технике Канзаши. Изготовленные цветы можно использовать как украшение для волос, причесок.
2. Основная часть
2.1 История канзаши
Канзаши (яп. 簪 или 髪挿し) – традиционные украшения для волос, которые носили японские красавицы. Канзаши обычно носят совместно с кимоно.
Примерно 400 лет назад, в Японии изменился стиль женской прически: женщины перестали причесывать волосы в традиционной форме – taregami, длинные прямые волосы стали укладывать в затейливые и причудливые формы - nihongami. Для укладки волос использовали различные предметы – шпильки, палочки, гребни. Именно тогда простая расческа-гребень превращается в изящный необыкновенной красоты аксессуар, который становится настоящим произведением искусства. Японский женский традиционный костюм не допускал наручных украшений и ожерелий, поэтому украшения причесок являлись главной красотой и полем для самовыражения - а так же демонстрации вкуса и толщины кошелька владелицы. На гравюрах можно видеть - если присмотреться - как японки запросто навешивали в свои прически до двадцати дорогих канзаши.
Японские kushi (гребни) и kanzashi (шпильки) стали выражением женского характера, социального положения и семейного статуса. Глядя на женскую прическу, можно было сказать, к какому социальному классу принадлежит женщина, была ли она в браке или одинока, ее возраст и, даже, сколько у нее детей. Таким образом, украшения для волос стали играть очень важную роль в гардеробе японской женщины. Зачастую затраты на украшение волос превышали стоимость самого дорогого расшитого шелкового кимоно. До начала современной эпохи, декоративные гребни и шпильки, известные под общим именем kanzashi, были важной частью японской моды и социальной культуры.
В настоящее время, канзаши чаще всего носят невесты и те, кто надевает кимоно, или люди, связанные с кимоно ввиду своей профессии, такие как гейши, таю и юдзо или знатоки японских традиций, на японской чайной церемонии и во время создания икебаны. Однако в настоящее время наблюдается возрождение традиций использовать канзаши среди молодых японских женщин, которые желают добавить изящности и элегантности своим прическам.
Цумами-канзаши, они же хана-канзаши (Tsumami-Kanzashi): канзаши с искусственными цветами, сделанными из шелка. Наиболее известны такие канзаши в прическах майко (учениц гейши).
Гейши носят различные hana kanzashi в зависимости от месяца или праздника. Сезонные канзаши повторяют природное цветение растений в разные времена года. Это относится, прежде всего к гейшам – именно они носят канзаши почти постоянно, и вынуждены обращать внимание на смену сезонов. Так как майко носят гораздо больше канзаши, чем старшие гейши, сезонные изменения наиболее ярко прослеживаются в их украшениях.
В Японии украшения канзаши носят по определенным правилам, в частности существует календарь канзаши.
2.2 Календарь канзаши
Январь
Вид январских канзаши меняется из года в год, но обычно они сохраняют новогоднюю тематику. Самый популярный выбор - комбинация сосны (matsu), бамбука (take) и цветов сливы (ume). Цвета январских канзаши - зеленый, красный и белый - ассоциируются с праздниками.
Февраль
В канзаши обычно присутствуют различные оттенки темно-розового, иногда красный. Цветок февраля - слива символизирующая юную любовь и приход весны.
Март
Желтые и белые цветы рапса (nanohana) персика (momo), нарцисса (suisen), и пионов (botan). И, конечно, бабочки.
Апрель
Светло-розовые цветы вишни (sakura), бабочки и фонарики bonbori сигнализируют скорый приход, предвкушение лета. «Любование цветущей сакурой» - «Cherry Blossom Viewing» в это время года - главное культурное событие в Японии. Также, в апреле возможны канзаши состоящие только из серебряной или (иногда) золотой бабочки.
Май
Фиолетовые глицинии (fuji) и синие ирисы (ayame). Ирисы символизируют обозначают окончание весны. Маленькие серебряные бабочки могут быть дополнительным оформлением майских канзаши.
Июнь
Зеленая ива (yanagi), гвоздика или, реже, цветы гортензии (ajisai). Ива традиционно связывается с гейшей, а июнь - открывает дождливый сезон в Японии, и поэтому, ива (дерево, любящее воду) и светло-синий цвет гортензии подходят к нему как нельзя лучше.
Июль
В июле канзаши поражают своим разнообразием - это круглые (uchiwa) и сложенные веера. Они относятся к фестивалю, который проходит в квартале Gion в Киото, квартале гейш. Веер – это основная деталь традиционного японского танца. Июльские веера на канзаши майко меняются каждый год. Однако в июле можно носить и более нейтральные канзаши – со стрекозами и каплями росы на траве.
Август
Фиолетовая ипомея (asagao) или пампасная трава, для старших майко – серебряная или белая, а для младших – розовая или красная.
Сентябрь
Японский колокольчик (kikyo). Фиолетовые тона традиционно связаны с осенью. Часто они смешиваются с другими осенними цветами: леспедецей, патринией, хризантемой, японским посконником, кудзу и гвоздикой.
Октябрь
Тут правит бал любимица японцев - хризантема (kiku). Она недаром символизирует Императорскую Семью. Обычно хризантемы в канзаши красные и белые, это сочетание символизирует окончание осени.
Ноябрь
Ноябрьская канзаши - это осенние листья. Это может быть как нейтральный желтый листик так и характерный красный лист клена. Любование кленом - осенний эквивалент весеннего любования сакурой. Гинкго и листья амбрового дерева также часто используются в ноябре.
Декабрь
Японцы готовят в это время года mochi, и частенько украшают ими деревья, создавая искусственные белые цветы. Удачу должны приносить канзаши изображающие mochibana (собственно маленькие шарики mochi сложенные в виде цветов)
Декабрьские канзаши также включают в себя два maneki – тонких чистых листочка. Обычно майко посещают театр Minamiza и просят, чтобы их любимые актеры Кабуки собственноручно подписали манеки своими псевдонимами. Некоторые декабрьские канзаши включат в себя бамбуковые листья.
2.3 Исследование видов
Виды | Описание |
Bira bira (Приложение 1, рис.1) | Они составлены из металлических полос, прикрепленных колечками к основе украшения. Полоски при этом двигаются, независимо, приятно позванивая. Иногда звук дополнительно подчеркивается колокольчиками. Вместо металла могут использоваться длинные нити шелковых цветов, называемые shidare. |
Kogai (Приложение 1, рис.2) | Изготавливаются из натурального или искусственного панциря черепахи или других материалов, таких как керамика или металлы. Они часто продаются как набор с приложенным гребешком. |
Tama-Kanzashi (Приложение 1, рис.3) | Самые распространенные, украшены шариком (тама) |
Kushi (Приложение 1, рис.4) | Они обычно представляют собой округлые гребешки, сделанные из панциря черепахи или лакируемого дерева, часто инкрустированные перламутром или золотом. Декоративная часть гребня обычно делается широкой, чтобы обеспечить максимальную площадь для нанесения рисунка, который, во многих случаях, будет простираться и на зубцы.Кроме того, есть гребни называемые hanagushi. К деревянной основе гребня крепятся лепестки цветов сделанные из свернутых кусочков шелка. |
Kanoko Dome (Приложение 1, рис.5) | Обильно украшен драгоценными и полудрагоценными камнями или жемчугом. Обычно изготовляется из серебра, панциря черепахи, нефрита или коралла. Большая часть их имеет округлую форму, однако встречаются и версии в виде цветов и бабочек. Kanoko Dome обычно имеет два зубца, которые позволяют надежно закрепить его в волосах. |
Ogi (Приложение 1, рис.6) | Представляет собой металлический канзаши в форме веера, закрепляющийся длинной шпилькой. Их обычно носят майко, а самые юные из них - по две штуки |
Hira-uchi-Kanzashi (Приложение 1, рис.7) | Деревянные шпильки (цельные или раздвоенные) с плоским круглым украшением |
Yoshichoh (Приложение 1, рис.8) | Раздвоенная шпилька. Обилие подобных шпилек, сделанных из панциря черепахи, - одна из ярчайших черт облика таю (ойран). |
Hana kanzashi (Приложение 1, рис.9) | Цветочные украшения: шпильки, заколки, палочки и гребни с шелковыми цветами. Они создаются японскими мастерами из квадратов шелка техникой, известной как tsumami (складывание). |
2.4 Исследование технологии
В основе техники лежит складывание квадратных или прямоугольных кусочков ткани в форме круглых или острых лепестков.
Материалы, инструменты и приспособления (Приложение 2):
2.5 Техника изготовления
Освоить технику изготовления простых цветов сможет любой желающий. Главное, как и в любом творчестве - запастись терпением, а сноровка придет со временем. Существуют два основных вида лепестков для канзаши — круглый и острый. Все остальные варианты идут производными от этих лепестков.
Для того чтобы научится делать скругленные лепестки (Приложение 3) понадобятся квадратики из ткани 5 на 5см. Положите их на стол, чтобы один угол смотрел вверх, и квадрат был похож на равносторонний ромб. Затем верхний угол прижмите к нижнему (рис.1). Получится треугольник с острыми углами по бокам – эти углы нужно загнуть вниз к третьему (рис.2). Полученный уменьшенный ромбик поверните лицевой частью от себя, и затем прижмите к середине левый и правый уголки (рис.3). Переверните снова лицом к себе, и почти готовый лепесток закрепите булавкой, чтобы не развернулся (рис.4). Затем нижний уголок лепестка нужно отрезать ножницами, приплавить выжигателем и сдавить, для того чтобы подплавленная ткань склеилась.
Цветки с треугольными лепестками (Приложение 3) можно собрать, немного изменив технологию. Сложите квадратик пополам по диагонали (рис.5). Получившийся треугольник также согните пополам острыми углами друг к другу (рис.6.) Посмотрев со стороны диагонали, вы увидите, что получился острый лепесток (рис.7). Один кончик лепестка подрежьте и, припалив свечкой или зажигалкой, сдавите, чтобы ткань склеилась.
Далее лепестки складываются в цветы и соединяются с помощью клея или нитки.
2.6 Исследование ткани
Название ткани | Удобство складывания | Вид среза-края | Горение | Форма лепестка |
Атласная лента | удобно | осыпаема | плавится | Красиво держит форму острых и круглых лепестков |
2.7 Себестоимость изделия
Сп = М3+Роп
Сп - полная себестоимость;
М3 – материальные затраты;
Роп – стоимость времени.
Материал | Затраты М3 | Стоимость (руб) М3 |
Лента атласная (розовая) | 0,21м | 2,45 |
Лента атласная (зеленая) | 0,25м | 1,75 |
Лента атласная (салатовая) | 3,0м | 6,3 |
Резинка шнуровая | 0,15 | 1,5 |
Ткань-сетка | 20×20 | 3,0 |
Бусины (большие) | 7 шт. | 7,0 |
Бусины (маленькие) | 30 шт. | 15,0 |
Клей «Момент» | 10мл | 13,0 |
На одну работу мы затратили времени 10 часов. Стоимость времени 130 рублей.
Стоимость изделия составляет 180 рублей. Изделие можно считать, что превышает норму допустимой цены для сельского поселения. Но, если учесть, что некоторые материалы были у меня под рукой (выжигатель, леска, иголки, булавки, электроэнергия), то изделие входит в ряд экономичных. Тем более это ручная работа. Если данное изделие выполнено для себя, а не продажу, то это очень выгодно и не так затратно.
Работая над проектом, нам удалось создать уникальное изделие. В процессе работы мы более подробно познакомились с техникой канзаши.
Главным итогом нашей работы над проектом является то, что мы смогли проявить себя в совместной деятельности. Наше творчество и выдумка воплотились в выполнении цветка из ткани. Результат полностью оправдал наши ожидания. Нам очень понравился внешний вид работы, цветовое решение. Атласные ленты – хорошо опаляются, почти не деформируются, легко нарезаются на квадратики.
Работая по данной теме, были проведены исследования:
Практическая направленность работы:
Весь процесс создания японского украшения канзаши доставил нам огромное удовольствие. Работа выполнена аккуратно, соответствует эстетическому вкусу, соответствует предъявляемым требованиям: материал оптимально подобран, экологичен и гигиеничен. Цель достигнута, гипотеза доказана.
Такие украшения можно сделать подарком на праздники своим родным, одноклассницам, подругам в форме заколки, браслета, броши, ободка, клипс, колье.
В заключение своей работы хочется сказать такими словами:
«Как бы жизнь не летела – дней своих не жалей,
Делай доброе дело ради счастья людей.
Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,
Делай доброе дело - тем живем на земле!»
Список литературы
5.Приложения
Приложение 1
рис.1 рис.2
рис.3 рис.4
рис.5 рис.6
рис.7 рис.8
рис.9
Приложение 2
рис.1 рис.2
рис.3 рис.4
рис.5 рис.6
Приложение 3
Рис.1
Рис. 2
Рис.3
Рис. 4
Рис.5
Рис. 6
Рис. 7
Волшебные звуки ноктюрна
Ребята и утята
Сочини стихи, Машина
Госпожа Метелица
Юрий Визбор. Милая моя