Творческий проект "Шкатулка из рогоза"
Слайд 1
Творческий проект Шкатулка из рогозаСлайд 2
Цель проекта: точно и четко выполнить технологические операции; усвоить приобретенные знания; усовершенствовать свои возможности; оценить проделанную работу.
Слайд 3
Разделы пояснительной записки : Обоснование темы выбранного проекта План организации по изготовлению проектируемого изделия Изучение истории плетения Эскизы альтернативных моделей. Банк идей и предложений. Дизайн-анализ Выбор инструментов, приспособлений Технологическая часть а) заготовка рогоза б) технологическая последовательность плетения шкатулки 8. Экономическая часть 9. Техника безопасности 10. Итоги работы 11. Экологическая часть 12. Литература
Слайд 4
Темой своего проекта я выбрала плетение из рогоза, так как люблю придумывать и изобретать что-то свое. У меня большое преимущество перед другими в том, что такого изделия, как у меня ни у кого не будет, также я выигрываю и в денежном отношении. Когда я плету, я не только выражаю и осуществляю свои замыслы, но и набираюсь опыта в плетении. Это для меня очень нужно и важно, потому что в будущем я хочу открыть свое дело по плетению изделий из рогоза, так как он очень доступен и еще это экологически чистый, удивительно нежный, красивый, мягкий и бархатистый, легко подающийся обработке материал. А так как я подарю ее близкому мне человеку, я вложила в нее все свое тепло. Надеюсь, мой подарок придется по душе. Обоснование темы выбранного проекта
Слайд 5
План организации по изготовлению проектируемого изделия. Шкатулка Технология изготовления Материал История Стоимость Банк идей
Слайд 6
История плетения В настоящее время наблюдается активный интерес к отечественной истории, к истокам национальной культуры: школьники изучают фольклор, занимаются декоративно-прикладным творчеством, знакомятся с народными играми, обрядами, праздниками, в которых живет дух народа, его многовековая мудрость. Каждый народ с большим или меньшим успехом бережет и развивает традиционную культуру своих предков, том числе и народно-прикладное творчество. Плетение из трав и листьев растений известно на всех континентах и насчитывает многовековые традиции. В нашей стране для плетения традиционно используется рогоз (многолетнее травянистое растение, произрастающее по заболоченным берегам рек, озер, прудов). Прямой и тонкий ствол рогоза, заканчивается темно-коричневым, бархатистым початком. Листья рогоза саблевидные. Наиболее распространены широколистный и узколистный. Высота узколистного рогоза до 3-х м., ширина листьев до 1 см. Высота широколистного рогоза до 2,5 м, ширина листьев до 2,5 см. В центральных областях России рогоз известен под названием камыш, а в Астраханской области и Краснодарском крае – чакан. Иногда его ошибочно называют тростником и соломкой. Самым древним из всех ремесел, какие мы знаем сегодня, считается плетение.
Слайд 8
Одной из наиболее привлекательных черт этого ремесла является то, что каждое поколение людей могло легко приспособить его к потребностям своей повседневной жизни. Разнообразие плетеных изделий во все времена удивительно: от колыбелей до колясок, от шляп до жилищ, от лодок до корзин для воздушных шаров, от украшений до мебели. Инструменты и приспособления, необходимые для плетения, просты, легки и занимают мало места. Материалы для плетения также доступны. Рогоз растет у ближайших водоемов. Плетение не требует хорошего зрения. Часто плетением занимаются совершенно слепые люди, создающие, тем не менее, прекрасные изделия. Для плетения не требуется также и большой силы в руках, качество работы гораздо больше зависит от правильно усвоенных приемов работы. Получить удовольствие от занятия этим ремеслом может как молодежь, так и люди преклонного возраста. Но особенно привлекательно то, что результатом каждого этапа работы является законченное изделие, и не просто образец, а вещь, которая украсит наш дом или будет полезной в наших делах. Плетеные изделия уместны везде – будь то сельский дом или современная квартира, большое жилище или маленькая дача, комната для отдыха, детская или кабинет.
Слайд 1
Эскизы альтернативных моделей. Банк идей и предложений. Это работа, не требующая больших навыков. Формат работы не большой. Я очень радовалась, когда все получилось отлично! Подставка под горячееСлайд 2
Сухарница Эта работа не сложная. Она может являться основой для других творческих работ.
Слайд 3
Кашпо В этой работе можно усовершенствовать свои технологические возможности. Оно может стать приятным подарком бабушке к празднику Нового года.
Слайд 4
Лапти Эту работу можно использовать в качестве сувенира
Слайд 5
Корзина Эта работа очень интересна. В ней прослеживается творческое начало, фантазия. Работа получилась красивой.
Слайд 6
Дизайн – анализ Исследовав все возможные варианты, я решила сделать шкатулку. Конечно, это очень трудоемкая работа, требующая аккуратности и точности, но зато, эта работа, надеюсь, приведет в восторг мою любимую подругу. Ей будет, где хранить свои любимые вещицы. Так как это уже не первая моя работа, я решила, что справлюсь
Слайд 7
Выбор инструментов, приспособлений Нож Колодка Шило Цветная пряжа Бисер Нитки, иголка
Слайд 1
Технологическая частьСлайд 2
Заготовка рогоза
Слайд 3
Заготовка рогоза Заготовка рогоза производится в июне — июле или в сентябре. Нужно выбирать растения без цветоносов. Срез надо делать острым ножом ближе к корням. Перед тем, как связать стебли в пучки, обрезаем тонкие и слабые концы. Заготовленные стебли перед хранением надо просушить в естественных условиях (не у отопительных приборов!), разбросав, например, на чердаке или развесив пучками под навесом, чтобы не подвергать их действию солнечных лучей: от солнца стебли выгорают, теряя красивый цвет и шелковистый блеск, и становятся слишком хрупкими. Нельзя хранить стебли в полиэтиленовых мешках, они покроются черными пятнами, станут пористыми и совершенно непригодными для работы. Перед хранением стебли следует рассортировать по размерам. В сухом состоянии стебли могут легко поломаться, поэтому с ними надо обращаться особенно осторожно. Чтобы подготовить стебли к работе, нужно подержать их в воде в течение десяти минут (например, в ванне). Если идет дождь, просто оставим пучок на часок во дворе, но затем надо проверить, хорошо ли он намок, потому что стебли внутри пучка могут остаться совсем сухими. Намокшие стебли заворачиваем в мокрую материю и держим там два-три часа. Ткань должна быть достаточно плотной, чтобы содержать нужное количество влаги. Для этой цели лучше использовать старое байковое одеяло или покрывало. Нельзя вымачивайте стебли слишком долго, так как они дадут значительную усадку после того, как изделие будет готово .
Слайд 6
Технологическая последовательность плетения шкатулки
Слайд 7
Для того, чтобы начать работу мы берем очищенный рогоз, делим его вдоль на две части: стебель и сердцевину.
Слайд 10
Еще нужна форма для шкатулки (колодка).
Слайд 11
Теперь можно приступить к плетению. Отбираем стойки хорошего цвета и средней толщины. Стараемся выбирать камышины с конца одинаковой толщины. Начинаем плетение с основания. Вдоль основания формы положим семь или восемь длинных стоек. Поднимем стебли через одну за свободные концы и плетем с помощью коротких стоек.
Слайд 1
Готовое основание шкатулки, перед тем как начать плести боковины, прибиваем к форме. Затем способом «веревочка», используя сдвоенные стебли, и способом «скручивание в цепочку» плетем нижний бортик и стенки шкатулки. В первом ряду плетения оставляем стойки сдвоенными через одну, оплетая в следующем порядке: две вместе, одну, еще одну; затем порядок плетения повторяется. Во втором ряду оплетаем все стойки в отдельности. Продолжаем плетение до высоты колодки.Слайд 3
Шкатулку заканчиваем плетением кромки. Кромка делается так же, как выступ на донышке. Каждый стебель пропускаем за соседней стойкой, и конец ее заправляем в плетение рядом. Затем плетем крышку шкатулки. Сдвоенными прутками проплетаем один ряд способом «веревочка», одиночными прутками – способом «скручивания» пять-шесть рядов. Закончив крышку, переходим к плетению застежки и петель. Нужно свить жгут, длина которого достаточна, чтобы охватить скрученную «пуговицу». Делаем три петли, скручиваем свободные концы еще два-три раза и продеваем их сквозь крышку – сверху вниз. Туго затягиваем и заправляем концы. А ручку для крышки плетем способом «косичка». А чтобы она выглядела еще красивее, я вплела цветную пряжу и украсила ее бисером.
Слайд 6
Экономическая часть Данная модель не потребовала больших экономических затрат, так как рогоз растет совсем рядом, на окраине села по берегам речки. Этот материал достался мне бесплатно. Колодку для работы мне сделали ребята на уроке технологии из оставшихся досок. Пряжа у меня была. Пришлось купить только бисер.
Слайд 7
Техника безопасности Изделие выполнялось с соблюдением необходимых требований и правил безопасной работы, в четкой последовательности технологических операций, при правильном применений инструментов, материалов, оборудования.
Слайд 8
Итоги работы Я проверила качество своей работы, показала учителю. В работе преобладает аккуратность. В целом получилось прекрасное изделие, которое послужит дорогим подарком моей подруге.
Слайд 9
Экологическая часть Все использованные материалы изготовлены из экологически чистого сырья, не наносят вреда окружающей среде и здоровью человека.
Слайд 10
Литература Трудовое и профессиональное обучение. – М.: "Просвещение", 1989. Мейнард Б. Плетение. – М.: "Просвещение", 1981. Караманский С.А. Плетеные изделия. – М.: "Экология", 1992. Вануленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство на Кубани. Традиции и современность. Монография. КГУК и И. – Краснодар, 2002.
Сказка об осеннем ветре
Четыре художника. Осень
Пейзаж
Сила слова
Сказка "Дятел, заяц и медведь"