Наша Республика развивается как туристический регион, и поток туристов увеличивается с каждым годом.
А сувенир-это визитная карточка, которая определяет, какие эмоции и впечатления останутся у наших гостей после посещения республики.
Что можем предложить мы, жители Республики Алтай, нашим гостям? Что может стать символом Республики Алтай? Это и стало основной причиной выбора данной темы.
Тема исследования: «Сувенирная лавка - история и современность»
Объект исследования: сувениры, как напоминание о Республике Алтай, наиболее ярко передающие её культурные особенности.
Презентация получилась большой, поэтому пришлось сохранить ее отдельными слайдами и сжать картинки.
Эта работа на городской сессии НОУ заняла первое место!
Вложение | Размер |
---|---|
доклад на сессии НОУ | 135.5 КБ |
приложение | 469 КБ |
продолжение приложения1 | 2.82 МБ |
продолжение приложения 2 | 2.58 МБ |
продолжение приложения 3 | 1.91 МБ |
презентация в сжатых картинках | 1.27 МБ |
Городская сессия научного общества учащихся
Секция «Прикладное творчество (девушки)»
«Сувенирная лавка -
история и современность»
Ялбакова Альбина Адаровна 7»А» класс
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №12 г. Горно-Алтайска»
Научный руководитель:
Фролова Ирина Валентиновна
Учитель технологии высшей
квалификационной категории
г. Горно-Алтайск
2013
Оглавление:
I. Введение ………………………………………………………… 3 стр.
II. Основная часть…………………………………………………… 5 стр.
1. Языческие амулеты и обереги – история и современность………… 5 стр.
2. История сувениров………………………………………………… 6 стр.
3. Анализ анкетирования……………………………………………….. 7 стр.
4. Классификация сувениров……………………………………………. 8 стр.
5. Спрос на сувенирную продукцию ………………………………… 8 стр.
6.Сувенирная лавка……………………………………………………… 8 стр.
III. Заключение…………………………………………………………. 11 стр.
IV. Список использованной литературы и источники………….. 12 стр.
V. Приложения. ………………………………………………………. 13 стр.
Приложение № 1 Анкета. ……………………………………………. 14 стр.
Приложение № 2 Результаты анкетирования………………………… 15 стр. Приложение № 3 Олимпийские талисманы…………………………... 17 стр.
Приложение № 4 Классификация сувениров…………………………. 19 стр.
Приложение № 5 Ташаур. История. Алтайские загадки……………. 20 стр.
Приложение № 6 Фотографии из «сувенирной лавки»……………… 21 стр.
Приложение № 7 Инструкционные карты по изготовлению сувениров 22 стр.
Прихватки…………………………………………………….. 23 стр.
Брелок из газетных трубочек…………………………………. 24 стр.
Закладки……………………………………………………….. 25 стр.
Саше…………………………………………………………….. 26стр.
Игольница из флиса…………………………………………….. 27 стр.
Чехол для наушников …………………………………………. 28 стр.
Брелоки из сутажа и бисера, кедра, кожи………………….. 29 стр.
Приложение № 8 Техника безопасности…………………………….. 30 стр.
Введение.
Летом 2012 года я с родителями побывала в Санкт-Петербурге и Великом Новгороде. Путешествуя по туристическим маршрутам и историческим достопримечательностям этих городов, мы везде сталкивались с множеством торговых точек, которые предлагали огромнейший выбор различных сувениров. Это изделия из бересты и деревянные поделки, фигурки из камня и стекла, магниты и матрешки, кепки и футболки. Но все они были однотипными и отличались лишь тем, что на питерских сувенирах изображены символы Санкт-Петербурга, а на новгородских - Великого Новгорода. И тогда я задумалась: «А что можем предложить мы, жители Республики Алтай, нашим гостям? Что может стать символом Республики Алтай и выделить её среди всех городов?». Ведь последнее время наша Республика развивается как туристический регион, и поток туристов увеличивается с каждым годом. А сувенир-это визитная карточка региона, реклама, которая определяет, какие эмоции и впечатления останутся у наших гостей после посещения республики. Это и стало основной причиной выбора данной темы.
Тема исследования: «Сувенирная лавка - история и современность»
Объект исследования: сувениры, как напоминание о Республике Алтай, наиболее ярко передающие её культурные особенности.
Цели исследования:
- изучение, анализ и систематизация материалов по истории понятий: амулеты, обереги, талисманы и сувениры.
- раскрытие новых возможностей и нетрадиционных подходов к понятию
«сувенир с национальным колоритом»
- выявление спроса на сувенирную продукцию на основании анкетирования
учеников и учителей нашей школы.
- представление коллекции сувениров и рекомендаций для проведения мастер классов.
Задачи исследования:
Наша Республика многолика и многонациональна. На одной земле проживают и русские и алтайцы, а также казахи и многие другие народности. Это и откладывает свой отпечаток на культурно-историческое развитие региона.
И правда, кому не хочется иметь дома или подарить близким небольшие, но очень приятные славянские или алтайские сувениры?
Как правило, понятие «Русский сувенир» вызывает у нас следующие ассоциации - это матрешки, неваляшки, шапки-ушанки, валенки,
павлопосадские платки, жостовские подносы, гжель и многие другие вещи, которые уже стали брендовыми и представляют Россию во всем мире.
А с чем ассоциируется «Алтайский сувенир»? (См. приложение №2 Результаты анкетирования) «Алтайский сувенир»- это комус (варган) национальный алтайский инструмент, украшения из кедра и можжевельника (можжевельник – священное растение для алтайцев, которое используют при проведении языческих обрядов), элементы конской упряжи из кожи, фигурки животных из костей и камня, элементы национальной одежды, посуды и многое другое. Возможно «алтайский сувенир» не получил столь широкой огласки, но последнее время активно возрождается декоративно-прикладное искусство алтайцев: народная скульптура из камня, изделия из войлока, глины, кости и дерева. Тема декоративно-прикладного искусства алтайцев становится особенно актуальной при дальнейшем развития национального искусства, поскольку оно играет свою особую роль в межнациональных отношениях.
Основная часть
1. Языческие амулеты, талисманы и обереги – история и современность.
Знаете ли вы, что такое оберег, талисман, амулет? Опросив 150 человек выяснилось, что ответ на этот вопрос знают только 47% (См. приложение №2) Отсюда следует, что необходимо окунуться в историю понятия. Интересно, что в истории происхождения талисманов встречается упоминание о применении оберегов и их аналогов. Поэтому определить их точное место появления не представляет возможности. Амулеты, талисманы и обереги – это предметы, которые обладают магической функцией. Вера в них зародилась давно, когда человек остро ощущал свое бессилие перед Вселенной. Он старался стать менее уязвимым и перед сверхъестественным, непонятным ему, и перед откровенным злом, исходящим от других людей.
У нашей аудитории мы выяснили, что разницу между этими понятиями знают только 30 % (См. приложение №2) В настоящее время амулет и талисман считаются синонимами, но на самом деле они имеют разное значение.
Обереги. Зачем нужны обереги? Народ-язычник верил, что в мире существуют специально созданные природой и человеком вещи и предметы, которые могут охранять его. Эта вера поддерживалась и колдунами, которые обязательно присутствовали в каждом племени. Слово, заговор, песня, обряд, действие, предмет, музыка или звук – вот далеко не полный перечень того, что может выступать в качестве оберега. Оберегами были обычные предметы, наделенные магической функцией: защита, охрана. Их мог сделать сам человек. С функциональной точки зрения оберег – это текст-предписание, который содержит в себе последовательность магических действий, направленных на создание «желаемого» положения вещей: «чтоб скот родился», «чтоб ребенок родился здоровым, чтоб ведьма у коровы молоко не забрала», «нечистый человека не тронул», чтоб «болящий выздоровел», и т.п.
Амулеты (араб. Hamule) – пришли к нам из глубокой древности. Маги древнего Шумера и Египта, шаманы всегда использовали проводников в мир духов – амулеты. Эти магические средства используются любыми цивилизациями, независимо от возраста и даже вероисповедания. На амулеты наносят эзотерические формулы, диаграммы, фигурки, символы. Считалось, что амулет – это сугубо личная вещь, у него должен быть только один хозяин. И никто, кроме хозяина, не должен к нему прикасаться. Нельзя использовать его в корыстных целях - в этом случае он потеряет свою магическую силу. Предупреждает об опасности и улучшает самочувствие.
Талисман - предмет, с начертанными на нем загадочными словами или рисунками, приносящий счастье и везение.
Для современного человека использование талисманов по-прежнему актуально. В настоящее время существует огромный выбор но, я уверена, что пользу способен принести только талисман, сделанный своими руками.
Нам привычно слышать выражение - талисман Олимпиады. Официально понятие «олимпийский талисман» было утверждено в 1972 году на Мюнхенской сессии МОК. Решением Комитета талисман стал обязательным атрибутом Олимпийских игр. В качестве талисмана может выступать любое существо, отражающее особенности культуры народа страны, принимающей Олимпиаду. Талисман непременно должен символизировать ценности современного олимпийского движения, «отразить дух страны-хозяйки игр, принести удачу спортсменам и накалить праздничную атмосферу». В 2014 году город Сочи принимает у себя Олимпиаду. Приветствовать гостей будут Леопард, Белый Медведь, Зайка, а паралимпийцев Лучик и Снежинка. (См. приложение №3)
2. История сувениров
Существуют разные определения понятия «сувенир», но все сходны в одном – сувенир является напоминанием - напоминанием об отличном отпуске, о новых знакомствах, напоминанием о себе самом.
С древних времён существовал обычай оставлять какую-нибудь вещь, способную пробуждать воспоминания. Этот обычай у каждого народа и в каждой стране получил свою неповторимую окраску. Например, на Руси, собравшемуся в военный поход ратнику, девушка дарила на память о себе расшитый рушник; бояре преподносили иноземным послам собольи меха, и, в свою очередь, получали сабли дамасской стали. Позже, в XVIII в. такие подарки в России стали называть сувенирами (от фр. souvenir - воспоминание, память).
В конце XIX века в силу политико-экономической ситуации оформился в своём настоящем состоянии туризм. С дальнейшим развитием массового туризма всё больше и больше людей, отправлявшихся в путешествие в другие страны, приобретало понравившиеся им вещицы не только для того, чтобы подарить близким, но и для себя на память о посещённых местах, интересных событиях, участниками которых они стали. Привозить с собой сувениры из дальних поездок стало традицией. Таким образом, понимание сувенира лишь как подарка на память перестало соответствовать действительности.
3. Анализ анкетирования.
Анализируя нашу анкету, выясняем: (см. приложение № 2)
- что такое сувенир знают всего лишь 39 % опрошенных;
- есть ли связь между сувенирами и оберегами, талисманами, амулетами
знают 30%;
- Что вы предпочитаете:
- получить сувенир, сделанный своими руками: Да ответило 46%
- получить сувенир, купленный в магазине: Да - 42%
- 65% из опрошенных женщин предпочитает сувениры, сделанные своими
руками, когда 53% мужчин отдают предпочтение сувенирам из магазина.
- есть ли от них польза в современном обществе: Да, ответило 60%, из них женщин – 42%. И только 2 человека ответили, что они только собирают пыль.
(Ответы на вопросы: для чего нужны сувениры, можно посмотреть в приложении № 2) То, что люди приобретают, казалось бы, никому не нужные безделушки можно объяснить двумя моментами. Если они приобретают сувенир для себя, то хотят, чтобы эта вещь напоминала о приятной поездке. Если для других, то хотят подчеркнуть значимость этих людей для себя и особое отношение к ним. Ведь неприятному человеку никто не будет делать подарок. И не важно, сколько стоит тот или иной сувенир, его ценность в ассоциациях с местом его приобретения, пережитых эмоциях, воспоминаниях.
-Что бы Вы выбрали в качестве сувенира для подарка», так звучал пятый вопрос нашей анкеты. ( Ответ см. в приложении №2)
Делаем вывод, что сувениры всегда востребованы и обязательно, хоть один раз всем нам приходилось делать выбор, что подарить.
4. Классификация сувениров.
Широкий ассортимент сувенирной продукции, изготовляемой как кустарным, так и промышленным способом, требует создания классификации, необходимой для наиболее эффективного обслуживания туристов, удовлетворения их потребностей. На основе классификаций, предложенных Р.А. Бардиной и Э.И. Орловским, можно предложить более точную классификацию сувениров, хотя и в неё, безусловно, могут быть внесены корректировки. (Развернутую таблицу см. в приложении №4)
3. По способу использования 4. По преобладающему материалу
5. Спрос на сувенирную продукцию на основании анкетирования учеников и учителей нашей школы. Наши респонденты хотят, чтобы сувенир одновременно был оригинальным, и в то же время функциональным, полезным. (См. приложение №2) Это недорогой, небольшой, но при этом очень памятный подарок. Особенно же приятно, если он изготовлен вручную, и второго такого просто не найти. Конечно, получить такой подарок будет приятно любому человеку, а дарить такой оригинальный сувенир, это все равно, что оставить ему частичку себя, своего внимания. Поэтому к выбору нужно подходить внимательно, учитывая вкусы и интересы получателя сувенира.
6. Сувенирная лавка.
Практическая направленность исследовательской работы заключается в демонстрации сувениров из различных материалов, которые представлены в виде коллекции, собранной и сделанной своими руками. Сувенирная лавка расположилась на улице Социалистической 21 в школе №12 . Здесь Вы сможете найти многие идеи для подарков близким людям, коллегам, гостям, туристам, тем, кто интересуется культурой и бытом народов Республики Алтай. Вашему вниманию мы предлагаем работы учащихся за предыдущие годы,
в которых отражается культурное наследие республики
(См. фотографии в приложении № 6
- Здесь представлены идеи лоскутной техники: панно «Эдельвейс», подушка, с прорезным орнаментом, эко сумки, расписанные и компактные; чехлы для мобильных телефонов.
- роспись камней обогащена идеей превратить камни в брелоки для ключей;
- кожаному браслету обшитому «молнией» добавлен последний писк в этом сезоне – серебристый орнамент;
- колоритная алтайская лошадка будет охранять ваш платяной шкаф;
- а гостеприимный аил пригласит вас на чашечку чая;
Продолжаем искать идеи. Что может стать визитной карточкой, в некотором роде рекламой, которая определяет, какие эмоции и впечатления останутся у наших гостей после посещения Республики. Что может стать символом Республики Алтай и выделить её среди всех регионов? Нужно что-то новое и популярное. Долгий поиск идей и разработка эскизов позволили создать коллекцию сувениров с национальным колоритом
И мы, предлагаем жителям Республики Алтай и нашим гостям… ташаур.
Ташаур (русская транскрипция от алтайского тажуур, тажур) — кожаный
узорный сосуд для кумыса, айрана или араки. (См. приложение № 5)
Этот сосуд вызывает особый интерес. Тажуур играл определенную роль в системе этикетных норм, в календарной и семейной обрядности южных алтайцев. Кожаная фляга сопровождала человека на протяжении всей его жизни. Порой ее изготовление приурочивалось к рождению ребенка. Она так же была включена и в погребальный обряд.
Идея коллекции начала свое развитие с прихваток-ташауров, сделанных Очаковской Надеждой для Республиканского этапа олимпиады школьников. А дальше мы следовали запросам наших анкетируемых:
Чтобы вы выбрали в качестве сувенира для себя | Брелок | Игрушка | Эко сумка | Магнит | Косметика | Бижутерия украшения | Чехол для сотового | Чехол для наушников | Футболка | Заклад. для книг | Саше |
Ж | 65% | 50% | 50% | 48% | 49% | 45% | 43% | 28% | 37% | 15% | 7% |
М | 70% | 20% | 42% | 59% | 2% | 3% | 32% | 25% | 21% | 5% | 1% |
Так появились кожаные и деревянные подвески для молодежи, игольницы для рукодельниц разного возраста.
Закладки из пластика и обыкновенной кухонной салфетки которые, по нашему мнению понравятся любителям чтения и помогут разбудить интерес к книгам малышей.
Саше из льняной ткани, не только порадует своей отделкой, но и отпугнет прожорливую моль от вашего шкафа.
Не могли мы пройти мимо такого вида рукоделия, как валяние – результат превзошел наши ожидания: чехольчик для наушников не оставил равнодушным ни кого в нашей школе.
Новое направление в рукоделии – бижутерия с применением застежки «молния» подарила красивую идею броши для модниц любого возраста.
Заинтересует их и брелок, сделанный в возрождающейся технике сутажа с инкрустацией бусин бисером.
А сочетание газетных трубочек, приемов квиллинга и акриловых красок подсказало идею подвески, которую можно делать на мастер-классах даже с малышами.
Кожаная бутылка, стилизованная под ташаур, приведет в восторг и вашего дедушку, и папу, и любого гостя нашей Республики.
(См. приложения № 7)
Надеемся, что идеи нашей сувенирной лавки помогут Вам создать свои шедевры. Для их изготовления в вашем доме всегда найдутся ткани, бусины, тесемочки, пуговицы и застежки, а значит и затрат будет не много. Практически все изделия коллекции изготовлены за короткий промежуток времени. Не стоит забывать, что душа, вложенная в презент, не оставит безразличным никого. Делайте сюрпризы не только на праздник или в знак примирения, делайте это просто так, фантазируйте, вкладывайте в сувениры свои эмоции, дарите, удивляйте и делайте жизнь ярче!
Заключение.
С целью раскрытия новых возможностей и нетрадиционных подходов к понятию сувенир с национальным колоритом проведен анализ спроса на сувенирную продукцию. На основании проделанной работы показано, что данная тема чрезвычайно актуальна, потому что "Алтайские сувениры" завоевывают все большую популярность на современном рынке художественных промыслов Западной Сибири. Алтай - место особенное, вот именно поэтому выбор данной темы очень актуален.
Так же выяснено, что в последние годы многие наши жители всерьез заинтересовались своей историей. Это и понятно – она значительно интереснее, удивительнее и сложнее, чем принято считать во всем мире. А с интересом к истории пришел и интерес к тем вещам, которыми пользовались наши далекие предки, и работы мастеров, созданные здесь, несут в мир часть энергии этих мест, создавая и поддерживая современную традицию алтайского прикладного искусства.
Поиск идей и разработка эскизов позволило создать коллекцию с национальным колоритом. Выполнение этой творческой работы было сложным и кропотливым, а так же требовало к себе особого внимания и подхода, но позволило мне научиться изготавливать эксклюзивные вещи.
Практическое применение результатов исследования и создания коллекции основывается за счет следующих достоинств:
1. На изготовление изделий не требуется много времени.
2. Финансовые расходы минимальные.
3. Идея делать изделия стилизованные под ташауры нова.
4. Идеально для начинающих любителей творить своими руками.
5. Изготовление изделий для людей любого возраста с учетом индивидуальных особенностей.
Проект открыл для меня новые возможности, идеи творчества. Мое рукоделие оценили родители и друзья. Результат оправдал все мои ожидания и планирую, по просьбе моих подруг, провести мастер классы по изготовлению сувениров.
Список литературы и источники.
1. Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры.
2-е изд. перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1977.
2. Батьянова Е.П. Современная модификация традиционных религиозных представлений и обрядов у телеутов. Традиционная обрядность и мировоззрение малых народов Сибири. - М., 1999.
3. Бердяев Н.А. Человек. Микрокосм и макрокосм // Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993.
4. Дьяконова В.П. О значении реки и воды в культуре тюркоязычных народов
Саяно-Алтая// Реки и народы Сибири. - СПб. Наука, 2007.
5. Потапов Л.П. Культ гор на Алтае//Советская этнография, 1946. - №2.
6. Тюхтенева С.П. Земля. Вода. Хан Алтай. Этническая культура алтайцев в ХХ веке. - Элиста: Изд-во КамГУ, 2009. - 169 с.
7. Сайт Фонда «Алтай-21 век»: http://fondaltai21.ru/publish/457
8. Сайт http://ezoterica-x.ru/istoriya-talismanov.html история талисманов
Приложения СМОТРИ Следующий документ
Приложения
Приложение № 1 Анкета.
Приложение № 2 Результаты анкетирования.
Приложение № 3 Олимпийские талисманы.
Приложение № 4 Классификация сувениров.
Приложение № 5 Ташаур. История. Алтайские загадки.
Приложение № 6 Фотографии из «сувенирной лавки».
Приложение № 7 Инструкционные карты по изготовлению сувениров.
Брелоки из сутажа и бисера, дерева, кожи,
Брелок из газетных трубочек
Саше
Чехол для наушников
Закладки
Приложение № 8 Техника безопасности Прихватки
Приложение №2
1.Знаете ли вы, что такое оберег, талисман, | Да | Нет | Затрудняюсь | |||
Ж. | М. | Ж. | М. | Ж. | М. | |
50% | 45% | 33% | 20% | 17% | 35% |
Результаты анкетирования
| Да | нет | Затрудняюсь | |||
Ж. | М. | Ж. | М. | Ж. | М. | |
48% | 30% | 29% | 40% | 23% | 30% | |
Как Вы считаете, есть ли связь между | 36% | 25% | 61% | 70% | 3% | 5% |
3. Есть ли польза от сувениров? | |||||||
да | нет | затрудняюсь | Не знаю | ||||
ж | м | ж | м | ж | м | ж | м |
55% | 42% | 23% | 31% | 8% | 27% | 14% | 22% |
Для чего нужны сувениры: | |||||||||||
Память о месте пребывания. | Память о прошлом. Память о событиях | Маленький подарок на память. | Для красоты и украшения. | Получать и дарить приятно. Доставлять радость и поднимать настроение. | Память о людях, которые сделали подарок | Оставить память о себе | Чудесные вещи в подарок на праздники | Чтобы веселить людей | Совершенно ненужные, лежат и пылятся. | Затрудняюсь ответить | |
Жен. | 39% | 11% | 18% | 10% | 29% | 7% | 16% | 3% | 1% | 1% | 20% |
Муж. | 10% | 18% | 3% | 5% | 1% | 2% | 17% | 14% | 2% | 1% | 29% |
Продолжите фразу | Продолжите фразу | |||||||||||||||||||
Матрешка | Деревянная посуда | Расписные ложки | Балалайка | Валенки, лапти | Павлопасадские платки | Жестовские | Дымковская игрушка | Не знаю | Что-то из дерева | Комус | Кезеры | Изделия из кожи, камни | Шапки | Бальзамы | Чай | Бубен | Шишки кедровые | Ташаур | Не знаю | |
Ж % | 20 | 5 | 8 | 3 | 5 | 5 | 8 | 6 | 39 | 10 | 10 | 6 | 8 | 4 | 4 | 3 | 4 | 2 | 9 | 40 |
М % | 16 | 2 | 11 | 13 | 8 | 1 | 5 | 6 | 36 | 3 | 0 | 0 | 3 | 10 | 0 | 0 | 0 | 5 | 5 | 74 |
Делаете ли вы сувениры для друзей, родственников своими руками. | |||||
да | нет | затрудняюсь | |||
женщины | мужчины | женщины | мужчины | женщины | мужчины |
58% | 28% | 27% | 46% | 15% | 26% |
Что для Вас предпочтительней: | да | нет | Все равно | |||
получить сувенир, сделанный своими руками | ж | м | ж | м | ж | м |
65% | 27% | 30% | 7% | 5% | 20% | |
получить сувенир, купленный в магазине | 35% | 53% | 5% | 14% | 3% | 28% |
5. Что бы Вы выбрали в качестве сувенира для….. | ||||||||||
В % | Детей | Подростков | от 18-30 | от 30 до 50 | от 50 и старше | |||||
ж | м | ж | м | ж | м | ж | м | ж | м | |
Игрушка | 57 | 30 | 10 | 7 | ||||||
Магнит | 18 | 12 | 17 | 21 | 10 | 12 | ||||
Брелок | 19 | 5 | 3 | 7 | 2 | 9 | 10 | |||
Прихватка | 13 | 12 | 14 | |||||||
Оберег | 9 | 11 | 13 | 12 | ||||||
Эко сумка | 2 | 11 | 25 | 11 | 23 | 22 | ||||
Косметика | 11 | 18 | 9 | 11 | ||||||
Футболка | 14 | 12 | 8 | 10 | ||||||
Закладки | 7 | 3 | 5 | 13 | ||||||
Бижутерия Украшен. | 17 | 6 | 13 | |||||||
Книга | 9 | 4 | 5 | |||||||
Портмоне | 6 | 13 | ||||||||
Записн. книга | 1 | 5 | 7 | 3 | ||||||
Саше | 13 | 5 | ||||||||
Чай | 4 | 9 | 11 | 12 |
| Сделать другим приятное. | Это гораздо красивее и ценнее | Это лучший подарок | Только для себя | Когда то | Иногда | Нет времени | Не умею | Не хочу |
Ж | 45% | 8% | 8% | 3% | 3% | 7% | 5% | 6% | 15% |
М | 18% | 5% | 1% | 1% | 2% | 6% | 3% | 7% | 57% |
Чтобы вы выбрали в качестве сувенира для себя | Брелок | Игрушка | Эко сумка | Магнит | Косметика | Бижутерия украшения | Чехол для сотового | Чехол для наушников | Футболка | Заклад. для книг | Саше |
Ж | 65% | 50% | 50% | 48% | 49% | 45% | 43% | 28% | 37% | 15% | 7% |
М | 70% | 20% | 42% | 59% | 2% | 3% | 32% | 25% | 21% | 5% | 1% |
Приложение №3
Талисманы Олимпиады 2014
Леопард. Горный спасатель-альпинист Леопард живет в кроне огромного дерева, которое растет на самой высокой скале в заснеженных горах Кавказа. Он всегда готов прийти на помощь и не раз спасал расположенную неподалеку деревню от лавин. Леопард – прекрасный сноубордист, он научил этому виду спорта всех своих друзей и соседей. У Леопарда веселый нрав, он не может жить в одиночестве и очень любит танцевать
Белый медведь. За полярным кругом в ледяном иглу живет белый мишка. В его доме все сделано изо льда и снега: снежный душ, кровать, компьютер и даже спортивные тренажеры. Белый мишка с раннего детства воспитывался полярниками. Именно они научили его кататься на лыжах, бегать на коньках и играть в керлинг. Но больше всего белому мишке понравилось кататься на спортивных санках. Он стал настоящим саночником и бобслеистом, а его друзья – тюлени и морские котики - с удовольствием наблюдают за его победами. Теперь они вместе устраивают соревнования по этим видам спорта, и долгой полярной ночью им некогда скучать
Зайка. Зайка – самая активная жительница зимнего леса. Ее друзья всегда удивляются – и как она все успевает!? Ведь Зайка не только успевает учиться в Лесной Академии на «отлично», помогать маме в семейном ресторанчике «Лесная запруда», но и участвовать в раз личных
спортивных соревнованиях. Зайка уверяет своих друзей, что
у нее нет никакого секрета: просто она очень любит спорт. А еще
она любит петь и танцевать.
Талисманы паралимпийских игр 2014
Лучик прилетел на Землю с планеты, где всегда жарко. Его путешествие было полно приключений. Когда он приземлился, то увидел, что на Земле все по-другому, не так, как на его родной планете. Все было для него новым: холодные зимы, снег, ветер, и, конечно же, незнакомые люди вокруг него. Своей янтарной кожей, искорками в огромных глазах и волосами как языки пламени Лучик очень сильно отличался от землян. Но эти различия были только внешними. Чем больше жители Земли и Лучик узнавали друг друга, тем больше понимали - они одинаковые. Лучик всегда был со всеми мил и приветлив, всегда был готов помочь и поддержать окружающих.
В свою очередь, люди научили Лучика кататься с гор на лыжах, лыжным гонкам и биатлону. Вот тогда-то все и поняли, что у Лучика – просто невероятные возможности. Так что совсем скоро Лучик стал настоящим любимцем всех вокруг. Но, несмотря на то, что вокруг него было много друзей, Лучик по-прежнему чувствовал себя одиноким. Ведь среди людей не было больше никого, кто прилетел бы с далеких звезд! Поэтому он часто смотрел на небо и вздыхал… Однажды он увидел падающую звезду, которая прочертила светящуюся линию на ночном небосклоне. Это была еще одна космическая путешественница – Снежинка. Она прилетела на Землю с ледяной планеты. Ее кожа была белой и прозрачной, как первый снег, а сама она выглядела как снежный кристаллик. И, не смотря на то, что Лучик и Снежинка были абсолютно разными, у них было много общего. Лучик познакомил Снежинку со своими друзьями на Земле и рассказал про спорт. Снежинка тоже стала с удовольствием кататься с гор на лыжах, а вместе с Лучиком они придумали абсолютно новые для землян виды спорта - керлинг на колясках и следж-хоккей на льду. Люди с восхищением наблюдали за их невероятными спортивными достижениями. Более того, они сами полюбили эти виды спорта! Они с удовольствием копировали технику Лучика и Снежинки, и каждый хотел быть таким же, как звездная спортивная пара. Лучик и Снежинка решили остаться на Земле и не просто использовать свои невероятные возможности в спорте, но помогать своим друзьям и другим землянам открывать фантастические возможности в самих себе! Они пережили много трудностей на пути через космическое пространство, им было совсем непросто привыкнуть к незнакомой планете, где все вокруг отличались от них. Но благодаря спорту они поняли – они не другие, они – спортсмены с невероятными возможностями, добрые и преданные друзья. Лучик и Снежинка стали настоящим олицетворением контраста и гармонии. Вместе они обладают той силой, которая делает все возможным, и еще раз подтверждает всем людям на Земле, что невозможного не существует!
Приложение №4
Классификация сувениров.
Широкий ассортимент сувенирной продукции, изготовляемой как кустарным, так и промышленным способом, требует создания классификации, необходимой для наиболее эффективного обслуживания туристов, удовлетворения их потребностей. На основе классификаций сувенирной продукции, предложенных Р.А. Бардиной и Э.И. Орловским, можно предложить более точную классификацию сувениров, хотя и в неё, безусловно, могут быть внесены корректировки.
I. По тематике сувениры делятся на:
1) сувениры, связанные с определённым местом, отражающие природу, национальные и местные особенности;
2) сувениры, связанные с какой-либо датой или определённым событием;
3) сувениры, связанные с какой-либо выдающейся личностью;
4) комбинированные.
II. По способу использования сувениры делятся на:
1) утилитарные; 2) декоративные .
III. По преобладающему материалу сувениры делятся на:
1) сувениры из дерева, коры, лозы;
2) сувениры из бумаги, картона,
3) сувениры из керамики;
4) сувениры из поделочных камней,
5) сувениры из стекла;
6) сувениры из металла;
7) сувениры из пластмасс;
8) сувениры из резины и каучука;
9) сувениры из, кожи, меха;
10) сувениры из ниток, ткани, пряжи;
11) сувениры из кости, рога;
12) сувениры, из нескольк. материало
IV. По промышленно-отраслевой принадлежности сувениры делятся на
1)сувениры народных промыслов;
2) сувениры худож. промышленности;
3) сувениры легкой промышленности;
4) сувениры полиграфии
5) сувениры пищевой промыш-ности:
6)сувениры парфюмерии и косметики.
7) прочие
Приложение №5
Ташаур.
Ташаур (русская транскрипция от алтайского тажуур, тажур) — кожаный узорный сосуд для кумыса, айрана или араки.
Тажуур, сосуд из темной кожи, сшит сухожильными нитками из двух кусков кожи полуовальной формы с приподнятыми плечиками и длинным горлышком. Между плечиками и горлышком прикреплена на металлических колечках сыромятная петля, к которой привязана на ремешке деревянная пробка. Тажуур орнаментирован традиционным алтайским орнаментом, способом
давления.
Этот сосуд вызывает особый интерес. Тажуур алтайцев являлся не просто предметом обихода, а играл определенную роль в системе этикетных норм, в календарной и семейной обрядности южных алтайцев. Кожаная фляга сопровождала человека на протяжении всей его жизни. Порой ее изготовление приурочивалось к рождению ребенка. Она так же была включена и в погребальный обряд.
В орнаментации тажуура, которая во многом аналогична оформлению подобных сосудов ряда тюрко-монгольских народов, следует отметить единство композиционного решения пространства каждой из его сторон. В большинстве случаев центральное место на плоскости занимает изображение дерева. Фляга делится на две симметричные половины, заполненные элементами, среди которых встречаются различные геометрические фигуры, спирали, рисунки солнца, луны и радуг, изображения предметов утвари и одежды. Разбросанные по плоскости, эти рисунки объединяются в одно целое полосой из двух линий, часто заполненной зигзагом или косой штриховкой. Из животных на тажуурах обычно встречаются контурные изображения лошадей, маралов, козлов. Человеческие фигуры встречаются крайне редко.
Алтайская загадка:
Среди зайсанов, поджав ноги,
сидит парень-коротышка. (Ташаур)
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Три коробки с орехами
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Волшебная фортепианная музыка
Весёлые польки для детей