Творческий проект по теме: "Роспись по стеклу"
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 590 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей№9
Творческий проект
по технологии
Тема
«Роспись по стеклу»
Выполнила: учащаяся 10«А» класса,
Колесникова Анастасия
Руководитель: Югринова В.В.
Сальск 2012
Содержание
Стр.
I.Введение 3
П. Основная часть 13
2.1. Выбор рисунков. 13
Анализ рисунков
2.4.Примерный технологический алгоритм изготовления 17-18
2.5. Правила гигиены и безопасности труда 19
III. Технологическая часть
3.1 .Технологическая карта работы 20-21
3.2. Контроль качества 22
IV. Экономическая часть
4.1.Расчет себестоимости изделия 22
V. Экологическая часть
5.1 Экологическая оценка проекта 23
VI. Реклама изделия. Испытание. 23
VII. Самооценка. 23
VIII. Оценка готового изделия. Заключение 24
IX. Используемая литература 25
X. Приложения 26-28
I. Введение
1.1 Последовательность выполнения проекта
1.2.
Люди издавна стремились украсить свои жилища, создать ощущение уютного и гостеприимного дома, передать каждой вещи в доме тепло домашнего очага и духа семьи. Хозяйки, которые много времени проводят на кухне, знают как важно, чтобы все окружающие предметы были наполнены красотой. Посуда – очень важный элемент домашней обстановки, несущий не только бытовую нагрузку, но и являющийся значительной частью декора интерьера.
Посуда может быть не только средством для приготовления и принятия пищи, она еще является и отличным помощником для формирования интерьера кухонного помещения. В настоящее время возрастает ее роль как одного из значимых аксессуаров современных дизайнов кухонных интерьеров. И если у вас есть настроение привнести некую неповторимость, то ее можно активно использовать в оформлении интерьера. Моя идея расписать посуду показалась мне оригинальной и неповторимой, так как, прежде всего она выполнена своими руками и в единственном экземпляре. Этот вид декоративно - прикладного творчества привлекает прежде всего своей доступностью: необходимые материалы всегда есть в продаже и по приемлемой цене. Использование трафаретов дает возможность заниматься творчеством даже без особенных художественных навыков. Самое же приятное – я собственноручно создала эксклюзивные предметы декора, а также лишилась головной боли по поводу выбора подарков друзьям и родным. И возникла идея.
Выполнить декор посуды, в технике роспись по стеклу.
Кухня – это одно из основных помещений в квартире и загородном доме. Хозяйка дома и другие члены семьи проводят на кухне много времени. Ведь кухня является не только местом приготовления и потребления пищи, но и своеобразным центром общения семьи. Именно поэтому, от правильного оборудования и благоустройства кухни во многом зависит удобство домашней работы и отдых жильцов, а также комфорт и уют квартиры в целом.
Формулировка цели и задачи работы.
Целью данной работы: Воспитание и развитие чувства прекрасного, светлого доброго, путём восприятия окружающего мира, посредством данной техники. Задачи: Изучить технику росписи по стеклу. Узнать историю данной техники. Научиться работать в этой технике.
1.3. Исследования для выбранной темы работы. Банк идей.
Для выполнения данной работы было проведено исследование, возник вопрос Что выполнить? В какой технике? Чему можно научиться новому?
Тип работы | Выполняли или нет | Трудоёмкость | Актуальность (для меня) |
Вышивка | да | да | нет |
Бисероплетение | да | да | нет |
Макраме | да | да | нет |
Изготовление швейного изделия | да | да | да |
Техника «Изонить» | нет | да | да |
Техника росписи по стеклу | нет | да | да |
Из таблицы мы видим, что на уроках технологии мы занимались и разбирали всевозможные виды работ, и что нельзя останавливаться на достигнутом.
Пообщавшись с мамой, я решила, что для меня интереснее будет заняться росписью по стеклу. К тому же мне данная техника пригодится в дальнейшем. Дома нашлись предметы утвари, посуда, которые являлись, неброскими и мне захотелось их оживить, к тому же мама поддержала мою затею. Пред выполнением этой работы, конечно же, я решила апробировать данную технику. Ведь эта работа выполнялась впервые. Я расписала креманки под мороженое и банки под сыпучие продукты красками, попробовали поработать контуром. Скажу Вам прямо, это очень сложно. Ведь линии должны иметь хороший контур. А это сложно.
1.4. Анализ задачи
1.5 Дизайн-спецификация
1.6.
Стекло - замечательный материал, играющий важнейшую роль в интерьере наших домов. Стекло может выполнять множество функций и поэтому выступает в самых разных формах; сопровождает нас в быту, пленяя своими отблесками, цветами и волнующей хрупкостью. Еще в античные времена умелые ремесленники расписывали зеркала или стекла шкафов и украшали множество предметов утвари, изображая на них сценки из жизни или цветочные и геометрические узоры. Они пользовались красками, которые со знанием дела сами изготавливали, смешивая разные типы глины и натуральные растительные масла. История стекла уходит в глубокую древность. Известно, что в Египте и Месопотамии его умели делать уже 6000 лет назад. Вероятно, стекло начали изготавливать все же позже, чем первые керамические изделия, так как для его производства требовались более высокие температуры, чем для обжига глины. Если для простейших керамических изделий было достаточно только глины, то в состав стекла необходимо минимум три компонента.
Изделия из стекла так же, как и из керамики, практически не подвергаются атмосферным воздействиям и хорошо сохраняются даже под слоем земли. Эти изделия оказались важнейшими документами далекого прошлого. Они донесли до нас бесценную информацию об уровне культуры и техники древних народов. Благодаря стеклу до нашего времени дошли величайшие художественные произведения различных эпох культуры человечества.
Первый стекольный завод в России был построен в 1636 г. близ г. Воскресенска под Москвой. На нем выдували оконное стекло и стеклянную посуду. Через 30 лет в селе Измайлово, также под Москвой, был построен завод, на котором изготовляли высококачественные стаканы, графины, фляги, рюмки, кувшины и др. Особенно быстро стеклоделие развилось при Петре I. В XVIII в. около Москвы действовало шесть стекольных заводов.
Первооткрыватели «новой декоративной живописи по стеклу» усовершенствовали технику применения материалов, появившихся благодаря экспериментам последних лет. В 713-755 гг. Из Средней Азии неоднократно присылали в Китай красного и изумрудного цветов стеклянные изделия, высоко ценившиеся в "поднебесной империи". Средняя Азия, в частности южные районы Узбекистана, являлась не только известным центром стеклоделия, но и впервые внедрила его производство в Китайской империи. Стеклянные изделия, как в древности, так и в раннем средневековье, являлись достаточно дорогостоящими. Они представляли собой в основном небольшие флаконы для парфюмерии.
Широкое распространение стеклянных изделий наблюдается лишь в эпоху развитого средневековья - в IX-XII вв. В этот период фиксируется не только их массовое распространение, но и переход в новое качество - широкое использование в быту глазурованной, т.е. покрытой тонким слоем стекла, керамики. В результате обычная бытовая посуда стала не только очень яркой, гигиеничной и практичной в использовании, но и являла собой удивительные по красоте художественные росписи, покрывавшиеся затем прозрачной цветной глазурью.
Главный потребитель стекла в настоящее время - строительная индустрия. Больше половины всего вырабатываемого стекла приходится на оконное для остекления зданий и транспортных средств: автомашин, железнодорожных вагонов, трамваев, троллейбусов. Кроме того, стекло используют в качестве стенового и отделочного материала в виде пустотелых кирпичей, блоков из пеностекла, а также облицовочных плиток. Примерно треть производимого стекла идет на изготовление сосудов различного типа и назначения. Это прежде всего стеклянная тара - бутылки и банки. В большом количестве стекло расходуется на изготовление столовой посуды. Стекло пока незаменимо для производства химической посуды. В довольно большом количестве из стекла изготавливают вату, волокно и ткани для тепловой и электрической изоляции.
Керамика (греческое - гончарное искусство, от слова keramos - глина) - это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. Керамика распространена в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), она применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор.
История керамики разнообразная и очень интересная. Когда человек научился обрабатывать глину, он начал изготавливать посуду. Все керамические изделия делаются из глины, но из разных сортов глины, с различными добавками, поэтому они выглядят такими разными. С самых древнейших времен человек изготавливает изделия из керамики, произведения искусства, посуду. В развитии художественной керамики было сделано много замечательных открытий. Люди экспериментировали с сортами глин и примесей, с приемами формовки и обжига, украшения изделий. В стремлении получить тонкую, красивую, прочную керамику, производители из разных стран делали похожие изобретения.
Секрет производства фаянса, известный мастерам Древнего Египта в 15 в. до н. э., позже вновь был изобретен в 3-4 веках в Китае. В 18 веке европейцы открывали секрет фарфора, уже с 6 века известный китайским мастерам. Мастера керамики из Англии и Франции, создали свои разновидности фарфора, например, мягкий фарфор или костяной фарфор. Преемственность традиций при производстве керамики видна в истории гончарного искусства, которое всегда было связано с домашним ремеслом.
Термин «керамика» происходит от греческого слова «керамос», что означает глина. Керамическими называют изделия, изготовленные из глины с различными добавками и обожженные до камнеподобного состояния. В результате термической обработки керамика приобретает огнеупорность, химическую стойкость и ряд других свойств, определяющих широкое использование ее в самых различных отраслях народного хозяйства. Среди всех известных материалов по совокупности физико-химических, механических и художественно-эстетических свойств керамика не имеет себе равных.
Керамическое производство относится к числу наиболее древних на земле. Наличие легкодоступного материала - глины обусловило раннее и практически повсеместное развитие керамического ремесла.
Чтобы не упустить каких - либо важных моментов в технике росписи, я попыталась изобразить процесс создания графически:
1.7.
Подготовительные работы
Непосредственное выполнение работы
1.8.
1.9.
признаки | Альтернативные варианты | |||
материал для росписи | стекло | керамика | ткань | природные материалы |
Форма | круглая | квадратная | объёмная | овальная |
Вид рисунка | живопись | компьютерная графика | графика | декоративный рисунок |
Материал для выполнения рисунка | краски | карандаш | фломастер | лак |
Метод росписи | холодный способ | матирующий | пескоструйный | техника «Тиффани» |
Вариант№1.
Разделочные доски расписаны в технике хохломской росписи, с ярким растительным орнаментом.
Достоинства: оригинальны, необычны, относительно недорогие, и отражают мое состояние души.
Недостатки: Роспись по дереву в других техниках не смотрится, а роспись под хохлому приелась.
Вариант№2.
Достоинства: Роспись салфеток в технике батик необычно, ярко и эффектно.
Недостатки: Высокая трудоемкость, затраты на материалы.
Вариант№3. Роспись посуды по стеклу и керамике необычны и невероятно красивы, они поражают своим магическим великолепием.
Из рассмотренных вариантов самым интересным, на мой взгляд, является вариант№3. Роспись стекла - это редкий шанс превратить обычные прозрачные вазы, бокалы, светильники в необычные, авторские произведения.
1.10.
1.11. Источники информации
1.Справочники
2.Специальные издания
3.Журналы
4.Телевидение
5.Интернет
6. Преподаватель
1.12.Выработка концепции
При выработке концепции я учитывала:
1.Уровень моего мастерства
2. Необходимость такого изделия
3.Затраты на материалы для работы
4. Затраты времени
II. Основная часть
2.1. Выбор рисунков
Рисунки, для нанесения на поверхность | Красочность | Эффектность | Яркость | Доступность в изображении |
Цветы | Да | Да | Да | Да |
Ягоды | Да | Да | Да | (мелкие детали) |
Орнамент растительный | Да | Да | Да | Да |
Деревья и кустарники | Нет | Да | Да | (не яркие рисунки) |
Абстракция | Да | Да | Да | Да |
Орнамент математический | Нет | Да | Нет | Нет (мелкие детали) |
Сюжеты | Да | Да | Да | Да |
Из таблицы мы видим, что не все работы будут смотреться на стекле одинаково красиво. (По моему мнению). Многие изображения мелкие, не яркие, нет ярко выраженных линий.
Мною были выбраны работы росписи цветами.
2.2. Подбор цветовой гаммы
Мне очень хотелось, чтобы работы были яркие и красочные, чтобы они привлекали взор и радовали глаз, поэтому я полагаю, что удачно подобрала в своих работах нежные оттенки сиреневого, розового, зеленого, белого.
Теплые цвета: Красные, желтые, оранжевые и все цвета, в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, того, что в природе действительно дает тепло.
Холодные цвета: Синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые можно получить от смешения с этими цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным — льдом, снегом, водой, лунным светом и т. п.
Тёплые и холодные тона Цветовой круг
Основные цвета.
Основные цвета являются равноотстоящими на цветовом круге. Основной цвет - это цвет, который не может быть составлен из других цветов.
Вторичные цвета.
Вторичный цвет получается смешиванием двух основных. Так, синий и желтый дают зеленый, красный и желтый дают оранжевый, а красный и синий дают фиолетовый.
Производные цвета.
Производный цвет получают смешиванием основного с расположенным рядом с ним на цветовом круге вторичным цветом.
Составление цветов.
Теоретически, смешивая основные цвета в различных пропорциях, вы можете получить все другие цвета.
На практике все не так просто, потому, что в красках используются пигменты, не такие чистые, как свет.
Составление нечистых цветов.
Согласно упрощенной теории цвета, синий и желтый дают зеленый, однако, смешивая первые попавшиеся желтые и синие можно получить совершенно разные результаты.
Например, ультрамарин синий имеет красноватый оттенок, а лимонный желтый имеет зеленоватый оттенок - в комбинации они дают грязный зеленый.
Составление чистых цветов.
Для составления чистого зеленого важно выбрать цвета, чтобы получить конкретный оттенок.
Однородный и неоднородный цвет.
Вы можете составлять требуемый цвет на палитре.
Полное перемешивание двух цветов дает однородный третий цвет.
Частичное смешивание красок на палитре создает интересный неоднородный цвет.
2.3.Инструменты и материалы
Для работы нам понадобятся:
8.Кисти
9. Расписываемое изделие
10. Лак
Примерная градация красок от прозрачных до укрывистых (непрозрачные):
Роспись по керамике и фарфору традиционно выполняется нетекучими и непрозрачными красками. Они позволяют добиться эффекта, так называемой, глазурованной керамики. Это, чаще всего, непрозрачные глянцевые акриловые краски на основе растворителя или на основе водной акриловой дисперсии. |
Для детского творчества и хобби выпускаются специальные фломастеры по керамике, фарфору и стеклу на водной основе. Они практически не имеют запаха и обладают различными характеристиками. |
|
2.4.Примерный технологический алгоритм росписи
1. Перед началом работы вазу необходимо вымыть и обезжирить с помощью спирта. Это обязательный этап, так как грязь и жир могут помешать нанесению краски.
Из-за резкого запаха краски необходимо работать в хорошо проветриваемом помещении. На рабочую поверхность желательно постелить бумагу, газеты или старую скатерть, чтобы не залить ее краской.
2. Если Вы не обладаете необходимыми художественными навыками, рисунок можно сделать с помощью трафарета или нанести его на керамику с готового изображения с помощью копирки или карандашной кальки.
На палитре приготовьте немного краски необходимых Вам оттенков.
3. Цветок начинайте рисовать с середины.
Затем, используя различные оттенки выбранного цвета, нарисуйте лепестки цветка.
Использую тонкую кисть — с ее помощью легче наносить тонкие мазки и линии. И не стоит брать слишком много краски, иначе она может потечь и испортить изображение. Старайтесь использовать богатую палитру оттенков, чтобы рисунок в результате получился насыщенным и объемным.
4. Подождите, пока краска немного подсохнет, и только после этого приступайте к изображению листьев и стеблей.
5. Светло-зеленой или белой (кремовой) краской заполните фон вокруг цветков и в нижней части рисунка.
В том случае, если Вам необходимо удалить лишнюю краску, пользуйтесь ватными палочками, аккуратно вытирая ненужный участок. Помните, что до обжига краску легко смыть водой или стереть с помощью ацетона.
6. Последний этап работы — обжиг изделия. Время и температура обжига зависит от выбранных Вами красок. Как правило, все инструкции указываются на баночке с краской.
Перед тем, как обжигать вазу, дайте краскам немного подсохнуть.
Затем ставим изделие в холодную духовку и зажигаем ее. Не используйте для обжига микроволновую печь!
Обжигаем вазу в течение 15-20 минут при температуре 160°…170°С.
Следите за тем, чтобы краска не подгорела, иначе она приобретет коричневый оттенок. После истечения времени выключаем духовку, даем изделию постепенно остыть.
После обжига нет необходимости покрывать изделие лаком.
После нескольких часов работы изделие готово! Теперь расписанная собственными руками керамическая ваза может занять почетное место в интерьере Вашей квартиры или стать отличным подарком для дорогих Вам людей!
2.5. Правила гигиены и безопасности труда
Рабочее место для росписи стекла:
Перерыв и расслабление необходимы для восстановления функции глаз.
4. Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку рук, глаз и спины.
Во время работы необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила безопасности.
III. Технологическая часть
3.1.Технологическая карта работы
Последовательность | ТУ на операцию | Фото |
1. Выбор рисунка для работы | Просмотр литературы. | |
2. Подбор цветовой гаммы для работы | Определение холодных и тёплых тонов для каждого | |
3. Банку или вазон необходимо вымыть и обезжирить с помощью спирта | Провести обезжиривание. спиртом, сухой мягкой тканью, но чтобы ткань не оставляла ворсинок. | |
4. Нанесение тона | Краска и губка | |
5. Прикрепить рисунок к стеклу и скопировать или перенос рисунка на банку | Прикрепить скотчем Карандаш | |
| Краски, кисти Выполнить рисунок в цвете, начиная сверху работы. В работе применяла акриловые краски на водной основе. Для создания объёмности применяла технику двух мазков. | |
| Контур | |
8.Покрытие работы акриловым лаком | Покрытие лаком производить в одном направлении сверху вниз по рисунку. Рисунок становится более ярким. |
3.2. Контроль качества
Готовые изделия отвечают следующим требованиям:
IV. Экономическая часть
4.1. Расчет себестоимости изделия
Наименование товара | Стоимость за единицу | Норма расхода | Стоимость на единицу |
Стеклянная банка | - | 1 шт. | без цены |
Контур по стеклу | 12 0 руб. | 1 шт. 10% | 12 руб. |
Набор красок «Классика» | 110 руб. | 5 шт. 10% | 55руб. |
Набор красок акриловых | 160 руб. | 1 шт. | Не применяла |
Набор красок «Металлик» | 80 руб. | 1 шт. | Не применяла |
Набор красок «Перламутр» | 75 руб. | 1 шт. | Не применяла |
Набор кистей | 270руб. 80руб 20 руб | 3 шт.10% | 37руб. |
Бумага калька | - | 1 | без цены |
Скотч малярный | - | 1рул. | без цены |
Акриловый лак | 130 руб. | 10% | 13руб. |
Своя работа Итого: | 300руб 524руб. | ||
Всего затраты | 420 рублей |
Полный расчёт себестоимости работы показал, что мои работы, выполненные, своими руками дают экономию. Так как витражные работы или роспись по стеклу сейчас очень дорого стоят. Примером этому может служить работы, выполненные в этой технике, которые продаются в магазинах. И ещё один важный момент, что сделанная работа вручную стоит очень дорого.
V. Экология и маркетинг
Мои работы выполнены из природного материала, не содержат вредных примесей, ни коим образом влияющих на здоровье человека. Следовательно, не могут принести вред здоровью окружающих и экологии вообще. Все материалы предназначены для детских работ. Данные краски выпускаются специально для уроков и занятий творчеством, для эстетического развития детей.
Что касается маркетинговых возможностей, то можно с уверенностью утверждать о покупательской способности данного товара на рынке производства материальных благ. Относительно позицирования данного продукта на потребительском рынке необходим анализ рыночных возможностей и формирование спроса на товар. При необходимой рекламе данный товар будет обладать покупательской способностью.
Мои работы вызвали непосредственный интерес у учащихся нашего лицея, учителей, моей мамы и просто людей, которые любят и ценят искусство и неравнодушны к творчеству во всех его проявлениях. Что касается цены, она вполне приемлема.
VI. Реклама изделия.
Фантазии полёт и рук творенье
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живёт в веках.
Как результат терпенья и уменья –
Изящество, и цвета чистота,
И совершенство формы… Нет сомненья,
Наш мир спасут талант и красота!
VII.Самооценка
Результат полностью оправдал ожидания. Я думаю, что работы заслуживают внимания. А особенно сама техника росписи по стеклу. Многие спрашивали, где можно купить краски для работы, чтобы попробовать самим.
Мне кажется, что работу надо продолжить, ведь ещё так много можно найти
решений для оформления интерьера дома. Данная техника, как и любой другой вид декоративного творчества, развивает художественный вкус и умение, воспитывает терпение, приучает к аккуратности, обогащает наш внутренний мир и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Я осталась довольна выполненной работой.
VIII. Оценка готового изделия. Заключение
Расписанные мною предметы посуды получились очень яркими, красивыми и оригинальными. Они очень понравилась моим близким и друзьям. Данная работа выполнена с любовью и энтузиазмом, и хотя эта техника была, для меня нова все же я получила, истинное наслаждение. В процессе изготовления мне пришлось изучить много литературы, я узнала много нового и рассказала свои друзьям.
Стеклянные, фарфоровые, керамические тарелки и вазоны, креманки и стаканы - очень простой и недорогой способ для того, чтобы внести в обстановку нашей кухни дополнительную изюминку. Их можно разместить в интерьере, как по отдельности, так и составить из них красивые и выразительные композиции – лаконичные и простые или, наоборот, яркие и броские. Мои авторские работы– замечательный вариант для того, чтобы в одно мгновение преобразить вашу комнату, сделать ее ярче и веселее!
X. Используемая литература
5. Стекло в интерьере /авт. – сост. Хрусталёва С. – С-Пб.: «Диля», 2005 – 192 с.
6.Скворцов К.А., Художественная обработка металла, стекла, пластмассы. - М.: профиздат, 2004..
7. Шелковников Б.А., Русское художественное стекло. - Л.: - 1969.
8. Всеобщая история искусств. Т.1. Искусство древнего мира/ под. Ред. Климов, Р.Б. – М.: Государственное издательство «Искусство»,1956 – 920 с. – Библиогр.: 12-14 с.
Рисунки для росписи
http://www.stainedglass.on.ca/gallery.htm
www.golandart.ru/glasslinks2.html
www.chantalstainedglass.50megs.com/1suncatchers.html
www.panedexpressions.com/free-stained-glass-patterns-archive.html
www.sg-patterns.com/free-stained-glass-patterns.html
www.gratis-malvorlagen.de/1stLady/1/
работы
1. Обоснование возникшей проблемы
2. Определение конкретной идеи и её формулировка
3. Выявление основных параметров и ограничений
4. Анализ задачи
5. Исследования:
Какая должна быть работа?
- цветовое решение
- материалы для работы
- элементы размещения
- дизайн
6. Выбор материалов для работы
8. Технология изготовления работы
7. Выбор инструментов
9. Контроль качества
10. Экономическое обоснование
12. Оформление работы
11. Разработка рекламного проспекта
13. Самооценка готовой работы
14. Составление списка литературы
15. Выполнение презентации
Материалы
Назначение
Дизайн посуды
Функциональность
Инструменты и приспособления
Конструкция
Эстетика
Эргономическая характеристика
Себестоимость
Охрана труда и техника безопасности
3.Поместить стекло в горизонталь-ное положение
4. Прикрепить рисунок
5. Выполнить контур рисунка
6.
Подготовить краски для росписи
7. Выполнить работу в цвете
8. Покрыть работу лаком
Проблемность
научность
Историческая справка
Исследовательская
работа
2.Обезжи-рить поверхность стекла
1.Выполнить эскиз
Алгоритм выполнения работы
Потребность
Технологичность
Себестоимость
Форма и размеры
Дизайн
Рисунок
фото
варианты
Организация
труда
Материалы и инструменты
Для того чтобы не упустить каких-либо вопросов в выполнении исследовательской работы я постаралась изобразить процесс ее создания графически:
Акварель + трафарет = ?
Как нарисовать лимон акварелью
Сочные помидорки
Рисуем крокусы акварелью
Весёлые польки для детей