В презентации ученицы 11 класса представлены полотна мастеров русской живописи, с которыми необходимо познакомиться каждому, кто претендует на статус образованного человека.
Вложение | Размер |
---|---|
zolotaya_kollekciya_russkoy_zhivopisi.pptx | 2.34 МБ |
Слайд 1
Выполнила: ученица 11 класса МОКУ « Ларбинская СОШ» Федореева Елена Золотая коллекция русской живописиСлайд 2
Иван Шишкин. Березовая роща. 1896. Холст, масло. Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия. Трудно представить себе отечественную живопись без картин Ивана Шишкина, утверждающих величие родной земли нашей. Часами можно стоять у этого полотна, вслушиваясь в разговор берез и шорох трав. Как поистине велик художник, у которого неиссякаемый запас духовных сил и жизненных наблюдений выливается в неторопливую, эпическую и привольную песнь живой природе, гимн красоте Родины. Иван Иванович Шишкин был глубоко русским человеком и видел природу глазами своего народа. «...Россия - страна пейзажей», - утверждал художник. Надо было появиться Ивану Шишкину, чтобы создать творения, которые до сих пор являются непревзойденными произведениями русского пейзажного искусства, в которых с поразительной ясностью как будто впервые видишь новые заповедные места. Шишкин не облагораживал природу. Природа - сама благородство. Именно она может возвысить человека, посредством воспроизведения ее в искусстве. В этом всегда был заключен творческий принцип живописца родной природы.
Слайд 3
Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871. Холст, масло . Третьяковская галерея, Москва, Россия . На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. К светло-голубому с высокими облаками небу тянутся еще голые, но уже забродившие соками ветки берез. На них с шумом опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. "Грачи прилетели" назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов, и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Знакомая всем с детства картина представляется сейчас одним из символов русского пейзажа, постоянно любимых народом верной и преданной любовью. В ней, такой простой и внешне безыскусной, было пронзительно воплощено свойственное русскому человеку лирическое чувство, поэтому картину сразу и восприняли как олицетворение русской природы, всей деревенской России. Пруд и березы, деревенские дома и церковка, потемневшие весенние поля - все обжито и согрето сердечным теплом.
Слайд 4
Василий Верещагин. Продажа ребенка-невольника. 1872. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. В 1870 годах Василий Васильевич Верещагин путешествовал по Туркестану. В результате этих полных опасностей и приключений путешествий художник создал огромную серию этюдов и рисунков, отображающих жизнь и быт народов Средней Азии накануне и в период русского завоевания. В картине «Продажа ребенка-невольника» художник гневно обличает другую мрачную сторону среднеазиатской действительности того времени — работорговлю. Изобразив в качестве «живого товара» не взрослого человека, а беззащитного, беспомощного ребенка, Верещагин усилил трагическое звучание темы.
Слайд 5
Виктор Васнецов. Гамаюн , птица вещая. 1897. Холст, масло. Дагестанский художественный музей, Махачкала, Россия. Гамаюн — по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря. Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью. А. Блок, потрясённый этой картиной, пишет в феврале 1899 г. небольшое стихотворение « Гамаюн , птица вещая»: На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облачённых Она вещает и поёт, Не в силах крыл поднять смятённых... Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых... Предвечным ужасом объят, Прекрасный лик горит любовью, Но вещей правдою звучат Уста, запекшиеся кровью !..
Слайд 6
Исаак Левитан. У омута. 1892. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Первая среди картин своеобразной драматической трилогии, созданной Левитаном в первой половине 1890-х годов, — "У омута" (наряду с " Владимиркой " и "Вечным покоем"). Когда всматриваешься в достаточно большое полотно «У омута», появляется тревожное мистическое чувство. Впервые живописец не просто любуется природой, а словно констатирует факт ее изначально скрытого могущества. Через неширокую, темную и, казалось бы, спокойную реку, которая уже размыла плотину, перекинуты старые доски и скользкие бревна. На другом берегу зовет за собой продолжающаяся светлая тропинка, но там сгущается мрачный лиственно-хвойный лес, а над ним хмурится неспокойное вечернее небо. Зловещая сумеречность переданного состояния рождает ощущение страха и неуверенности – а стоит ли туда идти, через это гиблое место? И нужно ли человеку время от времени вглядываться в бездну?
Слайд 7
Картина представляет берег реки в лунную ночь. Справа пригорок, на нем усадьба, окруженная тополями. На заднем плане лес. На заросшем тростником берегу, на стволе свалившегося, перекинутого через реку гиганта-тополя в мягких волнах лунного света расположился целый сонм утопленниц. Живописные позы их унылы, бледные лица полны безысходной тоски. На всей картине лежит глубокая печать поэзии и тихой грусти. Общий тон гармонирует с характером таланта художника, который сам причислял себя к разряду «тихоструйных». Иван Крамской. Русалки. (на сюжет из произведения Н.В. Гоголя «Майская ночь»). 1871. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Слайд 8
Алексей Саврасов. Радуга. 1875. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург, Россия. Лучшим работам Саврасова свойственен мотив, сопрягающий высокое и низкое, небесное и земное. Он помогает Саврасову выразить драгоценное чувство единства мира, ощущение поэтической сущности жизни, причастности любого, самого неказистого уголка родных просторов к красоте "божьего творения", к всеобщему бытию, к глубинному смыслу родной природы. Этот смысл замечательно передан в одном из Саврасовских шедевров - картине "Радуга". На картине запечатлена деревушка, от которой поднимается вверх тропинка с выложенной по склону лесенкой. Художник вложил в изображение влажного бархата зеленой травы, пробивающегося сквозь тучи солнечного света и нежной, как бы тающей радуги столько любви и поэзии, что обычный деревенский мотив воспринимается как образ некоей "лестницы", приглашающей к духовному восхождению, приобщению к светлым силам "божьего мира".
Слайд 9
Михаил Нестеров . Молчание. 1903. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва . В 1903 году Нестеров посетил Соловецкий монастырь на Белом море. Под впечатлением увиденного в Соловках была написана одна из лучших Нестеровских картин «Молчание». Залив у подножия Рапирной горы. Таинственный свет белой ночи. В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора. Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши. Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Нестеровское мастерство композиции здесь проявляется в ее лаконизме, выборе крупных планов, скупости обобщающих линий. Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке.
Слайд 10
Александр Иванов. Ветка. 1840-1850. Бумага на холсте, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Для художника-философа, природа – это особая вселенная, живущая по собственным законам. Каждый предмет в ней существует в бесконечном пространстве, связан с ней незримыми нитями. На картине изображена ветка дерева на фоне гор, но кажется, что в ней заключен целый мир… На фоне синих далей трепещет ветка дерева, пронизанная золотыми лучами солнца. Сучья изгибаются, сплетаясь в красивый узел. Листья написаны по-разному: одни переданы пятном, другие – контуром. Одними лишь тончайшими градациями цвета – зеленоватого, голубовато-фиолетового, желтоватого, художник передает огромное воздушное пространство, отделяющее ветку от беспредельного мира. Отдельные листочки в тени, также ярко-голубые и это протягивает нити, соединяющие первый план картины с дальним.
Слайд 11
Илья Репин. Какой простор! 1903. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург, Россия. Девушку и студента застал на берегу морской прилив, обернувшийся шквалом, и они весело выбираются из волн. Девушка хохочет, придерживая шляпку от сильного ветра, а студент, распахнув шинель и открыв ветру грудь, говорит ей что-то замечательное. Может, читает стихи? Картину эту, написанную в 1903 году, - одно из высших достижений мировой лирической живописи – долго не принимала критика. Вот-де чем занимается старик-Репин: изображает сценки молодых свиданий! Еще разглядел кто-то светлую подкладку распахнутой студенческой шинели – ах, да это «белоподкладочник» (что на языке того времени означало «богатый», «равнодушный к политике», «студент-барич»). Нет, репинский сюжет – не само по себе свидание юной пары. Чувство воли, открытой стихии, радостной победы над страхом передано мастером. Как в песне: «Будет буря, мы поспорим и поборемся мы с ней».
Слайд 12
Используемые источники информации: Н. Дмитриева «Краткая история искусств» fanais.info WWW.ARTVEK.RU http://afisha.altune.ru/starinnye-ramki-dlya-kartin.html http://dreamworlds.ru/chtivo/7179-alkonost-sirin-gamajun...- rajjskie-pticy-drevnejj.html
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Пейзаж
Зимняя сказка
Цветущая сакура
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды