В работе «Столовое белье как средство формирования интерьера современного жилища» тема, задачи, содержание и выводы научно-исследовательской работы взаимосвязаны, содержательны и работают на конкретную и четкую цель. Автор грамотно обосновала актуальность выбранной темы, изложила методы исследования, источники информации.
В первой части своей работы Матвеева Марина характеризует основные исторические этапы развития столового белья. Изложив интересные подробности по ассортименту столового белья, автор полно описывает основные тенденции дизайна жилых помещений, правила цветовой гармонии в интерьере.
Марина тщательно проанализировала как литературные, так и информационные источники разработала рекомендации по данной теме, владея умениями отбирать наиболее важное, существенное из потока информации.
Работа способствует развитию интереса к предмету, расширяет возможности проектной деятельности по дизайну жилых помещений. Показала особенности интеграции в современный интерьер столового белья.
Вложение | Размер |
---|---|
столовое белье в интерьере жилища | 49.17 КБ |
презентация "Столовое белье как средство формирования интерьера" | 1.95 МБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоозерская средняя общеобразовательная школа»
Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Направление исследовательской работы по технологии:
«Дизайн жилого помещения»
тема доклада
«Столовое белье как средство формирования
интерьера современного жилища»
Ф.И. исполнителя: Матвеева Марина, ученица 9 класса
ФИО руководителя:
Мыдыгмаева В.Р.Б учитель технологии
2013 год
Оглавление:
Изучение текстиля в частности столового белья во взаимосвязи с жилым интерьером представляется необходимым для понимания современной проектной культуры. Современное жилое пространство является своего рода площадкой для художественных формотворческих экспериментов с текстилем. Изменение типологических и композиционных характеристик современных жилых интерьеров влечет и преобразование применяемого в них текстиля. Актуальность исследования обусловлена новым опытом последних десятилетий, новыми технологиями и видами текстиля. Поэтому, я считаю, свое исследование на тему «Столовое белье как средство формирования интерьера современного жилища» актуальным и обоснованным. В толковом словаре слово скатерть трактуется как изделие из плотной ткани, которым покрывают стол. Платок для вытирания губ или небольшую скатерть называют салфеткой. Полотенце – бельевое изделие в виде удлиненного полотнища для вытирания, обтирания.
Предметом исследования является выявление, описание и обоснование объектно-пространственных принципов и образно-стилистических приемов формирования интерьера посредством столового белья.
В качестве объекта исследования избрано столовое белье, как один из основных
видов текстиля, формирующих среду жилого интерьера.
Целью исследования является определение основных тенденций развития
столового белья в жилом интерьере.
Задачи:
Методы исследования, используемые в работе:
2. Основная часть доклада
2.1 История возникновения столового белья
Салфетки были известны еще в Древней Греции, ими служили листья фигового дерева, которыми рабы вытирали губы после еды своему хозяину. Полотняные салфетки использовались в Древнем Риме.
В Западной Европе обеденный стол обрел тканую скатерть в рыцарские времена Людовика Благочестивого (1215-1270). Это было нередко полотнище длиной в двадцать четыре метра, а шириной в два с половиной; скатерть ткали из ниток двойного кручения, вся она покрывалась вышивкой и украшалась роскошной бахромой.
К середине XV века скатерти употреблялись уже не только в знатных домах, но и среди ремесленников, купцов, нотариусов, врачей и аптекарей. Салфетки появились в Европе тоже в XV веке. Но еще долго и рот, и руки вытирали краем скатерти.
Узорные ткани, которые использовались для покрытия столов, привозили с Востока — бархат, парчу, плотный шелк. Цветное сукно для скатертей, в том числе и с узорным тиснением, выделывали и окрашивали в Европе.
Первое упоминание о скатертях на Руси относится к 1150 году (так называемая «Смоленская грамота»); слово «скатерть»-древнерусское, возможно, образовалось от «екать», и «терть» по типу «рукотерть» (старое русское название полотенца).
На Руси льняное ткачество, одно из основных крестьянских ремесел, сделало скатерти, а также полотенца-рушники обычным предметом не только княжеского и боярского, но и крестьянского обихода. Скатерть издавна воспринималась как знак благополучия, благосостояния. Недаром скатерть-самобранка — один из любимых мотивов русских сказок, а полотенца-рушники постоянно присутствуют в песенном, особенно свадебном и погребальном фольклоре. На рушнике, символизирующем скатерть гостеприимного стола, подают хлеб-соль.
С конца XIX века начинают производить превосходное льняное полотно и дамаски в России, их производили монастырские мастерские. Термин «монастырская работа» дошел и до наших дней – так определяют тонкую, искусно выполненную белую вышивку и ажуры на бельё из льна и хлопкового батиста. Кружевная прошва, белая вышивка решетками, филе и фламандское кружево являются непременным атрибутом скатертей и полотенец. По указанию Петра I в Россию в Новодевичий монастырь пригласили 30 монахинь из фламандских монастырей для обучения девочек-сирот умению плести брабантские кружева. В середине того же века на мануфактуре помещицы Протасовой из Мценского уезда Орловской губернии работали сотни мастериц. Они изготавливали огромный ассортимент изделий, который экспортировался в Англию и Турцию.
В XVIII и XIX веках белые скатерти повсеместно становятся непременным участником сервировки стола. Но в интерьерах эпохи рококо, классицизма, ампира (от первых десятилетий XVIII до 40-х годов XIX века) декоративные скатерти почти не фигурируют. В отдельных случаях на столы накидывались куски узорной парчи или расшитого шелка. В купеческих домах, впрочем, белые скатерти употреблялись даже в «залах» (комнатах, выполнявших роль гостиной).
В середине XIX века скатерти, закрывающие стол почти до пола, соседствуют с мягкой «кутаной» мебелью, с подушками и пуфиками. Нередко всю мебель одевали в английский ситец или кретон и из него же делали покрывало на стол.
В последние годы XIX века входят в моду специальные декоративные скатерти для столовых, которые оставались на столах в перерывах между трапезами.
В послереволюционные годы с их «фантастическим» бытом скатертями, дорожками и просто кусками ткани покрывали все, что можно, пытаясь создать хоть какой-то уют или просто маскируя обшарпанную, сборную, подчас чуть ли не из фанерных ящиков мебель.
К середине 1930-х годов распространились и вошли в моду «кустарные» скатерти из льняного полотна крупного переплетения, пастельных тонов и с ручной вышивкой крестом. Их выпускали предприятия народных художественных промыслов. В конце 1950-х появились в продаже специальные скатертные клетчатые и полосатые ткани. Возможно, мода на такие скатерти (их тогда называли чайными или десертными) возникла под влиянием немецких вкусов. Сказались впечатления, полученные во время войны и в послевоенное время.
Столовое белье начинает возвращаться в интерьеры под влиянием ностальгических и романтических ретро-настроений и в связи с фольклорной модой 70-х. Меняется стиль столового белья, но сами они в интерьере прочно занимают свое место.
Современные материалы позволили отойти от традиционных приемов декорирования тканей для столового белья. В первую очередь это коснулось росписи – появление красителей на акриловой основе дало возможность широко использовать разные по составу ткани с самыми различными фактурами. Современной модификацией таких традиционных техник, как ткачество, является их дополнительное декорирование ручной печатью, машинной вышивкой, аппликацией накладными элементами и другие технологии, которые стали распространенным приемом творческой деятельности авторских разработок столового белья.
2.2 Современные тенденции дизайна жилых помещений
Функция текстиля определяется, прежде всего, степенью его участия в
пространственной организации жилого интерьера. Основными приемами пространственного функционирования столового белья в интерьере являются:
а) выявление тектонической структуры интерьера,
б) его реальная трансформация,
в) иллюзорная трансформация.
В первом случае столовое белье строго вписывается в тектоническую структуру интерьера, подчеркивая очертания архитектуры жилища, объединяя порой разрозненную и разнохарактерную структуру пространства. Текстиль тесно связан с ним, соответствуя ему по местоположению, колориту, масштабу узора и размеру изделий.
Во втором случае столовое белье выполняет функцию дополнительного членения архитектурного пространства, изменяет очертания и степени замкнутости.
В третьем случае - меняет масштабность и динамику восприятия пространства, создает новые условные границы.
Для классицистического интерьера можно выбрать следующие виды тканей: бархат, шелк, вуаль, органзу чистых легких тонов (голубой, желтый, зеленый, белый). В орнаментах должны преобладать растительные мотивы.
Для стиля ар-деко характерны ткани нейтрального цвета слоновой кости в сочетании с насыщенным коричневым или золотым, или оттенков синего, серого. При этом шить столовое белье лучше всего шелка. Ткани стиля ар-деко должны быть украшены волнообразным или геометрическим орнаментами.
Колористика ампира регламентирует выбор черных, белых, красных и голубых тканей, полотна должны быть украшены золотыми узорами и рисунками.
Вычурный барокко выражается в текстиле насыщенных тонов с пышными орнаментами. Доминировать должны синий, зеленый, желтый, красный в сочетании с белым и золотым.
Для модерна характерны скатерти с реалистичными пейзажами, флореальными рисунками, дополненными изображениями бабочек, стрекоз, ракушек и т. д. Стилевая гамма предполагает использование светло-зеленых и жемчужно-серых цветов.
Приверженцам минимализма следует согласно канонам этого направления обратить внимание на натуральные ткани (лен, хлопок, шелк). Сочетание тканей должно быть основано на принципе контраста светлых и темных оттенков.
Стилизовать интерьер под этно можно легко с помощью ярких тканей с характерными народными орнаментами. В эклектичной обстановке можно с легкостью комбинировать ткани различных фактур и цветов: тяжелые с легкими воздушными, лаконичные однотонные полотна с тканями с выразительными орнаментами.
Способами взаимодействия текстильных композиций на основе столового белья с пространством являются доминантный, паритетный и нейтральный.
Доминантный способ предполагает присутствие в интерьере уникальных объектов текстильного искусства, которые становятся основным компонентом художественно-концептуальной организации жилого интерьера. В этой роли выступают объекты высокого дизайна, авторские произведения и высокохудожественные работы народного
искусства. Прием доминирования заключается также и в выявлении текстилем
стилеобразующей характеристики интерьера. Способами доминирования текстиля в жилище является и его количественное, и масштабное преобладание по отношению к остальным компонентам, а также колористическое превалирование. Цветовую доминанту интерьера могут представлять как отдельные элементы текстильной композиции интерьера, так и вся композиция в целом. Колорит декоративных тканей способен достаточно активно влиять на визуальное восприятие интерьера и изменять его пространственные характеристики.
Вторым способом является равноценное или «паритетное» взаимодействие столового белья с элементами оборудования интерьера. В основе данного приема лежит равнозначное стилистическое решение. Приемом паритетного способа аранжировки пространства является также колористическое моделирование среды. Текстиль часто выступает в качестве промежуточного цветового связующего между архитектурой и элементами оборудования интерьера (стена- столовое белье-мебель). Цвет текстиля может выполнять и компенсаторную функцию, уравновешивая цвето-тональные отношения элементов интерьера. Цвет орнамента одного из текстильных компонентов также может служить объединяющим звеном колорита.
Третий способ заключается в такой аранжировке пространства, когда
скатерть является лишь нейтральным фоном для композиционного центра. В качестве репрезентативной доминанты в пространстве жилища могут выступать декоративная роспись или объемно- пластическая композиция на стене или на потолке, которые достаточно активно формируют художественный образ. В этом случае текстиль уходит на второй план восприятия, визуально растворяется в архитектурном пространстве либо рассматривается как вспомогательный колористический компонент в решении интерьера.
2.3 Правила цветовой гармонии
Цвет столового белья в первую очередь конечно должен сочетаться с обстановкой. Пытаясь достичь гармонии, можно пойти двумя противоположными путями:
Пример. Если главный цвет в комнате синий, то скатерти синей гаммы соединят стол с общим интерьером, создадут единое зрительное пространство. Актуальный акцент – до предела усилить роль доминирующего цвета, используя его во всем многообразии оттенков. Особенно эффективен этот прием, если использовать большую нижнюю и меньшую верхнюю, сочетая оттенки одного ведущего цвета
Пример. Принцип контраста предполагает максимально выделить стол из общей гаммы, превратив его в обособленное пространство. Здесь применяются основные контрастные цвета. Они усиливают друг друга, кажутся более глубокими и «звучными». Светлые и теплые цвета зачастую зрительно воспринимаются ближе своего реального местоположения, они как бы выступают. Холодные и темные, наоборот прячутся, отодвигают в глубину. Этот оптический эффект проявляется наиболее зрелищно, если дальние предметы окрашены в теплые, приближающие тона, а ближние – в отдаляющие, холодные.
При подборе скатертей важно учитывать и психологические особенности восприятия человеком разных цветов. Современные исследования подтвердили, что цвета влияют на состояние человека, в том числе и на восприятие вкуса и запаха. Эксперименты показали: все цвета делятся на активные и пассивные. К активным относятся разновидности красного и оранжевого, которые оказывают на организм возбуждающее действие, позволяют ему работать с большей активностью и вызывают аппетит. Пассивные цвета – синий и фиолетовый – действуют на психику успокаивающе, охлаждают чувства. Еще они обладают интересным свойством на фоне сине-голубых оттенков человек лучше всего воспринимает величину, объем и форму предметов. Сочетание их с розовыми оттенками добавит сентиментальности и романтичности, с желтыми – солнечности, а игра светло-золотистыми цветами напомнит о райских кущах.
Зеленая гамма является промежуточной. Глядя на этот лечебный цвет, человек становится чувствительнее к звукам и ароматам. Оттенки зеленого в сочетании с палевыми тонами кремового, бежевого, песочного создают ощущение спокойствия, комфорта и умиротворения. Эти сочетания хорошо смотрятся в интерьерах, ориентированных на природную эстетику или обыгрывающих деревенскую тематику.
2.4 Характеристика ассортимента столового белья
Столовое белье – это швейное или трикотажное изделие для создания необходимых гигиенических условий в местах приготовления и приема пищи.
Основные требования, предъявляемые к тканям для столового белья:
Видовой ассортимент столового белья включает:
Качество столового белья зависит в первую очередь от типа ткани, из которого она изготовлена. Каждый материал имеет свои плюсы и минусы.
Полиэстеровые и хлопко-полиэстеровые скатерти превосходно отстирываются, не садятся и не мнутся. Они служат гораздо дольше, чем натуральные, и имеют стойкую окраску – даже в том случае, если скатерть полиняет.
Скатерти из хлопка легко гладятся, выглядят эффектно и презентабельно. Главный их недостаток – усадка, на каждый метр длины она составит 5–7 сантиметров. Поэтому при покупке такой скатерти стоит отдать предпочтение полотну большего размера, чем требуется.
Скатерти из хлопка с акриловым покрытием – водонепроницаемы и износостойкие. На них можно смело поставить горячую кастрюлю или сковородку – акриловые скатерти не реагируют на жар. Внутренняя поверхность скатерти не будет скользить по столу, к ней не пристанут масляные пятна. Но пропитка склонна к износу.
Тефлоновые скатерти (из хлопка с тефлоновым покрытием) имеют тот же недостаток.
Самыми дорогими, имиджевыми считают натуральные льняные и жаккардовые скатерти. Их несомненный плюс – экологичность. Но они, в отличие от синтетических тканей, подвержены усадке (даже более, чем хлопок) и трудны в глажке.
Выбор размера скатерти
Чтобы определить размер подходящей вам скатерти, нужно измерить столешницу. У квадратного стола измеряют одну длину, у прямоугольного – длину и ширину, у овального – длину и ширину (большой диаметр и малый диаметр), у круглого – диаметр.
Далее нужно прибавить длину «капли», ведь скатерть должна свисать со столешницы. То количество ткани, которое свисает, и называют «каплей». Классическая длина «капли» – 20 см с каждой стороны.
То есть необходимо прибавить минимум по 40 см к длине и ширине, чтобы скатерть равномерно «стекала» со всех сторон стола. Так определяется размер скатерти для квадратного, прямоугольного и овального столов.
а – длина столешницы (большой диаметр овальной столешницы)
б – ширина столешницы (малый диаметр овальной столешницы)
с – длина «капли» или «свиса»
Размер скатерти = а+с и б+с
Таким образом, если размер столешницы равен 150 на 150, нужно брать скатерть примерно 190 на 190. Однако скатерти, продающиеся в магазинах, имеют стандартные размеры, поэтому нужно подбирать скатерть того размера, который наиболее близок к необходимому вам.
Для круглого стола считаем так:
d – диаметр стола, с – длина «свиса». Размер скатерти = d + c ∙ 2
То есть если диаметр круглого стола 110 см, а свис будет по 20 см по всему краю, то к 110 нужно прибавить 40. Значит, будем искать круглую скатерть с диаметром примерно 140-150 см.
Одно из правил столового этикета гласит: пусть лучше скатерть будет слишком длинной, чем немного короткой. То есть если нужный вам размер где-то посередине между двумя стандартными размерами, лучше выбрать больший.
Дизайнеры рекомендуют делать свис побольше, если по краям скатерти располагаются замысловатые узоры и оригинальные вырезы.
Однако нежелательно, чтобы свис был слишком большим, так как это создаст неудобство для сидящих за столом: скатерть будет цепляться за ноги, а это риск сдвинуть текстиль и даже стянуть его со стола вместе с посудой. Максимальная длина свиса – 40 см
3. Заключение:
В ходе исследовательской деятельности была дана характеристика ассортимента столового белья, изучена история возникновения столового белья, рассмотрены основные тенденции дизайна жилых помещений, изложены правила цветовой гармонии, способы расчета выбора размера скатерти в зависимости от размера столешницы.
Выводы:
Считаю, что значимость работы выражается в том, что материалы исследовательской работы могут применяться в декорировании жилых интерьеров, а также в проектной деятельности учащихся при выполнении проектных работ, в оформлении выставочной работы.
Список использованной литературы
Электронные ресурсы:
Рецензия на доклад
ученицы 9 класса
МБОУ «Белоозерская средняя общеобразовательная школа
Матвеевой Марины.
В работе «Столовое белье как средство формирования интерьера современного жилища» тема, задачи, содержание и выводы научно-исследовательской работы взаимосвязаны, содержательны и работают на конкретную и четкую цель. Автор грамотно обосновала актуальность выбранной темы, изложила методы исследования, источники информации.
В первой части своей работы Матвеева Марина характеризует основные исторические этапы развития столового белья. Изложив интересные подробности по ассортименту столового белья, автор полно описывает основные тенденции дизайна жилых помещений, правила цветовой гармонии в интерьере.
Марина тщательно проанализировала как литературные, так и информационные источники разработала рекомендации по данной теме, владея умениями отбирать наиболее важное, существенное из потока информации.
Работа способствует развитию интереса к предмету, расширяет возможности проектной деятельности по дизайну жилых помещений. Показала особенности интеграции в современный интерьер столового белья.
Стиль, оформление работы, презентация и изделие соответствуют предъявленным требованиям научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее». Считаю, что доклад и столовое белье, оформленное в технике художественная гладь, учащейся 9 класса Матвеевой Марины можно направить на районную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее».
Руководитель: Мыдыгмаева В.Р.
Соленая снежинка
Новый снимок Юпитера
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Цветущая сакура
На горке