Практическая работа по исследованию производительности труда на примере свыполнения поделки.
В работе рассмотрены понятия разделения труда, специализация, производительность труда.
Выполненная поделка учениками может быть подпрком на праздник, день рождения и т.д.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_ekonomika_7_kl_vologina_yulya.doc | 310 КБ |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Производительность труда. Что это такое?
2. Изучение производительности труда на примере изготовления поделки.
выводы
литература
приложение
Введение
В настоящее время мы готовимся к получению определенной профессии. Для этого мы получаем сначала общее образование, а затем, окончив школу, будем получать специальное образование.
Целью трудовой деятельности является получение результата, например производство продукции или услуги. Для любого работника или их группы имеет значение плодотворность этого результата, т. е. количество произведенной продукции (услуг) за единицу рабочего времени (час, день, год). И чем выше этот результат, тем меньше затраты на единицу результата, в том числе такие, как арендная плата за помещение, плата за электроэнергию и т. п. Следовательно, при высокой продуктивности труда с увеличением объемов продукции снижаются издержки на нее. Эффективность, продуктивность труда измеряют с помощью показателя производительности труда.
Объект исследования - производительность труда.
Предмет исследования - специализация труда.
Гипотеза: специализация повышает производительность труда.
Цель: изучить факторы производительности труда на конкретном примере и показать влияние специализации.
Задачи:
1. изучить понятие «Производительность труда»;
2. определить методы производительности труда;
3.показать зависимость специализации на производительность труда.
Методы:
1. изучение научной литературы;
2. практический метод;
3. наблюдение, сравнение и анализ полученных данных.
Производительность труда — это степень эффективности целесообразной деятельности людей, отражающая способность производить за единицу рабочего времени определенный объем потребительных стоимостей [2]. Под эффективностью труда следует понимать достижения работниками наилучших результатов с наименьшими затратами [4].
Производительность труда — это показатель плодотворности целесообразной деятельности работников, которая измеряется количеством работы (продукции, услуг), сделанной в единицу времени. Производительность труда характеризует способность работников создавать своим трудом товары и услуги за час, смену, неделю, месяц или год.
Количество работы, произведенной одним работником, называется выработкой.
Показателем выработки можно измерить любую работу: производство продукции, продажу товаров или оказание услуг.
Применяются три метода измерения производительности труда:
Стоимостный метод измерения позволяет сравнивать производительности труда работников разных профессий, квалификаций, например кондитера и булочника, токаря и водителя. Но недостатком этого метода является влияние ценового фактора — конъюнктуры рынка и инфляции.
Натуральный метод измерения производительности труда применяется в случае производства (выпуска) однородной продукции. Объем работы определяется с помощью натуральных измерителей, таких, как: тонны, штуки, метры, литры и др.
Пример. Если 10 рабочих цеха выработали за неделю 800 деталей, то выработка каждого составит:
за неделю — 800 : 10 = 80 (деталей); за день — 80 : 5 = 16 (деталей).
Натуральный метод отличается простотой и наглядностью расчетов. Однако использование метода ограниченно: им нельзя пользоваться при расчетах производительности труда на тех участках, где производится или выпускается разная продукция, например тракторы и велосипеды.
При измерении производительности труда трудовым методом используются нормативы времени на производство единицы продукции или продажу единицы товара:
Пт = (Объем продукции в единицах времени работы) / (Фактическое время работы),
где Пт — производительность труда, измеренная трудовым методом.
Пример. В цехе два рабочих за смену (8 ч) произвели 20 деталей А, на которые установлена норма времени 30 мин за единицу, и 40 деталей В, на которые установлена норма времени 15 мин. Тогда производительность труда (выработка) одного рабочего цеха за минуту составит:
Пт = (30x20 + 40x15) / 2x8x60 = 1,25 (детали).
На производительность труда оказывает влияние трудоемкость работ.
Трудоемкость — это показатель, характеризующий затраты живого труда, выраженные в рабочем времени, на производство продукции (услуг).
Трудоемкость характеризует затраты труда на производство единицы продукции. Выработку называют прямым показателем производительности труда, поскольку чем больше ее величина, тем выше производительность. Трудоемкость считается обратным показателем, поскольку с ростом трудоемкости выпускаемой продукции производительность труда уменьшается. Снижение трудоемкости продукции и услуг может происходить не только за счет технического прогресса, но и вследствие уплотнения рабочего времени, то есть за счет ликвидации непроизводительных потерь рабочего времени и повышения интенсивности труда.
Методика расчета производительности труда
Показатели, характеризующие производительность труда | В дроби: | ||
№ п/п | числитель | знаменатель | |
1 | Натуральные показатели производительности труда | Производство продукции в натуральном выражении | Затраты времени на производство продукции |
2 | Условно-натуральные показатели производительности труда | Производство продукции в условно- натуральных единицах | Затраты времени на производство продукции
|
3 | Стоимостные показатели производительности труда | Валовая добавленная стоимость, валовой выпуск | Затраты времени производственных работников |
4 | Трудоемкость
| Затраты времени на производство продукции | Производство продукции в натуральном выражении |
Натуральные и условно-натуральные показатели продукции дают возможность определить уровень и динамику производительности труда по отдельным видам однородной продукции. Они широко используются для характеристики производительности труда по важнейшим видам продукции. Достоинство этого метода - простота расчета, наглядность, объективность измерения уровня производительности труда. Но он может применяться только на предприятиях, участках, производствах, в отраслях, где производится однородная продукция или ведется учет затрат рабочего времени по каждому виду производимой продукции. Такой метод применяется на предприятиях транспорта, полезный результат работы выражается в условно-натуральных единицах.
Стоимостные показатели продукции позволяют получить обобщающие характеристики производительности труда по предприятиям, отраслям экономики и экономическим районам. Стоимостной метод наиболее универсальный, позволяет измерить производительность труда при производстве разнородной продукции, обеспечивает получении сводных данных по отраслям, территориям и экономике в целом. При использовании денежных измерителей продукции для изучения динамики производительности труда или при характеристике выполнения плановых заданий необходимо устранять влияние изменения цен, т.е. использовать данные о стоимости произведенной продукции в сопоставимых ценах.
Трудовые показатели производительности основаны на измерении объема произведенной продукции в нормо-часах рабочего времени. Трудовые показатели производительности определяются по одному или нескольким видам однородной продукции.
На изменение производительности труда влияют многообразные факторы, которые можно объединить в 4 группы:
Среди перечисленных факторов рассмотрим как влияет на производительность труда его разделение и специализация.
Разделение труда – исторически сложившийся процесс обособления, видоизменения, закрепления отдельных видов трудовой деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности.
Специализация - (от лат. specialis — особый, своеобразный) в образовательной системе — это углублённое изучение относительно узкого поля деятельности, в рамках специальности, обеспечивающее необходимый уровень квалификации специалиста, предназначенный для выполнения некоторой работы.
Cпециализация в процессе труда — выполнение однородных трудовых операций работником производства в рамках его технологической организации. Специализация труда повышает ее производительность.
При исследовании применялся натуральный метод производительности труда, так как метод отличается простотой и наглядностью расчетов.
Перед группой класса из 5 человек мы поставили задачу: изготовить поделку – красиво оформленный уголок для кабинета с помощью техники оригами.
Необходимые материалы: бумага разных цветов, клей, картон.
Инструменты: ножницы, степлер, линейка карандаш.
Выполнение работы предполагает изготовить из бумаги отдельные детали:
Затем детали необходимо склеить так, чтобы получился цветок, для одного цветка сделать 1-2 листка зелени, приклеить на картон в виде композиции «Букет».
Первая часть работы- все ученики выполняют одинаковые операции (бумага заранее нарезана).
Для изучения производительности руда, мы выполнили различные замеры по изготовлению отдельных элементов цветка:
Производительность труда. Таблица 1.
Виды деятельности | Ученик 1 | Ученик 2 | Ученик 3 | Ученик 4 | Ученик 5 | Средний показатель |
Опыт 1 время 5 минут | 5 | 6 | 5 | 5 | 6 | 5,4 |
Опыт 2 время 5 минут | 6 | 8 | 6 | 7 | 7 | 7 |
Опыт 3 время 5 минут | 6 | 9 | 8 | 8 | 8 | 7,8 |
Всего за 15 минут | 17 | 23 | 19 | 20 | 21 | Х |
Среднее число деталей за 5 минут | 6,7 |
Вывод: при специализации отдельного вида работы наблюдается повышение производительности труда.
Для цветка необходимо 5 деталей, поэтому каждый ученик выполняет сбор цветка за 5 минут (успевает изготавливать 5 лепестков).
На один цветок затраты времени 5 минут. Это показывает трудоемкость изготовления одного цветка.
Вторая часть работы заключается в отборе более опытных учеников, производительность которых выше. Их назначаем для выполнения именно этой работы (3 ученика , № 2, № 4, № 5). Остальные ученики выполняли операции по нарезанию бумаги, и склеиванию деталей в цветок.
Такое распределение позволило за то же время 5 минут одновременно изготавливать отдельные детали и непрерывно выполнять все действия сборки, это так называемый «конвейер», непрерывное производство. Именно такое распределение труда позволило за 5 минут выполнить работу быстрее и эффективней. Ученики, которые специализировались на одном виде деятельности, выполняли работу качественно и быстрей.
Вывод: распределение ролей, расстановка и выявление «специалистов» занимает определенное время, но позволяет эффективно выполнять дальнейшую работу. Затраты времени на это окупаются в дальнейшем. Специализация труда повышает общую производительность группы.
Затраты во времени оказались меньше, чем выполнение этой же работы одним учеником. Работая в коллективе, можно наблюдать «дух поддержки» или «примера», когда один учащийся смотрит на того, у кого получается лучше и равняется на него.
В результате работы группы была выполнена поделка для классного уголка в кабинете, освоена техника выполнения оригами, учащиеся выявили свои возможности и использовали их для выполнения общего дела.
выводы
Производительность труда — это показатель плодотворности целесообразной деятельности работников, которая измеряется количеством работы (продукции, услуг), сделанной в единицу времени.
Практически изучен натуральный метод производительности труда, в результате которого участники были распределены по специальностям – тому делу, которое они выполняют лучше. Распределение заданий между участниками группы позволило выполнить поделку быстро и качественно. Эффективность работы зависела от результатов первого опыта, то есть от выработки определенного числа деталей за определенное время.
В результате работы выполнена поделка для классного уголка в кабинете, освоена техника выполнения оригами, учащиеся выявили свои возможности и использовали их для выполнения общего дела.
Учащиеся убедились, что производительность труда зависит напрямую от специализации. Достижение общего дела зависит от вклада и усилий каждого.
Данная работа показала, что групповая работа намного эффективней при выполнении трудоёмкого задания.
Выводы применимы не только в данной ситуации, но и при выполнении любой другой коллективной работы.
Эффективно распределять людей помогает такая наука, как менеджмент.
А по данной тематике можно подобрать такие поговорки и пословицы:
По теме подобраны загадки:
Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются ...
Фирмой крупной управляет
И разумно, и умело.
Деньги так распределяет,
Чтоб росло и крепло дело.
Порученья он даёт
Всем сотрудникам своим,
Чтобы фирма шла вперёд,
Приносила прибыль им...
И врачу, и акробату
Выдают за труд ...
Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким ...
В дальнейшем намечены вопросы и темы для изучения в области менеджмента:
литература
приложение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ Лицей
Секция экономики
Тема: Изучение производительности труда.
Выполнила: Вологина Юлия
Ученица 7 класса
МБОУ Лицей
Руководитель:
Синицина Е.В.,
учитель информатики
и экономики
Черногорск 2012
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Снежная книга
Снеговик
За еду птицы готовы собирать мусор
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)