Работа кружка «Волшебная паутинка»
Возраст воспитанников: 14-16 лет
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Волшебная паутинка" | 116.3 КБ |
План проверен: Утверждаю:
Зам.директора по ВР Директор школы-интерната
_______Е.В.Божкова ___________Е.Е.Воеводина
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Знаменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
ПРОГРАММА
работы кружка «Волшебная паутинка»
Возраст воспитанников: 14-16 лет
Срок реализации: 01.09.12-25.05.2013гг
Автор программы: Ююкина А.Н.
Р.п. Знаменка
2012 г
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Образовательное учреждение | Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Знаменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» |
Юридический адрес | 393400, Тамбовская область, Знаменский район, р.п. Знаменка, ул.Ленина, д.2 |
Контактный телефон | 8(47552) 24-628 |
Директор школы-интерната | Воеводина Елена Евгеньевна |
Название Программы | Программа работы кружка «Волшебная паутинка» |
Направленность Программы | Художественно-эстетическая |
Автор Программы | Ююкина Анастасия Николаевна, воспитатель |
Сроки реализации | 01.09.2012-25.05.2013 |
Форма реализации | Организация внеурочного времени обучающихся |
Участники Программы | обучающиеся 14-16 лет |
Кадровое обеспечение Программы | Воспитатель |
Взаимодействие с социумом | Средства массовой информации- страничка на сайте школы –интерната |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – художественно – эстетическая, поскольку способствует формированию личности ребенка средствами декоративно-прикладного искусства.
Занимаясь в кружке «Волшебная паутинка» обучающиеся расширяют, и углубляют знания, развивают художественный вкус, творческую и трудовую активность, коллективизм и взаимопомощь.
Изготавливая декоративные различные изделия,картины, сувениры, панно у детей с наибольшей полнотой проявляется индивидуальный художественно эстетический вкус, развивается творческое и абстрактное мышление.
Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение особое место занимает вышивка нитками по картону – «ИЗОНИТЬ», корни которой уходят в далекое прошлое.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. Новизна программы заключается в том, что она позволяет познакомить воспитанников с традициями русского народа, через декоративно прикладное искусство, в данном случае через вышивку изонитью. А также в предоставлении большого количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно; создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей; создание условий для развития личности ребёнка и творческой самореализации. Актуальность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности. Именно ниткография открывает широкие возможности для художественно-творческого развития, для самовыражения каждого воспитанника. Школьники учатся симметричным узорам в художественной отделке, определяют цветовое решение, размер, пропорции в декоративных изделиях. Изучают, и применяют на практике технологии изготовления изделий, поделок. Педагогическая целесообразность На кружковых занятиях по вышивке у обучающихся появляется возможность изучить данный вид творчества более подробно. Познакомиться с его историей, влиянием времени на развитее данного вида искусства, его видами, посетить виртуальные музеи и выставки, где представлены работы, выполненные в изучаемой технике.
Вышивка изонитью – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Организация трудовой деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах вышивки– наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа.
Изучение вышивки как части духовного и материального наследие своего народа будет способствовать воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у обучающихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов.
На занятиях предлагается познакомить воспитанников с таким видом вышивки как изонить, так как она являются более понятным для детей.
Цель программы: : приобщение обучающихся к народным традициям, через декоративно-прикладное искусство, в нашем случае через вышивку в технике изонить.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
привить интерес и любовь к декоративно-прикладному искусству. Отличительная особенность данной программы: Занятия изонитью способствуют развитию у ребёнка мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления; воображения; волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца); художественных способностей и эстетического вкуса.
Программа предназначена
для обучающихся 14-16 лет и рассчитана на 1год обучения.
Характерная потребность детей – получение новых знаний и умений, создание чего- то нового и не обычного своими руками.
Форма занятий: групповая. 1группа из 9 человек.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу
Продолжительность занятий: продолжительность одного учебного часа- 45 минут.
В программе обучения 3часа уделяется на познавательную деятельность: экскурсии в парк, организация выставок, виртуальные экскурсии по музеям.
Обучение проводится в двух направлениях:
Теоретическая часть программы кружка ниткографии предусматривает ознакомление с историей и художественными традициями вышивального искусства, беседы о народных художественных промыслах, анализ образцов народной вышивки и современных произведений этого вида декоративно-прикладного искусства (видеоматериалы, рисунки, репродукции, изделия). На занятиях по вышиванию нитью на картоне, детей можно познакомить с терминологией русского народа. Объяснить им понятия, такие как композиция, орнамент, пропорция и т.д
Практическая работа по вышивке включает знакомство с элементарными основами рисования по подготовке узора для изделия, выполнение эскизов различных орнаментов. Составление узоров из готовых элементов, самостоятельную работу над орнаментом, перевод рисунка, ознакомление с приёмами вышивки, которое осуществляется в процессе выполнения различных заданий.
В программе предлагаются задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Задания для индивидуального исполнения рассчитаны на обучающегося с ОВЗ , они не особенно трудоёмки и объёмны. Коллективной работой являются изделия чисто декоративного характера, предназначенные для украшения жилого интерьера. Крупные изделия выполняются группой. Коллективный труд значительно ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределить задания, учитывая возраст и особенности каждого. Методы обучения:
Предполагаемые результаты:
обучающиеся должны знать:
обучающиеся должны уметь:
Формы контроля.
Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев определения результатов практической деятельности обучающихся, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.
Воспитательные мероприятия.
Экскурсии:
- в парк;
- различные мероприятия, праздники в школе;
- творческие встречи с людьми, увлекающимися вышивкой на картоне.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятий | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. Инструменты и материалы. Техника безопасности. | 1 | 1 | |
2 | История возникновения изонити. Особенности работы. | 1 | 1 | |
3 | Базовая форма угол. | 1 | 1 | |
4 | Выполнение изображений, содержащих в себе базовые формы угла. | 1 | 1 | |
5 | Базовая форма круг, овал | 1 | 1 | |
6 | Выполнение изображений, содержащих в себе базовые формы круга, овала | 1 | 1 | |
7 | Коллективная работа «Снежинки» | 3 | 1 | 2 |
8 | Базовая форма волна, дуга. | 1 | 1 | |
9 | Изготовление поделки «Сердце» | 3 | 1 | 2 |
10 | Изготовление поделки «Рыбки» | 3 | 1 | 2 |
11 | Коллективная работа «Цветы» | 3 | 1 | 2 |
12 | Экскурсия в парк «Волшебные краски и нити природы» | 1 | 1 | |
13 | Изготовление поделки «Бабочки» | 3 | 1 | 2 |
14 | Подготовка к выставке | 1 | 1 | |
15 | Выставка | 1 | 1 | |
ИТОГО | 25 | 7 | 18 |
Содержание программы
В связи с тем, что программа построена для детей с учетом их возрастных психологических особенностей, она сможет быть в большей степени понятна обучающимся.
Участвуя в практической деятельности – мотивации обучения будет внутренней, и не потребует искусственных стимулов, т.к. действие состоит вначале обучения. Поэтому обучающимся помимо теоретического материала, который может быть менее интересным для некоторых воспитанников, решая какую либо новую задачу, дается в большем объеме практическая часть.
Чтобы правильно проходила практика, необходимо изучить определенную информацию обобщить все действия, т.е. извлечь опыт и приобрести навыки, необходимые для дальнейших действий. Подобное обучение приводит к более глубокому усвоению информации, т.к. всё выученное ассоциируется с конкретными действиями и событиями, а не абстрактными символами.
Программный материал содержит разделы:
1. Вводное занятие.
- Правила техники безопасности и поведения обучающихся в кабинете.
- Распределение обязанностей в кабинете и ответственных за инструменты.
- Подготовка к работе. Инструменты и приспособления.
- различные виды ниток. Структура, качество.
- Виды перевода рисунка и определение количества точек (сквозных отверстий), их нумерация
2. История возникновения изонити.
-Знакомство с техникой появления ниточного дизайна (нитяной графики).
-Особенности работы.
3. Базовая форма угол
* чертёж угла;
* деление сторон угла на 12 равных частей;
* нумерация полученных точек (от вершины);
* прокол иглой во всех точках (кроме вершины);
* вдевание нити в иглу;
* заполнение угла по схеме. 4. Выполнение изображений, содержащих в себе базовые формы угла. 5. Базовая форма круг, овал
* деление окружности на 12 равных частей;
* нумерация полученных точек;
* прокол иглой во всех точках;
* вдевание нити в иглу;
*заполнение окружности по схеме.
6. Выполнение изображений, содержащих в себе базовые формы круга, овала
Последовательность работы. (7-11,13)
* Подготовка чернового эскиза задуманного рисунка или композиции.
* Чертёж на изнаночной стороне основы в натуральную величину с учётом
особенностей техники заполнения.
* Разметка всех элементов рисунка или композиции.
* Проделывание отверстий по разметке.
* Заполнение нитками элементов рисунка или композиции.
* Закрепление ниток с обратной стороны скотчем.
* Заклеивание обратной стороны работы листом картона.
* Оформление готовой работы в рамочку.
7. Коллективная работа «Снежинки»
Снежинка строится на основе трёх окружностей разного диаметра.
Выполняется разметка и прошив по схеме.
Используются белые нитки, голубой картон. 8. Базовая форма волна, дуга. * чертёж дуги;
*деление дуги на 12 равных частей; * нумерация полученных точек;
* прокол иглой во всех точках;
* вдевание нити в иглу;
*заполнение дуги, волны по схеме.
9. Изготовление поделки «Сердце»
Сердце строится на основе нескольких полуокружностей. Прошивается
по схеме.
Используются красные нитки, розовый или жёлтый картон
10. Изготовление поделки «Рыбки»
Изображение рыбки состоит из тела. Хвоста и плавников. Тело строится на
основе овалов (окружностей), хвост и плавники – на основе углов по
схеме.
11. Коллективная работа «Цветы»
Изображение цветка состоит из основания, лепестков (6 штук), стебля и
листочков. Основание заполняется по принципу окружности, лепестки –
полуокружности, стебель – два длинных стежка, листики – как углы по схеме.
12. Экскурсия в парк «Волшебные краски и нити природы» 13. Изготовление поделки «Бабочки».
Изображение бабочки состоит из двух пар крыльев (больших и
маленьких), усиков и туловища. Усики прошиваются как дуги, туловище –
по принципу окружности, крылья – полуовалы и углы по схеме.
Используется различное сочетание ниток, голубой (белый) картон.
14. Подготовка к выставке. Оформление работ для выставки.
15. Выставка. Отбор лучших работ для оформления школы, класса. Поощрение лучших.
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия должны проводиться в светлом, сухом, достаточно просторном и хорошо проветриваемом помещении. У каждого ребенка должно быть рабочее место и набор необходимых материалов и инструментов. Целесообразно иметь большой рабочий стол для разборки эскизов и, а также видеооборудование.
Необходим шкаф для хранения незаконченных изделий, оборудования и методической литературы, а также стенды для размещения образцов изделий, магнитная доска.
Материалы:
Обеспечение санитарно-гигиенических норм и правил по технике безопасности
Тщательная влажная уборка помещения;
Проветривание;
Соблюдение режима обучения и перерывов;
Проведение занятий по технике безопасности.
Методическое обеспечение программы.
Для успешного изучения программы «Волшебная паутинка» используется:
методическая литература;
методические пособия;
наглядные пособия, изготовленные преподавателем;
видеоматериалы;
изготовленные красочные образцы различных поделок (преподавателем и обучающимися).
Условия реализации данной программы
Наличие необходимых условий для занятий:
класс со свободным пространством, где можно заниматься с 7-10 обучающимися;
видеооборудование;
учебно-методические пособия;
изделия, образцы поделок.
Прогнозируемая результативность
В зависимости от степени обученности ребят, планируется получить следующие результаты:
- низкий – приобретены удовлетворительные умения и навыки, может самостоятельно выполнять не трудные задания, творческие способности выражены не ярко;
- средний – может выполнять работу самостоятельно при использовании демонстрационного материала, работы аккуратны, виден художественный замысел, развито мышление;
- высокий – развито творческое мышление, раскрываются творческие способности, богатая фантазия. Выполняет работу по своему замыслу. Принимает участие в выставках, проявляет большой интерес к работе. Является консультантом у других обучающихся.
Связь с другими предметами
Черчение | Графическое исполнение схем. Графика, как средство развития интеллекта человека, его творческих способностей и эстетического восприятия мира. Графика – важнейшая часть дизайна.
|
История | Происходит сравнение древних цивилизаций с современными. История русской вышивки.
|
Рисование | Навыки рисования используются в практических работах.
|
Геометрия | Геометрическое изображение схем. Абстрактное мышление.
|
Список использованных источников
Литература для обучающихся:
Приложение 1
к программе кружка
«Волшебная паутинка»
Календарно-тематическое планирование
работы кружка «Волшебная паутинка»
№ п/п | Тема занятия | Оборудование и материалы | Форма проведения | Кол-во часов | Дата |
1 | Вводное занятие. Инструменты и материалы. Техника безопасности. | Конспект, журнал по технике безопасности. | Беседа с игровыми элементами | 1 | 28.10 |
2 | История возникновения изонити. Особенности работы. | Видеоматериал, презентация, иллюстрация | Виртуальная экскурсия | 1 | 11.11 |
3 | Базовая форма угол. | Схемы. Инструменты для работы. | Учебное занятие | 1 | 18.11 |
4 | Выполнение изображений, содержащих в себе базовые формы угла. | Картон (бархатная бумага), нити (швейные, мулине, ирис), иголки, ножницы, циркуль, линейка, простой карандаш, ластик, скотч, клей ПВА, ткань,бисер и т.д. | Практическое занятие | 1 | 25.11 |
5 | Базовая форма круг, овал | Схемы. Инструменты для работы | Учебное занятие | 1 | 2.12 |
6 | Выполнение изображений, содержащих в себе базовые формы круга, овала | Картон (бархатная бумага), нити (швейные, мулине, ирис), иголки, ножницы, циркуль, линейка, простой карандаш, ластик, скотч, клей ПВА, ткань, бисер и т.д. | Практическое занятие | 1 | 9.12 |
7 | Коллективная работа «Снежинки» | Картон (бархатная бумага), нити (швейные, мулине, ирис), иголки, ножницы, циркуль, линейка, простой карандаш, ластик, скотч, клей ПВА, ткань, бисер и т.д. | Коллективное творческое дело (КТД) | 3 | 16.12 23.12 30.12 |
8 | Базовая форма волна, дуга. | Схемы. Инструменты для работы | Практическое занятие | 1 | 20.01 |
9 | Изготовление поделки «Сердце» | Картон (бархатная бумага), нити (швейные, мулине, ирис), иголки, ножницы, циркуль, линейка, простой карандаш, ластик, скотч, клей ПВА, ткань, бисер и т.д. | Творческий конкурс | 3 | 27.01 3.02 10.02 |
10 | Изготовление поделки «Рыбки» | Картон (бархатная бумага), нити (швейные, мулине, ирис), иголки, ножницы, циркуль, линейка, простой карандаш, ластик, скотч, клей ПВА, ткань, бисер и т.д. | Тематические задания по подгруппам | 3 | 17.02 24.02 3.03 |
11 | Коллективная работа «Цветы» | Картон (бархатная бумага), нити (швейные, мулине, ирис), иголки, ножницы, циркуль, линейка, простой карандаш, ластик, скотч, клей ПВА, ткань, бисер и т.д. | Коллективное творческое дело (КТД) | 3 | 10.03 17.03 7.04 |
12 | Экскурсия в парк «Волшебные краски и нити природы» | Экскурсия | 1 | 14.04 | |
13 | Изготовление поделки «Бабочки» | Картон (бархатная бумага), нити (швейные, мулине, ирис), иголки, ножницы, циркуль, линейка, простой карандаш, ластик, скотч, клей ПВА, ткань, бисер и т.д. | Тематические задания по подгруппам | 3 | 21.04 28.04 5.05 |
14 | Подготовка к выставке | Инструменты для работы | Практическое занятие | 1 | 12.05 |
15 | Выставка | Работы детей | Выставка | 1 | 19.05. |
Приложение 2
Диагностическая карта ребенка, посещающего кружок
«Волшебная паутинка»
Ф.И. ребенка _________________________________
Таблица №1.
Имеет представление | Ориентируется на плоскости | Понимает | |||||||||
О разных углах | Об окружности | О хорде | О точке отсчета | верх | низ | слева | справа | середина | центр | вершина | край |
1- все задания выполняет при помощи воспитателя
2- знает и понимает правила работы, применяет их на практике, иногда требуется
помощь воспитателя.
3- знает и понимает правила работы, применяет их на практике, работу выполняет самостоятельно.
При проведении диагностики используются такие методы как – беседа, опрос, наблюдение.
Таблица №2.
Различа ет | Умеет составлять изображения предметов и композиций | Владеет навыками работы | Знает правила работы с изонитью. | Умеет объяс нять и доказывать | |||||||
Холод ные и теплые тона | Изна ноч ную и лице вую сторо ны | Из углов, треуголь ников. | Из окружнос тей | Из квад ратов. | Из ром бов. | Иголкой | ниткой | линейкой | Трафа ре том | ||
Приложение 3
Тесты :
1.Какая страна является родиной изонити?
Франция Англия Россия Италия
2.Какие способы закрепления нити с изнаночной стороны картоны вы знаете?
С помощью клея Узелком С помощью скотча
3.Отрезок прямой, соединяющий любые две точки окружности, называется...
Радиус Вектор Хорда
4.Образец из картона, обводя который, можно многократно повторять фигуры.
Контур Периметр Шаблон
5.Как ещё по-другому называется изонить?
Ниткография Вышивка крестом Вышивка гладьюВышивка хордовым стежком 6.При заполнении угла, какой рисунок должен получиться на изнаночной стороне? Пересекающиеся линии Стежки располагаются на сторонах угла. 7.При заполнении окружности, какой рисунок должен получиться на изнаночной стороне? Нить повторяет линию окружности. Пересекающиеся нити образуют звезду 8. Какие приспособления необходимы для прокалывания отверстий в картоне? Ножницы Пенопластовая подложка Шило или булавка Нож 9.Чем длиннее хорда, тем незаполненный круг внутри окружности будет… Больше Меньше Не зависит 10.Взаимное расположение фигур на выбранном формате называется... Композиция Стилизация Пропорция
11.Образец из картона, обводя который, можно многократно повторять фигуры. Контур Периметр Шаблон
12.При заполнении угла количество отверстий на обеих сторонах угла должно быть…..
Разным Одинаковым Не важно 13.Чем длиннее хорда, тем незаполненный круг внутри окружности будет… Больше Меньше Не зависит
Тесты по технике безопасности при работе на кружке.
1.При работе шилом острие направлять
к себе вправо влево от себя
2.Расстояние от глаз до изделия должно быть
20-25см 30-40см 50-60см
3.В конце занятий булавок и иголок в игольнице должно быть
Столько же, сколько и в начале занятия Больше Меньше
4.Сломалась игла. Как поступить.
Сообщить педагогу Вставить в игольницу Оставить на столе Завернуть в плотную бумагу и выбросить
5.Свет при работе должен падать
Слева Справа Спереди Сверху
6.Ножницы надо передавать
Лезвиями вперёдС сомкнутыми лезвиямиКольцами вперед
7.Иголки и булавки должны храниться
В кармане На столе В игольнице
8.Нитку для работы надо
Откусить зубами Отрезать ножницами Оторвать
Приложение 4
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИГОЛКАМИ И БУЛАВКАМИ. Храните иголки и булавки в игольнице. Не берите иголки и булавки в рот. Не пользуйтесь при работе ржавыми иглами и булавками.
Во время работы не вкалывайте иголки и булавки в одежду.
Не перекусывайте нитку зубами — можно испортить эмаль и поранить губы.
До и после работы проверь количество игл.
Игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы ее легче было найти, если она потеряется.
Сломанную иглу надо завернуть в плотную бумагу и выбросить.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ.
Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
Храните ножницы в определенном месте, кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
Передавайте ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
Нельзя резать на ходу.
При работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ШИЛОМ, ЦИРКУЛЕМ.
Игла шила должна хорошо держаться в ручке.
Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя.
При работе с циркулем не оставлять циркуль в раскрытом виде, не держать циркуль вверх концами.
При работе шило направлять острием от себя.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С КЛЕЕМ
Не допускайте попадания клея в глаза, в рот, на слизистые носа.
Клей храните в плотно закрытой упаковке.
При работе с клеем пользуйтесь кисточкой, если это требуется.
Излишки клея убирайте мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
Кисточку и руки после работы хорошо вымойте с мылом.
ОХРАНА ТРУДА. ПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
Ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.
Свет должен падать слева или спереди.
Нельзя опираться грудью на стол.
Тигрёнок на подсолнухе
Марши для детей в классической музыке
Рисуем лошадь акварелью
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Заяц, косач, медведь и весна