Малые архитектурные формы используются в ландшафтном дизайне давно, с самого начала появления садов за крепостными стенами древних поселений и появления крупных городов как таковых. Малые архитектурные формы — это конструкции, служащие для декоративного оформления и выполнения функциональной нагрузки в ландшафтном дизайне. То есть такие небольшие строения, сооружения и отдельные конструкции, кроме привлекательных внешних параметров могут обладать и практичностью, кроме эстетического часто имеют еще и функциональное назначение.
Вложение | Размер |
---|---|
malye_arhitekturnye_sooruzheniya_na_shkolnom_uchastke.doc | 107.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Янтиковская средняя общеобразовательная школа « Янтиковского района Чувашской Республики
Социальный проект
« Малые архитектурные формы на школьном участке»
Михайлова Инесса и Софронова Ольга, учащиеся 10 кадетского класса
Научный руководитель:
Павлова Елена Германовна,
учитель географии и экономики
МБОУ «Янтиковская СОШ»
с.Янтиково,2013
I. Введение
Работа на пришкольном участке, в частности занятия декоративным оформлением школьного двора, располагает большими воспитательными возможностями. В детях, ухаживающих за растениями, воспитывается любовь ко всему живому, к природе. Они учатся понимать и ценить прекрасное вокруг нас. У школьников развиваются привычка и любовь к труду. Они приобретают определённые трудовые навыки и умения. Кроме того, дети получают практическое представление о некоторых профессиях (цветовод, селекционер, ландшафтный архитектор). В процессе работы на пришкольном участке очевидной для детей становится связь науки с практикой, конкретизируются многие понятия, намечаются и укрепляются межпредметные связи (биология, химия, география). Наконец, не следует забывать и о пользе физического труда на свежем воздухе.
Большое воспитательное значение имеет для ребят труд в коллективе, общее для всех дело. В последние годы в Янтиковском районе проводится конкурс по озеленению территорий, целью которого является пропаганда, распространение и практическое применение опыта озеленения и эстетического оформления, новаторских подходов и идей. Был объявлен смотр - конкурс на лучшее озеленение и благоустройство населенных пунктов Янтиковского района по пяти направлениям:
– озеленение и благоустройство населенного пункта Янтиковского района Чувашской Республики;
– озеленение и благоустройство территории организации в границах представленного участка, санитарно-защитной и охранной зон, а также прилегающей территории;
– озеленение и благоустройство территории учреждения социальной сферы в границах предоставленного участка, а также прилегающей территории;
– благоустройство и озеленение улиц частного сектора;
– оформление цветников и уголков отдыха.
Учащиеся и педагоги нашей школы не остались в стороне, включились в проектную деятельность по озеленению территории нашей школы.
Торжественное открытие нового здания МБОУ «Янтиковская СОШ» состоялось с участием Президента Чувашской Республики Н. В. Федорова 30 декабря 2005 года. Прилегающая территория школы составляет 1,5 га; застроенная корпусом здания в 2530,2 кв.м.; асфальтовое и плиточное замещение составляет 3418,0 кв.м. Вся зона школы оборудована тротуарами и скамейками, на территории установлено 3 декоративных вазона.. Со дня открытия нового здания школы высажено древесных насаждений на площади 420 кв.м., из них 100 туй, 150 лип и берез, 150 елей, 150 пирамидальных тополей, 4 шаровидные ивы, 90 рябин. Разбит сад из 90 яблонь и груш.
Проблема благоустройства школьной территории стала актуальной с первых лет ее существования. Разбит школьный сад, учебно-опытный участок, клумбы, имеются детская и спортивная площадки. По мере роста и развития школы эта проблема остаётся актуальной для нас и в настоящее время, что способствует воспитанию детей этического вкуса, формирования чувства ответственности за свою школу и желании изменить облик школы еще к лучшему. Школьный двор становится эффективным средством формирования экологической культуры обучающихся, становления их нового гражданского сознания.
Педагоги и учащиеся нашей школы с первых дней открытия школы участвуют в реализации программы «Школьная клумба». Продолжением работы по озеленению и созданию ландшафтного дизайна школьного участка является проект «Малые архитектурные формы на школьном участке».
Цель проекта: познакомиться с общественным мнением и на его основе создать дизайн-проект по преобразованию пришкольного участка в комфортную и красивую мини-экосистему с малыми архитектурными сооружениями.
Задачи:
Предмет исследования – пришкольный участок МБОУ «Янтиковская СОШ».
Объект рассмотрения – устройство, практичность участка.
Методы:
-работа с литературой;
-работа с Интернет- ресурсами;
-поисковый метод;
-диагностический
Срок реализации проекта: 3 года ( 2011 -2013 гг)
№ п/п | Название этапа | Цель | Ответственный срок выполнения |
1. | Подготовительный | Мотивация, целеполагание проекта. | Январь-март 2011 года |
2. | Проектировочный | Построение ориентировочной схемы деятельности | Март –май 2011 года |
3. | Практический | Реализация проекта | Май-сентябрь 2011 года; Май –сентябрь 2012 года; Май- сентябрь 2013года |
4. | Аналитико-коррекционный | Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений | Октябрь 2011 года Октябрь 2013 года |
5. | Заключительный | Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. | Октябрь-ноябрь |
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный (проведение социологических исследований, мониторинга состояния окружающей среды на территории школьного двора, исследование почвы пришкольного участка; приобретение обучающимися знаний)
2 этап – основной (организация и проведение практической работы по благоустройству и озеленению школьного двора; привлечение как можно большего количества людей разных профессий и возрастов к участию в реализации проекта)
3 этап - заключительный ( анализ полученных результатов)
Практическая значимость: возможность применения материала на уроках окружающего мира, биологии, географии, экологической тропы; привлечение общественности к значимости проекта; улучшение окружающего ландшафта школьного двора; эстетическое соответствие школы и созданного культурного ландшафта.
Кадровое обеспечение проекта.
Участниками проекта являются ученический и педагогический коллективы школы, а также родительская общественность.
II. Малые архитектурные формы и их история
Малые архитектурные формы используются в ландшафтном дизайне давно, с самого начала появления садов за крепостными стенами древних поселений и появления крупных городов как таковых. Малые архитектурные формы — это конструкции, служащие для декоративного оформления и выполнения функциональной нагрузки в ландшафтном дизайне. То есть такие небольшие строения, сооружения и отдельные конструкции, кроме привлекательных внешних параметров могут обладать и практичностью, кроме эстетического часто имеют еще и функциональное назначение. К малым архитектурным формам в целом относятся любые архитектурные элементы, которые дополняют те или иные строения и окружающую их среду.[1]
По назначению малые архитектурные формы принято делить на:
- универсальные, массового использования. К ним относятся урны, цветочные вазоны, уличные фонари, садовые скамейки и так далее;
- декоративные малые архитектурные формы. Всевозможные статуи, скульптуры, фонтаны, беседки, выложенные мозаикой борта бассейна, изящный мостик, переброшенный через искусственный ручей — все эти элементы служат в большей степени просто для украшения ландшафтного дизайна;
- игровые и спортивные малые архитектурные формы. Качели, песочница, горка, шведская стенка — все это тоже малые архитектурные формы, причем очень функциональные, позволяющие обустроить на территории и детскую и спортивную площадки.
Малые архитектурные формы имеют важное значение в организации предметно-пространственной среды. Их генезис связан с развитием социокультурных коммуникаций и функционального насыщения среды проживания человека. Этим обусловливается разделение малых архитектурных форм на объекты функционального назначения и объекты, выполняющие функцию эстетическую, декоративную.
История ландшафтного дизайна берет свои истоки с периода расцвета государств Ассирии и Вавилонии (Государства Двуречья). Этот период именуется как Ассиро-Вавилонская культура (8-7 в.в. до н.э.) Основным строительным материалом был сырцовый кирпич. Это был непрочный материал, поэтому он явился причиной быстрого исчезновения памятников архитектуры. Города Двуречья имели округлую, а позднее прямоугольную форму, их окружало кольцо крепостных стен, иногда двойное или тройное. В развитии композиции в архитектуре применялось поперечное развертывание пространства. Для этого периода характерно строительство на террасах. Это искусственные насыпные платформы, которые возвышаются над поверхностью улиц. Этот принцип применялся при строительстве храмов-зиккуратов, имеющих вид ступенчатых башен. Они представляли собой ряд убывающих, поставленных одна на другую квадратных или прямоугольных платформ. Верхняя платформа завершалась, как правило, храмом. На выступающих частях нижних платформ по периметру высаживали растения в специально устроенные ямы, которые наполнялись растительной землей.
Особой известностью пользовались “висячие сады” Семирамиды. Они были созданы во дворе Южного дворца (605-562 гг. до н.э.) Навуходоносора II. Сады представляли собой ряд возвышающихся террас. Сад примыкал к северо-восточному углу городских стен. Его южная часть выходила к дворцовым покоям. Устраивался он в виде четырех ступенчатых террас, которые сужались кверху. На нижних террасах сажали деревья, а на верхних – кустарники и цветы. Идея создания террасированных садов, или “висячих садов”, оказалась достаточно плодотворной. Далее она нашла свое развитие в садах Персии, Италии, России (“верховые” сады Московского Кремля в конце 17 в.). [2]
План мероприятий практического этапа
№ п/п | Мероприятие | Сроки исполнения | Ответственный | ||
2011 | 2012 | 2013 | |||
1. | Уборка территории | + | Завхоз школы, классные руководители | ||
2. | Строительство беседки, лавочек | + | + | Завхоз,учащиеся | |
3. | Благоустройство и укладка дорожек школьной территории | + | Учащиеся, учитель географии | ||
4. | Разбивка новых клумб на территории школы | + | + | + | Учитель географии и технологии, учащиеся 1-11 кл |
5. | Расширение цветочно-декоративного содержания клумб. | + | + | + | Учитель биологии и географии, учащиеся |
7. | Благоустройство зоны отдыха на территории школы | + | + | + | Учитель технологии |
8. | Приобретение семян и выращивание рассады | + | + | + | Учитель технологии и экологии, 5-11 классы |
10. | Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе. | + | + | + | Учитель экологии, учащиеся 5-11 кл. |
11. | Уход за посаженными цветочными культурами. | + | + | + | Учитель технологии и географии, учащиеся 5-11 кл. |
12. | Осенние работы: | + | + | + | Завхоз, учитель экологии |
Предполагаемые результаты, их социальная значимость.
№ п/п | Предполагаемый результат |
1. | Организация социально – значимой общественной деятельности школьников. |
2. | Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию. |
3. | Обобщение знаний о декоративном оформлении и благоустройстве школьной территории; |
4. | Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений; |
5. | Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры; |
6. | Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности обучающихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения; |
7. | Создание места отдыха и общения для школьников в свободное от уроков время; |
8. | Улучшение эстетического вида школьного двора, создание благоприятной экологической обстановки; |
9. | Повышение конкурентоспособности школы путем создания имиджа красивого уютного дома, красота которого создается инициативой и трудом детей и педагогов. |
Бюджет проекта
№ | Наименование | Количество | Цена (руб.) | Сумма (руб.) |
1. | Семена цветочных культур для 8 клумб | 28x 8=224 пачек | 18 | 4032 |
2. | Подвоз торфогрунта | 8 машин | 1000 | 8000 |
3. | Приобретение семян газонной травы | 30 кг | 150 | 4500 |
4. | Приобретение агрохимических добавок для окультуривания почвы школьных клумб и территории фруктового сада. | 10 кг | 90 | 900 |
5. | Фанера | 1 лист | 32 | 32 |
6. | Краска масляная (три цвета) | 3 банки | 96 | 288 |
7. | Березовые брусья для колодца | 2 куб | 750 | 1500 |
8. | Гофролист для крыши колодца | 0,5 | 420 | 210 |
9 | ||||
всего | 11 800 |
III.Социологический опрос
Информационной основой проекта явились материалы социологического опроса, проведенного среди учащихся и родители. Участниками явились учащиеся начальных классов – 76 чел., среднего звена -120 чел., старшего звена -34 чел., родители – 67 чел. Во время анкетирования были заданы следующие вопросы:
1. Все ли вас устраивает на пришкольном участке?
2. Дайте оценку пришкольному участку
3.Участвовали ли вы во время организации этого проекта?
4. Чего вам не хватает на нашем участке?
Результаты анкетирования:
1. Все ли вас устраивает на пришкольном участке?
Да-94%
Нет-6%
(см. приложение №1)
2. Дайте оценку пришкольному участку
3-57 чел (19%);
4-112 чел (37%);
5-113 чел (39%);
(см. приложение №2)
3.Участвовали ли вы во время организации этого проекта?
Да-41%
Нет-59%
(см. приложение №3)
4. Чего вам не хватает на нашем участке?
Цветов – 29%;
Деревьев – 26%;
Других построек – 45%;
(см. приложение №4)
IV. Практическая часть
При устройстве цветочного газона мы подобрали растения так, чтобы они по своей высоте, времени цветения, окраске цветков, листьев и живописности гармонично сочетались с остальными растениями, произрастающими на нашем участке. Горка привлекает многоцветием весной, летом и осенью. Рядом удачно сочетаются: циннии (см. приложение №5), бархатцы (см. приложение №6), петунии (см. приложение №7), пионы, виола(см. приложение №8), нарциссы, ирисы, георгины (см. приложение №9) и др...
Большое эмоциональное воздействие на детей оказывает включение в декоративное оформление малых скульптурных форм (лебедь (см. приложение №10), колодец (см. приложение №11), домик и др.), и др. Такие декоративные элементы использованы у нас при оформлении газонов, клумб и др.
Имеющаяся на территории школы игровая зона, являются местом отдыха и развлечения. (см. приложение №12) Ее эстетический облик гармонично вписывается в ландшафт, а территория содержится в чистоте и порядке.
Цветы – это идеальный и универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Они придали нашему школьному двору неповторимое очарование.
Появилась потребность иметь на нашем участке всё новые и новые растения, родились идеи по оформлению новых клумб. Многообразие цветников служит прекрасным украшением пришкольного участка. Цветники стали элементами декора. Зимой мы рассчитываем количество и вид растений, которые необходимы для посадки, выращиваем рассаду и производим её высадку согласно рисунку и цветовой схеме (см. приложение №13). Мы проектируем цветники таким образом, чтобы обеспечить необычайное по своему великолепию, а также длительное цветение нашего сада. Каждый год цветники имеют различные размеры, формы, композиционные решения, сочетания декоративных растений.
Учитываются их особенности – высота и диаметр куста, сроки цветения, совместимость с другими видами, экологические параметры (переносимость света и тени) и многие другие аспекты.
Красота мимолетна, большинство цветников через месяц выглядят уже совершенно иначе. Однако наши насаждения хорошо спланированы и привлекательны на протяжении всего года и являются «садом непрерывного цветения». В оформлении всей школьной территории добавлены элементы вертикального озеленения (перголы с виноградами (см. приложение №14), декоративной фасолью).
В этом году будет спланирована новая территория отдыха: беседка с маленьким фонтаном. Мы думаем, что это придаст данной зоне отдыха свой неповторимый вид и своеобразие – «Райский уголок».
1. http://www.rmnt.ru/story/landscapedesign/385887.htm - Изюминка ландшафтного дизайна - малые архитектурные формы.
2. http://festival.1september.ru/articles/618505/ - Дизайн пришкольного участка
Марши для детей в классической музыке
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Солнечная система. Взгляд со стороны
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Лиса и волк